Высказывание гончарова о штатском в любви. Гончаров иван александрович - цитаты, афоризмы, высказывания, фразы

От составителя……………………………………………………………………………2

Основные даты жизни и творчества…………………………………………5

Материалы к биографии……………………………………………………………8

И.А. Гончаров в высказываниях современников

и критиков………………………………………………………………………………..9

Литература о жизни и творчестве

И.А. Гончарова………………………………………………………………………..14

«Обломов»……………………………………………………………………..17

«Обрыв»………………………………………………………………………….22

«Обыкновенная история»………………………………………………23

«Фрегат «Паллада»…………………………………………………………23

Другие произведения…………………………………………………….24

Учителю литературы………………………………………………………………….25

Другая литература……………………………………………………………………..26

Афоризмы и цитаты из произведений

И.А. Гончарова…………………………………………………………………………30

Сетевые ресурсы………………………………………………………………………..33

Образы в искусстве, созданные И.А. Гончаровым……………………37

И.А. Гончаров о творчестве и искусстве……………………………………40

Указатель произведений И.А. Гончарова………………………………….42

Именной указатель…………………………………………………………………….44

От составителя

Русская литература XIX столетия настолько богата выдающимися талантами, что на фоне Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского некоторым литературоведам Иван Александрович Гончаров представлялся фигурой второстепенной. В действительности это писатель неповторимый и самобытный, а его достижения в области русской прозы позволяют числить его в первом ряду русских классиков. Для этого достаточно было бы одного романа «Обломов», представившего миру классический тип русского национального характера. Но значительной художественной силой обладают также романы «Обыкновенная история» и «Обрыв». Каждый из них становился событием при своём появлении; все они читаются до сих пор. А это основной признак классического произведения – неувядаемая жизнестойкость. Творчество И.А. Гончарова представляет собой одну из вершин русского реалистического романа.

Гончаров, вкусивший громкой литературной славы, претерпевший множество несправедливых упрёков по поводу своих сочинений, достигший высоких чинов, прожил жизнь одинокую и не столь уж богатую внешними событиями. В жизни Гончаров, этот великий труженик, не был копией своего любимого героя, Ильи Ильича Обломова. И даже тот факт, что Гончаровым за его долгую жизнь написано не так много, говорит лишь о том, с какой необычайной тщательностью, буквально десятилетиями, он работал над каждым своим произведением. Нельзя забывать и о том, как много нравственных и физических сил отнимала у него государственная служба, в том числе многолетняя работа цензором.

Иван Александрович Гончаров считается одним из самых объективных русских писателей, то есть писателем, в произведениях которого личные симпатии или антипатии не выставляются в качестве мерила тех или иных жизненных ценностей. Он даёт художественные картины жизни объективно, как бы «добру и злу внимая равнодушно», предоставляя читателю самому, своим собственным умом вершить суд и выносить приговор.

Интерес к творчеству Гончарова, то возрастая, то чуть угасая, никогда не прекращался. Гончаров был и остаётся одним из величайших русских писателей. Читать Гончарова – истинное наслаждение, он современен в самом высоком смысле этого слова.

В 2012 году в России широко отмечается 200-летие со дня рождения И.А. Гончарова. Издан Указ Президента Российской Федерации «О праздновании 200-летия со дня рождения И.А. Гончарова» (2007 г., № 436) и одноимённое распоряжение Правительства Российской Федерации (2007 г., № 454-р). Союзом писателей России и правительством Ульяновской области учреждена премия, посвящённая 200-летнему юбилею И. А. Гончарова. Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН готовит к выпуску полное собрание сочинений писателя в 20-ти томах, - впервые литературное наследие Гончарова будет издано полностью. Состоится большая гончаровская конференция, будут изданы труды литературоведов разных стран по творчеству Гончарова, а также энциклопедия «Обломов».

Настоящий указатель содержит библиографическую информацию о жизни и литературном творчестве И.А. Гончарова, а также сведения фактографического характера о писателе: хронику жизни и творчества, цитаты из произведений, высказывания писателя и его современников, краткие сведения об отражении творчества писателя в искусстве и другие.

Пособие включает как печатные издания, так и электронные материалы, в том числе внешние источники информации (ресурсы Интернет). Указатель составлен на основе фонда Центральной городской библиотеки г. Нягани, а также включает перечень изданий и публикаций, которых нет в нашей библиотеке. Надеемся, что подобная библиографическая информация окажется полезной тем, кто занимается углублённым изучением творчества И.А. Гончарова.

Нумерация библиографических записей в пособии сквозная. Библиографические записи в пределах каждого раздела расположены по алфавиту в следующем порядке: 1) отдельные издания и составные части отдельных изданий, 2) статьи из периодических изданий. Сборники раскрыты по содержанию с целью облегчения пользования указателем.

Библиографическое описание источников приведено в соответствии с действующими стандартами: ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»; ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления»; ГОСТ 7.82-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления»; ГОСТ 7.12-93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила».

Указатель существует как в печатном виде, так и в электронном – на сайте библиотеки. Предназначен для учащихся старших классов и абитуриентов, студентов гуманитарных ВУЗов, библиотекарей, любителей русской классической литературы. Раздел «Учителю литературы» адресован преподавателям литературы для подготовки к урокам по творчеству Гончарова. Пособие снабжено справочно-вспомогательным аппаратом, в том числе: 1) указатель произведений И.А. Гончарова; 2) именной указатель (содержит информацию о лицах, участвовавших в создании включённых в указатель документов).

Основные даты жизни и творчества

1812. 6(18) июня. В семье симбирского купца Александра Ивановича Гончарова и его жены Авдотьи Матвеевны родился сын Иван.

1819. Смерть отца. Воспитанием семилетнего Вани занялся его крёстный Николай Николаевич Трегубов, дворянин, бывший морской офицер.

1820-1822. Пребывание в частном заволжском пансионе священника Ф. С. Троицкого, расположенном в селе Репьевка в имении княгини Хованской.

