Обычаи и традиции рима. Шокирующие факты из жизни и быта древних римлян


Древний Рим является одним из первых и вместе с тем самым ярким примером глобализации в истории человечества. Наследие римского государства поистине колоссально. Оно настолько велико и ощутимо в нашем, западном мире, что все мы можем считать себя чуть-чуть римлянами. И сейчас речь пойдет о несколько наиболее значимых вещах, которые даже если не были изобретены в Риме, то вошли в «моду» именно благодаря ему.

1. Латинский алфавит


Где используется латиница.

Самый очевидный предмет наследия Рима. Сегодня на языках, которые основаны на латинице, говорит и пишет полмира. Сам же латинский алфавит, по наиболее популярной (и правдоподобной) теории ученых, появился в результате адаптации этрусского алфавита и добавления в него элементов греческого.

2. Бетон


Только римляне оценили сей материал по достоинству.

Бетон был изобретен людьми задолго до римлян. Тем не менее, именно римляне в полной мере оценили все достоинства этого материала. В центральной и западной части империи, из бетона строилось буквально все от зданий мастерских и жилых домов, до храмов, акведуков, государственных и культурных зданий.
Более того, римляне делали особый бетон, невероятно прочный и долговечный! Его секрет ученые разгадали совсем недавно. Вся соль была в том, что римляне для укрепления материала использовали морскую воду и вулканическую сажу.

3. Мощеные дороги и каменные мосты


Римляне первыми стали широко строить каменные мосты.

Как и в случае с бетоном, дороги и мосты люди строили по всему миру и до римлян. Однако в «западной» части наше планеты, именно они решили, что неплохо бы делать дороги долговечными, а мосты более прочными. В результате строительства этих инфраструктурных объектов стали активно применять камень и бетон. Потребность в хороших дорогах была очевидна, во времена «pax romana» (эпохи римского процветания), Римская Империя занимала почти весь известный мир и была крупнейшим государством на нашей планете. Сохранились римские мощеные дороги, и по сей день.

4. Дорожная паутина

Римские дороги дошли и до наших дней.

Римские дороги сегодня конечно уже не используются там, где они сохранились. Однако, римляне оставили нам другой подарок. Транспортная паутина Европы и Малой Азии все еще определяется местами прохождения римских дорог. Многие современные магистрали и шоссе сегодня совпадают с древнеримскими.

5. Водопровод


Акведуки римляне также популяризировали.

Запатентовать авторство водопровода за римлянами будет трудно. Строить акведуки пробовали еще в древнем Вавилоне. Однако, именно римляне стали использовать акведуки везде, где только могли. В отличие от всех цивилизаций-предшественников, римляне использовали акведуки не только для ирригации, но и для снабжения водой городов, а также промышленных объектов: ремесленных кварталов и мест добычи ресурсов. Один только город Рим снабжался с 11 акведуков! Сегодня более-менее сохранившиеся акведуки можно найти по всей Европе: в Италии, Франции, Германии и в других местах.

6. Канализация


Самые большие города и самые большие клоаки для них, были у римлян.

Именно римляне сделали канализацию не просто «модной», а жизненно необходимой для крупных городов. Использовались римские клоаки, как для отвода нечистот, так и для отвода ливневых вод. Поначалу это были достаточно тривиальные выгребные ямы да канавы, однако позднее римляне стали мостить их камнем и даже делать подземные тоннели! Первой римской канализацией стала «Cloaca Maxima», которая находится в самом Риме. Кстати, сохранилась она и до наших дней. Ее даже используют! Правда, сегодня исключительно для отвода дождевой воды.

7. Регулярная, профессиональная армия


Ополчение хорошо, а армия еще лучше.

До римлян регулярные армии, как таковые отсутствовали. В древней Греции, в Египте и на Востоке, армии, как правило, собирались в виде ополчения, в час нужны, для защиты или напротив, военного похода на соседей. Число «профессиональных» воинов во всех ранних государствах было ничтожно мало и чаще всего заканчивалось на личной охране правителя, да храмовой страже.

История Рима – это история воин, внешних и внутренних. И всю историю этого государства, развивалась и его армия, которая прошла большой путь от описанной выше милиции и ополчения, до регулярной и более того – профессиональной армии. Именно римляне сменили понятие воина на солдата, поняв, что в большом государстве постоянно нужны те, кто будет защищать его интересы с оружием в руках.

Примечательно, что окончательный переход к регулярной армии произошел благодаря экономическому кризису в государстве. В стране страшнейшими темпами рост уровень безработицы из-за разорения крестьянских хозяйств. Решение нашел Гай Марий, который стал брать всех свободных жителей страны (не только граждан), на воинскую службу обещая жалование и земли при выходе на пенсию

8. Меценатство


Римляне сделали модным покровительство искусству и науке.

Само это явление в обществе было названо в честь Гая Цильния Мецената, лучшего друга правителя Рима Октавиана Августа. Выражаясь современным языком, можно было бы назвать Мецената первым министром культуры в истории человечества. На деле, Гай Цильний не занимал никакой официальной должности, однако активно спонсировал деятелей культуры, дабы те прославляли государственные ценности и самого Октавиана Августа.

9. Республика


Республика есть общее дело.

Когда современные люди говорят о демократии, республике и свободе, можно подумать, что все эти три слова – синонимы. На самом деле все это совсем не так. Демократия Афин не имела никакого отношения к Республике Рима, последняя же, как раз и является дедушкой всех республиканских форм правления.

Именно римляне первыми оценили пользу от разделения власти, поняв, что концентрация таковой в руках одного человека может быть опасной для всего общества. По иронии судьбы, именно концентрация власти в одних руках уже в имперский период и станет одним из могильщиков древнего государства.

Тем не менее, долгое время римлянам действительно удавалось успешно разделять власть в обществе, достигать общественного консенсуса между всеми свободными жителями страны. Пускай временами для этого беднейшим представителям общества и приходилось шантажировать богатейших массовой миграцией в другие земли, или даже браться за оружие.

10. Гражданство


Гражданином может быть каждый, кто живет и свободен.

Пожалуй, самое главное наследие Рима, которым сегодня, так или иначе, пользуется человек. Понятие «гражданин» существовало во многих древних государствах. Однако, только римляне со временем пришли к тому, что все свободное люди должны быть гражданами империи, вне зависимости от того, где они родились и в какой части государства проживают.

11. Христианство


Сим победишь.

