"Головоломка": зачем нужны негативные эмоции. Чувства и эмоции

Чувства и эмоции — весьма близкие понятия. И я частенько сталкиваюсь с тем, что для многих людей это слова-синонимы. Действительно, можно сказать: я чувствую радость или я радуюсь. И в одном случае это вроде бы про чувства, а в другом — про эмоции. При этом, и то и другое может быть и про чувства, и про эмоции. Или скажем чувство раздражения или эмоция раздражения. Можно сказать и так, и так. В любом случае — скорее всего вас поймут.

Однако для решения некоторых задач, эти понятия полезно развести.

Разница между чувствами и эмоциями

«Обожаю этот фильм!» — всем понятно, что это скорее всего про эмоции.

А вот «Я его так люблю, что без него жить не могу» — на самом деле — если строго разделять — тоже скорее эмоция, чем чувство.

«Я злюсь на тебя» — тоже эмоция.

Итак, определимся. Эмоции — ситуативны. То есть — зависят от ситуации. Чувства — это поток.

Эмоции кратковременны. «Я злюсь на тебя», » Я в удивлении», «Я восхищаюсь», «Я обожаю тебя». Обычно это эмоциональная реакция на какую-то конкретную ситуацию. И отражает особенности конкретной ситуации.

Чувства — нечто более сокровенное, глубинное. Чувства живут потоком, под волнениями проявляющихся эмоций. Чувства более говорят о самом человеке, чем о какой-то конкретной ситуации.

Мы порой путаем эмоции и чувства. К примеру, мама волнуется за сына. Чувство — любовь, а локально проявленная эмоция — тревога, волнение.

Или, скажем, молодой человек злится, что девушка не ответила на его письмо. Злость — это эмоции. А чувство — это то, что она ему нравится. И скорее всего, девушка не перепутает!

То есть разница — в сути, протекании, скорости и длительности процессов.

Разницу, например, можно определить по выражению лица человека.

Если лицо быстро сменило выражение и быстро вернулось в исходную (спокойную) позицию — это эмоция. Если лицо изменилось и медленно возвращается в исходную позицию (или не возвращается вообще) — чувство. Разумеется, что между этими «медленно» и «быстро» нет четкой границы. Как нет четкой границы и между самими понятиями.

По сути — эмоции — это маленькие частички чувств. А чувства — основа вспыхивающих эмоций.

Зачем эмоции?

Об эмоциях говорить легче. Ведь это поверхностный пласт. Эмоции — на поверхности, чувства — в глубине. Если человек специально не прячет эмоции — то они очевидны. Впрочем, значение конкретной эмоции тоже можно понять только в контексте чувства, которое под эмоцией. В контексте того чувства, которое выражает данная эмоция.
Можно сказать, что эмоции существуют для того, чтобы проявлять во внешний мир чувства.

Но как часто, вырванные из контекста чувств эмоции нас подводят! И возникает: «Ну я же совсем не это хотел сказать!».

Также и с интерпретацией эмоций и чувств другого человека. Вырванные из контекста, они могут очень сильно исказить восприятие человека, с которым вы общаетесь.

Как пример. Сомнение «сказать — не сказать» может означать совершенно разные вещи: «смогу ли я сформулировать точно», «можно ли сказать это тебе сейчас» и «может, уже пора признаться?»

Но в общем и целом, можно сказать, что от природы эмоции служат нам передатчиком информации о чувствах. И если связь между чувствами и эмоциями не нарушена, а сами чувства человеком осознаются, то и понимают человека хорошо, и отношения с людьми у него складываются так, как ему хочется.

Зачем чувства?

Чувства считаются более интимными, они более глубинны. О них труднее говорить. И порой сам человек не может осознавать чувства, которые им движут.

Чувства можно передать на языке эмоций. Но очень часто получается, что именно этот язык подводит.

О том, зачем нам чувства, можно говорить много и долго. О чувствах в контексте волшебства и сотворения гармоничного мира вокруг себя я еще напишу. А вот самый простой, «человеческий» вариант определения:

Мы воспринимаем окружающий мир чувствами, а реагируем на него — эмоциями.