1822. Определён в Московское коммерческое училище в число полных пансионеров.

1830. Завершает обучение, без окончания курса, по прошению матери.

1830, август. Указ симбирского городского магистрата об увольнении Ивана Гончарова из купеческого звания, дающий право поступления в университет.

1831. Держит приёмные экзамены в Московский университет. Приёмной комиссией признан способным к слушанию профессорских лекций на словесном отделении.

1831 -1834. Обучение на словесном отделении Московского университета.

1832. Публикация в журнале «Телескоп» перевода двух глав из романа Э. Сю «Атар-Гюль» (первый литературный опыт).

1834. Получает свидетельство об окончании словесного отделения Московского университета.

Осень 1834- апрель 1835. Служба в канцелярии симбирского губернатора А.М. Загряжского.

1835, май. Приезд в Петербург, служба в Департаменте внешней торговли Министерства финансов в качестве переводчика.

1838. В рукописном журнале литературно-художественного кружка Майковых «Подснежник» помещена повесть Гончарова «Лихая болесть».

1839. В рукописном альманахе кружка Майковых «Лунные ночи» помещена повесть Гончарова «Счастливая ошибка».

1840. За «отлично-усердную службу» произведён в титулярные советники.

1842. Написан очерк «Иван Савич Поджабрин», опубликованный в журнале «Современник» в 1848 году.

1844. Задуман роман «Обыкновенная история».

1850. Произведён за выслугу лет в коллежские асессоры.

Осень 1852-лето 1854. Кругосветное путешествие на фрегате «Паллада» в должности секретаря адмирала Е.В. Путятина.

1855. Произведён в статские советники за особые заслуги. Определён на должность цензора Петербургского цензурного комитета.

1856. Выходит издание путевых очерков «Фрегат «Паллада». Закончен роман «Обломов». Определён преподавателем русского языка и словесности наследника Николая Александровича.

1859. В журнале «Отечественные записки» опубликован роман «Обломов».

1860. Избран членом-корреспондентом Российской Академии наук по отделению языка и словесности.

1862. Определён на службу в Министерство внутренних дел на должность главного редактора правительственной газеты «Северная почта».

1863. Пожалован в действительные статские советники, назначен членом Совета по делам книгопечатания.

1867. За «отлично-усердную службу» пожалован орденом Св. Владимира третьей степени. Выходит в отставку по причине расстроенного здоровья.

1869. В журнале «Вестник Европы» опубликован роман «Обрыв».

1870. Вышло из печати отдельное издание романа «Обрыв».

1872. В журнале «Вестник Европы» опубликован критический этюд «Мильон терзаний».

1876. Избран действительным членом Общества любителей российской словесности при Московском университете.

1883. Вышло из печати полное собрание сочинений в 8 томах.

1891 . 15(27) сентября. Смерть И.А. Гончарова. Похоронен на Новом Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Материалы к биографии

    Гончаров Иван Александрович (1812 - 1891) // Сычёв С. В. Русская литература с древнейших времён до середины XIX века. – М., 2007. – С. 139-145. - (Современная школьная энциклопедия).

    Котельников В. А. Иван Александрович Гончаров: кн. для учащихся ст. кл. / В. А. Котельников. – М. : Просвещение, 1993. – 191 с. – (Биография писателя).

    Лощиц Ю. М. Гончаров / Ю. М. Лощиц. – М. : Молодая гвардия, 1986. – 367 с. - (Жизнь замечательных людей).

…………………………………

    Белокурова С. Иван Александрович Гончаров // Литература. – 2007. - № 22. - С. 20-24.

    Ермолаева Н. Л. И. А. Гончаров для юного читателя // Лит. в шк. – 2007. – № 9. – С. 16-19.

    Сухих И. Русская литература. XIX век. Иван Александрович Гончаров (1812 - 1891) // Звезда. – 2006. - № 5. – С. 223-230.

И. А. Гончаров в высказываниях

современников и критиков

    Вот где учишься жить. Видишь различные взгляды на жизнь, на любовь, с которыми можешь ни с одним не согласиться, но зато свой собственный становится умнее и яснее

(Л.Н. Толстой об «Обломове»)

    Обломов – капитальнейшая вещь, какой давно, давно не было. Скажите Гончарову, что я в восторге от Обломова и перечитываю его ещё раз. Но что приятнее ему будет – это, что Обломов имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невременный у настоящей публики

(Л.Н. Толстой)

    Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить Обломова

(И.С. Тургенев)

    Из всех нынешних писателей он один, только он один приближается к идеалу чистого искусства, тогда как все другие отошли от него на неизмеримое пространство… Талант его не первостепенный, но сильный, замечательный…

(В.Г. Белинский)

    В нем, как в магическом зеркале, отражаются и по воле его останавливаются, застывают, отливаются в твёрдые недвижные формы – все явления жизни, во всякую данную минуту. Он может, кажется, остановить саму жизнь, навсегда укрепить и поставить перед нами самый неуловимый миг её, чтобы мы вечно на него смотрели, поучаясь или наслаждаясь

(Н.А. Добролюбов)

    В уменье охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его – заключается сильнейшая сторона таланта Гончарова

(Н.А. Добролюбов)

    Полная объективность, спокойное, бесстрастное творчество, отсутствие узких временных целей, профанирующих искусство, отсутствие лирических порывов, нарушающих ясность и отчётливость эпического повествования, вот отличительные признаки таланта автора

(Д.И. Писарев)

    …читатель находит ряд картин, набросанных смелою кистью, поражающих своею свежестью, законченностью и оригинальностью. В этих картинах воспроизведена природа в самых разнообразных своих видоизменениях, в них схвачены разнородные типы, представители различных национальностей; тонкая наблюдательность автора успела выбрать характеристические черты; творческий талант его соединил эти черты в одно целое, создал из них стройные живые образы

(Д.И. Писарев о «Фрегате «Паллада»)

