Как научиться дедукции шерлока. Метод Шерлока: как развить наблюдательность, дедукцию и гибкость мышления

Признайтесь, зачитывались в детстве историями о Шерлоке Холмсе? Восхищались его недюжинным интеллектом, непоколебимой логикой и способностью находить решение даже в самой сложной ситуации?

Мы уверены: любой человек способен развить свой мозг и стать по меньшей мере таким же умным, как самый известный сыщик XX века. Книги, которые помогут этого добиться, вы найдете . А сейчас публикуем несколько упражнений из них.

Развиваем логическое мышление

Мозг пластичен, а это значит, что чем больше вы его тренируете, тем он становится способнее к той или иной деятельности. Для развития логического мышления необходимо решать загадки и головоломки, такие как в популярной телевизионной игре «Что? Где? Когда?». Подобные задания вы найдете в книге «Чем заняться вечером с семьей на даче без интернета» . Вот несколько примеров:

Ответ:

Женщины на этих фигурках показывали врачу, где именно у них болит. Показывать на себе считалось неприличным.

Ответ:

Для борьбы с воровством готовой продукции с фабрик.

Ответ:

Это подземные ходы муравейника.

Отвечаем на нестандартные вопросы

Интеллектуальные игры и логические загадки - это очень полезное занятие для тренировки мозга. Не менее действенный способ стать умнее - отвечать на нестандартные вопросы. Такие как в книге «Вопрос на засыпку» .

Джон Фарндон рассказывает, что абитуриентов Оксфорда и Кембриджа на вступительных экзаменах могут спросить о чем-нибудь необычном, например «Насколько маленьким может быть компьютер?», «Зачем людям два глаза?», «Может ли парусная яхта двигаться быстрее ветра?» или «Что случится, если вы уроните муравья?»

По мнению автора, подобные вопросы учат размышлять и анализировать. Чем он и предлагает заняться. Фарндон дает свои ответы, но это не значит, что правильны только они. Вы можете сначала подумать самостоятельно, а только потом читать их.

К примеру, вот так писатель рассуждает о том, опустеет ли когда-нибудь его сумка:

«Станет ли сумка пустой, когда я выну из нее все видимые предметы? Вовсе нет. Помимо пыли, крошек, клочков бумаги и миллионов микроорганизмов, она полна воздухом, который занимает все свободное место.

Что будет, если выбросить сумку в открытый космос, чтобы весь содержащийся в ней газ вылетел в межзвездное пространство? Она все равно не опустеет. Даже в самом пустом из пустых мест космоса находятся несколько атомов водорода в каждом кубическом метре. Поэтому, скорее всего, в сумке все же обнаружится пара атомов.

Безвоздушное пространство на самом деле не является таковым, -

Но если бы я вдруг придумал, как поймать и извлечь эти атомы, я бы неожиданно обнаружил тщетность своих усилий. По законам физики, моя идеально пустая сумка в действительности переполнена бурлящей квантовой энергией, которую производят появляющиеся и исчезающие частицы и волны».

Тренируем память

Шерлок не помнил, что Земля вращается вокруг Солнца, но вовсе не из-за плохой памяти. Он сознательно очистил мозг от информации, которая казалась ему ненужной. При этом он мог воспроизвести то, что написано в третьем параграфе «Уложения о наказаниях Британской империи», или рассказать об особенностях пепла от 140 разных сортов табака.

А вы можете похвастаться такой памятью? Если нет, натренировать ее вам поможет практическое руководство «Помнить все» . Небанальный совет из книги:

Как запомнить имя собеседника

Представьте, что вы пришли в гости к приятелю, который любит устраивать вечеринки. Вам тут же представляют Романа, человека среднего роста в зауженной светлой рубашке. Роман улыбается, говорит то, что принято в таких случаях, а вы отвечаете, соблюдая шаблонные процедуры.

На самом деле запомнить имя нового знакомого не так уж сложно.

Пытаясь запомнить имя нового знакомого, вы вспоминаете своего старого друга Рому. В воображении разворачивается следующая картина: взбешенный Рома врывается в комнату, сметая все на своем пути, и с размаху бьет вашего собеседника Романа по лицу, так что последний теряет равновесие и опрокидывает стол. Бокалы с красным вином расплескиваются, вино впитывается в его рубашку…

На прокрутку в уме такой ситуации уйдет четыре секунды, и эхо последних слов Романа - пострадавшего в воображении, но продолжающего беседу в реальности - еще будет звучать. Вы сможете продолжить разговор.

