В каких случаях слово употребляется с предлогом. «Правило употребления предлогов о и об Предлог перед словом с согласной буквы

Почему вы правы, когда недовольны, услышав-прочитав чье-то «Я с магазина вернулась», «За этот фильм ничего не могу сказать, я его не видел»? Разбираем трудные случаи употребления простых предлогов, взяв на заметку советы портала «Грамота.ру».

К врачу или КО врачу?

Несмотря на две подряд согласные в слове «врач», правильно писать и говорить «к врачу». «ко» требуется лишь в ряде случаев:

– перед словами «лев», «лед», «лен», «лоб», «ложь», «мох», «ров», «рожь», «рот», «весь», «всякий», «всяческий», «вторник», «второй», «многое» в дательном падеже: ко лбу, ко льву, ко всякому празднику;

– перед словом «мне»: приходи ко мне;

– перед словами «вчерашний», «шов» можно использовать и предлог «к», и предлог «ко»: обратимся к/ко вчерашним новостям.

НО! В некоторых случаях (в художественной литературе, в публицистике) для придания речи пафоса и торжественности возможна замена предлога «к» на «ко»: ко вселенской трагедии.

ПРО книгу или О книге?

Оба варианта возможны, но предлог «про» – примета разговорного стиля, непринужденной речи, тогда как словосочетание с «о» стилистически нейтрально и безупречно грамотно.

В Украине или НА Украине?

Это один из самых популярных вопросов специалистам портала «Грамота.ру». Их ответ: литературная норма современного русского языка – «на Украине», «с Украины». И никакой политики, только традиции великого и могучего, которые складывались веками.

Контроль ЗА или контроль НАД?

Оба предлога могут быть использованы в паре с существительными, которые образованы от глаголов: контроль за / над расходованием прибыли. Тонкости: если существительное обозначает действие, процесс или признак, лучше выбрать предлог «за» (контроль за самостоятельной работой учеников, контроль за исполнением приказа директора). А если это отвлеченное понятие или одушевленный объект, чаша весов склоняется в пользу «над» (контроль над стажерами, контроль над бизнесом).

Тревожиться ЗА или тревожиться О?

Не нужно тревожиться за собственную грамотность или плохо думать о ней же: оба варианта имеют право на существование. Прежде, впрочем, конструкция «тревожиться о чем-либо, ком-либо» считалась разговорной.

О всех, ОБ всех или ОБО всех?

Правильный ответ: обо всех. Когда же нужны предлоги «о», «об» и обо»?

– в винительном падеже перед словами, которые начинаются с согласных (кроме слов «всё», «всю», «все», «всех», «что»), пишем-произносим предлоги «о»/«об»: ударился о/об воду;

– в винительном падеже перед словами, которые начинаются с гласных, нужен предлог «об»: об университете, об абрикосовом варенье;

– в винительном падеже перед словами «все», «всё», «всех», «всю», «что», «что-либо», «что-нибудь», «что-то» ставим предлог «обо»: запнулся обо что-то в темноте;

– в предложном падеже перед словами, которые начинаются с согласных (кроме слов «мне», «всём», «всей», «всех»), требуется предлог «о»: спел о любви;

– в предложном падеже перед словами, которые начинаются с гласных, употребляется предлог «об»: напомнила об отпуске;

– в предложном падеже перед словами «мне», «всём», «всей», «всех» нужен предлог «обо»: догадался обо всех ее уловках.

НО! Словам с «е», «ё», «ю», «я» в начале (падеж уже не важен) подходит только предлог «о», так как они не в написании, но в произношении «стартуют» с согласного звука «й»: елка = йолка, поэтому о елке, о яблоках, о юристе.

ЗА книгу или О книге?

Какая фраза кажется вам более благозвучной: «Скажу за новую книгу: интересная» или «Скажу о новой книге: интересная»? Вы правы: употребление предлога «за» вместо предлога «о» неверно.

Он Из магазина или он С магазина?

Запомним пары предлогов, дополняющих друг друга как инь и ян: предлог «из» – напарник «в», а предлог «с» – друг «на». То есть если кто-то ушел в магазин, то и вернется из магазина, а никак не с него. А если кто-то родом с Урала, то и навестить родителей отправится на Урал (сравните: «я из Сибири», но «еду в Сибирь»).

С вчерашнего дня или СО вчерашнего дня?

В этом примере оба варианта равноправны. А вообще предлог «со» вместо «с» необходим:

– перед словами, которые начинаются с «с/з/ш/ж + согласный» или с согласного «щ»: со шхуны, со щедростью;

– перед словами «лев», «лед», «лен», «лоб», «мох», «ров», «рот» в родительном и творительном падежах: со лба, со льдом;

– со словами «мной», «мною»;

– перед падежными формами слов «вошь», «весь», «всякий», «всяческий», «вторник», «второй», «многое»: со вторника, со всеми;

– в устойчивых сочетаниях: со вкусом, со вниманием, со временем, со двора, со дня на день, со дна.

