Американский романтизм в литературе. Отличительные черты американского романтизма: проблематика, новаторство

Своеобразие американского романтизма, этапы его развития.

Специфика американского романтизма. Творчество Э.А. По

2. Творчество Э.А. По:

- специфика поэзии;

- открытия в прозе.

Американская литература конца 18 – начала 19 века развивалась одновременно со становлением соединенных Штатов как независимого государства. После провозглашения суверенных Соединенных Штатов в 1776 г. и принятия Конституции в 1787 г. американцы стремятся создать в Новом Свете новое государство на основе свободы и равенства. Люди из разных регионов страны, с различными национальными традициями, обычаями, религиозными убеждениями, языковыми особенностями постепенно образуют единое государство и единую нацию, исполненную оптимизма, патриотизма и веры в свое превосходство над странами Старого Света.

Таким образом, задачи американской романтической литературы:

Создание оригинальной национальной культуры

Создание образа страны в глазах соотечественников и иностранцев

Объединение творческих сил разных регионов в единое культурное сообщество.

Среди факторов, которые повлияли на американский романтизм, можно назвать:

Влияние фронтира(от англ. frontier, буквально – граница между освоенными и неосвоенными поселенцами землями, понятие связано с эпохой освоения свободных земель на западе США (до 1890 г.), обеспечивающее возможность для экспансии, роста, свободы (в европейском романтизме этот элемент отсутствует)

Оптимизм, вызванный перспективами, которые предлагают неизведанные территории

Иммиграция (новые культуры и перспективы)

Рост промышленности на Севере, что впоследствии противопоставил индустриальный Север аграрному Югу

Поиски новых духовных истоков

Связь с традициями европейской литературы и достижениями романтиков Старого Света

Жанровая система американского романтизма включала путевые заметки и очерки (В. Ирвинг), различные разновидности романа (исторический, социальный, фантастический, философский, аллегорический, роман-утопия – Ф. Купер, Н. Готорн, Г. Мелвилл), рассказ и новеллу (фантастическая, детективная, психологическая, готическая, аллегорическая – В. Ирвинг, Э.А. По), автобиографическая проза (эссе, лекция – Р.У. Эмерсон, Г. Торо), эпическая поэма (Г.У. Лонгфелло).

Хронологические рамки американского романтизма – с 1820 по 1860 гг.

Исследователи выделяют три этапа в развитии американского романтизма:

Ранний романтизм (1820-1830). Представители: В. Ирвинг, Дж. Ф. Купер.

Мировосприятие писателей преимущественно оптимистическое. Они пытаются найти альтернативу практичному и деловому обществу с его условностями в романтически идеализированной жизни индейцев (мотив «благородного дикаря») и американского Запада (пенталогия Дж. Ф. Купера про Натаниэля Бампо, по прозвищу Кожаный Чулок («Зверобой», «Последний из могикан», «Следопыт», «Поинеры», «Прерии»)), героике Войны за Независимость и вольной морской стихии (романы Ф. Купера «Шпион», «Красный корсар»), патриархальном прошлом страны и богатой и красочной европейской истории (рассказы В. Ирвинга, его «История Нью-Йорка»). Творчество В. Ирвинга и Дж. Ф. Купера является частью оригинального американского романтического движения первой половины ХІХ века, известного как нативизм, которое заключается в художественно философском освоении страны, ее природы, истории, нравов и обычаев.



Зрелый романтизм (1840-1850). Представители: Н. Готорн, Г. Мелвилл, Э.А. По, Г.У. Лонгфелло, Р.У. Эмерсон, Г. Торо.

Увеличивается разрыв между идеалом и реальностью, нарастают мотивы разочарования, печали. Американский романтизм переходит от художественного освоения национальной реальности к исследованию на национальном материале универсальных проблем человека и мира. Писатели и поэты исследуют глобальные проблемы человеческого бытия: сущность человека, взаимоотношения человека и природы, человека и общества. Появляются характеры с раздвоенной психикой, сверхъестественные и мистические мотивы, символика. Отдельно необходимо рассматривать оптимистический гуманизм Г.У. Лонгфелло, который проявился в его поэзии и эпической поэме «Песнь о Гайавате» (поэтический пересказ легенд североамериканских индейцев) и представления трансценденталистов (Р. Эмерсон, Г. Торо) про всеобщую гармонию. Трансцендентализм – американское литературно-философское движение 1830 – 1860-х гг., представители которого критиковали буржуазную цивилизацию и ее ценности; видели путь к осовобождению личности в духовной свободе, самосовершенствовании, близости к природе. Так, Г. Торо проводит чуть более 2-х лет в построенной им хижине в лесу, самостоятельно обеспечивая себя всем необходимым для жизни. Промышленной революции и зарождающемуся обществу потребления он противопоставил свободу от материальных забот, уединение, самодостаточность, созерцательность и близость к природе. Результатом его добровольного уединения стала книга «Уолден», получившая популярность только в ХХ веке.

Поздний романтизм (1860-е). Представители: позднее творчество Н. Готорна и Г. Мелвилла, литература аболиционизма, вызванная Гражданской войной (Г. Бичер-Стоу) (Аболиционизм – движение за отмену рабства в США на рубеже 18-19 вв.). Усиливаются реалистические тенденции. Так, романы Н. Готорна о первых пуританских поселенцах Америки сочетали реалистические элементы и мистические мотивы. Его мировосприятие трагично, он ищет нравственную гармонию, идеализируя некоторые черты пуританской этики. При этом в основе романов и рассказов Н. Готорна часто лежит трагический конфликт между прямолинейными требованиями отвлеченной морали и естественными, непреодолимыми стремлениями человеческой природы (романы «Алая буква», «Дом о семи фронтонах»).

Поэтика романтизма в сочетании с реалистическими элементами, характерна роману Г. Мелвилла «Моби Дик», повествующего о бесконечной охоте фанатичного капитана за белым китом, образ которого несет символическую нагрузку. Этот роман, романтический, аллегорический, философский, сочетает реалистические сведения о жизни китобоев с аллегорической критикой американского образа жизни, философские обобщения и авантюрный сюжет. Роман также свидетельствует о трагическом мироощущении автора, характерном для позднего американского романтизма.