Наши фильтры кратковременной памяти не очень умеют отличать реальное событие от воображаемого, так что ситуация, которую вы нарисовали в уме, практически полностью перейдет в долговременную память.

Предположим теперь, что не успели вы отойти от Романа, как вас знакомят с Алевтиной Денисовной. Допустим, в числе ваших знакомых нет Алевтины, но есть Денис. Вы представляете, как звоните ему домой, а трубку берет эта самая Алевтина, причем мысленно вы перемещаетесь в то место, которое у вас ассоциируется с Денисом, и видите там Алевтину, произносящую «Але!».

В этом случае мы сделали следующее. Во-первых, запомнили, что ее имя включает элементы «Денис» и «Але». Это позволит нам собрать полное имя, когда мы захотим. Во-вторых, мы привязали образ к другой локации на тот случай, если придется еще с кем-нибудь знакомиться в этом помещении.

А бывало, что вам сразу представляли нескольких человек? Итак, знакомьтесь: Владимир, Евгений, Сергей, Борис, Настя и Анжелика. В такой ситуации единственный вариант - брать первые попавшиеся ассоциации для каждого из них: Владимир - тезка Владимира Кличко, Евгений - главный герой «Евгения Онегина», Сергей - мой друг с таким же именем, Борис - представляем, что у него во рту несколько конфет «Барбарис», Настя - так зовут племянницу, Анжелика - одноклассницу.

Все, марш-бросок закончен. Когда вам представляют сразу шестерых, оставляйте зацепки по каждому. Затем вы сможете укрепить ассоциации, добавить места, как в примерах выше, и повторить все имена еще раз.

Учимся быть внимательнее

В современном мире очень трудно быть полностью сосредоточенным на чем-то одном. Многочисленные отвлекающие факторы ослабляют нашу способность отбрасывать лишнее, замечать существенные детали и анализировать их. Как известно, именно этим навыком в совершенстве владел Шерлок Холмс. И если вы хотите стать таким же умным, как великий сыщик, то вам придется уделить время тренировке внимательности. Справиться с этой задачей поможет книга «Максимальная концентрация» . Совет из нее:

Как отказывать людям

Мы боимся отказать другим из-за страха упустить возможность, чувства вины или привычки быть любезным. Но искусству говорить нет надо учиться. Вот несколько примеров, с чего можно начать.

«У меня уже есть планы. Спасибо, что подумал обо мне».

«Жаль, но не смогу. Мне неудобно».

«Я сейчас уже работаю над несколькими проектами и не могу пока брать ничего другого».

«У меня сейчас туго со временем. Давай потом?»

«Мой график сейчас расписан по минутам!»

Один из самых известных приемов - «заевшая пластинка». Принцип ее в следующем. Допустим, кто-то заходит к вам в кабинет и настойчиво зовет с собой на обед.

Коллега: «Пойдем попьем кофейку. Вернешься и быстренько все доделаешь».

Вы: «Нет, не могу. Мне нужно сейчас поработать».

Коллега: «Пошли! Ты не раб. Ты заслужил перерыв».

Вы: «Нет, правда. Я хочу поработать».

Коллега: «Твоим глазам нужно отдохнуть от экрана».

Вы: «Спасибо за заботу. Мне в самом деле нужно поработать».

Суть этой техники сводится к тому, что чем меньше вы говорите, тем быстрее добиваетесь желаемого. Вы не уводите разговор в сторону.

Ищем нестандартные решения

По-настоящему умный человек способен не только логически мыслить, но и быть креативным. Это помогает разрывать шаблоны, смотреть на проблему под разными углами и находить решение даже в тех ситуациях, которые большинству людей кажутся безвыходными. Мыслить нестандартно научит книга «Рисовый штурм» .

А сейчас попробуйте применить метод Леонардо да Винчи, который описывает автор книги.

Метод Леонардо да Винчи

У Леонардо да Винчи способ выработки идей был таков: он закрывал глаза, полностью расслаблялся и испещрял лист бумаги произвольными линиями и каракулями. Затем открывал глаза и отыскивал в нарисованном образы и нюансы, предметы и явления. Многие его изобретения родились из таких зарисовок.

Вот план действий, как вы можете использовать метод Леонардо да Винчи в своей работе:

Запишите задачу на листе и поразмышляйте над ней в течение нескольких минут.