МЕЖДУ деревьев или МЕЖДУ деревьями?

Филологи знают: сказать «между чем?» и «между чего?» не ошибка. Но второй вариант (между деревьев, между столов, между книг) считается устаревающим.

У нас самих или У нас У самих?

Повторять предлог в подобных выражениях не нужно, это черта просторечия.

В Вселенной или ВО Вселенной?

Перед словами, которые начинаются с «в/ф + согласный» (во всероссийском конкурсе, необходимость во фторировании воды), нужно писать и произносить предлог «во». Иначе, особенно в устной речи, легко споткнуться на невыговариваемом скоплении согласных звуков.

ПО 20 мая или ДО 20 мая?

Итак, вам нужно обозначить себе или кому-то еще временной промежуток и указать дату его окончания. Принято считать, что в дате с предлогом «до» границей служит предыдущий день: например, до 20 мая – это 19 мая как последний срок. А если указано «по 20 мая», то завершить задачу можно и 20-го числа. Но лингвисты подчеркивают: конструкции с тем и другим предлогом не определяют достоверно, входит ли контрольная дата в завершаемый ею период. И советуют добавлять наречие «включительно»: с 10 до 20 мая включительно, с 10 по 20 мая включительно.

К понедельнику или В понедельник?

И снова тонкости смысла. «К понедельнику» означает, что нужно сделать что-то в воскресенье, до начала следующего дня. «В понедельник» – значит, дело можно сделать в течение этого дня.

Заявление Петровой или заявление ОТ Петровой?

Оба варианта при написании документа равнозначны: использовать предлог или нет – выбор за вами.

Конспект урока

Ф.И.О. учителя: Сенина Марина Юрьевна

Место работы: Крюковский филиал МБОУ Новоникольская СОШ

Должность: учитель начальных классов

Класс: 4

Предмет: русский язык

Дата: 08.10.2014

Тема урока: «Правило употребления предлогов о и об »

Базовый учебник: «Русский язык 4 класс», 1 часть / Н.А. Чуракова. – М.: Академкнига / Учебник, 2014

УМК «Перспективная начальная школа»

Тип урока: Открытие новых знаний и способов действий решения учебной задачи.

Цели урока: -предметные цели: организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новой темы; по изучению и первичному закреплению правила употребления предлогов о и об ;

развивающие цели: создать содержательные и организационные условия, ориентированные на развитие у школьников умения ставить цель, формулировать проблему, предлагать пути ее решения, рефлексивные умения; развития коммуникативной культуры школьников; умения переходить от конкретных задач к постановке и решению учебной задачи; обращаться за разъяснениями, четко сформулировав свои сомнения;

-воспитательные цели : актуализировать личностный смысл учащегося на изучение темы, ориентировать на здоровый образ жизни.

Формы работы учащихся: Формы учебного сотрудничества с учителем и сверстниками:

— фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах, групповая работа.

Технологии, используемые на уроке: компетентностно – ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, информационно – коммуникативные технологии, проблемное обучение, здоровье сберегающие технологии, технология уровневой дифференциации обучения.

Планируемые результаты:

— предметные: осваивают первоначальные представления о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных); умеют использовать знания для решения познавательных, практических задач;

— личностные : принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют мотивы учебной деятельности; выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, активность, желание больше узнать; имеют установку на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацию к творческому труду, к работе на результат; задаются вопросом о личностном смысле учения и умеют находить ответ на него;

Характеристика этапов урока

Этап урока время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивировация (самоопределение) к учебной деятельности Приветствует обучающихся, создает эмоциональный настрой, мотивирует их к уроку.

Я рада видеть каждого из вас!

И пусть прохладой осень в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости на слова учителя.

Регулятивные:

умение самостоятельно организовать свое рабочее место.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация

знаний, подготовка к восприятию нового материала

1. Пословица:

«При частой горести придут и болести»

2. Словарная разно-уровневая индивидуальная работа по карточкам (карточка № 1)

Ориентирует учащихся на здоровый образ жизни

Организовывает повторение изученного о предлогах и форме ед.ч. предложного падежа имен существительных.

В чем особенность П.п.?

Что вы знаете о предлогах?

Сообщает интересные сведения о предлогах.

Как вы думаете, сколько предлогов в русском языке? (около 200)

Предлог – с греческого означает «калька», переводится «перед словом»

Организует разно-уровневую диагностическую словарную работу, создает ситуацию успеха.

Вставьте пропущенные

буквы и запишите имена существительные или словосочетания в форме ед.ч. П.п.

Читают пословицу и объясняют ее смысл.

Вспоминают пройденный материал, отвечают на вопросы учителя.

