Аргументы к направлению «Смелость и трусость. «Конь с розовой гривой», В

Василь Быков «Сотников», «Обелиск» Яркий пример нравственного выбора можно найти в произведении Василь Быкова «Сотников». Партизан Сотников, оказавшись перед выбором между жизнью и смертью, не побоялся казни и признался следователю, что он партизан, а остальные тут ни при чём. Ещё один пример можно найти в повести Василь Быкова «Обелиск»: учитель Мороз, имея выбор остаться живым или погибнуть вместе с учениками, которых всегда учил добру и справедливости, выбирает смерть, оставшись нравственно свободным человеком.

Аргументы к сочинению

А. С. Пушкина "Капитанская дочка" Героем с высокими моральными качествами является Петруша Гринев - персонаж повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка". Честь свою Петр не запятнал даже в тех случаях, когда за нее можно было поплатиться головой. Это был достойный уважения и гордости высоконравственный человек. Он не мог оставить безнаказанным наговор Швабрина на Машу, поэтому вызвал его на дуэль. Швабрин - полная противоположность Гриневу: это человек, для которого понятия чести и благородства вовсе не существует. Он шел по головам других, переступая через самого себя в угоду своим сиюминутным желаниям.

Счастье

Аргументы к сочинению

А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича» Счастье каждый понимает по-разному. Герой рассказа, например, А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» осознает себя «счастливым» потому, что не попал в карцер, получил лишнюю тарелку супа, не заболел, но главное то, что он радуется честному труду. Писатель восхищается терпением, трудолюбием русского человека, который верит в Бога и надеется на его помощь.

Зло, добро и художественная деятельность

Аргументы к сочинению

Акутагава Рюноскэ "Муки ада" Создает психологический портрет старца-художника Есихидэ, очень известного в своих местах - в первую очередь, ужасным, асоциальным характером и соответствующими картинами. Единственное, что радует его глаза - единственная дочь. Однажды правитель заказал у него картину, изображающую Ад и муки грешников в оном. Старик согласился, однако при условии, что для большей реалистичности он увидит смерть женщины в падающей карете. Возможность ему такую предоставили, однако, как оказалось в последствии, женщиной той оказалась его собственная дочь. Есихидэ спокойно работает над картиной, однако по завершению оной, заканчивает жизнь самоубийством. Таким образом, оценивать искусство сквозь мораль стоит, однако оценка эта целиком зависит от собственно идеалов оценивающего субъекта. У Есихидэ была одна ценность - его дочь, которую из-за искусства он потерял.

Есть ли у человека свобода выбора?

Аргументы к сочинению

В.Закруткин "Матерь Человеческая" Главная героиня Мария, встретив раненого врага(немца) предстала перед нравственным выбором, убить его или не убить? за все совершенные их злодеяния, но это был мальчик, его крик "мама" остановил ее, героиня не смогла пойти на отчаяный шаг, сумела вовремя остановиться, поняв что ненависть, которая перехлестнула ее, ни к чему хорошему бы и не привела. В.Распутин "Прощание с Матёрой" На берегу Ангару власти собрались строить платину, которая затопит близ лежащий остров, поэтому население должно было переехать в другое место. Главной героине старушке Дарье представляется право нравственного выбора: уехать, или же отстаивать свое право на счастье, на жизнь на родной земле.

Отношение толпы к людям, которые из нее выделяются

Аргументы к сочинению

Грибоедов «Горе от ума» Комедия «Горе от ума» Грибоедова. Чацкий - бунтарь, мятежник, поднимается против толпы., московского общества того времени. Ему дики и чужды их повадки, его изумляет мораль общества. Он не боится высказывать свое мнение. В монологе «А судьи кто?» раскрывается полностью его сущность. Проблема толпы в том, что они не умеют слушать и даже не хотят внимать истине. Они считают « истиной» заветы своих отцов- лицемеров, что уже давно изжили себя. Творчество Маяковского Творчество Маяковского посвящено теме противостояния героя и толпы. Толпа - это пошляки, живущие бездуховно. Они не видят прекрасного, не понимают настоящего искусства. Герой одинок в своем мире. Он не уходит от толпы, не прячется, а смело бросает ей вызов, готов на борьбу с непониманием. Например, в стихотворения «А Вы могли бы?» проведена резкая черта между «я» и «вы».

Национальная вражда

Аргументы к сочинению

А. Приставкин «Ночевала тучка золотая» Проблема национальной вражды особенно остро поставлена в повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая». Автор показывает нам трагические события 40-х годов ХХ века, связанные с переселением детских домов на Кавказ, на территории, «освобожденные» от местных жителей - чеченцев. Месть людей, насильственно выселенных с земли их предков, обрушивается на ни в чём не повинных людей, в том числе на детей. Мы видим, как зверское убийство разлучает братьев-близнецов Сашку и Кольку Кузьменышей. Символично, что в конце повести Колька называет родным братом чеченского мальчика Алхузура. Так автор убеждает нас в том, все народы - братья, что гуманное человеческое начало сильнее зла, что власть, разжигающая национальную рознь, совершает преступление против человечности и человечества.

Трагедия "маленького человека"

Аргументы к сочинению

Н.В.Гоголь "Шинель" Проблему "маленького человека" наиболее полно раскрывает русский писатель, поэт, критик Н.В.Гоголь. В повести "Шинель" драматург повествует читателю о Акакие Акакиевиче - бедном титулярном советнике из Петербурга. Он ревностно выполнял свои обязанности, очень любил ручное переписывание бумаг, но в общем роль его в департаменте была очень незначительна, из-за чего над ним нередко смеялись молодые чиновники. В своей трагедии кражи новой шинели герой не находит отклика помощи общества.

