Портрет ольги в кресле. Портреты ольги пикассо

Не так давно,17 июня сего года, исполнилось 125 лет балерине из труппы Дягилева Ольге Хохловой, вошедшей в историю под именем Пикассо. В течении почти десятка лет она была для Пабло Пикассо русской Музой, моделью для его картин, женой и матерью его сына.
Ольгу Хохлову Пикассо встретил когда в Париже гастролировал с огромным триумфом Дягилевский балет «Русские сезоны в Париже».
Несмотря на свободные европейские нравы и соблазны, которые окружали девушку, Ольга, аристократка по рождению и видимо по духу, жила в своём собственном мире. Скорее всего, именно эта непохожесть на других, хорошее образование и дисциплина смогли произвести очень сильное впечатление на Пабло Пикассо.
Немаловажное значение имело и то, что Ольга была русской. В те годы Пикассо, великого революционера в искусстве, чрезвычайно интересовало все русское. Познакомившись с Хохловой, Пикассо часто просил ее говорить по-русски. Ему доставляло удовольствие само звучание иностранной речи. Он даже собирался учить язык этой загадочной для него страны, он внимательно следил за развитием событий в России, Февральской революцией. Видимо, все это придавало в его глазах балерине особый романтически-революционный флер.

Пикассо вскоре увлекся Ольгой, со всем присущим ему темпераментом. "Осторожно,- предупреждал его с усмешкой Дягилев,- на русских девушках надо жениться". "Вы шутите",- отвечал художник, который утверждал, что он остается хозяином в любой ситуации.

1920 Danseuse assise (Olga Picasso)

Внешне Хохлова и Пикассо очень сильно отличались друг от друга. Он - коренастый. Она - стройная, высокая, изящная. Но, безусловно, основные разногласия были во взглядах на жизнь. 36-летний художник до встречи с Ольгой во главу угла ставил удовольствия и знал огромное количество женщин. Балерина в свои 27 лет была девственницей и явно не планировала становиться очередной легкой «добычей» Пабло.

Портреты Ольги Хохловой 1917 г.

Пикассо вел себя с Ольгой по-особенному, не так, как с другими. Он не только сделал девушке официальное предложение, но и повел танцовщицу под венец. Для Хохловой это был естественный шаг, для неверующего в Бога Пикассо - желание угодить возлюбленной.

Пикассо много рисовал ее в манере сугубо реалистической. На этом настаивала сама балерина, которая не любила непонятные ей эксперименты в живописи. "Я хочу,- говорила она,- узнавать свое лицо".

В Барселоне Пикассо познакомил Ольгу со своей матерью. Она тепло приняла русскую девушку, ходила на спектакли с ее участием, но однажды предупредила: "С моим сыном, который создан только для самого себя и ни для кого другого, не может быть счастлива ни одна женщина". В Барселоне художник написал ее "испанизированный" портрет в мантилье, который подарил матери.

12 июля 1918 года в мэрии 7-го парижского округа прошла церемония бракосочетания Пабло Пикассо и Ольги Хохловой. Оттуда они отправились в русский собор Александра Невского на улице Дарю, где состоялось венчание. Служба была православная.
Пикассо был убежден, что женится на всю жизнь, и поэтому в его брачный контракт вошла статья о том, что их имущество - общее. В случае развода это подразумевало его раздел поровну, включая все картины.
Свидетелями со стороны жениха были Жан Кок-то, Марк Жакоб и Гийом Аполлинер, великий поэт Франции и Польши.
Свадьба была пышная, роскошная, и после нее молодые уехали в свадебное путешествие.

Во Франции, они поселились в маленьком доме в парижском пригороде Монруж - со служанкой, собаками, птицами и еще тысячью разных предметов, которые повсюду сопровождали художника.Ольга неплохо говорила по-французски, хотя и с сильным русским акцентом, и любила слушать длинные фантастические истории, которые ей рассказывал Пабло
в Монруже он написал знаменитый "Портрет Ольги в кресле", который сейчас выставлен в парижском музее Пикассо. Сравнивая его с фотографией, сделанной в момент позирования, нетрудно заметить, что художник несколько приукрасил ее черты.