Записывают пословицу и находят существительные с орфограммой «безударный гласный в окончании», доказывают правильность написания.

Делятся имеющимися знаниями о предлогах.

Выбирают уровень сложности работы.

Вставляют пропущенные буквы и записывают имена существительные или словосочетания в форме ед. ч. П.п.

Слайд №2

Личностные:

жизненное самоопределение – ориентирование на здоровый образ жизни, повышают учебную мотивацию. Познавательные:

самостоятельно выполняют предложенные задания, опираясь на полученные знания.

Коммуникативные :

умение правильно строить свои высказывания и слушать мнения товарищей.

Регулятивные:

выполнять учебные действия в письменной форме, контролировать себя в процессе.

3.Выявление места и причины затруднения.

1.Творческая работа в группах. Сочинение загадок по опорным словам.

(карточка №2)

2.Создание проблемной ситуации.

Составление и запись предложения со словами-отгадками.

3.Фиксация новой учебной задачи, определение темы урока.

Организовывает творческую деятельность учащихся в группах.

Организовываетпогружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Учитель предлагает составить предложение со словами-отгадками, употребив их в П.п. с предлогами О или ОБ.

Выдвигает проблему, подводит к теме урока.

Как вы считаете, какой предлог надо написать?

Кто думает по-другому?

Можете ли вы с уверенностью сказать, какой предлог О или ОБ надо написать?

Если нет, то пока предлог писать не будем, оставим для него место.

Предлагает определить задачу и тему урока.

Сочиняют в группах загадки по опорным словам, зачитывают, обсуждают.

Слайд №3

Учащиеся составляют предложение и записывают.

Мы придумали загадки __

листьях,__ осени,__ ягодах.

Высказывают разные точки зрения о том, какой употребить предлог О или ОБ, но аргументировать не могут.

Фиксируют новую учебную задачу, определяют тему урока.

Слайд №4

Личностные:

имеют мотивацию к творческому труду, проявляют активность.

Познавательные:

пытаются решить задачу известным способом,

фиксируют проблему.

Коммуникативные:

строят понятные для собеседника высказывания,

прислушиваются к мнению других, договариваются друг с другом.
Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Построение проекта выхода из затруднения и его реализация

1. Работа по учебнику с. 60 (устная)

2. Письменная работа по учебнику с. 61

3.Конструирование нового способа действия

(карточка № 3)

7 мин.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи.

Организовывает письменный анализ учебной задачи по образцу.

А теперь прочитайте размышления Маши и Миши в учебнике.

Воспользуйтесь советом Кости. Запишите два последних столбика слов и возле каждого столбика укажите, с какого звука оно начинается.

Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Теперь вы понимаете, почему слова во 2-ом и 3-ем столбиках используются с разными предлогами?

А почему слова в 1-ом и 3-ем столбиках употребляются с одним и тем же предлогом?

Организует учебное взаимодействие учеников для формирования понятия.

Поиск и выделение нужной информации из учебника. Рассматривают в учебнике (с.60), как употребляются существительные с предлогами О и ОБ.

Слайд №5

Приходят к единому мнению, что понятно только с первым столбиком: если слово начинается с согласного звука, надо употреблять предлог О.

Записывают два последних столбика слов и возле каждого слова указывают, с какого звука оно начинается.

Слайд №6

Слайд №7

Слайд №8

Выдвигают гипотезы, обосновывают свой выбор.

Работают в парах (карточка № 3)

Формулируют правило употребления предлогов О и ОБ.

Слайд №9

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, активность, желание больше узнать;

интерес к предметно – исследовательской деятельности.

Познавательные:

извлекают информацию из учебного текста;

анализируют,

доказывают,

аргументируют свою точку зрения, делают выводы.

Коммуникативные:

Физкультминутка Проводит физкультминутку Выполняют движения под видеозапись. Осуществляют профилактику утомления. Личностные:

ориентирование на здоровый образ жизни.

5.Усвоение новых знаний и способов действий

1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Работа со стихотворением. Презентация.

Слайды №11-17

2.Самостоятельная работа с самопроверкой.

Упражнение №38 (1ч.) с. 62

3.Коррекционная работа.

Продолжение работы с предложением со словами-отгадками.

4. Работа со словосочетаниями.

Учебник с.62

Организует первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Демонстрирует слайды с текстом стихотворения, в котом пропущены предлоги.

Организует практическую самостоятельную работу по учебнику с последующей самопроверкой.

Формулирует задание.

Контролирует правильность выполнения задания, оказывает помощь.

Организует коррекционную работу

Можете ли вы теперь с уверенностью сказать, какой предлог О или ОБ надо написать?

Организует применение общего способа действия для решения частных задач

Как вы думаете, со словосочетаниями надо использовать те же предлоги, что и со словами?

Предлагает сделать вывод

Читают стихотворение и показывают карточку с предлогом О или ОБ , объясняют свой выбор.