Долгое время в Римской Империи христиане считались опасной иудейской сектой. Однако все изменилось при Константине Великом, который после битвы за Рим уравнял все религии в правах. Он же перенесет тот самый крест из Иерусалима в новую столицу государства – Константинополь. Уже Феодосий I Великий сделает христианство государственной религией. Так, благодаря Риму христианская вера начнет свое распространение по миру.

12. Социальная мобильность


Римская империя по социальной мобильности едва ли не превосходила современные США.

Напоследок хочется поговорить о еще одном «подарке». Как и все древние государства, Рим был рабовладельческим. Именно в древнем Риме сформировалось понятие «классического рабства», того ужасного явления, которое сегодня кажется абсолютной дикостью. Но при всем при этом, ужасный Рим разительно отличался от любого другого государства в вопросе социальной мобильности.

До Рима, в какой-нибудь древней Греции, Египте, Вавилоне – люди умирали теми, кем рождались. Еще много столетий после Рима, люди умирали теми, кем рождались. И только в Риме, впервые, люди стали активно пользоваться социальной мобильностью. Здесь рабы становились свободными, вольноотпущенники возносились в аристократию, а простые солдаты проходили дорогу до императора.

Post scriptum


Мавзолей простого пекаря.


Сам герой.

Сегодня, в современном Риме, в центре города, недалеко от Колизея и руин форума, можно найти маленький мавзолей. Хозяином этого мавзолея был не император, не сенатор и даже не почтенный гражданин. Его хозяином является простой пекарь – Марк Вергилий Эврисак. Он был рожден рабом в семье греческих мигрантов, смог получить свободу, заключил со столицей страны договор на поставки хлеба и разбогател настолько, что в итоге смог позволить этот самый памятник для себя и своей жены.

Интерьер римского здания

Римский дом. Реконструкция. Релендера.

Интерьер римского дома. Реконструкция.

Римский пир

Мозаичный пол виллы Адриана в Тиволи.

Атриум дома Веттиев в Помпеях.

Обед в римском доме. Стол окружали три ложа, и римляне принимали пищу лежа, опираясь на левую руку.

Интерьер римской виллы. Английский художник Лоуренс Альма-Тадема

Гипокауст – отопительная система в домах Древнего Рима

Термы Каракаллы. Внутренний вид. Реконструкция.

Банные принадлежности.

Освещение в домах римлян: 1 – серебряные подсвечники; 2 – бронзовый светильник; 3 – керамические лампы; 4 – подвесная лампа

Жаровни

Серебряная посуда из Боскореале

Серебряный сосуд из Хильдесхаймского клада.

Продукты, подаваемые на стол в Древнем Риме. Мозаика.

Напольная мозаика из триклиния с изображением остатков пищи.

Изображение из гробницы Вестория Приска в Помпеях. «Когда римлянина навещал какой-нибудь друг, правила хорошего тона требовали, чтобы хозя

Изображение из
гробницы
Вестория Приска в
Помпеях. «Когда
римлянина
навещал какойнибудь друг,
правила хорошего
тона требовали,
чтобы хозяин дома
показывал ему
самые красивые
вещи из своей
серебряной
посуды».

Сцена пира. Фреска из Геркуланума.

Положение женщин

Глава семьи назывался домовладыка: в его власти находились дети, жена и другие
родственники (в семьях высшего класса к семье также относились рабы и
прислуга). Власть отца заключалась в том, что он мог выдать по своему желанию
дочь замуж или развести, продать детей в рабство, он мог также признать или не
признать своего ребёнка. Patria potestas также распространялась на взрослых
сыновей и их семью, со смертью отца сыновья становились полноправными
гражданами и главами своих семейств.
Отцы семейств, как правило, и заключали браки между своими детьми,
руководствуясь бытующими моральными нормами и личными соображениями.
Выдавать замуж девушку отец мог с 12-летнего возраста, а женить юношу с 14летнего.
Женщина после замужества оставалась членом старой фамилии, при этом
претендовала на наследство семьи. Этот случай не был основным и больше походил
на сожительство, чем на брак, так как жена практически в любой момент могла
покинуть своего мужа и вернуться домой.
Римская женщина свободно появлялась в обществе, ездила в гости, бывала на
торжественных приёмах. Но занятие политикой не было женским делом, ей не
полагалось присутствовать на собраниях народа.
Важно отметить, что римляне заботились и о том, чтобы женщины получили
образование в связи с той ролью, которую они имели в семье: организатор
семейного быта и воспитатель детей в раннем возрасте. Были школы, где девочки
учились вместе с мальчиками. И считалось почётным, если про девочку говорили,
что она образованная девушка. Этот момент необходимо рассмотреть более
подробно

Женские портреты из Фаюма.

Прически знатных римлянок. Справа - Ливия, жена Августа.

Женские украшения.

Женские аксесуары: корзина для шитья, веретено, ваза, тазик, туалетный столик, игольник, ларец.

Золотой браслет из Помпей.

Ювелирные украшения

украшения

Женские сандалии и сумочка.

Женщины-гимнастки

Туника и тога - основа древнеримского мужского костюма - по своему художественному и конструктивному решению отличались от греческого хи

Туника и тога - основа древнеримского мужского костюма - по своему
художественному и конструктивному решению отличались от греческого
хитона и гиматия, хотя имели общие черты.

Чуть позднее на смену этим громоздким тяжелым тогам приходит лекий плащ, напоминающий греческую хламиду, которая скреплялась не на плече,

Чуть позднее на смену этим громоздким тяжелым тогам приходит лекий плащ,
напоминающий греческую хламиду, которая скреплялась не на плече, как у греков, а на
середине груди под шеей. Носили также лацерну – плащ похожий на хламиду, но из более
дорогих тканей, затканных золотыми и серебряными нитями.

Стола (лат. stola) являлась особой формой женской туники с короткими рукавами, широкая и со множеством складок, доходившая до щиколоток, внизу

Стола (лат. stola) являлась особой формой женской туники с короткими рукавами, широкая и
со множеством складок, доходившая до щиколоток, внизу которой пришивалась пурпурная
лента или оборка (лат. instita).

