И он подумал, что пора. Дидактическая игра «Угадай профессию по трудовым действиям»


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Управление образования Администрации г. ЕкатеринбургаМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 489 Презентация творческого проекта«Любимые русские писатели для детей» Составитель:Кириллова Евгения Владимировна..Екатеринбург 2016 Паспорт проекта Наименование проекта «Любимые русские писатели для детей» Вид проекта творческий. Сроки реализации краткосрочный (25.01.2016 по 5.02.2016) Участники проекта дети, воспитатели, родители воспитанников. Проблема Дети не знают биографию и творчеств детских русских писателей. Цель Создать условия для знакомства с биографией и творчеством детских писателей. Задачи 1.Познакомить детей с биографией детских писателей: Н.Н. Носов, Э.Н. Успенский, А. Барто, А.С. Пушкин, А.А. Есенин, К.И. Чуковский, С. Я. Маршак, В.Ю. Драгунский.2. Развивать интерес к художественной литературе, формировать навыки устной речи на основе произведений детских писателей;3. Совершенствовать умение выразительно декламировать стихи, читать произведения, драматизировать, инсценировать; Паспорт проекта Этапы 1 этап. Подготовительный2 этап. Основной.3 этап. Заключительный Ожидаемый результат Дети хорошо ориентируются в биографии детских писателей, соотносят название произведения с автором. Воспитанники с интересом рассматривают иллюстрации к книгам, активно пересказывают рассказы, используют в повседневной речи приемы художественного слова.Воспитанники с удовольствием драматизируют произведения детских писателей, обращаются с просьбой прочитать то или иное произведение. Вид проекта: творческий.Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников.Срок реализации: краткосрочный (25.01.2016 по 5.02.2016) Актуальность темыКнига остается тем видом искусства, который оперирует словом. И именно ей даны большие возможности проникать в духовный мир человека, мир его мыслей, чувств. «Живое» общение с книгой не могут заменить средства массовой информации, детские компьютерные программы, аудио- и видео-книги, зрелищные шоу. Именно литература создает незаменимые ценности, от которых зависит прогресс в духовной жизни общества.Через книгу ребёнок познаёт окружающий его мир, познаёт о добре и зле, ненависти и дружбе, смелости и трусости. Чтение закладывает в ребёнке моральные ценности, учит сострадать и сопереживать, удивляться и радоваться.Прививая любовь к произведениям детских писателей, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Именно в раннем возрасте начинает складываться начитанность: ребенок приходит в школу с обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом. Дети, полюбившие чтение, намного лучше успевают в школе, точнее излагают свои мысли, и не только в устной речи, но и в письменной.Не секрет, что именно в семье происходит воспитание личности ребёнка. Задача взрослых - приобщить детей к чтению, привить любовь к книге. Если в семье любят и много читают, то и малыш будет подражать образу жизни своей семьи. Цель проекта:Создать условия для знакомства с биографией и творчеством детских писателей. Задачи:1. Познакомить детей с биографией детских писателей: Николай носов, Эдуард Успенский, 2. Развивать интерес к художественной литературе, формировать навыки устной речи на основе произведений детских писателей; 3. Совершенствовать умение выразительно декламировать стихи, читать произведения, драматизировать, инсценировать; Ожидаемый результат:Дети хорошо ориентируются в биографии детских писателей, соотносят название произведения с автором. Воспитанники с интересом рассматривают иллюстрации к книгам, активно пересказывают рассказы, используют в повседневной речи приемы художественного слова.Воспитанники с удовольствием драматизируют произведения детских писателей, обращаются с просьбой прочитать то или иное произведение. Этапы осуществления проекта: Подготовительный этап1. Разработка плана мероприятий с детьми и их родителями по ознакомлению с творчеством детских писателей. 2. Планирование выставок. 3. Составление конспектов мероприятий.4. Оформление книжного уголка в группе, в рамках данного проекта. Основной этап: 1. Оформление фото-выставки детских писателей.2. Оформление выставки рисунков «Мы любим и знаем детских писателей».3. Проведение занятия по развитию речи «Любимые детские русские писатели»4. Театрализованная деятельность: чтение произведений с включением сюжетно- ролевой игры, где дети изображают героев произведений. Заключительный этап:Консультация для родителей на тему «Роль книги в жизни ребенка»Совместно с родителями подготовить рисунок «Мой любимый сказочный герой»Оформление папки «Портреты любимых русских писателей» Оформление фото-выставки детских писателей Оформление выставки рисунков «Мы любим и знаем детских писателей». Выводы:Именно в раннем возрасте произведения русских великих детских писателей провоцируют сопереживания главным героям, в результате чего у детей появляются новые представления о героях произведений, их взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Кроме того произведения содержат простые образы животных и героев, с которыми ребёнку проще идентифицировать себя.