Слайд №11-17

Выполняют самостоятельно упражнение № 38 (1ч.)

Записывают имена людей в два столбика: в первый с предлогом О, во второй- с предлогом ОБ.

Выполняют самоконтроль.

Слайд №18

Обосновывают

правильность выбора предлогов О или ОБ

Слайд №19

Высказывают свое мнение об употреблении предлогов О и ОБ со словосочетаниями.

Читают текст в учебнике на с.62. Сравнивают со своим мнением.

Делают вывод

Слайд №20

Личностные:

принимают и осваивают социальную роль учащегося, имеют мотивацию к работе на результат.

Познавательные: применяют новый способ, осознают познавательную задачу и решают ее самостоятельно, осуществляют классификацию по заданному критерию. Коммуникативные:

строят рассуждения, понятные для собеседника; умеют использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные:

воспроизводят в памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

отрабатывают способ в целом;

осуществляют самоконтроль.

6.Рефлексия учебной деятельности Предлагает выбрать пословицу, которая объясняет необходимость полученных знаний.

Закончите предложения

Читают и выбирают пословицу.

Слайд №21

Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока.

Слайд №22

Личностные: задаются вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и умеют находить ответ на него;

Познавательные: анализируют, строят рассуждения, делают выводы.

Коммуникативные: осознанно строят речевые высказывания, воспринимают ответы обучающихся, рефлексия своих действий.

Регулятивные:

оценивают результат.

7. Домашнее задание Объясняет содержание домашнего задания.

Упр. №39 (обязательно)

Т. №33 (2 часть)

Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.

Записывают в дневник.

Слайд №23

Приложение:

1. Презентация (в формате Microsoft Word)

2. Страницы учебника (ксерокопия)

3. Карточки с заданиями (раздаточный материал)

Карточка 1

(индивидуальная работа)

Уровень 1

б_седа — _________________________

в_л_сипед — ______________________

кр_вать — _________________________

пш_ница — ________________________

п_льто — ___________________________

Уровень 2

приятная б_седа — _________________

новый в_л_сипед — ________________

широкая кр_вать — _________________

зрелая пш_ница — __________________

тёплое п_льто — ____________________

Карточка 2

(работа в группах)

В лукошке

Горошки. (Ягоды)

Улетают.

Опадают.

Бывает? (Осень)

Лежат,

Шуршат. (Листья)

Карточка 3

(работа в парах)

вариант 1

Если слово начинается с согласного звука, оно употребляется

с предлогом ___, а если с гласного – с предлогом ___.

вариант 2

Если слово начинается с ___________________ звука,

оно употребляется с предлогом О,

а если с ___________________ звука – с предлогом ОБ.


О, об, обо, правило употребления предлогов о и об очень простое: перед словами, начинающимися с гласных, говорим об (рассказать об успехах, думать об одном и том же) - и в самом деле, без звука «б» у нас в этих случаях вместо нормальной речи получалась бы какая-то гласная невнятица. Если же следующее за этим предлогом слово начинается с согласной, тогда говорим о (рассказать о работе, думать о будущем) - и в самом деле, здесь согласный в начале слова уже есть и еще один совершенно не нужен. Добавим, что правильные формы о юности, о его делах, о ясной цели не есть какие-то исключения; ошибаются те, кто считает, что слова юность, его, ясный начинаются с гласной. Прислушайтесь - они начинаются с йотированного звука, не являющегося гласным, а потому перед ними и ставим предлог о. Что касается предлога обо, то его рекомендуется употреблять главным образом со следующими местоимениями: обо мне, обо всем, (споткнуться) обо что-то.


Оба, обе , все, казалось бы, просто: оба - мужской род, обе - женский, но нередко приходится слышать перлы, вроде с обоих сторон (правильно - обеих, ведь существительное сторона женского рода) или с точки зрения обоих участниц (правильно - обеих). Такая путаница дала повод Владимиру Высоцкому шутливо написать в одной из своих песен: «... помню только, что стены с обоями, помню, Клавка была, и подруга при ней. Целовался на кухне с обоими »(нужно, конечно, обеими).


Обоюдный , значение этого прилагательного - «общий для обеих сторон» или «двусторонний, одинаковый для обеих сторон». В самом этом прилагательном четко прочитываются две его составные части: (для) обоих (обо-, то есть для двоих) единый (-юдный). Подчеркнем: для двоих. А вот пример из спортивной газеты. Журналист обращается к одному из игроков команды, которая в знак протеста против действий судьи ушла с поля до конца игры. « Скажите, это было обоюдное решение всех членов команды?» - спрашивает интервьюер. Если учесть, что в команде больше десятка человек, то предложение это звучит более чем странно - ведь обоюдный, как мы выяснили, это «общий для двоих». Есть в русском языке другое слово - единодушный. Вот если бы журналист воспользовался им, то все встало бы на свои места: Скажите, это было единодушное решение вашей команды? А слово обоюдный может быть применимо, скажем, к шахматному матчу: По обоюдному решению соперников следующая встреча перенесена на понедельник (в шахматном матче, как известно, всего два участника).