Личность в истории: Петр I

Аргументы к сочинению

А.С. Пушкин "Медный всадник» А.С. Пушкин писал в "Медном всаднике" ...Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно... Эти строки были написаны про Петра первого. Он - человек изменивший ход истории, один из наиболее выдающихся государственных деятелей, определивших направление развития России в 18 веке. Пётр развернул масштабные реформы российского государства, изменил общественный уклад: обрезал боярам рукава и бороды. Он построил первый русский флот, тем самым защитив страну с моря. Вот он, тот человек, та личность, которая совершила в своей жизни много великого и героического, творила историю. Л.Н. Толстой «Война и мир» Л.Н. Толстой отрицал возможность активного воздействия отдельной личности на историю, считая, что историю делают массы и её законы не могут зависеть от желания отдельного лица. Он рассматривал исторический процесс как сумму, складывающуюся из «бесчисленного количества людских произволов», то есть усилий каждого человека. Бесполезно противиться естественному ходу событий, напрасно пытаться исполнять роль вершителя судеб человечества. Эта позиция писателя нашла отражение в романе «Война и мир». На примере двух исторических личностей: Кутузова и Наполеона, Толстой доказывает, что именно народ - творец истории. Миллионные массы простых людей, а не герои и полководцы бессознательно движут общество вперед, создают великое и героическое, творят историю.

Хамство

Аргументы к сочинению

М.А. Булгаков "Собачье сердце " Главный герой повести М.А. Булгакова "Собачье сердце”, профессор Преображенский - потомственный интеллигент и выдающийся ученый-медик. Он мечтает превратить собаку в человека. Так на свет появляется Шариков с сердцем бродячей собаки, мозгом человека с тремя судимостями и ярко выраженной страстью к алкоголю. В результате проведенной операции привязчивый, хотя и хитроватый Шарик превращается в хамоватого люмпена, способного на предательство. Шариков чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Он быстро учится пить водку, хамить прислуге, превращать свое невежество в оружие против образованности. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом. Шариков- образ хамского отношения к людям. Д.И Фонвизин «Недоросль» Возмущаясь чужим хамством, люди часто не замечают, что и сами порой ведут себя столь же возмутительно. Пожалуй, лучше всего это можно увидеть на примере отношения родителей к детям. Характер человека формируется в семье, а каким человеком мог стать Митрофанушка? Он перенял у матери все пороки: крайнее невежество, грубость, жадность, жестокость, презрение окружающих, хамство. Не удивительно, ведь родители - всегда главный пример для подражания детям. А какой пример могла подать своему сыночку госпожа Простакова, если если она позволяла себе на его глазах хамить, грубить, унижать окружающих? Конечно, она любила Митрофана, но в связи с этим сильно избаловала его.

Ложные/истинные ценности, поиск смысла жизни

Аргументы к сочинению

И. Бунин «Господин из Сан-Франциско» И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь. У.С.Моэм «Бремя страстей человеческих» Роман знаменитого английского писателя У.С.Моэма «Бремя страстей человеческих» затрагивает одну из наиболее важных и животрепещущих для каждого человека вопросов - есть ли смысл в жизни, а если есть, то каков он? Главный герой произведения Филип Кэри мучительно ищет ответ на этот вопрос: в книгах, в искусстве, в любви, в суждениях друзей. Один из них, циник и материалист Кроншоу, советует ему поглядеть на персидские ковры и отказывается от дальнейших пояснений. Лишь годы спустя, потеряв почти все свои иллюзии и надежды на будущее, Филип понимает, что тот имел в виду и признает, что «жизнь не имеет никакого смысла, и существование человека бесцельно. Зная, что ни в чём нет смысла и ничто не имеет значения, человек всё же может получить удовлетворение, выбирая различные нити, которые он вплетает в бесконечную ткань жизни. Существует один узор - самый простой и красивый: человек рождается, мужает, женится, производит на свет детей, трудится ради куска хлеба и умирает; но есть и другие, более замысловатые и удивительные узоры, где нет места счастью или стремлению к успеху, - в них скрыта, пожалуй, какая-то своя тревожная красота».

Самореализация, стремления

Аргументы к сочинению

И А. Гончаров «Обломов» Хороший, добрый, талантливый человек Илья Обломов не сумел преодолеть себя, своей лени и распущенности, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти. Даже любовь не смогла спасти Обломова. У.С. Моэм «Острие бритвы» В своем позднем романе «Острие бритвы» У.С. Моэм_рисует жизненный путь молодого американца Ларри, половину жизни проведшего за книгами, а другую - в путешествиях, труде, поиске и самосовершенствовании. Его образ ярко выделяется на фоне молодых людей его круга, тратящих свою жизнь и незаурядные способности впустую на исполнение мимолетных прихотей, на развлечения, на беззаботное существование в роскоши и праздности. Ларри выбрал свой путь и, не обращая внимания на непонимание и порицание близких людей, искал смысл жизни в лишениях, странствиях и скитаниях по всему миру. Он целиком отдался духовному началу, чтобы достичь просветления разума, очищения духа, открыть смысл вселенной. Д. Лондон «Мартин Иден» Главный герой одноименного романа американского писателя Джека Лондона Мартин Иден - рабочий парень, моряк, выходец из низов, примерно 21 года от роду, знакомится с Руфь Морз - девушкой из состоятельной буржуазной семьи. Руфь начинает учить полуграмотного Мартина правильному произношению английских слов и пробуждает в нем интерес к литературе. Мартин узнаёт, что журналы платят приличные гонорары авторам, которые в них печатаются, и твердо решает сделать карьеру писателя, заработать деньги и стать достойным своей новой знакомой, в которую он успел влюбиться. Мартин составляет программу по самосовершенствованию, работает над своим языком и произношением, читает много книг. Железное здоровье и несгибаемая воля движет его к цели. В конце концов, пройдя долгий и тернистый путь, после многочисленных отказов и разочарований, он становится знаменитым писателем. (Дальше он разочаровывается в литературе, своей возлюбленной, людях вообще и жизни, теряет ко всему интерес и кончает жизнь самоубийством. Это так, на всякий случай. Аргумент в пользу того, что исполнение мечты не всегда приносит счастье) Научные факты Акула, если перестает двигать плавниками, камнем пойдет на дно, птица, если перестанет махать крыльями, упадет на землю. Так и человек, если в нем угаснут стремления, желания, цели, рухнет на дно жизни, его затянет густая трясина серой обыденности. Река, которая перестает течь, превращается в зловонное болото. Так и человек, который перестает искать, думать, рваться, утрачивает «души прекрасные порывы», постепенно деградирует, его жизнь становится бесцельным, жалким прозябанием.

