А сейчас предлагаю Вам, мои дорогие читатели, детский цикл "Бирюльки" С.Майкапара в виде сказки. Тематическая беседа-концерт, посвященная творчеству композитора С.М

Широкой известностью в России и за рубежом пользуется имя композитора

детей и юношества. Благодаря художественным достоинствам, пониманию

детской психологии и учёту особенностей детского игрового аппарата, пьесы

Майкапара прочно вошли в репертуар юных пианистов. Детям нравятся эти

яркие, образные произведения. С уверенностью можно сказать, что нет ни

одного юного музыканта, не игравшего или не слышавшего в исполнении

товарищей какой-нибудь пьесы Майкапара.

1867 г. в городе Херсоне. Детские и юношеские годы связаны с приморским

южным городом - Таганрогом.

Заметное место в культурной жизни города занимало домашнее музицирование.

Подобно тому, как музицировали в семье Чеховых, уделяли много времени

музыке и в семье Майкапара. Хорошо играла на рояле мать Самуила

Моисеевича, обучавшаяся в молодости в Одессе. Играли на фортепиано его три

сестры, четвертая обучалась игре на скрипке.

Таганрог считался музыкальным городом. Поскольку музыкальное училище в

Таганроге было открыто только в 1885 году, то, до этого времени, учиться

музыке можно было лишь у частных преподавателей. Обучение детей игре на

каком-нибудь музыкальном инструменте было почти обязательным в каждой

интеллигентной таганрогской семье. Отец Майкапара был достаточно

состоятельным человеком, чтобы дать детям не только среднее, но и высшее

образование.

Самуил учился в той же гимназии, которую восемью годами раньше окончил

великий русский писатель А.П. Чехов. В 1885 году Майкапар окончил

гимназию с серебряной медалью.

Гимназия А.П.Чехова и С.М.Майкапара в наши дни.

.
Уже в это время его подлинной страстью и целью жизни стала музыка.

Довольно рано Майкапар решил стать музыкантом. И в этом отношении

положительную роль сыграли его родители и, конечно, его первый учитель

музыки, итальянец Гаэтано Молла. Майкапар характеризовал его как

талантливого, темпераментного и трудолюбивого музыканта, научившего его

понимать и любить музыку.

Майкапару было семь лет, когда он начал обучение игре на фортепиано.

Музыкальные способности он унаследовал от матери, а любовь к музыке - от

отца, который, хотя и не играл ни на одном из музыкальных инструментов, но

всегда был готов слушать музыку и глубоко её чувствовал. Систематические

занятия игрой на фортепиано, игра в ансамбле, посещение камерных и других

Концертов воспитывали вкус Майкапара, знакомили с музыкальной

литературой. К пятнадцати годам он уже знал основные произведения

симфонической и камерной музыки, переиграв с сестрой в четыре руки много

Симфоний и квартетов. Он играл почти все сонаты Бетховена и довольно бегло

читал с листа. В это время Майкапар считался лучшим аккомпаниатором в

Таганроге и выступал не только с местными любителями, но и с приезжими

профессиональными музыкантами.

Для получения высшего образования Майкапар отправился в Петербург, где

была старейшая в стране консерватория, пользовавшаяся громадным

преподававших в ней крупнейших музыкантов. Чтобы продолжить общее

образование, он намеревался поступить в университет.

Майкапару, как окончившему гимназию с медалью, поступление в университет

Было обеспечено. Он избрал юридический факультет, как не требовавший от

студентов большой затраты времени на систематические занятия. Время же

было Майкапару необходимо, так как в случае поступления в консерваторию

заниматься игрой на рояле нужно было ежедневно и помногу. Юноша был

принят на младший курс условно, на один год, так как его техническая

подготовка оставляла желать лучшего.

Самуил Моисеевич поступил в класс старшего преподавателя В. Демянского,

который за два года выправил дефекты постановки рук у него, научил

тщательно работать над музыкальным произведением, значительно подвинул

Технику. Успешно сдав технический экзамен для перехода на старший курс

консерватории, Майкапар перешёл в класс итальянского пианиста Вениамина

Чези, только что приглашенного профессором в Петербургскую

консерваторию.

В течение четырех лет Майкапар занимался у Чези, с помощью которого ему

удалось досконально ознакомиться с фортепианной музыкой Баха, Генделя и

Других старинных мастеров. Проработав в консерватории четыре года, Чези

Тяжело заболел и уехал к себе на родину в Италию.

Вейса, ученика Листа. Преподавание Вейса отличалось беспорядочностью и

отсутствием какой-либо системы. Майкапар больше числился его учеником, чем

занимался с ним. К выпускному экзамену Майкапар готовился самостоятельно,

так как незадолго до экзамена заболел. Он хорошо сыграл программу и был

назначен выступить на консерваторском акте, чего удостаивались лучшие из

окончивших.

Когда Майкапар сдавал последний из числа вспомогательных музыкально-

теоретических предметов, на экзамене присутствовал А. Рубинштейн.

Ознакомившись с опытом Майкапара в сочинении музыки, он посоветовал ему

начать изучать теорию композиции. Так Майкапар оказался в классе

профессора Н. Соловьева, придя к окончанию консерватории не только как

пианист, но и как композитор.

Годы, проведенные Майкапаром в консерватории, оказались для него очень

важными благодаря окружению, в котором он находился. Находясь на посту

директора консерватории, А. Рубинштейн принимал близко к сердцу не только

интересы учреждения, но и судьбу каждого студента. Навсегда запомнил

Майкапар и яркие выступления Рубинштейна на эстраде.

А.Г Рубинштейн.

Санкт-петербургская консерватория.

Университет Майкапар окончил на два года раньше, чем консерваторию. Он

недолгое время пробовал заниматься адвокатурой, но вскоре убедился, что

соединить занятия музыкой с юриспруденцией невозможно. Но, занимаясь в

университете, Майкапар приобрёл известную широту взглядов,

дисциплинировал своё мышление, научился аргументировать и ясно излагать

свои мысли. Это позволило ему впоследствии выйти за рамки узкой

музыкальной специализации и стать незаурядным научным работником в

области музыки.