Маски

Застарелые и, как правило, неосознаваемые чувства (возникшие когда-то просто как эмоция, но подавленные, забытые, ушедшие в глубину) становятся масками на лице. Особенно это становится заметным с возрастом. Исходное выражение лица человека (в спокойном состоянии) отражает его глубинные чувства в отношении всего мира. Поэтому у одних людей — мимические морщинки скорее напоминают улыбку, у других — боль, страх, гнев, обиду.

Чувствовать или эмоционировать?

Эмоции и чувства хоть и разные вещи, но во многом схожие.
А вот процессы — чувствовать или эмоционировать — разные. Даже в каком-то смысле — противоположные.

Чем больше человек в эмоциях, тем меньше он чувствует. Вспомним! Эмоционировать — это проявлять. А чувствовать — это воспринимать.

Разучившись чувствовать, мы теряем те самые нюансы жизни и отношений с людьми, которые и составляют саму жизнь. Человек переключается на рациональное мышление — от головы, от ментала. И не видит текущего развития событий.

В отношениях мужчины и женщины, к примеру, женщина перестает чувствовать мужчину. А в результате ему кажется, что она не заботится о нем, а грубо влезает в его жизнь.

В отношениях между родителями и детьми на месте помощи и поддержки оказывается жесткий прессинг и подавление.

В отношениях человека и мироздания теряются нюансы и мир оказывается должен…

Быть открытым и быть в безопасности

Быть открытым. Для большинства людей это тема проявления чувств. Не локальных эмоций, а тех самых — сокровенных и глубинных чувств. Как часто я слышу: «я открыт миру, но… почему-то реакция людей, мира — очень отличается от ожидаемой.»

Вот тут мы приходим к самой острой теме — неосознаваемые чувства.

Если неосознаваемых чувств нет, то наш посыл в мир всегда будет услышан. Услышан именно так, как мы реально хотим. А это волшебство и исполнение желаний (если рассматривать в контексте Мироздания), это гармония в отношениях с людьми (и близкими, и друзьями, и коллегами, и даже просто встречными).

Когда чувства осознаваемы, они находятся в гармонии с рациональным, с менталом. О теле, здоровье и энергетике я даже говорить не буду — очевидно.

Поэтому быть открытым зачастую такая сложная и почти нереальная задачка для многих.

И поэтому в череде занятий о волшебстве, способностях и ресурсах, которые я предлагаю на занятиях «затесалась» именно эта тема — «чувства и эмоции».

Работаем с чувствами!

Тема занятия «Чувства и эмоции. Зачем они нужны? Почему мы закрываем чувства или отказываемся чувствовать? Как быть открытым и быть в безопасности? Хочу или должен?»

Занятия проводятся, как обычно, с 19.00 до 22.00 (возможно — до 22.30). Стоимость участия — 1000 руб.

На занятиях я предлагаю очень интересное диагностическое упражнение. С помощью него вы сможете осознать, какие чувства привлекают именно вас. Вы почувствуете это телом, не головой. И — как следствие — поймете, что можно изменить в жизни, чтобы стать счастливее. После этой диагностики, мы сможем поработать с теми чувствами, которые вы хотели бы принять, на волне которых хотите жить.

Вторая половина занятия — как обычно — работа с вашими личными запросами через мини-ресурсные-театры. И в контексте чувств.

