Немецкая народная сказка «Три бабочки». Подготовка к спектаклю
МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока
для 4 класса
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Алехина Лариса Ивановна
Тема урока: Немецкая народная сказка «Три бабочки»
Цель: продолжить знакомство с народными сказками разных народов
Задачи:
познакомить с немецкой народной сказкой «Три бабочки»;
развивать внимание, умение работать с текстом, навыки выразительного чтения, развивать творческие способности;
воспитывать дружеские отношения.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник «Литературное чтение» 4 класс, предметы для сценки.
Дата проведения: 13.10.2014
Ход урока
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать.
2. Создание проблемной ситуации
Чтобы определить тему урока я вам сейчас загадаю загадки.
Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом.
(Колобок)
Нравом зол, цветом сер,
Семерых козлят он съел.
(Волк и семеро козлят)
Сидит парень на печи,
Уплетает калачи,
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(По-щучьему велению)
У Алёнушки сестрицы
Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала.
(Гуси-лебеди)
К какому устному народному творчеству можно отнести все эти произведения? (сказки).
Сегодня мы продолжаем знакомиться со сказками разных народов.
3. Формулировка темы урока и задач
1)Тема нашего урока Немецкая народная сказка «Три бабочки».
Чтение стихотворения «Бабочка»
Я у желтой бабочки
Тихо-тихо спрашивал:
Бабочка, скажи мне,
Кто тебя раскрашивал?
Может, это лютик?
Может, одуванчик?
Может, желтой краской
Тот соседский мальчик?
Или это солнышко
После скуки зимней?
Кто тебя раскрашивал?
Бабочка, скажи мне!
Прошептала бабочка,
В золото одета:
Всю меня раскрасило
Лето, лето, лето! (Алена Павлова)
Какие чувства у вас вызвало это стихотворение. Что вы знаете о бабочках.
Прочитайте стихотворение медленно
Прочитайте стихотворение выразительно
3) Задачи урока
Познакомиться с немецкой сказкой «Три бабочки»
Уметь работать с текстом
Определить главную мысль сказки
Подготовить и показать сценку сказки «Три бабочки»
4. Работа над новым материалом
1) Знакомство со сказкой «Три бабочки»
Все дни напролет, дождь еще пуще льёт.
3) Самостоятельное чтение
4) Беседа по содержанию
- В словах, какого персонажа сказки содержится главная мысль? (Солнца)
Прочитайте их.
Какие чувства возникли у вас при чтении этого произведения?
5. Физкультминутка
На зарядку солнышко
Вызывает нас.
Поднимаем руки мы
По команде: «Раз!»
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы
По команде: «Два!»
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом
Раз, два, три, четыре, пять
Будем тему нашу
Дальше изучать.
6. Закрепление
1) Работа над выразительным чтением
Кто является героями сказки?
- Прочитайте слова бабочек.
- Прочитайте слова лилии, тюльпана, розы..
- Прочитайте действие солнца.
2) Чтение по ролям
3) Распределение ролей
4) Инсценирование сказки
8. Рефлексия
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
С.50-51, выразительное чтение или придумать сценарий сказки, чтобы её можно было поставить на сцене
Жили-были три бабочки - белая, красная и желтая. Все дни напролет только и дела у них было, что играть да плясать. Особенно если солнце пригревало. Порхают бабочки с цветка на цветок, с одного на другой. То-то весело! Но вот однажды пошел проливной дождь. Промокли бабочки и стали искать, где бы укрыться. А дождь все льет.
Добрались бабочки до Белой Лилии и говорят:
Укрой нас, позволь от дождя спрятаться.
Лилия им в ответ:
Так и быть, белую бабочку от дождя спрячу, она на меня похожа, а красная и желтая пусть себе другое место ищут.
Тут белая бабочка ей и говорит:
А дождь еще пуще льет. Подлетели бабочки к Красному Тюльпану и говорят:
Укрой нас, позволь от дождя спрятаться, мы насквозь промокли.
Тюльпан им в ответ:
Ладно, красную спрячу, она на меня похожа, а белая и желтая пусть себе другое место ищут.