Даже после получения консерваторского образования, Майкапар не был

доволен достигнутыми результатами. Он, относясь критически к своим

пианистическим возможностям, отправляется в Вену учиться у знаменитого

Теодора Лешетицкого (1830-1915). Этот выдающийся педагог воспитал более

тысячи пианистов, многие из которых с успехом выступали на концертных

сценах в течение почти всего XX века. Среди них - Анна Есипова, Василий

Сафонов, Артур Шнабель.


Теодор Лешетицкий

Майкапару была присуща настойчивость, заставлявшая его, взявшись за дело,

вникать в малейшие подробности, пока вопрос не будет изучен полностью.

Такая исключительная добросовестность проявлялась Майкапаром во всех

областях. А. Рубинштейн, слышавший Майкапара неоднократно на ученических

концертах, обратился к нему с предложением: "Довольно Вам учиться! Вы уже

сейчас готовый пианист. Давайте концерты, и эстрада Вас научит тому, чему не

сможет научить ни один профессор в мире". Однако, только через семь лет

после этого разговора Майкапар решился выступить с самостоятельным

концертом, который он дал в Берлине, сразу после окончания занятий с

Лешетицким.

как можно чаще выступать в концертах. С большой тщательностью Майкапар

готовится к выступлениям, обдумывает программы концертов, независимо от

того - сольное ли это выступление, игра в ансамбле или в благотворительном

концерте. Собственные произведения он включает в них с большой

осторожностью и в минимальном количестве.

Продумывая развитие своего пианизма, слушая игру других музыкантов,

появляется в печати его крупная исследовательская работа "Музыкальный слух,

его значение, природа, особенности и метод правильного развития". Этой

работой Майкапар показал себя как незаурядный научный работник, музыкант,

не только играющий, но и теоретически мыслящий. Особое внимание было

полностью зависящим от внешнего. Он указывал: «Чем больше мы работаем

над ясным отчетливым восприятием внешних впечатлений, чем они богаче

красками и разнообразнее по своему характеру, тем и внутренний слух будет…

получать все больший материал для своего развития и обогащения».

Деятельное участие принимает Майкапар в организованном в 1902 году в

Москве "Научно-музыкальном кружке", руководимом сначала С. Танеевым, а

позднее профессором физиологии А. Самойловым. Членами кружка были

видные московские музыканты и ученые, интересовавшиеся музыкой.

Секретарем кружка и организатором всех докладов стал Майкапар.

На заседания кружка Майкапару приходилось приезжать из Твери, где в 1901

году он открыл собственную музыкальную школу. Она просуществовала три

года. За столь короткий срок, естественно, Майкапар не мог увидеть

существенных результатов своей педагогической работы, однако, занятия с

детьми привели Майкапара к мысли о создании многочисленных детских пьес

для фортепиано, которые нашли благоприятный отклик в прессе. Из числа

сочинений Майкапара, созданных в дореволюционное время, большой интерес

представляют фортепианные миниатюры: "12 альбомных листов", "Театр

марионеток" из семи номеров. Однако подлинным триумфом Майкапара как

композитора для детей являются "Бирюльки" - цикл пьес, созданный уже после

революции.

Трудность вести в России научную работу в области музыки была одной из

причин, побудивших Майкапара вновь отправиться за границу. Берлин в ту

пору был центром, притягивавшим к себе крупнейших музыкантов Европы.

Основным местом своего жительства Майкапар избрал не Берлин, а Лейпциг,

который представлял для него интерес как центр научной музыкальной мысли.

Бывая в этих двух городах, Майкапар посещал концерты, изучал литературу,

знакомился с композиторами, музыковедами и исполнителями. Его собственные

концертные выступления проходили в небольших залах. Большой успех выпал

на его выступление с женой - Софией Майкапар. Её колоритное сопрано

вызвало большие похвалы.


София Майкапар (1883-1956)

Майкапар задумывает создание учебного пособия, в котором, на основе

научных данных, были бы освещены важнейшие вопросы преподавания игры на

фортепиано. Как бы в продолжение изданной книги о музыкальном слухе,

отдельные части должны были носить заголовки: "Ритм", "Техника", "Чтение с

листа", "Педализация", "Публичное исполнение" и т.д. Труд этот был

Майкапаром начат, продолжался много лет, многое уже было сделано, но

окончательно не завершено. Задача оказалась слишком сложной для решения

одним человеком, принимая во внимание исключительную добросовестность

Живя за границей, Майкапар не теряет связи с Россией. Здесь у него жили

родные, сюда он приезжал отдыхать в летнее время. В 1910 году, когда он

находился в Берлине, им было получено следующее письмо от директора Санкт-

Петербургской консерватории А. Глазунова:

"Многоуважаемый Самуил Моисеевич! Довожу до Вашего сведения, что на

Вас в кандидаты в преподаватели фортепиано как низшего, так и высшего

курса. Совет уполномочил меня об этом Вас известить. Выборы должны

состояться в самом ближайшем будущем и о результате выборов, который,

надеюсь, будет благоприятным, я извещу Вас телеграммой. С искренним

уважением и преданностью А. Глазунов".

Перспектива вести педагогическую работу в консерватории, где он сам учился,

казалась Майкапару соблазнительной. Петербургская консерватория

пользовалась репутацией одного из лучших музыкальных учебных заведений в

мире. Для педагогической работы Майкапара обстановка в консерватории

складывалась весьма благоприятная. Фортепианный отдел консерватории

возглавляла А. Есипова, ученица Лешетицкого. Она пользовалась

славе.