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: #ffffff; padding: 15px; width: 100%; max-width: 100%; border-radius: 8px; -moz-border-radius: 8px; -webkit-border-radius: 8px; border-color: #dddddd; border-style: solid; border-width: 1px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; background-repeat: no-repeat; background-position: center; background-size: auto;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 930px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #cccccc; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #ff6500; color: #ffffff; width: auto; font-weight: bold; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif; box-shadow: none; -moz-box-shadow: none; -webkit-box-shadow: none;}.sp-form .sp-button-container { text-align: left;}

В нашем обществе есть одно из негласных табу: разговаривать о чувствах. Клиенты, ещё не привыкшие к «психологическим штучкам», на вопрос: «А что ты почувствовал?» — в ответ смотрят с искренним удивлением и непониманием. И на вопрос о собственных чувствах отвечают одинаково: «мне было неприятно», «плохо мне было», а, ну вот ещё недавно в моём личном хит-параде ответов появился вариант: «дискомфортно». Когда психолог задаёт уточняющие вопросы, клиент искренне удивляется. А это-то зачем? Мне же просто плохо. Ну, сделайте что-нибудь. Чтобы перестало быть просто плохо и стало просто хорошо. Ты ж специалист, психолог, тебе деньги плачены.

Так не бывает. Превратить «просто плохо» в «просто хорошо», без того, чтобы разобраться и детализировать внутреннюю ситуацию клиента – невозможно. Вот как вы себе представляете: приходит пациент к врачу, говорит «да у меня просто болит», на вопросы о локализации и характере боли – возмущается: «При чём тут это!»; если же врач задаёт вопросы о, казалось бы, не связанных с болью предметах (работе, питании, режиме, заболеваниях в роду) – презрительно усмехается: «Ну вот, опять эти ваши медицинские штучки». Ты ж врач, ты лечи давай, а не спрашивай о постороннем.

А для психолога трудность ещё и в том, что в повседневном языке сегодня практически отсутствуют слова, выражающие эмоции и чувства. Иногда мне кажется, что всё богатство возможностей русского языка съежилось до «плохо», «хорошо» и «нормально». А ведь, к примеру, даже отрицательные чувства и эмоции имеют в русском множество наименований: ярость, гнев, обида, грусть, подавленность, раздражение, тоска, апатия, презрение, печаль, тревога, брезгливость, ненависть, скорбь, уныние, разочарование, омерзение, скука, обида, возмущение, отвержение, боль, горе, брошенность и т.п. Сравните это со скупым: «Дискомфортно мне. Плохо».

Даже в ответ на прямой вопрос о чувствах люди часто не отвечают прямо. В ответ на «Что ты чувствуешь?» или «что с тобой происходит» просто начинают рассказывать истории из жизни: «И тогда начальница стала против меня интриговать и меня выгнали с работы, а на мне висел большой кредит…», «Муж сперва начал выпивать, потом ушёл к другой женщине. А я осталась одна с тремя детьми…». Рассказчик подразумевает, что ну всё же понятно! Ты спрашиваешь, что со мной – ну вот это со мной случилось. Ведь ушёл же муж, а не Нобелевскую премию получил и не принёс в семью. Значит, что-то плохое должно переживаться, да? Для психолога, как ни странно, это не очевидно, и он задаёт вопросы: «Скажите, а что вы чувствуете, когда мне об этом рассказываете?» – Остановившийся взгляд, удивление на лице. «Ну как это – что чувствую?» – удивляется клиент. Плохо. Мне было плохо. Дискомфортно. И неприятно.

Есть разница между «рассказать историю» и «описать свои чувства по поводу случившегося». История – это последовательность фактов. Кто куда пошёл, что сделал, чем закончилось. Чувства – это отношение к ним человека. (Отчасти потому и не срабатывает совет «рассказать друзьям», а не сходить к психологу. Друзьям будет рассказана история – то есть, последовательность действий. А о своих чувствах и переживаниях по поводу случившегося ни сам рассказчик сказать не додумается, ни выслушивающий его друг не спросит. А именно обсуждение чувств и может принести облегчение в болезненных переживаниях, а не сотый пересказ знакомой истории).

Есть такое понятие – алекситимия, то есть невозможность распознавать и выражать свои эмоции. Соответственно, проблема в том, что либо человек свои чувства и эмоции не узнаёт, либо – как безъязыкий: что-то смутное переживает, но назвать их человеческими словами не в состоянии.