1917 Portrait d"Olga dans un fauteuil

В семейной жизни Пикассо не утратил своей огромной работоспособности, стремления к совершенству. Он писал портреты Дягилева, Стравинского, Бакста, Кокто. Ольгу он нарисовал для своей первой литографии, которая была использована для пригласительного билета на его выставку.

4 февраля 1921 года у них родился сын Поль (Пауло). В 40 лет Пикассо впервые стал отцом. Он делал бесконечные рисунки своего сына и жены, помечая на них не только день, но и час. Все они выполнены в неоклассическом стиле, а женщины в его изображении напоминают олимпийские божества.

Olga Picasso con el pequeño Paulo, 1923

Художник словно следовал совету Ван Гога, который писал в письме брату Тео: "преувеличивай самое существенное". В те годы Пикассо "Искания в живописи не имеют никакого значения. Важны только находки... Мы все знаем, что искусство не есть истина. Искусство - ложь, но эта ложь учит нас постигать истину, по крайней мере ту истину, какую мы, люди, в состоянии постичь".

Портреты сына Пауло

Всю его жизнь главной страстью было творчество, во имя которого он был готов пожертвовать всем. Пикассо часто рассказывал о французском художнике-керамисте Бернаре де Палиси, жившем в 16-м веке, который для поддержания огня в печи во время обжига бросал туда свою мебель. Пикассо очень любил эту историю и видел в ней настоящий пример "горения" во имя искусства. Сам он утверждал, что бросил бы в печь и жену, и детей - лишь бы не угас в ней огонь.
"Каждый раз, когда я меняю женщину, - говорил Пикассо, - я должен сжечь ту, что была последней. Таким образом, я от них избавляюсь. Они уже не будут находиться вокруг меня и усложнять мне жизнь. Это, возможно, еще и вернет мою молодость. Убивая женщину, уничтожают прошлое, которое она собой олицетворяет". Художник любил повторять, что жизнь продлевают только работа и женщины.

Ольга почувствовала: Пикассо стал менять художественный стиль. Кстати, это было присуще ему: всякий раз, когда у него появлялась новая женщина, Пабло менял творческую манеру. Вот и теперь он перестал рисовать балерин, стал тяготиться знакомствами, которые навязала ему жена, сторониться русских эмигрантов. Ольга была в отчаянии. Она не знала, как предотвратить надвигающийся разрыв…

Сердце Пикассо покорила 17-летняя француженка Мари-Терез Вальтер. Эта девушка с лицом ребенка к моменту знакомства с Пабло ничего не знала о нем и об искусстве в целом, у нее были совсем другие увлечения. Но уже немолодой художник смог без труда совратить юную красавицу. Их страстный роман доставлял Ольге невероятные страдания.
Сам художник как-то сказал, что всех женщин делит на «богинь» и «половые коврики», согласно этой логике Ольга с появлением Мари-Терез стала тем самым «ковриком», о который Пабло, не задумываясь, каждый день вытирал свои ноги.

Ненависть к ней Пикассо стал вымещать, в живописи. В серии картин, посвященных корриде, он изображал ее то в виде лошади, то старой мегеры. Объясняя впоследствии причины их разрыва, художник скажет: "Она слишком много от меня хотела... Это был наихудший период в моей жизни".
Они не развелись, так хотел Пикассо, чтобы не делить имущество
согласно брачному контракту.
Из-за сильных переживаний у Хохловой началась нервная депрессия, с которой она прожила до конца своих дней. Ольга умерла в 1955 году от рака в Каннах и была похоронена на местном кладбище. Пабло не приехал проститься с женщиной, которую когда-то боготворил. У него была совсем другая жизнь, в ней не было места бывшей возлюбленной и матери его сына.

В парижском музее Пикассо хранятся более ста писем Ольги, адресованные мужу, но пока доступ к ним закрыт.