    В писателе, подарившем нашей словесности «Обыкновенную историю» и «Обломова», мы всегда видели и видим теперь одного из сильнейших современных русских художников, - с таким суждением, без сомнения, согласится всякий человек, умеющий с толком читать по-русски

(А.В. Дружинин)

    Автор «Обломова» вместе с другими первоклассными представителями родного искусства – есть художник чистый и независимый, художник по призванию и по всей целости того, что им сделано. Он реалист, но его реализм постоянно согрет глубокой поэзией; по своей наблюдательности и манере творчества, он достоин быть представителем самой натуральной школы…

(А.В. Дружинин)

    …над обломовщиной можно смеяться, но смех этот полон чистой любви и честных слёз, - о её жертвах можно жалеть, но такое сожаление будет поэтическим и светлым, ни для кого не унизительным, но для многих высоким и мудрым сожалением

(А.В. Дружинин)

    Имя Гончарова цитируется на каждом шагу, как одно из четырёх-пяти классических имён, вместе с массой отрывков оно перешло в хрестоматии и учебники; указания на литературный такт и вкус Гончарова, на целомудрие его музы, на его стиль и язык сделались общими местами. Гончаров дал нам бессмертный образ Обломова

(И. Анненский)

    Большой художественный талант Гончарова – это своего рода Венера Милосская: его красота чувствуется, его сила не подлежит сомнению, но анализу и определению он поддаётся с большим трудом. Это талант по преимуществу изобразительный, пластический, живописующий и объективный

(М. Протопопов)

    Много тонкого анализа сердца. Прекрасный язык. Превосходно понятый и обрисованный характер женщины с её любовью… вообще в этом произведении, кроме неоспоримого таланта, поэтического одушевления, много ума и тщательной, умной обработки

(профессор А.В. Никитенко об «Обломове»)

    …я плакал над некоторыми страницами, восхищался этим чудным, точно из мрамора вырубленным языком и горделиво вспоминал, что имею честь пользоваться Вашею дружбою. Но только теперь я более ценю и понимаю глубину Ваших образов и тот нравственный свет, который от них разливается

(А.Ф. Кони, из письма Гончарову)

    Осененный поэзией тихой мечтательности, выступает перед нами образ писателя, который тонко любил жизнь, любил её всю, во всех её мелочах и материальных подробностях, но и грустил над нею и тосковал неудовлетворимой тоскою избранников. Был он поэт, но только слишком искусно выдавал себя за прозаика

(Ю. Айхенвальд)

    Гончаров – пожалуй, самый «спокойный» из гениев русской литературы. Гений в России – фигура мятущаяся, мятежная. Проза Гончарова похожа на Волгу в её срединном течении, как раз под Симбирском, где он родился; ровное зеркало воды, уходящие к горизонту рукава и затоны. …Гончаров не оспаривает ни церкви, ни власти, ни социальных твердынь. Его идеал – норма

(И. Золотусский)

    Перечитывая страницы великого романа, удивляешься не только кроткой, «голубиной» душе Обломова, но и его уму, его проницательности, его почти вещему предвидению того, что грозит России

(И. Золотусский)

    …истинно гармонический и спокойный художник, творец живых человеческих душ – один только Гончаров. Он берёт характеры людей целиком, как живые продукты истории, природы, времени, обществ. Никто так не заставляет жить своих героев на страницах книги отдельной, собственной жизнью

(Д.С. Мережковский)

    И такого поэта наши литературные судьи считали отживающим типом эстетика, точным, но неглубоким бытописателем помещичьих нравов! Но когда от реалистической критики, от столь прославленных ею бытовых комедий и романов не останется ни следа, произведения Гончарова, мало понятные в наш век художественного материализма, возродятся в полной, идеальной красоте. Он один из величайших в современной литературе творцов человеческих душ, художников-символистов

(Д.С. Мережковский)

    Прекрасная статья, отличающаяся живостью и красотой изложения, свежестью содержания и той художнической описательностью г. Гончарова, не выставляя ничего слишком резко, но в целом передавая предмет со всею верностью, мягкостью и разнообразием тонов

(Н.А. Некрасов о «Фрегате «Паллада»)

    Отличительная особенность Гончарова – это сила художественного обобщения, благодаря которой он мог создать такой всероссийский тип, как Обломов, равного которому по широте мы не находим ни у одного из русских писателей. В сравнении с Обломовым и Фамусовы и Молчалины, Онегины и Печорины, Маниловы и Собакевичи, не говоря уже о героях Островского, все имеют лишь специальное значение

(В.С. Соловьёв)

    Никакая «положительная» деятельность в России не может выдержать критики Обломова: его покой таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя. Иначе и быть не может в стране, где всякая деятельность, направленная на улучшение своего существования, сопровождается чувством неправоты, и только деятельность, в которой личное совершенно сливается с делом для других, может быть противопоставлена обломовскому покою

(М.М. Пришвин)

Литература о жизни и творчестве

7. Айхенвальд Ю. Гончаров // Силуэты русских писателей / Ю. Айхенвальд; предисл. В. Крейда. – М., 1994. – С. 207-216. – (Прошлое и настоящее).

8. Гончаров Иван Александрович // 100 русских писателей: краткий справ. – СПб., 2003. – С. 53-57.

9. Гончаров Иван Александрович (1812 - 1891) // Экзамен по русской литературе: пособие для школьников и абитуриентов / сост. И. Л. Жуковский, С. Е. Камашинский. – Минск, 2002. – С. 167-176.

10. Иван Александрович Гончаров. 1812 – 1891 // Энциклопедия русской жизни. Роман и повесть в России второй половины XVIII – начала XX века: рек. библиогр. справ. / Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина; сост. Е. М. Сахарова, И. В. Семибратова; под ред. В. И. Кулешова. – М., 1988. – С. 124-135.

