Музыкальное средство показывает высоту звука. Выразительные средства музыки: Мелодия
Каждое искусство имеет свои приемы и механизмы передачи эмоций, вот и музыка обладает собственным языком. Средства музыкальной выразительности представлены тембром, темпом, ладом, ритмом, размером, регистром, динамикой и мелодией. Кроме того, при анализе музыкального произведения учитываются акцент и пауза, интонация или гармония.
Мелодия
Мелодия является душой композиции, она позволяет понять настроение произведения и передать чувства грусти или веселья, мелодия может быть скачкообразной, плавной или отрывистой. Все завит от того, как её видит автор.
Темп
Темп определяет скорость исполнения, которая выражается в трех скоростях: медленный, быстрый и умеренный. Для их обозначения применяют термины, которые пришли к нам из итальянского языка. Так, для медленного - адажио, для быстрого - престо и аллегро, а для умеренного - анданте. Кроме того, темп может быть оживленным, спокойным и др.
Ритм и размер
Ритм и размер как средства музыкальной выразительности определяют настроение и движение музыки. Ритм может быть разным, спокойным, равномерным, отрывистым, синкопированным, четким и др. Так же, как и ритмы, окружающие нас в жизни. Размер нужен для музыкантов, которые определяют, как играть музыку. Их записывают дробями в виде четвертей.
Лад
Лад в музыке определяет её направление. Если это минор, то она печальная, грустная или задумчиво-мечтательная, может быть ностальгическая. Мажор соответствует веселой, радостной, ясной музыке. Лад может быть и переменным, когда минор сменяется мажором и наоборот.
Тембр
Тембр окрашивает музыку, поэтому музыка может характеризоваться как звонкая, темная, светлая и пр. Каждый музыкальный инструмент обладает своим тембром, также как и голос конкретного человека.
Регистр
Регистр музыки подразделяется на низкий, средний и высокий, но это важно непосредственно музыкантам, которые исполняют мелодию, или экспертам, которые проводят анализ произведения.
Такие средства, как интонация, акцент и пауза позволяют четко понять, что хочет сказать композитор.
Средства музыкальной выразительности на видео
Музыкальная форма:
Анализ музыкальных произведений:
Мотив, фраза и предложение в музыке:
Средства музыкальной выразительности: как анализировать музыкальное произведение
Каждое искусство имеет свои приемы и механизмы передачи эмоций, вот и музыка обладает собственным языком. Средства музыкальной выразительности представлены тембром, темпом, ладом, ритмом, размером, регистром, динамикой и мелодией. Кроме того, при анализе музыкального произведения учитываются акцент и пауза, интонация или гармония.
Мелодия
Мелодия является душой композиции, она позволяет понять настроение произведения и передать чувства грусти или веселья, мелодия может быть скачкообразной, плавной или отрывистой. Все завит от того, как её видит автор.
Темп
Темп определяет скорость исполнения, которая выражается в трех скоростях: медленный, быстрый и умеренный. Для их обозначения применяют термины, которые пришли к нам из итальянского языка. Так, для медленного - адажио, для быстрого - престо и аллегро, а для умеренного - анданте. Кроме того, темп может быть оживленным, спокойным и др.
Ритм и размер
Ритм и размер как средства музыкальной выразительности определяют настроение и движение музыки. Ритм может быть разным, спокойным, равномерным, отрывистым, синкопированным, четким и др. Так же, как и ритмы, окружающие нас в жизни. Размер нужен для музыкантов, которые определяют, как играть музыку. Их записывают дробями в виде четвертей.
Лад
Лад в музыке определяет её направление. Если это минор, то она печальная, грустная или задумчиво-мечтательная, может быть ностальгическая. Мажор соответствует веселой, радостной, ясной музыке. Лад может быть и переменным, когда минор сменяется мажором и наоборот.
Тембр
Тембр окрашивает музыку, поэтому музыка может характеризоваться как звонкая, темная, светлая и пр. Каждый музыкальный инструмент обладает своим тембром, также как и голос конкретного человека.
Регистр
Регистр музыки подразделяется на низкий, средний и высокий, но это важно непосредственно музыкантам, которые исполняют мелодию, или экспертам, которые проводят анализ произведения.
Такие средства, как интонация, акцент и пауза позволяют четко понять, что хочет сказать композитор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема:«Характер музыки и средства музыкальной выразительности»Цели: Закреплять умение учащихся различать слухо- зрительно и на слух музыку различного характера, определять доступные средства музы...
презентация "Средства музыкальной выразительности"
Музыка заставляет думать, помогает расслабиться, учит... А можем ли мы сказать о ней более подробно? Давайте попробуем....