Тут красная бабочка ему и говорит:
Раз ты моих сестриц принять не хочешь, то и я к тебе не пойду. Лучше уж нам вместе под дождем мокнуть!
Добрались бабочки до Желтой Розы и говорят:
Укрой нас, позволь от дождя спрятаться, мы насквозь промокли. Роза им в ответ:
Желтую спрячу, она на меня похожа, а белая и красная пусть себе другое место ищут.
Тут желтая бабочка ей и говорит:
Раз ты моих сестриц принять не хочешь, то и я к тебе не пойду! Лучше уж нам вместе под дождем мокнуть!
Услыхало солнце, что за тучами скрывалось, слова бабочек и обрадовалось: есть же на свете такая верная дружба! И решило бабочкам помочь.
Прогнало солнце дождь и снова засияло, сад осветило, бабочкам крылья высушило. Стали они взад-вперед летать. Играют, пляшут, с цветка на цветок порхают. Только к Лилии, к Тюльпану и к Розе больше не подлетали. Так те и засохли одни-одинешеньки. Веселились бабочки, кружились до самого вечера. А как вечер настал, спать легли. Что с ними дальше было, про то не ведаю. Только знаю, что дружба - в любой беде опора.
Цель: - продолжить знакомство с народными сказками разных народов;
Раскрытие творческих способностей детей;
Способствовать умению детей работать в группах.
Задачи:
познакомить с немецкой народной сказкой «Три бабочки»;
развивать внимание, умение работать с текстом, навыки выразительного чтения, развивать творческие способности;
воспитывать дружеские отношения.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник «Литературное чтение» 4 класс, реквизит для инсценировки.
Ход урока
1. Организационный момент
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать.
2. Создание проблемной ситуации
- Чтобы определить тему урока я вам сейчас загадаю загадки.
Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом.
(Колобок)
Нравом зол, цветом сер,
Семерых козлят он съел.
(Волк и семеро козлят)
Сидит парень на печи,
Уплетает калачи,
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(По-щучьему велению)
У Алёнушки сестрицы
Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала.
(Гуси-лебеди)
- К какому устному народному творчеству можно отнести все эти произведения? (Сказки).
- Сегодня мы продолжаем знакомиться со сказками разных народов.
3. Самоопределение деятельности. Постановка учебной задачи.
Чтение учителем стихотворения «Бабочка»
Я у желтой бабочки
Тихо-тихо спрашивал:
-Бабочка, скажи мне,
Кто тебя раскрашивал?
Может, это лютик?
Может, одуванчик?
Может, желтой краской
Тот соседский мальчик?
Или это солнышко
После скуки зимней?
Кто тебя раскрашивал?
Бабочка, скажи мне!
Прошептала бабочка,
В золото одета:
-Всю меня раскрасило
Лето, лето, лето!
(Алена Павлова)
Какие чувства у вас вызвало это стихотворение? Какая картина возникла в вашем воображении? Какой цвет на ней преобладает? Что вы знаете о бабочках?
Речевая разминка.
(Изображение выведено на экран).
- Прочитайте стихотворение медленно.
- Начните читать стихотворение медленно и постепенно ускоряйте темп.
- Прочитайте стихотворение выразительно.
4. Открытие нового знания.
- Познакомимся с немецкой сказкой «Три бабочки»
Чтение сказки.
Какой смысл содержится в этой сказке?
В словах какого персонажа сказки содержится главная мысль?
На каких особенностях природы основан диалог бабочек и цветов? Почему лилия выбрала белую бабочку, а тюльпан – красную?
Словарная работа
.
Как понимаете выражения:
Все дни напролет, дождь еще пуще льёт.
Самостоятельное чтение
Какие чувства возникли у вас при чтении этого произведения?
Какие признаки сказки вы увидели в этом произведении?
5. Физкультминутка
..
6. Закрепление
Работа над выразительным чтением
Кто является героями сказки?
- Прочитайте слова бабочек. Как они могли говорить, с какой интонцией, мокнув под дождём? В начале дождя, в конце.