11. Комина Р. В. Тургеневские девушки в романах Гончарова // Над страницами русской классики: кн. для учащихся ст. классов сред. шк. / Р. В. Комина. – М., 1991. – С. 48-53.

12. Кузнецов И. Р. Великий труженик // Гончаров И. А. Обломов: роман. Критика и комментарии. Темы и развёрнутые планы сочинений. Материалы для подготовки к уроку / ред.-сост. И. Р. Кузнецов. – М., 1998. – С. 5-16. – (Школа классики) (Книга для ученика и учителя).

13. Кузнецов И. Р. Иван Александрович Гончаров (1812 - 1891) // Русские писатели. XIX век. Биографии: большой учеб. справ. для школьников и поступающих в вузы / А. Н. Архангельский [и др.]. – М., 2000. – С. 209-235.

14. Лукьянченко О. А. Гончаров Иван Александрович (1812 - 1891) // Русские писатели: биогр. слов.-справ. для школьников / О. А. Лукьянченко. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д, 2009. – С. 115-124. – (Большая перемена).

15. Мережковский Д. С. Начала нового идеализма в произведениях Тургенева, Гончарова, Достоевского и Л. Толстого (отрывок) // Избранные сочинения / И. А. Гончаров; сост., подгот. текста, вступ. ст., примечания Л. Гейро. – М., 1990. – С. 542-543. – (Библиотека учителя).

16. Мережковский Д. С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы (отрывок) // Хрестоматия по литературной критике для школьников и абитуриентов / сост. и коммент. Л. А. Сугай. – М., 2000. – С. 403-405. – (Экзамен без проблем!).

17. Потанин Г. Н. Воспоминания об И. А. Гончарове // Обыкновенная история: роман в двух частях / И. А. Гончаров; коммент. Е. А. Краснощёковой. – М., 2004. – С. 389-405. – (Школьная библиотека).

18. Розанов В.В. К 25-летию кончины Ив. Алекс. Гончарова // О писательстве и писателях: собр. соч. / В. В. Розанов; под общ. ред. А. Н. Николюкина. – М., 1995. – С. 647-650.

19. Соловьев Е. А. Иван Гончаров. Его жизнь и литературная деятельность: биогр. очерк: с портретом Гончарова, гравированным в Петербурге К. Адтом // Кантемир. Белинский. Добролюбов. Писарев. Гончаров: биогр. повествования / сост., общ. ред., послесл. Н. Ф. Болдырева. – Челябинск, 1997. – С. 445-528. – (Жизнь замечательных людей. Биографическая библиотека Флорентия Павленкова).

20. Творчество И. А. Гончарова (1812 - 1891) // История русской литературы XI – XIX вв. : учеб. пособие для вузов / под ред. проф. В. И. Коровина, проф. Н. И. Якушина. – М., 2001. – С. 363-376.

21. Тюнькин К. Великий романист // Обломов: роман / И. А. Гончаров; вступ. ст. К. Тюнькина; коммент. Л. Гейро. – М., 2005. – С. 5-32. – (Классика в школе).

…………………………………

22. Алексеева Ю. М. «В них сквозит много близкого и родного автору»: Симбирские прототипы И. А. Гончарова // Лит. в шк. – 2003. - № 5. – С. 15-17.

23. Манн Ю. Объективнейший из всех русских реалистов // Литература. – 1995. - № 5. – С. 2.

24. Чуйко В. «Лучше поздно, чем никогда»: [процесс творчества писателя] // Нева. – 2012. - № 1. – С. 216-226.


Искусство само по себе, ремесло само по себе, а творчество может быть и в том и в другом, так же точно, как и не быть.
(«Обыкновенная история»)

Простота и правдивость в построении романа у Гончарова сочетаются с архитектурной стройностью, создающей сильное эстетическое впечатление.
Николай Пиксанов

Иван Александрович Гончаров - русский писатель и литературный критик.

Читать в библиотеке ЛитРес*

Иван Александрович Гончаров родился 6 (18) июня 1812, в семье симбирского купца Александра Ивановича Гончарова и его жены Авдотьи Матвеевны.

В большом каменном доме Гончаровых, расположенном в самом центре города, с обширным двором, садом, многочисленными постройками, проходило детство будущего писателя. Многое из того, что Гончаров узнал и увидел в этой «деревне», явилось как бы изначальным импульсом в познании поместного, барского быта дореформенной России, так ярко и правдиво отразившегося в его «Обыкновенной истории», «Обломове» и «Обрыве».

Когда Гончарову было всего семь лет, умер его отец. В последующей судьбе мальчика, в его духовном развитии важную роль сыграл его крёстный отец Николай Николаевич Трегубов. Это был отставной моряк. Он отличался широтой взглядов и критически относился к некоторым явлениям современной жизни.

Первоначальное образование Гончаров получил дома, под началом Трегубова, затем в частном пансионе. В десять лет был отправлен в Москву для обучения в коммерческом училище. Выбор учебного заведения был сделан по настоянию матери.

Восемь лет провёл Гончаров в училище. Эти годы были для него трудны и малоинтересны. Духовное и нравственное развитие Гончарова шло, однако, своим чередом. Он много читал. Его истинным наставником явилась отечественная литература.

Великим откровением для Гончарова и его товарищей был Пушкин с его «Евгением Онегиным», выходившим в свет отдельными главами. Почти молитвенное благоговение перед именем Пушкина Гончаров сохранил на всю жизнь.

Тем временем заниматься в училище стало совсем невмоготу. Гончарову удалось убедить мать написать прошение об исключении его из списка пансионеров. Ещё в детстве возникшая страсть к сочинительству, интерес к гуманитарным наукам, особенно к художественной словесности, - всё это укрепило в нём мысль завершить своё образование на словесном факультете Московского университета. Через год, в августе 1831 г., после успешной сдачи экзаменов он был туда зачислен.