Самопожертвование

Аргументы к сочинению

М. Горький «Старуха Изергиль» В рассказе русского писателя, прозаика и драматурга Максима Горького «Старуха Извергиль» поражает образ Данко. Это романтический герой, пожертвовавший собой ради людей. Данко был "лучшим из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня". Он повел людей через лес с призывами победить тьму. Но слабые люди во время пути стали падать духом и умирать. Тогда они обвинили Данко в том, что он неумело управлял ими. Он преодолел негодование и во имя своей великой любви к людям разорвал грудь, достал свое горящее сердце и побежал вперед, держа его как факел. Люди побежали за ним и преодолели трудную дорогу. И тут же они забыли своего героя. А Данко умер. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» В своём произведении «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский обращается к теме самопожертвования ради спасения чужой души, раскрывая её на примере образа Сонечки Мармеладовой. Соня - бедная девушка из неблагополучной семьи, которая отправляется вслед за Раскольниковым на каторгу, чтобы разделить его ношу и наполнить его духовностью. Из сострадания и чувства высокой социальной ответственности Соня идёт жить «по жёлтому билету», зарабатывая таким образом на хлеб своей семье. Такие люди, как Соня, обладающие «бесконечно ненасытимым состраданием» встречаются и сегодня. (другой вариант) Самопожертвование, сострадание, чуткость и милосердие - проблема неоднозначная. Это хорошо видно в произведении великого русского драматурга Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". Две его героини, Сонечка Мармеладова и Дуня Раскольникова, жертвуют собой во имя дорогих им людей. Первая продает собственное тело, зарабатывая таким образом на хлеб своей семье. Девушка жестоко страдает, стыдится себя и своей жизни, но отказывает себе в даже в самоубийстве, потому что понимает, что без нее родные пропадут. И семья с благодарностью принимает ее жертву, практически боготворит Соню, ее самопожертвование идет во благо. Вторая собирается жениться на низком, подлом, но богатом человеке, чтобы помочь нищенствующему брату.

Сострадание, любовь в ближнему

Аргументы к сочинению

А.И. Солженицын «Матрёнин двор» В рассказе «Матрёнин двор» русского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе А.И. Солженицына поражает образ крестьянки Матрёны, её человечность, бескорыстие, сострадание и любовь ко всем, даже к незнакомцам. Матрёна «помогала чужим людям бесплатно», а сама «за обзаводом не гналась»: не заводила «добра», не старалась заполучить квартиранта. Особенно её милосердие проявляется в ситуации с горницей. Она позволила разобрать свой дом (где прожила всю свою жизнь) на бревна ради воспитанницы Киры, которой негде было жить. Героиня жертвует всем ради других: страны, соседей, родных. А после ее тихой смерти возникает описание жестокого поведения ее родных, которых просто захлёстывает жадность. Благодаря своим душевным качествам Матрена, делала этот мир лучше и добрее, жертвуя собой, своей жизнью. Борис Васильев «Летят мои кони...» В произведении «Летят мои кони…» Борис Васильев рассказывает историю про замечательного человека – доктора Янсена. Из чувства сострадания доктор, ценой своей жизни, спас детей, провалившихся в канализационную яму! Л.Н. Толстой «Война и мир» Попав в плен, Пьер Безухов встретил там простого солдата Платона Каратаева. Платон, несмотря на свои страдания, любовно жил со всеми: с французами, с товарищами. Именно он своим милосердием помог Пьеру обрести веру и научил его ценить жизнь. М. Шолохов «Судьба человека В рассказе повествуется о трагической судьбе солдата, который во время войны потерял всех родных. Однажды он встретил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Раскольников из чувства сострадания отдаёт последние деньги на похороны Мармеладова.