Произведения для детей раннего возраста легки в восприятии, без философского смысла, эмоционально насыщенны, не сложны в разыгрывании сюжетов, пронизаны чувствами, которые рождают человечность… Кульминацией проекта стало домашнее задание для детей и родителей нарисовать героя любимой книги русских писателей. А также, дети с интересом приносили свои любимые детские книги в детский сад для совместного прочтения. Приложение 1.Конспект цикла занятий посвященных русским любимым детским писателям (воспитатель делит мероприятие на несколько частей в зависимости от усталости воспитанников.). Ход мероприятия:Звучит песня:» Детская про книжку».Дети садятся полукругом перед проектором.Воспитатель: ребята, мы сегодня отправимся в путешествие по сказкам, рассказам, но мы не просто отпаримся. А будем вспоминать, какие же сказки, рассказы мы с вами знаем, а также их авторов? Назовите, какие же ваши любимые сказки, рассказы, и кто их написал? (дети отвечают). Хорошо, а теперь мы их будем угадывать. Воспитатель читает: Он дружок зверям и детям,Но таких на целом светеБольше нет ни одного,Потому что он не птица,Не тигренок, не лисица,Не котенок, не щенок,Не волчонок, не сурокНо заснята для киноИ известна всем давноЭта милая мордашкаА зовется … . (Чебурашка)Правильно ребята, а кто же написал про чебурашку? (Э. Успенский)А какие еще произведения написал Эдуард Николаевич?Ответы детей («Дядя Федор, пес и кот», «Следствие вели Колобки», «Вера и Анфиса» и т.д.) Воспитатель: С ней мы с раннего детства знакомы, мамы часто нам читали, про лошадку и слона, про бычка, кто она? Правильно: А. Л. Барто, а что же она еще написала?(ответы детей)«Вовка добрая душа», «Гуси-лебеди-игра» Ребята, посмотрите на портрет, кто это, как вы думаете?(Если дети затрудняются. Напомнить им) . Ребята, а что же он написал? «Он живой и светится», «Все тайное становится явным».Ребята, а чему нас учат рассказы Драгунского? (ответы детей)Да. Правильно, нужно быть добрым, честным. С ранних лет мы его любим тоже: Кто же он, ответьте дети? Ну конечно: К.И. Чуковский! А что он еще написал для детей? (ответы детей). Ребята, а это. Что за произведение? (ответы детей). Да, это «Кошкин дом». А кто же написал это произведение? (Появляется портрет).Да ребята, это Самуил. Яковлевич Маршак.Что же он написал еще, кто помнит?Давайте посмотрим и вспомним Физкультминутка:Дети встают около своих стульчиков.Воспитатель читает:Чтобы умными нам стать, дети шагают на месте, нужно потрудиться(сгибают и разгибают руки в локтях, много книжек почитать(Руки соединяют и разводят в стороны, имитируя, читают книгу), нигде не лениться, (мотают головой, и друг другу грозят пальцем), взрослым нужно помогать руки в стороны(наклоны вниз, мыть полы и подметать, изобразить), а еще послушным быть(погладить друг друга по голове), и миролюбивым(обнять себя за плечи). Воспитатель читает:«Попрыгунья стрекоза, лето красное пропела, Оглянуться не успела, как зима катит в глаза»Ребята, откуда эти строки?, Как называется произведение?Правильно: «Стрекоза и муравей». А кто автор этого произведения? (Иван Андреевич Крылов).А какие произведения он еще написал? Ребята, а какой была свинья в произведении Крылова? (ответы детей).Неблагодарная, глупая.Как правильно мы называем его произведения, не стихи. Ни сказки, а? (Басни). Ребята, мы с вами недавно читали красивые стихи о природе, вот послушайте отрывок одного из них:Белая березаПод моим окномПринакрылась снегом,Точно серебром…Чьи это стихи? (Сергей Есенин). Ребята, а чей это дом, рядом с которым стоит береза? Да, это дом в котором жил Сергей Есенин. А где же он жил, что за место?(Деревня). Он очень любил свою родину, за ее красоту, природу, и поэтому у него очень много стихов, связанных с природой. Ребята, а кто же писал детские, юмористические рассказы для детей?(Н.Носов). Ребята, а кто же это? (А.С. Пушкин.) Как его правильно мы назовем, не просто писатель? (Великий русский поэт).Давайте вспомним, его сказки(Дети называют)Отрывок из сказки «Сказка о царе Салтане» «У Лукоморья дуб зеленый» «Сказка о попе и работнике Балде» Ребята, а чему же учат сказки А.С. Пушкина?Да, ребята, все сказки А.С. Пушкина, заканчиваются хорошо, «Добро, побеждает зло». Они учат нас, быть добрыми, трудолюбивыми. Ребята, давайте вспомним. О чем на занятии мы сегодня говорили, каких писателей вы запомнили, кто вам больше всего понравился, и какое произведение, вам запомнилось больше всего? Молодцы, вы очень хорошо отвечали, и сегодня вам всем, мы дадим вот такие медали, на которых написано. Юный знаток, детских произведений, и нарисована книжка. Когда вы научитесь читать, то обязательно сами прочитаете все, эти произведения. И еще больше, читать ребята очень важно и полезно. Спасибо за внимание!!!