Анна Николаевна Есипова (1851-1914)

Когда в консерватории возник вопрос о приглашении нового преподавателя по

классу фортепиано, то кандидатура Майкапара ни у кого не вызвала

возражений. Он был воспитанником Петербургской консерватории,

принадлежал к школе Лешетицкого, концертировал и вел педагогическую

работу за границей. Кроме того, он обладал ещё университетским образованием,

что не так часто встречается среди музыкантов-профессионалов. Известное

значение имело то, что он в свое время окончил консерваторию по двум

специальностям и в настоящем составил уже себе имя как композитор и автор

ценной музыкально-теоретической книги о музыкальном слухе.

Вскоре Майкапаром была получена телеграмма, извещавшая его о

благоприятном исходе баллотировки в художественном совете консерватории.

С осени он уже приступил к занятиям. Начав работу в качестве преподавателя,

он через два года был утвержден старшим преподавателем, а в 1915 г. стал

профессором по классу специального фортепиано.

Почти двадцать лет вел Майкапар педагогическую работу в Петербургской -

Ленинградской консерватории, одновременно выступал в концертах, сочинял

музыку и занимался научной работой. Его концертные выступления

преимущественно в Малом зале консерватории привлекали культурой

исполнения. Наиболее значительным исполнительским достижением

Майкапара было проведение им в 1925 году цикла из семи концертов, в которых

он исполнил все фортепианные сонаты Бетховена. Исполнительство, которое

Майкапар всегда любил, оставалось для него основой всех других видов

деятельности - композиции, педагогики, научной работы.

За время работы в Ленинградской консерватории Майкапаром было выпущено

свыше сорока пианистов. В собственной педагогической работе Майкапар был

последователем школы Лешетицкого, однако, не оставался подражателем

приемов своего учителя, а всю жизнь был ищущим педагогом.

Как научный работник и общественный деятель особенно активно проявил себя

Майкапар в двадцатые годы. Он принимал участие в реформировании учебных

планов консерватории, участвовал в работе различных комиссии, выступал с

методическими докладами на заседаниях фортепианного факультета. В эти

годы появляется его труд "Научная организация труда в применении к

работе музыканта-исполнителя". В 1927 г. выходит книга "Значение

творчества Бетховена для нашей современности" с большим предисловием

А.В. Луначарского

В конце двадцатых годов в консерватории возникла сложная обстановка, в

связи с борьбой различных школ и направлений внутри фортепианного

факультета. Все это потребовало от Майкапара напряжения сил. Он начал

болеть. Доведя последних студентов до выпуска, самуил яковлевич в 1929 г.

оставил работу в консерватории. Сохранившиеся силы он отдал музыкальному

творчеству и литературным трудам.

Им был почти закончен труд "Творчество и работа музыкального

исполнителя по данным опыта и в свете науки". Работа Майкапара

осталась в рукописи, но его мысли о технике работы над музыкальным

произведением нашли отражение в лекциях, которые он провёл весной 1935 г. в

Доме художественного воспитания детей в Ленинграде. Лекции назывались

"Как работать на рояле" и предназначались для детей школьного возраста.

В том же 1935 году Майкапар пишет статью «Детский инструментальный

ансамбль и его значение в системе музыкального образования».

В 1934 г. в Ленинграде был организован конкурс юных дарований, в

котором участвовали дети-музыканты в возрасте от семи до шестнадцати

лет. Майкапар был в составе жюри конкурса. Более половины

выступавших играли его фортепианные пьесы. В постановлении

смотру и пропаганде художественного воспитания детей в связи с

конкурсом юных дарований, имеющую громадное культурное значение, и

утвердить постановление конкурсного комитета о премировании

Майкапара С.М.".

В последние годы жизни, помимо сочинения пьес для инструментального

ансамбля и оставшегося незавершённым цикла лёгких прелюдий и фуг для

фортепиано, Майкапар продолжал уделять много внимания методической

работе. Всю жизнь, проведя за роялем и письменным столом, Майкапар не

свет своей книги "Годы учения". Он был похоронен на Литературных мостках

Волкова кладбища в Ленинграде.

Полное собрание изданных сочинений Майкапара может уложиться в одном

томе. Хотя их количество весьма велико (свыше 200 названий), но большинство

из них - фортепианные миниатюры, умещающиеся на одной - двух страничках.

Произведения Майкапара печатались в Германии, Австрии, Англии, Франции,

Америке, но из этого не следует, что при жизни автора они пользовались

повсеместным распространением. Вначале, когда Майкапар не был известен как

композитор, первые его сочинения (романсы и фортепианные пьесы) были

напечатаны за границей малым тиражом и, как тогда было принято, за счёт

признание, они выпускались в количестве, уже не удовлетворяющем спрос.

многократных переизданий.

Писать музыку для детей - очень нужное, почётное, но не лёгкое дело. «Да,

много, много нужно условий для образования детского писателя, - указывал

Белинский, - нужна душа благодатная, любящая, кроткая, младенчески

простодушная; ум возвышенный, образованный, взгляд на предмет

просветлённый, и не только живое воображение, но и живая поэтическая

фантазия, способная представить всё в одушевлённых радужных образах». Эти

слова в еще большей степени можно отнести и к детскому композитору.

(Основой данной работы послужила статья сайта Санкт-петербургского общества караимов)

В программе музыкальных школ не предусмотрено специальное изучение творчества С. Майкапара, но учащиеся фортепианного отделения любого возраста всегда с удовольствием слушают и исполняют его произведения.

Жизнь этого композитора интересна и содержательна, он занимался фортепианным исполнительством, педагогикой, создавал пьесы для детей, уделял много внимания научной деятельности. Уроженец г. Херсона, Майкапар вскоре вместе с семьёй переехал в Таганрог, где стал учиться музыке у итальянца Гаэтано Молла. По окончании гимназии он поступил на юридический факультет Петербургского университета, одновременно продолжив осваивать музыкальную науку в петербургской консерватории, занимаясь по двум специальностям - как пианист у В. Демянского, В. Чези, И. Вейса и как композитор у профессора Н. Соловьёва.