Неблагодарность детей, родительская любовь

Аргументы к сочинению

А. С. Пушкин «Станционный смотритель» У Самсона Вырина, главного героя повести, есть дочь Дуня, в которой он души не чает. Но проезжий гусар, положивший на девушку глаз, обманом увозит ее из отцовского дома. Когда Самсон находит свою дочь, она уже замужем, хорошо одета, живет многим лучше его и не хочет возвращаться. Самсон возвращается на свою станцию, где впоследствии спивается и умирает. Спустя три года рассказчик проезжает по тем местам, и видит могилу смотрителя, а местный мальчик рассказывает ему, что летом приезжала барыня с тремя барчатами и долго плакала на его могиле. Ф.М. Достоевский «Униженные и оскорбленные» Наташа, героиня романа Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные», предает свою семью, убежав из дому с любовником. Отец девушки, Николай Ихменев, болезненно воспринимает её уход к сыну своего врага, считая это позором, и проклинает дочь. Отвергнутая отцом и потерявшая любимого, Наташа глубоко переживает - она потеряла все, что было у нее ценного в жизни: доброе имя, честь, любовь и семью. Однако Николай Ихменев все еще безумно любит дочь, несмотря ни на что, и после долгих душевных терзаний, в финале повести, находит в себе силы простить ее. На этом примере мы видим, что родительская любовь является самой сильной, бескорыстной и всепрощающей. Д. И. Фонвизин «Недоросль» Несмотря на то, что госпожа Простакова - грубая, алчная помещица, она любит своего единственного сына Митрофана и готова ради него на все. Но сын отворачивается от неё в самую трагическую минуту. Этот пример показывает нам, что родители стараются все делать на благо детям. Но дети, к сожалению, не всегда это могут оценить и понять. А. С. Грибоедов «Горе от ума» Не обошел стороной проблему отцов и детей и русский писатель А. С. Грибоедов в своем произведении «Горе от ума». В комедии прослеживаются взаимоотношения Фамусова со своей дочерью Софьей. Фамусов, конечно, любит дочь и желает ей счастья. Но вот счастье он понимает по-своему: счастье для него - деньги. Он приучает дочь к мысли о выгоде и этим совершает настоящее преступление, потому что Софья может стать похожей на Молчалина, перенявшего от отца лишь один принцип: искать выгоду везде, где только можно. Отцы постарались научить детей жизни, в своих наставлениях передали им то, что для них самих являлось наиболее важным и значительным.

Конфликт поколений

Аргументы к сочинению

И. С. Тургенев «Отцы и дети» Роман русского писателя И. С. Тургенева «Отцы и дети». Конфликт поколений мы видим во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой - презирает «глупую жизнь отцов». От родителей Базарова отдаляют прежде всего его убеждения. Если у Аркадия Кирсанова мы видим наносное презрение к старшему поколению, вызванное скорее желанием подражать другу, а не идущее изнутри, то у Базарова все иначе. Такова его жизненная позиция. При всем этом мы видим, что именно родителям их сын Евгений был по-настоящему дорог. Старички Базаровы очень любят Евгения, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Она сильнее других чувств и живет даже тогда, когда главный герой умирает.

Влияние учителя

Аргументы к сочинению

В рассказе В.Г. Распутина "Уроки французского" обычного сельского мальчика, нелегкая судьба и голод заставляют связаться с местными мальчишками и начать играть на деньги. Выяснив, что ребенок недоедает, и у него нет другого способа раздобыть необходимые ему средства, молодая учительница французского языка, Лидия Михайловна приглашает мальчика заниматься дополнительно по французскому. Но это только благовидный предлог. В действительности она стремится как-нибудь помочь ребенку, попавшему в сложную ситуацию, но тот из гордости отказывается ужинать у своей учительницы, возмущенно возвращает ей посылку с продуктами. Тогда она предлагает играть с ней на деньги, точно зная, что он обыграет ее, получит свой заветный рубль и купит молоко, которое так необходимо ему. Она сознательно идет на преступление с точки зрения педагогики, нарушает все действующие правила ради своего ученика, проявляя неподдельное человеколюбие, и непоказное мужество. Директор школы, однако, посчитал игру с учеником преступлением, совращением и уволил Лидию Михайловну. Уехав к себе на Кубань, женщина не забыла мальчика и прислала ему в школу посылку с продуктами и даже с яблоками, которые мальчик никогда не пробовал, а видел только на картинках.

Глобализация, технический и научный прогресс, их влияние на человека и общество

Аргументы к сочинению

Е.И.Замятин - русский писатель начала 19, конца 20 века «Мы» В романе «Мы» Евгения Ивановича Замятина главный герой, Д-503, описывает свою жизнь в тоталитарном «Едином Государстве». Он с восторгом рассказывает об организации, основанной на математике, жизни общества. Автор в своем произведении предупреждает людей о пагубном влиянии научно­технического прогресса, о его худших сторонах, о том, что научно-технический прогресс уничтожит нравственность и человеческие чувства, так как они не поддаются научному анализу. М.А.Булгаков - русский советский писатель и драматург 20 века «Роковые яйца» Проблема научно-технического прогресса отражена в повести М.Булгакова «Роковые яйца». Преследуя только собственные цели, профессор Рокк бездумно использует изобретение Персикова и выращивает гигантских рептилий, страусов. В этой нелепой катастрофе погибают жена Рокка Маня, тысячи людей и сам Персиков. М.Булгаков «Собачье сердце» Проблема взаимодействия людей и природы находит отражение и в литературе. В повести М.Булгакова «Собачье сердце» профессор Преображенский совершает операцию по преобразованию собаки в человека. В произведении читатель видит, как миловидный пес Шарик превращается в отвратительного Шарикова. «Мораль сей басни такова» - нельзя вмешиваться в естественные процессы природы, не предугадав характер последствий.

Память подвига солдат

Аргументы к сочинению

К.Симонов Поэт Константин Симонов, который в годы войны работал корреспондентом газеты "Красная звезда" и постоянно находился в действующей армии, пишет: «Не забывайте о солдатах, Что бились из последних сил, В бинтах стонали в медсанбатах И так надеялись на мир!» Я уверен, что никто из тех солдат, о которых писал Симонов, никогда не будет забыт, а их подвиг навсегда останется в памяти потомков.

