Лестницы в дворцах. Иорданская лестница зимнего дворца

- Ну что, ездил куда на выходные?
- Да, в Санкт-Петербурге был.
- В Эрмитаж ходил?

Примерно так выглядит диалог с друзьями-знакомыми, не так ли? :) И не зря...
- крупнейший художественный и историко-культурный музей мира! Датой основания считают 1764 год, когда Екатерина Великая приобрела в Берлине коллекцию из 255 картин. На сегодняшний момент в Эрмитаже насчитывается около 3-х миллионов экспонатов и отображает культуру и искусство разных стран и народов. Говорят, что если на осмотр одного экспоната потратить 1 минуту, то на изучение всех понадобится 11 лет.


Главное здание Эрмитажа - Зимной дворец украшает парадная лестница, названная Иорданской . Получила такое название, так как по ней во время праздника Крещения спускался крестный ход к Неве, где вырубалась прорубь для освящения воды, так называемую иордань. Ранее лестница носила название Посольская.
Она занимает пространство всей высоты здания.
1

Плафон "Олимп" - живописная иллюстрация, занимающая 200 квадратных метров.
2

Поднявшись на второй этаж попадаем во Фельдмаршальский зал . В глаза бросается роскошная люстра. В простенках помещены портреты русских фельдмаршалов, чем и объясняется название зала.
3

Петровский (Малый тронный) зал . Посвящен памяти Петра I.
4

В нише, оформленной в виде триумфальной арки находится трон, а над ним - картина "Петр I с богиней мудрости Минервой" .
5

Гербовый зал был предназначен для торжественных приемов. Одно из самых больших парадных помещений Эрмитажа. В центре зала находится чаша из авантюрина.
6

У входа в зал расположены скульптуры древнерусских воинов со знаменами.
7

Зал окружает колоннада, несущая балкон с балюстрадой
8

Была создана по проекту Карла Росси в честь победы Российской империи над наполеоновской Францией.
9

На стенах галереи размещены 332 портрета генералов, которые участвовали в войне 1812 года и заграничных походах 1813-1814 годах. Авторами картин являются Джордж Доу, Поляков и Голике. По центру - большой портрет Александра I верхом на коне, написанный берлинским придворным художником Крюгером.
10

Слева портрет Кутузова в полный рост.
11

Георгиевский зал или Большой тронный зал . Здесь проходили официальные церемонии и приемы. Над Тронным местом находится барельеф "Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона".
12

Большой императорский трон был исполнен в Лондоне по заказу Анны Иоанновны.
13

Перейдя в Малый Эрмитаж заходим в Павильонный зал . В исполнении интерьера соединены различные архитектурные стили: мотивы античности, Ренессанса и Востока.
Мраморные колонны стремятся ввысь к лепным кружевам в золотой огранке, откуда свисают золоченые люстры.
14

Четыре мраморных фонтана - копии "Фонтана слез" в Бахчисарайском дворце , украшают стены зала.
15

Уменьшенная в два раза копия Римской мозаики, найденной при раскопках терм в 1780 году в городе Окрикулум. Здесь представлены персонажи античной мифологии: по центру голова Горгоны-медузы, бог Нептун и обиталеи его морского царства, сражающиеся Лапиф и Кентавр.
16

Золоченные часы.
17

18

Главной достопримечательностью Павильонного зала являются часы "Павлин". Приобрел их князь Потемкиным для императрицы Екатерины. Автором автомата был Джеймс Кокс - знаменитый в те года ювелир и изобретатель сложных механизмов. Привезли в Санкт-Петербург часы в разобранном виде. Собирал их русский мастер Иван Кулибин. Важной особенностью этих часов - это то, что они до сих пор работают: сова кружит головой, хлопает глазами и с помощью колокольчиков, которые закреплены на ее клетке, наигрывается мелодия, павлин распускает хвост и кланяется зрителям, а петух кукарекает. Все фигурки двигаются как живые.
19

Висячий сад перед Павильонным залом. Напомню, что мы на втором этаже.
20

На Советской лестнице . Название объясняется тем, что на первом этаже находились помещения Государственного совета. На верхней площадке находится малахитовая ваза, созданная в середине XIX века в Екатеринбурге.
21