PABLO PICASSO Woman Reading

6 июня 1975 года от цирроза печени, вызванного алкоголем и наркотиками, в 54-летнем возрасте умер Пауло Пикассо, сын художника и Ольги. Его двое детей, Марина и Бернар были в числе наследников. Всем наследникам было предоставлено право взять себе на память одну из работ художника.Марина выбрала картину, где изображена совсем молодой ее бабушка - Ольга Хохлова.

Источник http://www.liveinternet.ru/community/camelot_club/post393142010/

Весна 1917 года, Рим… Именно здесь идёт подготовка к новому спектаклю труппы «Русских балетов» Дягилева - «Парад». Это будет нечто особенное - и музыка, и декорации, и костюмы доверены молодым французским представителям новых течений в искусстве. Так, в качестве художника-постановщика приглашён знаменитый Пабло Пикассо.

Скандальный мэтр кубизма с большим энтузиазмом окунается в новый для себя мир сцены, балета, красивых женщин…

Особенно его привлекает одна - солистка кордебалета Ольга Хохлова. Она красива и, что немаловажно, из «благородных» - редкий случай, когда на сцене танцует дворянка с хорошим образованием. Да, она не прима, но всё же имеет в своём активе несколько сольных партий второго плана. А главное - она загадочна!

Ольга не оказывала бурных знаков внимания знаменитому ловеласу (в отличие от многих). Она была сдержанна, чем и приглянулась Пикассо. После двухмесячных попыток завлечь её в свои сети, художник понял, что здесь надо действовать иначе. И в результате… он на ней официально женился! В феврале 1918 года они обвенчались в русской церкви в Париже.

Историки искусства пишут, что это был брак, скорее, по рассчёту, ведь путь в большевистскую Россию Ольге был к тому времени уже заказан, а Пикассо тешил своё самолюбие женитьбой на неприступной великосветской красавице «из хорошей семьи».

Свою жену и сына Поля (Пабло) художник писал много раз. Причём Ольга настаивала, чтобы она была всегда узнаваема. И именно поэтому все её портреты выполнены в реалистической манере, хотя недолгие 5 лет супружества Пикассо активно писал картины в кубистической и сюрреалистической манерах.

«Портрет Ольги в кресле» написан с фотографии 1917 года, в период знакомства. Здесь ей 26 лет.

Мягкие славянские черты лица - томный взгляд, широкие скулы, нежный румянец, маленькие чувственные губки, белая кожа… Тщательно прописаны платье, веер и накидка кресла. Всё остальное - как бы слегка намечено.

Портрет производит впечатление незавершённости. Это, скорее, карандашный набросок в стиле французского Ренессанса, или близко к манере такого признанного корифея французской классической живописи начала XIX века как Жан Огюст Доменик Энгр.

В общем, это совсем другая живопись. Может, потому что художник наслаждался в тот момент гармонией в отношениях? А ещё он, безусловно, идеализировал свою модель.

И как бы потом не складывались их отношения, даже после разрыва (даже одновременно с ещё двумя гражданскими браками мужа) Ольга оставалась официальной супругой Пикассо вплоть до своей смерти в 1955 году.

И именно Ольга Хохлова «открыла» череду русских жён знаменитых французских и испанских представителей искусства XX века! Поэтому и остаётся в истории её милый образ как Образец истинно русской красоты…

Алла Разумова
Пабло Пикассо. Ольга Хохлова, 1917 год

В октябре 2018 года в Пушкинском музее пройдет выставка "Пабло Пикассо и Ольга Хохлова", посвященная русской жене испанского художника, балерине Русских сезонов Ольге Хохловой. На выставке будут показаны работы Пикассо, в которых отразилась история драматичных отношений художника и его первой официальной жены. Проект готовится в сотрудничестве с Музеем Пикассо в Париже. Помимо произведений живописи и графики из парижского музея, экспозицию дополнят предметы из других зарубежных музеев и частных коллекций. В музее отмечают, что история Ольги Хохловой тесно связана с ГМИИ: в 1920-е годы балерина присылала своим родственникам в Россию множество фотографий, и теперь эта уникальная коллекция хранится в его фондах.

