Петр гринев. Молодой, бесстрашный, честный и милосердный – основные характеристики образа Петра Гринева в повести А

Ведет рассказ от имени Гринева, скрываясь за ним и выдерживая от начала до конца простой, безыскусственный тон и язык. Гринев – не «герой» в классическом смысле этого слова, но далеко и не посредственность. Это один из тех многих офицеров, вышедших из простой дворянской семьи, на доблести и честности которых создавалась слава русской армии. Он получил домашнее образование, какое обычно в ту эпоху получали дети дворян-помещиков; в раннем детстве он был всецело на попечении крепостного Савельича , «за трезвое поведение пожалованного» ему в дядьки. Савельич научил его русской грамоте. Когда мальчик подрос, отец нанял учителя француза, выписав его из Москвы, «вместе с годовым запасом вина и прованского масла». Уже одна эта бытовая подробность переносит нас в атмосферу зажиточной, но простой помещичьей семьи Екатерининской эпохи. По контракту, мосье Бопре должен был обучать Петрушу «по-французски, по-немецки и всем наукам», на что он совершенно не был способен, т. к. «в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию «pour être outchitel» [чтобы быть учителем], не очень понимая значение этого слова. Бопре оказался «добрым малым», но не особенно высокой нравственности, за что скоро был отставлен от своей должности. Моду той эпохи – поручать воспитание детей иностранцам, не разбираясь в их педагогических и нравственных качествах, осмеивали и обличали в своих произведениях еще Новиков , Фонвизин , Грибоедов . Гринев сам говорит, что «жил недорослем » до шестнадцати лет. Но видно, что от природы он был неглуп и одарен незаурядными способностями, т. к. в Белогорской крепости, не имея никаких других развлечений, занялся чтением, упражнением во французских переводах иногда и сочинением стихов. «Во мне пробудилась охота к литературе, – пишет он. – Александр Петрович Сумароков несколько лет после очень похвалял» его литературные опыты.

Вот все, что мы знаем об образовании Петра Андреевича Гринева; теперь поговорим о его воспитании. Понятия воспитания и образования часто соединяют в одно целое, тогда как, в сущности, это две различные области, и иногда даже возникает вопрос: что важнее для человека, – образование или воспитание? В данном случае – именно воспитание, данное Гриневу его родителями, внушенное ему с детства словами, наставлением, а главное примером, сделали из него человека, создали прочные основы, указывавшие ему в жизни прямой и правильный путь. Какой же пример видел он в доме родителей? Мы можем судить об этом по отдельным словам, разбросанным по всей повести. Мы узнаем, что родители Гринева были люди честные, глубоко порядочные: отец, придерживаясь сам строгих правил, не допускал и в доме своем, среди своих слуг и подчиненных нетрезвого и легкомысленного поведения. Лучше же всего свидетельствуют о его принципах наставления, которые он дает сыну: «служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

А. С. Пушкин. Капитанская дочка. Аудиокнига

Главное в этих наставлениях – верность присяге. Мы видим, какое значение придавал ей Гринев-отец по его страшному горю, когда он узнал о взводимом на сына обвинении в измене государыне, в участии в мятеже Пугачева . Не ссылка сына в Сибирь на вечное поселение, которой государыня «из уважения к заслугам отца» заменила грозившую ему казнь, повергает в отчаяние старика, а тот факт, что сын его – изменник. «Сын мой участвовал в замыслах Пугачева! Боже праведный, до чего я дожил!» восклицает он: «Государыня избавляет его от казни! От этого разве мне легче? Не казнь страшна: пращур мой умер на лобном месте, отстаивая то, что почитал святынею своей совести »... «Но дворянину изменить своей присяге»... «Стыд и срам нашему роду!» – На самом деле Петр Андреевич Гринев, как мы знаем, никогда не изменял присяге; наставления отца, данные ему перед отъездом, видно глубоко запали ему в душу; во все трудные и опасные минуты своей жизни он никогда не изменял требованиям долга и чести.

На протяжении недолгого времени, описанного в повести (около двух лет), мы видим, как мальчик, «живший недорослем», гонявший голубей, мастеривший бумажного змея из географической карты, под влиянием необычайных событий и сильных переживаний превращается во взрослого человека, порядочного и честного. В начале повести поведение его еще чисто мальчишеское: игра на бильярде с Зуриным, невинное вранье генералу при объяснении выражения «ежовые рукавицы» и т. д.; но любовь к Марье Ивановне , а главное страшные происшествия Пугачевского бунта способствуют тому, что он быстро мужает. Он рассказывает все, что с ним произошло совершенно искренно; не скрывает, что иногда делал глупости – но тем ярче выступает перед нами его личность.

Гринев неглуп и очень симпатичен. Главные черты его характера: простота (он никогда не рисуется), прямота и врожденное благородство во всех поступках; когда Пугачев из-за вмешательства Савельича помиловал его, когда он был на волоске от смерти, – он не может поцеловать руку разбойника, помиловавшего его: «я предпочел бы самую лютую казнь такому унижению». Поцеловать руку Пугачева, даровавшего ему жизнь, не было бы изменой присяге, но это было противно его врожденному чувству благородства. В то же время чувство благодарности к Пугачеву, спасшему его жизнь, избавившего Марью Ивановну от Швабрина, никогда не покидает его.