Зал Рембрандта . На фото картина "Даная", написанная по мотивам древнегреческого мифа. Бог Зевс в виде золотого дождя проник к Данае, которая находилась в заключении, после чего она родила Персея.
На эту картину в 1985 году было совершено покушение. Мужчина вылил на нее серную кислоту и дважды порезал картину ножом. Злоумышленник объяснил свой поступок политическими мотивами, однако суд признал его душевно больным и поместил в психиатрическую больницу.
22

Большой Итальянский просвет . В зале представлена экспозиция Итальянской живописи XVII-XVIII веков.
23

Элемент столешницы из малохита XIX века.
24

25

Скульптура "Гибель Адониса". По мотивам древнеримской поэмы "Метаморфозы".
26

Зал майолики .
27

Один из двух шедевров зала - картина Рафаэля "Мадонна Конестабиле", написанная в 1504 году.
28

Рыцарский зал - один из больших парадных интерьеров Малого Эрмитажа. Тут представлены богатейшая коллекция оружия, насчитывающая около 15 тысяч предметов.
29

Парадная лестница Нового Эрмитажа.
30

Пантера в зале Диониса , который был создан для выставки древней скульптуры.
31

Афродита - богиня красоты и любви (Венера Таврическая) II век. Была найдена при раскопка в Риме в начале XVIII века. А привез ее в Санкт-Петербург Петр I. Скульптура украшала Таврический дворец, откуда и пошло название.
32

Зал Юпитера .
Саркофаг "Церемония бракосочетания". На всех стенках мраморного римского саркофага изображены рельефные фигуры, раскрывающие сюжеты свадьбы, охоты и быта. А крышка посвящена богам Олимпа.
33

Статуя Юпитера, конец I века. Является одной из самых больших античных скульптур сохранившихся в музеях мира. В высоту она 3,5 метра.
В правой руке Юпитер держит фигурку Виктории - богини победы.
34

Зал Большой вазы . Перекрытый сводом с лепным декором, зал украшен арочными лоджиями и колоннами из белого мрамора. Еще до облицовки стен искусственным мрамором была установлена Колыванская ваза из яшмы высотой более 2,5 м. и весом 19 т. Работа над ее созданием, из-за ее громадных размером, велась прямо на каменоломне целых 12 лет. В 1843 году ваза была завершена. В Петербург ее везли сначала по суше, где в упряжке было до 160 лошадей, потом на специальной барже по воде, а над установкой в зал работали 770 человек.
35

Зал Древнего Египта . Он был создан в 1940 году, на месте буфета Зимнего дворца. Название зала говорит само за себя: здесь представлена экспозиция посвященная Древнему Египту, охватывающая период с IV тыс. до нашей эры до рубежа нашей эры.
36

Барельеф в коридоре между залами.
37

Двадцатиколонный зал . Два ряда монолитных колонн из сердобольского гранита делят его на три части. Роспись стен и мозаичного пола выполнены в стиле античной традиции. В зале расположена коллекция искусства Древней Италии конца IX - II в. до нашей эры.
38

В Большом дворе Зимнего дворца экспонируется скульптура "Снежная башня" - образ мальчика на костылях, несущего на спине дом, ремень которого душит его. Автор Энрике Мартинес Селайя говорит, что главной темой является "идея потери детской способности воспринимать блеск окружающего мира и появления духовной светонепроницаемости, что всегда сопровождается разочарованием" , также в скульптуре раскрывается эмигрантская тема.
39

40

О нет, одного раза сходить в Эрмитаж совсем недостаточно! После первого посещения создается только общее понятие устройства музея. Мне кажется, что Эрмитаж - это как "Война и мир" - книга которую нужно читать несколько раз в разные возраста, чтобы представал каждый раз новый смысл. Только ходить в этот музей мирового масштаба нужно намного чаще и каждый раз открывать для себя что-то новое!
41

Давайте представим себя послами, идущими на аудиенцию к русскому императору. Эта лестница называется Посольской, она была создана, чтобы поражать воображение иностранных гостей царского двора. Другое название лестницы — Иорданская, так как по ней во время праздника Крещения Господня спускался крестный ход к Неве. На Неве во льду вырубалась прорубь для освящения воды – Иордань.