Одежда Быт римлян в республиканский период оставался еще довольно строгим. Римский костюм походил на греческий, он также был драпированны

Одежда
Быт римлян в
республиканский период
оставался еще довольно
строгим. Римский костюм
походил на греческий, он
также был драпированным,
но эстетическим идеалом
древних римлян было не
прекрасное человеческое
тело, а суровые мужественные
воины и величественные
женщины. Поэтому сложный
римский костюм, который
первоначально изготовлялся
из шерсти, а позже и из
льняного полотна, придавал
фигуре статичность,
величественность, некую
театральность. В
императорский период
одежды становятся богаче и
пышнее. Появляются
привозные шелковые ткани.

Одежда римских патрициев: На мужчине - туника с вышивкой, тога, обувь - кальцеус. На женщине - стола и пеплум. Причёска с начёсом и накладными

Одежда римских
патрициев:
На мужчине туника с вышивкой,
тога, обувь кальцеус.
На женщине - стола
и пеплум. Причёска
с начёсом и
накладными
локонами.

На женщине: плащ-пенула на подкладке, туника с каймой На мжучине: кожаный панцирь с надплечниками, плащ-сагум, сапоги-кальцеус

Основные римские элементы орнаментики - это листья аканта, дуба, лавра, вьющиеся побеги, колосья, фрукты, цветы, фигурки людей и зверей, ма

Основные римские элементы орнаментики - это листья аканта, дуба, лавра,
вьющиеся побеги, колосья, фрукты, цветы, фигурки людей и зверей, маски,
черепа, сфинксы, грифоны и др. Наряду с ними изображались вазы, военные
трофеи, развевающиеся ленты и т. д. Часто они имеют реальную форму.
Орнаментика несла в себе и определенные символы, аллегорию: дуб считался
символом высшего небесного божества, орел - символом Юпитера и т. д.
Греки ценили искусство из любви к прекрасному, римляне - из любви к
роскоши. В позднеримском орнаменте постепенно усиливаются восточные
влияния. В нем намечаются черты будущего стиля византийской культуры,
ставшей преемницей античности.

В период расцвета Римского государства его границы очень расширились, включив территорию современной Англии, Франции, Испании, Голландии

В период расцвета Римского
государства его границы очень
расширились, включив
территорию современной
Англии, Франции, Испании,
Голландии и других стран. Рим
стал огромной мировой
державой, которая вела
бесконечные войны и обширную
торговлю. Награбленное
богатство, множество рабов,
выполнявших всю работу, вели к
роскоши даже в обыденной
жизни. Все это отразилось и в
характере древнеримского
костюма.
Римляне одевались в одежды
ярких цветов: красные,
пурпурные, фиолетовые, желтые,
коричневые. Костюм белого
цвета считался парадным, его
надевали для торжественных
выходов.

Настенная живопись в Помпеях. Женщина одета в столу голубого цвета, которая на плече скреплена фибулой.

обувь

Калиги. Сапоги, которые носились крестьянами, извозчиками и прежде всего солдатами. Калига состояла из толстой подошвы (около 8 мм.) с 80-90 ос

Калиги. Сапоги, которые носились крестьянами, извозчиками и
прежде всего солдатами. Калига состояла из толстой подошвы (около
8 мм.) с 80-90 острыми железными гвоздями; к подошве пришивался
кусок кожи, вырезанный полосами, образуя нечто вроде сетки вокруг
пятки и ступни: пальцы оставались открытыми

Сандалии. Состояли из подошвы, которая закреплялась на ноге мягкими ремешками, при этом большая часть ступни оставалась открытой. Сандали

Сандалии. Состояли
из подошвы, которая
закреплялась на ноге
мягкими
ремешками, при
этом большая часть
ступни оставалась
открытой. Сандалии
были разных цветов,
подошва разной
высоты, в зимнее
время также с
шерстью. Их носили
как домашнюю обувь.
ношение сандалий в
общественных местах
считалось нарушением
хорошего тона.
Садившиеся за стол
снимали сандалии или
им их снимал раб.

Головные уборы. Прически

Идеал красоты. Римский идеал красоты весьма отличен от греческого. Захватническая политика и военизированный образ жизни мужского населе

Идеал красоты. Римский идеал красоты весьма отличен от греческого. Захватническая
политика и военизированный образ жизни мужского населения Рима создал очень
определённый идеал мужчины: сурового, выносливого, крепкого, спортивного
телосложения. Женщина считалась красивой, если была дородной, величавой, имела
плавную, полную достоинства, походку. Небольшая грудь и широкие бёдра были
идеальными признаками её будущего многодетного материнсва. Черты лица римской
красавицы не должны были быть мелкими: большие глаза с крупными веками,
правильной миндалевидной формы, высокая переносица, прихотливой формы рот,
напоминающий охотничий лук.

Последние изменения: Сентябрь 30, 2018

В современной Италии не принято жениться или выходить замуж в раннем возрасте. Итальянцы подходят к вопросу создания семьи очень ответственно. Культ семьи в Италии ценится очень высоко, а семейные традиции всегда стоят на первом месте. Интересно, а каким был брак в древнем Риме? Какие традиции и обычаи дошли из глубины веков до наших дней?

Брак с древнем Риме: любовь или расчет

В античные времена обряд бракосочетания считался священным, а семья - опорой всего государства, однако далеко не все романтические отношения двух любящих сердец заканчивались пышной свадьбой.

Дело в том, что на протяжении долгих веков, римляне считали процедуру заключения брака прежде всего взаимовыгодным сотрудничеством. Для знатных и богатых фамилий это означало возможность объединения капиталов, земель, распространение своего влияния и тому подобное. Зачастую, о свадьбе договаривались родители будущих молодоженов, оговаривая сразу всевозможные выгоды союза для обеих сторон. Очень часто в таких случаях можно было наблюдать понятие неравных браков. Как правило, будущий жених был намного старше своей невесты, а иногда даже и наоборот.

Папа Александр VI Борджия для решения геополитических вопросов женил своего младшего сына Джоффре, которому на тот момент еще не исполнилось и тринадцати лет, на значительно превосходившей его по возрасту дочери короля Неаполя.

Среди простого населения тоже нередко встречались случаи браков по расчету, однако их было гораздо меньше, нежели в кругу представителей высших сословий. Несмотря на такое отношение к бракосочетанию, в те далекие времена само понятие семья для древних римлян оставалось тесно связанным с такими моральными аспектами, как взаимное уважение и почитание друг друга как супругов.

Законы древнего Рима о создании семьи

В античности существовало достаточное множество прописанных законами правил относительно создания новой ячейки общества. Желавшие заключить брак прежде всего должны были попросить разрешения у главы семьи, и только от его решения зависело, родится новая семья или нет. На сегодняшний день такое правило не кажется слишком необычным. В наше время тоже существует традиция просить родительского благословения. Однако некоторые законы, существовавшие в древнем Риме, могут показаться довольно необычными.

