Архитектурные мечты. Школьная энциклопедия Архитектурные мотивы в пейзаже

Темой пейзажа как жанра изобразительного искусства является местность. С французского языка слово «пейзаж» так и переводится: «местность, страна». Ведь пейзаж – это не только привычное для нас изображение природы. Пейзаж может быть и городским (архитектурный, например). В городском пейзаже выделяют документально точное изображение – «ведуту».

А если говорить о природном пейзаже, то здесь выделяют отдельно морской пейзаж, который называют «марина» (соответственно, художников, изображающих море, называют «маринистами»), космический (изображение небесного пространства, звезд и планет).
Но пейзажи различаются и с точки зрения времени: современный, исторический, футуристический пейзажи.
Однако в искусстве каким бы ни был пейзаж (реальным или выдуманным) – это всегда художественный образ. В этой связи важно понимать, что для каждого художественного стиля (классицизма , барокко , романтизма , реализма , модернизма) характерна своя философия и эстетика пейзажного изображения.
Конечно, пейзажный жанр складывался постепенно – так же, как развивалась и наука. Казалось бы, что общего между пейзажем и наукой? Очень много общего! Чтобы создать реалистический пейзаж, надо обладать знаниями о линейной и воздушной перспективе, пропорциональности, композиции, светотени и т.д.
Поэтому жанр пейзажа считается сравнительно молодым жанром в живописи. Долгое время пейзаж был только «подсобным» средством: природа изображалась как фон на портретах, иконах, в жанровых сценах. Часто он был не реальным, а идеализированным, обобщённым.
И хотя пейзаж начал развиваться ещё в древневосточном искусстве, самостоятельное значение он получил в западноевропейском искусстве начиная примерно с XIV в.
И очень интересно было бы разобраться, почему так происходило. Ведь к этому времени человек уже умел довольно правильно изображать в графических символах отвлеченные идеи, свою внешность, свой быт, животных, но к природе остаётся безразличен долгое время. И только теперь пытается понять природу и её сущность, т.к. чтобы изобразить – надо понять.

Развитие пейзажа в европейской живописи

Интерес к пейзажу становится явно заметен, начиная с живописи Раннего Возрождения.
Итальянский художник и архитектор Джотто (около 1267-1337) разработал абсолютно новый подход к изображению пространства. И хотя в его картинах пейзаж был также только вспомогательным средством, он уже нёс самостоятельную смысловую нагрузку, плоское, двухмерное пространство иконы Джотто превратил в трёхмерное, создав использованием светотени иллюзию глубины.

Джотто «Бегство в Египет» (церковь Сан-Франческо в Ассизи)
В картине передано идиллическое весеннее настроение пейзажа.
Ещё более важную роль пейзаж начал играть в эпоху Высокого Возрождения (XVI в.). Именно в этот период начались поиски возможностей композиции, перспективы и др. составляющих живописи для передачи окружающего мира.
В создании пейзажного жанра этого периода большую роль сыграли мастера Венецианской школы: Джорджо́не (1476/7-1510), Тициан (1473-1576), Эль Греко (1541-1614).

Эль Греко «Вид Толедо» (1596-1600). Музей Метрополитен (Нью-Йорк)
Испанский город Толедо изображён под угрюмым грозовым небом. Очевиден контраст между небом и землёй. Вид на город дан снизу, высоко поднята линия горизонта, используется фантасмагорический свет.
В творчестве Питера Брейгеля (Старшего) пейзаж уже обретает широту, свободу и искренность. Он пишет просто, но в этой простоте видно благородство души, умеющей видеть прекрасное в природе. Он умеет передать и мелочный мир под ногами, и громады полей, гор, небес. У него нет мертвых, пустых мест – всё живет у него и дышит.
Предлагаем Вашему вниманию две картины П. Брейгеля из цикла «Времена года».

