Роль сказки в жизни читателя и ее нравственные ценности. «Значение сказок в жизни человека

Лидия Николаевна Белая

Сочинение-рассуждение по тексту И.А.Ильина о роли сказки в жизни человека.

Вступление

Проблема

(вопрос, требующий решения)

Вариант№1. Сказка – одно из самых интересных явлений народной культуры. Среди всех произведений устного народного творчества сказка занимается особенное место. Произведения этого жанра способны по-настоящему очаровывать нас, они покоряют и детей, и взрослых, которые спустя многие годы вновь возвращаются к любимым сказкам своего детства, вспоминают знакомых героев и идут с ними в увлекательное путешествие. Над этими непростым философским вопросом заставляет задуматься своих читателей И.А. Ильин в предложенном для анализа тексте.

Вариант№2. Передо мной текст выдающегося русского философа, писателя, публициста, с торонника Белого движения, критика коммунистической власти в России, автора книг « », «Путь к очевидности», «Аксиомы религиозного опыта» Ивана Александровича Ильина, где поднимается важная проблема. Какую роль играет сказка в жизни человека? Над этими непростым философским вопросом заставляет задуматься своих читателей автор в предложенном для анализа тексте.

Комментарий

(рассуждения, пояснения)

С первых фраз философ заставляет задуматься читателей над интересной проблемой, обращая внимание на то, чем является сказка для человека, «насколько она нужна» людям. И.А.Ильин задаётся вечными вопросами: «в чём же счастье человека? В богатстве ли? В доброте и правоте?» Далее автор особо подчёркивает, что «сказка щедро подсказывает» человеку, оказавшемуся «в глубине жизненного леса», путь преодоления бед и несчастий. Продолжая выстраивать систему аргументов, актуальных для данной проблемы, мыслитель даёт ответы на острые вопросы, тревожащие детские сердца и души. Кроме того, И.А.Ильин акцентирует внимание читателей на том, что люди, «живущие со сказкой», « имеют дар и счастье», умеют хранить в своей душе «вечного ребёнка».

(это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы)

По мнению автора, сказка - это мудрость национального опыта, всё испытавшей древности, она способна дать человеку ответы на все интересующие его вопросы: нравственные, этические, философские. И.А.Ильин стремиться донести до читателя мысль о том, что сказка связана с национальным самосознанием, поэтому она очень важна и нужна людям в любом возрасте.

Моя позиция

(строится по схеме: тезис (положение, которое надо доказать) - аргументация(приведённые доказательства) – вывод (общий итог ).

Трудно не согласиться с позицией автора. Вряд ли кто будет отрицать тот факт, что все дети любят сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего подрасткого периода и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Роль сказки в воспитании детей велика . Мир сказочных героев - это мир добра и зла, поэтому, следя за судьбами персонажей, ребёнок начинает лучше понимать, какие поступки принято считать хорошими, а какие совершать категорически нельзя. Сказки развивают воображение, подталкивают к фантазированию, развивают правильную речь и даже помогают преодолеть маленькие страхи и слабости.

Аргумент№1

(литературный)

Убедительные аргументы, подтверждающие этот тезис, можно найти в русской классической литературе. В.А.Жуковскому было интересно всё старинное и необычное, он был человеком очень мечтательным, поэтому с особым интересом читал и слушал сказки, легенды, старинные истории, предания. Они волновали его воображение, подсказывали ему стихи. Более половины литературных произведений В.А.Жуковского - это переводы с немецкого и английского языков, но эти переводы по праву соперничают с подлинниками. Он говорил: «Переводчик в прозе - раб, переводчик в стихах – соперник». И в самом деле, В.А.Жуковский стал достойным соперником лучших поэтов мира: Гёте и Ф. Шиллера, В.Скопа и Байрона.