При большой мужественности во всех поступках Гринева в его отношениях к людям сквозит душевность и доброта. В трудные минуты жизни душа его обращается к Богу: он молится, готовясь к смерти, перед виселицей, «принося Богу искреннее раскаяние во всех прегрешениях, и моля Его о спасении всех близких». В конце повести, когда он, ни в чем не повинный, неожиданно попал в тюрьму, закованный, он «прибегнул к утешению всех скорбящих и, впервые вкусив сладость молитвы, излиянной из чистого, но растерзанного сердца, спокойно заснул», не заботясь, что с ним будет.

Пётр Гринёв - шестнадцатилетний офицер Белогорской крепости. Главный герой повести "Капитанская дочка" . Был влюблён в Машу Миронову (дочку капитана Белогорской крепости), в конце повести женится на ней.

Характер

Пётр смелый, искренний, добрый, отзывчивый, человек чести. Однако он самолюбивый и упрямый. Он любит Машу и всегда готов помочь любому.

Пётр практически полностью является противоположностью Швабрина - умного, но жестокого офицера.

Биография

До Пугачёвского нашествия на крепость

Он воспитывался в доме своего отца, где получал образование. Сначала его воспитанием занимался Савельич, позже учитель выписанный из Франции – Бопре, однако француз почти не занимался Гринёвым. Любимым занятием Петруши в то время были развлечения с мальчишками со двора, с которыми он проводил много времени. Отец Петра решил отправить служить его под Оренбургом , в Белогорской крепости. По пути туда он встречает Пугачёва , но он не понимает, что перед ним и отдаёт ему заячий тулуп . Когда Петр Гринев прибывает на службу в Белогорскую крепость, он служит в подчинении капитана Миронова. Здесь Гринев влюбляется в капитанскую дочь - Машу Миронову.

Как-то раз Швабрин увидел стихи Петра, посвящённые Маше, а затем он стал оскорблять Петра, после оскорблений Пётр вызвал его на дуэль . Пётр получил ранение в плечо. В это время все в крепости узнают о армии Пугачёва. Вскоре приходит Пугачёв с его армией и завоёвывает крепость

После Пугачёвского нашествия на крепость

Пугачёв показывает показывает свою жестокость, убивая родителей Маши. Однако Пугачёв не убивает Петра, так как помнит про тулуп. Начинается искренний разговор Петра и Пугачёва , где Гринёв говорит, что не гарантирует не сражаться с ним. Когда Пугачёва захватывает

Приступая к анализу образа Петра Гринева, главного действующего лица семейной хроники, следует прежде всего обратить внимание на особое место Гринева в произведении. Это не только одно из главных действующих лиц, но и «автор» записок, повествователь. Наконец, за образом повествователя (того же Гринева в старости, в начале XIX в.), «просвечивает» и лицо подлинного автора «записок) — Пушкина. В какой-то степени в суждениях о жизни, в отношениях рассказчика к событиям нет-нет и проявится чисто пушкинское восприятие действительности.

Трудно, да и не имеет смысла заниматься вопросом о том, в каких рассуждениях Гринева перед нами мысли молодого героя романа, в каких — настоящий автор, но отдавать себе отчет в сложности образа Гринева следует. Одинаково ошибочным было бы и отождествлять взгляды Гринева с мировоззрением Пушкина (оно неизмеримо серьезнее, прогрессивнее, глубже; Гринев очень прост и ограничен), и полностью игнорировать в гриневском мировосприятии какие-то элементы пушкинских взглядов на жизнь (например, в суждениях Гринева о людях, с которыми он сталкивается, в некоторых суждениях о Пугачеве, в оценках им правительственного лагеря борющихся сил).

Заметим еще, что в композиции образа Гринева с самого начала повествования взята установка на ясность и простоту. Постой рассказ-повествование об интересных и не совсем обыкновенных приключениях молодости. Много событий, мало размышлений. Психология передается через действия, поступки. О поступках и приключениях рассказывается очень просто. Так дедушка рассказывает внуку о пережитом. Эта простота, безыскусственность, впрочем, свойственна прозе Пушкина вообще. При анализе образа Гринева надо все это учитывать. И не упускать из вида различие двух точек зрения на изображаемые события: точки зрения рассказчика и точки зрения Пушкина. При меры будут указаны ниже.

Раскрытие героя в последовательно развивающихся событиях жизни, в поступках, в отношениях к окружающим людям, приводит нас к плану анализа :

1) детство и юность, среда, воспитавшая героя;

2) проявление характера при первом вступлении в самостоятельную жизнь;

3) отношение к окружающим в период мирной жизни в Белогорской крепости;

4) история любви к Марье Ивановне и

5) история отношений с Пугачевым (характер развивается и проявляется в полной мере и определяются взгляды на жизнь);

6) заключительное обобщение: основные черты личности героя, типичность образа, место его в композиции романа.

Говоря о детстве и юности Гринева, следует обратить внимание на различные влияния, воздействовавшие на него и формировавшие его личность. Отец — премьер-майор в отставке, ограниченный и властный помещик и глава семьи, в то же время отличается строгим отношением к вопросам морали, внушает сыну высокое понимание вопросов чести в дворянском ее представлении, офицерскую службу считает не средством для устройства карьеры, а долгом дворянина перед государством.

Его рассуждения о Петербурге, о продвижении по службе бывших его товарищей отдают духом некоей оппозиции к порядкам, установившимся в сферах, близких к правительству и двору. Все это оказывает свое воздействие на сына. О матери Петра Гринева сказано немного, но облик любящей и заботливой женщины, кроткой и нежной, возникает и из того немногого, что мы о ней узнаем. Ее влияние скажется потом, когда станет раскрываться характер Петра Гринева.