  • Возраст Оптимальным возрастом для заключения брака считалось 17 лет для девушек и 20 лет для юношей, хотя законами разрешалось вступать в брак гораздо раньше. Девочки могли выйти замуж по достижении двенадцати лет, а мальчики - четырнадцати. Это объяснялось не только тем, что в древние времена продолжительность жизни была меньше, но и ранней смертностью женщин и детей.
  • Статус Право на заключение брака предоставлялось лишь свободным римлянинам. Рабам и иноземцам римское государство не давало такую возможность. Кроме этого, законами запрещалось создавать семьи военным, а также магистратам.
  • Родственные связи В республиканский период браки среди родственников до четвертого колена не только запрещались, но и карались смертной казнью. Начиная с I века до нашей эры были разрешены браки между кузинами, а в III веке нашей эры разрешили заключать браки родного дяди с племянницей.

Регистрация брака в древнем Риме

Как таковой регистрации брака, с юридической точки зрения, не было, никто не оформлял никаких специальных бумаг и не делал записей в реестрах гражданского состояния, как это принято в современном обществе. Для заключения брака считалось достаточным выполнение ряда условий, описанных выше, а также требовалось совместное проживание, желание признать друг друга мужем и женой и соблюдение достойного поведения.

Разновидности брака в древнем Риме

В современном мире различают всего два вида брака - гражданский, зарегистрированный в ЗАГСе (в Италии брак регистрируют в коммуне), и церковный. В древнем Риме в ранний республиканский период основным видом брака считалось CUN MANUM, что в переводе с латинского дословно означает «с рукой».

В античности все члены фамилии находились под властью главы семейства. Жена в полном смысле слова принадлежала мужу, а дети являлись собственностью отца. Когда молодая девушка вступала в брак, она официально переставала принадлежать своему родителю и переходила под покровительство мужа. У женщины были ограничены права в плане владения имуществом, она не могла распоряжаться своим приданым и, в дальнейшем, семейным бюджетом. Однако, в отличие от гречанок, являлась более самостоятельной и имела некоторые привилегии. Римская матрона могла свободно посещать театры и бани, принимать участие в важных званых обедах и заниматься своим образованием.

Для разных сословий церемония бракосочетания предполагала проведение совершенно разных обрядов:

    Конфарреация

    Торжественное мероприятие по случаю заключения брака, проводимое главным жрецом для представителей рода патрициев. Во время ритуала зачитывались особые молитвы-прошения языческим богам и совершались жертвоприношения: хлеб, изготовленный из особых сортов пшеницы, фрукты и овца. Обязательным условием проведения такого обряда являлось наличие десяти свидетелей. Расторжения брака, заключенного таким образом, считалось недопустимым.

Историческая справка

Главным жрецом в Древнем Риме являлся Великий Понтифик, будучи главой всех понтификов. В VIII веке до н.э. эту должность занимали цари.

    Коэмпито

    Для римских граждан обычного происхождения существовал другой обряд. В присутствии не менее пяти свидетелей жених выкупал за символическую плату свою невесту. При этом он должен был обязательно спросить у девушки, желает ли она стать матерью его детей, а она - хочет ли юноша быть отцом семейства.

Кроме таких официальных церемоний заключения брака в древнем Риме был распространен так называемый брак по привычке. Законными женой и мужем признавались пары, прожившие совместно и неразлучно один год. Однако, если в течении этого года, один из сожителей отсутствовал более трех дней, отсчет начинался заново.

В позднереспубликанский период в Риме наиболее распространенной формой брака стала SINE MANU, отличающаяся от CUN MANUM тем, что молодая жена не переходила в собственность мужа, а оставалась под покровительством своего отца. Кроме этого, женщина, имевшая более трех детей, могла отказаться от всяческого покровительства кого бы то ни было и становилась более свободой. Это означало, что она могла в полной мере распоряжаться принадлежавшим ей по праву имуществом и, при необходимости, подать на развод.

Древний Рим – это колыбель культуры Европы. Несмотря на то, что мы уже много повидали, некоторые традиции и обычаи Древнего Рима могут показаться нем весьма необычными, или даже странными.

Зачастую римские улочки назывались в честь тех ремесленников или торговцев, которые там трудились. Так, к примеру, улица Сандальная – это улица была известна тем, что там делали сандалии. На этой улице была установлена статуя Аполлона, достаточно известная, а называлась она по улице - Apollo Sandalarius.


На римских улочках нельзя было увидеть цветов или деревьев. Дело в том, что их было невозможно посадить из-за отсутствия места. Пробки на улицах Рима были знакомы всем уже давно. Конный военный отряд был безжалостен в попытках проехать по улице. Пешеходов не просто оттесняли, а даже били.


Многие стены домов украшались изображениями с эротическими сценами. Но это не было признано порнографией. А, наоборот, этим восхищались, этому поклонялись. Каждый художник, который мог красиво и зрелищно донести накал страстей таких изображений, был весьма ценным.


Свободные нравы – это то, как можно охарактеризовать атмосферу того времени. Вполне обычным явлением была педофилия, наравне с однополыми связями, оргиями.


Действительно ли половая связь была настолько развязная?

Да, римляне не особо разбирались в своих половых связях. Единственное, что старались избегать – это внебрачные связи знатным богатых мужчин с женщинами ровней, из высокого общества. Ведь если в результате рождался ребенок незаконнорожденный, то при разделении наследства возникали большие проблемы.


Совет

Если бы у вас была возможно попасть на римские пиры того времени – все бы вас очень сильно отговаривали. Дело в том, что такие зрелища не вызывают аппетита. Помещения были маленькие, столы маленькие. Людей разделяли подушки и ткани. Люди кучковались, было тесно. После еды и вина они потели, а чтобы это не стало причиной простуды – они укрывались накидками.


Гладиаторы Древнего Рима

Эта традиция перешла от греков. Гладиатором могли становиться не только пленные, но и обычные граждане, которые хотели заработать. Для этого им необходимо было принять присягу, а также объявить себя мертвым с юридической точки зрения. Помимо этого, ими становились гражданские преступники после приговора. Например, был ювелир, который обводил вокруг пальца своих покупателей.