2. Творчество Э.А. По:

Эдгар Алан По (1809-1849) – американский писатель, поэт, издатель и литературный критик. Известен в основном как поэт и прозаик.

- специфика поэзии

Хотя поэтическое наследие Э.А. По состоит из немногим более 50 произведений, его поэзия оказала значительное влияние на мировую литературную традицию.

В поэзии Э.А. По воплощается его эстетическая концепция, рассматривающая специфику творческого процесса и задачи художественного творчества.

Основной предмет поэзии Э.А. По – Прекрасное, которое доступно пониманию только в особых эмоциональных состояниях, близких к экстазу. Цель поэзии, таким образом, вызвать у читателя такое состояние. Главный принцип поэзии Э.А. По - «тотальный эффект», который заключается в эмоциональном и психологическом воздействии произведения, которому подчинены все его элементы.

Поэзия Э.А. По посвящена эмоциям, вызванным переживаниями Природы, Искусства, Любви и Смерти. Доминантный и, по словам Э.А. По, наиболее достойный мотив его произведений – смерть прекрасной женщины («Ворон», «Улялюм», «Анабель Ли»).

Черты поэтического стиля Э.А. По:

Условность хронотопа

Суггестивность, которая достигается за счет эмоционального подтекста

(Суггестивность (от лат. Suggestio - внушение, намек) - свойство текста нести, кроме конкретной информации, еще и такую, которая воспринимается на уровне подтекста или интуиции. В поэзии это активное воздействие на воображение, эмоции, подсознание читателя через логически неуловимые, зыбкие, намекающие тематические образы, ритмические, звуковые ассоциации)

Множество метафор и символов, связанных с цветами, звуками, запахами, природными явлениями и культурой человечества

Музыкальность (использование аллитерации, ассонанса).

- открытия в прозе.

Основная часть прозаического наследия Э.А. По – рассказы. Он пытался также создать теорию рассказ, обосновав его как жанр. По мнению Э.А. По, замысел рассказа должен отличаться оригинальностью и кажущейся новизною, чтобы читатель получил эстетическое удовольствие. Центральной категорией также является «тотальный эффект», который должен быть определенным и однозначным и включать в себя все элементы сюжета, предмет рассказа и гармоническое единство стиля. Большую роль играет также принцип достоверности.

Э.А. По дал практическую разработку некоторых жанровых разновидностей рассказа.

Наиболее известны готические (страшные, психологические) рассказы Э.А. По, где автор разрабатывает мотивы упадка, разрушения, смерти, включая ее физиологические элементы, преждевременного погребения, воскрешения мертвых, скорби и траура. Основная тема этих рассказов – трагические последствия столкновения человеческого сознания, воспитанного в духе гуманистических идеалов, с новыми бесчеловечными тенденциями делового общества. Предмет таких рассказов – болезнь и страх человеческой души («Маска Красной смерти», «Лигея», «Морена», «Колодец и маятник», «Черный кот»).

Общепризнанной вершиной психологической новеллистики Э.А. По является «Падение дома Ашеров» – новелла, рисующая уже не страх перед жизнью или страх перед смертью, но страх перед страхом жизни и смерти.

Некоторые психологические рассказы Э.А. По посвящены мотиву двойничества (явление самоотчуждения личности, расщепление ее сознания на две противоположные сферы, отрицающие одна другую; внутренний разлад со своей сущностью, которая персонифицируется в образе двойника, который осознается как реально существующий. Двойник (допельгангер) воплощает желания и инстинкты, которые вытесняются субъектом как несовместимые с моральными и социальными ценностями, с его «приятными и пристойными» представлениями о себе. Часто двойник существует за счет протагониста и в процессе его ослабления становится все более самоуверенным и как бы занимает его место в обществе ). Автор рисует раздвоенное сознание, которое воплощает одновременно и моральную норму и отклонения от нее. В новелле «Вильям Вильсон» степень раздвоенности столь высока, что «два» сознания уже «не умещаются» в одном характере и каждое «требует» для себя самостоятельного физического оформления. Эти «два» героя носят одно и то же имя, одного возраста, обладают одной и той же внешностью, и только в последней фразе рассказа писатель обнажает единство их двойственного бытия.

Э.А. По считается и творцом детективного жанра («Убийство на улице Морг», «Золотой жук», «Похищенное письмо»). По словам А. Конан-Дойля, «Каждый [из детективных рассказов По] является основой, из которой выросли многие литературные формы. Где был детективный рассказ, пока Э. По не вдохнул в него жизнь?»

Э.А. По предложил основной сюжетный мотив – раскрытие тайны или преступления; тип повествования - задача, подлежащая логическому решению; пара характеров: герой и рассказчик.

Герой – экстраординарная личность со значительными логическими способностями. Он представляет нетривиальное сознание и его функция – раскрывать преступление с помощью интуитивных прозрений и логического анализа.

Повествователь – обычный, простой, энергичный и благородный человек. Он представляет тривиальное сознание, и его функция – выдвигать неправильные предположения, на фоне которых проницательность героя кажется гениальной.

Э.А. По внес вклад и в развитие научно-фантастических жанров. Все его рассказы такого типа («История с воздушным шаром», «Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля») связаны с каким-либо научным открытием, изобретением, интересным фактом. Э.А. По использовал бытовые детали и различные научные принципы чтобы достичь правдоподобия, которое он считал одним из главных моментов в рассказах такого типа. Э.А. По оказал влияние на творчество Ж. Верна, Г. Уэллса.

Таким образом, американский романтизм был оригинальным явлением мировой литературы, а его духовные поиски были связаны, в основном, с проблемами человеческой личности и ее сложной природой. Нестабильные состояния человеческой личности стали предметом творчества Э.А. По. Автор акцентирует «тотальный эффект своих произведений, который создается гармоничным единством содержания, идеи и стиля. Все это сделало его одним из наиболее выдающихся писателей мировой литературы, повлиявшего на Ш. Бодлера, Ф. Достоевского, Р.Л. Стивенсона, О. Уайльда, М. Булгакова и др.

1. Общая характеристика американского романтизмау.

2. Жизненный путь. ВИрвинга. Новеллистика американского писателяика.

3. Ф. Купер - мастер приключенческого романану.