Француз Бопре «в отечестве своем был парикмахером», его «выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла». Фигура колоритная и вполне типичная, затрагивающая хорошо знакомую учащимся по «Недорослю», «Горю от ума» и «Евгению Онегину» тему.

Большое место в воспитании Петра Гринева занимал, очевидно, крепостной дядька Савельич, честный, умный и грамотный человек, но, однако, весьма ограниченный. В его образе отражено вековое рабское положение дворовых слуг. Таковы люди, окружавшие Петра Гринева. Образ жизни Петра Гринева в родительском доме типичен для дворянского недоросля: «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». «Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни», — говорит отец. Первые шаги самостоятельной жизни (эпизод с 3уриным) выявляют черты формирующейся личности. Учащиеся без труда в них разберутся, вспомнив поведение Гринева. Здесь и легкомыслие, и грубость помещичьего сынка по отношению к старому преданному слуге («Я твой господин, а ты мой слуга»): в то же время в стремлении отдать деньги, долг, казалось бы, не очень серьезный — проигрыш в биллиардной игре — мы видим определенное представление о необходимости держать слово, о честности. Вслед за этим — сердечный разговор и мировая с Савельичем, раскрывающая в Гриневе сердечность и доброту.

Что дает для развития образа Гринева рассказ о его мирной жизни в Белогорской крепости? Отметим, что семья Мироновых как нельзя лучше пришлась ему по душе: простота, добродушие, скромность и непритязательность, сердечность и искренность отношений — все это не может не действовать на Гринева. Его умственные запросы невелики, отношение к службе идет по формуле «на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся» .

Гринева мало беспокоит, что «в богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов и что единственная пушка забита камушками и сором. Но в подтексте читатель чувствует отношение автора романа к описываемому: плохо поставлено дело охраны окраин огромной империи. Это — один из примеров наличия двух углов зрения в изображении действительности. От нечего делать Гринев читает французские книги, взятые у Швабрина (оказывается, и Бопре кое на что пригодился).

Зарождающаяся любовь к Маше Мироновой вызывает стремление к поэтическим занятиям. «Опыты мои для тогдашнего времени были изрядны»,- повествует рассказчик, и при водит образец: Мысль любовну истребляя, Тщусь прекрасную забыть … и т. д. Стихи плохие. Пушкин взял их из сборника, изданного ни. Новиковым: «Новое и полное собрание российских песен» , 1 780 — 1 781 гг., несколько изменив отдельные строчки. Один из исследователей замечает: «Стихотворение относится к тем, которые Пушкин в «Истории села Горюхина» охарактеризовал как сочиняемые «солдатами, писарями и боярскими слугами». Как видим, заурядность героя неоднократно отмечается в ходе повествования. Он не поражает нас ни блестящим умом, ни необыкновенными, стремлениями, ни сильными страстями. Его привлекательность не в этом.

Ссора, а затем и дуэль с Швабриным говорит о благородстве Гринева: он вступился за честь девушки, о любви которой к себе еще и не знает. Его возмутила пошлость Швабрина. В любви Гринева к Маше Мироновой раскрывается то ценное, что заложено в его натуре, а перипетии его борьбы за счастье помогают проявиться и окрепнуть этим ценным чертам. Не будем останавливаться на эпизодах истории любви Гринева, раскрывающих положительные стороны его характера, благодаря которым он привлекает симпатии читателя. Искренность и прямота, способность к глубокому и нежному чувству, мужество, верность в любви — таковы эти черты.

Перед началом испытаний, предстоящих двум любящим сердцам, в романе отмечено, какое значение для Гринева имело его чувство. К Белогорской крепости подошли войска Пугачева. Наступают опасные дни. Машу Миронову решено отправить в Оренбург. После нежного прощания перед разлукой рассказчик говорит о своем душевном состоянии в то время: «Я чувствовал в себе великую перемену: волнение души моей было мне гораздо менее тягостно, нежели то уныние, в котором еще недавно был я погружен. С грустью разлуки сливались во мне и неясные, но сладостные надежды, и нетерпеливое ожидание опасностей, и чувства благородного честолюбия». О душевном состоянии в долгие дни разлуки с любимой рассказчик замечает: «Неизвестность о судьбе Марьи Ивановны пуще всего меня мучила». Когда в осажденном Оренбурге наконец получено письмо с известиями о Марье Ивановне, рассказчик говорит: «Прочитав это письмо, я чуть с ума не сошел». Трогательно рассказано о соединении любящих: «Я схватил ее руку и долго не мог вымолвить ни одного слова. Мы оба молчали от полноты сердца. Все было забыто».

В истории любви Гринева и Маши Мироновой значительное участие принимает Савельич. Перед читателем постепенно проясняется сущность этого образа: крепостной слуга, преданный любимому им господину, впитавший в себя с молоком матери психологию, в которой есть нечто рабское, низкое, Савельич в то же время не лишен чувства человеческого достоинства, которое звучит и в его письме отцу Гринева, и во всем его поведении. Нравственное холопство в нем преодолевается природным умом, человечностью чувств. Между ним и Петром Андреевичем Гриневым развиваются и крепнут связи, отнюдь не покрываемые отношением слуги и барина. «Друг ты мой, Архип Савельич, — сказал я ему. — Не откажи, будь мне благодетелем … не буду спокоен, если Марья Ивановна поедет в дорогу без тебя … Я надеюсь на тебя. Батюшка и матушка тебе верят: ты будешь за нас ходатаем, не так ли?» Образа Савельича неоднозначен, сложен.