- Прочитайте слова лилии, тюльпана, розы.
- Прочитайте, что говорится о действиях солнца. Как передать главную мысль?
Чтение по ролям
.
Сейчас распределитесь по группам по 7 человек. Распределите роли. Разберите реквизит.
Подготовка к инсценированию, работа в группах.
Инсценирование сказки.
7. Рефлексия.
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Какая сценка, по-вашему мнению, была самой сказочной? Какая самой весёлой, самой грустной, самой интересной?
8. Домашнее задание.
Стр.50-51, выразительное чтение, вопрос №4.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Староибрайкинская средняя общеобразовательная школа
Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан
Составила учитель начальных классов
Нуруллина Руфия И.
Конспект урока на тему "Немецкая народная сказка "Три бабочки"
Класс: 4
Цель: продолжить знакомство с народными сказками разных народов
Задачи:
- познакомить с немецкой народной сказкой «Три бабочки»;
- отрабатывать навыки беглого выразительного чтения, умения работать с текстом, учить понимать поступки героев;
- развивать память, речь, мышление, воображение и творческие способности;
Воспитывать дружеские отношения, любовь к природе, интерес к чтению и изучению творчества разных народов.
Планируемые результаты: предметные : умение прогнозировать содержание сказки, увеличивать темп чтения вслух, воспринимать вслух художественное произведение;
метапредметные:
Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, оценивание своей работы на уроке;
Познавательные: анализ сказки, выделение в нем главной мысли, поиск необходимой информации в книге;
коммуникативные: ответы на вопросы на основе сказки, умение выслушать сверстников;
личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, красота человеческих отношений), проявление интереса к чтению.
Оборудование: компьютер , проектор, учебник «Литературное чтение» 4 класс, предметы для сценки.
Материал: презентация сказки «Три бабочки», презентация «Бабочка»,слайды «Цветы» (лилия, роза, тюльпан)
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Пересказ сказки «Болтливая птичка»
- Рассказ сказок, которые ученики сочинили сами.
- Речевая разминка.
Прочитайте стихотворение самостоятельно.
Бабочка
Я у желтой бабочки
Тихо-тихо спрашивал:
Бабочка, скажи мне,
Кто тебя раскрашивал?
Может, это лютик?
Может, одуванчик?
Может, желтой краской
Тот соседский мальчик?
Или это солнышко
После скуки зимней?
Кто тебя раскрашивал?
Бабочка, скажи мне!
Прошептала бабочка,
В золото одета:
Всю меня раскрасило
Лето, лето, лето!
А. Павлова
Прочитайте стихотворение скороговоркой.
Прочитайте выразительно.
IV. Актуализация знаний.
Какую картину вы представили при чтении этого стихотворения?
Что вы знаете о бабочках? (Просмотр презентаций «Бабочка»)
V. Самоопределение к деятельности.
Разгадайте ребус.
(Три бабочки)
- Это название нашей темы. Откройте, пожалуйста, учебники, стр. 50.
- Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о чём эта сказка? (Предположения детей.)
- Определите задачи урока, прочитав название темы.
VI. Работа по теме урока.
(Чтение сказки учителем)
- Ребята, какие чувства возникли у вас при чтении этого произведения?
- Что было не понятно?
VII. Словарная работа .
Все дни напролёт (без перерыва, без конца). Дождь ещё пуще (сильнее) льёт.
VIII. Физкультминутка
На зарядку солнышко
Вызывает нас.
Поднимаем руки мы
По команде: «Раз!»
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы
По команде: «Два!»
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом
Раз, два, три, четыре, пять
Будем тему нашу
Дальше изучать.
IX. Продолжение работы по теме урока.
1. Подготовка к чтению по ролям.
Прочитайте слова лилии, тюльпана, розы.
Прочитайте слова белой, красной и желтой бабочек.
2. Чтение сказки по ролям.
Чему учит эта сказка?
3. Работа над содержанием сказки по вопросам и заданиям 1-3 на стр. 51 учебника.
4. Просмотр презентаций «Цветы» (на слайдах розы, тюльпаны, лилии).
