Эль греко произведения. Поздние произведения эль греко

Немецкие полевые оборонительные рубежи (Западный фронт 1942/43 г.). автор Полковник В. Н. Ястребов

В брошюре рассматриваются фортификационное оборудование оборонительных рубежей немецко-фашистских войск на Западном фронте в период 1942/43 г. и типы примененных на них фортификационных сооружений.
Брошюра предназначается для офицерского состава инженерных войск.

Глава 1. Построение обороны немецко-фашистских войск
Глава 2. Фортификационное оборудование оборонительных рубежей немецко-фашистских войск.
Основы оборудования рубежей.
Особенности оборудования опорных пунктов и узлов обороны.
Особенности фортификационной подготовки населённых пунктов.
Глава 3. Типы фортификационных сооружений и маскировка немецко-фашистских войск.
Траншеи и ходы сообщения.
Огневые сооружения.
Наблюдательные пункты.
Препятствия.
Укрытия для войск.
Маскировка.
Глава 4. Фортификационное оборудование отдельных элементов глубины обороны.

Глава 1 ПОСТРОЕНИЕ ОБОРОНЫ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ВОЙСК

В период с августа 1942 т. пю март 1943 г. на Западном фронте немцы активности не проявляли и ограничивались проведением разведок боем небольшими группами пехоты численностью до батальона.
Нашими войсками на фронте в этот же промежуток времени были проведены августовская и ноябрьско-декабрьская местные армейские операции, в результате которых была взломана оборона немцев и заняты отдельные районы, временно захваченные врагом.
В целом на фронте сохранялся позиционный характер борьбы, что и определяло построение и организацию обороны немцев и укрепление занимаемых ими позиций.
Используя обстановку, немцы имели возможность вести оборонительные работы в течение 6-7 месяцев, а на отдельных участках и до года.
При укреплении позиций немецкое командование, помимо войск, привлекало население оккупированных районов. Для строительства фортификационных сооружений широко использовались местные строительные материалы. Позиции всё время совершенствовались - возводились новые фортификационные сооружения и создавались заграждения. Позиции, оборудованные для жёсткой обороны, в большинстве были подготовлены на полковую глубину. В дивизионных и армейских тылах были прикрыты только направления вероятных ударов и в целях самообороны укреплены районы размещения дивизионных, корпусных и армейских резервов и тыловых объектов. Незадолго до февральско-мартовского наступления войск Западного фронта (январь-февраль 1943 г.) немцы приступили к созданию промежуточных рубежей в глубине обороны, но ввиду успешных наступательных действий Красной Армии оставили работы незаконченными и вынуждены были отойти на более глубокие рубежи.
На важнейших направлениях немцы строили два-три оборонительных рубежа.
Первый рубеж (главное поле боя), наиболее полно подготовленный к обороне, был занят войсками. Для обороны первого рубежа на его передний край выделялась большая часть сил.
Величина дивизионных полос обороны определялась в зависимости от характера местности и важности направления. На главных направлениях (Минская магистраль, Варшавское и Киевское шоссе, дороги от Калуги и др.) пехотная дивизия занимала обычно полосу от 5 до 12 км
по фронту, глубиной от 3 до 5 км.
На труднодоступной, пересечённой, лесисто-болотистой местности, ограничивающей широкое применение танков, дивизия занимала по фронту от 10 до 30 км. При этом полковой участок имел протяжённость по фронту до 7 км.
Глубина полкового участка, как общее правило, не превышала 3-4 км. Батальоны обычно располагались рядом - в линию. В глубине располагался полковой резерв; последним в большинстве случаев являлся учебный батальон полка.
Стрелковая рота, в зависимости от расположения взводов, занимала район обороны протяжённостью по фронту 1,5-2 км. При расположении на переднем крае двух взводов третий обычно отводился в тыл на 1-1,5 км от переднего края и использовался как резерв командира роты; если на переднем крае располагалось три взвода, резервом служил учебный взвод.
Взвод в большинстве случаев оборонял район протяжённостью по фронту 400-600 м.

Рис.1. Схема оборонительной полосы немецко-фашистских войск

Оборонительная полоса состояла из узлов обороны и опорных пунктов и укреплённых промежутков между ними (рис. 1). Узлы обороны и опорные пункты располагались на важнейших направлениях в населённых пунктах, на командных высотах, в узлах дорог, дефиле и в других местах, обеспечивавших хороший обзор и обстрел впереди лежащей местности.
Внутри рубежей укреплялись все командные высоты и местные предметы, обеспечивавшие хороший обзор и обстрел местности или создававшие благоприятные условия для размещения резервов. Необходимо отметить, что на пересечённой местности оборона приобретала ярко выраженный узловой характер. На ровной местности и в лесных районах оборона носила линейный характер; глубина обороны в этих случаях зависела от важности направления и танкодоступности переднего края (рис. 2).

Рис.2. Оборудование оборонительной полосы немцев в районе деревень Русиново, Павлово, Кр.Горка

Немцы выбирали позиции так, что передний край их всегда проходил по естественным труднодоступным рубежам: командным высотам, крутым берегам рек, оврагов, озёр и болот, по окраинам лесов, идущих параллельно или под углом к фронту. Начертание переднего края определялось местными предметами; использование их способствовало чёткой организации системы огня всех видов оружия и, в частности, огневому прикрытию даже незначительных естественных подступов к препятствиям. При выборе оборонительных рубежей немцы особо тщательно соблюдали требования к выбору переднего края и использовали указания полевого устава, дающие право командиру соединения оставлять захваченные, но невыгодные для организации обороны участки местности.
У большинства оборонительных рубежей начертание переднего края характерно наличием так называемых огневых мешков. Для образования их выдвигались вперёд опорные пункты, располагавшиеся на господствующих высотах и в населённых пунктах. Такое расположение опорных пунктов обеспечивало фланкирование подступов к переднему краю и промежутков между опорными пунктами (см. рис. 1).
Основные силы и огневые средства всегда сосредоточивались в узлах обороны и опорных пунктах. Между опорными пунктами оставлялись промежутки, величина которых была различной и определялась условиями обстановки и местности, а также возможностями организации наблюдения и обстрела их действительным, огнём. Промежутки, как правило, обязательно простреливались фланговым артиллерийским, миномётным или пулеметным огнем и усиливались различными препятствиями. В первую очередь на промежутках устанавливались взрывные противотанковые, а затем противопехотные препятствия. У препятствий располагались автоматчики, для которых строились ячейки или лёгкие огневые сооружения. В промежутках между опорными пунктами на болотистых участках через 100-200 м располагались группы, вооружённые станковым, ручным пулемётом или ротным минометом. Из опорных пунктов к промежуткам обеспечивались пути манёвра для живой силы и огневых средств, выделявшихся для обороны промежутков при атаке их.
Располагая большую часть автоматического оружия пехоты и лёгкие миномёты непосредственно на переднем крае или вблизи него, немцы добивались хорошего обстрела всей впереди лежащей местности, при этом наиболее вероятные подступы держались под многослойным огнём. Ночью местность перед передним краем систематически освещалась ракетами и обстреливалась трассирующими пулями по подготовленным данным для ведения огня.
Описанное построение обороны требовало наличия развитой дорожной сети для обеспечения манёвра резервов из глубины и по фронту, на что противник обращал особое внимание. Дороги для гужевого, а иногда и автотранспорта обычно доводились до тыла рот первой линии, а на отдельных закрытых участках даже до переднего края. Бесперебойное пользование дорогами, идущими вдоль фронта и подходящими из глубины, обеспечивалось широким применением средств маскировки. Просматриваемые наземными наблюдателями участки дорог закрывались от обзора вертикальными масками (маскзаборами) из срезанной растительности. Связь обеспечивалась различными средствами: связными на автомашинах, мотоциклах, велосипедах, лошадях и дублировалась развитой сетью телефонной связи.
Второй оборонительный рубеж в удалении 3-6 км от первого подготовлялся только на отдельных направлениях и занимался силами дивизионных и корпусных резервов. Населённые пункты, включённые в состав рубежа, как правило, подготовлялись к круговой обороне.
Третий оборонительный рубеж располагался в глубине обороны в 16-20 км от переднего края и обычно занимался армейскими резервами.
Рубеж состоял из отдельных опорных пунктов и узлов обороны, имевших задачами прикрыть важные направления, чаще всего узлы дорог.
Ложные рубежи немцы не возводили, ограничиваясь маскировкой занятых рубежей и строгим соблюдением маскировочной дисциплины.