Полезно вспомнить старую няню Егоровну из «Дубровского» — в Савельиче много общего с ее характером. Марья Ивановна отправлена с Савельичем к родителям Гринева. Теперь он вспоминает о своих обязанностях офицера: « Я … чувствовал, что долг чести требовал моего присутствия в войске императрицы». Гринев остается в отряде Зурина. Затем — арест и суд, и Гринев понимает, какое обвинение ему может быть предъявлено: «самовольное мое отсутствие из Оренбурга» и «приятельские сношения мои с Пугачевым». Но он не чувствует себя серьезно виноватым, и если не оправдывается. то только потому. что не хочет «впутать имя (Марьи Ивановны) между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную ставку». Таков Гринев в романе Пушкина.

Несмотря на промахи героя романа, о которых говорилось выше, перед читателем возникает образ честного, доброго и отважного человека, способного к большому чувству, верного любви и — в конечном итоге — своему долгу, но в то же время легкомысленного по молодости и ограниченного в своих взглядах и в понимании истинного значения тех больших событий, участником которых он был.

К. Лахостский

Характеристика Гринёва

4.7 (93.33%) 12 votes

Сочинение

Гринев Петр Андреевич (Петруша) - главный герой последнего крупного произведения Пушкина, провинциальный русский дворянин, от чьего имени (в форме «записок для памяти потомства», составленных в эпоху Александра I об эпохе пугачевского бунта) ведется повествование. В исторической повести «Капитанская дочка» сошлись все темы пушкинского творчества 1830-х гг. Место «обычного» человека в великих исторических событиях, свобода выбора в жестоких социальных обстоятельствах, закон и милосердие, «мысль семейная» - все это в повести присутствует и связано с образом главного героя-рассказчика.

Первоначально Пушкин, как то было в незавершенной повести «Дубровский», собирался поставить в центр повествования дворянина-ренегата, перешедшего из одного лагеря в другой (тут прототипом ему служил реальный офицер Екатерининской эпохи Шванвич); или пленного офицера, который бежит от Пугачева. Здесь также имелся прототип - некто Башарин, именно такую фамилию должен был носить герой, позже переименованный в Буланина, Валуева - и, наконец, в Г. (Это имя в другой огласовке - Гранев - встречается в планах незавершенного «Романа на Кавказских водах», 1.831.) Имя это тоже взято из действительной истории пугачевщины; его носил дворянин, арестованный по подозрению в измене и позже оправданный. Так окончательно определился замысел рассказа о человеке, волей Провидения оказавшемся между двумя враждующими лагерями; о дворянине, который незыблемо хранит верность присяге, не отделяет себя от сословия в целом и от сословных представлений о чести в частности, - но который при этом смотрит на мир непредвзято.

Замкнув сюжетную цепь именно на Г. (и «перепоручив» роль дворянина-ренегата Швабрину), Пушкин воспроизвел принцип исторической прозы Вальтера Скотта, в чьих романах (особенно из «шотландского» цикла - «Уэверлей», «Роб Рой», «Пуритане») такой тип героя встречается постоянно - равно как сама ситуация: два лагеря, две правды, одна судьба. Таков и непосредственный «литературный предшественник» Г., Юрий Милославский из одноименного «вальтер-скоттовского» романа М. Н. Загоскина (с той огромной разницей, что Милославский - князь, а не «обычный» человек). Вослед Гриневу и другие персонажи «Капитанской дочки» приобретают вальтер-скоттовские черты. Образ верного слуги Г. Савельича (чье имя со-впадает с именем «патриотического» ямщика, свидетеля пугачевского бунта в «вальтер-скоттовском» романе М. Н. Загоскина "Рославлев») восходит к Калебу из романа «Ламмермурская неместа»; эпизод, в котором невеста Гринева Марья Ивановна Миронова добивается у Екатерины II оправдания возлюбленного, повторяет эпизод с Дженни Джине из «Эдинбургской темницы» и др.

Жанр «записок для потомства» давал возможность изобразить историю «домашним образом» - и предполагал, что жизнь героя будет разворачиваться перед читателем с самого детства, а смерть героя останется за пределами непосредственного повеет -вования (иначе некому было бы составлять записки).

«Предыстория» Г. проста: он сын премьер-майора Андрея Петровича Гринева, живущего после отставки в небольшом (300 душ) имении в Симбирской губернии Воспитывает Петрушу крепостной «дядька», Савельич, учит - мосье Бопре, бывший парикмахер и охотник до русской наливки. Пушкин прозрачно намекает на то, что ранняя отставка отца была связана с дворцо-вым переворотом времен Анны Иоанновны. Причем первоначально предполагалось (и с сюжетной точки зрения это было бы куда более «красиво») объяснить отставку событиями 1762 г., екатерининским переворотом, - но тогда хронология нарушилась бы окончательно. Как бы то ни было, отец героя словно «исключен» из истории; он не может реализовать себя (и потому всякий раз гневается, прочитывая придворный адрес-календарь, где сообщается о наградах и о продвижении по службе его бывших товарищей). Так Пушкин подготавливает читателя к мысли, что и Петр Андреевич мог бы прожить жизнь самую обыденную, не раскрыть заложенные в нем качества, если бы не общероссийская катастрофа 1770-х гг. и если бы не отцовская воля. На семнадцатом году недоросль, еще до рождения записанный в гвардию сержантом, Г. прямо из детской отправляется служить - причем не в элитный Семеновский полк, а в провинцию. (Еще один «отвергнутый» вариант судьбы - попади Г. в Петербург, он к моменту очередного дворцового переворота 1801 г. был бы офицером полка, сыгравшего ключевую роль в антипавловском заговоре. То есть зеркально повторил бы судьбу отца.) Сначала он попадает в Оренбург, затем в Белогорскую крепость. То есть туда и тогда, где и когда осенью 1773 г. разгуляются пугачевцы - вспыхнет «русский бунт, бессмысленный и беспощадный» (слова Г.). (Нечто подобное должно было происходить с героем незавершенной пушкинской повести из другой эпохи - юным прапорщиком из «Записок молодого человека», который в мае 1825 г. держит путь в Черниговский полк, где в январе 1826 г. вспыхнет восстание декабристов «Васильковской управы».)