4. Миф и художественное творчество. НГоторна. Проблемы духовности и морали в романе"Алая буква"літера".

1 Общая характеристика американского романтизмау

Формирование американской культуры, в частности литературы, происходило параллельно с бурным социально-экономическим развитием. Соединенных. Штатов как независимого государства. Молодая страна постоянно формировала собств на экономику, торговлю, промышленность, финансы, развивала новые городова.

Создание национальной культуры, достойной молодого государства, было провозглашено неотложной задачей. И именно в это время ведущим направлением в литературе. Англии,. Франции,. Германии стал романтизм;. Американским ки художники именно в нем нашли созвучие своим идейно-художественным исканиям, продолжая развивать в своеобразных национальных условиях традиции европейских мастеров, в частности. ВСкотта и. Е. Гофманана.

Значительную роль в становлении философских основ романтизма. США сыграли сочинения французских просветителей, идеи. Французской революции. В творчестве американских писателей довольно часто происходил определенный синтез просветительских идей и новых романтических форм.

По промежутками американский романтизм развивался немного позже западноевропейского и занимал передовые позиции с конца 10-х годов до начала 60-х гг XIX в. Точкой отсчета стала появления книги ки романтических новелл. ВИрвинга (1819 г), а кризис американского романтизма характерна для переломного периода в истории. США - годы гражданской войны между. Югом и. Севером. Окончательная победа капитале стичной. Севера над сельскохозяйственным рабовладельческим. Югом совпала с тотальным распространением в литературе реалистического направления. Однако это не означало, что романтизм совершенно исчез из произведений американского их авторов. Он вошел - как отдельные структуры, характеры, элементы - в творчество многих писателей-реалистов. Сложным сочетанием романтизма и реализма стало творчество. В. Уитмена. Романтические мотивы ор ганично вплетены в творчество. М. Твена,. Д. Лондона и других писателей. США конца XIX - начала XX вочатку XX ст.

В становлении и развитии американского романтизма выделено три периода.

1. Ранний американский романтизм (1819-1830-е гг), к которому критики и ученые отнесли творчество. В. Ирвинга,. Ф. Купера,. Д. Кеннеди и др.. Непосредственным предшественником этого периода был передромантизм, который развивался еще в рамках просвет тницькои литературы. Творчество писателей раннего этапа носила оптимистичный характер, связанный с героическим время. Войны за независимостьжність.

2. Зрелый американский романтизм (1840-1850-е гг) - это творчество. НГоторна,. ЭПО,. ГМелвилла и др.. Большинство писателей этого периода пережила глубокое недовольство ходом развития страны, поэтому в их произведениях преобладали драматические, на. Авив трагические тона, ощущение несовершенства мира и человека, настроения тоски, осознание трагизма человеческого бытия. Появился новый герой - человек с раздвоенной психикой, которая несла в своей душе штамп прир чености. На этом этапе американский романтизм получил философской направленности. В произведения писателей стала проникать романтическая символика и поучительная аллегорическая, значительную роль стали играть надп риродни силы, усилились мистические мотиві мотиви.

3. Поздний американский романтизм (60-е годы XIX в). Это период кризисных явлений. На данном этапе работали те писатели предыдущего этапа, которые продолжали свой путь в литературе. Произошло резкое разграничение романтической литерату. Ури наи на:

-литературу аболиционизма которая в рамках романтической эстетики протестовала против рабства с эстетических и обще-гуманистических позиций.

-литературу. Востока которая романтизировали и идеализировала"восточное рыцарство", появилась на защиту исторически обреченного движения и реакционного уклада жизниладу життя.

История, в частности история культуры, поставила перед американским романтизмом несколько сложных и ответственных задач:

Через все творчество американских писателей прошло утверждение национальной самобытности и независимости, поиски национального самосознания и национального характера;

Главное, что привлекало в произведениях - история и настоящее, природа и обычаи, коллизии и процессы, человеческие типы и характеры.

Писатели-романтики в своих книгах с восторгом путешествовали вместе с героями и читателями морскими просторами, лесами, реками нетронутой цивилизацией природой возникала сразу же за порогом дома. При ирода малоизвестного континента или экзотических островов часто становилась одним из персонажиів.

Исторические произведения о недавней прошлом имели целью укрепить чувство привязанности к своей земле, гордости за нее. Кроме того, в этих произведениях история часто было лишь проекцией проблем и конфликтов се огодення.

Новая. Англия (северо-восточные штаты) -. Н. Готорн,. Эмерсон, Topo и др..

Средние штаты -. ВИрвинг,. ФКупер,. ГМелвилл и др. ін.

Восток -. ДКеннеди,. УСиммс,. ЭПО.По.

Учитывая идейно-эстетическую направленность творчества писателей, литературоведы выделили следующие основные течения в американском романтизме:

; (У.Сіммс).

В романтической литературе. США также сложилась определенная система жанров. Наибольшее распространение получили прозаические произведения::

Путешествия в форме повестей, рассказов, очерков;-романтический роман;

Автобиографии, беседы, проповеди, лекции, эссе, дискуссии;

Жанр"короткого рассказа"- рассказ фантастическое, детективное, философское, психологическое, аллегорическое;-эпическая поэмаічна поема.

Американский романтизм возник в результате американской буржуазной революции 1776-1784 гг., как отклик на неё. Война за независимость – образование США Окончательное формирование американской нации. Америка край безграничных возможностей.

Романтизм Америки имеет те же исторические предпосылки и эстетическую основу, что и европейский:

1. внимание к внутреннему миру человека;

2. принцип романтического двоемирия – романтики утверждают мысль о несовершенстве реального мира и противопоставляют мир своей фантазии. Оба мира постоянно сравниваются, сопоставляются;

3. интерес к фольклору – одной из форм протеста против делячества и прозаизма повседневного буржуазного существования становится идеализация европейской старины, древней культурной жизни;

Хронологические же рамки американского романтизма отличаются от европейского. В 30-е годы в Европе уже реализм а в Америке романтизм начинается в 20-30 годы.

Ранний Америк. Романтизм:20-30гг 19 века. Купер. Прославление войны за независимость. Тема освоения континента – одна из главных тем литературы. Появл. критические тенденции, забываются высокие идеалы, провозглашенные при рождении республики. Ищется альтернатива буржуазному укладу. Тема – идеализированная жизнь американского Запада, морская стихия.