Ни один человек не рождается, сразу умея назвать все эмоции правильным словом. Сперва они для него сливаются в единый «дискомфорт»: младенчик, которому что-то не понравилось, истошно голосит, а молодая мама мечется – что не так? Мокрый? Кушать хочет? Животик болит? Неудобно? Постепенно мама научается слышать в крике малыша конкретный запрос (вот так детёныш вякает, когда проснулся и хочет внимания, а вот так неудержимо орёт, когда голоден и требует молока). В норме, когда ребёнок ещё подрастёт, то мама обучит его словам, которыми мы, члены социума, кодируем свои чувства: «Ты злишься», «Ты обиделся», «Тебе больно», «Ты растерян» и т.п. То есть, именно родители обучают ребёнка тому, как называются чувства, им переживаемые. Неназванные чувства так и остаются для человека смутным, неясным внутренним волнением, которое он может только грубо отнести к спектру «хорошее», «плохое» или «да вроде всё нормально».

  • В некоторых семьях существуют «табуированные чувства» (например, «на маму злиться нельзя!»). И, что совсем уж потрясающе, некоторые семьи даже гордятся этим. Дескать, мы не злимся, не обижаемся, никогда не раздражаемся, не повышаем голос… А что ребёнок весь в аллергии, муж изменяет напропалую и мама-невротик, ну бывает. Зато мы культурные и приличные люди и не злимся друг на друга. Нет, нет, мы совсем не злимся.
  • Иногда родителям просто не кажется важным расширять «алфавит чувств» ребёнка. Ну отличает он «плохо» и «хорошо», ну и ладно. Важнее научить его всем школьным наукам (да чтобы пятёрки приносил), и вести себя правильно. Для мальчиков заготовлено объяснение «да что ты как баба» (мальчики не плачут, не переживают, они чётко и по-пацански рапортуют: «Так точно!»). К девочкам обычно снисходительнее, им можно и плакать, и переживать, но объяснять им, что происходит в душе юного человека, родители тоже не особенно напрягаются. Достаточно того же ассортимента из «плохо», «хорошо» и «нормально».

Часто умение разбираться в собственных ощущениях и переживаниях представляется «несерьезным». Вот материальные ценности, успехи в учёбе и социальные достижения – это да, это можно «на хлеб намазать». А чувства… Пфе. Пусть ими лоботрясы всякие занимаются, богема и иждивенцы.

В этом корни ситуации, когда человек, казалось бы, полностью социально успешный, обеспеченный, умный и состоявшийся – несчастен. Его всю жизнь учили быть социально адаптированным в обществе, достигать успеха и достатка. Теперь, когда всё это получено, человек оглядывается, и оказывается, что «радио есть, а счастья нет». Он всегда жил, говоря себе: «Соберись, тряпка; нечего страдать, дело надо делать». И, не умея разбираться в собственных чувствах, оказался героем поговорки: «тот, кто долго карабкался по лестнице успеха, может обнаружить, что она прислонена не к той стене». И, что самое-то страшное, у него нет даже слов, чтобы это выразить, и нет привычки прислушиваться к своим чувствам, чтобы понять, что с ним происходит.

Что же важного в чувствах, раз без них так плохо? Зачем учиться их распознавать? Чувства всегда указывают на какую-то нереализованную потребность человека. И чем сильнее переживаемое чувство – тем более неудовлетворена потребность.

Например, одна коллега рассказывала, что сильно недолюбливала знакомую. Просто физически терпеть не могла. Вроде та была милой девушкой, вежливой и очень красивой… Ага! Красивой. После некоторого исследования собственного состояния коллега поняла: она очень завидует той девушке. Девушка занималась фитнесом, «качала железо» и выточила совершенно дивную фигурку на силовых тренажёрах. Коллега же только начала заниматься спортом, фигуркой похвастаться не могла и спортивных достижений тоже не имела. Дело было не в девушке, а в том, что коллега ощущала: «у неё есть то, чего я так хочу, а у меня – нет». И острая зависть отравляла общение с той девушкой. Осознав природу чувств, коллега спокойнее стала относиться к знакомой и меньше прогуливать собственные тренировки. Точёной фигурки у неё до сих пор нет, но и на девушку она больше не раздражается.