П. Брейгель (Старший) «Возвращение стада» (1565). Музей истории искусств (Вена)

П. Брейгель (Старший) «Охотники на снегу» (1565). Музей истории искусств (Вена)
В картинах испанского художника Д. Веласкеса уже видится зарождение пленерной (пленэ́р - от фр. en plein air – «на открытом воздухе») живописи. В его работе «Вид виллы Медичи» передается свежесть зелени, теплые оттенки света, скользящего по листьям деревьев и высоким каменным стенам.

Д. Веласкес «Вид на сад виллы Медичи в Риме» (1630)
Рубенса (1577-1640), жизнеутверждающие, динамичные, характерны для творчества этого художника.

П. Рубенс «Пейзаж с радугой»
У французского художника Франсуа Буше́ (1703-1770) пейзажи словно сотканы из голубых, розовых, серебристых оттенков.

Ф. Буше «Пейзаж с водяной мельницей» (1755). Национальная галерея (Лондон)
Художники-импрессионисты стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

Огюст Ренуар «Лягушатник». Музей Метрополитен (Нью-Йорк)
Художники-постимпрессионисты развили в своей живописи традиции импрессионистов.

Винсент Ваг Гог «Звёздная ночь» (1889)
В XX в. к пейзажному жанру обращались представители самых различных художественных направлений: фовисты , кубисты , сюрреалисты , абстракционисты , реалисты.
Вот пример пейзажа американской художницы Элен (Хелен) Франкенталер (1928-2011), работавшей в стиле абстракционизма.

Элен Франкенталер «Горы и море» (1952)

Некоторые разновидности пейзажа

Архитектурный пейзаж

Н. В. Гоголь называл архитектуру «летописью мира», т.к. она, по его мнению, «говорит даже тогда, когда уже молчат и песни, и преданья...». Нигде характер и стиль времени не проявляется так образно и ясно, как в архитектуре. Видимо, поэтому мастера живописи запечатлели на своих полотнах архитектурный пейзаж.

Ф. Я. Алексеев «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости» (1810)
На картине изображена Стрелка Васильевского острова. Композиционный центр ее архитектурного ансамбля – здание Биржи. Перед Биржей – полукруглая площадь с гранитной набережной. По двум ее сторонам – колонны, которые служили маяками. У подножия колонн – каменные скульптуры, символизирующие русские реки: Волгу, Днепр, Неву и Волхов. На противоположном берегу реки видны Зимний дворец и корпуса Адмиралтейства, Сенатская площадь. Строительство Биржи по проекту Тома де Томона длилось с 1804 по 1810 г. Когда в 1811 г. в Петербург приехал Пушкин, Биржа уже стала архитектурным центром Стрелки Васильевского острова и самым оживленным местом портового города.
Разновидностью архитектурного пейзажа является ведута. Собственно говоря, этот пейзаж Ф. Алексеева и является ведутой.

Ведута

Ведута – жанр европейской живописи, особенно популярный в Венеции XVIII в. Представляет собой картину, рисунок или гравюру с детальным изображением повседневного городского пейзажа. Так, нидерландский художник Ян Вермеер изобразил точно родной для него город Дельфт.

Ян Вермеер «Вид Дельфта» (1660)
Мастера ведуты работали во многих странах Европы, в том числе в России (М. И. Махаев и Ф. Я. Алексеев). Целый ряд ведут с русскими видами исполнил Джакомо Кваренги.

Марина

Марина – жанр живописи, разновидность пейзажа (от лат. marinus – морской), изображающий морской вид или сцену морского сражения, а также иные события, происходящие на море. В качестве самостоятельного вида пейзажной живописи марина выделилась в начале XVII в. в Голландии.
Маринист (фр. mariniste) – художник, пишущий марины. Самые яркие представители этого жанра – англичанин Уильям Тёрнер и российский (армянский) художник Иван Константинович Айвазовский , написавший около 6000 картин на морскую тему.

У. Тёрнер ««Последний рейс корабля «Отважный»»

И. Айвазовский «Радуга»
Появившаяся в бушующем море радуга вселяет надежду на спасение людей с потерпевшего крушение корабля.

