Сиддхартха гаутама краткая биография. Будда шакьямуни - биография, информация, личная жизнь

Данные о себе

Вопрос: Уважаемый Геше-ла, где (если уместно, конечно, слово «где») находится сейчас Будда Шакьямуни? Чем отличается на данный момент Его реализация от реализации, скажем, Будды Майтрейи или Падмасамбхавы?

Ответ: Когда Будда Шакьямуни достиг состояния будды, Шарипутра спросил его: «Если ты покинешь этот мир, кто позаботится о живых существах, кто будет давать им драгоценное Учение?» Будда ответил: «Я не исчезну из мира навсегда. Я всегда буду приходить в мир снова — в облике монаха, в облике духовного наставника, и непрерывно помогать живым существам. Узнайте меня тогда».
Поэтому Будда Шакьямуни по-прежнему приходит в этот мир в человеческом облике, в облике многих великих учителей. Считается, что Будда Шакьямуни и Наставник Трех Миров Лама Тиме Пенден — это один и тот же поток ума. Итак, Будда Шакьямуни впервые появился в Тибете в форме Падмасамбхавы, чтобы распространить там буддизм. Позже, когда Учение в Тибете стало приходить в упадок, он появился там в форме Атиши и способствовал возрождению буддизма. Затем, когда Дхарма вновь стала приходить в упадок, Будда Шакьямуни явил себя в форме ламы Цонкапы. Лама Цонкапа считается Манджушри в человеческом теле. А Манджушри — это аспект мудрости Будды Шакьямуни. Таким образом, все эти великие существа были единым целым с Буддой Шакьямуни.
У каждого будды есть различные аспекты. Сострадательный аспект Будды Шакьямуни, явленный в форме божества, — это Авалокитешвара. Все божества, которые существуют в мире сейчас, — это различные аспекты Будды Шакьямуни, с которыми у нас есть кармическая связь. Например, сейчас эманацией Авалокитешвары считается Его Святейшество Далай-лама.
Таким образом, несмотря на то, что Будда Шакьямуни стал буддой, он никогда не пребывал в блаженстве собственного покоя; из сострадания он являет себя в разных формах во множестве различных миров и направляет живых существ. И в особенности в этом мире, где Будда Шакьямуни преподал свое Учение, он будет перерождаться вновь и вновь до тех пор, пока Дхарма окончательно не исчезнет.
Так же важно считать своего духовного наставника Буддой в человеческом облике. Его Святейшество Далай-ламу вы не можете видеть постоянно, не можете все время получать у него учение. Поэтому своего непосредственного духовного наставника, который все время учит и направляет вас по пути, нужно почитать как и самого Будду Шакьямуни — ведь он вполне может оказаться его воплощением. Итак, мы должны понимать, что Будда Шакьямуни по-прежнему находится среди нас.
Что касается различий между Буддой Шакьямуни и Буддой Майтрейей, то это разные индивидуумы. По преданию, когда Будда Шакьямуни и Будда Майтрейя еще были бодхисаттвами, они были друзьями. В одной из своих предыдущих жизней, когда Будда Шакьямуни родился в царской семье, он, еще будучи ребенком, отдал свое тело на съедение голодной тигрице. Он был младшим из трех сыновей царя. Средним же сыном был Будда Майтрейя. Когда все три брата оказались в лесу и увидели там умирающую с голоду тигрицу, готовую уже сожрать своих детенышей, Будда Майтрейя так же, как и Будда Шакьямуни, почувствовал к ней великое сострадание, но, в отличие от своего младшего брата, не смог пожертвовать собой, чтобы накормить тигрицу. Это объясняется тем, что в свое время Будда Шакьямуни породил в себе бодхичитту на основе метода обмена себя на других, тогда как Будда Майтрейя использовал для порождения бодхичитты другой метод — семь пунктов причинно-следственной взаимосвязи. Поэтому мой духовный наставник сказал мне, что техника обмена себя на других является более продвинутой и мощной.
Итак, между Буддой Шакьямуни и Буддой Майтрейей были небольшие различия в те времена, когда оба еще являлись бодхисаттвами, но впоследствии, когда они достигли состояния будды, их реализации сравнялись. Сейчас они по-прежнему разные индивидуумы, но состояние ума у них в равной степени безупречно. Как говорится, один будда отличается от другого лишь своими кармическими связями — в силу этого будде легче помочь одним существам, чем другим.
Будда Майтрейя считается Буддой будущего. Он придет после того, как Учение Будды Шакьямуни полностью исчезнет из этого мира, и будет пятым по счету Буддой из тысячи Будд, которые, согласно пророчеству, должны прийти в наш мир.

В наше время почти все слышали о Будде, как о родоначальнике древнейшей мировой религии буддизма, однако, рассказать что-то о жизни великого философа, и о самом буддизме мало что могут. Сам Будда является реальным историческим персонажем.

Биография Сиддхарттхи Гаутамы

Родился мыслитель в царской семье народа шакьев в Лумбини, ныне это Непал в 563 году до нашей эры. Прозванный был царевич, именем Сиддхарттха Гаутама, позже он был названный последователями: Буддой (просветленный), Татхагата (пришедшим) и Шакьямуни (мудрецом из рода шакьев).