После стажировки в Вене у знаменитого пианиста профессора Теодора Лешетицкого, он живёт в Москве, затем в Твери, где преподаёт в организованной им музыкальной школе, много концертирует по Европе, сочиняет фортепианные пьесы для детей, занимается наукой.

Двадцать лет жизни, вдумчивого плодотворного труда С. Майкапара связаны с Петербургской (Петроградской-Ленинградской) консерваторией, куда его пригласил преподавать А. К. Глазунов. Знаменательным событием стало исполнение музыкантом всех фортепианных сонат Л. Бетховена, которое состоялось в течение нескольких вечеров в Малом зале консерватории.

В последние годы жизни С. Майкапар оставил педагогическую деятельность и сосредоточился на композиции, исполнительстве и научной деятельности. Среди трудов Майкапара следует отметить наиболее важные: «Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и метод правильного развития», книгу «Значение творчества Бетховена для нашей современности», книгу воспоминаний «Годы учения». Майкапар известен как автор многочисленных работ, посвящённых обучению фортепианной игре и общим вопросам музыкальной педагогики.

Пьесы С. Майкапара, неизменно включаются в программы любого начинающего пианиста. Таковы его «Маленькие новеллы», «Театр марионеток», «Шесть колыбельных сказочек», «Соната для юношества», цикл пьес «Бирюльки», сборник «Первые шаги» для фортепиано в четыре руки, «20 педальных прелюдий» и другие сочинения. Его яркие доступные для понимания пьесы с удовольствием играют наши учащиеся. Поэтому мы хотели подробнее познакомить юных пианистов и их родителей с неординарной личностью автора этих пьес.

В концерте приняли участие много детей, звучала музыка С. Майкапара, ученики чувствовали себя настоящими артистами, выступая перед большой аудиторией слушателей.

Ниже приведена презентация и комментарии к слйдам.

_________________________________________________

От редакции:

Для удобства просмотра Пезентация превращена нами в видеоролик с музыкальным соровождением. При этом в качестве музыкального фона выбраны три пьесы С. Майкапара, исполненные учащимися музыкальных школ: «Эхо в горах», «Ариетта», «Осенью». При использовании презентации в практической деятельности в нужные моменты можно ставить плеер на паузу или отключить звук.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «ИСКУССТВО»
МОСКВА 1938 ЛЕНИНГРАД

Редактор Ст. Маркус
Тех. ред. Е. Уварова
Корректор К. Тинде
Художник В. Яцкевич

Сдана в набор 27/11 1938 г.
Подписана к печати 22/VIII 1938 г.
Уполномоченный Главлита Б-50302.
Тираж 4000 экз. Объем 12½ п. л. + 1 вклейка.
Формат бумаги 60 x 92 1/16 бум. листов.
12,36 авт. листов 41 472 знаков в печ. л.
Индекс 340. Гиз. 642. Заказ 3988.

Набрана в I Образцовой типографии ОГИЗа
РСФСР треста «Полиграфкнига»
Валовая, 28.

Отпечатано на ф-ке юношеской книги изд-ва
ЦK ВЛКСМ «Молодая Гвардия»,
ул. Фр. Энгельса, 46. Нар № 932.

Цена 4 р. 35 к.
Переплет 1 р. 65 к.

ОТ РЕДАКЦИИ

Настоящая книга, по замыслу автора, представляет первую часть автобиографии. Вторую часть должны были составлять «Годы музыкальной деятельности».
Во время печатания этой книги С. М. Майкапар скончался.
Ниже мы приводим биографическую справку, написанную по просьбе редакции женой С. М. Майкапара - Е. А. Майкапар.

БИОГРАФИЯ

Музыке начал учиться на седьмом году у итальянца Гаэтано Молла в Таганроге. В концертах начал выступать с девятилетнего возраста, а с четырнадцати лет стал пробовать свои силы в области композиции.

По окончании Таганрогской гимназии в 1885 г. поступил на юридический факультет Петербургского университета и одновременно - в Петербургскую консерваторию, которую окончил в 1893 г.

Юридический факультет университета окончил в 1891 г.

В 1893-1894 г. уехал в Вену совершенствоваться по игре на фортепиано у проф. Т. Лешетицкого, под руководством которого работал ежегодно по нескольку месяцев до 1898 г. В этот период выпустил в Вене первые два своих опуса: ор. 1 - Шесть немецких романсов для пения с фортепиано и ор. 2 - «Вариации» E-dur для фортепиано.

С 1898 по 1901 г. С. М. жил в Москве. Давал концерты в Москве, Петербурге и в провинции. Выступал в камерных концертах в Петербурге с проф. Ауэром и в Москве с квартетом Гржимали. Давал также концерты и в Германии. Кроме концертной деятельности, С. М. занимался в Москве частными уроками и композицией. За это время вышли в печати ор. 3 - Три прелюдии для фортепиано, ор. 4- «Восемь миниатюр», ор. 5 - «Лирические вариации f-moll», op. 6-Сюита в классическом стиле и ор. 7 - Два романса для пения.

Во время пребывания в Москве (1898-1901 гг.) С. М. работал и в области музыкально-научного исследования. В 1909 г. он выпускает большой труд «Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и метод правильного развития». Вторым изданием эта книга вышла в 1915 г.

В Москве композитор состоял активным членом и секретарем научно-музыкального кружка под председательством С. И. Танеева.

С 1901 по 1903 г. С. М. работает в музыкальной школе в Твери. Здесь он впервые начинает сочинять художественные произведения для детей и юношества и издает ор. 8 - Восемнадцать маленьких новеллет для фортепиано. Большой успех этих произведений как у критики, так и в широких кругах педагогов и учащейся молодежи содействовал тому, что вплоть до последних дней жизни он уделял особое внимание в своей творческой деятельности этой отрасли композиции, стараясь пополнить своими произведениями детскую музыкальную литературу.