Исторический пейзаж

В нём всё довольно просто: через историческую обстановку, природную и архитектурную среду показать прошлое. Здесь мы можем вспомнить картины Н.К. Рериха , изображения Москвы XVII в. А.М. Васнецова , русское барокко XVIII в. Е.Е. Лансере , А.Н. Бенуа , архаика К.Ф. Богаевского и др.

Н. Рерих «Заморские гости» (1901)
Это картина из цикла «Начало Руси. Славяне». В статье «По пути из варяг в греки» (1899) Рерих описал воображаемую поэтическую картину: «Плывут полуночные гости. Светлой полосой тянется пологий берег Финского залива. Вода точно напиталась синевой ясного весеннего неба; ветер рябит по ней, сгоняя матово-лиловатые полосы и круги. Стайка чаек опустилась на волны, беспечно на них закачалась и лишь под самым килем передней ладьи сверкнула крыльями - всполошило их мирную жизнь что-то малознакомое, невиданное. Новая струя пробивается по стоячей воде, бежит она в вековую славянскую жизнь, пройдет через леса и болота, перекатится широким полем, подымит роды славянские - увидят они редких, незнакомых гостей, подивуются они на их строго боевой, на их заморский обычай. Длинным рядом идут ладьи! Яркая раскраска горит на Солнце. Лихо завернулись носовые борта, завершившись высоким, стройным носом».

К. Богаевский «Консульская Башня в Судаке» (1903). Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского

Футуристический (фантастический) пейзаж

Картины бельгийского художника Йонаса Де Ро являют собой эпические полотна новых, неизведанных миров. Основной объект изображения Йонаса – обширные картины постапокалиптического мира, футуристические, фантастические изображения.
Помимо будущего абсолютно реальных городов, Йонас рисует и совершенно оригинальные иллюстрации заброшенного города.

Й. Де Ро «Заброшенная цивилизация»

Философия пейзажа

В чём же она заключается?
В центре пейзажной живописи всегда стоит вопрос об отношении человека к окружающей среде – будь то город или природа. Но и окружающая среда тоже имеет своё отношение к человеку. И вот эти отношения могут быть гармоничными и исгармоничными.
Рассмотрим пейзаж «Вечерний звон».

И. Левитан «Вечерний звон» (1892). Государственная Третьяковская галерея (Москва)
На картине «Вечерний звон» изображён монастырь у излучины реки и освещённый вечерними солнечными лучами. Монастырь окружён осенним лесом, по небу плывут облака – и всё это отражается в зеркальной глади спокойно текущей реки. В гармонии слиты и светлая радость природы, и душевный мир бытия и чувств людей. На эту картину хочется смотреть и смотреть, она успокаивает душу. Это благостная, идиллическая красота.
А вот другой пейзаж того же художника – «Над вечным покоем».

И. Левитан «Над вечным покоем» (1894). Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Сам Левитан так писал об этой картине: «... в ней я весь, со всей моей психикой, со всем моим содержанием...». В другом письме: «Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут ещё... Какой ужас, какой страх!». Именно об этой грозной вечности заставляет задуматься картина Левитана. Вода и небо на картине захватывают, поражают человека, будят мысль о ничтожности и быстротечности жизни. На крутом высоком берегу стоит одинокая деревянная церковь, рядом кладбище с покосившимися крестами и заброшенными могилами. Ветер качает деревья, гонит облака, затягивает зрителя в бесконечный северный простор. Мрачному величию природы противостоит только крохотный огонёк в окне церквушки.
Художник, возможно, хотел ответить своей картиной на вопрос об отношении человека и природы, о смысле жизни, противопоставляя вечные и могучие силы природы слабой и кратковременной человеческой жизни. Это возвышенный трагизм.

Немецкий живописец Ferdinand Knab (1834-1902).Архитектурный пейзаж.