Обратная сторона медали , у этой пословицы есть одна особенность, которая хорошо проявляется на следующем примере. Мы опоздали на самолет. Нo у любой медали есть обратная сторона: мы сели на поезд и за разговорами не заметили, как доехали до места. Автор этого короткого сообщения не знает, что, когда говорят об обратной стороне медали, всегда имеют в виду нечто отрицательное, противопоставляя его положительному. Но не наоборот! Рекомендуем запомнить: выражение обратная сторона медали всегда имеет негативный оттенок. Попробуем переделать наш пример под этот фразеологический оборот. Мы решили лететь самолетом, чтобы прибыть пораньше. Но у любой медали есть обратная сторона: наш рейс задержали на десять часов. Вот в этом случае говорить об обратной стороне медали вполне правомерно.


Обратно, широко известна фраза, иллюстрирующая неправильно» употребление этого слова: Обратно покойника везут. Не используйте слово обратно в значении «опять» (как это сделано в приведенной чуть выше фразе), поскольку на самом деле оно имеет значение «назад»: Полицейский сунул пистолет обратно в кобуру.


Обуславливать и обусловливать, радостная весть: допустимы оба приведенные варианта написания этого глагола, так что можете не ломать голову и писать сегодня так, а завтра иначе.


Обуть, этот глагол имеет значение «надеть кому-либо обувь». Таким образом, правильным будет предложение: Обуй ребенка! Если же вы слышите: Обуй сапоги! - можете не сомневаться, что имеете дело с человеком, который не в ладах с литературным языком. Обуть сапоги невозможно! Принцип здесь тот же, что и у глаголов одеть и надеть (см.).


Объяснить, ну что тут, казалось бы, объяснять? Ан нет, объяснения требуются, потому что то и дело слышишь: Нас просят объяснить о том, как жить дальше или Милиция объяснить о происшествии отказалась. Ах, уж эта милиция. Ну почему бы ей не объяснить - только не о происшествии, а происшествие, потому что именно этого требуют нормы русского языка: объяснить что! Эти же нормы требуют, чтобы мы исправили и другое предложение из этой статьи: Нас просят объяснить, как жить дальше.


Оглянуться, значение этого глагола - посмотреть вокруг себя. Наше стремление к словесным излишествам в очередной раз грозит нам языковыми неприятностями. Вот пример из одной журнальной публикации: Он вышел из дома и оглянулся вокруг. Но ведь оглянуться, как мы выяснили, уже включает в себя понятие «вокруг». Вполне достаточно сказать: Он вышел из дома и оглянулся.


Огниво, помните сказку Андерсена с таким названием? Наверняка помните. А вот помните ли, как это слово произносится? Вряд ли. Потому что семь человек из десяти, ни на минуту не задумавшись, скажут О гниво, тогда как единственно правильная форма огнИ во.


Ограбить, значение этого слова - «отнять что-нибудь у кого-нибудь силой» или «обокрасть что-либо», например, какое-нибудь учреждение. Нередко приходится слышать пугающие, но грамматически вполне корректные фразы: «ограбили квартиру» или «ограбили ночного прохожего». Здесь все понятно. Но вот вдруг читаешь в газете: В аэропорту был ограблен багаж пассажиров. Представьте себе: у сопротивляющегося багажа (согласно определению слова «ограбить») разбойники отбирают что-то силой. Хорошая картинка? Ничего нам не даст и второе значение этого глагола - все равно приведенный пример останется бессмыслицей. Поможем журналистам, плохо владеющим русским языком: В аэропорту из багажа пассажиров пропали вещи. Так мог бы выглядеть один из грамотных вариантов того сообщения, которое хотел довести до нас журналист.


Одеколон, найдется немало таких, кто попытается произнести это красивое слово красиво: о д /э/ колон. (Но задача нашего словаря в том, чтобы предостерегать от таких поползновений и учить говорить в первую очередь правильно, а красота придет сама: одеколон (д здесь звучит, как в слове дело). Кстати, может быть, кому-то будет интересно узнать, что слово это заимствовано из французского - eаи de Cologne и означает «кельнская (из города Кельна) вода».


Одесса, одесский , д здесь произносится мягко, как в словах детство или дело. Произнося Од /э/ ссса , вы обижаете одесситов и обнаруживаете пробелы в образовании.