Глава 2 ФОРТИФИКАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ РУБЕЖЕЙ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ВОЙСК

Основы оборудования рубежей

Укреплённые позиции немцев в развитом виде представляли собой сплошные полосы, оборудованные в глубину на 2-3 км, а на отдельных наиболее ответственных участках - до 6 км.
Основным элементом фортификационного оборудования рубежей на любой местности являлась система траншей и ходов сообщения с многочисленными противотанковыми и противопехотными препятствиями. Количество траншей колебалось от двух до четырёх, а в основных узлах обороны оно доходило до шести-семи.
На второстепенных участках отрывалась одна-две траншеи; за ними укрыто от наземного наблюдения располагались дерево-земляные сооружения для пулемётов, предназначенных для ведения флангового и кинжального огня.
Первая траншея располагалась, как правило, на боевом гребне передних скатов высот, что обеспечивало хороший обзор и обстрел впереди лежащей местности.
Вторая траншея отрывалась позади первой на расстоянии, равном 100-200 м.
Третья траншея часто располагалась на обратных скатах. Расстояние между второй и третьей траншеями составляло 250-300 м.
Расстояние между третьей и четвёртой траншеями, а также между всеми остальными траншеями, расположенными в глубине, колебалось от 300 до 500 м.
Все линии траншей были соединены многочисленными ходами сообщения. Ходы сообщения имели наибольшее развитие у переднего края и особенно в исходящих углах его.
Расположение препятствий зависело от значения, которое придавали немцы тому или иному участку оборонительного рубежа. Наиболее часто перед первой траншеей располагались противопехотные проволочные и взрывные препятствия. Они были удалены от первой траншеи на 15-70 м. Противопехотные мины, фугасы, сюрпризы устанавливались либо позади проволочных препятствий, либо непосредственно в полосе последних. В ряде случаев противопехотные мины и малозаметные проволочные препятствия устанавливались непосредственно на бруствере первой траншей. Основные противотанковые препятствия, главным образом минные поля, располагались между первой и второй траншеями; они устанавливались перед первой траншеей только на важнейших танкоопасных направлениях.
Схема участка рубежа на танкоопасном направлении, характеризующего укрепление местности немецкими войсками с применением системы траншей, приведена на рис. 3

Рис.3. Схема размещения траншей и препятствий

В данном случае перед первой траншеей было установлено две полоcы противотанковых мин. Между ними был установлен усиленный забор. Позади второй полосы противотанковых мин располагалась полоса проволочных препятствий шириной 10-15 м. Здесь устанавливались сети на низких кольях или проволока "внаброс". Перед второй траншеей на танкоопасных направлениях располагались противотанковые минные поля глубиной 15-25 м (5-8 рядов мин). Перед третьей траншеей также были установлены противотанковые минные поля, состоявшие из 9-11 рядов мин.
Местность перед передним краем оборонительных рубежей тщательно расчищалась; в полосе глубиной 400 м уничтожалось всё, что затрудняло ведение огня и наблюдение.
Огневые сооружения, расположенные в траншеях, обеспечивали ведение флангового и косоприцельного огня и взаимную огневую поддержку, чему способствовало извилистое или изломанное начертание траншей в плане.
Для фланкирования участков траншей с незначительными изломами оборудовались ячейки и площадки, вынесенные вперёд и связанные с травшеей ходами сообщения.
В ряде случаев траншеи располагались так, что перед ними создавались огневые мешки или устраивались пехотные ловушки.

Рис. 4 Пехотная ловушка в системе траншей

Примером такой ловушки является участок траншеи, изображённый на рис. 4.
Ловушка устраивалась перед основной траншеей и представляла собой также траншею своеобразного начертания, сходного с бастионным. В исходящих углах этой траншеи, расположенных в 100-150 м один ат другого, были устроены ячейки для продольного обстрела траншеи огнём из автоматов. Ловушка была рассчитана на то, что наступающий, оказавшись под заранее подготовленным губительным огнём миномётов, постарается укрыться в траншее и будет уничтожен огнём из автоматов.
Первая траншея являлась главной и обычно была наиболее полно оборудована в боевом отношении.
Для каждого огневого средства были оборудованы запасные позиции, что обеспечивало манёвр огневыми средствами и увеличивало их живучесть в бою.
Огонь из первой траншеи дополнялся фронтальным огнём тяжёлого стрелкового оружия, размещенного во второй траншее.
Артиллерийские позиции 37-, 45- и 75-мм орудий и 81-мм миномётов обычно оборудовались между второй и третьей траншеями. За третьей, а иногда за четвертой траншеей оборудовались позиции для батарей 105- и 150-мм орудий и 120-мм миномётов.
В глубине обороны встречалось незначительное количество крытых огневых сооружений, предназначавшихся для ведения огня по промежуткам между траншеями.
Укрытия для войск, занимающих траншею, устраивались в передней крутости траншей или примыкали к ходам сообщения.

Рис. 5 Немецкая траншея в лесисто-болотистой местности

Блиндажи для полковых и дивизионных резервов строились с таким расчётом, чтобы из них можно было организовать самооборону и ведение огня на ближние дистанции.
Все элементы полкового тыла - склады, гаражи, медпункты, кухни, бани и т. п. - обычно располагались в 1,5-2,0 км от первой траншеи. Санитарные блиндажи подразделений полков обычно примыкали ко второй траншее.
Описанное выше взаиморасположение элементов оборонительного рубежа было преобладающим.
Некоторое своеобразие представляло собой оборудование рубежей в лесистой и лесисто-болотистой местности, а также при расположении оборонительных рубежей за водными преградами.
В лесистых и лесисто-болотистых районах первая траншея обычно располагалась на опушках лесов; там, где отрывка траншеи была затруднительна, вместо неё делался дерево-земляной барьер, в котором были устроены стрелковые ячейки и пулемётные площадки.
Перед барьером, в 30-70 м от него, устанавливались проволочные препятствия или устраивались завалы, прикрываемые противопехотными минами и фугасами.
За первой траншеей (барьером) устраивалась вторая, а иногда и третья. Для фланкирования подступов к этим траншеям (барьерам) перед ними устраивались просеки.
В глубине за траншеями также устраивались просеки и для обстрела их возводились дерево-земляные сооружения типа блокгаузов.
Различные укрытия располагались в непосредственной близости к траншеям и барьерам и частично в глубине леса.
При обороне рек с пологими берегами первая траншея относилась от берега на расстояние 50-100 м; при наличии крутых, обрывистых берегов первая траншея отрывалась непосредственно у обрыва, а препятствия (главным образом противопехотные) устанавливались у самого уреза воды. Установлено, что при наличии значительной водной преграды в ряде случаев первая траншея занималась только боевым охранением, а главные силы располагались во второй траншее.
Рассмотренная система укрепления полевого рубежа давала противнику следующие преимущества:
а) применение системы траншей обеспечивало свободу манёвра силами и огневыми средствами и облегчало маскировку боевого порядка;
б) близкое расположение препятствий к траншеям облегчало фланкирование и охрану их;
в) расположение противопехотных мин и сюрпризов впереди проволочных препятствий и в самых препятствиях затрудняло проделывание проходов в них;
г) расположение минных полей позади основных противопехотных препятствий затрудняло разведку и разминирование их; установка мин непосредственно на бруствере усложняла проникание атакующего в траншею;
д) расположение противотанковых мин за первой траншеей затрудняло разведку и разминирование их перед атакой.

Особенности оборудования опорных пунктов и узлов обороны


На наиболее важных направлениях, имеющих тактическое значение, немцы как по переднему краю, так и в глубине оборудовали опорные пункты и узлы обороны.
Опорные пункты и узлы обороны создавались на командующих высотах, на узлах дорог, дефиле, в населённых пунктах.
Опорный пункт обычно занимал по фронту 1,0-1,5 км и оборонялся ротой пехоты, усиленной миномётами, противотанковыми ружьями и артиллерией. В отдельных случаях опорные пункты оборонялись усиленными взводами.
Узлы обороны обычно состояли из трёх-четырёх опорных пунктов и оборонялись одним-двумя батальонами и в отдельных случаях пехотным полком.
Опорные пункты и узлы обороны были подготовлены к круговой обороне и имели большое количество пулемётных и артиллерийских позиций, обеспечивавших манёвр огневых средств.