Приложенные файлы

Тип проекта:

1. По доминирующей деятельности: творчески - познавательный проект.

2. По содержанию: информационно – творческий проект.

3. По участникам: детско – взрослый коллектив.

4. По времени проведения:долгосрочный (2 года).

5. По характеру контактов: групповой, при активном участии семьи, сотрудников ДОУ, общественных организаций.

Актуальность проблемы:

« Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к

книге, есличтение не стало его духовной

потребностью на всю жизньвгоды отрочества,

душа подростка будет пустой, на свет божий

выползает, как будто неизвестно откуда

взявшееся плохое»

В.А. Сухомлинский.

Не секрет: интерес к книге, к чтению, вхождение в книжную литературу с каждым годом снижается. Вовсе не случайно 2003 – 2012 г.г. ООН объявила Десятилетием грамотности. Вот почему вопросы формирования интереса у детей к художественной литературе требуют повышенного внимания.

С.Я.Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве, она оставляет более сильный след, чем прочитанная в зрелом возрасте. «О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной». Эти слова К.Батюшкова имеют отношение и к вопросам чтения. У ребёнка – память сердца. Не сопереживавшие в детстве могут остаться равнодушными к проблемам века – этическим, экологическим, эстетическим…

Общеизвестно воздействие художественной литературы на формирование личности ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. Но в истории отношения человека с книгой были периоды взаимного тяготения и отчуждения: это – естественный ход жизни. Важно только не упустить момент смены приоритетов, так как, уходя из активной деятельности человека, книга унесет весь предыдущий духовный и практический опыт прошедших на Земле поколений, без которого человечество существовать не может.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

В старшем дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. Дети могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

Например, анализ сказок К.Чуковского позволяет детям понять и почувствовать их глубокое идейное содержание и художественные достоинства; поэтические образы привлекают детское внимание, надолго запоминаются. Книги К.И.Чуковского пронизаны гуманизмом, верой в победу добра и справедливости, в торжество правды.Его герои: добрый доктор Айболит, герой Ваня Васильчиков, бесстрашный Бибигон, крокодил, удалой комарик – вызывают сочувствие детей, помогают воспитывать у них положительные качества, без назидательности высмеивается неряшливость, трусость, зазнайство.

Реализация данного педагогического проектаобеспечит психологическое формирование читателя в дошкольнике. А увлекательное общение с творчеством писателей и поэтов будет способствовать развитию интереса к книге, что будет являться неотъемлемой частью системы образования дошкольников на этапе становления современной личности.

Гипотеза:

Целенаправленное общение старшего дошкольника с книгами доставляющее ребенку удовольствие, будет вызывать интерес, помогающий приобретать знания, стимулирующий работу ума и души. Показывая ребенку смысл и глубину содержания произведений, увлекая его процессом чтения общения с книгой, можно сделать так, чтобы чтение постепенно становилось ведущей деятельностью. Изучение литературных произведений способствует формированию литературного вкуса, расширяет кругозор ребенка, обогащает спектр личностных особенностей. Родители воспитанников,наряду с детьми, являются активными действующими лицами.

Цель:

Формирование у детей осознанного отношения к литературе, как к источнику знаний, лучшему другу, советчику.