Мир музыки богат и разнообразен. Чтобы увидеть красоту этого мира, нужно научиться понимать музыку, изучить музыкальный язык и разобраться в средствах музыкальной выразительности .
Когда мы слушаем музыку, затрагивающую струны нашей души, мы не анализируем ее, не раскладываем на отдельные составляющие. Мы слушаем, сопереживаем, радуемся или печалимся. Для нас музыка – единое целое. Но чтобы лучше понять произведение, нам следует иметь представление об элементах музыки и о выразительных средствах музыки.
Музыкальные звуки
Музыкальные звуки, в отличие от шумовых звуков, имеют определенную высоту и длительность, динамику и тембр. К музыкальным звукам применимы понятия метр и ритм, гармония и регистр, лад, темп и размер. Все эти элементы – средства музыкальной выразительности.
Элементы музыкальной выразительности
Мелодия
Иногда мы ловим себя на мысли, что в голове у нас звучит навязчивый мотив, или мы напеваем понравившуюся песенку. В этих случаях звучит мелодия – одноголосно выраженная музыкальная мысль. Звучащая без аккомпанемента мелодия может быть самостоятельным произведением, например, народные песни. И характер этих песен разнообразен – от грустных, скорбных, печальных до веселых, удалых. Мелодия – основа музыкального искусства, в ней, как уже было сказано, выражается музыкальная мысль.
У мелодии есть свои законы строения. Мелодия складывается из отдельных звуков, но между этими звуками существует взаимосвязь. Звуки могут быть разными по высоте – низкими, средними, высокими. Они могут быть долгими и короткими. Если в основе мелодии долгие, выдержанные звуки, то мелодия звучит неторопливо, повествовательно. Если мелодию составляют короткие звуки, она превратится в подвижное, стремительное и кружевное полотно.
Лад
Есть звуки устойчивые и неустойчивые. Устойчивые звуки звучат ясно, они опорные, а неустойчивые – звучат настойчиво. Остановка мелодии на неустойчивом звуке требует продолжения и перехода в устойчивые звуки. Или как говорят: неустойчивые звуки стремятся перейти в звуки устойчивые. Взаимосвязь неустойчивых и устойчивых звуков — основа музыкальной речи. Соотношение неустойчивых и устойчивых звуков образует лад . Лад определяет порядок, систему и превращает ряд звуков в осмысленную мелодию.
Ладов в музыке много, на самые распространенные – мажорный и минорный лады. От лада зависит характер мелодии. Если мелодия в мажоре – она бодрая и веселая, если же в миноре – звучит грустно и печально. Мелодия может быть напевной, а может быть декламационной, похожей на человеческую речь – речитатив.
Регистры
По характеру звучания звуки делятся на регистры – верхний, средний, нижний .
Звуки среднего регистра звучат мягко и полнозвучно. Низкие звуки – мрачные, гулкие. Высокие звуки – светлые и звонкие. С помощью высоких звуков можно изобразить щебет птиц, капель, рассвет. Например, у Глинки в песне «Жаворонок» в высоком регистре рояля звучит мелодия с короткими длительностями, мелкими украшениями. Эта мелодия напоминает птичьи переливы.
С помощью низких звуков мы можем изобразить медведя в малиннике, раскаты грома. Мусоргский, например, очень правдоподобно изобразил тяжелую повозку в пьесе «Быдло» из «Картинок с выставки».
Ритм
Мелодии присущ порядок не только по звуковысотности, но и по времени. Соотношение звуков по длительности называется ритмом . В мелодии мы слышим, как чередуются долгие и короткие звуки. Ровные звуки в спокойном темпе – мелодия плавная, неторопливая. Разнообразные длительности – чередование долгих и коротких звуков – мелодия гибкая, прихотливая.
Ритму подчиняется вся наша жизнь: ритмично бьется сердце, ритмично наше дыхание. Ритмично чередуются поры года, сменяются день и ночь. Ритмичны шаги и стук колес. Равномерно движутся стрелки часов и мелькают кадры фильма.
Движение Земли определяет ритм всей нашей жизни: в сутках 24 часа – за это время Земля совершает оборот вокруг своей оси. А один оборот вокруг Солнца Земля совершает за год.
Есть ритм и в музыке. Ритм – важный музыкальный элемент. Именно по ритму мы можем различить вальс, польку, марш. Ритм может быть самым разнообразным благодаря чередованию длительностей – долгих или коротких.