Рис. 6 Схема опорного пункта Рыляки - Мажино

Наиболее типичный опорный пункт приведен на рис. 6. Этот опорный пункт занимался усиленной ротой пехоты. Основой оборудования опорного пункта были траншеи, связанные между собой ходами сообщения. Передний край опорного пункта в основном проходил по берегу р. Ресса и насыпи Варшавского шоссе, являвшихся естественными противотанковыми препятствиями.
На переднем крае была сосредоточена основная масса огневых средств, обеспечивавших фланговый и косоприцельный огонь и обстрел расположенных по переднему краю препятствий.
Противотанковая артиллерия (три 45-мм пушки) была размещена на флангах в глубине; для каждого орудия было подготовлено несколько запасных и дополнительных позиций.
Опорный пункт, типичнуй для ровной открытой местности, приведен на рис.7. Он занимал около 2 км по фронту и до 2,5 км в глубину и оборонялся ротой пехоты.

Рис. 7 Схема опорного пункта в районе Сапово

Основой фортификационного оборудования данного опорного пункта также были траншеи и ходы сообщения. Первая траншея имела ломаное начертание, проходила по боевому гребню и являлась основной. В ней были подготовлены позиции для лёгкого стрелкового оружия; для более тяжёлых огневых средств (противотанковых ружей, миномётов, противотанковых пушек) были подготовлены позиции вблизи второй траншеи. Опорный пункт и входящие в него взводные районы обороны были подготовлены к круговой обороне; она обеспечивалась расположением на местности траншей и приспособлением к обороне отдельных участков ходов сообщения.
Основные укрытия для войск (блиндажи) имелись в достаточном количестве; они располагались за второй и третьей траншеями и в глубине - в районе обороны взвода второго эшелона роты.
Учитывая, что опорный пункт подготовлялся на открытой местности, противник создал развитую сеть ходов сообщения, связывающую взводные районы обороны и все траншеи. Это обеспечивало свободный манёвр резерва роты из глубины к любому участку переднего края обороны, а также облегчало живую связь и управление боем. Отдельные блиндажи офицерского состава роты непосредственно примыкали к ходам сообщения, ведущим в тыл.
Заканчивая краткую характеристику оборудования опорных пунктов, необходимо указать, что при укреплении опорных пунктов немцы часто подготовляли отдельные хорошо замаскированные огневые позиции для лёгких и тяжёлых пулемётов перед проволочными препятствиями. Эти позиции предназначались для фланкирования участков переднего края и подступов к нему, трудно просматриваемых и простреливаемых, из первой траншеи. Система препятствий, прикрывавших опорные пункты и узлы обороны, в основном не отличалась от описанной выше.
Опорные пункты на второстепенных направлениях, а также располагаемые в глубине дивизионной полосы обороны траншей не имели. Огневые средства располагались в отдельных окопах и лёгких дерево-земляных фортификационных сооружениях.
Описанные выше особенности оборудования опорных пунктов и узлов обороны позволяют сделать следующие вьлводы:
а) опорные пункты, расположенные по переднему краю, мало выделялись среди общей полосы обороны, так как основой их оборудования являлись траншеи и ходы сообщения;
б) многочисленные огневые позиции, подготовленные в траншеях и на отдельных участках ходов сообщения, обеспечивали широкий манёвр огневых средств, живучесть их в бою, и в то же время система огня оставалась трудно разгадываемой для атакующего;
в) фланги и тыл опорных пунктов былл оборудованы относительно слабее и являлись наиболее уязвимыми местами.

Особенности фортификационной подготовки населенных пунктов

Н аселённые пункты, входящие в состав оборонительной полосы, подготовлялись и использовались немцами в качестве опорных пунктов или узлов обороны. Особенность подготовки населённых пунктов к обороне состояла в том, что наряду с устройством развитой сети траншеи и ходов сообщения немцы приспособляли к обороне отдельные строения, группы их и развалины строений.
Первая, основная траншея в большинстве случаев отрывалась на окраине населённого пункта. Вторая, а иногда и третья траншеи подготовлялись внутри населённого пункта и за ним. В целях маскировки траншеи и ходы сообщения, проходящие внутри населённого пункта, располагались за заборамш, оградами, изгородями. В ряде случаев траншеи отрывались под строениями. Участки траншей, примыкающие к строениям, обычно перекрывались, что обеспечивало пользование ими во время пожаров.
Деревянные строения приспособлялись к обороне относительно редко. Они в большинстве случаев использовались как маски для огневых позиций, расположенных в траншеях, а также обеспечивали скрытое передвижение гарнизона в опорном пункте.

Рис. 8 Схема опорного пункта с включением населённых пунктов

Схема опорного пункта, включающего в себя два мелких населённых пункта, приведена на рис. 8.
Основные принципы подготовки к обороне крупных населённых пунктов можно проследить на рис. 9, на котором показана схема узла обороны немецко-фашистских войск в г. Ржев.


Рис. 9 Схема подготовки немцев к обороне г. Ржева

Этот узел представлял собой тет-де-пон (предмостное укрепление), прикрывающий город и мосты через р. Волга.
Главная позиция проходила по окраинам города и своими флангами упиралась в реку. Передний край главной позиции проходил по местности, облегчающей организацию огня и наблюдение за подступами к городу.
Главная позиция представляла сплошную оборонительную полосу; основой оборудования являлись траншеи и ходы сообщения с многочисленными ячейками и площадками для ведения огня из стрелкового оружия. Участки позиции, перехватывающие дороги в город, были подготовлены как опорные пункты.
Всякого рода строения и целые посёлки перед главной позицией, мешавшие наблюдению и ведению огня, были уничтожены.
При подготовке к обороне самого города противник исходил из основной цели: обеспечить свободный менёвр резервов и быстрое сосредоточение ударных групп на угрожаемых участках внешнего обвода для производства контратаки.
В городе были оборудованы отдельные опорные пункты, включавшие в себя группы каменных строений, приспособленных для ведения огня. Строения, затруднявшие ведение огня из опорных пунктов, уничтожались. Улицы, предназначавшиеся для маневрирования резервами и сообщения, простреливались из опорных пунктов, остальные улицы были закрыты заграждениями.
Основные силы обороны (резервы, ударные группы) были расположены в городе и в случае необходимости прибывали на угрожаемые участки по оставленным для этого улицам, а также по ходам сообщения, ведущим из города к переднему краю главной позиции.
Особое внимание уделялось обороне мостов. Мосты, как правило, прикрывались проволочными препятствиями, усиленными противопехотными минами и другими взрывными средствами. Все улицы, прилегающие к мостам, минировались. Проходы, оставлявшиеся в заграждениях, могли быть быстро закрыты, для чего непосредственно около них были заготовлены запасы противотанковых мин.
Часть города, расположенная за рекой, к обороне была подготовлена слабо; по берегу подготовлялась траншея, но фактически был готов только участок её, показанный на схеме. Были также приспособлены к обороне отдельные кирпичные здания.