Расслабьтесь. Предоставьте своей интуиции возможность создавать образы, отражающие сложившуюся ситуацию. Вам не нужно знать, как будет выглядеть рисунок, прежде чем вы его нарисуете.

Придайте форму вашей задаче, обозначив ее границы. Они могут быть любых размеров и принимать очертания по вашему желанию.

Упражняйтесь в рисовании бессознательно. Пусть линии и каракули сами диктуют вам, как их рисовать и располагать.

Если результат вас не удовлетворит, возьмите другой лист бумаги и сделайте еще один рисунок, а потом еще - столько, сколько понадобится.

Исследуйте свой рисунок. Запишите первое пришедшее на ум слово относительно каждого образа, каждой закорючки, линии или структуры.

Свяжите все слова воедино, написав краткую заметку. Теперь посмотрите, как написанное соотносится с вашей задачей. Появились ли новые идеи?

Будьте внимательны к вопросам, возникающим в вашем сознании. Например: «Что это?», «Откуда это возникло?» Если почувствуете необходимость найти ответы на конкретные вопросы, значит вы на правильном пути, ведущем к решению проблемы.

P.S.: Подписывайтесь на нашу рассылку . Раз в две недели будем присылать 10 самых интересных и полезных материалов из блога МИФ.

Осторожно, в статье много спойлеров!

Третья серия второго сезона завораживает. Драматургия, диалоги - все на самом высоком уровне. Например, только при втором просмотре я обратил внимание на то что финальный диалог Шерлока и Мориарти на крыше длится 25 минут. Это четверть продолжительности всей серии! Кто-то рискнет сказать, что в эпизоде было затянуто и скучно? А ведь по сути там просто стоят и разговаривают два человека.)
Ладно, это все лирика, а самый главный вопрос: "Как?" Как Шерлок остался жив? Конечно, в идеале для полноты интриги его не надо было показывать на последней секунде фильма, пусть бы зрители помучались годик в страхе - "неужели и вправду погиб?" Но мы видели его живым, и знаем сейчас абсолютно точно, Шерлок жив.
Как удалось ему остаться живым? От нас ведь ничего не утаивали, мы видели вместе с Ватсоном, что Шерлок шагнул с крыши, видели как летел он, слышали ужасающий шлепок тела об мостовую, видели труп и окровавленное лицо. Как?!!
Чтобы разобраться, распутываем клубок назад.
Перед нами разыгрался грандиозный спектакль, очень сложное и реально опасное действо, с участием множества лиц, тщательно подготовленное заранее Шерлоком. Подключен брат Майкрофт, со своими спцслужбами, который невольно подставил Шерлока под смертельный удар, и теперь просто обязана помочь ему спастись.
Вспоминайте. Происходят эпизоды в такси и в доме у журналистки, Шерлок понимает что ему грозит смерть и что означают слова Мориарти "У меня осталось еще одно дело". И с этого момента затевает контригру. Он приходит к Молли и просит помощь. Говорит прямым текстом:

Цитата:

Шерлок: "Молли, я думаю, что я умру".
Молли: Что вам нужно?
Шерлок: Вы.

Вы подумали, Холмс ее на секс развел? Ему нужна помощь Молли в постановке собственной смерти! Она должна подготовить труп который выдадут за Шерлока, и потом должна будет подписать акт о вскрытии и смерти.
Мориарти и Шерлок встречаются на крыше. Вы обратили внимание, что встреча происходит в месте, назначенном Холмсом, то есть на его территории! И второе. На какой крыше? Это крыша больницы Святого Бартоломео, где работает Молли! Там, где все подготовлено к спектаклю.
Фальшивый звонок о несчастье с миссис Хадсо - дело рук Шерлока а не Мориарти. Ватсон должен на время удалиться, и прибыть только тогда, когда необходимо его присутствие.


Мориарти и Шерлок разговаривают. Вы видели взгляд Холмса? Он во время беседы практически не смотрит на врага, он все время осматривает и проверяет все ли в порядке в заготовленном действии.


Вот он походит к краю и смотрит вниз. Ой, вы ведь не обратили внимания вот на тот прямоугольник на асфальте? Это обозначено место, куда подъедет машина якобы с мусорными мешками, а на самом деле с приготовленными амортизаторами, на которые Шерлоку предстоит прыгать.