Отец Гаутамы пытался оградить его от внешней жизни, чтобы он вырос великим царем, как было предсказано. Сиддхарттха жил в трех дворцах, не видя окружающей жизни. Женился он в 16 лет, позже у него родился сын. Царевич получил великолепное образование и с юных лет задавал вопросы, на которые его учителя не могли дать ответы. На тридцатом году жизни Гаутама впервые оказался за территорией дворца и узрел окружающий мир: больных, старых людей и смерть. Увиденное принесло царевичу душевное страдание, он решил отречься от своего прошлого и заняться познанием самого себя.

Будда ушел в лес, где шесть лет жил аскетом, учась у йогинов, но доведя себя до полусмерти. Сиддхарттха так и постиг истины, Будда понял, что чрезмерный аскетизм, только туманит голову и убивает тело. Под деревом Бодхи, Гаутама вошел в глубокий транс, в котором прибывал 49 дней, размышляя о сущности человеческого бытия, и достиг просветления (нирваны) выйдя за пределы круга перерождений души.

Основные положения буддизма

Буддизма делает основной упор на внутренние развитие человека, отрицая, , пышные церемонии и большие храмы, Буддизм Тхераваду, считают что достичь освобождения от земных страданий можно через познанию дуккха – беспокойств, страданий и неудовлетворенных желаний. Именно познания человеком своих дуккха, и осознанный отказ от них, должен способствовать достижению нирваны.

Для достижения духовного освобождения следует добиться очищения кармы человека . Карма, в общем, это все действия, речь и мысли человека, которые формирует вокруг него индивидуальную энергетическую структуру. Очищение кармы достигается с помощью благого пути рассчитанного на восемь лет. Благой путь очень простой, он состоит из правильной речи, образа жизни, мыслей, духовной дисциплины, глубокой нравственности. Сознательного отказа от лжи, сквернословия, порока, прелюбодеяний, воровства зависти и убийства живых существ.

Путь достижения нирваны для каждого человека свой самому Будде потребовалось шесть лет, чтобы стать просветленным, для обычного человека, срок просветления может быть значительно дольше не менее восьми лет.

Значение Гаутамы в мировой истории

Великий философ сумел создать новое учение, которое считается одним из самых мирных на земле. В мире насчитывается почти 500 миллионов буддистов большая часть, из которых проживают в Индии, Китае, Шри-Ланке, Таиланде и Японии.

Большую роль в распространении Буддизма сыграл император Ашока величайший правитель империи Маурьев . Ашока правил с 268 года по 232 до нашей эры. При нем буддизм стал государственной религией на всем Индостане. До перехода в буддизм, как рассказывают источники, император был жестоким царем и вынашивал планы завоевания всего мира, сродни .

После обретения новой веры, Ашока отказался от насилия как средства достижения результатов. Он начал большую миссионерскую работу, посольства с проповедниками-буддистами были направлены в Китай, Тибет, Бирму, Цейлон и даже в Грецию и Египет. Однако позже победил в Индии и буддизм не получил в ней распространения хоть в соседнем Тибете и Шри-Ланке буддизм стал доминирующей религией.

Впоследствии Будда индуистами был провозглашен одним из перевоплощений бога Вишну. В двадцатом веке, буддизм стал завоевывать своих последователей в Западной Европе и США. Большая буддийская община есть и в России. Согласно лунному календарю 3 мая 2017 года буддисты отпраздновали день рождение Гаутамы, а в 11 мая будет праздноваться Весак, день просветления Будды и его ухода в нирвану.

Сохраните информацию и добавьте сайт в закладки - нажмите CTRL+D

Отправить

Класснуть

Линкануть

Вотсапнуть

Запинить

На эту-же тему:

История Будды, пробужденного мудреца из рода Шакья, легендарного основателя мировой религии буддизма и духовного учителя, берет начало в V-VI веке до нашей эры (точная дата неизвестна). Блаженный, почитаемый миром, идущий в благе, полностью совершенный… Его называют по-разному. Будда прожил довольно долгую жизнь, около 80 лет, и прошел удивительный путь за это время. Но обо всем - по порядку.

Реконструкция биографии

Перед тем Будды, следует отметить один немаловажный нюанс. Дело в том, что материала для научной реконструкции его биографии у современной науки очень мало. Поэтому вся информация, известная о Блаженном, берется из ряда буддийских текстов, из труда под названием «Буддачарита» например (переводится как «Жизнь Будды»). Его автором является Ашвагхоша - индийский проповедник, драматург и поэт.

Также одним из источников является труд «Лалитавистара». Переводится, как «Подробное описание игр Будды». Над созданием данного произведения трудилось несколько авторов. Интересно, что именно «Лалитавистара» заканчивает процесс обожествления, деификации Будды.

Еще стоит оговориться, что первые тексты, относящиеся к Пробужденному мудрецу, стали появляться лишь спустя четыре столетия после его смерти. К тому времени рассказы о нем были уже немного изменены монахами для гиперболизации его фигуры.