Можно сказать, что у римлян было кино. Когда разыгрывались исторические баталии, это походило на произведения. Как-то раз, чтобы как можно красочнее инсценировать битву, выкопали искусственное озеро. Представление потребовало 16 галер, а на них находились несколько тысяч гребцов и несколько тысяч гладиаторов.


Проституция

Как известно, это древнейшая профессия. Тут был расцвет. Жриц любви можно было найти где угодно. Они различались по стоимости услуг, а также по характеру услуг. Был один вид проституток, которые назывались бустуариями. Они бродили в ночной тьме у могил, кладбищенских костров. Зачастую они выполняли роль плакальщиц во время похорон.


История Рима

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

Культура Рима связана с завершением истории античного общества. Она продолжала эллинистическую традицию и в то же время выступала как самостоятельное явление, определя­емое ходом исторических событий, своеобразием условий жизни, религии, свойствами характера римлян и другими факторами.

Первоначально территория Аппенинского полуострова была заселена различными племенами, среди которых наи­более развитыми были венеты на севере, этруски в центре, греки на юге. Именно этруски и греки оказали решающее вли­яние на формирование древнеримской культуры.

Этруски населяли эти земли с I тысячелетия до н. э. и со­здали развитую цивилизацию, предшествующую римской. Этрурия была сильной морской державой. Искусные метал­лурги, судостроители, торговцы, строители и пираты, этрус­ки плавали по всему Средиземному морю, ассимилируя куль­турные традиции многих населявших его побережье народов, создав при этом высокую и своеобразную культуру. Именно у этрусков римляне впоследствии позаимствуют опыт градост­роительства, ремесленную технику, технологию изготовле­ния железа, стекла, бетона, тайные науки жрецов и некото­рые обычаи, например, отмечать победу триумфом. Этруски создали и эмблему Рима - волчицу, вскормившую, по леген­де, близнецов Ромула и Рема - потомков троянского героя Энея. Именно эти братья основали, по преданию, город Рим в 753 г. до н. э. (21 апреля).

Жившие на западе латиняне постепенно достигают высо­кого уровня развития, завоевывают соседние территории и народы и позже формируют одну из самых крупных империй древности, в состав которой входили европейские страны, се­верное побережье Африки и часть Азии.

Хронология

В истории культуры Древнего Рима можно выделить три крупных периода:

    монархия - 753 - 509 гг. до н. э.;

    республика - 509 - 29 гг. до н. э.;

    империя - 29 г. до н. э. - 476 г. н. э.

Особенности мировоззрения

Древнее население Италии жило родами в территориаль­ных общинах - пагах , в результате объединения которых и возник город. Во главе архаического Рима стоял выборный царь, совмещающий обязанности верховного жреца, воена­чальника, законодателя и судьи, а при нем состоял сенат. Наиболее важные дела решало народное собрание.

В 510-509 гг. до н. э. образуется республика. Республи­канское правление сохранялось до 30 - 29 г. до н. э., после чего наступает период империи. Рим в эти годы ведет почти непрерывные победоносные войны и превращается из не­большого города в столицу огромной державы Средиземно­морья, распространяющей свое влияние на многочисленные провинции: Македонию, Ахайю (Грецию), Ближнюю и Даль­нюю Испанию, регионы Африки и Азии, Ближнего Востока. Это приводит к интенсивному культурному обмену, интенсив­ному процессу взаимопроникновения культур.

Роскошная добыча триумфаторов, рассказы солдат, про­никновение состоятельных людей в новоприобретенные про­винции привели к революции на уровне бытовой культуры: менялись представления о богатстве, возникали новые мате­риальные и духовные потребности, рождались новые нравы. Массовое увлечение восточной роскошью началось после ази­атских триумфов Л. Корнелия Сципиона и Гн. Мандия Воль- сона. Быстро распространилась мода на атталические (пер- гамские одеяния), чеканное серебро, коринфскую бронзу, ин­крустированные ложа, подобные древнеегипетским.

Завоевание эллинистических государств, а к I в. до н. э. и эллинистической Греции произвело переворот в культуре Рима. Римляне столкнулись с культурой, превосходившей глубиной и разнообразием их собственную. «Греция пленен­ная пленила своих победителей», - скажет позже Гораций, древнеримский поэт. Римляне начали изучать греческий язык, литературу, философию, покупали греков-рабов для обучения детей. Богатые семьи отправляли своих сыновей в Афины, Эфес и другие города Греции и Малой Азии слушать лекции прославленных ораторов и философов. Это повлияло на рост римской интеллигенции. В обществе и в литературе появились два новых комических типа: нелепые грекоманы и суровые гонители греческих наук. Во многих семьях инозем­ная образованность сочеталась со староримскими традиция­ми и патриотическим гонором.

Таким образом, в культуре Древнего Рима четко прослежи­вается этрусское и античное греческое начало.

Вся история культурных отношений между Римом и Греци­ей с этой поры являет тайное преклонение римлян перед гре­ческой культурой, стремление достичь ее совершенства, до­ходящее порой до подражательства. Однако, ассимилируя древнегреческую культуру, римляне вкладывали в нее свое со­держание. Сближение греческой и римской культур стало особенно заметно во времена империи. Тем не менее для рим­лян навсегда осталась недосягаемой величавая гармония гре­ческого искусства, поэтическая одухотворенность его обра­зов. Прагматизм мышления, инженерные решения обусло­вили функциональный характер римской культуры. Слишком трезв, слишком практичен был римлянин, чтобы, восхища­ясь мастерством греков, достичь их пластического равнове­сия и удивительной обобщенности замысла.

Идеологию римлянина прежде всего определял патрио­тизм - представление о Риме как о высшей ценности, о дол­ге гражданина служить ему, не щадя сил и жизни. В Риме по­читались мужество, верность, достоинство, умеренность в личной жизни, умение подчиняться железной дисциплине и закону. Ложь, нечестность, лесть считались пороками, свой­ственными рабам. Если грек преклонялся перед искусством, философией, то римлянин сочинение пьес, труд скульптора, живописца, выступление на сцене презирал, как рабские за­нятия. Достойными же гражданина Рима делами в его пред­ставлении были лишь войны, политика, право, историогра­фия и земледелие.

Социальное устройство и экономика.