Задачи:

1. Познакомить детей с жизнью и творчеством писателей и поэтов.

2. Формировать у детей и взрослых устойчивый интерес к чтению художественных произведений, вырабатывать навыки грамотного читателя.

3. Развивать лексико-грамматический строй речи, эмоционально-оценочную и объяснительную речь.

4. Развивать творческие способности дошкольников и их родителей.

5. Воспитывать любовь к творчеству автора

6. Воспитывать у детей чувство сострадания к слабым и беззащитным.

7. Пробуждать у дошкольников желание самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.

8. Активизировать влияние семейного воспитания на развитие дошкольника. Приобщение родителей к проблеме детского чтения.

9. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу – Россию, в которой мы живём.

Реализация проекта

1 Этап – Подготовительный

Создание проблемной ситуации: Исчезли все книжки из книжного уголка.

Проводится беседа с детьми:

1. что можно почитать;

2. где можно взять книгу;

3. каких писателей знаете;

4. кто нам расскажет о писателе;

5. что такое библиотека;

6. где она находится;

7. как к ней пройти;

8. кто будет договариваться о посещении в библиотеку;

9. кто нам ещё поможет узнать о творчестве писателей; и т.д.

План реализации проекта:

Постановка и определение целей и задач проекта, исходя из возрастных особенностей детей:

· Включение педагогов, сотрудников библиотеки и музея в творческий процесс;

· Вовлечение родителей в процессе решения поставленных задач;

· Сбор информации и необходимого материала для реализации проекта;

· Подведение итогов.

2 Этап – Основной (планирование и организация деятельности). (Приложение 1)

3 этап – Заключительный

Промежуточный результат: в конце старшей группы

· литературная викторина

· выставка детских работ.

Итоговый результат: в конце подготовительной группы

· К.В.Н. между родителями и детьми

· презентация проекта.

Ожидаемый результат проекта.

Дети.

В результате данного проекта дети познакомятся с творчеством детских авторов, научаться слушать и понимать художественный текст и многое другое, расширится эмоционально – оценочная лексика, улучшится объяснительная речь, что является фундаментом для воспитания, будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека, станут внимательнее относиться друг к другу, проявлять заботу о тех, кто рядом, оказывать поддержку.

Родители.

Родители в результате деятельности в образовательном проекте расширят свои знания о многообразии детских авторов и важности знакомства с ними детей.

Педагоги.

Повысят профессиональный уровень, изучив одно из инновационныхнаправлений «проектирование».

Приложения:

ПЛАН проекта

Информация для родителей

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

Дошкольное отделение детский сад №70

_____________________________________________________________________________

119618, Москва, 50 – летия Октября улица, дом 21А

Проект «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с жизнью и творчеством детских писателей»

Воспитатель старшей группы №6

Лодянова Марина Ивановна

e-mail:

Москва , 2013

Цель проекта: формировать представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (стихи, проза, рассказ, сказка и т.д.); знакомство с жизнью и творчеством детских отечественных и зарубежных писателей и поэтов.

Задачи:

Образовательные: учить детей проявлять интерес к книге ; закреплять знания детей о творчестве писателей ; участвовать в коллективной работе; слушать собеседника, формировать ответы на вопросы.

Воспитательные: формировать у детей нравственные качества личности; воспитывать любовь детей к художественной литературе; воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов…

Развивающие: развивать наглядно-образное мышление; развивать умение обобщать; развивать произвольное восприятие; развивать монологическую и диалогическую речь, выразительность; развивать память, творческое воображение.

Участники проекта:

Дети и родители воспитанников старшей группы №6;

Воспитатель: Лодянова М.И.

Тип проекта: Творческий

Продолжительность проекта: Долгосрочный, рассчитан на 1 учебный год

Ожидаемый результат:

1. Оснащение развивающей среды в группе:

    Библиотека произведений;

    Оформление выставки книг по произведениям писателей;

    Создание развивающих игр;

    Театрализованные игры

2. Активное участие родителей в реализации проекта.

3. Развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения.

4. Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них.

5. Развитие коммуникативных способностей детей, умения договариваться, помогать друг другу.

6. Создание системы работы по ознакомлению детей с художественной литературой.

Литературный досуг« В гостях у тётушки Агаши».