Основным украшением Посольской лестницы является золочёная лепка (1). Здесь использовано более 5-ти килограммов золота. Скульптура, изображающая античных богов и героев, аллегорически символизирует доблести, присущие русским императорам: мудрость, верность, справедливость (2). С одной стороны лестницы находятся окна, с другой – зеркала, отражающие эти окна и делающие пространство больше, чем оно есть на самом деле (3). На потолке – картина, написанная на холсте, на тему «Олимп» (4). Обилие золота, живописный холст на потолке (т.н. «плафон»), зеркала, доминирование криволинейных очертаний — всё это элементы стиля «русское барокко».

Первоначально все залы дворца планировались такими. Ведь он был построен при императрице Елизавете Петровне, которая, как утверждали современники, не надевала одного платья дважды. Однако возведённый в 1754-1762 гг., менее чем через столетие, в 1837 г., дворец сгорел. Император Николай Первый, царствовавший тогда, приказал восстановить здание к Пасхе следующего года, т.е. всего за 16 месяцев.

В итоге, только фасады и Посольская лестница были воссозданы в стиле барокко, в других залах мы увидим совершенно другие стили. Так что дворцу не повезло, а современным посетителям наоборот. Они могут проследить всю историю русского дворцового интерьера императорского периода.

Посольская лестница Эрмитажа - это главная парадная лестница Зимнего Дворца. По ней послы иностранных государств поднимались во дворец. Название "Иорданская" лестница получила из-за того, что царская семья в праздник Крещения Господня спускалась по ней к Иордани - специальной проруби в замершей Неве, где и проходил обряд.
Лестница выполнена Франческо Бартоломео Растрелли в стиле барокко. Парадная лестница была восстановлена после пожара 1837 г. В.П. Стасовым, сохранившим в общих чертах замысел Ф.Б. Растрелли.

2 Белый мрамор скульптур и балюстрады, серый мрамор колонн, роскошная позолота гипсовой лепнины - всё вызывает восхищение. Давайте пройдёмся по ней?

3 Беломраморная лестница разветвляется в разные стороны: вправо и влево, расходится двумя широкими торжественными маршами, которые вновь соединяются у верхней площадки. Она занимает всю высоту здания (высота 22 метра). Широкая лестница с удобными невысокими ступеньками - по ним хорошо подниматься в шикарных бальных платьях

4 Во время восстановления лестницы после пожара Стасов заменил золоченые резные балясины тяжелой мраморной балюстрадой. Балясины изготовлены из каррарского мрамора скульпторами Ф. Трискорни и Э. Модерни

5

6 Стены украшает декоративная скульптура эпохи Древнего Рима. Атлант

7 Кариатида

8

9 Скульптуры "Правосудие" и "Милосердие"

10 На верхней площадке лестницы - монолитные колонны из серого (сердобольского) гранита - петербургского камня. Десять монолитных колонн коринфского ордера украшают и поддерживают своды лестницы

11

12

13 В центральной нише установлена статуя "Владычица", привезённая из Таврического дворца

14

15

16 Центральном плафон лестницы площадью около 200 квадратных метров. На нём изображена живописная композиция "Олимп" работы итальянского художника XVIII века Гаспаро Дициани, которая покоится на падугах, декорированных фигурно-орнаментальными росписями в манере "гризайль". Выбрав в кладовых Эрмитажа плафон 18 века с изображением Олимпа, Стасов включил его в композицию потолка, а так как новый плафон оказался несколько меньше старого, оставшееся пространство художник А.И. Соловьёв расписал по эскизам Стасова

17 В 1898-1901 годах для освещения лестницы были использованы электрические осветительные приборы в виде люстр и бра из цветного металла, позолоченные гальваническим способом

18 Они были изготовлены в необарочной стилистике под руководством архитектора Л.Н. Бенуа по рисунку художника В. Эмме на петербургском заводе А. Морана

  • Название: Эрмитаж: парадная лестница Зимнего дворца
  • Описание: Парадным входом в бывшую резиденцию российских императоров – Зимний дворец – был обращенный во двор подъезд. В парадные залы дворца, ставшего теперь главным зданием Государственного Эрмитажа , ведет парадная лестница, изображенная на фото. Сейчас это одно из немногих помещений дворца, дающее представление об интерьерах, созданных Растрелли. В XVIII веке эту лестницу называли Посольской, так как с нее начинались приемы иностранных послов. Позднее у нее появилось еще одно название – Иорданская: в праздники Крещения по ней спускалась процессия к павильону Иордан на Неве, где происходило водосвятие.