Морской пейзаж с развалинами храма 1898

Н. В. Гоголь называл архитектуру “летописью мира”, она, по его мнению, “говорит даже тогда, когда уже молчат и песни, и преданья...” Архитектуру часто называют “застывшей музыкой”, “каменной симфонией”. И действительно, эти два искусства роднит очень многое: гармония, ритм, соразмерность. Как и музыка, архитектура способна возбудить в человеке глубокие переживания и стать источником радости, наслаждения. Но если музыка является искусством мгновения, живущим в момент исполнения, то произведения архитектуры живут веками, потому что их основа - прочные материалы. Нигде характер времени, стиль времени не проявляется так образно и ясно, как в архитектуре. Может быть, поэтому мастера живописи, прославляя величие и торжественность зодчества, запечатлели на своих полотнах архитектурный пейзаж, картины, на которых отразились лица даже давно ушедших цивилизаций....


Закрытые ворота. Портал.

Архитектурный пейзаж отличается от «чистого» пейзажа тем, что он как бы сопоставляет, сравнивает деятельность человека с деятельностью природы, вводя тем самым в живопись временное измерение. Ведь архитектурный пейзаж - это, чаще всего, вид руин или развалин, мода на которые началась с эпохи Возрождения. Созерцание развалин связано с размышлениями о минувшем, с рефлексией о деятельности человека, то есть оно обращено на себя, на свою собственную историю. Но это одновременно и путь к пониманию мимолетности существования. Гармония между руинами и природой - не более чем иллюзия. Природа возрождается каждую весну, а руины пребывают во прахе и только продолжают разрушаться. Ни для человека, ни для цивилизаций, которые смертны, как и люди, не наступает новой весны. Но для них, возможно, существует надежда остаться образцом, источником вдохновения для потомков.


Ворота в парке. Вечернее настроение 1896

Природа, воспроизводя себя самое, остается всегда такою же, постоянной, в то время как человек эволюционирует, и руины - мера этой эволюции, мера того, что отделяет человека от минувшего, и того, что связывает его с ним. Руины словно воплощают одновременно и верность себе, и перемены. В глазах художника, пишущего архитектурный пейзаж, развалины - это субъективная летопись прошедших цивилизаций. Они - тот критерий, которым можно мерить настоящее. Это попытка реконструировать развалины не для того, чтобы возродить минувшее величие, а как бы проделывая силой воображения работу времени в обратном направлении. Здесь перед нами стоит вопрос уже не насыщения текущего опыта опытом минувших столетий, а скорее - превращения далекого прошлого в реальность, погружения в идеальный мир, где более не властно время, а значит, и сама природа .


Пейзаж с руинами. 1888

В архитектурном пейзаже очень важно суметь передать пространственное размещение всех его элементов. Для этого надо правильно построить перспективу и верно определить тональное соотношение. Прежде всего надо передать плоскость земли и пространственность неба. При работе с натуры и в композиционных эскизах все перспективные построения выполняют на глаз, но в больших картинах их иногда производят с помощью чертежных инструментов на основании специальных законов.


Руины храма.

Немецкий художник Фердинанд Кнаб (1834-1902) работал как архитектор, декоратор, живописец- пейзажист. Кнаб начинал карьеру как архитектор. Два года он учился в Архитектурной студии в Нюрнберге, затем работал в качестве архитектора в Ротенбурге и Вюрцбурге. В 1885г. по зову души приехал в Мюнхен и стал обучаться живописи, его учителями были известные мастера: Arthur Georg Romberg (Austrian, 1819-1875) и Albert Emil Kirchner (1813-1885) - художники и архитекторы оба. На формирование его творчества также оказали влияние работавшие тогда в Мюнхене и пользовавшиеся широкой популярностью художники Hans Makart (австрийский художник, дизайнер и декоратор, представитель академизма, один из знаменитейших живописцев новейшего времени), Gabriel Cornelius Ritter von Max (1840-1915) и Fluggen Josef (1842 - 1906). Впервые Кнаб в качестве живописца участвовал в выставке Общества художников в Мюнхене в 1860 году с картиной "Двор патриция". В 1868г. он посетил Италию. С этого времени в произведениях Кнаба значительное место стали занимать романтические мотивы древнеримской архитектуры. Архитектурные мотивы он широко использовал в более поздних произведениях, дополняя их фигурным стаффажем. В качестве придворного живописца короля Баварского Людвига II Кнаб работал над художественным убранством Зимнего сада в Мюнхенской королевской резиденции и во дворце Линдерхоф.