Кадр развязки. Холмс подходит к краю для прыжка. Смотрите на метки на бортике, на которые он ставит ногу. Дело в том что он должен прыгать с точно отмеченной точки.
Приезжает на такси Ватсон. Шерлок немедленно начинает манипуляцию.
-Повернись и иди назад!
-Остановись! Стой здесь и не двигайся!
Шерлок сверху ставит Ватсона в такую точку, откуда ему не видно место будущего падения. Итак, Ватсон зафиксировал в глазах общую картину. Теперь:
-Не отводи от меня взгляд!
Это главный прием всех фокусников. Они заставляют зрителя смотреть в нужную точку, и не видеть что происходит вне поля их зрения. Вот в этот момент внизу подъезжает машина с мешками, на которые будет прыгат Шерлок. Но Ватсон уже этого не видит, он не отрываясь смотрит на стоящего на крыше.


Полет вниз. Посмейтесь над тем кто скажет что может это Шерлок сбросил с крышы манекен или тело Мориарти. Нет, это он сам. Но это падение не самоубийцы. Он раскинул руки и ноги для максимальной парусности, распахнул пальто. Одновеменно из окна второго этажа, которое закрыто от Ватсона, выбрасывается заготовленный труп. Мертвец падает на троуар, Шерлок падает на мешки в машине, машина немедленно уезжает.


Вот вам кадр фильма. Машина, которая подъехала за несколько секунд до прыжка, Шерлок приземляется в нее, машина уезжает, на тротуаре остается труп.


Но Ватсона еще подпускать к месту происшествия еще рано. На сцене появляется велосипедист, который сбивает Ватсона и легонько прикладывает его на асфальт. Причем после этого Ватсон становится совершенно не в себе, в полусонном состоянии. Дело в том что велосипедист в момент столкновения делаем ему укол, и Ватсон теряет контроль над своим сознанием.


Вид на место происшествия буквально через три секунды после падения. Вокруг тела мгновенно собирается толпа врачей, медсестер и полицейских. Через три секунды! Все они люди из ведомства Майкрофта. Главная их цель - облить тело кровью, не подпускать Ватсона к трупу, и как можно быстрей унести тело в больницу.


Вот, например, "доктор в штатском". В костюме, без халата, но почему-то со стетоскопом. Явно английская "кровавая гэбня" из ведомства Майкрофта.


Ошарашенному Ватсону дают возможность на миг притронуться к руке что бы убедиться в отсутствии пульса, и тут же буквально отдирают от мертвого.


Смотрите, как умело они бокируют попытки Ватсона приблизиться к мертвому. Вокруг места происшествия собралась толпа, но только одного Ватсона буквально оттаскивают от погибшего!


И вот тело переворачивают, чтобы с расстояния нескольких шагов показать лицо Ватсону. Мы видим лицо мертвого Шерлока, забрызганное кровью. Но это же точно Шерлок! - воскликните вы, как это может быть?! Может, достаточно вспомнить начало серии, эпизод с похищением девочки и как она испугалась Холмса. Мориарти при похищении использовал силиконовую маску с лицом Шерлока. Холмс нашел ее, и сейчас маска надета на лицо мертвеца. Ватсон введен в такое состояние, что не способен увидеть подмены. В этом состояла и необходимость появления велосипедиста. Надо было притормозить Ватсона и дать время тем кто подбежал к трупу надеть на мертвеца маску. Сбрасывать его в заранее надетой маске было опасно, она могла при падении повредиться.
Спектакль закончен, санитары с носилками понимают тело и увозят в больницу, к Молли, которая составит фальшивый акт о вскрытии и причине смерти. Снайпер в оптический прицел внимательно разглядывает Ватсона. То что он видит, удовлетворяет его, никакого обмана, Шерлок действительно погиб и Ватсон вне себя от горя. А значит, три человека сегодня не умрут. Смерть Шерлока спасла их...

В День рождения режиссёра Игоря Масленникова нельзя не вспомнить его замечательный фильм "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона". И хотя Игорь Фёдорович иногда ворчит, что "сколько можно о Холмсе" и что "в конце концов, я снял не только "Шерлока Холмса", мы ни при каких условиях и ни за какие коврижки не расстанемся с этой темой. Тем более, что благодаря шерлокианцу Говарду Острому, у нас появилась возможность ознакомиться с тем, что думали и что писали о советском "Холмсе" в Великобритании в 1990-е годы, когда редкая кассета VHS долетала до туманного Альбиона. Если конкретно - речь о хрестоматийной книге Питера Хайнинга "Телевизионный Шерлок Холмс", впервые изданной в 1991-м и выдержавшей три издания. Ниже приводится фрагмент из редакции 1994 г. Очень может быть, что в первой версии текст был ещё меньше.
.