«Жизнь и творчество Самуила Яковлевича Маршака»

Цель: з накомство с жизнью и творчеством С. Я. Маршака

Задачи:

    Обогатить знания детей об окружающем мире: объекты социального назначения, природный мир, мир творчества, профессии и ремесла, предметный мир…

    Продолжать работу по формированию нравственного и патриотического воспитания

    Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений. Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы

Материалы и оборудование: портрет и выставка книг С.Я. Маршака; сундук; картинки животных: петух, курица, козел, свинья, кошка, собака, тигр, жираф, слон; русский костюм для воспитателя «Тетушки Агаши»; листы и карандаши для рисования; магнитофон; проектор для просмотра презентаций.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы: « Усатый полосатый», «Детки в клетке», «Глупый мышонок», ««Круглый год»

Просмотр мультфильмов: «Почта», «Кошкин дом», «Пудель», «Вот какой рассеянный»;

Рассматривание иллюстраций

Настольный театр по стихотворению «Усатый полосатый

Виды детской деятельности:

Формирование элементарных математических представлений: ф ормирование элементарных математических представлений на основе стихотворения «Веселый счет»

Формирование целостной картины мира ф ормирование представления о сезонных изменений по стихотворению «Круглый год», «Осень»

Развитие всех компонентов устной речи: формирование грамматического строя речи, образование форм множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, употребление этих слов в именительном и винительном падеже на основе произведения «Детки в клетке»

Развитие конструктивной деятельности: конструирование «Вокзал» из напольного конструктора «Лего»

Приобщение к элементарным общепринятым нормам: в оспитание любви и уважения к своим родителям, к своей семье по произведению «Сказка о глупом мышонке»; воспитание правил пожарной безопасности из произведения «Кошкин дом»

Трудовая деятельность: п одбор книг по теме «С. Я. Маршак»;

Сотрудничество с родителями: домашнее чтение произведений С. Я. Маршака

План проведения:

    Вводная часть

    1. Подготовка к досугу

      Знакомство с «Тётушкой Агашей»

    Основная часть

    1. Просмотр презентации: «Жизнь и творчество Маршака»

      Викторина: «Творчество Маршака»

      Художественное творчество: «Нарисуй героя книги С.Я.Маршака»

    Итог

    1. Выставка рисунков

Ход мероприятия.

    Вводная часть : досуг проводится в группе во второй половине дня с детьми старшего дошкольного возраста. Дети сидят полукругом на стульях около портрета писателя. В группу входит воспитатель, переодетый в русский народный костюм

Тётушка Агаша : Здравствуйте, ребята! Я - тетушка Агаша. Посмотрите, какой сундук я принесла. Это не простой сундук – он волшебный. В нем много книг разных писателей. Открывается он только в знаменательный день.

    Основная часть: тётушка Агаша открывает сундук с книгами и показывает ребятам.

Тётушка Агаша: Сегодня м ы с вами собрались у портрета С.Я.Маршака не случайно. 3 ноября 126 лет со дня рождения детского писателя С.Я.Маршака. С некоторыми его произведениями вы знакомы, я же хочу рассказать вам о жизни и творчестве писателя.

Дети просматривают слайд-фильм о биографии С.Я.Маршака (приложение 1 и 2).

Тётушка Агаша: П ознакомились вы только с малым количеством стихов Маршака, писатель написал более 300 произведений. Давайте вспомним, с какими из них мы познакомились? Проверим свои знания и ответим на вопросы в викторине.

Проведение викторины : д ети отвечают на вопросы. В случае затруднения воспитатель помогает (приложение 3).

Тётушка Агаша: В моем сундуке есть не только книги, но и картинки героев произведений писателя. Мы продолжим знакомство с творчеством С.Я.Маршака и давайте поиграем.

Дидактическая игра: «Разложи животных по группам»


Тётушка Агаша: Вы справились с моим заданием и хорошо разбираетесь в животных. Встреча с творчеством С.Я.Маршака заканчивается. Хотелось бы, чтобы в память об этой встречи вы оставили свои рисунки.

    Итог : дети рисуют свои рисунки и выставляют на выставку.


Анализ досуга.

Досуг проводился во второй половине дня в группе с детьми старшего дошкольного возраста.

За время проекта дети познакомились с краткой биографией детского поэта С. Я. Маршака, его детскими годами. Познакомились с новыми стихами и вспомнили ране изученные произведениями поэта.

Дети разучили несколько новых понравившихся стихотворений из сборников С. Я. Маршака «Круглый год» и «Детки в клетке».