Архитектураный пейзаж с фигурами в сумерках , 1892

В 1870г. Фердинанд Кнаб создал декорации к постановке "Волшебной флейты" А.Моцарта. В 1882г. исполнил восемь монументальных панно с видами архитектурных памятников Баварии для Королевского павильона Мюнхенского центрального вокзала. Во дворце Крамер-Клетта в зале библиотеки написал 5 настенных панно с видами архитектурных памятников эпохи Возрождения и 4 пейзажных панно для Столовой. Писал декоративные панно и картины по заказам герцога Карла Теодора Баварского, принца Люитпольда, короля Людвига II (для его рабочего кабинета во дворце Линдерхоф).

Античная ротонда. 1893

Произведения Кнаба воспроизводились в гравюрах и издавались фирмой "Браун и Шнейдер" в серии "Мюнхенские картинки". Произведения Кнаба представлены в Музее принца Люитпольда в Вюрцбурге.

Пейзаж с развалинами храма , 1890

Итальянский архитектурный пейзаж с кипарисами и женской фигурой под разрушенной аркой . 1891


Древний храм на озере на закате

Разрушенная римская вилла на тихих водах


Триптих . Водный источник в руинах. 1897

Речной пейзаж с разрушенным дворцом . Руины древнего храма с водопадом.

Озерный пейзаж с руинами римского храма 1891

Пейзаж с руинами


Римские руины на закате


Руины города Таормина Частная коллекция, Германия .

Вид Нюрнберга.

Руины в Кампанья 1864

Руины в Кампанья (деталь)


Римские руины в сумерках

Пейзаж.


Светящийся вдоль реки закат 1900


Замок в горах . 1860 , акварель

Замок Грааля , акварель

Горный пейзаж с замком.

Пейзаж на восходе солнца. 1878


Пейзаж с пастухом и его овцами в вечернем свете 1878


Итальянский пейзаж с римскими руинами в вечернем свете

Две женщины у фонтана под восходящей луной.


Итальянская вилла на морском побережье.

Павильон у воды. 1892


Речной пейзаж с развалинами храма . 1895


Дворец на горном озере . 1876

"...Мне помнится, - когда я молод был

И странствовал, - в такую ночь однажды

Я был среди развалин Колизея,

Среди останков царственного Рима.

Деревья вдоль разрушенных аркад,

На синеве полуночной темнея,

Чуть колыхались по ветру, и звезды

Сияли сквозь руины; из-за Тибра

Был слышен лай собак, а из дворца

Протяжный стон совы и, замирая,

Невнятно доносились с теплым ветром

Далекие напевы часовых.

В проломах стен, разрушенных веками,

Стояли кипарисы - и казалось,

Что их кайма была на горизонте,

А между тем лишь на полет стрелы

Я был от них. - Где Цезарь жил когда-то

И где теперь живут ночные птицы,

Уже не лавр, а дикий плющ растет

И лес встает, корнями укрепляясь

В священном прахе царских очагов,

Среди твердынь, сровнявшихся с землею.

Кровавый цирк стоит еще доныне,

Еще хранит в руинах величавых

Былую мощь, но Цезаря покои

И Августа чертоги уж давно

Поверглись в прах и стали грудой камня.

И ты, луна, на них свой свет лила,

Лишь ты одна смягчала нежным светом

Седую древность, дикость запустенья,

Скрывая всюду тяжкий след времен!.."