Как Шерлок Холмс арестовал весь советский народ
А этого никто не ожидал
(Peter Haining ) - отрывок из книги «Телевизионный Шерлок Холмс», 1994 г.
Перевод alek-morse
.
В начале 1983 года читатели британских и американских газет были в некотором роде поражены, узнав, что одним из самых выдающихся телевизионных достижений последних лет на русском телевидении оказался... Шерлок Холмс! И речь не о пиратских фильмах с Запада, а об оригинальных 80-минутных телесериях, снятых в России с участием ведущих советских актеров.
.
Разумеется, Холмс долгое время оставался фаворитом во всем мире, о нём снято бесчисленное множество фильмов в таких странах, как Франция, Испания, Италия и даже Южная Америка. Правда, было известно, что за железным занавесом супер-сыщик пользуется большой популярностью (например, он не раз появлялся в чехословацких и польских фильмах), а также, что в России за прошедшее столетие неавторизованные издания произведений сэра Артура Конан Дойла распродавались тиражами, исчисляемые сотнями тысяч, а семья писателя недосчиталась огромных сумм выплат по роялти. Но о том, что Холмс появился на русском телевидении, стало известно впервые.
.
«Советские граждане ждут, не дождутся встречи с полюбившимся Шерлоком Холмсом », гласил заголовок в ведущей советской газете «Известия» от 10 февраля 1983 года. В заметке сообщалось, что по просьбам зрителей будут сняты еще две телефильма о Холмсе, которые станут продолжением трех картин, недавно с успехом прошедших на советском телевидении.
.
«В ответ на многочисленные просьбы , - сообщалось в газете, - продюсер «Ленфильма» Ивор (Ivor) Масленников планирует снять фильм «Неприятность в Богемии» (Trouble In Bohemia) и «Знак четырех», а Василий Ливанов и Виталий Соломин вновь выступят в ролях великого сыщика и его помощника.
.
Съёмки новых серий будут происходить на Каменном острове, а также на Балтийском побережье в старом квартале Риги, напоминающим Лондон. На этот раз будут представлены реплики речных судов, ходивших по Темзе в 19 веке, созданные специально для фильма членами клуба гребного и парусного спорта «Нева» - преданными поклонниками Шерлока Холмса ».
.
Этот аспект оказался для меня сюрпризом, но, к счастью, я смог восполнить подробности с помощью корреспондента в Москве.
.
Похоже, что «Серлок Гольмес (Serlock Golmes)» - так Холмса искажённо называют в России -настолько популярен, что в центре Ленинграда выстроена постоянная декорация квартиры на Бейкер-стрит. Когда требуется снять английские болота, продюсеры перемещают группу на раскинувшиеся рядом степи, а знаменитый Зимний дворец, который когда-то служил царской резиденцией, играет роль загородного особняка. Успех первых трех экранизаций - «Этюда в багровых тонах», «Пёстрой ленты» и, само собой, «Собаки Баскервилей» - побудили Ивора (Ivor) Масленникова искать натуру на Балтийском побережье.
.
По словам Масленникова, истории Конан Дойла привлекают тем, что в них, с русской точки зрения, сочетаются: страстный интерес к викторианской Англии, крепко сделанные приключения, и, разумеется, фигура самого Шерлока Холмса. «Любой, кто приходит к нему, чувствует себя в безопасности , - поясняет продюсер. - Он надежный. В то время как главное дело полиции - карать, Холмс готов жертве помочь. Он олицетворяет собой джентльменское поведение. Зрители всегда нуждаются в герое с подобными качествами ».
.
«Ленфильм» потратил немало денег, заботливо и кропотливо создавая квартиру Холмса на Бейкер-стрит и одевая героев в костюмы, которые полностью соответствуют тому времени. Сюжеты также остались верны оригиналам - никаких политических подтекстов и намёков, а исполнители главных ролей отбирались так, чтобы походить на традиционные изображения Холмса и Ватсона, так как их рисовал Сидней Пейджет.
.
Василию Ливанову, который играет Холмса, сегодня 47 лет. Он сын покойного Бориса Ливанова, известного актера Московского художественного театра, прозванного русским Лоренсом Оливье, а ещё Борис Ливанов был старинным другом нашего сэра Джона Гилгуда. Его сын обезоруживает откровенными словами о своих актёрских способностях и о своём вкладе в телевизионный успех.
.
«Хорошим актером был мой дедушка , - говорит он, - отличным актёром был мой отец. О себе могу сказать, что я просто актер. Впервые я открыл для себя Шерлока Холмса ещё в детстве. Я был так впечатлен, что написал восхищённое письмо Конан Дойлу, уверенный в том, что он еще жив. Я даже представить себе не мог, что уже взрослым человеком сыграю Холмса на телевидении! »
.
Ливанов утверждает, что он никогда не был особо впечатлен попытками Голливуда изобразить Холмса. «Я видел массу фильмов , - говорит он, - но мне кажется, что актеры в них не играют характер, а играют в него, будто желая высмеять сыщика. Я же просто стараюсь играть своего героя как идеального английского джентльмена ».
.
Доктора Ватсона играет Виталий Соломин, актер, который прежде специализировался на ролях советских героев. Теперь с рыжими усами, накрахмаленным воротничком и в твидовом костюме он был охарактеризован в «Известиях» как «воплощение англичанина».
.
В интервью русскому журналисту он заметил: «Ватсона обычно показывают, как неуклюжего старика, но мы следовали книге Конан Дойла как можно точнее. У нас он намного моложе и гораздо энергичнее ».
.
Правда, в отношении некоторых «придумок» Конан Дойла Соломин был сдержаннее. «Некоторые из написанных им вещей просто вздор , - утверждает он. - Нам приходилось идти на разные уловки, когда мы пытались буквально придерживаться текста.
.
Возьмите, к примеру, повесть «Собака Баскервилей», в которой утверждается, что собака была покрыта флуоресцентной краской. Мы не могли найти никого, кто бы согласился дать нам собаку, так как краска погубила бы её! »
.
Несомненно, успех этого сериала удивил людей в России в той же степени, как и за пределами страны. Долгие годы самыми популярными фильмами оказывались такие, в которых на первый план выходили современные технологии и новейшие достижения (latest gadgets). А тут вдруг является сыщик из викторианского Лондона и, как аккуратно выразились «Известия», «арестовывает всех советских людей! »
.
.
----------------------
.