Аргументы к сочинению

М.А.Шолохов «Судьба человека» Главный герой, Андрей Соколов, воевал за спасение своей Родины и всего человечества от фашизма, теряя родных и товарищей. Он перенес тяжелейшие испытания на фронте. На героя обрушились известия о трагической гибели жены, двух дочерей, сына. Но Андрей Соколов - русский солдат несгибаемой воли, вытерпевший все! Он нашел в себе силы, чтобы совершить не только военный, но и нравственный подвиг, усыновив мальчика, у которого война отобрала родителей Солдат в страшных условиях войны, под натиском вражеской силы остался человеком и не сломался. В этом и заключается настоящий подвиг. Только благодаря таким людям наша страна одержала победу в очень нелегкой борьбе с фашизмом. Васильев «А зори здесь тихие» Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Галя Четвертак и старшина Васков, главные герои произведения, проявили настоящее мужество, героизм, нравственную выдержку, сражаясь за Родину. Они не раз могли сохранить себе жизнь, нужно было лишь чуть-чуть отступиться от собственной совести. Однако, герои были уверены: нельзя отступать, нужно бороться до конца: «Не отдавать немцу ни клочка... Как ни тяжело, как ни безнадежно - держать...». Это слова истинного патриота. Все персонажи повести показаны действующими, борющимися, гибнущими во имя спасения Родины. Именно такие люди выковывали победу нашей страны в тылу, сопротивлялись захватчикам в плену и в оккупации, воевали на фронте. Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке» Всем известно бессмертное произведение Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». В основе драматической истории - реальные факты биографии летчика- истребителя Алексея Мересьева. Сбитый в бою над оккупированной территорией, он три недели пробирался по застепененным лесам, пока не попал к партизанам. Потеряв обе ноги, герой впоследствии проявляет удивительную силу характера и пополняет счет воздушных побед над врагом.

Любовь к Родине

Аргументы к сочинению

С. Есенин, поэма «Русь» Темой любви к родине пронизано творчество С.Есенина: «Но более всего Любовь к родному краю Меня томила, мучила и жгла.» Всей душой желая помочь Отчизне в тяжелое время, поэт пишет поэму «Русь», в которой слышится глас народного гнева. Есенин полностью раскрывает тему любви к Отчизне: «Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою»» А. Блок Лирика А.Блока наполнена совершенно особенной любовью к России. Он говорил о своей родине с бесконечной нежностью, его стихотворения полны искренней надежды, что его судьба и судьба России неразделимы: «Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, Как слезы первые любви!..» Легенда Существует легенда о том, что однажды ветер решил свалить могучий дуб, который рос на холме. Но дуб только гнулся под ударами ветра. Спросил тогда ветер у величественного дуба: «Почему я не могу победить тебя?». Дуб отвечал, что не ствол его держит. Сила его в том, что он в землю врос, корнями за нее держится. В этой бесхитростной истории выражена мысль о том, что любовь к родине, глубинная связь с национальной историей, с культурным опытом предков делает народ непобедимым. Блок, «Грешить бесстыдно, непробудно» В строчках стихотворения прослеживается российская повседневность, отражающая тупость, косность ее общественного строя. Основная мысль заключена в строках: Да, и такой, моя Россия, Ты всех дороже мне. Какое сильное чувство к родной земле испытывает поэт! Он считает, что настоящий патриот должен любить Россию такой, какая она есть. Несмотря на несовершенство своей страны, ее беды и трудности, каждому необходимо испытывать светлые чувства к ней. Этот пример искренней и бескорыстной любви к Родине, возможно, поможет кому-то по-другому взглянуть на свой отчий дом.

Героические образы в ранних романтических произведениях Максима Горького.

Образ героического, смелого человека, готового к самоотверженному подвигу во имя народа, мы находим в ранних произведениях Максима Горького.

Рассказ «Старуха Изергиль» - наглядный пример того, что привлекало Горького в человеке, какие черты характера он хочет видеть в нем.

Герой одной из легенд, рассказанной старухой Изергиль, является смелый, благородный юноша Данко. Он любил свой народ чистой искренней любовью и не представлял его в горе и мучениях. Именно поэтому юноша пожертвовал своим светлым сердцем, своей жизнью ради счастья других, даже будучи уверенным, что его никто не поблагодарит. Данко мужествен и бесстрашен, его влечет к подвигу благородная цель – быть полезным народу. В его очах «светилось много силы и живого огня». Вырвав из груди свое горящее сердце, он «кинул радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо», потому что «любил людей больше себя».

Образу Данко сопутствует образ горящего сердца: «Сердце его пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца…» Он подчеркивает героическую устремленность прекрасного юноши, придает всему произведению особую эмоциональную напряженность. Любовь Данко к людям и желание послужить им, его смелые устремления сливаются с его красотой, силой и молодостью. «Данко… молодой красавец. Красивые всегда смелы».

Вся легенда о Данко, о его сердце, горящем великой любовью к людям, воспринимается читателем как смелый призыв к героическим подвигам.

Еще один героический образ мы находим в другом произведении М. Горького «Песня о Соколе». Сюжет, художественные приемы и язык «Песни» подчеркивают героизм Сокола. Слова: смелый, гордый, храбро бился, свободная птица и ряд других помогают представить образ Сокола, способного на высокие страдания, безумную радость и смелые, решительные действия.

Образу бесстрашной птицы противопоставлен образ Ужа, неспособного к действию, тупого и самодовольного. Эти образы воспринимаются как символы, при помощи которых автор отвечает на основной вопрос: «Как надо жить, в чем смысл жизни?» Уж ни о чем не мечтает и свою жизнь, лишенную каких-либо стремлений, оправдывает словами: «Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет…»

Совсем иное влечет Сокола. Умирая и оглядываясь на прожитую жизнь, он гордо восклицает: «Я славно пожил!.. Я храбро бился!.. О, счастье битвы!» И Горький вслед за своим героем восклицает: «Безумству храбрых поем мы славу! Безумство храбрых – вот мудрость жизни!»