Траншеи и ходы сообщения

Т раншеи как основной элемент укрепленной позиции немецко-фашистские войска начали применять с момента перехода к оборонительным боям зимой 1941 -1942 г. В этот же период на отдельных участках фронта (Тихонова Пустынь, Полотняный Завод, Кондрово и др.) появились и траншеи наносного типа из снега.
Траншеи в зависимости от o боевой задачи и условий местности располагались на боевом гребне, на топографическом гребне и на обратных скатах.
В плане траншеи имели извилистое или изломанное начертание. Нормальная длина прямолинейных участков составляла от 10 до 25 м. Прямолинейные участки большой протяжённости применялись редко даже на ровной местности: однако зстречались прямолинейные участки протяжённостью до 100-150 м.
Отдельные участки траншей выдавались вперёд, в результате чего между ними создавались огневые мешки.
Траншеи, как правило, тщательно применялись к местности; изгибы и изломы их в основном следовали (вдоль горизонталей.
Профиль траншей был различный. Ширина траншей поверху составляла 0,8-1,0 м, ширина понизу 0,4-0,5 м. Глубина траншей в большинстве случаев составляла 1,5 м, а на участках, где противник оборонялся продолжительное время, она достигала 2,0-2,5 м. Из захваченных служебных указаний противника видно, что узкая и глубокая траншея считается наилучшим укрытием от огня и танков. Однако нередко встречались траншеи глубиной 0,5-1,1 м; в этих случаях они были прикрыты масками высотой 1,5-2,0 м для сокрытия движения. Маски устанавливались на бруствере или же в непосредственной близости к нему.
Брустверы траншей высотой 0,5-0,6 м и толщиной 0,8-1,0 м, как правило, не разравнивались и не маскировались.
В лесу и на болотистых участках вместо траншеи устраивались деревянные и дерево-земляные барьеры высотой до 1,5 м. Деревянные барьеры делались из брёвен толщиной 18-22 см; брёвна укладывались в два-три ряда между забитыми в землю стойками. С фронта барьеры обычно усиливались земляной обсыпкой. Проходы в барьерах закрывались рогатками.
Деревянные и дерево-земляные барьеры одновременно служили и препятствиями против танков и пехоты.
Ходы сообщения имели в плане изломанное начертание; фасы их имели длину 10-15 м. На отдельных участках с интенсивным движением во избежание встречного движения устраивались парные ходы сообщения, отстоящие один от другого на 25-35 м.
Как особый случай, имевший место в районе г. Юхнов, следует отметить ход сообщения для движения по нему гужевого и даже автомобильного транспорта непосредственно к первой траншее.
Тупики и уширения для выноса раненых на носилках и расхождения при встречном, движении отсутствовали. На брустверах встречались заготовленные рогатки и ежи для закрытия движения в траншеях. Обходные и примкнутые траверсы не возводились. Одетые участки первой траншеи имели стремянки длиной до 2,5-3,0 м для быстрого выхода из рва на поверхность земли. В траншеях, проходящих в лесу, в тыльной крутости через 50-70 м были отрыты аппарели шириной 0,6-1,0 м.
Отхожие места и мусорные ямы устраивались через 100-200 м; они связывались с траншеей ходами сообщения длиной 30-40 м.

Огневые сооружения

О гневые фортификационные сооружения в основном обеспечивали защиту от поражения пулями и осколками; они отличались простотой и, как правило, низким качеством. Крытые сооружения усиленного и тяжёлого типа возводились редко; их строили лишь в наиболее крупных тактически важных опорных пунктах и узлах сопротивления и располагали в глубине обороны за масками. Для возведения сооружений врагом очень широко использовался подручный местный материал (дерево, камень, песок, глина и пр.). В конце 1942 и 1943 г. фашистско-немецкие войска почти совершенно отказались от применения усиленных и тяжёлых дерево-земляных огневых сооружений, особенно по переднему краю обороны, мотивируя это тем, что они выдают систему огня, связывают манёвр огневого средства, ограничивают сектор ведения огня, не обеспечивают возможности применения гарнизоном ручных гранат и, являясь хорошей целью для артиллерийско-миномётного огня, быстро разрушаются.
При выборе типов сооружений и при посадке сооружений на местности использовались местные условия и предметы: населённые пункты, отдельные строения, крутые скаты, деревья и кустарники, дорожные насыпи и т.п. Тщательный учёт местных условий обеспечивал естественную маскировку отдельных сооружений и системы обороны в целом от наземной и воздушной разведки. Фортификационные сооружения были чрезвычайно разнообразны как по конструкции, так и по планировке. В каждом случае тип сооружения, его конструкция и планировка определялись огневой задачей, местом расположения и наличием подручных материалов.


Рис. 10 Участок траншеи переднегно края

Огневые сооружения, особенно расположенные в первой траншее, представляли собой в основном открытые ячейки и площадки, в лучшем случае дающие обеспечение от пуль, осколков и миномётного огня. Ячейки для стрелков в большинстве случаев были расположены через каждые 6-10 м на всём протяжении траншей. В отдельных случаях наблюдалось групповое расположение ячеек (рис. 10). Группы по 8-10 ячеек отрывались на расстоянии 1,5-2,0 м одна от другой, На флангах этих групп устраивались пулемётные площадки; ячейки врезались в переднюю крутость траншеи на 0,9-1,0 м; глубина ячеек составляла 1,0 м, ширина поверху 0,8 м. В бруствере перед каждой ячейкой устраивалась берма шириной около 0,3 м.
Площадки для пулемётов, противотанковых ружей и лёгких миномётов либо устраивались в передней крутости траншей, либо выносились вперёд и соединялись с траншеей ходом сообщения. Они обычно подготовлялись для ведения огня в секторе от 90 до 150°.

Открытая пулемётная площадка показана на рис. 11.
Иногда в качестве укрытия использовался участок хода сообщения, соединяющего площадку с траншеей. В этом случае ход сообщения имел, противоосколочное покрытие, как показано на рис. 11.
Крутости отрывок и земляного пулемётного стола обычно одевались хворостом! или жердями. Для уменьшения рассеивания пулемётный стол имел прокладку из войлока, ватных одеял и пр.

В условиях лесистой местности открытые пулемётные площадки устраивались на поверхности земли из лесоматериала и грунта. Такая площадка показана на рис. 12.
Стены площадки двойные, из брёвен. Промежутки между брёвнами были засыпаны грунтом. Промежуток в верхней части передней стенки был заложен бумажными мешками с песком. Для хранения боеприпасов в стенах были устроены ниши размером 55X40X30 см. Укрытие для пулемёта и расчёта являлось составной частью сооружения; оно было перекрыто одним рядом брёвен толщиной 20-25 см.

Крытые пулемётные гнёзда (рис. 13) располагались на обратных скатах и предназначались в основном для ведения флангового огня. Эти сооружения имели одну-две амбразуры с секторами обстрела 60-180°. Покрытие делалось из одного ряда брёвен толщиной 20-25 см. Стены котлована в большинстве случаев одевались жердями; пулемётные столы земляные, одевались деревом, высота их 1,0-1,1 м. Амбразуры встречались двух типов: раструбом к противнику и наоборот. Внутренние размеры гнезда в плане составляли 1,6-2,0X2,0 м, высота 1,8-2,0 м. Выссота нулевой линии на ровной местности составляла 0,4-0,5 м, на склонах О,1-0,2 м, в лесу 1,0-1,3 м. Дальность ведения огня колебалась от 200 до 1200 м. Рядом с крытым гнездом устраивалась одна-две открытые площадки, служащие запасными позициями или обеспечивающие ведение огня в дополнительных направлениях.

В лесисто-болотистой местности крытые пулемётные гнёзда возводились в основном на поверхности земли. Одно из таких сооружений показано на рис. 14. Стены сооружения толщиной 1,0 м представляли собой пакеты из брёвен толщиной 20-25 см, уложенных между вкопанными в землю стойками. Амбразура была проделана на высоте 1,2 м, её раствор обеспечивал ведение огня в секторе до 90-110°: Покрытие состояло из одного ряда брёвен (последние обычно скреплялись между собой скобами или гладкой проволокой). Сооружение было замаскировано от воздушного наблюдения лапником, уложенным на покрытие.
Противотанковые орудия размещались в окопах.

На открытой местности часто встречались окопы с укрытием для орудия и расчёта (рис. 15). Площадка подготовлялась для кругового обстрела. Укрытие располагалось перед площадкой и соединялось с ней аппарелью. Для облегчения выкатывания орудия на площадку по аппарели укладывались катальные доски.
Размеры укрытия в плане 2,1X3,0 м, высота 1,2 м; для дульной части орудия отрывалась специальная ниша. Укрытие обеспечивало от миномётного огня: оно перекрывалось двумя-тремя рядами брёвен и обсыпалось грунтом. Боеприпасы хранились в нише.
Для маскировки окопов употреблялись верёвочные сети, в которые вплетался подручный материал (ветви, трава и т.п.).

Встречались орудийные окопы, устроенные на поверхности земли рис. 16).
Орудие и расчёт защищались бруствером высотой 1,0-1,15 м, одетым изнутри 22-25-см брёвнами. Ниши для снарядов устраивались под бруствером; они отрывались на глубину 1,25-1,60 м и перекрывались двумя рядами брёвен.
Упор для сошников орудия устраивался из деревянных коротышей; последние либо укладывались и скреплялись в канавке, либо закапывались в грунт, образуя
стенку.
Подобные окопы допускали ведение огня в секторе 60-70°.