И нужно помнить: в трудах древних индийцев не освещались хронологические моменты. Внимание акцентировалось на философских аспектах. Ознакомившись со многими буддийскими текстами, можно это понять. Там описание мыслей Будды преобладает над рассказами о времени, в которое происходили все события.

Жизнь до рождения

Если верить историям и легендам о Будде, то его путь к просветлению, целостному и полному осознанию природы реальности начался за десятки тысячелетий до его реального рождения. Это называется колесом чередования жизней и смертей. Понятие более распространено под названием «сансара». Этот круговорот ограничен кармой - вселенским причинно-следственным законом, согласно которому греховные или праведные действия человека определяют его судьбу, предназначенные для него наслаждения и страдания.

Так вот, началось все со встречи Дипанкары (первого из 24-х будд) с ученым и богатым брахманом, представителем высшего сословия, по имени Сумедхи. Тот был просто поражен его спокойствием и безмятежностью. Сумедхи после этой встречи сам себе пообещал достичь точно такого же состояния. Так что его начали именовать бодхисаттвой - тем, кто стремится к пробуждению для блага всех существ, чтобы выйти из состояния сансары.

Сумедхи умер. Но его сила и тяга к просветлению - нет. Именно она обусловила его множественные рождения в различных телах и образах. Все это время бодхисаттва продолжал совершенствовать свое милосердие и мудрость. Говорят, в свой предпоследний раз он родился среди богов (дэвов), и получил возможность выбрать наиболее благоприятное место для своего окончательного появления на свет. Поэтому его решение стала семья почтенного царя шакьев. Он знал, что люди с бóльшим доверием отнесутся к проповедям того, кто имеет такое благородное происхождение.

Семья, зачатие и рождение

Если верить традиционной биографии Будды, его отца звали Шуддходана, и он был раджей (владетельным человеком) маленького индийского княжества и главой племени шакьев - царственного рода предгорий Гималаев со столицей Капилаваттху. Интересно, что Гаутама - это его готра, экзогамный клан, аналог фамилии.

Есть, правда, еще одна версия. Согласно ей, Шуддходана был членом собрания кшатриев - влиятельного сословия в древнеиндийском обществе, в которое входили владетельные воины.

Матерью Будды была царица Махамайя из царства колиев. В ночь зачатия Будды ей приснилось, что в нее вошел слон белого цвета с шестью светлыми бивнями.

В соответствии с традицией шакьев, для родов царица отправилась в дом своих родителей. Но Махамайя до них не доехала - все случилось в дороге. Пришлось остановиться в роще Лумбини (современное местонахождение - государство Непал в Южной Азии, поселение в округе Рупандехи). Именно там будущий Мудрец появился на свет - прямо под деревом ашока. Произошло это в месяц вайшакха - второй от начала года, длится с 21-го апреля по 21-е мая.

Согласно большинству источников, царица Махамайя умерла спустя несколько дней после родов.

Для благословения младенца был приглашен отшельник-провидец Асита из горной обители. Он обнаружил на теле ребенка 32 признаков великого человека. Провидец сказал - младенец станет либо чакравартином (великим царем), либо святым.

Мальчика называли Сиддхартха Гаутама. Церемония именования была проведена на пятый день после его рождения. «Сиддхартха» переводится, как «тот, кто добился своей цели». Чтобы предсказать его будущее, пригласили восьмерых ученых брахманов. Все они подтвердили двойственную судьбу мальчика.

Молодость

Рассказывая о биографии Будды, следует отметить, что его воспитанием занималась младшая сестра Махамайи. Ее звали Маха Праджапати. Отец тоже принимал определенное участие в воспитании. Он хотел, чтобы сын стал великим царем, а не религиозным мудрецом, поэтому, помня о двойственном предсказании на будущее мальчика, всячески старался оградить его от учений, философии и знаний о людских страданиях. Специально для мальчика он приказал построить целых три дворца.

Будущий обгонял всех своих сверстников во всем - в развитии, в спорте, в науке. Но больше всего его тянуло к размышлениям.

Как только юноше исполнилось 16 лет, его женили на принцессе по имени Яшодхара, дочери царя Сауппабудды такого же возраста. Спустя несколько лет у них родился сын, которого назвали Рахула. Он был единственным ребенком Будды Шакьямуни. Интересно, что его рождение совпало с лунным затмением.

Забегая наперед, стоит сказать, что мальчик стал учеником своего отца, а в дальнейшем и архатом - тем, кто достиг полного освобождения от клеш (омрачения и аффектов сознания) и вышел из состояния сансары. Рахула испытывал просветление даже тогда, когда просто шел рядом с отцом.

Целых 29 лет Сиддхартха жил как принц столицы Капилавасту. Он получал все, что только можно было пожелать. Но чувствовал: материальные блага - далеко не конечная цель жизни.

То, что изменило его жизнь

Однажды, на 30-м году своей жизни, Сиддхартха Гаутама, Будда в будущем, отправился за пределы дворца в сопровождении колесничего Чанны. И он увидел четыре зрелища, которые изменили его жизнь навсегда. Это были:

  • Нищий старик.
  • Больной человек.
  • Разлагающийся труп.
  • Отшельник (аскетично отрекшийся от мирской жизни человек).

