Казнь балетмейстера. Заслуженный артист России скоропостижно скончался в кресле стоматолога

В прошлую пятницу, второго июня, на сайте Мариинского театра появилась информация о том, что известный балетмейстер-репетитор Сергей Вихарев ушел из жизни. Коллектив, с которым мужчина проработал десятилетие, приносил искренние соболезнования его родным и близким. Однако на протяжении нескольких дней ничего не сообщалось о причинах смерти деятеля искусства. Сегодня Следственное управление сообщило, что в минувшую пятницу Вихарев находился на приеме у стоматолога в одной из клиник Санкт-Петербурга. По их информации, именно во время оказания медицинских услуг мужчина скончался.

По сообщениям СМИ, организм балетмейстера не выдержал введенной в вену анестезии – врачи не смогли вернуть его из медикаментозного сна. Вихарев обращался в клинику для того, чтобы удалить зубы и установить импланты. Медицинскую помощь мужчине оказывала бригада из трех человек. После того, как они заметили, что сердце Вихарева остановилось, его срочно реанимировали. Однако спасти пациента не удалось – спустя полчаса констатировали смерть.

«В настоящее время проводится комплекс проверочных мероприятий, направленных на выяснение всех обстоятельств произошедшего. Изъяты медицинские документы, назначена судебно-медицинская экспертиза с целью установления обстоятельств и причины смерти», - заключили в Следственном комитете.

Поклонники не могут поверить в кончину талантливого балетмейстера. Зрители восхищаются его постановками в главном театре Санкт-Петербурга. Они поспешили принести свои соболезнования родственникам артиста.

«Видел его первые постановки, хорошие», «Наши соболезнования родным выдающегося мастера балета», «Это имя очень много говорит тем, кто связан с балетом. И почти ничего, увы, широкой публике. Для балета в целом, и для Петербурга, и для отечественной культуры эта потеря невосполнима», «Жаль, когда люди умирают так рано», - писали неравнодушные в соцсетях.

Как сообщается, прощание с Сергеем Вихаревым пройдет восьмого июня в 10.30 в фойе бельэтажа Мариинского театра (историческая сцена). Чуть позже состоится церемония захоронения, сразу после прощания на Серафимовском кладбище.

Следственный комитет РФ проводит доследственную проверку по факту смерти балетмейстера Мариинского театра Сергея Вихарева, который скончался в Петербурге 2 июня во время стоматологической операции. Об этом сообщает пресс-служба Главного следственного управления СК по Северной столице.

По данным следствия, 55-летний мужчина умер до приезда скорой помощи. Обстоятельства и причины смерти установит судебно-медицинская экспертиза. По результатам доследственной проверки будет принято процессуальное решение, сообщили в СК.

Как стало известно, заслуженный артист России скончался во время операции под общим наркозом в частной стоматологической клинике "Доктор Лившиц" на Торжковской улице. В Мариинском театре он был одним из ведущих солистов, а последние 10 лет работал педагогом-репетитором.

По данным "Фонтанки" , утром в пятницу, 2 июня, Вихарев отправился в клинику "Доктор Лившиц" удалять зубы из верхней челюсти и ставить импланты. В клинике, которой владеет ее основатель, гендиректор и главврач Татьяна Лившиц, удаление стоит от 4000 рублей, имплант - от 30 тысяч. Балетмейстер хотел заменить несколько зубов.

Вихарева обслуживала бригада медиков: единственный штатный хирург Виталий Калинин, старший администратор Нана Гелашвили (исполняла функции ассистента) и приглашенный анестезиолог 55-летний Андрей Гольтяков. По данным "Фонтанки", он числится в розыске. Известен регистрирующим органам Петербурга сменой фамилии.

По сведениям издания, Гольтяков сделал артисту внутривенную инъекцию препарата пропофол - снотворного средства, предназначенного для внутривенного введения. Его применяют для поддержания наркоза, в качестве седативного средства при искусственной вентиляции легких и для процедурной седации.

Пропофол разрешен к использованию в более чем 50 странах. Побочные действия его применения - снижение артериального давления, нарушение сердечного ритма, кратковременная остановка дыхания. Известны случаи смерти от передозировки лекарства. Так, певец Майкл Джексон скончался в 2009 году от остановки сердца после передозировки пропофолом. В американском штате Миссури пропофол используют в инъекциях для приведения в исполнение смертных приговоров.