Римское общество было рабовладельческим. К римлянам относились:

    патриции, знать происходившая от основателей Рима. Это было городское население, сосредоточившее в своих ру­ках всю власть;

    клиенты, бедные латиняне, жившие в сельской местнос­ти и обрабатывавшие земли патрициев;

    плебеи, потомки покоренных народов, самый многочис­ленный класс, поэтому долгое время остававшиеся бес­правными;

    рабы, полностью бесправные, их ряды пополнялись во­еннопленными.

Рим был экономически очень мощным государством, его экономика развивалась за счет нескольких отраслей:

    сельское хозяйство;

    промышленное производство (оружие, стекло, керами­ка);

    торговля;

    военные трофеи и дань, которую выплачивали завоеван­ные народы.

Религия и мифология.

Религия первоначально основыва­лась на смешении обрядов и верований. Мифология и рели­гиозные представления древних римлян просты и безыскус­ны. Двуликий бог Янус почитался как творец мира из хаоса, создатель небесного свода. Жрецом Януса был сам царь. Главные божества: Маны - духи предков и Пенаты - по­кровители семьи. Покровителями общин и их земель счита­лись Лары - божества домашнего очага. Поклонялись воде, огню, а из древнейших богов - Юпитеру, Юноне, Минерве, Марсу, Квирину, Диане, Венере. По мере сближения с гре­ческим миром римские боги отождествлялись с греческими: Юпитер - Зевс, Юнона - Гера, Диана - Артемида, Вене­ра - Афродита, Виктория - Ника, Марс - Арес, Мерку­рий - Гермеси др. Приспосабливалисьи греческие мифы, из которых особую популярность приобрел миф о подвигах Геракла, которого римляне назвали Геркулесом. В пантеон стали включать и греческих богов, аналогов которым не было в римской мифологии: Эскулапа, Аполлонаи пр. Чуть позже в Рим стали проникать восточные культы, главным образом египетские - культ Исиды, Осириса, Кибелы. В начале но­вой эры все большее распространение получает христиан­ство.

Христианство прошло долгий путь, прежде чем стало ми­ровой религией и духовной основой европейской культуры. Оно зародилось в I в. н. э., которую мы отсчитываем от Рож­дества Христова, и вначале формировались в лоне иудаизма, как одна из его сект. Но проповедь Иисуса из Назарета по сво­ему содержанию выходила далеко за пределы национальной религии древних евреев. Именно это универсальное значение христианства и сделало Иисуса Христом (Спасителем, Мес­сией) в глазах миллионов людей, находящих в христианской вере смысловую основу своей жизни.

Римские власти долго преследовали первых христиан, но спустя почти четыре столетия благодаря императору Кон­стантину оно стало государственной религией Римской импе­рии, принеся с собой в его культуру не только новое мировоз­зрение, но и новое искусство.

Зрелища и праздники.

Всей античной культуре присущ дух борьбы, состязания, испытания. Римляне, как и греки, обо­жали всякие соревнования. Не было ничего почетнее, чем стать победителем в каком-либо соревновании и получить в награду венок. Театральные представления в Риме устраива­лись во время праздников. Особенным успехом пользовались грандиозные зрелища, когда на сцене появлялись отряды кон­ницы, пехоты, включались в действие шествия пленных, вы­ступления редкостных зверей. Большую популярность име­ли сольные пантомимы (обычно на мифологический сюжет) под музыку и пение хора: комедии, представления в цирках, бои гладиаторов в амфитеатрах.

Научные и технические достижения

Пренебрежение к занятиям искусством и науками отнюдь не означало, что римлянин оставался недоучкой. В просве­щенных домах учили не только греческому языку, но и пра­вильной, изящной латыни.

Уже в республиканский период в Риме складываются са­мобытное, оригинальное искусство, философия, наука, фор­мируется свой метод творчества. Их главная черта - психо­логический реализм и подлинно римский индивидуализм.

Древнеримская модель мира принципиально отличалась от греческой. В ней не было события личности, органически вписанного в событие полиса и космоса, как у греков. Собы­тийная модель римлянина упростилась до двух событий: со­бытие индивида вписывалось в событие государства, или Римской империи. Именно поэтому римляне обратили свое внимание на индивида.

Грек видел мир через всеобъемлющую гармоничную модель мира, через величественную и героическую мифологическую систему, которая придавала модели мира законченность. Для римлянина мир предельно упростился, миф перестал быть мировоззрением и превратился в сказку. Вследствие этого явления воспринимались более отчетливо, познавать их ста­ло значительно легче, но было утеряно нечто невосполни­мое - исчезло ощущение цельности бытия. Именно поэтому римляне не могли приблизиться к греческому идеалу: была утеряна естественная модель мира - основа и тайна древне­греческого величия.

Римская наука не достигла размаха греческой, потому что находилась в зависимости от конкретных потребностей рас­тущей Римской империи. Математика, география, естествоз­нание и прочие науки у римлян носили узко прикладной харак­тер. Заметный след в науке оставили труды Менелая Алек­сандрийского по сферической геометрии и тригонометрии, геоцентрическая модель мира Птолемея (оба были греками по происхождению) Были написаны труды по оптике, астрономии (составлен каталог более 1 600 звезд), ставились опыты на животных по физиологии. Врач Гален славился своим мастерством и сложнейшими операциями, заложил основы санитарии, вплотную по­дошел к открытию значения нервов для двигательных реф­лексов и кровообращения.

Римляне были прекрасными строителями. Их строительная техни­ка, позволившая создать Колизей Флавиев в Риме и другие амфитеатры, мост через Дунай при Траяне длинной 1,5 км и т. п. Усовершен­ствовались механика, использовались грузоподъемные меха­низмы. По словам Сенеки, «презренные рабы» (для граждан Рима ими в основном и были завоёванные ученые и изобретатели) каждый раз изобретали что-то новое: трубы, по которым шел пар для на­гревания помещений (в завоеванной Англии в римских домах имелось паровое отопление), особую полировку мрамора, зеркаль­ные черепицы для отражения солнечных лучей.

Большой популярностью пользовалась астрология, кото­рой занимались крупнейшие астрономы. В основном римские ученые изучали и комментировали греков. Особое место в культуре древних римлян занимали философия и юриспру­денция. В древнеримской философии эклектически (эклектика – смешение) сочетают­ся принципы различных учений греческих мыслителей, осо­бенно эпохи эллинизма. Философы переняли их научный аппарат, терминологию, важнейшие направления. Важное зна­чение для римской философии приобрели идеи морального совершенствования человека и мистические настроения, свойственные времени. Среди философских направлений наибольшее распространение в республиканском, а позже в императорском Риме получили стоицизм и эпикуреизм .