Именно в тот момент Сиддхартха осознал всю суровую реальность нашей действительности, которая остается актуальной и по сей день, несмотря на минувшие два с половиной тысячелетия. Он понял - смерть, старение, мучения и болезни неизбежны. От них не защитит ни знатность, ни богатства. Путь к спасению лежит только через самопознание, поскольку именно его посредством можно постигнуть причины страданий.

Тот день действительно изменил многое. Увиденное подвигло оставить свой дом, семью и все имущество. Он отказался от прежней жизни, чтобы отправиться на поиски пути для избавления от страданий.

Обретение знаний

С того дня началась новая история Будды. Сиддхартха покинул дворец вместе с Чанной. Легенды гласят, что боги приглушили стук копыт его лошади, чтобы сохранить в тайне отъезд.

Как только принц выехал за пределы города, он остановил первого встречного нищего и поменялся с ним одеждами, поле чего отпустил своего слугу. У этого события даже есть название - «Великое Отправление».

Аскетичную жизнь Сиддхартха начал в Раджагриху - городе в округе Наланда, который сейчас называется Раджгир. Там он просил на улице милостыню.

Естественно, об этом узнали. Царь Бимбисара даже предложил ему трон. От него Сиддхартха отказался, но дал обещание съездить в царство Магадха после достижения просветления.

Так что жизнь Будды в Раджагриху не сложилась, и он покинул город, в итоге придя к двум брахманам-отшельникам, где начал учиться йогической медитации. Освоив учение, он пришел к мудрецу по имени Удака Рамапутта. Он стал его учеником, и по достижении высшего уровня медитативного сосредоточения снова отправился в путь.

Его целью была юго-восточная Индия. Там Сиддхартха вместе с пятью другими людьми, ищущими истину, пытался прийти к просветлению под предводительством монаха Каундиньи. Методы были самыми суровыми - аскеза, самоистязание, всевозможные обеты и умерщвление плоти.

Будучи на грани смерти через целых шесть (!) лет такого существования, он понял - это не приводит к ясности ума, а лишь затуманивает его и изнуряет тело. Поэтому Гаутама стал пересматривать свой путь. Ему вспомнилось, как в детстве он погрузился в транс во время праздника начала пахоты, почувствовал то освежающее и блаженное состояние сосредоточения. И погрузился в Дхьяну. Это особое состояние созерцания, сосредоточенного размышления, которое приводит к успокоению сознания и в дальнейшем - к полной остановке психической активности на время.

Просветление

После отречения от самоистязания жизнь Будды стала складываться иначе - он отправился странствовать в одиночестве, и путь его продолжался до тех пор, пока он не дошел до рощи, находящейся неподалеку от городка Гайя (штат Бихар).

Случайно он набрел на домик деревенской женщины Суджаты Нанды, которая посчитала, что Сиддхартха - это дух дерева. Настолько изможденно он выглядел. Женщина накормила его рисом с молоком, после чего он сел под большим фикусом (сейчас его называют и поклялся не вставать, пока не придет к Истине.

Это пришлось не по нраву демону-искусителю Маре, возглавлявшему царство богов. Он соблазнял будущего Бога Будду различными видениями, показывал ему красивых женщин, пытаясь всячески отвлечь его от медитации посредством демонстрации привлекательности земной жизни. Однако Гаутама был непоколебим, и демон отступил.

Целых 49 дней он просидел под фикусом. И в полнолуние, в месяц вайшакха, в ту же ночь, когда Сиддхартха и был рожден, он достиг Пробуждения. Ему было 35 лет. В ту ночь он получил полное представление о причинах человеческих страданий, о природе, а также о том, что нужно для достижения такого же состояния другим людям.

Это знание потом стали именовать «Четырьмя Благородными Истинами». Вкратце их можно изложить следующим образом: «Есть страдание. И есть его причина, которой является желание. Прекращение страдания - это нирвана. И есть путь, который ведет к ее достижению, именуемый Восьмеричным».

Еще несколько дней Гаутама думал, пребывая в состоянии самадхи (исчезновение идеи собственной индивидуальности), обучать ли полученным знаниям остальных. Он сомневался, подвластно ли им будет прийти к Пробуждению, ведь все они переполнены обманом, ненавистью и жадностью. А идеи Просветления очень тонкие и глубокие для понимания. Но за людей вступился высший дэв Брахма Сахампати (бог), который попросил Гаутаму привнести в этот мир Учение, поскольку всегда найдутся те, которые его поймут.