Предваряла выставку в ГМИИ парижская экспозиция в Национальном музее Пикассо, которая закроется 3 сентября. На ней более 350 картин, рисунков, документов и фотографий проиллюстрировали хронику творчества и отношений Пабло и Ольги.
Ольга родилась 17 июня 1891 года в семье полковника Русской императорской армии Степана Васильевича Хохлова и его супруги Лидии в городе Нежине. Она хотела стать балериной с детства, родители не одобряли её выбор, но всё же оплачивали обучение в частной студии Евгении Соколовой - ведущей балерины. а потом репетитора Мариинского театра. Анна Павлова, Тамара Карсавина, Любовь Егорова, Юлия Седова, Вера Трефилова - все будущие знаменитости прошли через ее руки. Учениц она готовила серьезно, но в Петербурге профессиональная карьера светила им разве что на эстраде. Ольге всё же удалось попасть в труппу к самому Сергею Дягилеву.


Пабло Пикассо. Группа танцовщиц. Ольга Хохлова лежит на переднем плане,1919 - 1920. Техника: Бумага, карандаш

Примой Хохлова так и не стала, однако именно во время парижских гастролей "Русского балета" произошло её знакомство с испанским художником, которому суждено было стать её первым и единственным мужем.


Пабло Пикассо и Ольга Хохлова на фоне афиши балета Парад, 1917 год

Ольга Хохлова и Пабло Пикассо познакомились в Риме весной 1917 года, когда художник по приглашению Жана Кокто работал над декорациями и костюмами к балету "Парад". Поженились они спустя год в православном соборе Александра Невского на рю Дарю в Париже: свидетелями были Жан Кокто, Макс Жакоб и Гийом Аполлинер. С этого момента Пикассо резко изменил свой художественный язык.


Пабло Пикассо и Ольга Хохлова в театральной мастерской в Лондоне осенью 1919 года

Следующие десять лет любимая жена стала главной моделью Пикассо. Она изменила не только быт художника, но и его творчество. Ольга требовала, чтобы на портретах мужа она могла себя узнать и себе понравиться. И Пикассо ей подчинился: были забыты голубой и розовый периоды, африканский примитивизм, и даже кубизм, принесший первые крупные заработки.


Ольга, 1920-е

Пикассо вновь ввел в моду забытый классицизм, напомнил миру о романтизме. Ольге Хохловой мы обязаны одним из лучших периодов творчества Пикассо.


Пабло Пикассо. Портрет Ольги, 1917

Портрет Ольги в испанском костюме Пикассо написал специально для своей матери, обеспокоенной женитьбой сына на иностранке. В Барселоне сын представил ей избранницу и будущая свекровь сказала тогда Ольге: "Будь я твоей подругой, посоветовала бы тебе не выходить за него ни под каким видом. Я не верю, что с моим сыном женщина может быть счастлива. Он озабочен только собой".


Пабло Пикассо. Ольга Хохлова в мантилье, 1917


Портрет Ольги Хохловой, 1918


Пабло Пикассо. Портрет Ольги в кресле, 1918


Пабло Пикассо. Три танцовщицы: Ольга Хохлова, Лидия Лопухова и Любовь Чернышева, 1919


Пабло Пикассо. Сидящая танцовщица (Ольга), 1920


Пабло Пикассо. Читающая женщина (Ольга),1920


Пабло Пикассо. Читающая женщина, 1920

После рождения сына в феврале 1921 года Ольга вдохновила Пикассо на многочисленные сцены материнства, наполненные нежностью. Письма и фотографии из личного архива свидетельствуют, что в этот период пара была счастлива, а Пикассо получил мировое признание.


Пабло Пикассо. Мать и дитя на берегу моря. 1921


Пабло Пикассо. Мать и дитя, 1922


Пабло Пикассо. Ольга,1923

1927 год стал началом конца отношений Пикассо и Хохловой. Художник завёл роман с 17-летней француженкой Мари-Терез Вальтер. И на смену реалистическим портретам жены пришли полотна, на которых художник, с головой ушёл в сюрреализм.