Три года, проведённые в Московском университете, явились важной вехой в биографии Гончарова. Это была пора напряжённых раздумий — о жизни, о людях, о себе. Одновременно с Гончаровым в университете обучались Барышев, Белинский, Герцен, Огарёв, Станкевич, Лермонтов, Тургенев, Аксаков и многие другие талантливые молодые люди, впоследствии оставившие след в истории русской литературы.

Закончив летом 1834 г. университет, Гончаров почувствовал себя, по собственному признанию, «свободным гражданином», перед которым открыты все пути в жизни. Первым делом решил он навестить свои родные края, где его дожидались мать, сестры, Трегубов. Симбирск, в котором всё было с детства так знакомо, поразил повзрослевшего и возмужавшего Гончарова прежде всего тем, что ничего не изменилось. Всё напоминало здесь громадную сонную деревню.

Ещё до окончания университета Гончаров решил не возвращаться на постоянное житьё в Симбирск. Его влекла к себе перспектива напряжённой духовной жизни в столицах (Москва, Санкт-Петербург), общение там с интересными людьми. Он решил обязательно уехать из дремотного, скучного Симбирска, однако сразу уехать не удалось. Симбирский губернатор настойчиво просил Гончарова занять должность его секретаря. После раздумий и колебаний Гончаров принимает это предложение, а дело оказалось скучным и неблагодарным. Однако живые впечатления от механизма бюрократической системы впоследствии сгодились Гончарову-писателю. После одиннадцати месяцев пребывания в Симбирске он уезжает в Петербург. Гончаров решил собственными руками, без чьей-либо помощи строить своё будущее. По приезде в столицу он подался в департамент внешней торговли министерства финансов, где ему предложили должность переводчика иностранной переписки. Служба оказалась не очень обременительной. Она в какой-то мере материально обеспечивала Гончарова и оставляла время для самостоятельных литературных занятий и чтения.

В Петербурге он сблизился с семьёй Майковых. В эту семью Гончаров был введён в качестве учителя двух старших сыновей главы семьи Николая Аполлоновича Майкова. которым преподавал латинский язык и русскую словесность. Этот дом был интересным культурным очагом Петербурга. Почти ежедневно здесь собирались известные писатели, музыканты, живописцы.

Постепенно начинается серьёзное творчество писателя. Оно формировалось под влиянием тех настроений, которые побуждали молодого автора всё более иронически относиться к царившему в доме Майковых романтическому культу искусства. 40-е годы - начало расцвета творчества Гончарова. Это была важная пора как в развитии русской литературы, так и в жизни русского общества в целом. Гончаров знакомится с Белинским, часто бывает у него на Невском проспекте, в доме Литераторов. Здесь в 1846 г. Гончаров читает критику к своему роману «Обыкновенная истори». Общение с великим критиком имело важное значение для духовного становления молодого писателя.

Весной 1847 года на страницах «Современника» публикуется «Обыкновенная история». В романе конфликт между «реализмом» и «романтизмом» предстаёт как существенная коллизия русской жизни. Гончаров назвал свой роман «Обыкновенная история», тем самым он подчеркнул типичность процессов, которые отразились в этом произведении.

В октябре1852 г. Иван Гончаров, служивший переводчиком в департаменте внешней торговли министерства финансов, был назначен секретарём адмирала Путятина, с которым отправился на фрегате «Паллада» к берегам Японии для ведения мирных переговоров. С первых же дней путешествия Гончаров начал вести подробный путевой журнал (материалы которого легли в основу будущей книги «Фрегат „Паллада“»). Экспедиция продолжалась почти два с половиной года. Гончаров побывал в Англии, Южной Африке, Индонезии, Японии, Китае, на Филиппинах и на множестве небольших островов и архипелагов Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Высадившись на берегу Охотского моря, в Аяне, Гончаров проехал сухим путём через всю Россию и вернулся в Петербург 13 февраля 1855 г.

Уже в апрельской книжке «Отечественных записок» за 1855 г. появился первый очерк о путешествии. Последующие фрагменты публиковались в «Морском сборнике» и различных журналах на протяжении трёх лет, а в1858 г. всё сочинение вышло отдельным изданием. Цикл путевых очерков «Фрегат “Паллада”» (1855- 1857) - своеобразный «дневник писателя». Книга сразу же стала крупным литературным событием, поразив читателей богатством и разнообразием фактического материала и своими литературными достоинствами. Она была воспринята как выход писателя в большой и плохо знакомый русскому читателю мир, увиденный пытливым наблюдателем и описанный острым, талантливым пером. Для России XIX века такая книга была почти беспрецедентной.

После путешествия Гончаров вернулся в департамент министерства финансов, но оставался здесь недолго. Вскоре ему удалось получить место цензора. В 1867 г. Гончаров вышел в отставку, ибо трудная и хлопотливая служба мешала собственным литературным занятиям писателя. Гончаров уже опубликовал роман «Обломов» в 1859 г.

В 1859 г. в России впервые прозвучало слово «обломовщина». Через судьбу главного героя своего нового романа Гончаров показал социальное явление. Однако многие увидели в образе Обломова ещё и философское осмысление русского национального характера, а также указание на возможность особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса». Гончаров совершил художественное открытие. Он создал произведение огромной обобщающей силы.

Выход в свет «Обломова» и громадный успех его у читателей принесли Гончарову славу одного из самых выдающихся русских писателей. Он начал работу над новым произведением - романом «Обрыв». В середине1862 г. его пригласили на должность редактора недавно учреждённой газеты «Северная почта», являвшейся органом министерства внутренних дел. Гончаров работал здесь около года, а затем был назначен на должность члена совета по делам печати. Снова началась его цензорская деятельность, причём в новых политических условиях она приобрела явно консервативный характер. Гончаров причинил много неприятностей «Современнику» Некрасова и писаревскому «Русскому слову», он вёл открытую войну против «нигилизма», писал о «жалких и несамостоятельных доктринах материализма, социализма и коммунизма», то есть активно защищал правительственные устои. Так продолжалось до конца1867 г., когда он по собственному прошению вышел в отставку, на пенсию.