Познавательной оказалась сюжетно-ролевая игра и конструирование «Вокзал». В утренние часы дети из конструктора «Лего» создавали здание вокзала. Закрепляли знания наземного вида транспорта: о поездах, вокзале и поездках на поезде. Во второй половине дня игра получила сюжетно-ролевое направление. Развитие сюжета началось по стихотворению «Багаж». Дети много узнали из жизни вокзала: о пассажирских и товарных поездах, о правилах поведения в транспорте.

В беседе о правилах поведения на дорогах нам очень помогло стихотворение «Мяч».

Формирование элементарных математических представлений очень разнообразило использование стихов «Веселый счет».

Произведения «Детки в клетке», «Где обедал воробей?», дети узнали новых животных, выучили стихи, а также потренировались образовывать множественное число названий детенышей в разных падежах. В заключении дети создали из пластилина свой зоопарк.

Образовательная область «Художественное творчество» дети закрепили умение рисовать иллюстрации к стихотворению, соблюдая цветовую гамму и последовательность.

Для подведения итогов прошла викторина по произведениям С. Я. Маршака с использованием слайд-шоу.

Выдвинутые ранее нами гипотезы подтвердились, организация работы по ознакомлению с творчеством писателя способствует развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, мыслей, характеров. Задача взрослого – открыть ребёнку то, что несёт в себе книга.

Читатель в ребёнке начинается раньше, чем он научится читать. Ребёнок слушатель – это уже читатель. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, уметь передавать свои чувства и переживания детям.

Именно в дошкольном возрасте начинает складываться начитанность: в школу ребёнок приходит уже с обширным багажом. В нашей группе дети знают и называют К. Чуковского, А. Пушкина, В. Сутеева, В. Маяковского, А. Барто, Н. Носова, К. Ушинского, Л. Толстого. Читая и обсуждая произведения, мы расширяем круг конкретных представлений, обогащаем жизненный опыт детей.

Основными методами, которыми я пользуюсь для литературного развития, являются:

Чтение (рассказывание) взрослого

Прослушивание записей (постановка)

Рассматривание иллюстраций

Беседа после чтения

Моделирование – схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного текста. Модели рисуем вместе с детьми, в процессе совместного обсуждения последовательности событий в произведении

Театрализованные игры: игры – драматизации, игры с фигурками разных видов настольного, стендового и кукольного театров обеспечивают практикование детей в разных видах художественно – речевой и театрально - игровой деятельности по текстам знакомых произведений

Чтение с продолжением – предоставляет возможность пофантазировать о том, что будет дальше

Беседы о книгах – обсуждаем внешний вид, деятельность писателя, художников иллюстраторов, художника – оформителя, процесс изготовления и печатания книги, процесс изготовления и печатания книги, правила обращения с книгами

Вечера литературных развлечений, литературные праздники

Тематические выставки.

Поддерживаю и поощряю стремление детей к постоянному общению с книгой.

Создаю проблемные и игровые ситуации для углубления интереса детей к рассказыванию, чтению наизусть художественных текстов, придумыванию творческих постановок, к самостоятельной театрализованной деятельности (куклы Би - ба - бо, пальчиковый и настольный театр).

Дети старшего возраста более осознанно воспринимают литературный текст, внимательно слушают произведения, стараются понять скрытые мотивы поступков героев, начинают им сопереживать. Читая с детьми книгу, я стараюсь донести им характер и идею произведения, задаю вопросы по прочитанному, веду разговор об авторе, о других его произведениях.

К старшему дошкольному возрасту у ребёнка должны сложиться первые впечатления о писателях. Поэтому работу по ознакомлению с книгой я стараюсь проводить в системе: когда читаю, обращаю внимание детей на автора книги, спрашиваю, а какие книги этого автора мы читали раньше. Вкратце рассказываю про автора, чтобы вызвать у ребят интересы к личности того или иного писателя или поэта, повысить читательскую культуру ребёнка. Стараюсь факты из биографии излагать доступно. Делаем выставку книг данного писателя, выставляю иллюстрации к произведениям.

Как итог – провожу творчество детей по мотивам произведений (рисование, лепка). Уместно будет просмотреть кинофильм, организовать вечер развлечений.

В организации литературного центра в группе, стараюсь придерживаться следующих принципов:

Литературные произведения, подбираемые в уголок, должны быть разнообразными по жанру, тематике и содержанию (способные удовлетворить разнообразие детских интересов: книги сказок и рассказов, басни, стихи, энциклопедии).