Такие героические образы, как бесстрашный Данко и смелый Сокол, действительно, являются «живым примером, призывом гордым к свободе, к свету». Создавая исключительные характеры, автор возвеличивает гордых, сильных духом, бесстрашных людей, он призывает людей к активной жизненной позиции, стремится усилить волю человека, возбудить желание противостоять жизни пустой, бесцельной. Именно в этом мне видится ценность и значение романтических произведений М. Горького.

  • Не всегда самопожертвование связано с риском для жизни
  • Совершать героические поступки человека побуждает любовь к Родине
  • Человек готов пожертвовать собой ради того, кого он действительно любит
  • Для спасения ребенка порой не жалко пожертвовать самым ценным, что есть у человека – собственной жизнью
  • Только нравственный человек способен совершить героический поступок
  • Готовность к самопожертвованию не зависит от уровня доходов и социального статуса
  • Героизм выражается не только в поступках, но и в умении быть верным своему слову даже в самых сложных жизненных ситуациях
  • Люди готовы на самопожертвование даже во имя спасения незнакомого им человека

Аргументы

Л.Н. Толстой “Война и мир”. Порой мы не подозреваем, что тот или иной человек может совершить героический поступок. Это подтверждает пример из данного произведения: Пьер Безухов, будучи богатым человеком, принимает решение остаться в осажденной неприятелем Москве, хотя имеет все возможности уехать. Он – настоящий человек, не ставящий на первое место свое материальное положение. Не жалея себя, герой спасает из огня маленькую девочку, совершая героический поступок. Можно обратиться и к образу капитана Тушина. Сначала он не производит на нас хорошего впечатления: Тушин предстает перед командованием без сапог. Но сражение доказывает то, что этого человека можно назвать настоящим героем: батарея под командованием капитана Тушина самоотверженно отражает атаки неприятеля, не имея прикрытия, не жалея сил. И совершенно не важно, какое впечатление на нас производят эти люди при первом знакомстве с ними.

И.А. Бунин “Лапти”. В непроглядную вьюгу Нефед отправился в Новоселки, находящиеся в шести верстах от дома. Сделать это его побудили просьбы больного ребенка принести красные лапти. Герой решил, что “нужно добывать”, потому что “душа желает”. Он хотел купить лапти и покрасить их фуксином. К ночи Нефед не вернулся, а утром мужики привезли его мертвое тело. За пазухой у него нашли пузырек с фуксином и новенькие лапти. Нефед был готов на самопожертвование: зная, что подвергает себя опасности, решил действовать на благо ребенка.

А.С. Пушкин “Капитанская дочка”. Любовь к Марье Мироновой, капитанской дочке, не раз побуждала Петра Гринева подвергать свою жизнь опасности. Он отправился в захваченную Пугачевым Белогорскую крепость, чтобы вырвать девушку из рук Швабрина. Петр Гринев понимал, на что идет: в любой момент его могли поймать люди Пугачева, он мог быть убит неприятелями. Но героя ничто не остановило, он был готов спасти Марью Ивановну даже ценой собственной жизни. Готовность к самопожертвованию проявилась и тогда, когда Гринев был под следствием. Он не стал рассказывать о Марье Мироновой, любовь к которой и привела его к Пугачеву. Герой не хотел делать девушку причастной к следствию, хотя это позволило бы ему оправдаться. Петр Гринев своими поступками показал, что готов вытерпеть что угодно ради счастья дорогого ему человека.

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”. То, что Соня Мармеладова пошла по “желтому билету”, является тоже своего рода самопожертвованием. Девушка решилась на это сама, сознательно, чтобы прокормить свою семью: отца-пьяницу, мачеху и ее маленьких деток. Каким бы грязным занятием не была ее “профессия”, Соня Мармеладова достойна уважения. На протяжении всего произведения она доказывала свою духовную красоту.

Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”. Если Андрий, младший сын Тараса Бульбы, оказался предателем, то Остап, старший сын, проявил себя как сильная личность, настоящий воин. Он не предал отца и Родину, сражался до последнего. Остапа казнили на глазах у отца. Но как бы тяжело, больно и страшно ему ни было, во время казни он не издал ни звука. Остап – настоящий герой, отдавший жизнь за свою Родину.

В. Распутин “Уроки французского”. На самопожертвование оказалась способна Лидия Михайловна, обыкновенная учительница французского языка. Когда ее ученик, герой произведения, пришел в школу побитым, и Тишкин рассказал, что он играл на деньги, Лидия Михайловна не поспешила рассказать об этом директору. Она узнала, что играет мальчик из-за того, что у него не хватает денег на еду. Лидия Михайловна начала заниматься с учеником французским, который ему не давался, на дому, а потом предложила играть с ней в “замеряшки” на деньги. Учительница знала, что это делать нельзя, но желание помочь ребенку было для нее важнее. Когда обо всем узнал директор, Лидию Михайловну уволили. Ее, казалось бы, неправильный поступок оказался благородным. Учительница пожертвовала своей репутацией ради помощи мальчику.

Н.Д. Телешов “Домой”. Семка, так желающий вернуться в свои родные края, по пути встретил незнакомого дедушку. Они шли вместе. В дороге мальчик заболел. Неизвестный отнес его в город, хотя знал, что ему там появляться нельзя: дед уже третий раз сбегал с каторги. В городе дедушку поймали. Он понимал опасность, но жизнь ребенка была для него важнее. Дед пожертвовал своей спокойной жизнью ради будущего незнакомого ему человека.