С 1903 по 1910 г. Майкапар жил в Германии, где давал концерты (в Берлине, Лейпциге и в других городах), преподавал и занимался композицией. За это время вышли в печати в различных издательствах России и Германии opus’ы с 9-го по 15-й для пения и для фортепиано соло.

Осенью 1910 г. С. М. получает предложение от А. К. Глазунова вступить в число преподавателей по фортепиано в Петербургскую консерваторию, оставляет Германию и переезжает в Петербург.

Здесь он в 1912 г. получает звание старшего преподавателя, а в 1915 г. - звание профессора.

На протяжении двадцати лет педагогической деятельности в консерватории (1910-1930 гг.) Майкапар одновременно непрерывно занимается композицией, научно-исследовательскими работами и концертирует. В этот период выходят в свет opus’ы от 16-го до 28-го, в том числе для детей и юношества - «Театр марионеток» (Дивертисмент из семи номеров), «6 колыбельных сказочек», «Соната для юношества» и «Бирюльки» (28 пьес); из крупных произведений - Соната ор. 19 в издании Беляева, «Вариации E-dur», «Мимолетные мысли» (2 серии) и др.

К тому же периоду относятся и научно-исследовательские труды (в рукописи): «О художественном музыкальном ритме», «О фортепианной технике», «О методах разучивания музыкальных произведений на основе исследования процесса их усвоения» и доклады «Об абсолютном слухе по Отто Абрагаму», «О сиамской музыкальной системе по проф. Штумпфу и ее значении для оправдания целесообразности нашей равномерной темперации», «Исследование фортепианной педали» и «Научная организация труда в применении к работе музыканта-исполнителя».

Будучи большим знатоком творчества Бетховена, в 1927 г., в 100-летнюю годовщину смерти этого гениального композитора, .С. М. Майкапар дал в Ленинграде в Малом зале консерватории семь вечеров, на которых с исключительным мастерством исполнил последовательно все тридцать две сонаты Бетховена.

В том же 1927 г. выходит в свет его книга «Значение творчества Бетховена для нашей современности» с предисловием А. В. Луначарского.

В 1930 г. Майкапар уходит из консерватории и посвящает себя почти исключительно творческой работе - композиции, игре и научным трудам.

За последний период времени (1930-1938 гг.) им написаны следующие произведения: «20 педальных прелюдий» (систематическая школа педализации, с объяснительным текстом) - находится в настоящее время в печати, «Первые шаги», №№ 1-16 (для фортепиано в 4 руки), «Песни дня и ночи» - сюита из шести пьес для скрипки с аккомпанементом фортепиано (для 1-й ступени детского ансамбля), «Легкая соната G-dur» в 4-х частях, для фортепиано и скрипки (для детского ансамбля 2-й ступени), «Багатэли» - 8 пьес для фортепиано и скрипки, «Трио a-moll» для фортепиано, скрипки и виолончели (для детского ансамбля 3-й ступени - рукопись), два квартета (в рукописи) - квартет d-moll и детский квартет G-dur для трех скрипок и виолончели и «Трудовые песни народов» (по Карлу Бюхеру «Работа и ритм»), в свободной обработке для фортепиано в 4 руки и скрипок в унисон (для детского ансамбля 1-й ступени, № 1-3 - рукопись).

В начале 1938 г. Майкапар закончил и сдал в печать книгу «Годы учения». Одновременно с этой книгой композитор в последние годы своей жизни работал над трудом под названием «Музыкально-исполнительское художественное творчество». Этот труд доведен им почти до конца.

Литературное наследие композитора С. М. Майкапара, представляющее весьма ценный вклад в музыкально-художественную и научную литературу, состоит из большого количества музыкальных произведений (около трехсот) и ряда научных трудов как изданных, так и находящихся в рукописи.

С. М. Майкапар скончался на 71 году жизни 8 мая 1938 г. в Ленинграде и погребен на «Литераторских мостках» Волкова кладбища.

Е. А. Майкапар.

Биография
Юному советскому поколению будущих художников-музыкантов - посвящение

Почему я решил избрать своей специальностью музыкальное искусство

Глава первая
Первые годы учения и музыкальной жизни в период до поступления в консерваторию

1. Мой первый учитель - итальянец Гаэтано Молла
2. Первые музыкальные впечатления. Музыкальная среда
3. Первые побеги музыкальной деятельности

Глава вторая
Два года на низшем курсе специальной игры на фортепиано

1. Мои учителя: В. В. Демянский по классу игры на фортепиано и А. К. Лядов -по курсу обязательной гармонии
2. Симфонические и камерные концерты. Опера. Исторические концерты А. Г. Рубинштейна

Глава третья
Первые четыре года пребывания на высшем курсе фортепианного отделения. Начало занятий по специальной теории композиции.
Окончание университета

1. Новый директор консерватории - Антон Григорьевич Рубинштейн
а) Рубинштейн - пианист
б) Рубинштейн - композитор
в) Некоторые черты личности Рубинштейна и краткие биографические данные о нем
г) Деятельность Рубинштейна как директора консерватории
2. Профессор Вениамин Чези и мои занятия у него

3. Профессор Карл Карлович Зике. Курс его лекций по обязательной энциклопедии и инструментовке
4. Профессор Ливерий Антонович Саккетти (курс истории музыки и эстетики)
5. Мои воспоминания о первом международном конкурсе имени А. Г. Рубинштейна
6. Начало моих занятий по специальной теории композиции в классе профессора Н. Ф. Соловьева
7. Окончание университета
8. Заключение

Глава четвертая
Последние два года пребываний в консерватории и окончание ее по классам фортепиано и композиции

