Ретроспективная выставка "сделано в ссср". В городском музее открылась новая выставка «сделано в ссср На выставке будут представлены проекты

Знаменитый художник создал модель чайника и кружек к нему, представлявших собой необычную комбинацию геометрических фигур. Малевич всю жизнь занимался поиском новых форм, и его модернистский чайный сервис был поистине революционным: он хотел изменить представление о том, как могут выглядеть бытовые вещи.

После Октябрьской революции Императорский фарфоровый завод (ЛФЗ) начал производить фарфор «революционный по содержанию, совершенный по форме и безупречный по техническому исполнению». К сотрудничеству привлекали художников-авангардистов.

Сервиз, выполненный по эскизам Казимира Малевича, основоположника супрематизма, — пример реализации авангардистских идей в функциональных предметах: вместо традиционным форм чашек — упрощенные полусферы с прямоугольными ручками, вместо яркой росписи — белый цвет.

Посуда Малевича не была удобной, но практичность не входила в его задачи. Как говорит сам художник: «Это не чайник, но идея чайника». Такие необычные сервизы производят на Императорском заводе до сих пор.

2. Фотомонтаж

После революции художники авангарда нашли новый убедительный способ отображения реальности — фотомонтаж. Он стал главным инструментом пропаганды в печатных изданиях, плакатах и для оформления государственных праздников. В Советском союзе плакаты и изображение с применением техники фотомонтажа стали мощным инструментом политической агитации и пропаганды.


Фотомонтаж стал одним из самых популярных жанров изобразительного искусства у художников-авангардистов, которые считали, что в отличие от обычной фотографии, передающей статичный момент, техника фотомонтажа позволяет показать явления в динамике, раскрыть сюжет.

«Для агитационного искусства понадобилась реалистическая изобразительность, созданная максимально высокой техникой и обладающая графической четкостью и остротой впечатления. Старые виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, гравюра) оказались недостаточными по своей отсталой технике и методам работы, чтобы удовлетворять массовые агитпотребности революции», — писал в своей статье один из первых основоположников художественного фотомонтажа Густав Клуцис.

Фотомонтажи стали появляться в 1920-х годах, но первое признание получили в 1924 году, когда вышел ленинский номер журнала «Молодая гвардия» с цветными вкладками. В нем были опубликованы фотомонтажи Густава Клуциса, Александра Родченко и Сергея Сенькина.

3. «Рабочий клуб» Родченко

Конструктивистский интерьер Родченко был показан на Всемирной выставке в Париже в 1925 году — это была первая крупная международная выставка, в которой принял участие Советский союз. Родченко создал многофункциональное пространство, отражающее идеалы нового общества, устремленного в будущее.


Архитектором Советского павильона на парижской выставке 1925 года был один из лидеров конструктивизма Константин Мельников, а Родченко был главным художником экспозиции. Его «Рабочий клуб» — не просто комната, оформленная в конструктивистском стиле, а пространство, в котором советские рабочие могли бы обмениваться мнениями, выступать с речами, заниматься самообразованием, играть в шахматы и т. д. Проект по задумке художника должен был отражать идеалы нового общества, динамичного и устремленного в будущее.

Мебель «Рабочего клуба» была сделана по канонам многофункциональности, поэтому один предмет не занимал много места и мог запросто «трансформироваться» в другой. Например, раскладная трибуна могла быть и местом для лекций, выступлений, театрализованных вечеров, а шахматный столик в целях экономии места был устроен так, что игроки могли меняться цветом фигур, не вставая с мест (это делало возможным поворотная доска).

За свой проект Родченко получил серебряную медаль. После окончания Парижской выставки экспонат подарили коммунистической партии Франции, поэтому в России он никогда не выставлялся. Однако в 2008 году немецкие специалисты реконструировали клуб для своей выставки «От плоскости к пространству. Малевич и ранний модернизм», а затем подарили реплику Третьяковской галерее за большой вклад в организацию выставок русского авангарда в музеях Европы.

4. Новая одежда

Советские художники-конструктивисты разрабатывали концепции новой повседневной одежды — максимально удобной, универсальной и функциональной.