Метр
При всем разнообразии ритма отдельные звуки в мелодии – ударные, более тяжеловесные и появляются через равные промежутки времени. В вальсе, например, мы слышим чередование – раз, два, три. И зрительно ощущаем поворот кружащейся в танце пары. А когда движемся под звуки марша, мы чувствуем равномерное чередование – раз, два, раз, два.
Чередование сильных и слабых долей (ударных и более легких безударных) называется метром . В вальсе мы слышим чередование трех долей-шагов – сильной, слабой, слабой – раз, два, три. Доля – это быстрота счета, это равномерные удары-шаги, выраженные, в основном, четвертными длительностями.
В начале произведения указывается размер произведения, например, две четверти, три четверти, четыре четверти. Если размер три четверти, то это означает, что в произведении будут постоянно повторяться три доли-удара: первая – сильная, ударная, вторая и третья – слабые, безударные. И каждая доля-шаг будет равна четвертной длительности. А в каком темпе будут двигаться доли-шаги — композитор указывает в начале произведения – медленно, быстро, спокойно, умеренно.
Сегодня мы поговорили о средствах музыкальной выразительности – мелодии, ладе, регистрах, ритме и метре. разберем музыкальные средства выразительности: темп, гармонию, нюансы, штрихи, тембр и форму.
До встречи!
С уважением, Ирина Анищенко
Коркодинова Дарья Александровна
Должность:
преподаватель музыкально – теоретических дисциплин
Учебное заведение:
МАУДО "Детская школа искусств №3"
Населённый пункт:
ХМАО – Югра, г. Нижневартовск
Наименование материала:
Конспект урока
Тема:
"Средства музыкальной выразительности"
Дата публикации:
05.10.2018
Раздел:
дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств №3 г. Нижневартовска
Конспект урока по «Слушанию музыки» 1 класс.
Тема: Средства музыкальной выразительности.
Выполнила: педагог музыкально – теоретических дисциплин
Коркодинова Дарья Александровна.
Г. Нижневартовск 2018
Цель урока: Формирование и усвоение новых знаний.
Задачи урока:
Образовательные: 1. Ознакомление детей с различными средствами музыкальной
выразительности
2. Умение отличать средства музыкальной выразительности
3. Применять полученные знания на других занятиях (хор,
сольфеджио, спец. инструмент)
Воспитательные: 1. Формирование навыков слушания музыки
2. Формирования навыков анализа музыкальных произведений (в
соответствии с возрастом)
3. Воспитание эстетических и эмоциональных чувств.
Развивающие: 1.Развитие эмоционального восприятия.
2. Развитие воображения, памяти, мышления.
3. Развитие слухового внимания и музыкальную память.
План урока.
Организационный момент
Объяснение нового материала
Домашнее задание
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами познакомимся с музыкой по
подробнее. А знаете ли вы, что помогает музыке быть такой красивой и
разной? Знаете ли вы, что такое средства музыкальной выразительности?
Давайте разберемся!
Объяснение нового материала.
Музыка, по словам древнегреческого философа Платона, придает жизнь и
веселье всему существующему в мире, является воплощением того
прекрасного и возвышенного, что есть на земле.
Когда мы с вами слушаем музыку, мы прежде всего чувствуем ее общий
характер или настроение. Но с помощью чего это передается? (ответы
С помощью средств музыкальной выразительности. Это маленькие
помощники музыки, их много, и они разные. Давайте же с ними
познакомимся.
Мелодия – это то, без чего музыка существовать не может. Это основная
мысль, зерно музыки. Мелодия бывает разной: если мы ее можем спеть,
то она вокальная. Давайте попробуем спеть песню «Два веселых гуся».
Получилось? (Да). Значит мелодия в этой песне – вокальная, давайте это
Другой вид мелодии – полная противоположность вокальной. Если
мелодию сложно или невозможно спеть, то такая мелодия называется
инструментальной. Давайте сейчас послушаем музыкальное
произведения под названием «Баба-яга» композитора Лядова и
попробуем спеть мелодию. Ну как? Получилось? (Нет) Значит это мелодия
Инструментальная. (записываем)
Есть еще один вид мелодии называется кантилена. Это очень протяжная,
свободная и красивая мелодия. Яркий пример такой мелодии являются
русские народные протяжные песни. (Слушаем р.н.п. «По зорюшке, заре»)
И последний вид мелодии очень необычный. Называется речитатив. Это
пение, которое приближённо к разговорной речи. (Слушаем Римского –
Корсаково «Речитатив Марфы») (записываем)
Мелодия всегда связанна с другим средством выразительности, без
которого она не может существовать – это РИТМ. Ритм – это чередование
различных длительностей (Показываю хлопками). Именно он обладает
способностью влиять на характер музыки. Например, если музыка
лирична и напевна, то ритм ровный, спокойный, а если взволнованная, то
ритм прерывистый, а иногда и скачкообразный. (записываем)
Так же в музыке важен ЛАД – это то, что предает настроение (веселое или
грустное). Лад бывает мажорный и минорный. (Показываю на
инструменте). Давайте запишем, и немного порисуем. Минорный лад
мы нарисуем как тучу, а мажорный как яркое солнышко.