Зрелый ам.романтизм – 40-50гг: Эдгар По. Недовольство ходом развития страны(сохран. рабство, идет уничтожение коренного населения, эконом кризис). В лит-ре драматические и трагические настроения, ощущение несовершенства человека и окружающего его мира, настроение скорби, тоски. В лит-ре герой, который несет печать обреченности.

Поздний. 60-е г. Критические кризисные настроения растут. Романтизм не в состоянии отразить меняющуюся современную действительность. Реалистические тенденции.

Национальные особенности американского романтизма.

1. Утверждение национальной самобытности и независимости, поиск национального характера.

2. Последовательно антикапиталистический характер.

3. Популярность индейской темы

4. Три ветви американского романтизма

1 Новая Англия(Сев-вост штаты)-философичность, этические вопросы

2 Средний Штаты – поиск нац.героя, соц.проблематика

3 Южные штаты – Преимущества рабовладельческих порядков

Видное место в лит-ре тех лет занимают Ф.Купер и Ирвинг. Их тв-во отразило характерные особенности америк.ром-ма на раннем этапе развития. Ир. и К. на начальном этапе своего тв-ва были вдохновлены идеями ам.революции и борьбы за независимость. Большое положительное значение имели созданные ими образы сильных, мужественных людей, противопоставленные корыстолюбивым бурж.дельцам. Поэтизация человека, живущего на лоне природы, поэтизация его мужественной борьбы с нею составляют одну из характерных особенностей раннего ам.ром-ма. В своих ранних юмористических очерках Ирвинг выступал против истребления индийских племен. Характерно противопоставление идеализируемой им старины картинам жизни современной Америки. Также важное место занимает переплетение элементов фантастики с фольклорной традицией.

КУПЕР, ДЖЕЙМС ФЕНИМОР (Cooper, James Fenimore) (1789–1851), американский писатель, историк, критик общественного устройства. В 1820 сочинил для дочерей традиционный роман нравов Предосторожность (Precaution). Открыв в себе дар рассказчика, написал роман Шпион (The Spy, 1821), основанный на местных преданиях. Роман получил международное признание,

Крупнейший американский писатель романтик, писавший о беспощадной войне колонистов против индейцев.

Купер в молодости был увлечен всеми событиями, связанными с провозглашением американской независимости. Творчество Купера связано с ранним этапом развития романтизма в США. В мировую литературу он вошел, как создатель американского социального романа. Им было написано большое количество романов, несколько разновидностей: исторический - «Шпион», «Браво», «Палач»; Морские - «Лоцман», «Пират»; романы написанные в форме семейной хроники - «Краснокожие», «Чертов палец»

Основными произведениями Купера, над которыми он работал много лет, является цикл романов о кожаном чулке, их называют индейскими романами: «Зверобой», «Последний из Могикан», «Следопыт», «Прерия», «Пионеры».

В произведениях Купера отразились исторические закономерности развития американской цивилизации. Он писал о событиях американской революции, о морских путешествиях, о трагической судьбе индейских племен. Значительность проблематики соединялась в романах Купера с ярковыраженным приключенческим началом и увлекательностью повествования, а сила романтического воображения с достоверностью. В своей пенталогии о кожаном чулке он описывает судьбу американского пионера Капитана Бумпо, писатель запечатлел процесс освоения американских земель Европейским колонистами. В этих романах перед читателем живет и действует старый человек безграмотный, полудикарь, но обладающий в совершенстве лучшими качествами истинно культурно человека: безукоризненной честностью по отношению к людям, любовью к ним и постоянное стремление помочь ближнему, облегчить его жизнь, не щадя своих сил. Героев Купера ожидает множество необычайных приключений, они примут участие в жестокой борьбе за свою независимость. Купер был приверженцем американской демократии, но видя, что происходит в Европе, он опасался, что и Америка попадет под власть олигархии финансистов и промышленников. После своего путешествия по Европе он изменил свой взгляд на американскую действительность. Европейские впечатления помогли ему более глубоко разобраться в явлениях жизни США, многое заставило его разочароваться в восхваляемой им прежде американской демократии.

С резкой критикой буржуазной Америки, Купер выступил в романах «Долой», «Дома» и особенно в романе «Моникыны» являющимся социальной политической сатирой на буржуазные государства. Критика буржуазных порядков велась Купером с консервативных позиций; он склонялся к цивилизации патриархальной фермерской Америки.

Достижения Э.А. По в развитии лирических и прозаических жанров. Эдгар Аллан По (19 января 1809 года - 7 октября 1849 года) - американский писатель, поэт, литературный критик и редактор, является представителем американского романтизма. Наибольшую известность получил за свои «мрачные» рассказы. По был одним из первых американских писателей, кто создавал свои произведения в виде коротких рассказов, и считается создателем детективно-фантастического жанра в литературе. Его творчество способствовало появлению жанра научной фантастики.

По начал свою литературную деятельность с поэзии, опубликовав ещё в 1827 году в Бостоне томик стихов «Al-Aaraaf, Tamerlane and other poems» («Аль-Аарааф, Тамерлан и другие стихотворения»). Как прозаик По выступил в 1833 году, написав «Рукопись, найденную в бутылке» («A manuscript found in a bottle» ).

Творчество По находилось под влиянием романтизма, уже завершавшего свой путь на Западе. «Мрачная фантастика, постепенно исчезавшая из европейской литературы, вспыхнула ещё раз оригинально и ярко в „страшных рассказах“ По - то был эпилог романтизма» (Фриче). На творчество По оказали сильное влияние английские и немецкие романтики, особенно Гофман (недаром По увлекался немецкой литературой и идеалистической философией); ему родственен зловеще-мрачный оттенок гофмановских фантазий, хотя он и заявил о себе: «Ужас моих рассказов не от Германии, а от души». Слова Гофмана: «Жизнь - безумный кошмар, который преследует нас до тех пор, пока не бросит наконец в объятия смерти» выражают собой основную идею «страшных рассказов» По - идею, которая вместе со своеобразным стилем её выражения родилась уже в первых рассказах По и только углублялась, обрабатывалась с большим мастерством в его дальнейшем художественном творчестве.