5. Инсценировка сказки
6.Добавление регионального компонента. Чтение учителем татарскую сказку «Дуслар» («Друзья»)
X. Рефлексия
Выберите любое начало предложения и продолжите его.
- Сегодня на уроке узнал…
- На этом уроке я похвалил бы себя за…
- После урока мне захотелось…
- Сегодня я сумел…
XI. Подведение итогов урока.
Что нового узнали на уроке? Что вам особенно запомнилось?
Домашнее задание (дифференцированное)
- Пересказать сказку
- Придумать сценарий сказки, чтобы её можно было поставить на сцене.
Все же приятно читать сказку "Три бабочки (Немецкая сказка)" даже взрослым, сразу вспоминается детство, и вновь как маленький сопереживаешь героям и радуешься с ними. Очень полезно, когда сюжет простой и, так сказать, жизненный, когда похожие ситуации складываются в нашем быту, это способствует лучшему запоминанию. Все описания окружающей среды созданы и изложены с чувством глубочайшей любви и признательности к объекту изложения и создания. Увенчано успехом желание передать глубокую моральную оценку действий основного персонажа, побуждающее переосмыслить и себя. Благодаря развитой детской фантазии, они быстро оживляют в своем воображении красочные картины окружающего мира и дополняют пробелы своими зрительными образами. История происходит в далекие времена или "Давным-давно" как говорится в народе, но те трудности, те препятствия и затруднения близки и нашим современникам. Все герои "оттачивались" опытом народа, который веками создавал, усиливал и преображал их, уделяя большое и глубокое значения детскому воспитанию. Сказка "Три бабочки (Немецкая сказка)" читать бесплатно онлайн будет весело и деткам и их родителям, малыши будут рады хорошему окончанию, а мамы и папы - рады за малышей!
Ж
или-были три бабочки — белая, красная и желтая. Все дни напролет только и дела у них было, что играть да плясать. Особенно если солнце пригревало. Порхают бабочки с цветка на цветок, с одного на другой. То-то весело! Но вот однажды пошел проливной дождь. Промокли бабочки и стали искать, где бы укрыться. А дождь все льет.
Добрались бабочки до Белой Лилии и говорят:
— Укрой нас, позволь от дождя спрятаться.
Лилия им в ответ:
— Так и быть, белую бабочку от дождя спрячу, она на меня похожа, а красная и желтая пусть себе другое место ищут.
Тут белая бабочка ей и говорит:
И полетели дальше.
А дождь еще пуще льет. Подлетели бабочки к Красному Тюльпану и говорят:
— Укрой нас, позволь от дождя спрятаться, мы насквозь промокли.
Тюльпан им в ответ:
— Ладно, красную спрячу, она на меня похожа, а белая и желтая пусть себе другое место ищут.
Тут красная бабочка ему и говорит:
— Раз ты моих сестриц принять не хочешь, то и я к тебе не пойду. Лучше уж нам вместе под дождем мокнуть!
И полетели дальше.
Добрались бабочки до Желтой Розы и говорят:
— Укрой нас, позволь от дождя спрятаться, мы насквозь промокли. Роза им в ответ:
— Желтую спрячу, она на меня похожа, а белая и красная пусть себе другое место ищут.
Тут желтая бабочка ей и говорит:
— Раз ты моих сестриц принять не хочешь, то и я к тебе не пойду! Лучше уж нам вместе под дождем мокнуть!
Услыхало солнце, что за тучами скрывалось, слова бабочек и обрадовалось: есть же на свете такая верная дружба! И решило бабочкам помочь.
Прогнало солнце дождь и снова засияло, сад осветило, бабочкам крылья высушило. Стали они взад-вперед летать. Играют, пляшут, с цветка на цветок порхают. Только к Лилии, к Тюльпану и к Розе больше не подлетали. Так те и засохли одни-одинешеньки. Веселились бабочки, кружились до самого вечера. А как вечер настал, спать легли. Что с ними дальше было, про то не ведаю. Только знаю, что дружба — в любой беде опора.