Я вот искренне считаю, что импортные сериалы (в первую очередь, латиноамериканские) сослужили нашему социуму хорошую службу: там герои не столько делают что-то, сколько обсуждают свои чувства и переживания по поводу немногих произведённых действий. Из серии в серию. И это зрелище, надо сказать, затягивает. И, надеюсь, обучает нас хоть немного справляться с чувственной немотой нашего общества.

Говорите о чувствах! И слушайте, слушайте себя и других. Это лучший способ стать ближе с любимыми людьми и детьми, и лучший способ понять, что с самим собой происходит. Первые сигналы того, что что-то не так, что в жизни происходит нечто неподходящее, приходят именно из этой области. Если научиться прислушиваться к себе, то ситуация, при которой «вроде всё нормально, но что-то мне хреново» не возникнет и не разовьётся в большую нерешаемую проблему. Чувства – это важно.

Понравилась статья? Хотите получать новые тексты по e-mail?
Подпишитесь на обновления

НАТА КАРЛИН

Что такое эмоция? В чем их отличие от чувств и настроений? По определению психологов, эмоция – это реакция человека на внешний раздражитель, проявляющаяся в виде страданий, радости, грусти и т.д., отражающая мировосприятие личности. Можно сказать проще: эмоции – это моментальный анализ ситуации человеком, который выражается в словах, и мимике. Эмоция – сугубо субъективный ответ человека на любое воздействие. Каждый человек может по-разному расценивать ситуацию и реагировать на нее. Один человек при виде мышки падает в обморок, а другому нравится этот маленький грызун. При виде первого снега у некоторых людей на глазах выступают слезы, а другие приходят в восторг. Эмоции носят разный характер. Бывают положительные эмоции, вызванные приятными событиями, и отрицательные – результат негативных воздействий извне или других раздражителей. Эмоции бывают следующие:

Радость;
Гнев;
Удивление;
Интерес;
Печаль;
Умиление;
Восторг и т.д.

Они возникают даже тогда, когда нет внешнего воздействия. Как часто мы ловим себя на том, что улыбаемся приятным воспоминаниям. Или плачем, вспоминая большое горе, постигшее вас в прошлом. При этом, никакие внешние силы в этот момент на нас не воздействуют.

Кому и зачем нужны эмоции?

Эмоции нужны человеку с целью:

Защиты;
Мотивации;
Коммуникативности;
Мотивации;
Оценки.

В момент эмоционального всплеска человек оценивает, насколько он вышел из зоны комфорта. Ему необходима данная информация для того, чтобы сохранять . Все складывается хорошо до тех пор, пока человек находится в зоне комфорта, испытывая положительные эмоции. Как только появляются отрицательные эмоции, тут же теряется душевное равновесие. Если мы научимся доверять собственным эмоциям, мы сможем быстро реагировать на самые неуловимые нюансы ситуации. Зачем это нужно? Часто выпада из зоны комфорта, человек подвергает себя постоянным стрессам, тем самым, истощая энергетику. Это приводит к расстройствам психики и . При этом, одних положительных эмоций для формирования полноценной личности не достаточно. Человеку нужны отрицательные эмоции хотя бы для того, чтобы правильно оценивать ситуацию, и понимать, куда она может его привести.

Защитная эмоция потому так называется, что задействует физиологические процессы для реакции на раздражитель. Состояние шока, страха или паники активизирует работу желез, выбрасывающих в кровь большое количество адреналина. Под действием этого «катализатора» люди, порой, совершают необъяснимые поступки – скорость их бега превышает все разумные пределы, появляется недюжинная сила, которая помогает поднять автомобиль и т.д. Состояние тревоги говорит человеку о том, что нужно быть крайне осторожным и предусмотрительным. В эти минуты активизируются его рецепторы и органы чувств – обоняние, осязание, зрение, слух и даже вкусовые рецепторы. При этом, в свои права вступают даже интуиция, возможности видеть невидимое и слышать неслышимое — .