Э.По и «единство впечатления» в поэме «Ворон». Едва ли не первым у себя на родине Э. По попытался постичь природу и назначение искусства и выработать стройную систему эстетических принципов.

Свои теоретические взгляды По изложил в различных статьях «Философия обстановки» (1840), «Философия творче­ства» (1846), «Поэтический принцип» (опубл. 1850), многочисленных рецен­зиях. Подобно всем романтикам, он исходит из противо­поставления отталкивающей и грубой реальности и ро­мантического идеала Красоты. Стремление к этому идеалу, по мнению писателя, заложено в природе чело­века. Задача искусства и состоит в том, чтобы создавать прекрасное, даря людям высшее наслаждение.

Один из противоречивых моментов эстетики По - взаимоотношения красоты и этики. Он демонстративно противопоставляет поэзию истине и морали: «Ее взаи­моотношения с интеллектом имеют лишь второстепенное значение. С долгом и истиной она соприкасается только случайно». Необходимо учесть, что в данном случае «истина» для По - отвра­тительная реальность окружающего повседневного ми­ра. Его позиция подчеркивает значимость эстетических критериев и полемически направлена против дидактиз­ма и утилитарного взгляда на искусство. Она отнюдь не сводится к эстетскому принципу «искусства ради искус­ства», авторство которого приписывает По американ­ская критика.

По также утверждает, что создание Красоты есть не мгновенное озарение таланта, а итог целенаправленных размышлений и точного расчета. Отрицая спонтанность творческого процесса, По в «Философии творчества» подробно рассказывает о том, как им было написано знаменитое стихотворение «Ворон». Он утверждает, что «ни один из моментов в его создании не может быть отнесен на счет случайности или интуиции, что работа ступень за ступенью шла к завершению с точностью и жесткой последовательностью, с какими решают мате­матические задачи». Разумеется, По не отрицал роли воображения и в данном случае сознательно выбрал только одну - рационалистическую - сторону творче­ского акта. Акцент на ней необходим для того, чтобы преодолеть хаотичность и дезорганизованность совре­менной ему романтической поэзии и прозы. Требование эстетической «отделанности», «завершенности» произ­ведения у По является новаторским и смелым. Его эстетическую систему можно назвать «рационалистиче­ским романтизмом».

В основе этой гармонии лежит главный, по мнению По, принцип композиции: «сочетание событий и интонаций, кои наилучшим образом способствовали бы созданию нужного эффекта». То есть все в стихотворении или рассказе должно служить такому воздействию на читателя. Которое заранее «запланировано» художником.

Все каждая буква, каждое слово, каждая запятая - должно работать на «эффект целого». Из принципа «эффекта целого» вытекает очень ва­жное для По требование ограничения объема художе­ственного произведения. Пределом служит «возмож­ность прочитать их за один присест», так как в про­тивном случае при дробном восприятии читаемого вмешаются будничные дела и единство впечатления будет разрушено. По утверждает, что «больших сти­хотворений или поэм вообще не существует», это «явное противоречие в терминах». Сам он последовательно придерживался малой формы и в поэзии, и в прозе.

Единственной законной сферой поэзии По считал область прекрасного. Его определение поэзии - «созда­ние прекрасного посредством ритма». Отворачиваясь от «жизни как она есть», По в своих стихах создает иную реальность, неясную и туманную, реальность грез и меч­ты. Поэтические шедевры По - «Ворон», «Аннабель Ли», «Улялюм», «Колокола», «Линор» и др.- бессю­жетны и не поддаются логическому толкованию прозой.

Содержательные момен­ты часто уступают место настроению. Оно создается не с помощью образов действительности, а посредством разнообразных ассоциаций, неопределенных, туманных, возникающих «на той грани, где смешиваются явь и сон». Стихи По рождают сильнейший эмоциональный отклик. Смысловые и звуковые структу­ры в стихах По сливаются, образуя единое целое, так что музыка стиха несет смысловую нагрузку.

Многочисленные повторы слов и целых строк также напоминают вариацию музыкаль­ной фразы. О насыщенности стихов По средствами фонетической образности дают представление хотя бы эти две строки из «Ворона»: «Шелковый тревожный шорох в пурпурных портьерах, шторах/Полонил, на­помнил смутным ужасом меня всего...»

Это знаменитое стихотворение построено на серии обращений лирического героя к птице, залетевшей в бурную ночь в его комнату. На все вопросы ворон отве­чает одним и тем же словом «Nevermore» - «никогда». Поначалу это кажется механическим повторением за­зубренного слова, но повторяющийся рефрен звучит пугающе уместно в ответ на слова скорбящего об умер­шей возлюбленной героя стихотворения. Наконец, он хочет узнать, суждено ли ему хотя бы на небесах вновь встретиться с той, что покинула его на земле. Но и здесь приговором звучит «Nevermore». В финале стихотворе­ния черный ворон из ученой говорящей птицы превра­щается в символ скорби, тоски и безнадежности: не­возможно вернуть любимую или избавиться от мучи­тельной памяти.

И сидит, сидит над дверью Ворон, оправляя перья,

С бюста бледного Паллады не слетает с этих пор;

Он глядит в недвижном взлете, словно демон тьмы в дремоте,

И под люстрой в позолоте, на полу он тень простёр,

И душой из этой тени не взлечу я с этих пор.

Никогда, о Nevermore.

17. Романтизм в немецкой литературе: периодизация, имена, идейно-художественное своеобразие (на примерах прочитанных произведений)

Романтическое движение в немецкой литературе началось на исходе столетия. Новые, тенденции возникли в творчестве писателей, детство которых пришлось на годы Французской революции 1789 г., а юность - на первые послереволюционные годы. Романтикам довелось остро почувствовать и силу напора исторического развития, и упрямую сопротивляемость феодально-бюргерской Германии такому ходу истории.

В послереволюционной Европе , несмотря на противодействие дворянства и его мечту о реванше, укреплялось классовое господство буржуазии, обнажались противоречия буржуазных отношений. В Германии же продолжали господствовать старые феодально-монархические порядки. Патриотическое движение масс против нашествия Наполеона было использовано монархическими» правительствами для укрепления существующего строя. Мертвое, уже давно себя изжившее притворялось живым, а живое не могло распрямиться, опутанное сетями мертвого. Закономерностей исторического развития романтики еще не могли постигнуть - они видели только, что все сдвинулось с места, все смешалось. Оттого в их творчество пришло ощущение брожения действительности.