МОСКВА, 20 ноя — РИА Новости, Анна Михайлова. В ГМИИ имени Пушкина открывается выставка, посвященная одной из самых известных супружеских пар в мировом искусстве — Пабло Пикассо и балерине Ольге Хохловой. Она была рядом с художником 18 лет и послужила моделью для множества его полотен.

Эта выставка — роман о жизни и искусстве. Впервые ее представили в Национальном музее Пикассо в Париже в 2017 году к столетию знакомства Пабло и Ольги. Одним из кураторов московской экспозиции выступил их внук и президент Музея Пикассо в Малаге Бернар-Руис Пикассо. Он привез в Россию семейное собрание неизвестных работ своего знаменитого деда, а также архивные материалы, найденные в дорожном сундуке Ольги Хохловой. Бернар-Руис Пикассо надеется, что это поможет российским зрителям узнать больше о его бабушке, чей образ сильно мифологизирован. РИА Новости проследило эволюцию отношений художника и балерины в пяти знаковых картинах Пикассо.

Муза

© Succession Picasso 2018

© Succession Picasso 2018

Хохлова и Пикассо познакомились в Риме в 1917 году, во время работы над балетом "Парад". Уроженка Черниговской губернии Ольга Хохлова поступила в знаменитую труппу "Русских балетов" Сергея Дягилева в 1911-м и путешествовала в ее составе по Европе и США. Юная балерина сразу стала музой художника. Пикассо сопровождал возлюбленную на гастролях, писал ее портреты.

Примечательно, что авангардист Пикассо изображал Ольгу исключительно в реалистичной манере. Говорят, на этом настаивала сама балерина, которая не была поклонницей современного искусства и хотела "узнавать свое лицо" на картине. Так начался неоклассический период в творчестве Пикассо. К этому времени относится и знаменитый "Портрет в кресле", где Ольга, как на троне, воцаряется в жизни и искусстве. Современники считали, что Пикассо приукрасил свою музу. Однако представленные на выставке фотографии Хохловой это опровергают.

Жена

© Succession Picasso 2018

© Succession Picasso 2018

Хотя друзья отговаривали 37-летнего художника от брака, в июле 1918 года пара обвенчалась в православном соборе Александра Невского в Париже. Молодожены заняли видное место в парижском обществе. Вместе с Ольгой Пикассо обрел новый социальный статус — светской персоны.

Супруги проводили время в салонах и замках знатных господ. Но глядя на портреты Хохловой того времени, трудно поверить, что это приносило ей радость.

© Succession Picasso 2018

© Succession Picasso 2018

Хотя союз был заключен по любви, а слава мужа стремительно росла, жизнь Ольги омрачалась вестями с родины, где шла Гражданская война. Последний раз Хохлова побывала в России в 1915 году. После революции она на три года потеряла контакт с семьей. Потом Ольга узнала, что ее отец и брат присоединились к белой армии, а мать и сестра жили в крайней бедности.

Этот период на выставке озаглавлен как "Меланхолия". Действительно, на всех картинах Пикассо тех лет Хохлова погружена в себя: в ее застывшем взгляде читаются задумчивость и тревога. К волнению за близких добавилось еще одно несчастье — из-за травмы ноги балерина оставила сцену.

Мать

© Succession Picasso 2018

© Succession Picasso 2018

В 1921 году у супругов родился сын Поль — Пикассо впервые стал отцом. Теперь во многих его работах — восторг и непривычная нежность: художник сделал десятки рисунков жены и сына. Сцены семейной идиллии показывают возрождение интереса Пикассо к Античности и Ренессансу, возникшем, когда он только познакомился с Ольгой.

На работах, собранных в разделе "Материнство", ее не узнать: она изображена в виде олимпийского божества. Этот период, очевидно, стал одним из самых счастливых в жизни Ольги, почти все время она проводила с сыном. На фотографиях и любительских видеосъемках Хохлова выглядит радостной и беззаботной: играет с ребенком, много улыбается.