Восьмеричный путь

Рассказывая о том, кто такой Будда, нельзя не упомянуть и Благородный восьмеричный путь, который прошел сам Пробудившийся. Это - дорога, ведущая к прекращению страдания и освобождению от состояния сансары. Об этом можно рассказывать часами, но если вкратце, то Восьмеричный путь Будды - это 8 правил, следуя которым можно прийти к Пробуждению. Вот что они собой представляют:

  1. Правильное воззрение. Подразумевает постижение четырех истин, которые были указаны выше, а также других положений учения, которые нужно пережить и сформировать прочувствованное в мотивацию своего поведения.
  2. Правильное намерение. Нужно твердо увериться в своем решении следовать восьмеричному пути Будды, ведущему к нирване и освобождению. И начать взращивать в себе метту - дружелюбие, благожелательность, любящую доброту и добросердечность ко всему живому.
  3. Правильная речь. Отказ от сквернословия и лжи, клеветы и глупости, непристойности и подлости, пустословия и распри.
  4. Правильное поведение. Не убивать, не воровать, не распутничать, не пьянствовать, не лгать, не совершать никаких иных злодеяний. Это - путь к социальной, созерцательной, кармической и психологической гармонии.
  5. Правильный образ жизни. Надо отказаться от всего, что может причинить страдание любым живым существам. Выбрать соответствующий род деятельности - зарабатывать в соответствии с буддийскими ценностями. Отказаться от роскоши, богатства и излишеств. Это избавит от зависти и от иных страстей.
  6. Правильное усилие. Стремление осознать себя и научиться различать дхармы, радость, умиротворение и спокойствие, сконцентрироваться на достижении истины.
  7. Правильное памятование. Уметь осознавать собственное тело, ум, ощущения. Пытаться научиться видеть себя, как скопление физических и психических состояний, различить «эго», разрушить его.
  8. Правильное сосредоточение. Уход в глубокую медитацию или дхьяну. Помогает достичь предельной созерцательности, освободиться.

И это - вкратце. С этими понятиями в первую очередь и связано имя Будды. И, кстати, они же и легли в основу школы дзэн.

О распространении учения

С момента постижения Сиддхартхой начали узнавать, кто такой Будда. Он занялся распространением знания. Первыми учениками стали торговцы - Бхаллика и Тапусса. Гаутама дал им по несколько волос со своей головы, которые, если верить приданиям, хранятся в 98-метровой позолоченной ступе в Янгоне (пагода Шведагон).

Затем история Будды складывается таким образом, что он отправляется в Варанаси (город, для индусов значащий то же, что и Ватикан для католиков). Сиддхартха хотел рассказать своим бывшим учителям о своих достижениях, но оказалось, что они уже умерли.

Тогда он направился в пригород Сарнатх, где и провел первую проповедь, в которой своим товарищам по аскезе он поведал о Восьмеричном пути и Четырех истинах. Каждый, кто его выслушал, вскоре стал архатом.

Следующие 45 лет имя Будды становилось все узнаваемей. Он путешествовал по Индии, преподавал Учение всем желающим, кем бы они ни были - хоть людоедами, хоть воинами, хоть уборщиками. Гаутаму сопровождала и сангха, его община.

Обо всем этом прознал его отец, Шуддходана. Царь направил целых 10 делегаций за сыном, чтобы они привели его обратно в Капилавасту. Но это в обычной жизни Будда был принцем. Все давно стало прошлым. Делегации пришли к Сиддхартхе, и в итоге 9 из 10 присоединились к его сангхе, став архатами. Десятую Будда принял и согласился отправиться в Капилавасту. Он пошел туда пешком, на пути проповедуя Дхарму.

Вернувшись в Капилавасту, Гаутама узнал о предстоящей смерти своего отца. Он пришел к нему и рассказал о Дхарме. Прямо перед смертью Шуддходана стал архатом.

После этого он вернулся в Раджагаху. Воспитавшая его Маха Праджапати просила принять ее в сангху, но Гаутама отказал. Однако женщина не приняла этого, и отправилась за ним вместе с несколькими благородными девушками рода Колия и Шакья. В итоге Будда благородно принял их, увидев, что их способность к просветлению находится наравне с мужской.

Смерть

Годы жизни Будды были насыщенными. Когда ему исполнилось 80 лет, он сказал, что вскоре достигнет Паринирваны - конечной стадии бессмертия, и освободит свое земное тело. Перед тем как вступить в это состояние, он спросил у своих учеников, имеют ли те какие-либо вопросы. Их не было. Тогда он произнес свои последние слова: «Все составные вещи недолговечны. Стремитесь к собственному высвобождению с особым усердием».

Когда он умер, его кремировали по правилам обряда для Вселенского властителя. Останки разделили на 8 частей и поместили в основании ступ, специально воздвигнутых для этого. Считается, некоторые памятники сохранились и по сей день. Храм Далада Малигава, например, в котором хранится зуб великого мудреца.

В обычной жизни Будда был просто статусным человеком. И пройдя сложный путь, он стал тем, кто смог достичь высшего состояния духовного совершенства и вложить знания в умы тысяч людей. Именно он - основатель древнейшего мирового учения, имеющего непередаваемое значение. Не удивительно, что празднование дня рождения Будды - масштабный и громкий праздник, отмечающийся во всех странах Восточной Азии (кроме Японии), и в некоторых являющийся официальным. Дата меняется ежегодно, но выпадает всегда на апрель или май.