С этой минуты жизнь провинциального дворянина смыкает-ся с потоком общероссийской истории и превращается в великолепный набор случайностей и зеркально повторяющихся эпизодов, которые заставляют вспомнить как о поэтике Вальтера Скотта, так и о законах построения русской волшебной сказки. В открытом поле гриневскую кибитку случайно застигает снежный буран; случайно на нее натыкается чернобородый казак, который и выводит заблудившихся путников к жилью (эта сцена связана с эпизодом с Юрием, его слугой Алексеем и казаком Киршей в романе М. Н. Загоскина «Юрий Милославский»). Случайно проводник оказывается будущим Пугачевым.

Столь же случайно сцепление всех последующих встреч Г. и поворотов его судьбы.

Попав в Белогорскую крепость, в 40 верстах от Оренбурга, он влюбляется в дочь капитана Ивана Кузьмича Миронова, восемнадцатилетнюю Машу (в которой повторены некоторые черты героини повести А. П. Крюкова «Рассказ моей бабушки», 1831, капитанской дочери Насти Шпагиной) и дерется из-за нее на дуэли с поручиком Швабриным; ранен; в письме к родителям просит благословения на брак с бесприданницей; получив строгий отказ, пребывает в отчаянии. (Естественно, Маша в конце концов поселится у родителей Г., а Швабрин, перейдя на сторону Пугачева, сыграет в судьбе героя роль злого гения.) Пугачев, захватив крепость, случайно узнает Савельича, вспоминает заячий тулупчик и полтину на водку, после бурана пожертвованные ему Петрушей от чистого сердца, - и милует барчука за миг до казни. (Зеркальное повторение эпизода с тулупчиком.) Мало того, отпускает его на все четыре стороны. Но, случайно узнав в Оренбурге, что Маша, спрятанная белогорской попадьей, теперь в руках у предателя Швабрина, Г. пробует уговорить генерала выделить ему полсотни солдат и отдать приказ об освобождении крепости. Получив отказ, самостоятельно отправляется в пугачевское логово. Попадает в засаду - и случайно остается цел; случайно оказывается в руках Пугачева, именно в тот момент, когда он в хорошем расположении духа, так что кровожадному капралу Белобородову не удается «попытать» дворянина. Пугач тронут рассказом о девушке, насильно удерживаемой Швабриным; отправляется вместе с героем в Белогорскую - и, даже узнав, что Маша - дворянка, невеста Г., не меняет своего милостивого решения. Больше того, полушутливо предлагает их поженить - и готов принять на себя обязанности посаженого отца. (Так случайно сбывается сон, который привиделся Г. сразу после бурана: отец при смерти; но это не отец, а чернобородый мужик, у которого почему-то нужно просить благословения и который хочет быть посаженым отцом; топор; мертвые тела; кровавые лужи.)

Отпущенные Пугачевым, Г., Маша, Савельич попадают в засаду правительственных войск (зеркальное повторение эпизода с пугачевцами); случайно командиром отряда оказывается За-урин, которому Г. еще по пути к месту службы, до бурана, проиграл 100 рублей на бильярде. Отправив Машу в отцовское имение, Г. остается в отряде; после взятия Татищевой крепости и подавления бунта он арестован по доносу Швабрина - и не может отвести от себя обвинения в измене, поскольку не желает вмешивать в судебное разбирательство Машу. Но та отправляется в Петербург, случайно сталкивается с царицей на прогулке в Царском Селе; случайно не узнает ее - и простодушно рассказывает обо всем (зеркальное повторение эпизода «ходатайства» Г. за Машу перед Пугачевым). Екатерина случайно помнит о геройской гибели капитана Миронова (и, может быть, Машиной матери, Василисы Егоровны). Если бы не это, как знать, смогла бы государыня столь непредвзято подойти к делу и оправдать Г.? Случайно офицер Г., отпущенный в 1774 г. и присутствовавший при казни Пугачева, который его узнал в толпе и кивнул (еще одно зеркальное повторение эпизода с виселицами в Бело-горской), не гибнет в многочисленных войнах конца XVIII - начала XIX в. и составляет записки для юношества; случайно эти записки попадают в руки «издателя», под маской которого скрывается сам Пушкин.

Но в том и дело, что все «случайности» сюжета подчинены высшей закономерности - закономерности свободного выбора личности в обстоятельствах, предложенных ей историей. Эти обстоятельства могут складываться так или иначе, благополучно или неудачно; главное не в этом, а в том, насколько свободен человек от их власти. Пугачев, в чьих руках громадная власть вершить человеческие судьбы, не свободен от той стихии, что привел в движение; оренбургский генерал, отказывающийся послать Г. на бой за Белогорскую крепость, не свободен от своей осторожности; Швабрин не свободен от своего собственного страха и своей душевной подлости; Г. свободен до конца и во всем. Ибо действует он по велению сердца, а сердце его свободно подчинено законам дворянской чести, кодексу русского рыцарства, чувству долга.