При подборе литературных текстов важно учитывать интересы мальчиков (приключения, техника) и девочек (о принцессах).

Кроме книг в групповой библиотеке должны быть детские журналы, что способствует общению детей, обсуждению содержания журналов.

Мы учим правила обращения с книгой, правила поведения в библиотеке (городской и групповой).

Для умения ориентироваться в огромном мире книг я использую такие игры:

- «ищем героя» - определяем основного героя в произведении, оцениваем его поступки с позиции «хорошо - плохо» и делаем вывод, что герой является носителем важных ценностей

- «путаница» - дети выбирают два объекта из одного произведения (рыбка и море, ёжик и палка…)

- «сказочные слова» - вспомнить все заклинания: «сим-сим, откройся», «сивка бурка»

- «волшебная фраза» - используя фрагменты из текста «однажды она сидела на сучке, высунувшейся из воды коряги, и наслаждалась тёплым мелким дождичком...»

- «продолжи строчку»

- «угадай рифму»

- «озвучиваем диафильм»

Планируя работу, таким образом, я стремлюсь к:

Развитию содержательности и связной речи

Развитию речевого творчества и выразительности

Развитию способностей в речевой деятельности

Подготовке к обучению грамоте

Особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Без рисунков художника воображение малыша может не включаться в работу и текст не будет понят. Читая книгу, я постоянно обращаю внимание детей на художников-иллюстраторов данной книги. Мы рассматриваем рисунки художника В. Рачева, Е. Лосина, Чижикова, Чарушина, Юрия Васнецова, В. Сутеева. Мир рисунков – волшебный мир, где дети видят изображения героев в давние времена: русский быт (Лосин, Васнецов), знакомятся с художниками-аниматорами (Е.Лосин, В.Рачов, В.Сутеев), которые изображают животных в разных жизненных ситуациях.

По картинкам мы учимся пересказывать текст, воспроизводить его в нужной последовательности.

Беря в руки книгу, дети по картинкам рассказывают, о чем будет эта книга. Учимся описывать картинки в книге – характер, цвет, насыщенность, для кого создаются картинки?

Постоянное общение дошкольников с литературным и изобразительным искусством, формирует эстетические чувства и осознание важности книг в жизни человека.

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Образовательная область : « Чтение художественной литературы».

Тема проекта: «Знакомство с творчеством С.Я. Маршака детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность проекта

Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и не интересными для детей XXIвека. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор.

Цель проекта: Познакомить детей старшей группы ДОУ с творчеством советского детского поэта С. Я. Маршака.

Задачи проекта:

  1. Познакомить детей с детскими годами С. Я. Маршака.
  2. Познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака: «Багаж», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Где обедал воробей?», «Вот какой рассеянный», «Радуга-дуга», «Ванька-встанька», «Круглый год», «Детки в клетке», «Мяч», «Веселый счет», «Кошкин дом», загадки.
  3. Разучивание стихотворений С. Я. Маршака из сборников «Детки в клетке» и «Круглый год».
  4. Подготовить и провести сюжетно-ролевую игру «Вокзал» по мотивам стихотворения «Багаж» с элементами конструирования, а также мотивировать детей выполнить аппликацию «Вагон», а потом составить большой поезд.
  5. Провести беседу по правилам поведения на улице по мотивам стихотворения «Мяч» на прогулке.
  6. Подготовить и провести физкультурный досуг по мотивам стихотворения «Сказки об умном мышонке».
  7. Провести НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием стихотворения «Веселый счет».
  8. Беседа о пользе сна и соблюдения режима по стихотворению «Ванька-встанька».
  9. Формировать представления о сезонных изменений по стихотворению «Круглый год».
  10. Учить рисовать радугу, соблюдая цветовую гамму после прочтения стихотворения «Радуга-дуга».
  11. Выполнить совместно с родителями иллюстрации к стихотворениям С. Я. Маршака.
  12. Изготовить атрибуты и декорации для инсценировки.
  13. Подготовить инсценировку стихотворения «Вот какой рассеянный».

Участники проекта: дети старшей группы ДОУ, родители воспитанников, воспитатель Берестнева И.Н.

Тип проекта: Творческий. /по методу/ Метод развития творческого познавательного мышления /по количеству участников / Групповой /по продолжительности/ Краткосрочный.

Приложение 1. Проект «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака».



Просмотров