Один из примеров расположения и оборудования позиции для противотанкового орудия приведен на рис. 17. Позиция была расположена на опушке леса в первой траншее. Площадка для ведения огня прикрывалась бруствером, являющимся продолжением бруствера траншеи. Все прочие элементы позиции - укрытие для орудия, погребки для снарядов, укрытие для расчёта - обеспечивали от поражения осколками и лёгкими минами и соединялись между собой ходом сообщения.
Два наблюдательных пункта были вынесены вперёд на опушку леса.

Н емцы обращали серьёзное внимание на организацию бесперебойного наблюдения. Наблюдательные пункты в большом количестве имелись по переднему краю, а также по всей глубине обороны. Они располагались в траншеях, в различных строениях, на деревьях и на специально возводимых вышках.
Все наблюдательные пункты были применены к местности и тщательно замаскированы.
Подавляющая часть наблюдательных пунктов представляла собой открытые ячейки для наблюдателей в траншеях. По своему устройству они почти не отличались от oбычных стрелковых ячеек. Командирские наблюдательные пункты, кроме того, имели лёгкие укрытия для телефонистов, связных и отдыхающих наблюдателей.

Нередко встречались наблюдательные пункты типа, показанного на рис. 18. Наблюдательные пункты этого типа состояли из наблюдательной шахты и укрытия, соединённых между собой лазом.
Наблюдение из шахты велось через перископ, выдвигаемый через отверстие в крышке шахты. Укрытие стойчатой конструкции делалось размерами в плане 3,0X3,0 м и перекрывалось четырьмя-пятью рядами 22-25-см брёвен. Всё сооружение обсыпалось грунтом; толщина обсыпки достигала 0,8 м.

Представляет интерес наблюдательный пункт, возведенный немцами в лесу юго-восточнее Буда-Монастырская (рис. 19). Он состоял из наблюдательной вышки, рабочего помещения для телефонистов и связных и блиндажа для отдыхающего расчёта. Рабочее помещение представляло собой венчатую конструкцию с полом и кровлей, имеющей незначительный наклон для стока воды. Стены для большей прочности были укреплены сжимами из брёвен, врытых в землю на глубину 1,0 м. Помещение имело размеры в плане 2,7X2,7 м, высоту - 3,2 м, в нём имелись стол, скамьи, полки для телефонов и личных вещей. Для обогрева была сложена печка из кирпича.
Наблюдательная вышка представляла собой сруб, укреплённый над люком в покрытии рабочего помещения и для устойчивости раскреплённый проволочными оттяжками. Над срубом была устроена открытая площадка для наблюдателя. Внутри сруба и рабочего помещения была устроена лестница для выхода наблюдателя на площадку. Блиндаж обычного котлованного типа размерами 2,0x2,5 м обеспечивал отдыхающих от поражения миномётным огнём: он был связан ходом сообщения oс рабочим помещением.
Описанный наблюдательный пункт был замаскирован деревьями.

Изредка встречались железобетонные наблюдательные пункты, типа приведенного на рис. 20. Планировка и размеры сооружения видны из рисунка. Наблюдение велось через смотровые щели или через люк, прикрытый броневой крышкой толщиной 50 мм (в крышке имелось отверстие для перископа). Смотровые щели были также приспособлены для ведения огня из пулемётов и автоматов.

Заслуживает внимания железобетонный наблюдательный пункт, представленный на рис. 21. Он был возведен на основной оборонительной полосе в 500-600 м от нашего переднего края в полуразрушенном сарае.
Маскировке сооружения уделялось настолько серьёзное внимание, что оно было обнаружено нашими войсками только после захвата рубежа. Планировка, размеры и отдельные детали показаны на рисунке и в особом пояснении не нуждаются. Наблюдение в основном велось из верхнего этажа сооружения через перископ, пропущенный в отверстие броневой крышки толщиной 40 мм. Одновременно для наблюдения использовались смотровые щели в среднем этаже. Наблюдательный пункт в любое время мог быть использован и как огневое сооружение: смотровые щели допускали ведение огня в четырёх направлениях.
Сообщение между этажами осуществлялось по трапу из скоб, заделанных в бетон. Из наблюдательного пункта имелось два выхода: один наружу и другой в жилой блиндаж, расположенный рядом с основным сооружением. Напольная стена, армированная тавровым железом, имела толщину 1,0 м и обеспечивала от снарядов дивизионной артиллерии.
Все наблюдательные пункты были снабжены сигнальными приспособлениями, подвешенными у дверей укрытий для обслуживающего личного состава. Сигнальные приспособления приводились в действие при помощи проволок, протянутых от них в наблюдательный пункт.
Командирские наблюдательные пункты, как правило, имели телефонную связь.

В качестве укрытий для подразделений, занимающих первую траншею, немцы устраивали подбрустверные блиндажи и ниши. Один блиндаж строился на 4-5 человек и ниша - на 1-3 человек. Блиндажи имели одетые стенки и покрытия из двух-трёх рядов брёвен. Ниши одевались брусчатыми рамами. Возле каждой пулемётной площадки устраивался подбрустверный блиндаж для расчёта и пулемёта.
Для отдыха солдат в перерывах между боями строились блиндажи за траншеей. Для того чтобы отдыхающие могли быстро занять огневые позиции, эти блиндажи относились от траншеи на расстояние не более 30-50 м и связывались с наблюдательными постами звуковой сигнализацией.
Блиндажи, возводившиеся возле второй и третьей траншей, были весьма разнообразны, но почти все они строились на 8-10 солдат.
Эти блиндажи в большинстве имели рубленые стены и покрытие из трёх-пяти рядов 20-25-см брёвен. Бревна покрытий связывались между собой скобами или проволокой. Между вторым и третьим рядами брёвен укладывался гидроизоляционный слой из глины толщиной 10-15 см. Блиндажи обсыпались слоем грунта толщиной 0,3-0,5 м.
В блиндажах имелись металлические или кирпичные печи, стол и скамьи. Для отдыха устраивались двухъярусные нары или койки из металлических сеток.
Почти во всех блиндажах, особенно для офицеров, были устроены окна, выходящие в специальные приямки. Как правило, оконные проёмы приспосабливались для ведения огня на случай самообороны.
Летом вблизи блиндажей устраивались столы, скамейки, разбивались газоны.

Солдатские блиндажи (рис. 23) по своему устройству и оборудованию отличались простотой - видимо, они возводились самой пехотой без участия сапёров.

Офицерские блиндажи (рис. 24) в основном не отличались от солдатских; они лишь были лучше отделаны изнутри, лучше оборудованы и имели больше световых проёмов. В офицерских блиндажах обычно устраивалось несколько комнат. Для размещения личных вещей, продуктов, воды и т.д. устраивались ниши. Имелись столы, скамьи, печи. Стены и потолки часто отделывались чистыми берёзовыми жердями или обивались досками. Полы в большинстве делались дощатые.

В лесистой местности часто встречались укрытия, построенные на поверхности земши. Некоторые из них, расположенные в выгодных пунктах, были хорошо приспособлены к обороне.
Для водоснабжения использовались существующие колодцы и открытые водоёмы, а также устраивались шахтные и мелкотрубчатые колодцы. Колодцы, как правило, содержались в чистоте и имели крышки с запорами (замками).

Маскировка

С пособы и приёмы маскировки отличались простотой; все они сводились к использованию естественных условий и применению к местности, а также к использованию для маскировочных работ подручных материалов.
Требования маскировки прежде всего строго учитывались при расположении на местности огневых сооружений, препятствий и при выборе типов фортификационных сооружений.
Для маскировки манёвра огнём и живой силой, а также движения транспорта широко применялись маски-заборы. Они устраивались высотой 1,5-2,0 м. К вертикальным кольям привязывались горизонтальные жерди или несколько рядов проволоки; иногда по кольям натягивались металлические сети. По этой основе заплетался различный материал: хворост, ветви, трава, сено, солома и т.п.
Такие маски часто устанавливались на открытых участках для сокрытия сооружений и движения войск в глубине обороны; маски-заборы, как правило, устанавливались на брустверах траншей, отрытых для переползания и движения согнувшись.
Изредка встречались ложные сооружения; они устраивались наряду с действительными на открытых, хорошо просматриваемых участках местности.