Отцом Будды легенда называет царя племени шакьев Шуддходану, жившего в своей столице Капилавасту (таково её санскритское название, на тесно связанном с буддийской литературой языке пали оно произносится как «Капилаваттху»). Шуддходана был женат на двух дочерях соседнего царя колиев – народа, жившего на противоположном от шакьев берегу реки Рохини. Долгое время оба брака отца Будды оставались бездетными. Только на 45-м году супружества забеременела старшая из двух его жен, Майя. Когда она, как этого требовал обычай того времени и ее общественное положение, хотела удалиться в дом своих родителей, чтобы там дождаться родов, она по дороге неожиданного разрешилась от бремени в роще Лумбини (нынешний округ Сиддхартханагар, штат Уттар-Прадеш, в полутора километрах от границы с Непалом). Майя родила сына, получившего имя Сиддхартхи. Это и есть настоящее имя Будды, которого чаще называют его фамильным именем – Гаутама (Готама). Все другие прозвища Будды – только эпитеты, и число их соответствует благоговению и почитанию, которое питали к нему его ученики. Все эти прозвища, подобно данным Иисусу – Спаситель, Избавитель, Христос и т. д., суть не что иное, как выражение его качеств; так, Шакья Муни – значит мудрец из рода Шакья, Шакья Сингха – Шакья-лев, Бхагават – достойный, Саттха – учитель, Джина – победитель и т. д.; имя Будда есть также только прозвище и обозначает «Познавший».

Рождение Будды царицей Майей

Рождение Сиддхартхи можно с некоторой вероятностью отнести к 560 – 557 гг. до н. э., год же его смерти к 480 – 477 до н. э. Мать будущего Будды умерла уже на седьмой день после его рождения, и воспитание его взяла на себя сестра покойной, Праджпати, растившая его с большой любовью. По обычаю того времени молодой Сиддхартха уже на девятнадцатом году был обвенчан с двоюродной сестрой своей Язодхарой, дочерью царя кольев; на десятом году этого супружества у него родился сын Рахула. Другой на месте Сиддхартхи был бы счастлив и доволен: на его долю выпало все, что составляло идеал знатного кшатрия . Но его, 29-летнего мужа, все это не удовлетворяло: среди внешней роскоши, которой он был окружен, его серьезный и возвышенный ум с отвращением отворачивался от мирской суеты. Мысли будущего Будды о мировом несчастье и об освобождении от этого несчастья воплощаются в предании в объективную, очеловеченную форму: божество предстает перед ним сначала в виде дряхлого старца, затем в виде тяжелобольного, еще позже в виде разлагающегося трупа, и, наконец, в виде почтенного отшельника. Рождение сына было последним толчком, заставившим его привести в жизнь давно назревшее решение, – в ребенке он увидел только новые узы, связывавшие его с миром. Повествование о бегстве Сиддхартхи – это самый трогательный эпизод из всей буддийской легенды о его жизни. Только еще один раз он хочет видеть самое дорогое, что у него есть на свете, и прижать к сердцу своего новорожденного сына. Тихо подкрадывается он в опочивальню, где спят его жена и сын. Но рука матери покоится на головке ребенка, и Сиддхартха, боясь разбудить мать, не решается обнять его.

Так, без прощания, оставляет будущий Будда жену и ребенка и один со своим возницей отправляется навстречу ночи. Далее он дарит вознице все свои украшения и поручает ему привезти своим родным весть о своем решении; после этого он обрезает коротко свои волосы, меняет богатые одежды на платье прохожего нищего и, одинокий, направляется к столице государства Магадха , Раджагриха, вблизи которой в скалистых пещерах жили отшельники. Он присоединился к ним в надежде от них узнать смысл великой загадки бытия. Но метафизика брахманов не могла удовлетворить его пытливый ум: ни у Алары Каламы, ни у Уддака Рамапутты он не нашел того, чего искал, – пути к спасению от мировой скорби. Он оставляет обоих учителей и направляется к лесам Урувелы (при современном Будда-гае), где, посвятив себя самому строгому аскетизму, жило уже пять других отшельников. В течение шести лет тот, кому вскоре суждено стать Буддой, превосходит всех своих товарищей в самом беспощадном умерщвлении своей плоти; от прежнего Сиддхартхи, полного красоты и силы, остается одна только тень. Слава о его нечеловеческом самобичевании разносится далеко; сам же он, в то время как другие считают его уже на пути к спасению, чувствует себя все более несчастным.

Наконец слабость доводит его до обморока; после того, как он приходит в себя, он решает оставить избранный им ложный путь. Но когда он снова начинает принимать пищу, как все прочие люди, он теряет веру и уважение своих пяти товарищей; они не желают оставаться долее в его обществе и направляются к священному городу Бенаресу, чтобы там в более чистой обстановке продолжать предаваться умерщвлению плоти. Оставшемуся одиноким Сиддхартхе предстоит еще самая тяжелая душевная борьба. Буддийская легенда представляет нам происходящий в нем душевный и умственный разлад как борьбу светлых и темных духов, которая ведется с таким ожесточением, что весь мир содрогается и грозит обрушиться. На берегах Наиранджары на него, наконец, снисходит благодать познания. Все ему становится ясным – он получает откровение, которое указывает ему смысл страдания и путь к спасению. Теперь он становится Буддой – «Познавшим», достигшим не только для себя, но и для всего мира того познания, которое ведет к спасению.