Мотивация помогает нам решиться на те поступки, которые мы очень хотели сделать, но по разным причинам откладывали на потом. Например, раздражение от того, что человека все считаю пустышкой, может заставить пойти его учиться и достичь определенных высот в обществе. Или же, посмотрев познавательный фильм с вдохновляющим содержанием, человек становится волонтером или кем-то, кто помогает людям.

Коммуникативность позволяет человеку понимать людей вокруг, и стараться быть понятым в обществе. Нам сложно самостоятельно оценить собственные поступки, слова и действия. Глядя на реакцию окружающих, мы можем понять, насколько правильно поступаем, и как можно было бы сделать в противном случае. Даже если перед вами человек, который привык скрывать свои чувства, и жестам вы понимаете, что происходит в его душе. Особенно эта функция эмоций важна для налаживания взаимоотношений с близкими людьми, друзьями и окружением. Для человека важно подмечать выражение эмоций других людей, чтобы понимать их интересы, предпочтения, желания и отношение к тому или иному предмету или явлению. Это поможет избежать ненужных , мотивировать окружающих на достижение желаемых результатов.

Эмоции – как они работают?

Основное призвание эмоций – формировать ценность свершившегося, настоящего или будущего события. Если бы мы не умели испытывать удовольствие от пищи или секса, человечество бы вымерло давным давно. Эмоции помогают людям находить общий язык, сострадать, помогать и любить.

Однако есть и те, кто не любит , но и не желает общаться с окружающими. Эти одиночки не выносят чужого присутствия в их жизни, и не желают стеснять кого-то собственным появлением. Может быть, они не испытывают эмоций? Ни в коем случае! Эмоции у этих людей вызывают другие источники. Как правило, это увлеченные филателисты, коллекционеры или игроки. Каждый из этих людей, сознавая необходимость общения с окружающим миром, налаживал связи с людьми. Но, испытывая дискомфорт, уходил в тот момент, когда понимал, что не может пересилить себя.

Этих людей легко вычислить. Они замкнуты, угрюмы и неотзывчивы к просьбам окружающих. Их сложно вызвать на общение, при этом, они отличаются скандальным характером и нетерпимостью к чужим недостаткам. Что и говорить, с подобными индивидуумами сложно наладить контакт. Однако опасность от подобного поведения таится не только для общества, но и для самого человека. Если оппонент вас не понимает, он обороняется и защищается, как может.

Как и зачем вывести человека на эмоции?

Можно рассмотреть на простом примере, как и зачем выводят человека на эмоции. У любой девушки есть мечта – встретить принца и обязательно выйти за него замуж. В результате, она влюбляется в того, кто более или менее соответствует ее представлениям, но уже этого не замечает. Она считает этого человека верхом совершенства, и влюблена без памяти. Однако молодой человек выдерживает паузу. Сложно сказать почему. Может быть, девушка не его мечты, или сам парень не готов к серьезным отношениям, но у дамы зарождается желание обратить на себя внимание понравившегося молодого человека. Так как же заставить мужчину проявить ?

Четких рекомендаций и правил для достижения этой цели нет. Все сводится к тому, что лучше исключить слезы, страдальческое выражение лица и разбирательства. А еще лучше, проявлять крайнюю степень холодности, и игнорировать молодого человека. Но ровно настолько, насколько позволяют правила этики и такта. Молодой человек будет обескуражен вашим поведением с вероятностью 99,9%.

Ревность.

Ревность, по сути, разрушительное качество человека, которое способно лишить рассудка даже самых хладнокровных из нас. Однако в малых дозах, подобно яду, она очень даже полезна для привлечения внимания противоположного пола. Для того, чтобы у молодого человека, есть множество способов. Лучшие из них – заняться собой (сменить имидж, прическу и т.д.). Пофлиртуйте с кем-то из ближайшего окружения. Только делайте это без фанатизма, иначе рискуете вызвать у молодого человека обратную реакцию.