Широко известны его поэтические переложения известных сказок братьев Гримм и Шарля Перро. Одно из таких переложений - сказка «Спящая царевна», появившаяся летом 1831 года в результате своеобразного поэтического «состязания» между двумя замечательными русскими поэтами - А.С.Пушкиным и В.А.Жуковским. «Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей!» - восклицает Н. В. Гоголь. В.А.Жуковский в тот год создал «Сказку о царе Берендее» и «Спящую царевну», А.С.Пушкин - «Сказку о царе Салтане». А в 1833 году Пушкин, возможно, вспомнив о поэтическом турнире и сказке своего соперника «Спящая царевна», написал «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Аргумент №2

(литературный)

(какое произведение классической литературы можно взять как доказательство твоей правоты?)

Моё согласие с авторской позицией можно обосновать ещё одним аргументом из русской классической литературы. Вспоминаются чрезвычайно яркие образы «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина, где поэт, опираясь на традиционный сказочный сюжет о злой мачехе и красивой доброй падчерице, использует народные сказки: русские - «Морозко», «Василиса Прекрасная», «Крошечка-хаврошечка», немецкие - «Госпожа Метелица» и «Снегурочка», французскую «Золушку». Но А.С.Пушкин сумел наполнить традиционный сюжет особой глубиной, пронизанной светом добра. Свои клады пушкинская сказка открывает любому читателю, будь ему десять или пятьдесят лет - было бы только желание открыть. Но юного читателя ведёт за собой взрослый: мама, папа, бабушка, дедушка … Сказка детям нравится тем, что добро побеждает зло. Добротой и верностью привлекает детей образ молодой царевны. С огромным удовольствием они говорят о чудесном зеркальце: волшебное всегда близко детскому сердцу. Особенно им нравится эпизоды странствия царевича Елисея в поисках невесты, возвращение царевны к жизни, сватовство богатырей. Жалеют преданного Соколко. А ещё дети восхищаются мелодичными стихами.

Заключение (какой вывод можно сделать, чтобы он соответствовал данной проблеме?)

Следовательно, сказки играют огромную роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. Это самый популярный и самый любимый жанр детей. Все происходящее в сказках фантастично и замечательно по своей задаче: герои сказок, попадая из одной опасной ситуации в другую, спасают своих друзей, наказывают врагов – борются и бьются не на жизнь, а на смерть. Понимая простые истины, ребенок чувствует себя увереннее и смелее, а жизненные невзгоды воспринимает как нечто естественное, лишь закаляющее его характер и силу духа.