(«Манфред», Джордж Байрон)


архитектурные пейзажи, шедевры мировой живописи, картины художников прошлого

Быстрый переход в разделы:

Как известно, архитектура и живопись связаны со времён рождения масляной живописи, ибо архитектурное искусство намного старше. Древние греческие архитекторы боролись за точность и превосходство мастерства, которые являются признаками греческого искусства вообще. Формулы, которые они изобрели уже в шестом столетии до н.э., влияли на архитектуру прошлых двух тысячелетий. Достаточно вспомнить два основных ордера в Архаичной и Классической греческой архитектуре - дорический ордер и ионический ордер. Архитектура всего западного мира черпала вдохновение в греческой классике. Многие художники 19 века были влюблены в римские и греческие каноны архитектурной красоты (архитектурные фантазии Томаса Коула), восхищались современной им архитектурой или увлекались экзотической исламской (Альберто Пасини, Жером Жан-Леон и другие) и индийской архитектурой (лорд Едвин Викс и другие художники). В этом разделе собрана небольшая часть шедевров мировой живописи, посвящённых архитектуре. Картины с архитектурой - это всегда не только шедевры искусства, но и возможность погрузиться в историю, такой, какой её представляли себе художники прошлых веков.

Архитектурные мечты, Томас Коул (США)

1840г., х, м,

художник: Томас Коул

[ античная архитектура, строения, дома ]

картины в разделе:







































Это интересно:

Разновидности подарков

Одним из лучших элитных подарков считается авторская картина или хорошо сделаная копия, далее приведена статья о разновидностях подарков: символические, авторские, шуточные, универсальные, денежные и т.д.

Преподнесенный подарок выражает в первую очередь внимание к одариваемому человеку. При этом желание сделать приятный подарок гораздо ценнее показанной щедрости.

Все подарки можно условно разделить на несколько видов:

1. Символические подарки.

В давние времена считалось обязательным знание символических значений любых подарков. Тогда было принято преподносить в качестве даров полудрагоценные и драгоценные камни, локоны волос, букеты из некоторых видов растений, вышитые бисером кошельки и др. В наше время такая символика уже не в моде и значение презента зависит от обстоятельств. При вручении стоит заранее подготовить сопроводительную речь или же открытку, чтобы получатель сразу понял смысл.

2. Шуточные подарки.

Такие презенты доставляют получателю много приятных минут, однако выбирать их следует осторожно. Прикольные подарки могут быть неуместными, если одариваемый человек не имеет чувство юмора или если они не соответствуют обстановке, где проводится торжество. Шуточные подарки преподносят близким друзьям или родственникам, но при этом лучше избегать пошлых намеков.

К этому виду относятся вещи, изготовленные своими руками: вышивки, вязаная одежда, изделия из дерева, кованые предметы интерьера и т.д. Все характеристики дара зависят исключительно от возможностей автора. В последнее время к авторским презентам стали относить полиграфические изделия, к примеру, календарь с фотографией получателя. К такому презенту лучше приложить открытку с поздравлениями.

4. Необходимые вещи.

К таким дарам относятся нужные в повседневной жизни предметы, например, сумка, белье, обувь, косметика. Их преподносят только родственники и близкие друзья. Малознакомым людям не стоит вручать подобные презенты, так как они могут вызвать чувство неловкости, кроме того, можно ошибиться с размерами.

5. Подарок мечты.

Для каждого человека самым желаемым подарком является исполнение заветной мечты, однако редко кто обсуждает такие темы даже с близкими людьми. Дарить такой презент нужно только в случае полной уверенности, что именно эту вещь хочет получить одариваемый. Во время вручения следует произнести подготовленную заранее речь, при этом выразить надежду, что полученный предмет действительно порадует.

6. Универсальный подарок.

Эта разновидность включает в себя группу нейтральных предметов, преподносящихся в дар в тех случаях, когда неизвестны предпочтения получателя. К ним относятся сувениры, цветы, вазы, пепельницы, бокалы, наборы посуды, блокноты и конфеты.

7.Денежный подарок.

Не так давно было принято вручать деньги в качестве подарка на свадьбу, сейчас же такие подарки вручают и на другие торжества. Особенно актуален денежный подарок для людей, испытывающих некоторые материальные трудности. При этом преподнесенные в дар купюры должны быть крупного достоинства и новыми. Кладут их в чистый конверт или специальную открытку с карманом.

Какой бы вид подарка не был выбран, подумать о нем следует заранее, иначе в последний момент необходимой вещи может и не найтись.

Загружено: VolkovaMarina

- Присоединяйтесь!