Если даже и не на что обижаться, сделайте вид, что обижены. Не отвечайте на телефонные звонки, смс-сообщения, не звоните сами и отказывайтесь от встреч. Через некоторое время вы поймете, серьезны ли его намерения по отношению к вам, или нет. Любящий человек обязательно найдет способ узнать причину столь странного поведения девушки. В противном случае, не зацикливайтесь на том, кому безразличны ваши обиды.

Слабое место.

Понятно, что вы влюблены, и совершенно лишились возможности мыслить логически. Однако каждая уважающая себя женщина на интуитивном уровне знает слабые места своего парня. Используйте эти знания в своих целях.

Замкнутость.

Подумайте, по какой причине молодой человек отказывается проявлять свои эмоции? Может быть, он замкнут и необщителен по природе?

Казалось бы, простой пример, но он показывает, что эмоции помогают людям понять друг друга. Они показывают отношение человека к партнерам, его мировоззрение и взгляды на жизнь.

Зачем человеку нужны эмоции и чувства

Очень часто можно услышать от людей, что эмоции и чувства – это для разбалованных дамочек, а серьезный человек не должен проявлять никаких эмоций. Как правило, подобные высказывания характерны для мужчин, старающихся казаться холодными и . При этом, многие мужчины активно занимаются самосовершенствованием и саморазвитием, и борьбой с разрушительными .

Человек не существует без эмоций, каким бы холодным и неприступным он не казался. Эмоции – это древнейшие реакции человеческого организма, работающие намного быстрее, чем мысль. Поэтому вы вряд ли успеете подумать о том, что «недостойно» проявлять эмоции, прежде чем отреагируете на негативное воздействие.

Эмоции являются субъективными и объективными реакциями организма. Если взять за пример страх, то человек может его испытывать в двух случаях:

По объективной причине. В том случае, когда человек переживает эмоцию, связанную с конкретной угрозой его жизни и благополучия;
По субъективной причине. Это состояние характерно для тех случаев, когда эмоция не имеет под собой серьезного основания. Слова «подо мной уплывает от необъяснимого ужаса земля», как нельзя лучше характеризует это состояние.

Эмоции не возникают из ниоткуда. Каждая эмоция – результат реакции человека на явление, событие или другие раздражители. Человек оценивает, обороняется или мотивирует себя на какие-то действия. Он не может оставаться безучастным к тому, что происходит вокруг, сострадая, и протягивая руку помощи людям. Поэтому, если вы чувствуете, что испытываете страх, необъяснимый ужас или что-то подобное без видимой причины, это может служить «первым звоночком» для обращения к психиатру.

29 марта 2014

В науке не существует единого объяснения термина «эмоция». Поэтому посмотрим, как определяли его в советской психологии. Эмоция - более длительное по сравнению с аффектом состояние, проявляющееся во внешнем поведении человека. Эмоции имеют отчетливо выраженный ситуационный характер, то есть выражают оценочное личностное отношение человека к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них.

Аффект - стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии, аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности. Теперь разберемся, что такое чувства. Чувства имеют отчетливо выраженный предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций. Проще говоря, чувства направлены на конкретный предмет, а эмоции ни на что не направлены. Ученые до сих пор не очень ясно представляют, что такое эмоции, однако знают, зачем они нужны. Чтобы это понять, рассмотрим некоторые классические теории.

Уильям Джеймс, один из основоположников психологии как науки, теория которого развивалась совместно с исследованиями русского физиолога Николая Ланге, в конце XIX века предположил, что эмоции - результат оценки изменения внутри организма. Например, нам становится грустно от того, что мы плачем, а не наоборот. Джеймс связывал изменения с работой вегетативной нервной системы и внутренних органов. Уникальность этой теории заключается в том, что она поставила вопрос про эмоции так, как до этого никто никогда не ставил. Однако экспериментальную проверку она не прошла. Мнение о том, что эмоции связаны с лимбическим строением мозга, тоже сильно упрощено.

То, как эмоции связаны с работой мозга, позволяет узнавать поразительные вещи. Возьмем, к примеру, феномен «affective blindside». Он заключается в том, что человек, имеющий нарушения в зрительной системе, может определить, какой эмоциональный посыл несет предмет, не попадающий в его поле зрения.