Одеть, одевать , давно пора прояснить ситуацию с этими глаголами и определить различие между понятиями одевать и надевать. Начнем с такого примера: Одень ребенка, - абсолютно верно говорит, скажем, жена мужу, а мы, исходя из этого правильного предложения, можем вывести значение слова одевать, - «облекать в какую-либо одежду», а применительно к ребенку речь может идти о том, чтобы облечь его в пальто или, скажем, в ползунки. Теперь сопоставим два предложения: Одень ребенка и часто встречающееся в разговорной речи Одень nальmo . Совершенно очевидно, что действие, передаваемое глаголом одевать применительно к существительному пальто, будет означать «облеки пальто во что-либо», что абсолютно неприемлемо. Речь ведь идет не об одевании пальто во что-либо, а о надевании его, и правильно передать подразумевавшуюся мысль можно именно с помощью глагола надевать (см.). Таким образом, мы одеваем ребенка, надеваем пальто, а формы одень рубашку, одень галстук отвергаем, как бессмысленные и нелитературные.


Одолжить, значение этого глагола - «дать в долг» и ни в коем разе не «взять в долг»; различие, хотя и тонкое, но весьма существенное для тех, кто хочет говорить правильно. Приведем два примера: Я одолжил приятелю десять рублей и Я одолжил у приятеля десять рублей. А теперь соотнесем наше определение глагола одолжить с каждым из приведенных предложений. Первый пример в этом смысле не вызывает возражений: Я одолжил (дал в долг) приятелю, а вот во втором - Я одолжил у приятеля - мы находим явное противоречие, ведь здесь глагол одолжить использован в значении «взял в долг», а такого значения у него просто нет. Будьте внимательны, пользуясь глаголом одолжить; во втором случае нужно было просто сказать: Я взял у приятеля в долг десять рублей или Я занял (см.) десять рублей.


Ожидать , см. ждать.


Окончить, см. закончить.


Он, она, они, уметь пользоваться языком - это не только соблюдать правила грамматики. Существуют еще и этические языковые нормы, несоблюдение которых выдает человека, не только плохо владеющего языком, но к тому же невоспитанного. Итак, вполне безобидные местоимения могут стать причиной для обид. Представьте себе ситуацию: вы рассказываете своему приятелю о каком-то человеке, с которым встречались на днях. Вполне естественно, вы в своем рассказе пользуетесь местоимением он (или она). Он мне пообещал принести книгу... - говорите вы, и ваши слова не нарушают ни правил грамматики, ни этических норм. Но вот ситуация несколько изменилась, и тот, о ком вы рассказываете, присутствует при вашем разговоре с приятелем. В этом случае вам придется несколько скорректировать свой рассказ, потому что местоимение он (она), вполне подходящее для обозначения того или иного лица в его отсутствии, не следует использовать в присутствии этого лица. Вам придется воспользоваться именем собственным этого человека или найти какую-то иную форму рассказа, но только не прибегайте к местоимениям ни в каких их формах. Вот представьте, директор фирмы на юбилее кого-то из своих подчиненных произносит хвалебную речь в честь, юбиляра: «Он работает с нами уже десять лет, - говорит директор. - Он стал незаменим в коллективе». О юбиляре говорят хорошие слова, только он почему-то не радуется. Да все очень просто - говорят о нем как о неодушевленном предмете. Вот если бы директор сказал: «Иван Петрович работает с нами уже десять лет. Наш юбиляр стал незаменим в коллективе», - в поздравительной речи появилась бы человеческая теплота, а не обезличенно-неуважительная сухость. Итак, запомним: местоимения третьего лица хороши лишь в отсутствии лица, о котором идет речь.


Опенок, название этого гриба, в отличие от сходного масленок (см.) и многих других похожих существительных (теленок, ребенок и т. п.), может иметь две формы множественного числа: опята и опенки.


Описывать, хочется напомнить всем, кто забыл об этом, что описывать значит «изображать кого-то или что-то, рассказывать о ком-то или о чем-то» и что глагол этот не требует после себя предлога: мы говорим описать сцену или описать происшествие. К сожалению, приходится об этом напоминать, потому что нередко еще звучат такие уродливые фразы: Эта история описывает о событиях десятилетней данности.


Оплатить, оплачивать, этот глагол - переходный, то есть не требующий после себя предлога перед идущим следом существительным; мы говорим оплачивать труд, оплатить счет и т. п. А фразы вроде оплачивайте за проезд или оплачивать за услуги, несмотря на их широкое распространение, недопустимы. Впрочем, если уже вам непременно хочется использовать предлог «за», можете воспользоваться вполне корректной конструкцией платить за проезд, платить за услуги. А вот еще перл: Сегодня оплачиваем пенсию за июнь. Всего-то в одном - в приставке ошибся автор этой нелепой фразы (он должен был сказать: Сегодня выплачиваем пенсию за июнь), а выдал свою безграмотность с головой. Добавим лишь еще, что нет формы оплО тит (оплО тишь), а есть оплА тит (оплА тишь).