«Удобство и целесообразность» — главные принципы, на которые опиралась советская художница-авангардистка Варвара Степанова в работе над своим проектом «Костюм сегодняшнего дня — прозодежда». Вместе с коллегой Любовью Поповой они разработали новый тип костюма, приспособленного к профессии человека и лишенного всякой декоративной отделки. Вместо этого художницы стали делать упор на конструкцию одежды, а декоративную роль стали играть линии, швы, различные детали — канты, застежки, карманы.

В своей статье для журнала «ЛЕФ» 1923 года Степанова четко сформулировала свою идею: «В организации своевременного костюма надо идти от задания к его материальному оформлению. От особенностей работы, для которой он предназначен к системе покроя. Эстетические элементы заменить процессом производства самого шитья костюма. Поясню: не прикреплять к костюму украшения, а сами швы, необходимые в покрое, дают форму костюму».

Разработкой новой повседневной одежды занимался и знаменитый конструктивист Владимир Татлин, хотя этот факт и теряется на фоне его других достижений, в частности, грандиозного проекта Памятника III Интернационала. Концепция художника называлась «нормаль-одежда» — это были максимально универсальные, внесезонные (художник предусмотрел сменяемые подкладки на осень и зиму) и не подверженные модным течениям вещи, которые можно было носить в разных ситуациях.

Если проект прозодежды был реализован на театральной сцене в качестве рабочей одежды актера в Театре им. Мейерхольда, то идея нормаль-одежды Татлина так и не получила практического воплощения.

5. Светильник Абрама Дамского

Пожалуй, самый узнаваемый кольцевой светильник, который был установлен в каждой советской школе или общественном пространстве.


Абрам Исаакович Дамский был первым разработчиком типовых советских светильников, занимался «освещением» московского метро (светильники на станциях Таганская и Октябрьская кольцевой линии — его руки), сталинских высоток и правительственных учреждений.

Несмотря на значительный вклад в архитектуру и обширные научные труды (Дамский — автор многих трудов по вопросам искусственного освещения и цвета в интерьере и экстерьере), в первую очередь он запомнился как создатель светильника СК-300, который был установлен в каждой советской школе (его модифицированные версии потом использовали для освещения подъездов и устанавливались под козырьком).

Это был подвесной кольцевой светильник преимущественно отраженного светораспределения. Выпускался заводом «Электросвет» имени П. Н. Яблочкова (Москва).

6. Такси будущего

Сегодня такси стало привычным средством передвижения наряду с общественным транспортом, но задумываться над созданием комфортного и маневренного автомобиля для городских улиц стали гораздо раньше.


Такси будущего; коллекция Московский музей дизайна, фотография, ВНИИТЭ, 1964 год

Над созданием «такси будущего» задумались еще в конце 1950-х годов. Идея переросла в проект «Перспективное такси», который разрабатывал Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) под руководством опытного конструктора и дизайнера Юрия Долматовского.

В начале 1960-х появился первый образец — с весьма скромными 50 лошадиными силами и максимальной скоростью 100 км/час, но довольно любопытной конструкцией и внешним видом. Так, в машине было предусмотрено место для багажа внутри салона, раздвижные двери с электрическим приводом, а кабинка водителя была огорожена специальной перегородкой (как в нью-йоркских такси!).

Всего было изготовлено два образца автомобиля; машина прошла все необходимые испытания и была зарегистрирована в качестве промышленного образца, но так и не была пущена в массовое производство.

Один из рабочих прототипов в течение месяца работал на московских улицах. По своему решению этот проект был удачнее предложенного десятилетие спустя знаменитым итальянским дизайнером Джорджетто Джуджаро. Но в массовое производство автомобиль выпущен не был. Тем не менее, он вполне может считаться «предшественником» запущенных в массовое производство почти 20 лет спустя минивэнов — одних их самых популярных типов автомобилей Европы и Америки.