Во время хирургического вмешательства у Вихарева врачи зафиксировали остановку дыхания и сердечной деятельности, отсутствие пульса. В течение получаса до приезда скорой помощи сотрудники клиники проводили реанимационные мероприятия, в том числе непрямой массаж сердца. Медики скорой зафиксировали смерть от неизвестных причин, но предположили тромбоэмболию - закупорку легочной артерии.

ООО "Клиника доктора Лившиц" зарегистрировано в 2008 году. Татьяна Лившиц - член российского стоматологического общества, ранее числилась совладельцем ООО "Зубастики Кюри-дент" на Петроградской стороне. В клинике "Доктор Лившиц" работают 15 человек.

Биография Сергея Вихарева

Сергей Вихарев - воспитанник Ленинградского хореографического училища имени Агриппины Вагановой (класс народного артиста СССР Владлена Семенова), лауреат международных конкурсов в Варне и в Москве. Как отмечает ТАСС, в профессиональной среде его ценили как разнопланового классического танцовщика, обладавшего ярким артистизмом.

Родился в феврале 1962 года. Окончил Ленинградское хореографическое училище имени Вагановой в 1980-м и в том же году был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (Мариинский театр).

Исполнял ведущие роли в балетах "Спящая красавица", "Жизель", "Ромео и Джульетта". Танцевал в спектаклях Независимой труппы Аллы Сигаловой, а также в балетах Бориса Эйфмана, Александра Полубенцева, Владимира Карелина. В 1999-2006 годах являлся главным балетмейстером Новосибирского театра оперы и балета. С 2007 года Вихарев работал балетмейстером-репетитором Мариинского театра.

В 1999 году Вихарев поставил в Мариинском театре балет "Спящая красавица", реконструировав по записям спектакль 1894 года, поставленный Мариусом Петипа, а затем его же "Баядерку" в постановке 1900 года. В Большом театре реконструировал спектакль Мариинского театра 1894 года "Коппелия" в хореографии Мариуса Петипа и Энрико Чекетти (2009). В миланском театре "Ла Скала" поставил балет Мариуса Петипа "Раймонда" (2011).

В числе достижений Вихарева - реконструкция спектакля "Карнавал", поставленного Михаилом Фокиным в 1910 году. Премией "Золотая маска 2008" была удостоена его реконструкция балета Мариуса Петипа и Льва Иванова "Пробуждение Флоры".

Прощание с Сергеем Вихаревым состоится утром в четверг, 8 июня, в фойе бельэтажа Мариинского театра. Похоронят артиста на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.

55-летний балетмейстер Мариинского театра, заслуженный артист России Сергей Вихарев умер в кресле стоматолога 2 июня. Сегодня, 8 июня, состоялись похороны Сергея Вихарева в Санкт-Петербурге.

По факту смерти балетмейстера Мариинского театра следственный комитет проводит проверку. Дело в том, что 2 июня Сергей Вихарев находился на приёме в частной стоматологической клинике. Вихарев обратился в клинику для удаления зубов и установки имплантов.

Операцию проводила бригада из трех специалистов. Во время оказания стоматологической помощи ему ввели внутривенно обезболивающий препарат. Из медикаментозного сна Вихарева вывести не смогли - у него остановилось сердце. Через полчаса реанимационных мероприятий была констатирована смерть.

Выяснилось, что анестезиолог ввел Вихареву сильнодействующее вещество пропофол. Оно является сильнодействующим препаратом и у него имеется ряд побочных эффектов, таких как остановка дыхания и сердца. Более того, в США это вещество используют для казни преступников.

Гражданская панихида прошла в фойе бельэтажа исторической сцены Мариинского театра, где Сергей Вихарев многие годы выступал как один из ведущих солистов труппы, а затем работал как балетмейстер.

Похороны Сергея Вихарева прошли на Серафимовском кладбище.

Художественный руководитель Мариинского театра народный артист России Валерий Гергиев сказал, что Сергей Вихарев "был в числе первых как артист и снискал себе очень серьезную репутацию, как археолог балетов прошлого, и его роль и усилия как восстановителя и хранителя исторической или даже музейной хореографии была очень заметна".

Валерий Гергиев отметил работу балетмейстера-реставратора над спектаклем 1899 года по восстановлению балета "Спящая красавица", который многократно был показан и в России, и в Америке, и в Европе.

"Вихарев смело взялся за эту непростую задачу, и мы ему такую возможность предоставили. Он ее решал по мере сил", - сказал Гергиев.

В 1980 году окончил Санкт-Петербургскую Академию русского балета им. А.Я.Вагановой (педагог Владлен Семенов) и был принят в балетную труппу Государственного академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинского театра). В 1986 году стал солистом балета этого театра.