Представитель стоицизма Сенека видел смысл жизни в до­стижении абсолютного душевного спокойствия, преодоления страха перед смертью. Огромную часть своих усилий, счита­ет Сенека, человек должен посвящать собственному совер­шенствованию.

Эпикуреизм - единственная материалистическая фило­софия в античном Риме. Наиболее яркий ее представитель - Тит Лукреций Кар - известен своей философской поэмой «О природе вещей».

Характерным для римского менталитета явилось увлечение скептицизмом . Основоположник скептицизма Секст-эмпирик построил свое учение на критической переоценке современ­ных знаний. Острие скептицизма было направлено против понятий философии, математики, риторики, астрономии и грамматики. Скептицизм стал специфическим выражением прогрессирующего кризиса римского общества.

Близкие к стоическим идеалы отречения от материальных благ, жизни в согласии с природой провозглашали тогда так­же киники , обращавшиеся к городским низам на понятном им языке. Популярными были фи­лософские моралистические трактаты Плутарха из Херонеи. Его произведения отличались прекрасным живым языком, здравым смыслом, жизнелюбием, терпимостью.

Золотому веку римской науки присуще не столько умноже­ние знаний, сколько энциклопедизм, стремление освоить и систематически представить уже накопленные достижения. Естественнонаучные теории греков в эклектической, как бы усредненной форме принимались как раз и навсегда данное, без обсуждения. Наряду с этим сохранялся живой интерес к научному, рациональному познанию природы, появилась це­лая плеяда выдающихся творческих умов, замечательных уче­ных. Плиний Старший на основе двух тысяч трудов гречес­ких и римских авторов составил энциклопедическую «Есте­ственную историю», включавшую все области тогдашней науки - от строения космоса до фауны и флоры, от описания стран и народов до минералогии.

Важнейшие культурные новации римской античности свя­заны с развитием политики и права . Древний Рим - родина юриспруденции.

Если в небольших греческих государствах-полисах с их разнообразными и часто менявшимися формами правления многие вопросы можно было решать на основе непосред­ственного волеизъявления правящей верхушки или всеобще­го собрания граждан, то управление огромной Римской дер­жавой потребовало создания детально разработанной систе­мы государственных органов, четко организованной административной структуры, юридических законов, регули­рующих гражданские отношения, судопроизводства и т. п. Первый юридический документ - Закон 12 книг, регулиру­ющий уголовные, финансовые, торговые отношения. Посто­янное расширение территории приводит к появлению других документов - частного права для латинян и публичного пра­ва, регулирующего отношения между латинянами и покорен­ными народами, живущими в провинциях.

Римский историк Полибий уже во II в. до н. э. усматривал и совершенстве политико-правового устройства Рима залог его могущества. Древнеримские юристы действительно зало­жили фундамент правовой культуры. Римское право до сих пор остается основой, на которую опираются современные правовые системы. Но четко оговоренные законодательством взаимоотношения, полномочия и обязанности многочислен­ныхбюрократических учреждений и чиновников - сената, консулов, префектов, прокураторов, цензоров и др. не устраняли напряженности политической борьбы. К своей борьбе за место в системе власти нобилитет (знать) подключает широкие слои населения, стремясь получить от них поддержку. Лозунги и призывы различных партий и группировок на общем фоне патриотических речей, воспевающих Римскую империю и императора, формируют общественное сознание граждан и заполняют их духовный мир. На службу политическим и идеологическим целям ставятся литература, искусство, даже городское строительство и архитектура. И хотя художественное творчество и действительности далеко не полностью подчиняется этим целям, они все же весьма существенно влияют на характер искусства и всей культурной жизни римского общества. От­сюда вытекает одна из главных черт римской культуры - по­литизированность.

Увлечение политикой и юриспруденцией привело к высо­кому уровню развития ораторского искусства (Гай Гракх, Ци­церон, Юлий Цезарь) и логики . Речи, письма, философские сочинения, трактаты по ораторскому искусству Цицерона оказали большое влияние на современников. Но наиболее глубокое впечатление производили его выступления на судеб­ных процессах, в сенате, народном собрании. Красноречие было главным средством общественной борьбы. Риторика оказала большое влияние и на философию, и на литературу, и на историографию. Искусство красноречия преподавалось в публичных школах, где учителя получали жалованье от го­сударства. Квинтилиан, написавший большой трактат «Воспитание ора­тора» в 12 книгах.

Великий римский историк Тацит, один из лучших историков Рима, в своих произведениях «История» и «Анналы» показывает трагедию общества, со­стоящую в несовместимости императорской власти и свобо­ды граждан. Ещё один известный историк - Тит Ливий.

Литература

С середины II в. до н. э. латинское начало набирало силу: прозаики перешли на родной язык (ранее римские литерато­ры писали по-гречески). Латынь переживала становление литературного национального языка, а литература стала иг­рать немаловажную роль в древнеримской культуре.

Император Август привлекал к себе лучших писателей сво­его времени. Его время называют «золотым веком римской культуры». Самыми прославленными поэтами были Верги­лий, Гораций , входившие в кружок Мецената - приближен­ного Августа - покровителя талантов, а также Овидий . Общеизвестным, знаменитым творением Вергилия стала поэма «Энеида», посвященная странствиям Энея, в ко­торой соединились воедино любовь автора к древним преда­ниям, греческие философские воззрения на строение Космо­са, греческие представления о мировой душе и посмертной судьбе; мысли о награде тем, кто верно служит отечеству, и о каре предавших его. «Эне­ида» является самым популярным памятником римской ли­тературы.

Гораций писал любовные стихи и сатиру, высмеивал поро­ки римского общества. Это его перу принадлежит знамени­тое стихотворение «Памятник», которое так мастерски пере­водили Ломоносов, Державин, Пушкин.

Овидий знаменит своими любовными элегиями, но особен­но поэмой «Метаморфозы» - мифологическим эпосом, в ко­тором повествуется о превращениях людей в растения и жи­вотных. Поэма завершается легендой о том, как Юлий Цезарь превращается в звезду.

Художественная культура

Дух борьбы и стремление к преодолению трудностей игра­ли немаловажную роль в политической жизни общества и в его военных успехах, позволивших Юлию Цезарю и другим римским полководцам создать громадную Римскую империю. Ее географическое единство и цельность обеспечивали мно­гочисленные поселения, города. Город («полис», «цивитас» на латыни) был в античности формой организации общества, на основе которой произошел выход за узкие рамки племен­ного сознания. Греки и римляне полагали, что отсутствие по­лисов есть признак варварства, и, завоевывая новые земли, всюду строили города.