  • Родителям
  • Дошкольное образование

У каждого человека есть своя первая и самая любимая сказка. Сказка, которую мы проносим в своем сердце через всю жизнь. И у каждого она разная. А почему? В чем здесь глубинный смысл? В каждой прочитанной нами сказке, можно найти, как и полный перечень человеческих проблем, так и пути и способы их решения. Подсознательный выбор сказки отражает проблематику личностных моментов в жизни человека, их стремлений и убеждений. Известный американский психолог Эрик Берн еще в середине ХХ века доказывал, что с помощью сказок возможно даже запрограммировать будущее ребенка. Сказки не так просты, какими кажутся на первый взгляд - они похожи на многослойный пирог. В детстве мы видим первый слой, он является самым понятным, а с возрастом нам открывается более глубинный смысл вложенного замысла в сказку. И чем короче сказка, тем больше она имеет объем вложенной в нее информации. А в таком случае сказки не менее нужны родителям, чем их детям. Как пример - предлагаю разобрать сказку «Колобок». Все, вы, хорошо помните, как колобок убегает из дома, чтобы увидеть мир. Безусловно, что он имеет большую тягу к приключениям. По характерологическими признакам он является энергичным, коммуникабельным, достаточно активным, подвижным, живым, имеет хороший характер и безграничное желание узнать что-то интересное, неизвестное. Тип темперамента - скорее, сангвиник. На пути к неизведанным приключениям он встречает несколько персонажей, которые становятся ему помехой. Но Колобок умеет договариваться с каждым - даже самого отрицательного героя из сказки смог убедить отпустить его. Со временем, уже будучи уверенным в себе, как сформировавшаяся личность, путешественник теряет бдительность, его самоуверенность, дерзость подавляет такие психологические процессы, как внимательность и наблюдательность - и его, с помощью обмана, съедает Лиса. Данный сюжет сказки встречается в сказках многих народов мира. Он является поучительным, потому что несет в себе мудрость народа, которая передается в поколениях от предков к грядущим потомкам. Какие уроки можно из этой сказки вынести и чему научить ребенка, рассказывая ее: 1) Не терять чувство самоконтроля. Всегда можно найти выход из ситуации и противостоять тому, кто оскорбляет: позвать на помощь друзей, проявить хитрость. Ведь Колобка мог бы еще съесть Заяц, если бы наш герой не схитрил: «Давай, я тебе песенку спою!» Или все же, просто убежать, - так и поступал каждый раз Колобок, пропев песенку. 2) Не доверять первому встречному. В жизни встречаются разные люди, как доброжелательные, так и наоборот. На всякий случай, всегда нужно быть на все готовым, ведь не всегда нехорошие люди прямо и откровенно дают понять: «Я тебя съем!» Большинство, в отношении к вам, могут поступить, как хитрая Лисичка, усыпить вашу бдительность лестью и искусно сыгранной добротой; поэтому, здесь стоит быть очень осторожным, чтобы разгадать намерения людей. 3) Выбирать правильный путь в жизни. Об этом стоит с ребенком говорить в самом конце. Ведь Колобок был испечен с соответствующей целью, Дедушка и Бабушка возлагали на него свои надежды, а наш непослушный герой испортил жизнь и себе и им. У каждого человека есть свои способности, это является признаком назначения каждого в этом мире. Согласно данным признакам и призванию души - люди, как правило, стараются выбирать себе профессию, вид деятельности, занятие. И, безусловно, сделав правильный выбор профессии - человек сможет реализовать свои таланты в жизни, а своими успехами приносить большую пользу себе, родным и обществу, и получить от своей профессиональной деятельности еще и удовольствие. Самоутвердиться. Как итог: - Не спешите отказывать. Когда вас просят «поскрести по сусекам», а вы знаете, что там ничего нет, - все равно поскребите. Бабушке хватило муки на Колобка... - Не оставляйте детей без присмотра. Ведь Колобок - не кто иной, как малыш, который, как только Бабушка отвернулась, спрыгнул с подоконника и отправился в лес! - Не забывайте о своем детстве. Почему главный герой сказки так безрассудно решился на приключения? Наверное, потому, что ему стало одному довольно грустно лежать на подоконнике. Поэтому, не стоит спешить ругать ребенка за непослушание, а лучше вспомните, как сами хотели когда-то в детстве почувствовать себя «взрослым и самостоятельным», говоря, по желанию мамы помочь: «Я сам!» Рекомендации родителям - Не пытайтесь заменить чтение сказки на просмотр мультфильмов. Даже при большой занятости найдите время для чтения в кругу семьи или перед сном. 15 минут в день - это немного для живого, эмоционального отображения сказки вами для вашего ребенка, но это очень важно для психологического ее развития. - Перед тем, как читать незнакомую сказку сыну или дочери, быстро пробегите ее глазами. В современных интерпретациях можно встретить, например: «... и разорвал его на тысячу мелких кусочков». Это уже слишком. Поэтому, в таком случае можно заменить эту сказку на другую, или некоторые действия главных героев заменить на более мягкие, которые не отражают проявлений агрессии и различного негативизма, потому что у ребенка может формироваться мнение, что только зло и жестокость может быть сильным и разумным. - Не стоит читать грустные сказки ребенку на ночь. Потому что тяжело будет представить, что ребенку может присниться после такой сказки. - Дети должны знать и понимать, что в жизни есть, кроме «внешней», «внутренняя» сторона (основной воспитательный смысл сказки). Поговорите об этом с ребенком, тонко, осторожно выбирая момент. Исключительно в познавательных целях, подняв ребенка до того, как правильно он должен поступать в подобных ситуациях. А еще лучше, если ребенок недавно чем-то провинился, то подобрать согласно этой ситуации соответствующую сказку с освещением поучительно-воспитательного момента.