И все же автомобиль успешно прошел все необходимые испытания, и даже удостоился золотой медали ВДНХ СССР, был зарегистрирован в качестве промышленного образца. В Министерство автомобильной промышленности с аргументированными письмами об ускорении выпуска автомобилей-такси обратились Министерство внешней торговли, Московский Совет.

7. Фотоаппарат «Зенит Е»

Самый массово выпускаемый и продаваемый фотоаппарат в СССР создал руководитель дизайн службы КМЗ Зенит Владимир Федорович Рунге.


Фотоаппарат «Зенит-Е» начали делать на Красногорском механическом заводе (КМЗ) в 1965 году и выпускали в течение 17 лет. В общей сложности на КМЗ было выпущено более трех миллионов экземпляров, но спрос был так велик, что в 1973 году производство «Зенитов» развернули на Оптико-механическом заводе в Вилейке (Белоруссия), где выпустили еще около пяти миллионов штук.

В основу «Зенита-Е» легла концепция «Зенита-3М», более простого и доступного устройства по сравнению с профессиональными моделями на базе «Зенита-4». «Зенит-Е» вобрал все лучшее от предшественников и стал еще лучше — камера первой из «Зенитов» получила подъемное зеркало постоянного визирования и встроенный экспонометр.

«Зенит-Е» имел невероятный успех не только в Советском союзе, но и за рубежом. Во многом этому способствовала простая конструкция фотоаппарата, высокая степень надежности и отличное качество съемки при разумной цене.

8. Компьютер СФИНКС Дмитрия Азрикана

Еще в 1980-х во ВНИИТЭ начали разрабатывать проект СФИНКС — по сути, это была аналог современного умного дома, разработанный в отделе перспективных разработок ВНИИТЭ под руководством Дмитрия Азрикана.


В 1987 году команда дизайнеров ВНИИТЭ (Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики) под руководством Дмитрия Азрикана разработала концепцию компьютера СФИНКС (над проектом работали Д. Азрикан, А. Колотушкин, М. Колотушкина, И. Лысенко, М. Михеева, Е. Рузова).

По сути, это была компьютерная система, которая позволяла бы получать информацию от всех устройств жизнеобеспечения и интегрировать их в один комплекс. Это даже не столько прообраз «умного дома», сколько концепция экосистемы, которую сейчас успешно реализовала Apple (концепция СФИНКСа выходила за пределы человеческого дома и предусматривала носимые устройства и развлекательную систему для автомобиля).

Работа по приему, записи, хранению и раздаче информации должна была осуществляться центральным процессором с универсальным запоминающим устройством и распределяться по квартире по нескольким жидкокристаллическим экранам и акустическим колонкам. Назначение подобных приборов было широким: планировалось, что с их помощью можно будет разнообразить семейный отдых, управлять бытовыми приборами и многое другое. Проект остался на стадии создания макетов.

9. Автомат Калашникова

Есть расхожая шутка: «Чтобы русские ни делали, всегда получается Калашников». Но на самом деле, русский автомат АК-47 оказался в списке легенд мирового дизайна.


АК-47 занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самое распространенное оружие в мире (сейчас насчитывается более 100 миллионов экземпляров). Фигурирующий в большом количестве фильмов, автомат стал еще и самым узнаваемым символом насилия. Несмотря на негативный контекст, «калаш» находится в коллекциях многих музеев по всему миру как пример простого и функционального советского дизайна.

Малоизвестный факт, но автомат Калашникова изображен на гербах некоторых на гербах некоторых государств — Зимбабве, Мозамбика и Восточного Тимора. А в Ираке даже есть мечеть, минареты которой построены в форме магазинов АК.

Советское изобретение оказывает влияние на современное искусство: в 2013 году лондонский фотограф, лауреат премии Amnesty International Award Бран Симондсон запустил арт-проект АКА peace, в котором приняли участие 23 известных художника от Дэминеа Херса до Сэма Тейлора-Вуда — каждый из них по‑своему переосмыслил автомат Калашникова.

Немалого успеха в этом сегменте добился Юрий Васильевич Случевский — крупнейший специалист в области проектирования мебели, выдающийся художник, внесший значительный вклад в становление мебельной отрасли в Советском союзе.