Другая теория основана на совместной работе вегетативной системы (то, о чем говорил Джеймс) и оценке того, с чем изменения связаны. Как показал эксперимент Шехтера - Сингера, люди, которым вкололи адреналин, испытывали либо гнев, либо радостные эмоции в зависимости от контекста ситуации, а те, кому не вкалывали, были спокойны.

Затем возникает информационная теория эмоций, которая гласит, вкратце, что если мы что-то хотели сделать и сделали, то испытываем положительные эмоции, а если хотели, но не сделали, то отрицательные. То есть суть в том, получили ли мы информацию с помощью органов чувств о том, что реализовали нашу потребность, или нет. Эмоция становится своего рода наградой организму за то, что он все сделал правильно.

Если мы испытали положительную эмоцию, значит, мы построили верную гипотезу и можем продолжать двигаться в этом направлении

Разные полушария мозга по-разному работают с получаемой информацией. Правое - обрабатывает информацию, необходимую для удовлетворения потребности, а левое - о том, что у нас уже есть. Из этого следует, что если более активно правое полушарие, то формируются положительные эмоции, а если левое - отрицательные. Замечено, что у людей, страдающих депрессией, более активно правое полушарие (они обращают внимание на то, что им нужно, а не на то, что есть).

Теперь перейдем к функциям эмоций: побуждать к делу, удовлетворять потребности, менять поведение, подкреплять то, что делаем, координировать ответы организма на изменение окружающей среды и общение, регулировать переработку информации. Более подробно рассмотрим коммуникативную функцию. Дарвин утверждал, что и у животных есть эмоции, развивавшиеся вместе с эволюцией. Ведь люди понимают: собака виляет хвостом, значит она рада. И такое понимание происходит автоматически.

Гипотезу Дарвина активно развивает Пол Экман, научный консультант сериала «Теория лжи». Экман пытается доказать, что люди выражают эмоции одинаковым способом, причем количество их ограничено и связано с эволюционно-адаптивными процессами. Ученый выделил 6 одинаковых вариантов эмоций у абсолютно всех людей (позже 8), причем они связаны с движением лицевых мышц: злость, отвращение, страх, удивление, грусть, счастье, презрение, радость. А все остальные чувства строятся на базе основных.

Правда, Экман не учитывал, что у одних людей есть та или иная эмоция, а у других нет, например, совестливость или мамихлапинатапай (слово из языка племени яганов, означающее «взгляд между двумя людьми, в котором выражается желание каждого, что другой станет инициатором того, чего хотят оба, но ни один не хочет быть первым»). Значит, эмоции зависят от культуры и могут меняться со временем. Например, в начале XIX века девушки падали в обморок, чтобы показать, что что-то происходит не так, как они ожидали.

В зависимости от того, как человек выражает свои эмоции, он занимает определенное место в обществе. В 60-х ученые провели эксперимент на сообществе макак-резусов, у которых разрушили области в мозгу, отвечающие только за эмоциональное выражение. Прооперированные обезьяны довольно быстро теряли свой социальный статус.

Эмоции влияют на мышление, и в большинстве случаев, как нам кажется, мешают принять рациональное решение. Но если бы их вообще не было, то люди не смогли бы принимать никаких решений. Хорошей иллюстрацией того, как эмоции связаны с мышлением, является история Финеаса Гейджа. С ним произошел несчастный случай - через его голову прошел металлический прут, задев лобную долю мозга. Он выжил, но вот его эмоциональное восприятие реальности притупилось. Ученые отметили, что люди с подобными повреждениями обычно теряют работу, семью, и их это никак не волнует.

Согласно одной из точек зрения, объяснение этого эффекта заключается в том, что психика помогает ориентироваться в окружающем мире, а эмоции позволяют проверять эти гипотезы. Если мы испытали положительную эмоцию, значит, построили верную гипотезу и можем продолжать двигаться в этом направлении.



Просмотров