Проблему «свобода и необходимость», которая занимала Гёте и так волновала Шиллера, романтики поначалу решили на удивление легко: они просто сбросили со счетов объективную необходимость и «освободили» от нее свободу, даже не заподозрив, как обманчива эта легкость и каким горьким окажется вскоре неизбежное возвращение к реальности. Пафос творчества ранних романтиков состоял в утверждении безграничных духовных возможностей личности, не оглядывающейся на реальные обстоятельства. Противоречия между личностью и обществом романтики, как и Шиллер, ощущали очень остро, но в отличие от просветителей поставили личность над обществом и провозгласили ее абсолютную независимость - правда, только духовную. Дух мог воспарять как угодно высоко над землей, в этом, собственно, и заключалось раннеромантическое понимание свободы. Осознание иллюзорности таких представлений, возникшее у романтиков позднее, в начале нового столетия, было для них трагическим.

Духовные искания писателей той драматической эпохи привлекают живой интерес и в наше время. В литературе появились произведения, героями которых предстают Гёте «Фауст» (описание см. в п. 20), Клейст, Гёльдерлин, Гофман. В советском издательстве «Радуга» вышел сборник «Встреча» (1983), составленный из таких произведений. Ранний этап немецкого романтизма представлен творческой деятельностью Фридриха Гелъдерлина и писателей, составивших кружок романтиков в Иене: это Фридрих и Август Шлеге-ли, Новалис, Вильгельм Вакенродер, Людвиг Тик.

Романтики иенской школы смотрели на художника как на гения, творящего мир по своему произволу и как бы играющего образами. В их творчестве появилась особого рода ирония - романтическая, призванная напоминать и поэзии и самой жизни об относительности достижений и той и другой.

Функции романтической иронии двояки. Прибегая к ней, художник иронизировал и над самим собой, признаваясь в безуспешности своих попыток заключить бесконечность мира в конечные рамки произведения. Вместе с тем романтическая ирония обнажала контраст между вдохновляющей широтой бесконечной жизни и удручающей узостью многих ее конкретных проявлений. Ф. Шлегель считал, что романтическое произведение должно строиться как «поразительное вечное чередование энтузиазма с иронией».

Смысл этого чередования хорошо разъясняет советский ученый Н. Я- Берковский в книге «Романтизм в Германии»: «Для романтической иронии характерна проблема действительности. Постоянно спрашивается, что есть истина - в творящем ли хаосе или же в выступивших из него готовых вещах и фактах. Стоит поддержать одну из борющихся сил, как ирония предъявляет нам иск от имени другой, ирония пересылает нас в поисках истины туда и обратно, не дозволяя отдохнуть на чем-нибудь единственном». И далее: «Когда нам кажется, что мы овладели жизнью вместе с ее романтической сущностью, нам напомнит ирония, что овладели мы только в мыслях, в воображении, а в реальной практике все осталось по-прежнему, и, думая, что мы решили все, мы на самом деле не решили ничего».

Иенские романтики принципиально избегали той определенности понятий, какой обладали просветители. В созданных романтиками образах нет той устойчивости очертаний, что была присуща литературе XVIII в. Но ирония помогала им улавливать разные грани жизненных противоречий. Романтики ближе, чем просветители, подошли к диалектическому видению мира и тем самым сделали важный шаг в развитии художественного сознания.

Ранние романтики любили слово хаос. Шеллинг писал, что мир ведет свое начало от древнего хаоса, т. е. от первичной нерасчлененности, спутанности всего. Хаос предшествует упорядоченности (космосу), он животворен и таит в себе много разных возможностей. Ф. Шлегель говорил, что хаос - это «запутавшееся изобилие». В периоды исторических переломов и переустройств, прежде чем установится новый порядок, на какое-то время обязательно воцаряется хаос, из которого и рождается новое.

Американский романтизм возник в результате американской буржуазной революции 1776-1784 гг., как отклик на неё. Война за независимость – образование США Окончательное формирование американской нации. Америка край безграничных возможностей.

Романтизм Америки имеет те же исторические предпосылки и эстетическую основу, что и европейский:

1. внимание к внутреннему миру человека;

2. принцип романтического двоемирия – романтики утверждают мысль о несовершенстве реального мира и противопоставляют мир своей фантазии. Оба мира постоянно сравниваются, сопоставляются;

3. интерес к фольклору – одной из форм протеста против делячества и прозаизма повседневного буржуазного существования становится идеализация европейской старины, древней культурной жизни;

Хронологические же рамки американского романтизма отличаются от европейского. В 30-е годы в Европе уже реализм а в Америке романтизм начинается в 20-30 годы.

Ранний Америк. Романтизм:20-30гг 19 века. Купер. Прославление войны за независимость. освоения континента – одна из главных тем литературы. Появл. критические тенденции, забываются высокие идеалы, провозглашенные при рождении республики. Ищется альтернатива буржуазному укладу. Тема – идеализированная жизнь американского Запада, морская стихия.

Зрелый ам. романтизм – 40-50гг: Эдгар По. Недовольство ходом развития страны(сохран. рабство, идет уничтожение коренного населения, эконом кризис). В лит-ре драматические и трагические настроения, ощущение несовершенства человека и окружающего его мира, настроение скорби, тоски. В лит-ре герой который несет печать обреченности.

Поздний. 60-е г. Критические кризисные настроения растут. Романтизм не в состоянии отразить меняющуюся современную действительность. Реалистические тенденции.

Национальные особенности американского романтизма.

1. Утверждение национальной самобытности и независимости, поиск национального характера.

2. Последовательно антикапиталистический характер.