Ваше имя:

Комментарий:

Цель задания – развитие навыков работы над композиционным архитектурным рисунком на пленэре; изучение приемов создания функционально целесообразной, гармоничной и выразительной архитектурной формы.

Задачи и последовательность выполнения . На втором курсе задание по изображению архитектурного экстерьера усложняется, так как предлагается создать не изображение отдельного здания или его фрагмента, а цельную композицию с широким охватом пространства. Представляя себе возможность использования наблюдаемого архитектурного пространства и его предметного наполнения для создания композиционного архитектурного рисунка, нужно продумать возможность применения основных законов композиции: цельность, уравновешенность, наличие центра, ритмическая организация, использование контрастов, определенные соотношения статики и динамики форм. Необходимо серьезно подойти к выбору мотива, выделить главный объект изображения, определить композиционный центр. Затем проанализировать возможность условного деления изображаемого пространства на планы (передний, средний и дальний) и продумать возможность показа развития пространства от переднего плана в глубину. При этом предметы переднего плана, если они войдут в композицию, нужно располагать по краям, чтобы создать замкнутую композицию и освободить центр композиции для показа основных крупных объектов на дальних планах. После такого анализа выбирается оптимальная точка зрения с учетом композиционного замысла. При этом необходимо понимать, что в зависимости от выбора точки зрения меняется эмоциональное восприятие изображения. Например, низко расположенная линия горизонта подчеркивает монументальность форм, а высокая точка зрения позволяет показать глубину и широту пространства, выявить его планы, то есть реальные пространственные связи, наполнить изображение большим количеством деталей. Дальняя точка зрения делает перспективные сокращения более спокойными, а близкая больше искажает формы предметов и их реальный масштаб, но делает изображение более динамичным и экспрессивным. Затем выполняется эскизная зарисовка. Можно воспользоваться рамкой видоискателя для выделения кадра из неограниченного пространства, но лучше делать зарисовку с несколько более широким охватом пространства, а затем определить границы композиции. При создании натурной композиции не следует пассивно срисовывать все предметы, случайно попавшие в поле зрения и их случайное взаимное расположение. Наоборот, для создания выразительной и гармоничной композиции необходимо удалять на рисунке все, что мешает, менять взаимное положение предметов (сближать планы, «двигать» отдельные элементы). Однако, несмотря на такие коррективы, композиция должна быть грамотно построена по законам наблюдательной перспективы. Поэтому, начиная построение, необходимо наметить линию горизонта и затем согласовывать с ее положением направление всех параллельных отрезков и осей. После построения и прорисовки деталей создается светотональное решение с учетом выбранного варианта освещения (пасмурный день, солнечное освещение утром, днем или вечером, сбоку, спереди или сзади освещаемого пространства). Различное освещение меняет восприятие композиции и создает различное эмоциональное впечатление. В светотональном изображении необходимо также учесть законы световоздушной перспективы, используя приемы усиления и ослабления контрастов и различной степени детализации на переднем и дальнем плане. Время на выполнение задания – 12 ч.

Материал – ватман или тонированная бумага для пастели формата А-3 или А-2, графитные и угольные карандаши, пастель, перо, фломастеры.

Цели и задачи самостоятельной работы по дисциплине « ».

Самостоятельная работа выполняется с целью сделать более прочными знания и навыки, полученные на практических занятиях в аудитории. Навыки рисунка приобретаются медленнее, чем многие другие. Поэтому постоянная работа, в том числе и самостоятельная, необходима для приобретения требуемого художественного уровня для последующего решения архитектурных задач. Задачами самостоятельной работы является дополнение и углубление знаний и умений, полученных на аудиторных практических занятиях. Одновременно студент развивает навыки работы со специальной литературой и навыки самоорганизации при выполнении самостоятельной работы.

На самостоятельную работу в соответствии с учебным планом отводится 80 часов.

Виды самостоятельной работы студента в рамках дисциплины « Архитектурный рисунок и графика ».

А. Работа над книгой:

Проработка текста книги;

Разбор иллюстративного материала в виде рисунков и репродукций.