Законы эти неизменны - и тогда, когда нужно оплатить огромный бильярдный долг не слишком честно игравшему Заури-ну; и когда нужно отблагодарить случайного проводника тулупчиком и полтиной. И когда следует вызвать на дуэль Швабрина, выслушавшего гриневские «стишки» в честь Маши и презрительно отозвавшегося как о них, так и о ней. И когда пугачевцы ведут героя на казнь. И когда помиловавший героя Пугачев протягивает руку для поцелуя (Г., естественно, не целует «ручку злодею»). И когда самозванец прямо спрашивает пленника, признает ли тот его государем, согласен ли послужить, обещает ли хотя бы не воевать против него, - а пленник трижды, прямо или косвенно, отвечает «нет». И когда Г., однажды уже спасенный судьбою, в одиночку возвращается в расположение пугачевцев - чтобы выручить возлюбленную или погибнуть вместе с нею. И когда, арестованный собственным правительством, не называет имени Марьи Ивановны.

Именно эта постоянная готовность, не рискуя понапрасну, тем не менее заплатить жизнью за свою честь и любовь, - делает дворянина Г. до конца свободным. Точно так же, как его крепостного слугу Савельича до конца (хотя и в иных формах) свободным делает личная преданность Г. То есть следование неписаному кодексу крестьянской чести, тому общечеловеческому началу, которое может быть присуще любому сословию и которое, по существу, религиозно, - хотя Савельич не слишком «церковен» (и лишь восклицает поминутно «Господи Влады-ко»), а Г. в казанской тюрьме впервые вкушает «сладость молитвы, излиянной из чистого, но растерзанного сердца». (Тут пушкинский современник должен был не только вспомнить о «вечном источнике» тюремной темы в европейской культуре - эпизод тюремного заключения небесного покровителя Г., апостола Петра - Деян., 12, 3-11, - но и опознать парафраз записок итальянского религиозного писателя и общественного деятеля 1820-х гг. Сильвио Пеллико, который в книге «Мои темницы» - рус. перевод, восторженно отрецензированный Пушкиным, 1836 г., - рассказал о том, как в австрийской тюрьме впервые обратился с молитвой к Богу.)

Такое поведение превращает самого простодушного из героев «Капитанской дочки» в самого серьезного из ее персонажей. Эта серьезность Гриневского образа оттенена легкой усмешкой, с какой автор описывает «жизненное пространство» других героев. Пугачев царствует в избе, оклеенной золотой бумагой; генерал планирует оборону от пугачевцев в яблоневом саду, утепленном соломкой; Екатерина встречает Машу как бы «внутри» пасторали: лебеди, парки, белая собачка, «срисованная» Пушкиным со знаменитой гравюры художника Уткина, изображавшей Екатерину «домашним образом»... И только Г. и Савельич окружены открытым пространством судьбы; они постоянно устремлены за ограду - дворянского ли Оренбурга, пугачевской ли крепости; туда, где они не защищены от обстоятельств, но внутренне свободны от них. (В этом смысле и тюрьма для Г. - тоже открытое пространство.)

Именно Г. и Савельича вместе - двух этих персонажей, крепостного и дворянина, нельзя отделить друг от друга, как Санчо Пансу нельзя отделить от Дон Кихота. А значит, смысл повести состоит не в том, чтобы «перейти» на одну из сторон исторического конфликта. И не в том, чтобы отказаться от верности любой «власти» (ср. образ Швабрина). И даже не в том, чтобы «покинуть» узкие пределы сословной этики, поднявшись до общечеловеческих начал. А в том, чтобы внутри своего «лагеря», своей среды, своего сословия, своей традиции обнаружить общечеловеческое - и ему служить не за страх, а за совесть. В этом залог утопической надежды Г. (и суфлирующего ему Пушкина, который переосмысляет тезис Карамзина) на то, что «лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений».

Образ Г. (и сама «вальтер-скоттовская» поэтика случайности и зеркально повторяющихся эпизодов) оказался необычайно важным для русской литературной традиции, вплоть до Юрия Андреевича Живаго из романа Б. Л. Пастернака.