Он был ведущим специалистом во Всесоюзном Проектном конструкторском Институте мебели в СССР и отвечал за стандартизацию и унификацию: только так можно было добиться массового производства мебели при низкой цене — особенно в период активного строительства социального жилья и большого дефицита всего, не только мебели.

Фотоматериалы предоставлены ЧУК «Московский музей дизайна». Московский музей дизайна — это единственный в России музей, посвященный истории отечественного дизайна. Своими главными задачами создатели музея видят его популяризацию в стране и за рубежом, сохранение и изучение его материального наследия, знакомство российского зрителя с лучшими образцами и основными течениями международного дизайна.

В Бердянском художественном музее им. И.И. Бродского проходит интерактивная выставка под названием «Прикоснуться к прошлому», или «Сделано в СССР».

«В «50-х годах» мы воссоздали картину «Школьница». Все пришедшие могут присесть за стол, попробовать что-то написать пером и чернилами»

Как рассказала Марина Бучакчийская, директор музея, идея этого проекта созрела давно.

– Нам очень хотелось показать работы, написанные в стиле соцреализма. Эти работы хранятся в наших фондах, но еще ни разу не экспонировались, потому что не было концепции выставки. Еще в 2012 году мы обратились к жителям Бердянска с просьбой принести вещи, которые бы отражали жизнь людей, характеризовали разные периоды в истории страны - СССР. К нашей радости, люди откликнулись, принесли вещи обихода, одежду, предметы интерьера. Это позволило воплотить нашу идею в жизнь. Мы разделили период от тридцатых до девяностых годов 20 века на десятилетия. Каждому десятилетию посвящен отдельный зал, в котором сохраняется атмосфера этого времени.

В зале, отражающем 40-е годы, можно завести и послушать настоящий патефон, возле которого есть выбор пластинок

Экскурсию по экспозиции для нас провела главный хранитель фондов Бердянского художественного музея Галина Мириленко.

Для нас очень важно было заинтересовать зрителя, поэтому мы оживили нашу экспозицию. В каждом зале есть предметы, которые можно трогать. Обычно в музеях не разрешают брать в руки экспонаты, у нас тоже это запрещено. Но изюминка этой выставки в том, что к истории действительно можно прикоснуться. Так, например, в зале, отражающем 40-е годы, можно завести и послушать настоящий патефон, возле которого есть выбор пластинок, а также зажечь лампаду, при которой писали и работали по вечерам. Картины в этом зале описывают военное время. Практически уникальную видеозапись можно посмотреть в зале 30-х годов. Это видеообращение самого И.И. Бродского, записанное где-то в 35 году. Эти годы характеризуют картины из жизни Бердянска, а также описывающие голодомор. В «50-х годах» мы воссоздали картину «Школьница». Все пришедшие могут присесть за стол, попробовать что-то написать пером и чернилами. А вот зал 60-х годов больше заинтересует женщин. Здесь можно воспользоваться пудрой, тушью и духами «Красная Москва». Мы подготовили настоящий косметический столик. 70-е годы – это кримплен, нейлон… Мы показали, что художник на полотне может остановить мгновение, и наши инсталляции это подтверждают. Очень приятно, что эти работы могут увидеть посетители – впервые в истории нашего музея. Это уникальная экспозиция, и она достойна того, чтобы ее посмотреть.

Художник Годлевский. «Набережная Бердянска в 1936 году». Такой вид имела набережная от памятника рыбачку в сторону Песок

С 26 декабря по 20 января 2014 года в залах музейно-выставочного комплекса МАХЛ РАХ будет проходить выставка «Сделано в СССР», которая без сомнения привлечет внимание не только учащихся нашего Лицея, но и широкой общественности.