Танцевал в балетах Б. Эйфмана, А. Полубенцева, В. Карелина. Участвовал в спектаклях Независимой труппы Аллы Сигаловой.

В 1987-1988 гг. был педагогом-репетитором Донецкого государственного академического театра оперы и балета (ныне им. Соловьяненко).

С 2007 года являлся балетмейстером-репетитором Мариинского театра, ставил балеты во многих театрах России и мира.

Балетмейстер Сергей Вихарев скончался в одной из частных стоматологических клиник из-за халатности врачей.

Трагедия произошла в санкт-петербургской частной клинике «Доктор Лившиц», куда известный артист обратился за имплантацией. Согласно сообщениям СМИ, перед установкой дентальных имплантатов было необходимо провести удаление нескольких полуразрушенных зубов. Также известно, что Сергей Вихарев, как и многие из нас, боялся стоматологического лечения. По всей видимости, из-за обширного вмешательства и наличия у пациента дентофобии в клинике приняли решение провести всю процедуру под «общим» наркозом. Всего в операции принимало участие три специалиста: стоматолог-хирург, его ассистент и врач-анестезиолог. Последний ввел пациенту пропофол, в результате реакции на который, предположительно, наступила смерть. Сообщается, что через некоторое время после введения препарата Сергей Вихарев перестал дышать и у него пропал пульс. До приезда скорой помощи персонал клиники пытался реанимировать артиста своими силами, однако результата это не дало: прибывшие на место врачи констатировали смерть известного балетмейстера.

По информации, которые опубликовали некоторые СМИ, врача-анестезиолога зовут Андрей Гольтяков: раньше он работал в роддоме и в свое время менял фамилию. Журналисты пишут и о том, что этот специалист имеет ряд негативных отзывов от бывших пациентов, однако данная информация пока не подтверждена. Кроме того, на сайте клиники «Доктор Лившиц» нет сведений о наличии лицензии на проведение общего наркоза. Возможно, именно поэтому в стоматологии были вынуждены обращаться за этой услугой к специалистам «со стороны». Данную ситуацию для Startsmile прокомментировала Антонина Гецман - главный врач стоматологии «Дентал Фэнтези», где уже на протяжении 12 лет успешно применяется общий наркоз и седация:

«Лечение в условиях общего обезболивания проводится только в клиниках, имеющих лицензию на данный вид медицинского вмешательства. Безопасность лечения в наркозе обеспечивается приказами 909н и 919н. В данных документах подробно описаны необходимое оборудование и требования к медицинскому персоналу для оказания качественной медицинской помощи. Если вы даже бегло ознакомитесь с содержанием этих документов, то увидите, что требования к стоматологическому лечению пациентов в условиях наркоза такие же серьезные, как требования к нестоматологическим операциям «во сне».

Важно, чтобы в клинике работали опытные специалисты. Безопасность лечения в данном случае обеспечивают анестезиолог-реаниматолог и сестра-анестезист. Сегодня стоматологи и их ассистенты постоянно проходят обучение по неотложной помощи (Basic life support (BLS) / advanced life support (ALS)). Это также положительно влияет на качество лечения и снижает медицинские риски, которые всегда присутствуют при любом виде лечения. Сегодня наше внимание обращает и тот факт, что все больше клиник проводят лечение под общим обезболиванием. Это связано с тем, что анестезиологические технологии становятся все более безопасными и, как следствие, распространенными в стоматологической практике во всем мире».

Это далеко не первый случай смерти после применения пропофола. Несмотря на то, что он считается весьма эффективным анестетиком, пропофол оказывает сильное воздействие на организм, а также может вызвать аллергические реакции, поэтому его использование требует от врача большого опыта и предельной осторожности. В одном из американских штатов пропофол даже входит в состав инъекций, применяемых для смертной казни. Именно от передозировки этим препаратом скончались легендарный певец Майкл Джексон, а также актриса Джоан Риверс. Теперь этот список пополнился и еще одной знаменитостью. Сергей Вихарев окончил Ленинградское хореографическое училище, ныне - Академию русского балета им. А. Я. Вагановой, а в 1986 году стал солистом Мариинского театра. За время работы на должности балетмейстера Сергей Вихарев стал автором ряда выдающихся постановок, которые получили широкое признание в России и за рубежом.

Некролог

На 56-м году жизни скоропостижно скончался Сергей Вихарев - премьер и педагог-репетитор Мариинского театра, хореограф, открывший России ее балет XIX века.