Первым литературным произведением в жизни каждого человека является сказка. Наверное, все мы хорошо помним, как их нам читала мама еще в самые ранние годы. Однако не следует воспринимать сказку исключительно как способ занять ребенка или развеселить его.

Так кажется только на первый взгляд, однако при детальном анализе, мы видим что такой литературный жанр исполняет весьма важную функцию, а именно - воспитание ребенка. Давайте вместе вспомним, какие ощущение у нас вызывали сказки.

Роль сказки в жизни читателя

В сюжете обязательно был негативный и положительный герои, которые попадали в одну жизненную ситуацию либо вместе принимали участие в определенном событии. Злые персонажи всячески препятствовали добрым, делая им разные козни.

Однако, в конечном итоге, добро всегда побеждало зло, а часто и склоняло его на свою сторону. Несформировавшаяся психика ребенка, на примере главных героев сказки, начинает понимать, что есть хорошо, а что плохо; как нужно относиться к людям, а как нельзя; что представляют собой настоящие жизненные ценности, а что ложные.

Нравственные ценности в сказках для взрослых

Не стоит считать, что сказки покидают ребенка в процессе взросления: они сопровождают человека всю его сознательную жизнь. Ведь людям свойственно терять жизненные ориентиры, а эти литературные произведения всячески способствуют обрести их вновь. В сказках для взрослых заложены несколько трансформированные нравственные ценности детских сказок.

Такие произведения учат человека быть патриотом своего государства, иметь представления о настоящей любви и дружбе. Поэтические образы героев сказок заставляют человека задуматься о том, не забыл ли он о главном в своей жизни - духовном становлении.

Ведь очень часто взрослые люди заняты различными житейскими хлопотами - работой, учебой и воспитанием детей. Духовное представление о жизни резко отходят на второй план, и в конечном итоге, вовсе теряют свою актуальность. Сказки выступают инструментом, при помощи которого, взрослые люди начинают понимать истинные ценности своей жизни.

Место сказки в мире художественной литературы

Сказка занимает одно из самых весомых мест в мировой художественной литературе. Более того, этот жанр является пионером в становлении непосредственного литературного процесса в жизни человечества. Сказка всегда шла в ритме со временем и полностью отражала те доминирующие ориентиры, которые были свойственны человечеству в определенный период его истории.

Этот литературный жанр возник не на пустом месте. В давние времена, он носил устный характер и передавался из поколения в поколение. Такие сказки получили название народных, так как не имели автора, а представляли собой дополненный и измененный устный текст.

Впервые авторские сказки появились в XVII веке. Отцом классической литературной сказки считается Шарль Перо, именно он создал литературную конструкцию сказки, которой неоднократно пользовались многие писатели в будущем. Сказка соответствует всем критериям литературного произведения, главным из которых является урок читателю.

Большое количество образов волшебной сказки сложилось в глубокой древности, в ту самую эпоху, когда возникали первые представления и понятия человека о мире. Разумеется, это не означает, что всякий волшебный вымысел берет свое начало из глубины веков. Многие образы волшебной сказки сложились в относительно недалеком прошлом. В каждую новую эпоху волшебная сказка располагала определенным фантастическим материалом, который поколения передавали от старых людей, храня и развивая прежние устно-поэтические традиции.

Русским народом создано около ста пятидесяти оригинальных волшебных сказок, но еще нет их строгой классификации.

Волшебные сказки -- конкретные художественные произведения народного искусства. В каждой из них есть своя идея, которая ясно выражена во всех вариантах одного и того же сказочного сюжета.

Сказки как отдельные явления искусства можно сравнивать лишь по существенным историко-фольклорным, идейно-образным признакам.