Статуя Будды из Сарнатха (пригорода Варанаси - Бенареса). IV век н. э.

Семь дней Будда в возвышенной ясности духа, в блаженном просветлении под священной смоковницей (ficus religiosa; по-сингалезски: дерево бо – древо познания; на санскрите: bodhi). Находятся два добрых человека, которые приносят ему рисовые лепешки и мед. Он дает им взамен высшее, чем он обладает, – свое учение; и оба, Тапуса и Бхаллика, становятся его первыми последователями, они «приходят под защиту Будды и его учения». На просветленного Будду находит сомнение, будет ли в состоянии недалёкий ум народной массы обнять великую истину. Но бог мира Брахма заставляет его возвестить миру свое учение, и Будда уступает: он идет в тот самый лес, где пребывают его прежние пять товарищей по покаянию, и излагает им в «Бенаресской проповеди» основы своего учения – буддизма. Ни радости жизни, ни умерщвление плоти не могут привести к цели, к ней ведет только средний путь. В широких чертах излагает он им истину о страдании и восьмикратный путь к спасению.

С этого момента жизнь Будды наполнена поучением и обращением народа: небольшая община быстро увеличивается присоединением к ней шести знатных граждан из Бенареса; затем примыкают еще 50 учеников. Слух о новом учении разносится далеко; со всех сторон стекаются народы, чтобы услышать его. Будда высылает всех своих 60 учеников апостолами в мир: «Идите, о нищие, несите спасение и благо народам, спасение, пользу и благо богам и людям». Недолго пришлось оставаться Будде одиноким после того, как он выслал апостолов: скоро еще новых 30 богатых юношей, а затем 1000 аскетов-огнепоклонников примыкают к его учению. Но самым важным было присоединение к учению Будды Бимбисары, царя великого царства Магадха: в нем буддизм приобрел могущественного покровителя, и непосредственно за его обращением Будда уже десятками тысяч насчитывает своих духовных братьев. Еще важнее было присоединение самых выдающихся учеников Будды Сарипутты и Могалланы.

С присоединением к учению Будды царя Бимбисары впервые проявляется та черта, которая характеризует дальнейшее развитием этой религии: склонность приобретать благорасположение правителей и становиться под их защиту. И вот волна буддизма в отдельных государствах то приливает, то отливает в зависимости от того, процветает ли или падает господствующая в них династия; явление это мы видим, между прочим, и на Цейлоне, где буддийская община необыкновенно процветает под эгидой сильных и счастливых правителей, но зато при обрушившихся на страну политических несчастьях в период войны с дравидами, она неоднократно приходит в упадок и, наконец, совершенно исчезает. Буддизм всегда выказывал до известной степени податливость по отношению к сильным мира: уже первый высокий покровитель его, Бимбисара, сумел добиться того, чтобы в монашеской общине были введены принятые уже раньше у многих брахманских монахов ежемесячные покаяния (строгое соблюдение четырех лунных четвертей) и дни упосадха. В другой раз, когда Будда в одно из своих позднейших странствований возвращается в свой родной город, и собственный сын его, Рахула, примыкает к его общине, он по просьбе старого князя к правилам о принятии в общину присовокупляет еще постановление, по которому никакой сын не может сделаться монахом без согласия своего отца. Едва ли тоже Будда поборол бы свое отвращение к устройству орденов монахинь, если бы его приемная мать Праджапати, желавшая основать такой орден, не была царского рода. С другой стороны, новое учение приобрело, благодаря покровительству сильных, не только благорасположение народа, но и желательную опору: бедность была обязательна лишь для отдельного монаха, – орден с самого начала с благодарностью принимал богатые приношения. Первым таким даром была бамбуковая роща при столице царства Магадха, и еще при жизни самого Будды цари и богатые люди соперничали между собой в таких приношениях; целый ряд обширных садов и парков уже при его жизни был завещан ордену; особенно знаменитым был сад в Джетаване при Саваттхи. На Цейлоне, относительно которого история буддизма более выяснена, в руках ордена находилась большая и самая лучшая часть всех плодородных земель.

Из учеников Будды, стоявших к нему особенно близко, самым симпатичным является двоюродный брат его Ананда; он не отличался большим умом, но его нежная заботливость и преданность учителю завоевывают наши сердца. Тесный круг людей, сплотившихся вокруг Будды, не был, однако, свободен от темных пятен, как и круг учеников Христа: в лице Девадатты, преисполненного высокомерия и неукротимого честолюбия, выступает перед нами уже во времена Будды дух сектантства, приводивший впоследствии неоднократно к расколу; многие последователи Будды отпали еще при жизни учителя. И как потом каждая секта старалась очернить другие, так и здесь легенда упрекает честолюбивого ученика даже в покушении на жизнь своего учителя.