А ртиллерийские позиции в глубине обороны располагались в опорных пунктах и узлах обороны, что обеспечивало артиллерию от непосредственного нападения танков и пехоты противника. Кроме основной позиции, для каждой батареи устраивались одна-две запасные. Основные и запасные позиции связывались между собой грунтовыми дорогами для манёвра артиллерии колёсами.
Позиции выбирались в местах, укрытых от воздушного наблюдения: на опушках лесов, среди кустарников, среди развалин населённых пунктов и т.п.


Рис.25

Фортификационное оборудование артиллерийских позиций заключалось в устройстве командных пунктов командиров батарей (дивизионов) и оборудовании огневых позиций. На огневых позициях устраивались орудийные окопы, укрытия для расчётов (а иногда и для орудий), расходные погребки для боеприпасов и командный пункт старшего на огневой позиции. Орудийные окопы часто по условиям местности возводились на поверхности земли (наносного типа).
Наиболее характерный пример оборудования огневой позиции представлен на рис. 25.
В данном случае батарея в составе четырёх орудий занимала участок примерно 60X60 м. Между орудиями были приняты расстояния около 40 м. Командный пункт старшего на огневой позиции располагался в центре, что обеспечивало управление огнём батареи голосом.
Орудийные окопы устроены на поверхности земли; круговой бруствер их высотой 0,6-0,8 м устраивался из грунта и одевался изнутри жердями. В окопе были устроены две-четыре ниши для снарядов.
Командные пункты, базы, склады, станции снабжения и т.п. прикрывались огнем зенитной артиллерии.


Рис.26

Схема расположения зенитной батареи 75-мм автоматических пушек представлена на рис. 26. Эта батарея располагалась в лесном массиве на поляне, имеющей в поперечнике 1,5-2,0 м.
Позиция имела три орудийных окопа, блиндажи для расчёта, расходные погребки для боеприпасов и командный пункт.
Орудийные окопы представляет собой открытые площадки (рис. 27), устроенные на поверхности земли. Земляные брустверы окопов высотой 1,15 м. были изнутри одеты

накатником, уложенным между стойками. Блиндажи для расчётов располагались рядом с окопами. Для устройства блиндажей использовались срубы жилых домов, установленных в котлованах глубиной 2,2 м. Покрытие блиндажей из брёвен было утеплено слоем сена, хвои или грунта. Над блиндажами имелись кровли. Блиндажи имели дневное освещение, кирпичные печи и нары для отдыха людей. Блиндаж отделялся от окопа входом-тамбуром.


Рис.28а

Командные пункты штабов соединений (рис. 28) располагались на танконедоступных участках местности и имели развитую круговую оборону, состоявшую из ряда опорных пунктов, занятых резервами и непосредственной охраной штаба. Опорные пункты располагались на основных направлениях и дорогах, идущих со стороны противника. Характерным для фортификационного оборудования командных пунктов является компактное, сосредоточенное расположение всех элементов штаба и особенно оперативной группы, а также сравнительно малая защита от огневых средств. Тяжёлые фортификационные сооружения почти не возводились.
Для непосредственной обороны командного пункта отрывалась круговая траншея с оборудованными в ней стрелковыми ячейками и площадками для станковых и ручных пулемётов, автоматчиков и противотанковых орудий. На танкоопасных направлениях устанавливались минные поля. На отдельных участках устраивались проволочные препятствия: усиленный забор, сети на низких кольях и т.п.


Рис.28б

Пример оборудования командного пункта показан на рис. 28. Командный пункт был расположен в д. Песочная. Рабочие помещения, сгруппированные в три группы, были расположены по обоим берегам р. Песочная (рис. 28, А).
Расположение отдельных построек одной из групп показано на рис. 28, Б.
Рабочие помещения представляли собой сооружения котлованного типа, в большинстве врезанные в крутые берега реки. Они имели дневное освещение и были оборудованы для работы и отдыха. План наиболее крупного из таких помещений представлен на рис. 28, В. Для укрытия при воздушном нападении вблизи рабочих помещений были построены врытые щели.
Все тыловые объекты были подготовлены к непосредственной круговой обороне. Один из характерных примеров фортификационного оборудования тылового вещевого и продовольственного склада корпуса представлен на рис. 29. Склад был расположен в лесу; хранилищами являлись сараи из жердей и хвороста; часть имущества располагалась штабелями и укрывалась брезентами. Как сараи, так и штабели от воздушного наблюдения маскировались подручными материалами, растительностью, хворостом. Участок дороги, прилегающий к складу, был замаскирован горизонтальными масками. Кольцевая жердевая дорога, проходившая в лесу, не маскировалась.
Для непосредственной обороны вокруг склада был построен вал из брёвен высотой 1,1-1,4 м. Вал был оборудован открытыми стрелковыми ячейками и пулемётными площадками. Непосредственно за валом, с внутреннем стороны, был отрыт ход сообщения глубиной 0,6 м.

Р ассмотренное выше построение обороны немецко-фашистских войск и фортификационное оборудование оборонительных рубежей позволяют сделать несколько основных выводов.
1. Немецко-фашистская армия в условиях позиционной обороны, начиная с 1942 г., перешла к сплошному оборудованию занимаемых рубежей.
2. В целях обеспечения широкого манёвра живой силой и огневыми средствами по фронту и из глубины немецко-фашистская армия применила систему траншей и ходов сообщения как основу фортификационного оборудования. Указанный способ оборудования оборонительных рубежей был не случайным, он применялся немцами до конца войны.
3. Немцы обращали особое внимание на выбор переднего края основной оборонительной полосы. Передний край выбирался с таким расчётом, чтобы перед ним в полосе 200-400 м можно было организовать мощный фланговый и косоприцельный огонь, а также создать огневые мешки.
4. Применявшиеся немцами фортификационные сооружения в большинстве были примитивны по устройству и разнообразны по планировке и конструкции. Большинство сооружений обеспечивалось от осколков мин малых калибров. Сооружения усиленного и тяжёлого типа возводились редко; такими сооружениями в основном являлись наблюдательные пункты и блиндажи, расположенные главным образом в глубине оборонительной полосы. Для строительства широко использовался подручный материал.
5. Наблюдательно-сторожевая служба и простейшая сигнализация позволяли немцам держать основные силы в укрытиях второй и последующих траншей и обеспечивали
своевременное занятие ими своих позиций по тревоге.
6. Маскировочная дисциплина жёстко проводилась во всей боевой жизни гарнизона. Как отдельные фортификационные сооружения, так и вся система огня тщательно маскировались, для чего использовались условия местности и подручные средства. Широкое применение получили вертикальные маски.
Наиболее слабо были оборудованы в фортификационном отношении промежутки между опорными пунктами и узлами обороны. Они являлись наиболее уязвимыми местами в обороне немцев.

  • < Назад
В XVI веке он был нарасхват. В середине XVIII его картины сочли «нелепыми», а в 1818-м им не нашлось места в Прадо. В начале XX его назвали предтечей модернизма, а сегодня его живопись висит в лучших музеях и так же дорога, как шедевры Рафаэля

Этого художника высоко ценили Пикассо и Сезанн, немецкие экспрессионисты называли его предтечей модернизма. Его работы хранятся в лучших музеях по всему миру. Сегодня кажется, что он уже давно вошел в разряд Старых мастеров, по ценам на арт-рынке его работы сравнимы с шедеврами Рафаэля Санти. В июле этого года его картина «Молитва Святого Доминика» ушла с аукциона более чем за 9 миллионов фунтов и возглавила список самых дорогих работ художника, проданных на открытых торгах.

Между тем мир открыл его искусство не так давно: лишь к середине XIX века его картины признали заслуживающими внимания. А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом». Более того, когда в 1818 году формировалась экспозиция музея Прадо, места его работам там не нашлось, хотя именно Испания приняла и признала его, грека с острова Крит, учившегося в Италии, великим художником. В период рассвета его слава распространилась по всей стране, и какое-то время он не знал себе равных среди живописцев Испании. Его греческое имя - Доменико Теотокопули - было непроизносимым для испанцев, поэтому его звали Доменико Грек, или просто Эль Греко.

О его жизни почти не сохранилось достоверных данных. Даже год его рождения мы сегодня знаем из косвенных источников: в 1606 году он объявил о своем 65-летии. Из тех крупиц информации, которые сегодня известны историкам искусства, получается вот что.

Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули; известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди. Очевидно, что семья не нуждалась и принадлежала скорее к высшему классу критского общества, поэтому совсем не удивительно, что Доменико, как младшему сыну, предоставили все условия для развития природного таланта. Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте. Увлекло настолько, что подростком его отправили учеником в иконописную мастерскую Георга Клонцаса, последователя Феофана Грека. Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики, исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения.

Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства. В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства - холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции. Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам. Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров; не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например - «Изгнание торговцев из храма»).

Судя по всему, проучился в Венеции он относительно недолго, примерно в 1570 году, возможно, желая начать самостоятельную карьеру, Эль Греко отправился в Рим. Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание. Известно рекомендательное письмо друга Эль Греко, итальянского художника-миниатюриста Джулио Кловио, которое он адресовал своему покровителю, кардиналу Александру Фарнезе. В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников». Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце. В Риме Эль Греко познакомился с античным искусством, увидел работы Микеланджело и начал получать заказы. К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело. Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью). Для полноценного признания ему нужен был только крупный заказ на алтарную роспись, лучше всего - в Ватикане. Однако ничего не получилось, более того, молодой художник утратил поддержку кардинала Фарнезе. Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше». Такого в Риме стерпеть не могли, и путь к быстрой славе в Италии для Эль Греко оказался закрыт. (Он вообще славился своим сложным характером - часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты.) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св. Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию. Но все оказалось тщетно, самое большее, что у него получилось, - продать уже готовые работы: известно, что семь картин купил Фульвио Орсини, библиотекарь кардинала Фарнезе. Через пять лет после вступления в Гильдию Св. Луки, поняв, что добиться большого успеха в Италии ему, судя по всему, не удастся, Эль Греко решил попытать счастья в Испании.

Первоначальной целью художника в Испании, несомненно, был Мадрид; в конце 1570-х как раз заканчивалось строительство дворца Эскориал, и Эль Греко вполне мог рассчитывать получить заказ на оформление его стен. Однако понимания его творчество в Мадриде не встретило: венецианское многоцветье и микеланджеловские объемы были слишком чужды сдержанному и по-пуритански строгому вкусу испанских монархов; прожив в Мадриде несколько месяцев, художник отправился в Толедо - старую столицу Испании. Мы не знаем точной даты его приезда в Испанию, но в хрониках Толедо его имя впервые упоминается 2 июля 1577 года.

В Толедо ему наконец повезло: он нашел себе покровителя - маркиза де Вильена, который давал ему заказы и ввел в местное высшее общество. Известно, что почти сразу Эль Греко зажил на широкую ногу: снял себе огромный дом (по некоторым источникам, часть дворца де Вильена) и даже нанял музыкантов, чтобы они развлекали его за обедом. Более того, в 1577 году он завел близкое знакомство с Иеронимой де Куэвос, представительницей толедского дворянства; в 1578 году она родила ему сына - Хорхе Мануэля, в будущем тоже ставшего художником. (Кстати, никаких сведений о женитьбе Эль Греко не обнаружено, так что считается, что он никогда не был женат.)

Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы. С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо - пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др. данным – ок. 1600). Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д.), его все же вывесили в соборе. Ко всеобщему удивлению, картина оказалась очень популярна среди горожан и добавила славы своему автору. Популярность в Толедо была приятна, но для удовлетворения амбиций художника явно недостаточна - он все-таки хотел, чтобы его признали Мадрид и король.

В 1579 году Эль Греко написал небольшую картину «Поклонение имени Христа», на которой Филипп II и правитель Священной Римской Империи Карл V поклоняются появившемуся в небе имени Христа. Картина была хорошо принята в Эскориале, и Эль Греко наконец получил заказ в Мадриде - алтарный образ «Мученичество Св. Маврикия» (1580–1582) для дворцового собора.

В этой работе Эль Греко впервые в полной мере проявил свою творческую индивидуальность: ни в композиции, ни в колорите практически не опираясь ни на кого из своих учителей, он создал нечто уникальное. К сожалению, имевший пристрастие к живописным канонам классицизма Филипп II работу Эль Греко не оценил, и в день показа вместо нее публика увидела другую картину. По легенде, уязвленный Эль Греко пообещал больше не работать для Эскориала и вернулся в Толедо.

В Толедо Эль Греко получил так нужное ему признание. В 1580–90-х о нем говорили уже как о непревзойденном мастере портрета и религиозной живописи не только в городе, но и по всей Испании. Он писал большое количество портретов испанской знати, время от времени уделял внимание жанровым полотнам (например, занимался творческим воссозданием работ древнегреческих художников по описаниям, которые встречаются у историков, - например, по тексту Плиния Старшего он написал картину «Мальчик, зажигающий свечу»).

В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач - например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции, искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом).

В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений - программную работу «Погребение графа Oргaca». Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века. Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма. Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св. Стефан и Св. Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной.

В этой работе Эль Греко удалось в полной мере показать все грани своего таланта - и как светского портретиста, и как мастера религиозных полотен. Композиционно картина поделена на две почти равные части, две реальности - мир земной и мир небесный. Художник, отходя от общепринятой традиции, не оставляет никакой видимой границы между этими мирами - он использует вместо этого разные манеры письма в верхней и нижней части работы. Фигуры святых предельно абстрактны и плоски, их светящиеся, удлиненные черты практически лишены всякой видимой телесности, в то время как представители реального мира в нижней части работы написаны в подчеркнуто реалистической манере в соответствии с традицией написания официального группового портрета. Среди праведников, окружающих фигуру Христа в самой верхней части работы, можно узнать лица Филиппа II и кардинала Таверы, славящихся своей набожностью, - видимо, художник все еще не утратил надежды на благосклонность Мадрида. А похоронную процессию XIV века в нижней части картины, согласно условиям контракта, Эль Греко составил из своих современников - знатных жителей Толедо века XVI. Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он - единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя. Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа. В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка).

К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно. Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто - жженую умбру). Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее. Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка. Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой.

В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию, изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы). Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист. Заказов было так много, что свои самые популярные работы Эль Греко часто тиражировал, создавая несколько вариантов одного и того же сюжета, и прибегал для этого даже к помощи художников своей мастерской. С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей - заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах, и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона - обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья.

В 1587–1592 годах Эль Греко написал знаменитое полотно «Апостолы Пётр и Павел». В дальнейшем этот сюжет развился в целую серию изображений апостолов - «Апостоладос» (1605–1610 и 1610–1614). А десятилетие с 1597 по 1607 год - один из самых плодотворных периодов в творчестве художника.

Будучи невероятно популярным и модным художником, Эль Греко старался ни в чем не отставать от своих богатых заказчиков и друзей из высшего света. Он всегда жил не по средствам, на широкую ногу, устраивал пиры, приглашал музыкантов и т. д. Известно, что к 1607 году его долговые обязательства в несколько раз превышали стоимость его имущества. К концу жизни художник был практически разорен. Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты. Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника. Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве. Работы последних десяти лет жизни Эль Греко проникнуты трагизмом, идеей тщетности всего сущего и приближения судного дня. Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики. Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса.

В 1610–1614 годах разочаровавшийся в людях Эль Греко пишет одно из самых удивительных и известных своих полотен, которое он посвящает городу, ставшему для него новой родиной, - «Вид Толедо». Отказываясь в этой работе от ренессансной телесности и перспективы, художник изображает город словно мистическое видение на фоне неспокойного грозового неба. Несмотря на кажущуюся точность изображения городских построек, картина эта прежде всего субъективный взгляд автора, «портрет Толедо».

Известно, что к концу жизни Эль Греко продолжал работать несмотря на все жизненные неурядицы, материальные трудности и болезни. Его последняя картина «Обручение Марии» (1613–1614), так и осталась незаконченной: художник скончался 7 апреля 1614 года, не успев довести до конца работу над ней.

Эль Греко не слишком везло в последние десятилетия его жизни, судьба его творческого наследия также вышла поначалу не слишком счастливой. При жизни Эль Греко имел целую студию учеников и последователей, но почти никому из них не удалось выбраться из разряда второстепенных, не известных широкой публике художников. Из великих лишь Веласкес, пожалуй, придерживался сходных с Эль Греко творческих взглядов; кстати, он же говорил о необходимости вернуть в Эскориал его работы, в свое время убранные из дворца.