1. Профессор Иосиф Вейсс и занятия у него в классе
2. Занятия в классе ансамбля у профессора Ауэра
3. Профессор Н. Ф. Соловьев. Продолжение и окончание мною у него курса теории композиции
4. Окончание консерватории по специальности игры на фортепиано
5. Дополнение к описанию годов моего учения в консерватории

Глава пятая
Профессор Теодор Лешетицкий и время моих занятий у него

1. Подготовительный период
2. Первый период занятий с Лешетицким
3. Второй период занятий с Лешетицким
4. Мои товарищи по занятиям у Лешетицкого
5. Мои знакомства и встречи с другими выдающимися пианистами, бывшими учениками Лешетицкого
6. Некоторые еще не приведенные раньше советы Лешетицкого и дополнение к воспоминаниям о времени моих занятий с ним
7. Окончание моих занятий с Лешетицким
8. Итоги периода работы под руководством Лешетицкого
9. Заключение
Приложение
Список музыкальных произведений для детей и для юношества С. В. Майкапара

Многие композиторы пишут музыку, которую с одинаковым увлечением слушают и взрослые, и дети. Но есть композиторы, которые всё своё творчество посвятили созданию только детской музыки, причём такой, которую дети могли бы не только слушать, но и сами исполнять.

Сегодня мы познакомимся с музыкой одного из таких детских композиторов, который жил более 100 лет назад. Звали его Самуил Моисеевич Майкапар.

Самуил Моисеевич Майкапар родился в городе Херсоне в 1867 году. В семье, кроме него было 4 сестры и все они занимались музыкой. Музыкальные способности Самуил унаследовал от своей мамы, которая очень хорошо играла на фортепиано. Он стал заниматься музыкой с 5 лет. В 11 лет он сам стал сочинять музыку, завёл тетрадь, в которую записывал все свои произведения. В семье было решено, что Самуил станет юристом, но от этой карьеры он отказался и поступил в консерваторию, которую успешно закончил.

В 1901 году Майкапар переехал в город Тверь, где открыл собственную музыкальную школу. Тогда и пришла ему в голову мысль писать детские произведения, которые могли бы исполнять сами дети.

Разнообразные небольшие пьески композитора для маленьких, только начинающих исполнителей можно назвать миниатюрами. Они, как фотографии в альбоме, объединяются в циклы. С одним из таких циклов мы с вами сегодня познакомимся. Он называется « Бирюльки».

Вслушайтесь в звучание этого слова. Какое оно ласковое, музыкальное. А что же оно означает? Когда-то, давным- давно, это была любимая игра детворы. На стол высыпались кучкой очень маленькие игрушечные вещички - бирюльки. Чаще всего это были вырезанные из дерева чашечки, кувшинчики, половнички и другие кухонные предметы, лесенок, шляпок, палочек и так далее. Бирюльки нужно было достать маленьким крючком, одну за одной, не пошевелив остальные.

Маленькие пьески Майкапара напоминают те самые бирюльки из старинной игры. Давайте познакомимся с этой музыкой. Что же можно найти среди бирюлек Майкапара?

Прежде всего, это детские музыкальные портреты.

Вот маленький пастушок. Ясным солнечным днём он вышел на летний цветущий луг возле речки. Чтобы не скучно было пасти своё стадо, он срезал себе камышинку и сделал из неё свирель.(Свирель- это маленькая дудочка) . Светлый, радостный наигрыш зазвенел над лугами. В середине пьески мелодия стала больше напоминать танец пастушка, а затем вновь заиграла его дудочка.

А сейчас, послушав следующую миниатюру, мы увидим маленького командира . Он очень воинственный, мужественный и отважный. Чётким голосом он энергично отдаёт приказы. Мы не знаем, кому они предназначаются - оловянным солдатикам, мягким игрушкам или друзьям- ребятишкам. Но музыка нас убеждает, что любой приказ такого командира будет обязательно выполняться.

В следующей пьеске музыка очень грустная, тихая, жалобная, Слушая её, хочется кого-то пожалеть, посочувствовать, поплакать. Кажется, что ребёнок жалуется на свою нелёгкую жизнь, на свою печальную судьбу. Назвал эту миниатюру Самуил Майкапар - «Сиротка»

Alan Huckleberry, piano


IMTA Level C3

Trifles: 26 Short Pieces for Piano, Library of Russian Soviet Music, 1977

Вот какие совершенно разные портреты, не похожие друг на друга представил нам композитор. В каждом из них угадывается не взрослый, а ребёнок. И о каждом нам рассказала музыка по своему.

Теперь мы обратим внимание на музыкальные пейзажи. Что такое « пейзаж»? Это картины природы: "Облака плывут", "Весною", "Осень", "На катке". Музыкальные пейзажи Майкапара посвящены четырём временам года.

В «Бирюльках» Майкапара нет такой пьесы, которая называется «Лето», но в это время года легко узнаётся в некоторых миниатюрах. Вот, например, «В садике». Слушая её, живо представляешь тёплый, летний день, детскую площадку, тенистый сад. Давайте послушаем.

Играя в саду, дети вдруг увидели… Как вы думаете кого? Может это бабочка или птичка? «Мотылёк» … Так Майкапар назвал это произведение. Мотылёк гораздо меньше бабочки, у него нет таких больших крыльев, поэтому он не такой изящный и грациозный. Зато он лёгкий и быстрый. Послушав это произведение, мы как будто увидели, как мотылёк перелетает с одного цветка на другой.

Я думаю, что это видели все, как вода большим, мощным потоком вливается в реку. Особенно весной. Видели? В пьесе «Бурный поток» Майкапар изобразил эту картинку.