3. Популярность индейской темы

4. Три ветви американского романтизма

1 Новая Англия(Сев-вост штаты)-философичность, этические вопросы

2 Средний Штаты – поиск нац. , соц. проблематика

3 Южные штаты – Преимущества рабовладельческих порядков

Видное место в лит-ре тех лет занимают Ф. Купер и Ирвинг. Их тв-во отразило характерные особенности америк. ром-ма на раннем этапе развития. Ир. и К. на начальном этапе своего тв-ва были вдохновлены идеями ам. революции и борьбы за независимость. Большое положительное значение имели созданные ими образы сильных, мужественных людей, противопоставленные корыстолюбивым бурж. дельцам. Поэтизация человека, живущего на лоне природы, поэтизация его мужественной борьбы с нею составляют одну из характерных особенностей раннего ам. ром-ма. В своих ранних юмористических очерках Ирвинг выступал против истребления индийских племен. Характерно противопоставление идеализируемой им старины картинам жизни современной Америки. Также важное место занимает переплетение элементов фантастики с фольклорной традицией.

КУПЕР, ДЖЕЙМС ФЕНИМОР (Cooper, James Fenimore) (1789–1851), американский писатель, историк, критик общественного устройства. В 1820 сочинил для дочерей традиционный нравов Предосторожность (Precaution). Открыв в себе рассказчика, написал роман Шпион (The Spy, 1821), основанный на местных преданиях. Роман получил международное признание,

Крупнейший американский писатель романтик, писавший о беспощадной войне колонистов против индейцев.

Купер в молодости был увлечен всеми событиями, связанными с провозглашением американской независимости. Творчество Купера связано с ранним этапом развития романтизма в США. В мировую литературу он вошел, как создатель американского социального романа. Им было написано большое количество романов, несколько разновидностей: исторический - «Шпион», «Браво», «Палач»; Морские - «Лоцман», «Пират»; романы написанные в форме семейной хроники - «Краснокожие», «Чертов палец»

Основными произведениями Купера, над которыми он работал много лет, является цикл романов о кожаном чулке, их называют индейскими романами: «Зверобой», «Последний из Могикан», «Следопыт», «Прерия», «Пионеры».

В произведениях Купера отразились исторические закономерности развития американской цивилизации. Он писал о событиях американской революции, о морских путешествиях, о трагической судьбе индейских племен. Значительность проблематики соединялась в романах Купера с ярковыраженным приключенческим началом и увлекательностью повествования, а сила романтического воображения с достоверностью. В своей пенталогии о кожаном чулке он описывает судьбу американского пионера Капитана Бумпо, писатель запечатлел процесс освоения американских земель Европейским колонистами. В этих романах перед читателем живет и действует старый человек безграмотный, полудикарь, но обладающий в совершенстве лучшими качествами истинно культурно человека: безукоризненной честностью по отношению к людям, любовью к ним и постоянное стремление помочь ближнему, облегчить его жизнь, не щадя своих сил. Героев Купера ожидает множество необычайных приключений, они примут участие в жестокой борьбе за свою независимость. Купер был приверженцем американской демократии, но видя, что происходит в Европе, он опасался, что и Америка попадет под власть олигархии финансистов и промышленников. После своего путешествия по Европе он изменил свой взгляд на американскую действительность. Европейские впечатления помогли ему более глубоко разобраться в явлениях жизни США, многое заставило его разочароваться в восхваляемой им прежде американской демократии.

С резкой критикой буржуазной Америки, Купер выступил в романах «Долой», «Дома» и особенно в романе «Моникыны» являющимся социальной политической сатирой на буржуазные государства. Критика буржуазных порядков велась Купером с консервативных позиций; он склонялся к цивилизации патриархальной фермерской Америки.

Сочинение

Хронологические рамки американского романтизма несколько отличаются от романтизма европейского. Романтическое направление в литературе США сложилось к рубежу между вторым и третьим десятилетиями XIX в. и сохраняло господствующее положение вплоть до окончания Гражданской войны между Севером и Югом (1861 - 1865).

В становлении американского романтизма прослеживается три этапа. Первый этап - ранний американский романтизм (1820-1830-е годы). Его непосредственным предшественником был предромантизм, развивавшийся еще в рамках просветительской литературы (творчество Ф. Френо в поэзии, Ч. Брокден Брауна _ в жанре романа и др.). Крупнейшие писатели раннего романтизма в США - В. Ирвинг, Д. Ф. Купер, У. К. Брайент, Д. П. Кеннеди и др. С проявлением их произведений американская литература впервые получает международное признание. Идет процесс взаимодействия американского и европейского романтизма. Ведется интенсивный поиск национальных художественных традиций, намечаются основные темы и проблематика (Война за независимость, освоение континента, жизнь индейцев и др.). Мировоззрение ведущих писателей этого периода окрашено в оптимистические тона, связанные с героическим временем Войны за независимость и открывавшимися перед молодой республикой грандиозными перспективами. Сохраняется тесная преемственная связь с идеологией американского Просвещения, которое в идейном плане подготовило Американскую революцию. Показательно, что и Ирвинг, и Купер - два крупнейших ранних американских романтика - активно участвуют в общественно-политической жизни страны, стремясь прямо воздействовать на ход ее развития.

Второй этап - зрелый американский романтизм (1840-1850-е годы). К этому периоду относится творчество Н. Готорна, Э. А. По, Г. Мелвилла, Г. У. Лонгфелло, У. Г. Симмса. Сложная и противоречивая реальность Америки этих лет обусловила заметные различия в мироощущении и эстетической позиции романтиков 40-50-х годов. Большинство писателей этого периода испытывают глубокое недовольство ходом развития страны. В США сохраняется рабство на Юге, на Западе рука об руку с героизмом первопроходцев идет варварское уничтожение коренного населения материка - индейцев и. хищническое разграбление природных богатств. Республика переживает экономический кризис 1830-х годов, утрату доверия к погрязшему в коррупции правительству, внешне - и внутриполитические конфликты. Разрыв между действительностью и романтическим идеалом углубляется, превращается в пропасть. Не случайно среди романтиков зрелого периода так много непонятых и непризнанных художников, отвергнутых буржуазной Америкой: По, Мелвилл, а позднее - поэтесса Э. Дикинсон.

Третий этап - поздний американский романтизм (60-е годы). Это период кризисных явлений в романтизме США. Романтизм как метод все чаще оказывается не в состоянии отразить новую реальность. В полосу тяжелого творческого кризиса вступают те писатели предыдущего этапа, кто еще продолжает свой путь в литературе. В этот период происходит резкое размежевание внутри романтизма, вызванное Гражданской войной между Севером и Югом.