Теперь можно было снова энергично взяться за «Обрыв». Гончаров однажды сказал об «Обрыве»: «это дитя моего сердца». Автор трудился над ним целых двадцать лет. Ценой огромных усилий, превозмогая физические и нравственные недуги, он довёл роман до конца. «Обрыв» завершил, таким образом, трилогию. Каждый из романов Гончарова отразил определённый этап исторического развития России. Для первого из них типичен Александр Адуев, для второго - Обломов, для третьего - Райский. И все эти образы явились составными элементами одной общей целостной картины угасающей эпохи крепостничества.

«Обрыв» стал последним крупным художественным произведением Гончарова. Больной, одинокий, Гончаров часто поддавался душевной депрессии. Одно время мечталось ему даже взяться за новый роман, «если старость не помешает», как писал он П. В. Анненкову. Но не приступил к нему. Все три романа Гончарова были посвящены изображению дореформенной России, которую он хорошо знал и понимал. Те процессы, которые происходили в последующие годы, по собственным признаниям писателя, он понимал хуже, и не хватало у него ни физических, ни нравственных сил погрузиться в их изучение.

Гончаров продолжал жить в атмосфере литературных интересов, интенсивно переписываясь с одними писателями, лично общаясь с другими, не оставляя и творческой деятельности. Он пишет несколько очерков: «Литературный вечер», «Слуги старого века», «Поездка по Волге», «По восточной Сибири», «Май месяц в Петербурге». Некоторые из них были опубликованы посмертно. Следует отметить ещё ряд замечательных выступлений Гончарова в области критики. Такие, например, его этюды, как «Мильон терзаний», «Заметки о личности Белинского», «Лучше поздно, чем никогда», давно и прочно вошли в историю русской критики в качестве классических образцов литературно-эстетической мысли.

15 сентября 1891 г. Гончаров умер от воспаления легких на восьмидесятом году жизни. Иван Александрович был похоронен на Новом Никольском кладбище Александро-Невской лавры (в1956 г. перезахоронен, прах писателя перенесли на Волково кладбище). В некрологе, опубликованном на страницах «Вестника Европы», отмечалось: «Подобно Тургеневу, Герцену, Островскому, Салтыкову, Гончаров всегда будет занимать одно из самых видных мест в нашей литературе».


Высказывания о Гончарове
:

Специфика текста Гончарова заключается в том, что сквозь подвижность географических точек зрения просвечивает постоянство авторской позиции.

Юрий Лотман

Никогда никем не были изображены с такой психологической педантичностью те небольшие удобства, которыми окружил себя герой, вялость его пробуждения. Его искусство самооправдания и самовнушения во имя лености; можно было бы счесть Обломова единственным в своем роде гением в искусстве бездельничанья, если бы не было известно, что русские… даже в самое простое и скудное могут вложить тысячекратные осложнения.

Стефан Цвейг о романе «Обломов»

«Обыкновенная история» - первое произведение Гончарова - громадный росток, только что пробившийся из земли, еще не окрепший, зеленый, но переполненный свежими соками. Потом на могучем отростке один за другим распускаются два великолепных цветка - «Обломов» и «Обрыв». Все три произведения - один эпос, одна жизнь, одно растение. Когда приближаешься к нему, видишь, что по его колоссальным лепесткам рассыпана целая роса едва заметных капель, драгоценных художественных мелочей. И не знаешь, чем больше любоваться - красотой ли всего гигантского растения или же этими мелкими каплями, в которых отражаются солнце, земля и небо.

Дмитрий Мережковский

Обломов и обломовщина: эти слова недаром облетели всю Россию и сделались словами, навсегда укоренившимися в нашей речи. Они разъяснили нам целый круг явлений современного общества, они поставили перед нами целый мир идей, образов и подробностей, еще недавно нами не вполне осознанных. Не спустись Гончаров так глубоко в недра обломовщины, та же обломовщина… могла бы нам показаться грустною, бедною, жалкою, достойною пустого смеха. Теперь над обломовщиной можно смеяться, но смех этот полон чистой любви и честных слез, о ее жертвах можно жалеть, но такое сожаление будет поэтическим и светлым, ни для кого не унизительным, но для многих высоким и мудрым сожалением.

Александр Дружинин

«Сон Обломова»… - эпизод, который, впрочем, имеет в себе столько целого и законченного, что его можно назвать отдельной повестью, - есть образчик того нового произведения, которое, нет сомнения, возобновит, если не усилит, прекрасные впечатления, оставленные в читателях за два года перед этим напечатанною в «Современнике» «Обыкновенной историей». В этом эпизоде снова является во всем своем художественном совершенстве перо-кисть г. Гончарова, столько замечательная в отделе мельчайших подробностей русского быта, картин природы и разнообразных, живых сцен.

Николай Некрасов

Цитаты:

Некоторым ведь больше нечего и делать, как только говорить. Есть такое призвание.

Короткое, ежедневное сближение с человеком не обходится ни тому, ни другому даром: много надо и с той и с другой стороны жизненного опыта, логики и сердечной теплоты, чтоб, наслаждаясь только достоинствами, не колоть и не колоться взаимными недостатками.

Уж давно доказано, что женское сердце не живет без любви.

Дружба утонула в любви. Но Боже сохрани, если она с одной стороны дружба, с другой - любовь.

Я буду любить просто, без затей, буду ходить за мужем, как нянька, слушаться его во всем и никогда не казаться умнее его; да и как можно быть умнее мужа? Это грех! библиотекарь отдела электронных ресурсов

Не возможно исполнить до конца свой долг, не полюбивши его.

(долг)

Мудрыми мы становимся, добыв умом и наблюдениями истины, приложив их к жизни и создав гармонию идей и действительности.

(мудрость)

Широкий ум свойственен людям с глубоким сердцем и поэтому огромная любовь стоит рядом с великим умом. Оттого самых высоких вершин гуманности способны достичь только великие сердца, великие умы.