А. Платонов “Песчаная учительница”. Из села Хошутово, находящегося в пустыне, Мария Нарышкина помогла сделать настоящий зеленый оазис. Она вся отдалась работе. Но прошли кочевники – от зеленых насаждений не осталось и следа. Мария Никифоровна уехала в округ с докладом, где ей предложили перевестись работать в Сафуту, чтобы обучить переходящих на оседлость кочевников культуре песков. Она согласилась, в чем и проявилось ее готовность к самопожертвованию. Мария Нарышкина решила посвятить себя благому делу, не думая ни о семье, ни о будущем, а помогая людям в нелегкой борьбе с песками.

М.А. Булгаков “Мастер и Маргарита”. Ради Мастера Маргарита была готова на все. Она решилась на сделку с дьяволом, была королевой на балу у сатаны. И все ради того, чтобы увидеть Мастера. Истинная любовь заставила героиню пойти на самопожертвование, пройти все испытания, подготовленные ей судьбой.

А.Т. Твардовский “Василий Теркин”. Главный герой произведения – простой русский парень, честно и самоотверженно выполняющий свой солдатский долг. Его переправа через реку стала настоящим героическим поступком. Василия Теркина не испугал холод: он знал, что нужно передать просьбу лейтенанта. То, что сделал герой, кажется невозможным, невероятным. Это подвиг простого русского солдата.


Влияние жестокого мира на человека. Аргумент к итоговому сочинению/сочинению из пьесы "Тень" Е.Л. Шварца.

Трагическую судьбу человека, которого ломают жестокие обстоятельства, показывает Е.Л. Шварц в известной пьесе «Тень». Доктор-человек честный и умный, но неспособный противостоять грубой и безжалостной силе, оказывается перед тяжелым нравственным выбором. Он сердцем хочет помочь Ученому, попавшему в беду, но боится, как бы самому не оказаться в роли жертвы. Вечная борьба между благородными помыслами и трусливой осторожностью разрывает сердце этого человека.

Жестокость как свойство личности, которое проявляется в тяжелых условиях.
Аргумент к итоговому сочинению/сочинению из романа У. Голдинга "Повелитель мух"

В известном романе-притче «Повелитель мух», созданном английским писателем У. Голдингом, повествуется о группе детей, которые в результате авиакатастрофы оказались на пустынном острове. Пытаясь спастись от страха и одиночества, они поклоняются богу – Повелителю мух, свиной голове, насаженной на кол. Это страшный символ зла, который гнездится в человеческой душе поэтому нужно ежедневно бороться против зверя в себе, иначе богом человечества станет облепленная мухами свиная голова.

Доброта и жестокость в поведении. Жестокость в словах.
Аргумент к итоговому сочинению/сочинению из романа А.С. Пушкина "Евгений "
Слово – один из самых грозных видов оружия. Словом можно сделать человека счастливым или убить в нем надежду, растоптать чувства, унизить. Так поступил Евгений с Татьяной. Когда он получил ее письмо с признанием в любви, то вызвал ее на серьезный разговор, где очень холодно и пренебрежительно дал понять, что не может ответить ей взаимностью. Он говорил с ней цинично и холодно. На слова любви от ответил: «Учитесь властвовать собою». Об этом вспоминает Татьяна спустя несколько лет, когда получает письмо от Евгения. Она рассказывает Евгению, насколько ранили его слова, называет их «колкой бранью», отличающейся отсутствием жалости.
Так, в романе А.С. Пушкина «Евгений » мы видим, как неосторожное слово может ранить до глубины души, особенно если человек, к которому это слово обращено, раним.


Аргумент к итоговому сочинению/сочинению из романа А.Фадеева "Разгром"

В романе А.А. Фадеева «Разгром» командир партизанского отряда принимает роковое решение – отравить раненого бойца, чтобы тот не тормозил отступление. Врач дает раненому яд и просит его выпить. Молодой партизан Павел Мечик, слышавший разговор доктора с командиром в ужасе кричит, пытаясь остановить это убийство, но его с ненавистью прогоняют прочь. Этот отчаянный крик - беспомощный протест против жестокой действительности, в которой человеческая жизнь стала разменной монетой.


Доброта и жестокость на войне.
Аргумент к итоговому сочинению/сочинению из рассказа И.А. Бабеля «Смерть Долгушова»

В рассказе И.А. Бабеля «Смерть Долгушова», который входит в цикл «Конармия», изображена драматическая ситуация: смертельно раненный в бою красноармеец, чтобы не попасть в плен, просит товарища пристрелить его. Но Лютов, воспитанный на принципах гуманизма, не способен убить человека и в страхе пятится назад. «Бежишь, гад!»- презрительно, с ненавистью говорит ему раненый. Человеческая душа корчится от ужаса, в который ее ввергает судьба, когда жестокое убийство становится спасением, когда отвращение к смерти воспринимается как трусливое малодушие.

Доброта и жестокость на войне.
Аргумент к итоговому сочинению/сочинению из рассказа Лескова «Человек на часах»

Н.С. Лесков в рассказе «Человек на часах» описывает реальный случай. Солдат, стоявший на посту, услышал крики о помощи: кто-то тонул в реке. После мучительной внутренней борьбы часовой, нарушая устав караульной службы, спасает беднягу. Об этом происшествии узнает командование, и, несмотря на сочувствие некоторых офицеров, провинившегося солдата строго наказывают.
Свое отношение к этому поступку втор красноречиво выразил в названии: на часах стоит не просто солдат, а человек, для которого нравственный долг превыше всего.

Жестокость к окружающим в повседневных делах.

В романе М.А. Булгакова « и » очень точно выведен тип мерзавца, мелкого Иудушки, который ради своих интересов готов совершить любую подлость. Журналист Алоизий Могарыч написал донос на Мастера. Когда соседа арестовали, он переехал в его квартиру, обжился в ней, сделал ремонт, пристроил ванную. Такие внешне добропорядочные люди считают себя всегда правыми, потому что их ожиревшую совесть легко подкупить деньгами, должностью, захваченной квартирой.