Чудовище

© Succession Picasso 2018

О льга Хохлова - первая официальная жена Пабло Пикассо и первая в плеяде русских муз, вдохновлявших европейских художников. В истории их отношений больше легенд, чем фактов. Теперь уже нельзя точно сказать, была ли Ольга чрезмерно ревнивой, или был Пикассо чрезмерно легкомысленным. Сегодня самые достоверные свидетельства развития отношений в семье художника и балерины - портреты Ольги Хохловой, написанные Пикассо в период их совместной жизни с 1917 по 1935 год .

Муза

Портрет Ольги Хохловой. 1917

Ольга Хохлова родилась 17 июня 1891 года в Нежине. Она была истинной русской барышней XIX века - любила балы, «чай, икру и пирожные». В 1917 году в Риме, танцуя в кордебалете у Дягилева , она познакомилась с Пикассо. Художник был приглашен для создания костюмов и декораций к балету «Парад». Загадочная «Коклова», как называл балерину Пикассо, была воплощением кроткой женской красоты. «Вы меня компрометируете», - говорила она испанскому мачо. А он встречал Хохлову на пороге мастерской в одних трусах. С другими же срабатывало! «На русских надобно только жениться», - советовал обольстителю Дягилев. Пикассо увидел в Ольге идеал классической красоты, так родился первый портрет русской невесты художника.

Афродита

Ольга Хохлова. 1918

1918 год. Пикассо отходит от изобретенного им живописного метода кубизм и пишет бесконечные женские образы в стиле неоклассицизма. «Я хочу узнавать свое лицо», - сказала ему молодая жена. Она болезненно переживала революцию в России и пробовала устроить новую жизнь в чужой стране с мужем, о богемном прошлом которого она почти ничего не знала. Обвенчавшись с Пикассо по православной традиции, Хохлова верила: ее миссия состоит в том, чтобы направить Пикассо к истинной живописи и подарить простое семейное счастье. Да и сам Пикассо почти поверил в это. Каждый портрет Хохловой в то время воплощал образ идеальной красоты античной богини.

Гера

Семья на море. 1922

В 1921 году у Хохловой и Пикассо родился сын Пауль. Ребенок подарил художнику вдохновение. Пикассо пишет множество портретов жены в образе Мадонны, указывая не только даты, но часы и минуты создания картины. Казалось, мечта Ольги осуществилась. В семье царила идиллия. Пикассо был богат и востребован.

Летом 1922 года семья отправилась на отдых в Динарде на юге Франции, где были созданы самые светлые по настроению работы. Теперь Хохлова на портретах Пикассо не изящная красавица, а могущественная Гера, которая не подчиняется никому, кроме мужа.

Мегера

Портрет женщины с горностаевым воротником (Ольга). 1923

На пятом десятке жизни Пикассо в поисках новых источников творческой энергии увлекся юной любовницей. До 1935 года Ольга сохраняла видимость семейных отношений, даже терпела побои. По словам Пикассо, Хохлова начала изводить его необоснованной ревностью и нравоучениями задолго до первой измены.

Пикассо пробует себя в новом направлении живописи - сюрреализме. На фоне ссор Хохлова в глазах художника из богини превращается в салонную кокетку, одержимую нарядами.

Ариадна

Голова женщины (Ольга Хохлова). 1935

Ольга Хохлова тяжело переживала расставание с мужем. Современники рассказывали, что Хохлова преследовала Пикассо на улицах, громко стыдила за разврат и получала за это пощечины. Она слала мужу портреты Рембрандта и Бетховена, пытаясь напомнить художнику об «истинном» искусстве. Словно Ариадна, она искала путеводную нить, способную вывести их из лабиринта запутанных отношений.

Ольга Хохлова умерла в Каннах в 1955 году. До самой смерти она оставалась официальной женой художника. Пикассо не соглашался на развод, потому что не хотел отдавать половину имущества, а она любила Пикассо и верила в нерушимость брачного союза, заключенного в церкви.



Просмотров