Не менее важный ТЕМП в музыке. Темп – это скорость музыкального
произведения. Он бывает быстрым (аллегро), умеренным (анданте) и
медленным (адажио). (записываем)
Еще одно средство музыкальной выразительности – ТЕМБР. Тембр – это
окраска звука. Именно из-за тембра мы можем отличить голос мамы, от
скажет слово «музыка» и мы послушаем, отличается ли у нас тембр голоса
или нет. (проговариваем) Отличается? (ответы детей) Конечно да, ведь
Регистр – высота звука. Регистр бывает высокий, средний и низкий.
(показываю на фортепиано). Например, если я захочу изобразить мышку
на фортепиано, в каком регистре мне лучше это сделать? (в высоком).
Правильно, а если я захочу показать большого медведя? (в низком).
Совершенно, верно. А кошка мяукает в каком регистре? (в среднем).
Давайте поиграем? Я буду играть мелодии в разных регистрах, а вы будете
угадывать какое животное сейчас говорит. (играем, а затем записываем
регистры)
Это основные средства выразительности, но есть еще и дополнительные,
которые делают музыку более выразительной и чарующей. Это фактура –
строение звуковой «ткани». Например, если музыкальное произведение
состоит только из одной мелодии, то такая фактура называется
гомофонной, а если таких мелодий несколько, и они равные между собой,
то такая фактура называется полифонической. Это не единственные виды
фактур, их гораздо больше, но про них я вам расскажу на следующих
Существуют еще штрихи – способ извлечение звука и динамика – сила
звука. А знаете ли вы откуда произошло название нашего инструмента
«фортепиано»? Оно состоит из двух слов «forte» - громко и «piano» - тихо.
Ну ка ребята, подскажите, как переводится фортепиано? (Громкотихо).
Именно так переводится имя нашего любимого инструмента.
Итог
Благодаря сочетанию всех вышеперечисленных средств музыкальной
выразительности и появляется прекрасная музыка.
Давайте попробуем теперь с вами услышать все эти средства в
произведении Чайковского «Новая кукла».
Напишите в тетради все средства музыкальной выразительности в
столбик, послушайте произведение и выберите правильный вариант для
каждого из средств. (слушаем и анализируем)
А теперь подведем итог и разгадаем музыкальный кроссворд!
Домашнее задание
Прослушайте ваше произведение по специальности и попробуйте
самостоятельно проанализировать его. А на этом наш урок подходит к
концу, всего доброго, до свидания!
Тема урока: «Средства музыкальной выразительности».
Цель: закрепить знания учащихся о средствах музыкальной выразительности.
Задачи:
Научить учащихся определять средства музыкальной выразительности, использованных для создания определенного образа в произведении;
Развивать чувство ритма, музыкальную память учащихся, вокально-хоровые навыки;
Воспитывать слушательскую культуру учащихся;
Тип урока: урок обобщения знаний.
Методы и приемы: словесные, наглядные, практические.
Музыкальный материал: Чайковский «Детский альбом» (фрагменты), Прокофьев «Петя и волк» (фрагменты), «Метелица» А.Ермолов
Ход урока:
- Музыкальное приветствие.
У: - Здравствуйте, ребята! Д: - Здравствуйте!
- Беседа
У: - Сегодня, среди зимы, у нас в классе распустился необыкновенный цветок! Этот волшебный цветок перенесет нас в мир музыки, где всем управляют средства музыкальной выразительности. Сегодня мы вспомним, что каждый лепесток имеет не только свой цвет, но еще и определенное название.
Посмотрите еще раз на цветик-семицветик. Что находится в его сердцевине?
Д: - Мелодия!
У: - Верно! Все лепестки выросли из этого главного в музыке – мелодии (это основной мотив произведения). Мелодия – это «душа музыки», как сказал П.И.Чайковски, это основа любой песни, любого музыкального произведения, а также это одно из важнейших средств музыкальной выразительности. Мелодия никогда не стоит на месте! Она может двигаться плавно вверх или вниз, может крутиться на двух-трех звуках рядом или развиваться стремительными скачками. Давайте с вами попробуем проследить за мелодией с помощью рук - как будет двигаться мелодия, такие движения вы выполняете руками.