How Sherlock Holmes arrests the entire Soviet people
From book Television Sherlock Holmes
Peter Haining (c) 1994
.
Early in 1983, readers of British and American newspaper were somewhat startled to learn that one of the most outstanding television successes of recent years on Russian television had been… Sherlock Holmes! And not pirated films from the West, but original 80-minute teleplays filmed in Russia and starring leading Soviet actors.
.
Of course, Holmes has long been a favourite all over the world and there have been innumerable films made about him in countries like France, Spain, Italy and even South America. Behind the Iron Curtain, too, it was known that the super sleuth was very popular (viz. the Czechoslovakian and Polish involvements in films mentioned earlier) and that in Russia unauthorized editions of the works of Sir Arthur Conan Doyle had been selling by the hundreds of thousands for much of this century - depriving the family of huge royalties. But this was the first knowledge anyone had of Holmes on Russian TV.
.
‘Soviet citizens cannot bear to bear with beloved Sherlock Holmes’ ran a headline in the leading Soviet newspaper, Izvestia, on February 10, 1983’. And the paper reported that as a result of public demand, two more telefilms about Holmes were to be made as follow-ups to the three recently shown so successfully over Soviet TV.
.
‘In response to public appeals,’ the story said, ‘Lenfilms producer Ivor Maslennikov is planning to film Trouble In Bohemia and The Sign of Four with Vassily Livanov and Vitaly Solomin continuing as the master detective and his assistant.
.
‘These new stories will be partly filmed at Stone Island, the old quarter of Riga on the Baltic Coast which resembles London. This time, though, they will feature replicas of 19th Century Thames river boats which are being specially by members of the Neva Rowing & Sailing Club, who are also devoted admires of Sherlock Holmes.’
.
This aspect of Holmes on television was also a surprise to me and I have fortunately been able to fill in the details with the aid of a correspondent in Moscow.
.
It seems that ‘Serlock Golmes’ - as Holmes is mispronounced in Russia - has become so popular that a permanent Baker Street set has been built in the heart of Leningrad. For location shooting, the producers use either the nearby Steppes as English moorland, or the famous Winter Palace, once the home of the Czars, to serve as country mansions. The success of the first three stories, A Study in Scarlet, The Speckled Band and, inevitably, The Hound of the Baskervilles encouraged Ivor Maslennikov to go further afield to the Baltic coast.
.
Maslennikov says that the appeal of the stories to Russians is a combination of a passionate interest in Victorian England, the fact that they are extremely good adventures, and Sherlock Holmes himself. ‘Anyone who goes to him feels secure,’ the producer explains. ‘He is reliable. Whereas the police are out to punish someone, Holmes wants to help the victim. He is a personification of gentlemanly behaviour. Audiences are always in need of someone with those qualities.’
.
Lenfilms have spent a great deal of money and care faithfully recreating Holmes’ rooms in Baker Street, as well as dressing the characters in thoroughly authentic clothes. The stories have also remained faithful to the originals - there are no political undertones - and the leading actors been selected for their resemblance to the traditional ideas of Holmes and Watson as depicted by Sidney Paget.
.
Vassily Livanov who plays Holmes is aged 47, and the son of the late Boris Livanov, the famous Moscow Arts Theatre actor, once described as the Russian Olivier and a long-time friend of our own Sir John Gielgud. He is disarmingly frank about his own abilities and his part in the TV success.
.
‘My grandfather was a good actor,’ he says, ‘and my father was a great one. I am just actor. I first discovered Sherlock Holmes when I was a young boy. I was so impressed that I wrote a fan letter to Conan Doyle who I thought was still alive. I never imagined, though, that I’d grow up and play Holmes on television one day!’
.
Livanov says that he has never been very impressed by Hollywood’s attempts to portray Holmes. ‘I’ve seen a lot of the films,’ he says, ‘but it seems to me that the actors are not playing the part but playing with it, as if they were trying to make fun of the detective. I just try to play him as the perfect English gentleman.’
.
The part of Watson is played by Vitaly Solomin, an actor who prior to this role specialized in Soviet hero roles. Now with reddish moustache, starched collar and tweed suit, he has been described in Izvestia as being ‘as English as a beefeater’.
.
He told a Russian journalist, ‘Doctor Watson is usually shown as a bumbling old man, but we have stuck closer to Conan Doyle’s book. Here he is much younger and much more vigorous.’
.
Solomin has, though, been rather scathing of some of Conan Doyle’s ‘inventions’. ‘Some of the things he wrote were nonsense,’ he says. ‘We had all sorts of snags when we tries to stick to the text too literally.
.
‘For instance, take the story of The Hound of the Baskervilles which calls for a dog covered with fluorescent paint. We couldn’t find anyone to loan us a dog because they said the paint would kill it!’
.
Undoubtedly the success of this series has surprised people in Russia as much as outside the country. For years the most popular movies have been those dealing with modern technology and the latest gadgets. And then along comes the detective from Victorian London and - as Izvestia so neatly put it - ‘arrests the entire Soviet people!’