Эта выставка - подарок любимому лицею в честь 75-летия от сотрудников музейно-выставочного комплекса.
Идея создания подобной выставки возникла давно, но для ее проведения требовалось время - на протяжении года руководитель МВК Кондрашина Е.Н., хранитель фонда Доронина Л.А., реставратор Маркова Е.А. самоотверженно занимались отбором, подготовкой, реставрацией и оформлением художественных произведений для данной экспозиции.
«Сделано в СССР» - ретроспективная выставка композиции из произведений Золотого фонда музея Лицея: живопись, графика. Московская средняя художественная школа, с 1991 года Московский академический художественный лицей, была организована в 1939 году, поэтому основной период ее деятельности приходится на советское время. В экспозиции представлены работы, начиная с 40-х годов прошлого века до 80-х включительно. В советском искусстве - это период так называемого социалистического реализма.
Искусство социалистического реализма развивает реалистические традиции предшествующего периода в искусстве, но на основе нового социалистического содержания. Это принципиально новый тип художественного сознания. Его новизна связана с утверждением роли революционно-преобразующей деятельности народа, отображение явлений жизни в ее социальной борьбе, идеалов, чувств, интересов и устремлений широких народных масс.
Художественное новаторство метода сказалось уже в самом начале его пути в 20-30-е годы прошлого столетия. В искусство вошла тема борьбы старого и нового мира, становления человека-борца и созидателя нового социалистического общества. Героика революционной борьбы и ее деятелей, ведущих за собой народные массы, составляют основной пафос картин социалистического реализма - это произведения Б.В.Иогансона, А.А. Дейнеки, пластика Н.А.Андреева, В.И.Мухиной и пр. Окончательно сформулировано понятие социалистического реализма в 1934 году на 1-м Всероссийском съезде советских писателей М.Горьким: « …Социалистический реализм утверждает бытие, как деяние, как творчество, цель которого – непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле…».
Социалистический реализм – постоянно изменяющееся и в то же время внутренне единое художественное явление, принципиально отличается и от натурализма и догматического академизма, и от модернистского формотворчества. Это исторически открытая система форм художественного творчества, основанная на достоверном и эстетически правдивом изображении жизни. Поэтому столь ярки и своеобразны произведения выдающихся художников этого периода. Социалистический реализм как метод находит свое широкое воплощение и в произведениях юных художников – учащихся МСХШ 40-80-х годов прошлого столетия. В своих живописных и графических композициях они изображали повседневный самоотверженный труд советских людей на многочисленных стройках нашей огромной страны: ГЭС, железных дорог, новых городов. Часто обращались и к героическому историческому прошлому России: Великой Отечественной войне 1941-1945гг., Отечественной войне 1812 года, восстанию Пугачева (графическая композиция Л.Котлярова 1944г), теме революции и послереволюционных преобразований (« Ликбез» Т. Назаренко 1962г.), теме учебы и отдыха советских людей (Диодоров Б. « У мотоцикла»). В экспозиции много работ хорошо известных сейчас художников – академиков, член-корреспондентов РАХ, народных и заслуженных художников России: А.Ткачева, А Шмаринова, Л. Котлярова, А. Якушина, Т. Назаренко, Б. Диодорова, Ю.Королева и многих других. Большинство живописных работ обрело вторую жизнь благодаря деятельности нашего реставратора Марковой Е. А.
Мы очень надеемся, что выставка «Сделано в СССР» найдет самый живой отклик у наших посетителей.

Открытие состоится 26 декабря 2013 года в 16.30 в Музейно-выставочном комплексе Московского Академического Художественного лицея Российской Академии Художеств.
Выставка открыта с 26 декабря 2013г. по 20 января 2014г.

С 22 по 31 октября 2018 года в МК «Спутник» Центра «Молодежные инициативы» будет работать выставка «Сделано в СССР», посвященная 100-летию комсомола.

На выставке представлены личные и бытовые вещи, документы дзержинцев –современников советской эпохи. Для современной молодежи – это возможность увидеть знаковые вещи и предметы времен СССР, а для старшего поколения – еще раз вспомнить пионерскую и комсомольскую юность.

Изначально планировалось, что экспозиция будет включать только творческие работы прошлых лет, но когда стали появляться почти забытые предметы — авоська, значки, деньги, пионерские галстуки, — организаторы приняли решение выставить все.