Теперь нам предстоит удивительное путешествие в мир сказок . Сказки - это всегда что-то загадочное, удивительно красивое, необычное. Иногда мы сочиняем сказки сами, иногда видим их во сне. Самуил Моисеевич придумал маленькие сказочные пьески, как, например:«Мимолётное видение», "Сказочка" , "Легенда"…

Кто из нас не любит танцы? Нам нравятся детские и молодёжные, современные и бальные танцы. Мы с удовольствием смотрим балет, а ведь это тоже танец. Танцы — это очень увлекательное, приятное и красивое занятие. Самуил Моисеевич Майкапар писал много танцев. Это польки, гавоты, менуэты, вальсы. Вальс - это бальный плавный танец, которому больше 200 лет. Слово "Вальс» в переводе означает "кружиться, вращаться». В этом танце преобладают кружащиеся изящные движения.

Alan Huckleberry, piano
The University of Iowa Piano Pedagogy Video Recording Project
IMTA Level D3
Trifles: 26 Short Pieces for Piano, Library of Russian Soviet Music, 1977

Майкапар "Полька"

Исп. Катя, 6 лет, 10 мес. (Отчетный концерт ДМШ Газа)

Разносторонне одаренный музыкант, Майкапар был известен как автор целого ряда фортепианных пьес для детей и юношества. В частности, большую популярность завоевал его цикл фортепианных миниатюр « Бирюльки ».

Бирюльки, цикл пьес для детей, соч.28 (1900)

  • 1. В садике
  • 2. Сиротка
  • 3. Пастушок
  • 4. Осень
  • 5. Вальс
  • 6. Тревожная минута
  • 7. Полька
  • 8. Мимолётное видение
  • 9. Маленький командир
  • 10. Сказочка
  • 11. Менуэт
  • 12. Мотылёк
  • 13.Музыкальная шкатулочка
  • 14.Марш
  • 15.Колыбельная
  • 16.Песня моряков
  • 17.Легенда
  • 18.Прелюдия и фугетта
  • 19.Эхо в горах
  • 20.Гавот
  • 21.Весною
  • 22.Семимильные сапоги
  • 23.На катке (Токкатина)
  • 24.Облака плывут
  • 25.Романс
  • 26.Всадник в лесу (Баллада)

Исполняет Anna Wang (14 year old) Анна Ванг, 14 лет (Recorded on May 9, 2010 in Vancouver, BC, Canada)

А сейчас предлагаю Вам, мои дорогие читатели, детский цикл "Бирюльки" С.Майкапара в виде сказки

(по мотивам сказки Г. Каменной)

Однажды, прибираясь на чердаке, Наташина мама нашла старую куклу с облупленным носом в пыльном платье. На ногах у нее не было туфелек. Наташа наклеила кукле каштановые косички, сшила новое ситцевое платье и маленькие туфельки из клеенки. Но, хотя теперь у нее и были на ногах туфельки, куклу назвали Босоножкой. Такой ее девочка увидела в первый раз. Босоножку Наташа очень полюбила. Каждый день утром она выносила ее гулять в сад. Вместе с ними всегда играл щенок Шарик. И в какие только игры они не играли!

А вечером, устав от игр, кукла бессильно опускала свои тряпичные руки, склоняла головку на плечо Наташе. Тогда девочка укладывала Босоножку в деревянную кроватку, укрывала одеялом, пела колыбельную

Босоножке нравилась такая жизнь. Но вот однажды, на день рождения, папа подарил Наташе новую куклу. Она была такая красивая! В розовом прозрачном платье с пышными оборками, на ногах — лакированные туфельки с пряжечками, а на голове шляпа с лентами, как цветок водяной лилии. Красавицу куклу назвали Лялей. Она сидела на диване, среди вышитых подушек, и ни с кем не разговаривала. Конечно, кукла очень воображала. Когда другие игрушки начали играть, она высокомерно заявила: "Потише, у меня голова разболелась! ".Игрушки обиделись и перестали обращать внимание на задаваку.

Но Наташе Ляля очень понравилась. Утром она брала нарядную куклу на руки, ласково прижимала к себе и кружилась с ней по комнате.

И чем ласковее была Наташа с Лялей, тем грустнее и печальнее становилась Босоножка. У нее не было такого красивого платья, шляпки, и она не могла открывать и закрывать глаза. Босоножка все чаще плакала, забившись в угол". Что ты хнычешь, — сказала ей однажды Ляля. Я на твоем месте давно бы отсюда ушла. Вот возьму и пожалуюсь Наташе, и тебя опять забросят на чердак". От обиды Босоножка заплакала еще сильнее и решила уйти далеко в лес и остаться там. Она никому ничего не сказала, выпрыгнула из окна и побежала все дальше и дальше от своего дома. В лесу было темно и страшно.

Когда над деревьями уже заалела заря, Босоножка вышла на опушку леса. Она осмотрелась вокруг и увидела на ветке мастера Шелкопряда, а на стволе дерева — пушистую Белку с орешком в цепких лапках. Босоножка поделилась с лесными жителями своим горем. Зверюшки посовещались и решили помочь кукле — сделать ее такой же красивой как Ляля. Шелкопряд сшил ей прекрасное платьице, а Белка дала ей две скорлупы ореха вместо туфелек. Принесла подарок и Цапля — это была шляпка-лилия. Исполнилась мечта Босоножки: она стала такой же нарядной, как и кукла Ляля. Зверюшки резвились вокруг куклы, звали ее играть, но она боялась испачкать свое платьице. И зверьки убежали.

Все в лесу были заняты своим делом. Шелкопряд сматывал в нить свои коконы. Белка запасала на зиму орешки. Босоножка загрустила. Она не знала чем заняться, а к безделью не привыкла. Ей вспомнился дом, Наташа, игрушки. "Я и не представляла себе, что мне будет без вас так грустно -подумала Босоножка. Зачем мне такое красивое платье, если его не видит Наташа? Я неблагодарная кукла. Меня сняли с пыльного чердака, заботились обо мне, а я от них убежала в лес". Босоножка бросилась напрямик через колючие кусты. Трава становилась все гуще и выше. Вдруг подул ветер, сверкнула молния, крупные капли дождя упали на листья. Все зверюшки попрятались в норки, и Босоножка осталась одна.