Б. Подготовка к выполнению практического задания. Перед началом работы необходимо обустроить рабочее место: подготовить мольберт или планшет, обеспечить достаточную освещенность, если рисунок выполняется с натуры – обеспечить нужное освещение изображаемого объекта и достаточную дистанцию для наблюдения. Следует также подготовить все материалы, рекомендованные для выполнения задания.

В.Выполнение практических заданий для самостоятельной работы.

При выполнении задания следует руководствоваться методическими указаниями для самостоятельной работы студентов и соответствующими разделами рекомендованных учебных пособий.

Г.Подготовка к зачету.

Для получения итогового зачета по дисциплине необходимо завершить все задания, которые выполнялись на аудиторных практических занятиях и практические задания для самостоятельной работы. Завершить и получить оценку по курсовой работе. Только после этого можно получить зачет. Для успешного выполнения практических заданий необходимо понимание теоретических основ. Усвоить теоретические основы дисциплины помогут основополагающие вопросы, приведенные ниже, а также основная и дополнительная литература.

Вопросы для самоподготовки:

1. Назвать все детали дорической капители и их пропорциональные соотношения.

2. Объяснить принцип построения дорической капители и назвать наиболее целесообразную последовательность построения.

3. Назвать особенности перспективного построения архитектурного объекта с использованием высокой точки зрения.

4. Объяснить, в чем сложность изображения реальных пропорций предметов в перспективе и назвать приемы определения и изображения пропорций предметов в перспективном рисунке.

5. Назвать способы определения и изображения визуально воспринимаемых соотношений размеров всех предметов на перспективном рисунке интерьера. Объяснить, как визуально распознаются и точно определяются реальные соотношения размеров всех предметов в перспективном рисунке интерьера.

6. Назвать приемы и последовательность построения композиции рисунка интерьера с натуры.

7. Назвать приемы и последовательность построения композиции рисунка интерьера по представлению.

8. Объяснить значение термина «широкоугольная перспектива».

9. Объяснить специфику изображения светотени в рисунке интерьера.

10. Назвать основные типы композиции орнаментов.

11. Объяснить значение термина «раппорт» и принцип использования раппорта в композиции орнамента.

12. Назвать основные технологические приемы построения орнамента на основе модуля и объяснить принцип использования этих приемов для создания раппорта и компоновки орнаментов разных типов.

13. Назвать технологические факторы, которые нужно учитывать при проектировании орнамента для декоративной формы различных архитектурных деталей.

14. Объяснить приемы и последовательность построения в рисунке формы предмета по ортогональным проекциям.

15. Назвать основные этапы построения перспективного рисунка архитектурного объекта по плану и фасаду.

16. Назвать пропорции головы человека.

17. Назвать пропорции фигуры человека.

18. Описать пластику движения фигуры человека в позиции «контрапост».

19. Назвать основные этапы выполнения рисунка архитектурного пейзажа на пленере.

20. Назвать возможные приемы компоновки архитектурного пейзажа.

21. Объяснить, как выбор положения точки зрения (выше – ниже, ближе – дальше) может влиять на эмоциональное восприятие рисунка перспективы архитектурного экстерьера.

22. Назвать приемы и последовательность перспективного построения архитектурного экстерьера.

23. Дать определение понятию «световоздушная перспектива».

24. Назвать правила и приемы светотеневого решения композиции архитектурного экстерьера.

25. Объяснить возможности использования определенного освещения (рассеянный свет или прямые солнечные лучи, солнце сбоку, спереди или сзади освещаемого пространства), как средства художественной выразительности в архитектурном пейзаже.

Практические задания для самостоятельной работы

    Копия рисунка архитектурного пейзажа, выполненного профессиональным художником.

Цель задания – изучение приемов создания архитектурной композиции с использованием изобразительных средств и возможностей различных графических материалов на основе копирования рисунков старых мастеров и современных профессиональных художников. Время на выполнение задания – 15 ч.

Копия выполняется с использованием материала, в котором выполнен оригинал.



Просмотров