Другие сочинения по этому произведению

"Счастье и радость жизни в правде..." А.П.Чехов. (По одному из произведений русской литературы - А.С.Пушкин "Капитанская дочка") Береги честь смолоду (По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») «Береги честь смолоду» (по роману Пушкина «Капитанская дочка») Капитанская дочка «Капитанская дочка» А. С. Пушкина — послание потомкам Автор - повествователь - герой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Автор, рассказчик и герой в романе «Капитанская дочка» Анализ эпизода «Военный совет у Пугачева» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Анализ эпизода «Первая непринужденная беседа Петра Гринева с Емельяном Пугачевым» Белогорская крепость в жизни Гринева Белогорская крепость в жизни Петра Гринева (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»). Белогорская крепость в жизни Петра Гринёва (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Береги честь смолоду Береги честь смолоду (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Береги честь смолоду (по творчеству А. С. Пушкина) Береги честь смолоду... (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») В чем секрет обаяния Емельяна Пугачева? (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Взгляды и характер Гринева Герои "Капитанской дочки" ГЕРОИ “КАПИТАНСКОЙ ДОЧКИ” В ИСТОРИЧЕСКОЙ МЕТЕЛИ Герой повести, о котором я хотел бы рассказать. Гринёв и Швабрин (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Гринев и Швабрин в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Гринев и Швабрин в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Гринев и Швабрин в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Гринёв и Швабрин — соперники или враги (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Женские образы в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Женские образы и их роль в прозе Пушкина (На примере повестей «Дубровский» и «Капитанская дочка») Женский образ Маши в повести «Капитанская Дочка» А. С. Пушкина Жить не по лжи Идейно-художественное своеобразие повести «Капитанская дочка» Изображение народа и Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Изображение пугачевского движения Историческая повесть «Капитанская дочка» История любви Маши Мироновой и Петра Гринёва в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» История Маши Мироновой История Маши Мироновой (по “Капитанской дочке” А. Пушкина) История Маши Мироновой (по повести «Капитанская дочка») История создания повести «Капитанская дочка» Как проявился характер Маши Мироновой в заточении у Швабрина? (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Как решает Пушкин проблему «социальное и человеческое» в «Капитанской дочке» (на примере 2-3 эпизодов по выбору) Как я оцениваю решение Гринева покинуть Оренбург и ехать в Белогорскую крепость на выручку Маши, нарушив свой офицерский долг? (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Каким видится мне Емельян Пугачев в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Композиционные особенности повести «Капитанская дочка» Композиция повести «Капитанская дочка» Кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь»: Екатерина II, простившая Гринёва, или Пугачёв, пощадивший его? Мир Пушкина в моей душе (к 210-летию А.С. Пушкина) Мое впечатление от повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Мое любимое произведение А. С. Пушкина Мое любимое произведение А. С. Пушкина (по повести «Капитанская дочка») Мое любимое произведение А. С. Пушкина (повесть «Капитанская дочка») Мое любимое произведение Пушкина Народ в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Неоднозначность решения образа Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Низость и двоедушие Алексея Швабрина. По повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Нравственная проблематика повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Образ Гринева Образ Гринева (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Образ Гринева-мемуариста в повести А. С. Пушкина«Капитанская дочка» Образ Е. Пугачёва (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Образ Емельяна Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Образ Емельяна Пугачева в романе Пушкина «Капитанская дочка» Образ Емельяна Пугачева и образ народа в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Образ Емельяна Пугачева как центральный образ повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Образ Марьи Ивановны в повести Пушкина «Капитанская дочка» Образ народа в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Образ Петра Гринева в повести «Капитанская дочка» Образ Петра Гринёва в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Образ Пугачева Образ Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Образ Пугачева и его художественное воплощение в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Образ Савельича и Швабрина в повести «Капитанская дочка» Образы-символы в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Основные образы в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Первая встреча Гринева с Пугачевым. (Анализ II главы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».) Пётр Гринёв (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Петр Гринев как представитель лучшей части дворянства Петр Гринёв — благородный дворянин (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Письмо предводителю крестьянскоговосстания Емельяну Ивановичу Пугачеву Повесть А.С.Пушкина "Капитанская дочка\" как историческое сочинение Почему повесть А. С. Пушкина названа «Капитанская дочка»? Почему произведение названо «Капитанская дочка»? Почему роман А. С. Пушкина назвается «Капитанская дочка»? Почему скромной капитанской дочке отдано столь значительное место в сюжете повести Проблема чести и долга в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Проблема чести и долга в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Пугачёв — злодей или народный герой? Пугачев - предводитель народного восстания (По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") Пугачев - разбойник или освободитель? (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Пугачёв в романе Пушкина "Капитанская дочка" Пугачёв и его сподвижники Пугачев как предводитель восстания и как человек (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Пугачев Пушкина Реальность и художественный вымысел в образах Пугачева и Екатерины II в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Роль песни «Не шуми, мати зеленая дубрава.» в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» С какой целью в произведении Пушкина «Капитанская дочка» Петром Гриневым дается описание Оренбургской губернии 1773 г. Самостоянье человека залог величия его по повести "Капитанская дочка" Самостоянье человека - залог величия его по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Семья Мироновых в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" Система образов в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Система персонажей в повести «Капитанская дочка» Служба в Белогорской крепости Смысл и роль сказки про орла и ворона (по роману Пушкина «Капитанская дочка»). Смысл названия повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Смысл эпиграфа в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Смысл эпиграфов в "Капитанской дочке" Сравнение Гринева и Швабрина Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина (По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина — главных героев повести «Капитанская дочка» Старый черт Савельич Стихийность крестьянского движения в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и в романе М. Ю. Лермонтова «Вадим» Судьба Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Сюжетные ситуации погони в эпических произведениях А. Пушкина и М. Лермонтова Тема русского бунта в повести Пушкина «Капитанская дочка». Тема чести и бесчестия в творчестве Пушкина Формирование личности Петра Гринева (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Характеристика Маши Мироновой и Гринева Характеристика Петра Гринева (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Характеры Гринева и Швабрина в повести А.С.Пушкина Честь и долг - главное для семьи капитана Миронова (По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") Швабрин — понравившийся персонаж в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Этапы духовного созревания Петра Гринева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» История создания и анализ романа "Капитанская дочка" Пушкина А.С. Гринев и Швабрин Характеристика членов семьи Мироновых в повести «Капитанская дочка» Историческая основа повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" (1) Роман «Капитанская дочка» и проблема воспитания молодого поколения Маша Миронова - мой любимый литературный герой (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") Образ Гринева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Сон Гринева в повести Пушкина «Капитанская дочка» Портретная характеристика Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка» Гринев и Пугачев. История их отношений (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (План) Жизнь Гринева в Белогорской крепости (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Исторический план написания «Капитанской дочки» Смысл эпиграфа «Капитанской дочки» Как выразились принципы Пушкина-историка в романе Краткая характеристика произведения "Капитанская дочка" Пушкина А.С. Жанровое своеобразие романа "Капитанская дочка" Пушкина А.С. Тема чести и человеческого достоинства в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Судьба и образ Петра Гринёва в повести «Капитанская дочка» Образ стихии в произведениях Александра Пушкина «Капитанская дочка» и «Медный всадник» Тема бурана и ее значение в повести "Капитанская дочка" Пушкина А.С. Как Вы понимаете эпиграф к повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" Уроки нравственности в повести «Капитанская дочка» Савельич в повести «Капитанская дочка» Второстепенные персонажи повести «Капитанская дочка» Образ Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" (2) Противоречивость образа Пугачева в повести «Капитанская дочка» Формирование взглядов и характера П. Гринева (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") (1) Образ Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Роман «Капитанская дочка» как историческое полотно Общая характеристика главного героя повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Романтическая любовь в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Исторические персонажи в повести Пушкина «Капитанская дочка» Почему исторический роман А. С. Пушкина называется «Капитанская дочка» Образ Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" (1) Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина Автор рассказчик и герой в повести Пушкина "Капитанская дочка" Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Гринев и Швабрин. (По повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка") Тема сострадания и милосердия в одном из произведений русской литературы. История Маши Мироновой (Капитанская дочка) Образ Василисы Егоровны Мироновой и ее дочери А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Судьбы героев и смысл эпиграфа «Береги честь смолоду». Описание природы в произведениях Пушкина Образ Швабрина как антитеза Гриневу в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Подбор эпиграфов к главам повести «Капитанская дочка» Сочинение по повести Пушкина «Капитанская дочка» Белогорская крепость в повести «Капитанская дочка» Образ и характер Швабрина "Береги платье снову, а честь смолоду" (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") (1) Работа Пушкина над повестью Капитанская дочка Почему Н.А.Добролюбов назвал Катерину "сильным русским характером"? Размышления по произведениям «Капитанская дочка» и «Дубровский» Образ Пугачева в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”