(ум , сердце , величие)

Старую правду никогда не смутить новой - она поставит это бремя на свои плечи. Лишь болеющее, отжившее боится сделать шаг вперед.

(правда)

Есть общие признаки умных людей и все дураки похожи между собой, не разбирая наций, языков, стран, религий.

(умный , дурак)

Жить для себя не жить, а пассивно существовать: нужно бороться.

(борьба)

Фантазия напоминает паровую машину такой силы, что может и котел лопнуть.

(фантазия)

Одновременно быть умным и в то же время искренним очень трудно, а особенно это касается чувств…

(умный , искренность)

До тех пор, пока будет жить стремление к почестям, пока будут существовать охотники угодить, пока будут царствовать сплетни и безделье не как недостатки, а как стихии в нашем обществе, до тех пор, будут мелькать Фамусовы, Молчалины.

(почести , сплетня)

Любовь помнит все мелочи. В уме влюбленного человека создается сложная ткань из наблюдений, мыслей, догадок об окружении любимого, что происходит в его сфере.

(любовь)

Понимая и уважая, вы с вашим другом сможете сказать все, что думаете прямо и откровенно или выслушать от него чистую правду о себе.

Красота не может быть глупой. Всмотрись в тупую красотку, всмотрись внимательно в черты лица, в ее улыбку, во взгляд - и сразу красота ее превратится в безобразие.

(красота , глупость)

Жизнь всегда сопровождается усилиями, лишениями и тяжелым трудом, ведь она не сад с красивыми цветами.

(жизнь)

В дружбе не существует ни рабов, ни повелителей. Она для равных.

(дружба)

Невозможна жизнь без борьбы, в борьбе заключается счастье.

(борьба)

Он не верит в неизменную и вечную любовь, как и в домовых и нам этого делать не советует.

Самолюбие является двигателем и он правит волей.

(самолюбие , воля)

Пушкин огромен, мощный, сильный, богатый. Он важен для искусства нашего так же, как Ломоносов для просвещения.

Невозможно научиться творческим приемам творцов. Удастся разве что подражать лучшим приемам, а в рабочий процесс творческого духа вникнуть нельзя.

(творчество)

Людям всегда будет что находить, открывать, изобретать, потому что сам источник этих знаний неисчерпаем.

(06/18.06.1812–15/27.09.1891)
Писатель.

Родился в Симбирске в купеческой семье. В 1834 г. окончил Московский университет, вернулся в Симбирск и занял должность секретаря губернатора. Проработав чиновником 11 месяцев, переехал в Санкт-Петербург, где в 1847 г. в журнале «Современник» опубликовал роман «Обыкновенная история». В 1852 г. стал участником кругосветного путешествия на парусном военном корабле. Впечатления от путешествия описал в цикле путевых очерков «Фрегат “Паллада”» (1855–57), ставшим литературным событием, поразив читателей богатством и разнообразием фактического материала и своими литературными достоинствами.

В 1859 г. опубликовал роман «Обломов», ставший главным произведением автора. Другие известные произведения: очерки: «Литературный вечер», «Слуги старого века», «Поездка по Волге», «По восточной Сибири», «Май месяц в Петербурге», роман «Обрыв». Умер в Санкт-Петербурге от воспаления легких. В некрологе, опубликованном на страницах «Вестника Европы», отмечалось: «Подобно Тургеневу, Герцену, Островскому, Салтыкову, Гончаров всегда будет занимать одно из самых видных мест в нашей литературе».