Голова Будды. Индийский национальный музей, Дели

В течение 45 лет после того, как на него снизошло «озарение», Будда странствовал, поучая, по стране; и последователи его насчитывались уже многими тысячами, когда тяжелая болезнь впервые напомнила ему о близости кончины. Озабоченно задает себе вопрос община, кто после смерти его будет ее руководителем. Будда указывает им на них же самих: «Будьте сами себе светочем, сами себе прибежищем и не ищите другого прибежища; учение должно быть вашим светом, вашим прибежищем, и не ищите другого прибежища». Силой воли больной выздоравливает еще раз, но по его собственному предсказанию кончина его должна наступить через три месяца. Легенда рисует нам последние дни Будды с такими реальными подробностями, что здесь, по всей вероятности, мы имеем дело уже с историческими воспоминаниями. Будда отправился со своим любимым учеником Анандой в Паву; в гостях у кузнеца Кунды, в обществе других монахов, Будда за трапезой вкушает испорченное кабанье мясо, после чего заболевает. Тем не менее он продолжает свой путь. Но уже вблизи Кусинары силы изменяют ему. В тени двух деревьев-близнецов, куда его положили, Будда ожидает смерти. Еще раз благодарит он своего верного Ананду за всю его любовь и преданность и спрашивает собравшихся вокруг него монахов, имеет ли кто-либо из них еще какие-нибудь сомнения; когда никто их не выражает, Будда обращается к окружающим с последними своими словами: «Истинно, о монахи, говорю вам: тленно все существующее, стремитесь без устали к совершенству». После этого существо его вступило в Нирвану.

«Как поступают с останками короля королей, так должно поступить с останками Совершенного», – таков был ответ Ананды, когда Маллы из Кусинары спросили его о способе погребения. Шесть дней продолжались приготовления; и, наконец, с большой торжественностью был зажжен погребальный костер Будды. Кости великого усопшего были собраны; со всех сторон стали требовать мощей, чтобы сохранить их в достойных мавзолеях («ступах»). Тогда решили разделить останки на восемь частей и раздать их главным государствам, в которых жил и учил Будда.

Этого мальчика звали Сидхадка Гаутама. Его имя переводится как “достигающий цели”. Сейчас его больше знают под именем Будда Шакьямуни. Он рос, и его окружали только молодые и здоровые люди, больных и старых просто не допускали во дворец. Но юный Сидхадка очень интересовался окружающим миром. Он много раз просил отца выйди за пределы дворца, и однажды получил разрешение.

Царь распорядился убрать всех немощных, больных и старых с улиц города, но, как и часто бывает, слуги не уследили. Во время прогулки принцу попался человек, который лежал на земле и почти не мог двигаться. Принц спросил у слуги: что происходит с этим человеком? Слуга ответил, что этот человек болеет. И что все люди вокруг подвержены недугам. Это поразило Сидхадку до глубины души, ведь он видел болезнь впервые.

Принц попросил отца выйти из дворца во второй раз, и опять слуги не доглядели. Ему попался немощный старик. Он опять попросил пояснений у слуги. Тот ответил, что это старость и все люди без исключения станут такими.

В третий раз принц и слуга наткнулись на похоронную процессию, и Сидхадка узнал, что в мире существует смерть, и каждый человек в определённый момент умрет. Его впечатление от увиденного было колоссальным. Он раз и навсегда решил найти путь избавления от страданий.

Где же происходили все эти события 2500 лет тому назад?

Долгое время никто не знал ответа. Ученым были доступны только приблизительные описания, но такой страны, которая описывалась в древних легендах, уже давно не существовало.

На помощь пришли архивы из Китая. Китайские паломники еще в 3-м веке написали о месте, где может быть родился Будда. Они описывали колонну, построенную древним королем Индии Ашокой. А с момента рождения Будды Шакьямуни прошло уже более 700 лет. Это место нашли, но доказательств пока не было. На этом месте когда-то был храм Буддизма, но он был построен во времена Ашоки.

Под этим храмом нашли следы еще одного, но уже деревянного, и его возраст как раз определили в 2500 лет. Это место называется “Лумбини”.

Точно не доказано, что Будда родился именно тут, на звание места рождения великого учителя претендуют еще несколько мест в Непале и Индии.

Многие спрашивают, почему у Будды такие разные имена? Шакьямуни – это идентификатор принадлежности к роду Шакья, Сидхадка – это имя, а Гаутама – это фамилия. Дело в том, что к тому моменту родовой-общинный строй у народов Непала и северной Индии еще не разложился полностью. Они еще не перешли к рабовладельческой структуре общества, и родовые традиции были очень сильны. Фактически, отец Сидхадки был наполовину царем, и наполовину вождем.

С другой стороны, рабство уже существовало. Так, в споре с одним из своих оппонентов, сам Будда Шакьямуни говорил оппоненту, что его род произошел от рабыни рода Шакья, пытаясь тем самым ослабить позицию собеседника.

Сидхадка жил во дворце, но не стоит представлять себе шикарные хоромы. Дворцы тех времен были не шикарнее обычного дома. 2500 лет до нашей эры. Всего 200 лет назад был основан Рим – вечный город. Понятно, что серьезных удобств еще никто не имел.



Просмотров