В данной статье мы рассмотрим характеристику Петра Гринёва, а также в общем сделаем небольшой анализ Капитанской дочки.

В романе Пушкина Капитанская дочка повествование ведётся от лица молодого дворянина Гринёва. Судьба благоволит главному персонажу, тем самым автор показывает нам, что жизненная позиция Петра Гринёва является правильной.

Уже в названии и эпиграфе Капитанской дочки мы видим главную идею романа: несмотря на социальное разделение, всегда можно найти общее между представителями групп. И если человек будет жить по заповедям, смотреть на всех, как на братьев, то люди смогут решить между собой все проблемы. Так Пётр Гринёв и нашел общий язык с Емельяном Пугачёвым, который на добро главного героя ответил добром. В этом отношении характеристика Петра Гринева очевидна.

В завязке Гринёв-старший отправляет сына служить в Оренбург - "понюхать пороха", "потянуть лямку", и уже в развитие действия мы видим внутреннее противоречие героя, который ведет себя как барин, но ему за это стыдно. Данное противоречие разрешается во время бурана, когда заблудившихся героев спасает казак. За помощь Пётр Гринёв отдаёт казаку заячий тулуп, предлагает чай, называет братом. И за то, что дворянин поставил его рядом с собой, сделал добро, казак, который оказался Пугачёвым, ответил в троекратном размере.

Говоря о характеристике Петра Гринёва, стоит упомянуть о следующих событиях. Пётр Гринёв влюбляется в дочь капитана Миронова Машу. Также мы видим Швабрина, который попал в крепость за дуэль. Он высмеивает Машу, потому что она ему отказала, но данная характеристика героини рушится, когда Гринёв видит её.

Пётр Гринёв живет по законам чести и смотрит на всех людей, как на братьев. В этом плане очевидно, что характеристика Петра Гринёва весьма благоприятна и поучительна.

Вскоре на крепость нападет Пугачёв. Он казнит офицеров, но милует Петра Гринёва, вспомнив его. Главный персонаж обращается к Пугачёву как к человеку, уважительно к нему относится, и поэтому вместо врага получает друга. Гринёв уезжает, но, получив письмо от Маши, которую Швабрин насильно хочет сделать своей женой, возвращается. И Пугачёв снова помогает Гринёву, освобождая Машу. Попытки Швабрина препятствовать этому ни к чему не приводят, потому что Гринёв ставит себя с Пугачёвым на равных, вовлекает в разговор, предлагая разрешить ситуацию вместе. И атаман идёт на уступки, ведь видит братское отношение к себе. Они расстаются и последний раз видятся только на казни Пугачёва.

Таким образом, судьба благоволит Петру Гринёву, а не расчетливому Швабрину, ведь главный герой относится ко всем по-братски, в каждом видит человека. И этим Александр Сергеевич Пушкин подчёркивает правильную позицию Гринёва, который не унижался ради спасения своей жизни, а смотрел на всех как на равных, жил по законам чести.

Итак, характеристика Петра Гринёва в романе Пушкина Капитанская дочка весьма благоприятна, и читатель может сделать немало полезных выводов.



Просмотров