Сегодня Эль Греко в основном музейный художник. Его можно увидеть в Эрмитаже, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Метрополитен (Нью-Йорк), Филадельфийском музее искусств, Дрезденской галерее, Лувре, Прадо и других крупнейших мировых собраниях.

Каждая его работа на рынке - событие и объект повышенного внимания, в котором интересно все: атрибуция, история написания, провенанс и пр. На открытые аукционы полотна Эль Греко выставлялись чуть более 30 раз - исключительно на Sotheby’s и Christie’s, что и понятно: включить в каталог художника такого уровня могут лишь крупнейшие аукционные дома. Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sotheby’s 3 июля этого года за 9 154 500 фунтов (13 907 516 долларов). На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат - 3 442 500 фунтов (5 229 846 долларов) за картину «Христос на кресте». Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christie’s картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2 249 520 фунтов (3 605 000 долларов). Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов.

Мария Кузнецова, AI

Источники :

  1. Эль Греко: альбом. - М. : изд-во «Директ-Медиа» (по заказу ИД «Комсомольская Правда»), 2010. - (Великие художники; вып. 47);
  2. Эль Греко / Марк Дюпети. - Киев: изд-во «Иглмосс Юкрейн», 2003. - (Великие художники. Их жизнь, вдохновение и творчество; вып. 64).

Эль Греко (El Greco; собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский живописец, архитектор и скульптор. Грек с острова Крит, Эль Греко учился, видимо, у местных иконописцев, после 1560 приехал в Венецию, где, возможно, обучался у Тициана; с 1570 работал в Риме, испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Бассано, Пальма Веккьо, Тинторетто. В Венеции и Риме Эль Греко овладел приемами масляной живописи, передачей пространства и перспективы, обобщенным широким мазком; особенностями венецианского колоризма. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (“Изгнание торгующих из храма”, 1570, Национальная галерея, Вашингтон; “Исцеление слепого”, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден; портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте; портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 и где, не получив признания при королевском дворе в Мадриде, поселился в Толедо. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др.), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция “Погребение графа Оргаса”, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо; “Святое Семейство”, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).

Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (“Мученичество святого Маврикия”, 1580-1582, Эскориал). Одну из главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, основанный на обилии холодных рефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих или приглушенных.

Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (“Главный инквизитор Ниньо де Гевара”, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (“Портрет неизвестного рыцаря”, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (“Снятие Пятой печати”, Метрополитен-музей; “Лаокоон”, Национальная галерея искусства, Вашингтон, - обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция “Вид Толедо” (1610-1614, Метрополитен-музей).

Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с маньеризмом и выражают кризисное состояние художественной культуры Позднего Возрождения. Отмеченное напряженным стремлением к выражению возвышенно-драматических порывов человеческого духа, творчество Эль Греко в XVII-XIX веках было забыто и заново открыто только в начале XX века.

Эль Греко - великий испанский художник 16-17 в . Родился на острове Крит в 1541 году. При рождении мальчику дали имя Доменикос Теотокопулос. Большое влияние на всё его творчество оказали такие художники, как , Михаил Дамаскин, Бассано, Веронезе, Тинторетто и др. Эль Греко тяготел к венецианской школе живописи, большинство его работ выполнены в стиле .

Удивителен то факт что после смерти этого художника в 1614 году, практически всё его наследие было забыто практически на 300 лет и только спустя несколько столетий его заново открыли для себя и всего мира ценители живописи. Сейчас El Greco занимает одно из самых почётных мест среди представителей мировой живописи и европейского изобразительного искусства, в частности.

О жизни, тем более детстве великого художника практически ничего не известно. По некоторым сведениям ещё юношей он обучался искусству иконописи. Отсюда, вероятно, присутствие в его работах явного византийского иконописного стиля. Его учителем называют Михаила Дамаскина.

В возрасте 26 лет, Эль Греко отправился в Венецию, где продолжил обучение в мастерской Тициана. Здесь на него большое влияние оказали работы итальянских маньеристов, но всё же, несмотря на это, он выработал свой, уникальный почерк и манеру рисования.

Славу художнику принесла картина “Погребение графа Оргаса ” которая была написана в 1586 году. С тех пор у него появилось множество заказов от частных лиц и от церкви. В тот период он пользовался большой популярностью благодаря своему оригинальному стилю, который не зависел от других художников. Все картины он подписывал Доменико Греко. Артикль Эль прибавили к его имени каталонцы.

Великий испанский художник умер 7 апреля 1614 года в Толедо, где прожил последние годы. Был похоронен в Монастыре Санто Домингос Эль Антигуо.

Если вы попали в неприятную ситуацию и, к сожалению, у вас нет хорошего специалиста, что бы помочь вам, то к вашим услугам компания Автоюрист. Здесь опытные адвокаты по ДТП в Киеве , которые помогут вам разрешить любую ситуацию. Возмещение ущерба, работа со страховой компанией, возврат водительских прав и многое другое от специалистов с большим опытом работы.

Погребение графа Оргаса

Апостолы Пётр и Павел

Благовещение

Дама в мехах

Христос, несущий крест

Мальчик, раздувающий лучину

Мария Магдалина

Молитва святого Доминика

Мученичество святого Маврикия

Поклонение пастухов

Снятие пятой печати

Святой Франциск в экстазе

Святой Иосиф с юным Христом

Биография и творчество Эль Греко - испанского художника будет интересна любому человеку, интересующегося живописью. Эль Греко живописцев, оказал значительное влияние на мировое искусство. Он создал свой неповторимый художественный мир и легко узнаваемый стиль.

Семья и родина художника

Доменико Теотокопули (Domenicos Theotocopoulos) - настоящее имя художника, псевдоним - Эль Греко (El Greco) с испанского переводится, как «грек». Это связано с его местом рождения, он родился в 1541 году в Ираклионе, на острове Крит, принадлежащей Венецианской республике, в зажиточной семье. Его отец и старший брат были купцами. О его матери, к сожалению, ничего не известно.

Начало творческого пути

20 лет от роду он попал в Венецию, где учился в мастерской Тициана; именно здесь осваивает перспективу, построение фигур, постановку сюжетных сцен, палитру. Яркий пример творчества автора этого периода - картина «Чудо исцеления Христом слепых».

В основном его работы были посвящены религиозной тематике, но уже в начале пути стали видны характерные черты авторского стиля - мягкие контуры и экзальтация в мимике. Его картины вызывали постоянную критику современников из-за непривычных ярких красок.

Итальянский период

В Рим художник переехал в 1570, где изучал архитектуру, а в 1572 году присоединился к живописцам академии и вместе с ними основал студию, которая не имела большого успеха из-за недопонимания между участниками. Несколько испанцев, которых он встретил на улицах Рима, уговорили его перебраться в Испанию.

Испанский период. Расцвет творчества

В Мадриде Эль Греко стремился стать при дворе короля Филиппа II художником, но это ему не удалось. В 1577 году он уезжает в Толедо, где обретёт успех и напишет свои шедевры. Там он знакомится с деканом собора Диего де Кастилья и по его просьбе расписывает алтарь.

После этого он становится известным в дворянских кругах. В Толедо им была написана известная работа «Погребение графа Оргаса». Композиция картины чрезвычайно многофигурная, среди реальных персонажей автор запечатлел и себя.

В 1590 году в творчестве художника произошли перемены. Главной темой этого периода стали страдания Христа. В своих работах он подчёркивает вытянутость фигур, а одухотворенное выражение лиц святых оттеняет сумрачным колоритом.

Родоначальник кубизма

К 1600 году искусственные и нереальные элементы его произведений усиливаются, фигуры человека искажены и уходят от реалистичности. Полотна наполняются светоносными красками, расширяется круг его тем. Он заинтересовался радостными сюжетами Спасения.

Знаменитая работа «Вид Толедо» считается первым пейзажем в испанском искусстве. Его поздние работы стали предвестниками появления кубизма и экспрессионизма. Картину «Пятая печать» некоторые искусствоведы считают первой работой в этих направлениях.

Однако в конце жизни он вновь возвращается к излюбленному темному колориту. Недооценённый до конца своими современниками, умер живописец 7 апреля 1614 года, спустя время после смерти он получил признание и статус мастера.



Просмотров