Музыкально-пластическая работа в качестве физ. минутки - звучит «Колыбельная медведицы».
У: - Как двигалась мелодия в песне?
Д: - Плавно, без больших скачков…
У: - Правильно. Еще два средства музыкальной выразительности, без которых не может быть музыки - это лад и динамика. Про лад мы с вами уже говорили раньше. Скажите, какие лады вы знаете?
Д: - Мажор и минор!
У: - Хорошо! Какой из них придает музыке темную краску, а какой - светлую?
Д: - Минор - темную, мажор - светлую.
У: - Правильно. У вас на столе лежат квадратики с изображением солнца и тучки с дождем. Мы с вами сейчас поиграем - когда будет звучать мажорная музыка, вы поднимаете солнышко, а когда минорная - тучку.
Звучит музыка из «Детского альбома» Чайковского. Ребята после игры называют композитора и названия прозвучавших произведений.
У: - Вы заметили, насколько по-разному звучали произведения? Но отличаются они не только ладом, но еще и динамикой. Динамика - это сила звука. И мы уже знаем, как обозначается динамика в нотах.
А теперь давайте послушаем пьесу Чайковского «Неаполитанская песенка» и вспомним, что же в этой песенке такого необычного? Звучит «Неаполитанская песенка» Чайковского.
Д: - Сначала звучит очень спокойно, потом ускоряется.
У: - Абсолютно точно! То есть в произведении меняется темп! Это еще одно средство музыкальной выразительности. Темп определяет скорость исполнения музыкального произведения - быстро, умеренно, медленно.
У: - Каждое произведение исполняется в своем темпе - в том, которое указал композитор. Иногда, как мы уже убедились, в произведении меняется темп.
Также и ритм присутствует и в музыке. Это чередование долгих и коротких звуков. И сегодня мы с вами познакомимся с двумя разновидностями ритма - ровным и пунктирным.
Учитель приводит примеры разного ритма. Класс разделяется на группы, повторяет ритмические примеры за учителем. Игра в качестве физ. минутки.
У: - А теперь давайте послушаем, как в разных произведениях используется разный ритм.
Звучат пьесы из «Детского альбома» Чайковского. Ребята определяют, в каком произведении ровный, а в каком - пунктирный ритм.
Интонация - это не только музыкальное понятие. В первую очередь это одно из свойств человеческой речи. Так, например, даже если мы не знаем языка, на котором говорит человек, мы почти всегда можем догадаться о том, что человек злится, радуется, грустит или о чем-то спрашивает и т.д. Мелодическое начало очень тесно связано со звучанием живой человеческой речи, а интонация как раз и является связующим звеном разговорной речи и музыкальной.
Ребята, скажите пожалуйста, с каким музыкальным жанром наиболее связана речь человека?
Д: - С песней.
У: - Конечно же с песней! Сейчас мы с вами исполним песню «Метелица».
Слушание, опрееление характера и исполнение песни.
У нас с вами осталось еще 2 лепестка: тембр и регистр. Что же такое регистр? Это высота звучания голоса или инструмента. Посмотрите: существует высокий, низкий и средний регистр. Давайте попробуем догадаться, кому на картинке соответствуют эти разные регистры? Д: - Высокий - птице, средний - человеку, низкий - медведю.
У: - Правильно! Также и у каждого инструмента разные возможности, например, фортепиано обладает всеми регистрами, а скрипка - только высоким! И мы всегда сможем отличить звучание скрипки от фортепиано. В этом нам помогает последнее средство музыкальной выразительности - тембр. Тембр - это окраска звучания. У каждого инструмента свой тембр. Так же, как и у каждого человека свой, ни на чей не похожий, голос. И именно благодаря различию тембров мы легко отличаем один инструмент от другого. Давайте попробуем!
Звучат фрагменты симф. сказки Прокофьева «Петя и волк». Ребята называют персонажа, инструмент и какой регистр используется для создания данного образа.
У: - Молодцы!!! Мы с вами рассмотрели все лепестки нашего волшебного цветика-семицветика! Давайте теперь споем песню о волшебном цветке.
- Звучит песня Чичкова «Волшебный цветок» в исполнении учащихся.
- Рефлексия.
У: - Итак, давайте с вами еще раз вспомним, какие средства музыкальной выразительности мы знаем?
Д: перечисляют все средства.
У: - Молодцы! А сейчас я прошу вас показать мне, с каким настроением вы сегодня уходите с урока музыки - мажорным или минорным!
Ребята поднимают картинки.
У: - Замечательно! Вы сегодня очень хорошо поработали! Наш урок окончен! До свидания!