Многочисленные города на обширных просторах Римской империи создавались по одному плану: две крестообразно пересекающиеся магистрали - одна с севера на юг, другая - с востока на запад. На их пересечении - площадь с базиликой, рынком, Капитолийским храмом и хра­мом императора, вблизи от нее - место для зрелищ (амфи­театр или цирк). Вокруг города располагалась территория, где расположены земельные участки граждан. Считалось, что иначе люди жить не могут, ибо жить по-человечески, не по-варварски, - значит жить в городе, участвовать в обще­ственной жизни. Именно поэтому римская архитектура изо­билует сооружениями общественного характера. Центром римского искусства по праву был Рим.

Художественная культура Рима отличалась большим раз­нообразием и пестротой форм, в ней были отражены черты, свойственные искусству народов, покоренных Римом, иногда стоявших на более высокой степени культурного развития. Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопро­никновения самобытного искусства местных италийских пле­мен и народов, в первую очередь могущественных этрусков, которые познакомили римлян с искусством градостроения (различные варианты сводов, инженерные сооружения, гробницы, жилые дома, дороги и др.), настенной монумен­тальной живописью, скульптурным и живописным портре­том, отличающимся острым восприятием натуры и характе­ра. С этрусской традицией связан специфический италийс­кий тип жилого дома, композиционным центром которого яв­лялся атриум - обширное помещение типа зала с прямоу­гольным отверстием в центре перекрытия. Но основным было все-таки влияние греческого искусства.

Основные принципы художественной культуры двух наро­дов были в своих истоках различны. Греция даже в период наивысшего расцвета не представляла собой единого госу­дарства и единого географического пространства, а лишь кон­гломерат городов-государств. Рим эпохи расцвета был еди­ным государством, империей, простиравшейся на тысячи ки­лометров. Отсюда - совершенно различные задачи архитектуры и масштабы строительства. Греки признавали могущество гармонии, соразмерности и красоты, римляне не признавали иного могущества, кроме могущества силы. Они создали великое и могучее государство, и весь строй римс­кой жизни определялся этой великой мощью. Личные талан­ты не выдвигались и не культивировались - социальная ус­тановка была совсем другая. Сила государства выразилась прежде всего в строительстве, а значит, в архитектуре, ко­торая играла ведущую роль в римском искусстве.

Архитектура и строительство. Основные принципы древ­неримской архитектуры, как и древнеримского искусства, сформировались ко времени республики (IV-I вв. до н. э.).

Памятники архитектуры сейчас даже в развалинах покоря­ют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе ми­рового зодчества, в котором основное место принадлежало со­оружениям общественным, рассчитанным на огромные коли­чества людей: базилики, термы, театры, амфитеатры, цирки, библиотеки, рынки. В перечень строительных сооружений Рима следует включить и культовые: храмы, алтари, гробни­цы. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равных по высоте инженерного искусства, многообразию ти­пов сооружений, богатству композиционных форм, масшта­бу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости, каналы) как ар­хитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пей­заж, применили новые строительные материалы (бетон) и конструк­ции (арки, купола и др.). Они переработали принципы греческой архитектуры, и прежде всего ордерной системы: соединили ордер с арочной конструкцией.

Не меньшее значение в развитии римской культуры имело искусство эллинизма с его архитектурой, тя­готевшей к грандиозным масштабам и городским центрам. Но гуманистическое начало, благородное величие и гармония, составляющие основу греческого искусства, в Риме уступили место тенденциям возвеличить власть императоров, военную мощь империи. Отсюда масштабные преувеличения, внешние эффекты, ложный пафос громадных сооружений.

Всемирную известность приобрели римские дороги, не по­терявшие своего значения до сих пор. Они разделялись на три вида (по стоимости и степени значимости): военные или го­сударственные, стоявшие в ведении центральной власти, ма­лые, принадлежащие общинным магистратам, частные и по­левые.

Разнообразие сооружений и масштабы строительства в Древнем Риме значительно изменяются по сравнению с Гре­цией: возводится колоссальное количество огромных зданий. Все это потребовало изменения технических основ строи­тельства. Выполнение сложнейших задач с помощью старой техники стало невозможным: в Риме разрабатываются и по­лучают широчайшее распространение принципиально новые конструкции - кирпично-бетонные, позволяющие решать задачи перекрытия больших пролетов, во много раз ускорять строительство, и - что особенно важно - ограничить при­менение квалифицированных мастеров, переместив строи­тельные процессы на плечи малоквалифицированных и не­квалифицированных рабочих-рабов.

Примерно в IV в. до н. э. в качестве связующего материала начинают применять раствор (сначала в бутовой кладке), а ко II в. до н. э. сложилась новая технология возведения монолит­ных стен и сводов на основе растворов и мелкого камня-за­полнителя. Был получен искусственный монолит путем сме­шивания раствора и песка с каменным щебнем под названием «римский бетон». Гидравлические добавки вулканического песка - пуццолана (по названию местности, откуда он выво­зился) сделали его водонепроницаемым и очень прочным. Это вызвало переворот в строительстве. Такая кладка выполня­лась быстро и позволяла экспериментировать с формой. Рим­ляне знали все преимущества обожженной глины, изготав­ливали кирпичи разнообразных форм, применяли металл вместо дерева для обеспечения пожаробезопасности зданий, рационально использовали камень при кладке фундамента. Некоторые секреты римских строителей не разгаданы до сих пор.

Древнеримским архитекторам были знакомы тонкости чис­ловых закономерностей, они знали различные виды чертежей с применением циркуля и линейки.

По значимости наиболее главным типом построек был храм. Вершиной храмового строительства стал Пантеон - храм всех богов, построенный в 118-125 гг. Патеон не име­ет аналогий в древнеримской архитектуре ни по композиции, ни по конструктивному решению. Это грандиозный круглый храм, перекрытый чашей купола диаметром почти 43 м. Вход выполнен в виде глубокого многоколонного портика, увенчан­ного фронтоном. Построенный путем использования кирпично-бетонных конструкций, храм внутри был отделан полихромными мраморами. Дневной свет проникает в храм через круглый световой проем в зените купола (диаметр 9 м).



Просмотров