Невозможно интуитивно познать все в жизни. Но в некоторых ситуациях именно интуиция играет решающую роль. Когда вы пытаетесь сделать вывод относительно отношений с человеком или принимаете важное решение в жизни, вы пользуетесь интуицией. Чтобы «вычислить» другого человека и понять, чем он живет, и каковы мотивы его поступков, можно научиться нескольким интуитивным приемам известного сыщика.

Доверяйте своей интуиции

По словам Шерлока Холмса, легче что-то знать, чем объяснить, почему вы это знаете. Например, все знают, что дважды . Но если вас попросят это доказать, вы можете оказаться в сложной ситуации. В то же время, вы знаете, что это факт.

Многие люди воспринимают интуицию как нечто безумное и ненадежное. В истории человечества много случаев использования интуиции в мистических целях. К ней прибегали оракулы, ведьмы, колдуны, пророки. Репутацию этого прекрасного качества сильно подорвали шарлатаны. Но это вовсе не значит, что интуиция не является важной и ценной частью человеческого мышления - при условии, что она сопровождается анализом, изучением фактов и свидетельств.

В бессознательном накапливается опыт многих лет. В минуты опасности или при необходимости принять быстрое решение вы прислушиваетесь к голосу интуиции.

Интуиция отличается от логики тем, чем вам не нужно ничего доказывать шаг за шагом. Решение или ответ приходят мгновенно. Но в случае с Шерлоком Холмсом такое мгновенное решение проблемы давалось благодаря долгому опыту и привычке.

Научитесь «читать» людей

Понять, что чувствует человек, лжет он или , можно с помощью наблюдения за ним. Многое о людях может поведать язык их тела. Только имейте в виду, что некоторые люди могут быть прекрасными актерами и обманщиками. Не полагайтесь только на жесты и мимику, а используйте другие методы дедукции.