Американский романтизм обладает рядом национальных особенностей, отличающих его от романтизма европейского.

Утверждение национальной самобытности и независимости, поиски национального самосознания и национального характера проходят через все искусство американского романтизма. Писатели-романтики в своих книгах с увлечением путешествуют вместе со своими героями и читателями по морским просторам, глади Великих Озер, дремучим лесам, могучим рекам, бескрайним прериям.

Для американского романтизма сквозной стала индейская тема. С ними был связан сложный психологический комплекс - восхищения и страха, враждебности и чувства вины. Несомненной заслугой американских романтиков был искренний интерес и глубокое уважение к индейскому народу, его своеобразному мироощущению, культуре, фольклору.

Слава Эдгара По как основоположника детективного жанра опирается всего на четыре рассказа: «Убийства на улице Морг» (1841), «Тайна Мари Роже» (1842), «Золотой жук» (1843) и «Похищенное письмо» (1844). Три из них имеют своим предметом раскрытие преступления, четвертый - дешифровку старинной рукописи, в которой содержатся сведения о местонахождении клада, зарытого пиратами в отдаленные времена.

Новый жанр обычно начинается с утверждения нового типа сюжета и нового типа героя. Из иррационального течения романтизма По позаимствовал и модернизировал тип сюжета, с рациональной - тип героя (в новой его модификации.)

По перенял от романтиков основную сюжетную схему, но, в отличие от них, сосредоточил внимание читателя не на причинах или следствиях преступления и даже не на нем самом, а на возможности рационального объяснения обстоятельств преступления, которые выдаются загадочными и мистическими. Иначе говоря, в фабульную основу детектива Едгар По положил процесс интеллектуального расследования преступления, которое стало центром эстетичного интереса этого жанра.

В «Золотом жуке» По переносит своего героя из Сен-Жерменского предместья на остров Сэлливан близ Чарлетона и даст ему имя Легран. Убийство, похищение и тому подобные преступления уступают место специфической теме кладоискательства. В результате совокупности случайностей и совпадений к нему в руки попадает тайнописная бумага о зарытых сокровищах знаменитого пирата. Дальше - технический вопрос расшифровки криптограммы, которую Легран осуществляет с убедительной ясностью. В этом жгучем желании найти захороненное богатство есть чисто американское «непобедимое предчувствие огромной удачи». Оно не обманывает героя, и после серии увлекательнейших эпизодов он вместе со своим спутником, выступающим в роли рассказчика, составляет полный перечень найденных драгоценностей и подсчитывает их стоимость.

Высшее достижение Купера - пенталогия о Кожаном Чулке. В нее входят пять романов, написанных в следующем порядке: «Пионеры» (1823), «Последний из могикан» > (1826), «Прерия» (1827), «Следопыт» (1840), «Зверобой» (1841). Они объединены образом охотника Натаниэля Бампо, у которого также есть многочисленные прозвища: Зверобой, Следопыт, Соколиный Глаз, Кожаный Чулок и Длинный Карабин. В пенталогии перед читателями проходит вся жизнь Бампо - от юности («Зверобой») до дня смерти («Прерия») . Но порядок написания книг не совпадает с этапами жизни главного героя. Купер начал историю Бампо, когда охотник уже вступил в преклонный возраст, затем изобразил его в старости, за год до смерти.

И только после заметного перерыва писатель вновь обратился к приключениям Кожаного Чулка и вернулся к дням его юности. Если рассматривать части пенталогии не в том порядке, как они были написаны, а по хронологии описываемых событий (а именно так их, как правило, и читают), то последовательность времени и места действия такова: «Зверобой» - 1740 г., северо-восток США, верховья реки Саскуиханы; «Последний из могикан» - 1757 г., район реки Гудзон; «Следопыт» - самый конец 50-х годов, одно из Великих Озер - Онтарио; «Пионеры» - 1793 г., освоение и заселение западных лесов; «Прерия» - 1805 г., район прерий к западу от Миссисипи. Написание романов у Купера заняло около шестидесяти лет.

«Последний из могикан» - самый известный роман Купера. Сюжет строится на истории захвата в плен жестоким и коварным вождем Магуа - Хитрой Лисицей дочерей полковника Мунро - Коры и Алисы и попыток маленького отряда во главе с Натти Бампо - Соколиным Глазом освободить пленниц. Вместе с Натти и Чингачгуком в захватывающих дух преследованиях и схватках участвует юный индейский воин, сын Чингачгука Ункас. Он - хотя Купер подробно и не развивает эту линию - влюблен в одну из пленниц, Кору, и погибает в последнем бою, тщетно пытаясь ее спасти. Глубоко трогательной сценой похорон Ункаса - последнего из могикан и Коры завершается роман. Соколиный Глаз и Чингачгук отправляются в дальнейшие странствия.

Образ Натти Бампо - высшее достижение Купера, это глубоко национальный характер, порожденный специфическими условиями американской истории, и в то же время - один из «вечных спутников человечества», увлекающий своим примером одно за другим поколения читателей в разных странах.

Купер объясняет высокие нравственные качества своего любимого персонажа жизнью в общении с природой и отсутствием развращающего влияния цивилизации. Натти абсолютно бескорыстен и не способен на бесчестный поступок.

Кожаный Чулок не представляет себе жизни вне природы, без ощущения своего единства с окружающими его лесами, небом, водой. Свободу он понимает просто: это право вольно бродить по его родным лесам.

Таким образом, в пенталогии художественно зафиксирована трагедия американского пионерства, ставшая результатом разлада между благородными целями первопроходцев и территориальной экспансией в условиях капитализма.

Воплощением свободной жизни и близости к природе служит в пенталогии жизнь индейцев. Рисуя ее, Купер не стремился к реалистическому изображению. Его целью было нарисовать, как он говорил, «прекрасный идеал», противостоящий стяжательству и жестокости буржуазного мира. Быт и обычаи индейцев расцвечены яркими красками, в них подчеркнуты необычные, экзотические черты, речь индейцев изобилует цветистыми метафорами и сравнениями.

Одной из важнейших сквозных тем всей пенталогии является трагическая судьба американских индейцев, гибнущих под безжалостным напором цивилизации белых захватчиков.



Просмотров