Среди экспонатов — комсомольские билеты, награда за Лучшую Ленинскую комнату 1970г, полученная комсомольцами завода «Синтез», плакат «Пятилетку в 4 года» 1960 года издания, удостоверение на рационализаторское предложение, свидетельство о присвоении звания «Лучший рабочий своей профессии», удостоверение «Золотые руки». За предоставленные документы особую благодарность выражаем Елене Павловне Барминой.

Воспитанники творческого объединения для молодежи с ограниченными возможностями здоровья «Надежда» креативно подошли к участию в выставке: они не только принесли работы своих родителей, созданные ими в школьные и студенческие годы, но и сами сделали аналогичные.

Выставка открыта ежедневно с 12.00 до 18.00 в МК «Спутник» по адресу: пр. Циолковского, 78А. Вход свободный.

О ВЫСТАВКЕ

«Сделано в СССР» - ретроспективная выставка композиции из произведений Золотого фонда музея Лицея: живопись, графика.

Идея создания подобной выставки возникла давно, но для ее проведения требовалось время - на протяжении года руководитель МВК Кондрашина Е.Н., хранитель фонда Доронина Л.А., реставратор Маркова Е.А. самоотверженно занимались отбором, подготовкой, реставрацией и оформлением художественных произведений для данной экспозиции.

Московская средняя художественная школа, с 1991 года Московский академический художественный лицей, была организована в 1939 году, поэтому основной период ее деятельности приходится на советское время. В экспозиции представлены работы, начиная с 40-х годов прошлого века до 80-х включительно. В советском искусстве - это период так называемого социалистического реализма.
Искусство социалистического реализма развивает реалистические традиции предшествующего периода в искусстве, но на основе нового социалистического содержания. Это принципиально новый тип художественного сознания. Его новизна связана с утверждением роли революционно-преобразующей деятельности народа, отображение явлений жизни в ее социальной борьбе, идеалов, чувств, интересов и устремлений широких народных масс.

Художественное новаторство метода сказалось уже в самом начале его пути в 20-30-е годы прошлого столетия. В искусство вошла тема борьбы старого и нового мира, становления человека-борца и созидателя нового социалистического общества. Героика революционной борьбы и ее деятелей, ведущих за собой народные массы, составляют основной пафос картин социалистического реализма – это произведения Б.В.Иогансона, А.А. Дейнеки, пластика Н.А.Андреева, В.И.Мухиной и пр. Окончательно сформулировано понятие социалистического реализма в 1934 году на 1-м Всероссийском съезде советских писателей М.Горьким: « …Социалистический реализм утверждает бытие, как деяние, как творчество, цель которого – непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле…».

Социалистический реализм – постоянно изменяющееся и в то же время внутренне единое художественное явление, принципиально отличается и от натурализма и догматического академизма, и от модернистского формотворчества. Это исторически открытая система форм художественного творчества, основанная на достоверном и эстетически правдивом изображении жизни. Поэтому столь ярки и своеобразны произведения выдающихся художников этого периода. Социалистический реализм как метод находит свое широкое воплощение и в произведениях юных художников – учащихся МСХШ 40-80-х годов прошлого столетия. В своих живописных и графических композициях они изображали повседневный самоотверженный труд советских людей на многочисленных стройках нашей огромной страны: ГЭС, железных дорог, новых городов. Часто обращались и к героическому историческому прошлому России: Великой Отечественной войне 1941-1945гг., Отечественной войне 1812 года, восстанию Пугачева (графическая композиция Л.Котлярова 1944г), теме революции и послереволюционных преобразований (« Ликбез» Т. Назаренко 1962г.), теме учебы и отдыха советских людей (Диодоров Б. « У мотоцикла»). В экспозиции много работ хорошо известных сейчас художников – академиков, член-корреспондентов РАХ, народных и заслуженных художников России: А.Ткачева, А Шмаринова, Л. Котлярова, А. Якушина, Т. Назаренко, Б. Диодорова, Ю.Королева и многих других. Большинство живописных работ обрело вторую жизнь благодаря деятельности нашего реставратора Марковой Е. А.



Просмотров