Доброта, самопожертвование на благо общества.
Аргумент к итоговому сочинению/сочинению из рассказа М. Горького "Старуха Изергиль"

Яркая, независимая личность всегда вызывала опасливое отношение у серой посредственности. В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» раскрывается драматическое противостояние сильной личности, которая жертвует собой ради людей и толпы. Данко ведет свой народ через глухой лес, через топи и тьму. Люди, измученные долгим путем, готовы растерзать отважного юношу, и тогда Данко вырывает из своей груди пылающее сердце. Когда спаситель вывел людей на залитый солнцем простор и, бездыханный, упал на землю, кто-то раздавил его горящее сердце. Мы видим, что толпу пугает все яркое, пылающее, героическое. Но видим также и то, что без выдающихся личностей невозможно выйти из густого мрака тусклого существования.


Доброта как свойство личности, столкновение доброты с жестоким миром.
Аргумент к итоговому сочинению/сочинению из трагедии Шекспира "Гамлет"


В трагедии Шекспира «Гамлет» раскрывается конфликт личности и эпохи. Благородный юноша, воспитанный в духе гуманизма, призван Призраком мстить за убитого отца. Месть – это не лично дело молодого принца, для людей того времени это мировой закон, требующий восстановить справедливость, в противном случае становишься соучастником убийц. Но Гамлет – человек нового времени, он не желает быть слепым орудием судьбы, поэтому юноша колеблется, сомневается, не решается взять в руки оружие. Однако жизнь не оставляет ему выбора: руки гуманиста обагряются кровью, он гибнет, разорванный противоречиями.


Причины жестокости.
Аргумент из романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"


Эгоизм проявляется, когда человек ставит свои интересы выше интересов других. Можно подумать, что ничего страшного в этом нет. Однако эгоизм, доведенный до абсурда, может причинить не только большой вред окружающим, но и сломать жизнь человеку, взращивающему в себе это чувство. Ярким примером эгоизма является поведение главного героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». – красивый, образованный, богатый молодой человек своими руками разрушает жизнь. Он не верит в дружбу, манипулируя людьми только в своих интересах, отвергает любовь, боясь потерять свою свободу, не способен прощать, боится быть осмеянным. Вся его жизнь - это поиск удовольствий, удовлетворение своих потребностей. Однако такой путь разрушителен: Печорин ломает судьбы людей, меняет их жизни, делает несчастным самого себя. Таким образом, эгоизм - главная причина, мешающая Григорию обрести любовь и дружбу, и только непонимание этого решения приводит его к печальному финалу.

В рассказе «Матрёнин двор» русского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе А.И. Солженицына поражает образ крестьянки Матрёны, её человечность, бескорыстие, сострадание и любовь ко всем, даже к незнакомцам. Матрёна «помогала чужим людям бесплатно», а сама «за обзаводом не гналась»: не заводила «добра», не старалась заполучить квартиранта. Особенно её милосердие проявляется в ситуации с горницей. Она позволила разобрать свой дом (где прожила всю свою жизнь) на бревна ради воспитанницы Киры, которой негде было жить. Героиня жертвует всем ради других: страны, соседей, родных. А после ее тихой смерти возникает описание жестокого поведения ее родных, которых просто захлёстывает жадность. Благодаря своим душевным качествам Матрена, делала этот мир лучше и добрее, жертвуя собой, своей жизнью.

В рассказе русского писателя, прозаика и драматурга Максима Горького «Старуха Изергиль» поражает образ Данко. Это романтический герой, пожертвовавший собой ради людей. Данко был "лучшим из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня". Он повел людей через лес с призывами победить тьму. Но слабые люди во время пути стали падать духом и умирать. Тогда они обвинили Данко в том, что он неумело управлял ими. Он преодолел негодование и во имя своей великой любви к людям разорвал грудь, достал свое горящее сердце и побежал вперед, держа его как факел. Люди побежали за ним и преодолели трудную дорогу. И тут же они забыли своего героя. А Данко умер.

В своём произведении «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский обращается к теме самопожертвования ради спасения чужой души, раскрывая её на примере образа Сонечки Мармеладовой. Соня - бедная девушка из неблагополучной семьи, которая отправляется вслед за Раскольниковым на каторгу, чтобы разделить его ношу и наполнить его духовностью. Из сострадания и чувства высокой социальной ответственности Соня идёт жить «по жёлтому билету», зарабатывая таким образом на хлеб своей семье. Такие люди, как Соня, обладающие «бесконечно ненасытимым состраданием» встречаются и сегодня.

Самопожертвование, сострадание, чуткость и милосердие - проблема неоднозначная. Это хорошо видно в произведении великого русского драматурга Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". Две его героини, Сонечка Мармеладова и Дуня Раскольникова, жертвуют собой во имя дорогих им людей. Первая продает собственное тело, зарабатывая таким образом на хлеб своей семье. Девушка жестоко страдает, стыдится себя и своей жизни, но отказывает себе в даже в самоубийстве, потому что понимает, что без нее родные пропадут. И семья с благодарностью принимает ее жертву, практически боготворит Соню, ее самопожертвование идет во благо. Вторая собирается жениться на низком, подлом, но богатом человеке, чтобы помочь нищенствующему брату Родиону, не поинтересовавшись при этом, нужна ли ему такая жертва. В итоге Раскольникова это только раздражает, он злится на сестру, не желает ей такой судьбы, и это становится для него последним толчком к совершению преступления.



Просмотров