Народ понимал, что не чудесами добиваются справедливости, что необходимо реальное действие, но вот вопрос -- какое? Сказки не дают ответа на этот вопрос. Сказочники волшебным повествованием хотели поддержать само стремление народа к справедливости. Благополучный исход сказок несомненно носит утопический характер. Он свидетельствовал о том времени, когда народ мучительно искал выхода из трагических социальных условий.

В волшебной сказке утвердились и свои поэтические формы, определенная композиция, стиль. Эстетика прекрасного и пафос социальной правды обусловили стилистический характер волшебной сказки.

В волшебной сказке нет развивающихся характеров. В ней воспроизводятся прежде всего действия героев и только через них -- характеры. Поражает статичность изображаемых характеров: трус всегда трус, храбрец всюду храбр, коварная жена постоянна в коварных замыслах. Герой появляется в сказке с определенными добродетелями. Таким он остается до конца повествования.

Русская красота и нарядность отличают язык волшебной сказки. Это не полутона, это глубокие, густые цвета, подчеркнуто определенные и резкие. В сказке идет речь о темной ночи, о белом свете, о красном солнышке, о синем море, о белых лебедях, о черном вороне, о зеленых лугах. Вещи в сказках пахнут, имеют вкус, яркий цвет, отчетливые формы, известен ма-териал, из которого они сделаны. Доспехи на герое словно жар горят, вынул, говорится в сказке, он свой острый меч, натянул тугой лук.

Волшебная сказка -- образец национального русского искусства. Она уходит своими глубочайшими корнями в психику, в восприятие, культуру и язык народа.

Фантастика сказок создана коллективными творческими усилиями народа. Как в зеркале, в ней отразились жизнь народа, его характер. Через сказку перед нами раскрывается его тысячелетняя история.

Сказочная фантастика имела реальное основание. Всякое изменение в жизни народа неизбежно приводило к изменению содержания фантастических образов и их форм. Однажды возникнув, сказочный вымысел развивался в связи со всей совокупностью существующих народных представлений и понятий, подвергаясь новой переработке. Генезис и изменения на протяжении веков объясняют особенности и свойства вымысла в народной сказке.

Складывавшаяся веками в тесной связи с бытом и всей жизнью народа, сказочная фантастика самобытна, и неповторима. Эта самобытность и неповторимость объясняются качествами народа, которому принадлежит вымысел, обстоятельствами происхождения и той ролью, какую играет сказка в народной жизни.