Оплаченный, приводим это причастие для того, чтобы лишний раз показать его правильную форму: оплА ченный (не оплО ченный).


Оптимальный, это иностранное слово прижилось в русском языке. Оно имеет значение наилучший, наиболее благоприятный. Видимо, многим этого недостаточно. Давайте помнить, что наш язык достаточно богат, чтобы одно и то же понятие выражать разными словами, но не надо употреблять эти разные слова вместе. Самые оптимальные условия, - слышим мы чуть ли не ежедневно с экрана телевизора. Но если вы грамотный человек, то понимаете, что достаточно сказать оптимальные условия, и это будет означать самые благоприятные, а самые оптимальные - ничуть не лучше, чем самые идеальные.


Опускаться, вряд ли значение этого глагола может вызывать у кого-то сомнения: он (этот глагол) подразумевает движение вниз. Но, оказывается, не все видят очевидное, что можно подтвердить следующим примером: Мы опускались вниз no скользким ступеням. Нельзя же опускаться вверх! Зачем же тогда это бессмысленное уточнение. Воистину, любителям словесных излишеств несть числа! Мы опускаюсь по скользким ступеням, - такова правильная форма. (См. также подниматься .)


Отжим, приводим это существительное (которое в последнее время у многих на слуху в связи с рекламой растительного масла) только для того, чтобы правильно поставить ударение: отжИ м, и никак не О тжим (вопреки бойкой рекламе).


О тзыв и отзЫ в, приводим два этих существительных вместе, хотя они и имеют разные значения. Первое (О тзыв) означает и ответ на обращение (О тзыв на мое обращение последовал незамедлительно), и секретное слово, ответ на пароль (произнеся пароль, офицер стал ждать О тзыв), тогда как второе (отзЫ в) может обозначать, например отзЫ в посольства. Давайте запомним: если существительное образовано от глагола отозваться, то это О тзыв, а если от глагола отозва ть, то отзЫ в.


Откупорить, и опять трудность возникает в связи с постановкой ударения; запомним правильное: откУ порить (не откупО рить).


Отличие, основание для включения этого существительного в наш словарь дают многочисленные ошибки, в которых фигурирует это слово и однокоренное с ним различие. Чтобы разобраться в сути этих ошибок, приведем определения. Отличие - это признак, создающий разницу между данным предметом или лицом и другими предметами или лицами. Что же касается существительного различие, то оно называет несходство между кем-либо или чем-либо. Итак, отличие - это признак, а различие - констатация отличия. Поэтому можно сказать: Отличия (то есть разные признаки) этих понятий (но не отличия между понятиями) значительны, а можно сказать: Различия между ними значительны. А вот совсем свежий пример. Вам не режет глаз следующий заголовок газетной статьи: Основные отличия между советским и новым трудовыми кодексами? Если вы внимательно прочли наши разъяснения, то уже поняли, в чем здесь дело. Вот как выглядят правильные варианты: Основные различия между советским и новым трудовыми кодексами или Основные отличия советского трудового кодекса от нового. (Но ни в коем случае не Основные различия советского трудового кодекса от нового.) Здесь имеет смысл сказать еще вот о чем. В армии существуют знаки отличия и знаки различия. Путать их не следует, потому что вещи это абсолютно разные. Знаки отличия - это ордена и медали, которыми награждают отличившихся, а знаки различия - это погоны, звездочки на них, с помощью которых можно различать старших и младших, рядового и генерала.


Офицер, множественное число этого благородного слова имеет форму офицеры (ни в коем случае не офицерА ). Здесь стоит еще упомянуть об одном странном употреблении этого слова, которое усиленно внедряется в русскую речь малоквалифицированными и недобросовестными переводчиками американских фильмов. Вам не доводилось слышать, как в какой-нибудь гангстерской ленте законопослушный гражданин обращается к полицейскому: Офицер, защитите меня от этого маньяка? А несколько кадров спустя вы внезапно узнаёте, что этот «офицер» имеет звание сержанта полиции. Объясняется тут все просто: в английском языке существует общепринятое обращение к работникам полиции: officer. В этом обращении нет и намека на офицерское звание, оно просто называет человека, находящегося на общественной службе (по-английски office). Перевести на русский это обращение можно как «господин полицейский» или просто «полицейский», а можно придумать что-нибудь еще, но перевод офицер недопустим, так как он привносит в ситуацию не свойственный ей смысловой оттенок, ведь русское слово офицер означает «лицо командного и начальствующего состава в вооруженных силах, полиции и т. д.», а рядовой или сержантский состав в это понятие никак не входит.