    Первый лестничный марш – низкий и притемненный – являет полный контраст с основным объемом, в котором пространство будто раздвигается, прорываясь в бесконечность расписного свода. Широкие лестничные марши белого мрамора ведут наверх сквозь пронизанное светом пространство, сверкающее зеркалами и позолотой. Украшением лестницы служат статуи, часть которых была привезена из Италии еще при Петре I.

    Зимний дворец – одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга, которые туристам следует обязательно посмотреть. Он расположен на

Мамина подруга работает в Эрмитаже реставратором. Несколько раз она проводила мне по настоящем уникальные экскурсии по музею. Давным давно я благодаря ей побывал "под потолком" Галереи Древностей. Позавчера вот она показала Иордановскую (главную) лестницу... в самом необычном ракурсе.

Беломраморная лестница, начинаясь от главной галереи, расходится двумя широкими маршами, которые вновь соединяются у верхней площадки. Здесь поражает воображение эффект барочной театрализации: низкий затененный первый марш лестницы контрастирует с ее основным объемом, где пространство словно раздвигается, отражаясь в зеркалах и прорываясь в бесконечность иллюзорной росписи свода. Десять монолитных колонн сердобольского гранита поддерживают своды лестницы. Пронизанный светом, сверкающий позолотой и зеркалами интерьер занимает всю высоту здания Зимнего дворца. Она сохранилась еще от растреллиевского внутреннего убранства Зимнего дворца, хотя и очень пострадала в пожаре 1837 года. Реставрировал ее архитектор В.П.Стасов.

Живописный плафон с изображением Олимпа (Дициано Гаспаро, 18 в.) визуально увеличивает высоту помещения. В декоративное убранство лестницы включены скульптурные произведения, привезенные при Петре I из Италии: "Власть", "Антиной", "Диана", "Справедливость", "Могущество".

Нынче на этой лестнице ремонт. И мы поднялись на 20 с лишним метром, под самый потолок, что бы посмотреть на росписи и живописное панно вблизи, а заодно понаблюдать за работой реставраторов.



В 18 в. лестницу называли Посольской - послы иностранных держав поднимались по ней, направляясь во дворец на прием. С лестницы открывается вход в две парадные анфилады дворца - Невскую и Главную, ведущую к Георгиевскому залу и Большой церкви. Проход по Главной анфиладе повторяет путь торжественных церемоний середины XIX - начала XX века.
Позже лестницу стали именовать Иорданской - по ней во время праздника Крещения из Большого собора Зимнего дворца спускался крестный ход к Неве.

Вверху она украшена изображениями атлантов, статуй, портиков и пр создающих эффект объема. В близи они разумеется плоские и даже немного грубоватые... Вообще каким же мастером надо быть, что бы такое создать.. Кстати написаны они не прямо по штукатурке, а на холсте, причем этот холст так плотно соединен со стеной, что в это даже трудно поверить.

Вообще с низу многого не видно, например того, в каком состоянии прибывали стены и панно. Я твердо помню, как в одно из своих недавних посещений Эрмитажа я разглядывал потолок Иордановской лестницы и удивлялся, до чего же красиво сделано... А на самом деле росписи осыпались и по стенам шла безжалостная коррозия. Реставраторы уже почти все исправили, но одно место я нашел (на фото в низу). Кстати на первом фото дяденька как раз отбивает штукатурку, для того, что бы восстановить элемент стены.

Чему же досталось более всего - так это панно 18 века. Я кстати был искренне уверен, что это цельный плафон и написан он если не прямо по потолку, то по единой и большой деревянной (или какой другой) поверхности. Оказалось, что это... холст. Вернее несколько соединенных между собой холстов, более того, они даже заметно провисают. А их состояние... трещины, следы грязи, дыры от протечек, даже мертвые мухи - чего на них мы только не увидели!

Кстати, если уж касаться ремонта в Эрмитаже. Отреставрированы несколько залов на первом этаже (там, где античность). И там выставлено много экспонатов, которые я раньше не видел... не могу сказать, что бы они очень впечатляли.. но все равно! Любителям античности рекомендую!



Просмотров