Значение сказок в жизни человека

У каждого человека есть своя первая и самая любимая сказка. Сказка, которую мы проносим в своем сердце через всю жизнь. И у каждого она разная. А почему? В чем здесь глубинный смысл?
В каждой прочитанной нами сказке, можно найти, как и полный перечень человеческих проблем, так и пути и способы их решения. Подсознательный выбор сказки отражает проблематику личностных моментов в жизни человека, их стремлений и убеждений. Известный американский психолог Эрик Берн еще в середине ХХ века доказывал, что с помощью сказок возможно даже запрограммировать будущее ребенка.
Сказки не так просты, какими кажутся на первый взгляд - они похожи на многослойный пирог. В детстве мы видим первый слой, он является самым понятным, а с возрастом нам открывается более глубинный смысл вложенного замысла в сказку. И чем короче сказка, тем больше она имеет объем вложенной в нее информации. А в таком случае сказки не менее нужны родителям, чем их детям.
Как пример - предлагаю разобрать сказку «Колобок». Все, вы, хорошо помните, как колобок убегает из дома, чтобы увидеть мир. Безусловно, что он имеет большую тягу к приключениям. По характерологическими признакам он является энергичным, коммуникабельным, достаточно активным, подвижным, живым, имеет хороший характер и безграничное желание узнать что-то интересное, неизвестное. Тип темперамента - скорее, сангвиник.
На пути к неизведанным приключениям он встречает несколько персонажей, которые становятся ему помехой. Но Колобок умеет договариваться с каждым - даже самого отрицательного героя из сказки смог убедить отпустить его. Со временем, уже будучи уверенным в себе, как сформировавшаяся личность, путешественник теряет бдительность, его самоуверенность, дерзость подавляет такие психологические процессы, как внимательность и наблюдательность - и его, с помощью обмана, съедает Лиса.
Данный сюжет сказки встречается в сказках многих народов мира. Он является поучительным, потому что несет в себе мудрость народа, которая передается в поколениях от предков к грядущим потомкам.
Какие уроки можно из этой сказки вынести и чему научить ребенка, рассказывая ее:
1) Не терять чувство самоконтроля. Всегда можно найти выход из ситуации и противостоять тому, кто оскорбляет: позвать на помощь друзей, проявить хитрость. Ведь Колобка мог бы еще съесть Заяц, если бы наш герой не схитрил: «Давай, я тебе песенку спою!» Или все же, просто убежать, - так и поступал каждый раз Колобок, пропев песенку.
2) Не доверять первому встречному. В жизни встречаются разные люди, как доброжелательные, так и наоборот. На всякий случай, всегда нужно быть на все готовым, ведь не всегда нехорошие люди прямо и откровенно дают понять: «Я тебя съем!» Большинство, в отношении к вам, могут поступить, как хитрая Лисичка, усыпить вашу бдительность лестью и искусно сыгранной добротой; поэтому, здесь стоит быть очень осторожным, чтобы разгадать намерения людей.
3) Выбирать правильный путь в жизни. Об этом стоит с ребенком говорить в самом конце. Ведь Колобок был испечен с соответствующей целью, Дедушка и Бабушка возлагали на него свои надежды, а наш непослушный герой испортил жизнь и себе и им. У каждого человека есть свои способности, это является признаком назначения каждого в этом мире. Согласно данным признакам и призванию души - люди, как правило, стараются выбирать себе профессию, вид деятельности, занятие. И, безусловно, сделав правильный выбор профессии - человек сможет реализовать свои таланты в жизни, а своими успехами приносить большую пользу себе, родным и обществу, и получить от своей профессиональной деятельности еще и удовольствие. Самоутвердиться.
Как итог:
- Не спешите отказывать. Когда вас просят «поскрести по сусекам», а вы знаете, что там ничего нет, - все равно поскребите. Бабушке хватило муки на Колобка...
- Не оставляйте детей без присмотра. Ведь Колобок - не кто иной, как малыш, который, как только Бабушка отвернулась, спрыгнул с подоконника и отправился в лес!
- Не забывайте о своем детстве. Почему главный герой сказки так безрассудно решился на приключения? Наверное, потому, что ему стало одному довольно грустно лежать на подоконнике. Поэтому, не стоит спешить ругать ребенка за непослушание, а лучше вспомните, как сами хотели когда-то в детстве почувствовать себя «взрослым и самостоятельным», говоря: «Я сам!»
Рекомендации родителям
- Не пытайтесь заменить чтение сказки на просмотр мультфильмов. Даже при большой занятости найдите время для чтения в кругу семьи или перед сном. 15 минут в день - это немного для живого, эмоционального отображения сказки вами для вашего ребенка, но это очень важно для психологического ее развития.
- Перед тем, как читать незнакомую сказку сыну или дочери, быстро пробегите ее глазами. В современных интерпретациях можно встретить, например: «... и разорвал его на тысячу мелких кусочков». Это уже слишком. Поэтому, в таком случае можно заменить эту сказку на другую, или некоторые действия главных героев заменить на более мягкие, которые не отражают проявлений агрессии и различного негативизма, потому что у ребенка может формироваться мнение, что только зло и жестокость может быть сильным и разумным.
- Дети должны знать и понимать, что в жизни есть, кроме «внешней», «внутренняя» сторона (основной воспитательный смысл сказки). Поговорите с ребенком, как правильно он должен поступать в подобных ситуациях. А еще лучше, если ребенок недавно чем-то провинился, то подобрать согласно этой ситуации соответствующую сказку с освещением поучительно-воспитательного момента.



Просмотров