Учитесь отличать ложь от правды. Это очень важное качество Шерлока Холмса.

Наблюдайте за людьми в их повседневных занятиях, сидя где-нибудь на скамейке в парке или за столиком в кафе. Таким образом вы многое узнаете об их привычках, характерах, манерах и взаимодействии с другими людьми.

Улучшайте свою наблюдательность

Одной из самых отличительных черт характера Шерлока Холмса было то, что замечал вещи, не видимые другим людям. Более того, он утверждал, что все это весьма очевидно и элементарно.

Люди часто паникуют, торопятся, просто проходят мимо. Но Шерлок Холмс не жалел времени на то, чтобы замечать важные и примечательные детали.

Даже если вы просто способны сохранять хладнокровие и спокойствие в ситуации спешки, вы уже опередили многих людей.
Если вы не обладаете этим качеством врожденно, то наработать его можно, но на это уйдет время. Учитесь уверенности в себе, обращайте внимание на то, что вас окружает, полагайтесь на здравый смысл.

Оттачивайте главные органы чувств: зрение, слух, обоняние. Именно через них вы получаете больше всего информации. Но человек так привыкает к этим органам восприятия, что зачастую относится к ним, как к чему-то само собой разумеющемуся. Не спешите делать поспешные выводы о получаемой информации. Пусть каждый орган восприятия станет более утонченным.

Развивайте проницательность, замечая ценные детали. Не каждая мелочь важна. Замечайте только из ряда вон выходящее и действительно важное.

Тренируйтесь на рисунках, где нужно найти различия, путаницах, лабиринтах, со спрятанными словами или изображениями. Не торопитесь и не паникуйте, но каждый раз пытайтесь сделать все быстрее.

Устраивайте проверку своей наблюдательности. Спрашивайте себя, сколько ступенек вело в тот дом, где вы только что побывали, какие растения стояли на подоконниках, какого цвета были занавески и какой на них был узор. Научитесь замечать столько деталей, сколько сможете.

Находите время для отдыха

Шерлок Холмс был хорошим детективом, но он также любил отдохнуть. Заниматься дедукцией и наблюдением можно лишь в разумных человеческих пределах. Ум, наблюдательность и способность сосредоточиться могут значительно пострадать, если вовремя не сделать паузу и не набраться новых сил. Спланируйте время для вечеринок и безделья.

Многие поколения восхищаются способностью легендарного сыщика Шерлока Холмс разгадывать даже самые непостижимые загадки. В своих рассуждениях он придерживается фактов и логики, но главной способностью Холмса можно по праву назвать силу интуиции. Любой человек способен пользоваться интуицией для повседневных наблюдений. Задайтесь целью развить интуицию как у Шерлока Холмса, чтобы принимать оптимальные решения при взаимодействии с другими людьми.

Шаги

Часть 1

Развивайте наблюдательность

Часть 4

Используйте дедукцию

    Что такое дедукция? Шерлок Холмс находит преступников с помощью дедукции - метода, который позволяет прийти к выводам на основе направляющих теорий. Шерлок формулирует свои теории посредством связей, которые создаются с помощью навыков наблюдений и личных знаний.

    Постройте теорию. Мастер дедукции строит теории на фактах, благодаря чему впоследствии он может прийти к надежным выводам на основе теорий.

    • Проследите закономерности в вашей жизни. Начните замечать, кто, что, где, почему, когда и как. Например, обратите внимание, кто готовит кофе в офисе. Может оказаться, что единственный человек, который готовит кофе до 8 утра - это Татьяна, главный бухгалтер.
    • Делайте обобщения на основе фактов. С помощью закономерности можно обобщить, что весь кофе, который готовят до 8 утра, будет сварен Татьяной.
    • Теория позволяет заключить, что если после 8 утра в офисе нет кофе, то Татьяна не вышла на работу.
  1. Проверьте свою теорию. Когда построите теорию на основе обобщений, попробуйте проверить ее на достоверность. Согласно вышеописанному примеру, когда в следующий раз после 8 утра в офисе не будет кофе, узнайте, на месте ли Татьяна.

  2. Развивайте способность решать проблемы . Подобная способность позволит использовать дедукцию для поиска оптимальных решений. Учитесь быстро находить решения проблем, чтобы задействовать дедукцию.

    • Сначала очертите проблему и исследуйте факты. Соберите и анализируйте информацию. Все возможные решения следует составить в виде списка и изучить их недостатки.


Просмотров