На вопрос Правописание О и ОБ заданный автором Вадим Богданов лучший ответ это в русском языке существует следующее правило: перед именами существительными в предложном падеже употребляются предлоги «о» или «об» . «О» используется, когда стоящее за ним слово начинается с согласного звука, например: беседа о погоде. «Об» употребляется в том случае, если за ним стоит слово, которое начинается с гласного звука, например: статья об орехах. Нужно внимательно отнестись к тому, что выбор как правильно «о» или «об» зависит не от буквы, а именно от первого звука. В русском языке есть гласные буквы, которые начинаются с согласного звука «й» , это - ю, я, е, ё. Следовательно, если слово следующее, за изучаемым предлогом начинается с одной из этих букв, то мы выберем предлог «о» . Пример: этот рассказ о ёжике.

Ответ от Колосовые [новичек]
Что касается вариантов О и ОБ, то нас учили, что если последующее слово начинается с А, О, И, У, Э, то употребляем ОБ. В остальных случаях (перед Е, Ё,Ю, Я, а также перед согласными) - О. Примеры такие: об этике, но о жевике (ежевике); об азбуке, но о сене (ясене); об обуви,


Ответ от Космонавт [активный]


Ответ от Приборостроение [новичек]
в русском языке существует следующее правило: перед именами существительными в предложном падеже употребляются предлоги «о» или «об». «О» используется, когда стоящее за ним слово начинается с согласного звука, например: беседа о погоде. «Об» употребляется в том случае, если за ним стоит слово, которое начинается с гласного звука, например: статья об орехах. Нужно внимательно отнестись к тому, что выбор как правильно «о» или «об» зависит не от буквы, а именно от первого звука. В русском языке есть гласные буквы, которые начинаются с согласного звука «й» , это - ю, я, е, ё. Следовательно, если слово следующее, за изучаемым предлогом начинается с одной из этих букв, то мы выберем предлог «о». Пример: этот рассказ о ёжике.


Ответ от Двутавровый [новичек]
«О» используется, когда стоящее за ним слово начинается с согласного звука, например: беседа о погоде. «Об» употребляется в том случае, если стоящее за ним слово начинается с гласного звука, например: статья об орехах. Нужно внимательно отнестись к тому, что выбор, как правильно: «о» или «об» зависит не от буквы, а именно от первого звука в следующем слове. В русском языке есть гласные буквы, которые начинаются с согласного звука «й», это ю, я, е, ё. Если слово, следующее за предлогом, начинается с одной из этих букв, то мы выберем предлог «о». Пример: этот рассказ о ёжике.

В русском языке существуют предлоги В/ВО, С/СО, О/ОБ . Каждая из данных пар предлогов имеет одинаковое значение с небольшой разницей, добавлением гласной буквы «О», для удобства произнесения слов. Рассмотрим на примерах, когда необходимо использовать конкретный предлог.

Предлоги В или ВО

Если слово после предлога начинается на две согласные буквы, первая из которых В или Ф, то в речи и на письме используется предлог ВО:

Во фр агменте, во фр азе, во Фр анции, во фр анцузском, во фл аконе

Во фрагменте этого фильма есть очень интересная цитата. – – There is a very interesting quote in the fragment of this film.

Во французском ресторане мы попробовали новое летнее меню. – – We tasted a new summer menu in the French restaurant.

Во вт ором, во вт орник, во вч ерашнем, во вз гляде, во вл адении, во вс яком

Его машина была во втором ряду на дороге. – – His car was in the second row on the road.

Во вчерашнем журнале я нашла моё интервью. – – I found my interview in yesterday’s magazine.

Также предлог ВО используется со следующими словами:

Во мн огом, во мн огих, во в есь, во и мя

Они сделали фото на смартфон во весь их рост. – – They took photos on the smartphone in all their height.

Эта книга очень популярна и издаётся во многих странах мира. – – This book is very popular and published in many countries of the world.

Предлоги С или СО

Принцип использования тот же, что и в предыдущей паре предлогов. Буква О добавляется к предлогу С, если предлог употребляется со словом, которое начинается на две согласные буквы.

Со стула, со мной, со слезами, со всеми, со многими

Возьми со стула свою игрушку! – – Take your toy from the chair.

Кто пойдёт сегодня со мной на речку? – – Who will to the river with me?

Предлоги О или ОБ

В случае с предлогом О буква Б добавляется, если предлог стоит перед словом, которое начинается на гласные буквы А, И, О, У, Э.

Об этих, об игрушках, об Арине, об уроке, об энциклопедии.

Я много слышала об этих людях. – – I’ve heard a lot about these people.

Джейсон позвонил своим друзьям в Великобританию и рассказал об уроках русского языка. – – Jason called to his friends in Great Britain and told about his Russian language lessons.

Кроме того, с некоторыми словами, начинающимися на согласную букву, используется предлог ОБО:

Обо всём, обо мне

С тобой можно говорить обо всём на свете! – – It’s possible to talk about everything in the world with you!

Не спрашивай ничего обо мне! – – Don’t ask anything about me!

Исключения :

Твой новый рассказ о тебе? – – Is your story about you?



Просмотров