А дождь все лил и лил. За ветку зацепилась шляпка-лилия, ветер срывал платье, потоки воды смыли с ног туфельки. Забрызганная грязью, продрогшая от холода, Босоножка, наконец, увидела знакомую крышу. Но перед самым домом она поскользнулась и упала. Очнулась она от громкого лая Шарика. Это он, верный ее товарищ, весь день, когда обнаружилась пропажа, не находил себе места и отправился на розыски. Шарик радостно лизнул Босоножку в щеку и принес ее домой. Наташа очень обрадовалась. Даже Ляля улыбнулась Босоножке. А как радовались все остальные игрушки! Куклу почистили, переодели в выстиранное ситцевое платьице. А вечером все игрушки устроили настоящий бал в честь Босоножки, и Наташа танцевала с ней, как и прежде.

Босоножка снова была счастлива. Только теперь она до конца поняла, что друзья дороже блестящих нарядов.

.

Цель: Приобщение детей к творческому наследию композитора С.М. Майкапара.

Задачи:

  1. Учить детей различать изобразительность музыки, средства музыкальной выразительности, форму музыкальных произведений.
  2. Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки.
  3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к музыке.

Оформление зала : Портрет С.М. Майкапара, музыкальная шкатулка, детские маленькие игрушки, книга сказок, фотографии Петербургской консерватории.

Ход мероприятия

Негромко звучит «Вальс» С. Майкапара. Дети входят в зал, садятся.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дорогие слушатели! Сегодня мы собрались с вами в музыкальной гостиной, чтобы услышать музыку, посвящённую вам – детям. Написал её композитор Самуил Моисеевич Майкапар.

(Показ портрета. Рисунок 1.)

Рисунок 1

Самуил Майкапар родился более ста сорока лет назад. В семье дети – Самуил и его четыре сестры, с детства занимались музыкой. Его мама очень хорошо играла на рояле. Занятия музыкой у мальчика начались с шести лет, а с девяти лет Майкапар принимал участие в концертах.

Когда он подрос, то поступил учиться в Петербургскую консерваторию. (Рисунок 2. Рисунок 3.) Стал писать, сочинять музыку, в том числе и для детей. Очень известен его детский фортепианный цикл «Бирюльки». Вслушайтесь в само звучание этого слова – оно ласковое, нежное, музыкальное. Давным-давно «Бирюльки» - была любимая игра детворы. На стол высыпались кучкой очень маленькие вещички: чашечки, кувшинчики, половнички и другие предметы домашней утвари. Бирюльки из кучки нужно было достать маленьким крючком, одну за другой, не пошевелив остальные.

Рисунок 2

Рисунок 3

Игра «Бирюльки» в современном варианте

Музыкальный руководитель: Маленькие пьески Майкапара напоминают те самые бирюльки из старинной игры. Послушайте одну из них «Пастушок»

(Исполнение.)

Пастушок – маленький мальчик, который ярким, солнечным днём вышел на летний, цветущий луг возле речки. Чтобы не скучно было пасти своё стадо, он срезал себе камышинку и сделал из неё маленькую свирель. Светлый, радостный наигрыш свирели звенит над лугами. В середине миниатюры мелодия звучит взволнованно, тревожно, а затем вновь солнечно и радостно. Давайте мы эту пьесу оркеструем: когда музыка будет звучать светло, радостно – сопровождать её будут звонкие треугольники. А если вы услышите тревожные, взволнованные нотки – сопровождать их будет тремоло тамбуринов, маракасов и бубнов.

Оркестровка пьесы «Пастушок»

Также Самуил Майкапар писал музыку, посвящённую природе, временам года. Что такое «пейзаж», вы все отлично знаете.(Ответы детей) Сейчас для вас прозвучит пьеса «Весною». В ней можно услышать голоса пробуждающейся после зимней спячки природы. Это и звон ручейков, оживлённые птичьи трели. Музыка светлая, нежная, прозрачная, совсем как свежий весенний воздух.

Слушание пьесы «Весною»

А может кто-нибудь из вас знает стихотворение о весне и нам его прочтёт?

Чтение стихотворения о весне.

Музыкальный руководитель: Ребята, вы любите загадки? (Ответы детей.) Попробуйте отгадать эту загадку:

Утром бусы засверкали
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём –
Ищем, ищем – не найдём!
(Роса, росинки )

У Самуила Майкапара есть пьеса с таким названием «Росинки». Давайте мы попробуем передать в движении лёгкость, прозрачность этих маленьких капелек-бусинок.

Музыкально-ритмическое упражнение «Лёгкий бег» на музыку С.Майкапара «Росинки»

Теперь нам предстоит увлекательное путешествие в мир сказок. Но для того, чтобы туда попасть, необходимо произнести какое-нибудь заклинание или открыть маленькую волшебную музыкальную шкатулочку. Она то и приведет нас в мир сказок.

Звучит пьеса «Музыкальная шкатулочка»

Что вы можете сказать об этой музыке? (Ответы детей.) Она как будто игрушечная. Звуки её очень высокие, лёгкие, звенящие. Напоминают игру крошечных колокольчиков, приглашающих нас в сказку. А в сказках много разных чудес и волшебства. Вот, например, «Семимильные сапоги». Как же композитор изображает их? Это большие скачки отдельных акцентированных звуков, размеренных и тяжёлых, будто гигантские шаги великана, преодолевающего огромные расстояния.

Слушание пьесы «Семимильные сапоги»

Следующую пьесу композитор назвал «Сказочка». У вас есть свои любимые сказки? (Ответы детей.) Да, сказки бывают разными. Послушайте «Сказочку». Какими словами можно описать прозвучавшую музыку? (Ответы детей.) Напевная мелодия звучит мягко, немного грустно.
Создаётся настроение лёгкой задумчивости. А может кто-то представил свой сюжет, слушая эту пьесу? (Ответы детей.)



Просмотров