В историю русского балета он войдет как человек, подаривший нам «Спящую красавицу» - ту, настоящую, феерическую постановку Петипа XIX века, на которой заболел балетом мальчик Бенуа, написавший потом в своих мемуарах: «Едва ли я ошибусь, если скажу, что не будь тогда моего бешеного увлечения “Спящей”... если бы я не заразил своим энтузиазмом друзей, то не было бы и Ballet Russes, и всей порожденной их успехом “балетомании”». Действительно, Сергей Дягилев, главный из друзей Александра Бенуа, покорил русской балетной избыточностью целый мир. Кроме России и ее преемника СССР. На родине «Спящей красавицы» имелся свой взгляд на балетный театр - в нем, как и в советской жизни, не было места излишествам, умеренность и аккуратность академической классики стали аксиомой на долгие десятилетия.

Пока накануне XXI столетия Сергей Вихарев не совершил два своих исторических подвига: первым в России прочитал хореографический текст балета, расшифровав добытые из Гарвардского университета записи современника Петипа, режиссера Императорского балета Николая Сергеева. И пробил стену консерватизма в родном Мариинском театре, добившись восстановления исторического облика спектакля на сцене, где эталоном почиталось скудное благообразие постановки 1950-х годов. Вихаревская «Спящая» предстала ошеломляющим каскадом аттракционов. В их галопирующем потоке оказались уравнены в правах знакомые классические ансамбли и невиданно затейливые костюмы Ивана Всеволожского; горящие камины, бьющие настоящей водой фонтаны и виртуозные антраша Голубой птицы. Грандиозный вальс цветов, как и 100 лет назад, танцевали 72 человека, многолюдные шествия сказочных персонажей конкурировали со скрипичным соло восстановленного музыкального антракта, и в конечном счете прима-балерина оказалась лишь одной из деталей сложной конструкции феерического балета.

И если бы Сергей Вихарев не создал в жизни ничего, кроме этой великой реконструкции, его имя все равно было бы вписано в балетные анналы. Однако его влияние на балетный мир неизмеримо шире и разнообразнее. Поступив в Мариинсий театр в 1980-м, он опередил время на два десятилетия, оказавшись одиноким виртуозом-стилистом среди поколения безнадежного героического балетного застоя. Но ему повезло: Мариинский (тогда еще Кировский) театр начинал меняться, и убежденный «классик», купавшийся в хитросплетениях самых изощренных комбинаций, нашел свою нишу в его огромном репертуаре: в балетах Бурнонвиля и Баланчина, в романтической «Жизели» и стилизованной «Шопениане», в тогда еще стерильной «Спящей» и мирискусническом фокинском «Карнавале».

К концу исполнительской карьеры проявился еще один дар Вихарева: он оказался потрясающим педагогом, способным превратить в бабочку даже медведицу. В Мариинском театре своих педагогов было пруд пруди, фантастическая «Спящая» Вихарева резала консерваторам глаза, его реконструкцию «Баядерки» в театре приняли в штыки, и столичный эстет отправился в Новосибирск. Годы его руководства (1999–2005) стали золотым веком Новосибирского балета: труппа затанцевала как никогда, на постановки самого Вихарева съезжались балетоманы со всей России. Новосибирская реконструкция старинной «Коппелии» была признана эталонной, завоевала «Золотую маску». Большой театр выпросил у Вихарева ее копию и, получив из рук балетмейстера, преобразился: затанцевал изящно, грациозно, тонко и точно.

Так было повсюду, где бы он ни появился,- в Астане, Токио, Милане. Грандиозная реконструкция старинной «Раймонды» стала мировым триумфом театра «Ла Скала». Вихарев, следуя за Петипа, поставил балет с имперским размахом, задействовав в спектакле не только всю труппу и балетную школу, но даже пожарных и навербованных с улицы статистов - под его руководством все они задвигались-затанцевали с куртуазностью истинных придворных.

На родине его уникальные дарования были востребованы едва ли на треть, но грядущий в 2018 году юбилей Петипа обещал переломить эту прискорбную практику. Уже этой осенью Большой театр пригласил Вихарева восстановить его образцовую «Коппелию», а через год он должен был стать одним из постановщиков грандиозного юбилейного гала Большого. Теперь праздниками Петипа займутся последователи (и отчасти оппоненты) Вихарева - Юрий Бурлака и Алексей Ратманский, тоже работающие с записями Сергеева и восстанавливающие облик старинных балетов. Правда, первый из них чрезмерно педантичен и лишен полета фантазии, а второй слишком увлечен хореографической стороной дела. Так что феерий у нас больше не будет: балетный маг исчез с этого света одним прыжком - безмерным и окончательным.

Татьяна Кузнецова



Просмотров