Афоризмы Ивана Гончарова

  • Без жертв, без усилий и лишений нельзя жить на свете: жизнь – не сад, в котором растут только цветы.
  • Великая любовь неразлучна с глубоким умом; широта ума равняется глубине сердца. Оттого крайних вершин гуманности достигают великие сердца, они же великие умы.
  • Возвышенная любовь – это мундир, в который хотят нарядить страсть, но она беспрестанно лезет вон и рвет его.
  • Глупая красота – не красота. Вглядись в тупую красавицу, всмотрись глубоко в каждую черту лица, в улыбку ее, взгляд – красота ее превратится мало-помалу в поразительное безобразие.
  • Гордость, человеческое достоинство, право на уважение, целость самолюбия – оборвите эти цветы с венка, которым украшен человек, и он сделается почти вещью.
  • Да, женщины – всё!… Они иногда явный, иногда скрытый мотив всякого человеческого дела; их присутствие, веяние, так сказать, женской атмосферы, дает цвет и плод жизни.
  • Мы, мужчины, только орудие, рабочая сила, на нас лежит всякая черная работа… словом, мы – материя, женщины – дух.
  • Долг – это демон, бес, которого ничем не изгонишь, кроме денег.
  • Если ты не можешь прямо, откровенно, даже резко сказать другу всё, что ты думаешь о нем, о его поступках, или выслушать от него такую же правду о себе, значит, вы не верите по-настоящему друг другу, не понимаете и не уважаете друг друга.
  • Жизнь – борьба, в борьбе – счастье.
  • Жизнь «для себя и про себя» – не жизнь, а пассивное состояние: нужно слово и дело, борьба.
  • Идея, старающаяся поглотить все другие и присвоить себе господство над умами, мне так же противна, как власть, которая хочет подклонить под свое иго всех людей с их действиями и правами.
  • Источник знания неистощим: какие успехи ни приобретай человечество на этом пути, всё людям будет оставаться искать, открывать и познавать.
  • Массы могут быть проводниками свободы, но не могут быть хранителями ее. Да и проводниками они бывают наподобие судоходных каналов, которые несут грузы от места к месту, но не знают, какие это грузы и из чего состоят. Потому-то на массы, или на демократию, могут с равной для себя выгодой опираться самый суровый деспотизм и самый крайний либерализм.
  • Мудрость – это совокупность истин, добытых умом, наблюдением и опытом и приложенных к жизни, – это гармония идей с жизнью.
  • Не полюбивши долга, нельзя его исполнить.
  • Ни раба, ни повелителя дружбе не надо. Дружба любит равенство.
  • Предвидения и предчувствия будущих шагов жизни даются острым и наблюдательным умам вообще, женским в особенности, часто без опыта, предтечей которому у тонких натур служит инстинкт.
  • Приемам творчества не научишься. У всякого творца есть свои приемы. Можно только подражать высшим приемам, но это ни к чему не ведет, а в работу творческого духа проникнуть нельзя.
  • Пушкин громаден, плодотворен, силен, богат. Он для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще.
  • Работа истинного гения не рушится от пожара страстей, а только останавливается, и когда минует пожар, она идет вперед, медленно и туго, но всё идет – и в душе человека, независимо от художественного, таится другое творчество, присутствует другая живая жажда, кроме животной, другая сила, кроме силы мышц.
  • Раз вышедши замуж [многие женщины] покорно уступают первому случайному увлечению… судьба, дескать, страсти, женщина – создание слабое.
  • Серьезное искусство, как и всякое серьезное дело, требует всей жизни.
  • Старая правда никогда не смутится перед новой – она возьмет это новое, правдивое и разумное бремя на плечи. Только больное, ненужное боится ступить очередной шаг вперед.
  • Страсть жестока и самовластна. Она не покоряется человеческим соображениям и уставам, а покоряет людей своим неизведанным капризам.
  • Страсть, как тигр, сначала даст сесть на себя, а потом рычит и скалит зубы.
  • Страсть – это постоянный хмель без грубой тяжести опьянения.
  • Талант имеет то драгоценное свойство, что он не может лгать.
  • Толпа сострадательно глядит на падшего и казнит молчанием.
  • Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере, моей.
  • У своевольных женщин свои понятия о любви, о добродетели, о стыде, и они мужественно несут тернии (груз) своих пороков.
  • У чиновников есть начальство, а нет отечества. Чиновник считает канцелярию или департамент своим отечеством.
  • Ум везде одинаков: у умных людей есть одни общие признаки, как и у всех дураков, несмотря на различие наций, одежд, языка, религий, даже взгляда на жизнь.
  • «Уменье жить» ставят в великую заслугу друг другу, то есть умение «казаться» с правом в действительности не быть тем, чем надо быть. А уменьем жить называют уменье ладить со всеми, чтоб было хорошо и другим, и самому себе, уметь таить дурное и выставлять, что годится – то есть приводить в данный момент нужные для этого свойства в движение, как трогать клавиши, большею частью не обладая самой музыкой.
  • Умные женщины любят, когда для них делают глупости, особенно дорогие. Только большей частью при этом они любят не того, кто делает глупости, а другого.
  • Фантазия – это своего рода такой паровик, что дай бог только, чтобы котел не лопнул.
  • Чтобы женщина ни сделала с тобой, изменила, охладела, поступила, как говорят в стихах, коварно – вини природу.

Русский писатель, литературный критик, значительную часть своей жизни работал цензором, способствуя выходу в свет произведений Тургенева, Некрасова, Писемского. Уроженец Сибири, родители купцы, много путешествовал по миру. Работая всю жизнь чиновником посвящал все свободное время литературному творчеству. Автор знаменитых произведений «Обломов», «Обрыв», «Дым». Реплики героев романов, а также афоризмы самого автора расходятся на цитаты.

Лучшая цитата Гончарова по версии сайт:

● Фантазия напоминает паровую машину такой силы, что может и котел лопнуть.

● Жизнь всегда сопровождается усилиями, лишениями и тяжелым трудом, ведь она не сад с красивыми цветами.

● Мудрыми мы становимся, добыв умом и наблюдениями истины, приложив их к жизни и создав гармонию идей и действительности.

● Людям всегда будет что находить, открывать, изобретать, потому что сам источник этих знаний неисчерпаем.

● Жить для себя не жить, а пассивно существовать: нужно бороться.

● Невозможна жизнь без борьбы, в борьбе заключается счастье.

● Одновременно быть умным и в то же время искренним очень трудно, а особенно это касается чувств…

● Красота не может быть глупой. Всмотрись в тупую красотку, всмотрись внимательно в черты лица, в ее улыбку, во взгляд - и сразу красота ее превратится в безобразие.

● Невозможно научиться творческим приемам творцов. Удастся разве что подражать лучшим приемам, а в рабочий процесс творческого духа вникнуть нельзя.

● Не возможно исполнить до конца свой долг, не полюбивши его.

● В дружбе не существует ни рабов, ни повелителей. Она для равных.

● Есть общие признаки умных людей и все дураки похожи между собой, не разбирая наций, языков, стран, религий.

● Широкий ум свойственен людям с глубоким сердцем и поэтому огромная любовь стоит рядом с великим умом. Оттого самых высоких вершин гуманности способны достичь только великие сердца, великие умы.

● Понимая и уважая, вы с вашим другом сможете сказать все, что думаете прямо и откровенно или выслушать от него чистую правду о себе.

● Пушкин огромен, мощный, сильный, богатый. Он важен для искусства нашего так же, как Ломоносов для просвещения.

● Старую правду никогда не смутить новой — она поставит это бремя на свои плечи. Лишь болеющее, отжившее боится сделать шаг вперед.

● До тех пор, пока будет жить стремление к почестям, пока будут существовать охотники угодить, пока будут царствовать сплетни и безделье не как недостатки, а как стихии в нашем обществе, до тех пор, будут мелькать Фамусовы, Молчалины.

● Самолюбие является двигателем и он правит волей.

● Любовь помнит все мелочи. В уме влюбленного человека создается сложная ткань из наблюдений, мыслей, догадок об окружении любимого, что происходит в его сфере.

● Он не верит в неизменную и вечную любовь, как и в домовых и нам этого делать не советует.

На данной странице собраны цитаты Гончарова , а также реплики героев его романов.



Просмотров