Певица юлия зиганшина о том, почему романс самый сложный жанр. Положение романса в современной российской культуре Существует ли русский романс в современном мире

Считается, что изначально романс появился в Испании, в XV-XVI веках. Тогда испанцы называли романсом любое стихотворение, написанное на романском «нелатинском» языке. Стихотворение не обязательно было лирическим, оно могло рассказывать об исторических событиях и военных подвигах героев. В соседних с Испанией странах подобные стихи назывались балладами. Из них и родились музыкальные произведения под названием «романсы». Положенные на музыку, они превращались в небольшие песни - как правило, с четырехстрочной строфой без рефрена.

В XVIII веке романс добрался до Франции и Германии, а затем и до России. У нас под «романсом» подразумевали небольшое музыкальное сочинение, но уже исключительно лирического содержания, в исполнении голоса и аккомпанирующего инструмента. Наибольшее влияние на развитие романса в Европе оказало творчество поэтов Иоганна Вольфганга Гете и Генриха Гейне, композиторов Франца Шуберта, Роберта Шумана, Жюля Массне и Шарля Гуно.

Жанр же русского романса сложился в начале XIX века на волне захлестнувшего отечественный музыкальный мир романтизма. Наиболее известные романсы того периода принадлежали , Александру Варламову. Затем романс занял законное место в творчестве самых известных русских композиторов - , .

Многие из наиболее популярных в наше время романсов были написаны в начале XX века. Их относят к разряду городского, цыганского, «жестокого романса». Тогда романсы писали композиторы-любители, такие как Борис Фомин, Борис Прозоровский, Мария Пуаре. И именно этот период можно назвать золотым веком русского романса: полные залы собирали выступления Надежды Плевицкой, Анастасии Вяльцевой, Веры Паниной.

В послереволюционные годы романс подвергся гонениям как буржуазный пережиток, разлагающий пролетариат и крестьянство. Но даже в этот сложный для романса период его с успехом продолжали исполнять Изабелла Юрьева, Александр Вертинский, Тамара Церетели. Многие из этих музыкантов эмигрировали в Европу, захватив с собой и русский романс, который смог покорить даже не понимающую русский язык публику. Например, «вывезенный» Александром Вертинским романс Бориса Фомина «Дорогой длинною» так полюбился европейцам, что на музыку Фомина возник новый, английский текст, и англичане по сей день уверены, что песня написана на берегах туманного Альбиона.

Спустя годы Алла Баянова, Александр Вертинский, Изабелла Юрьева вернулись в Россию и с невероятным успехом продолжили карьеру уже в нашей стране. Романс же навсегда остался одним из самых любимых в России музыкальных жанров как у слушателей, так и у исполнителей.

Наиболее известной певицей из Казани в мире без преувеличения можно назвать Юлию Зиганшину, исполнительницу старинных и современных русских романсов, отечественных и зарубежных песен, заслуженную артистку Татарстана. Она уже много лет занимается развитием и поддержкой такого уникального жанра как «русский романс», посещая с концертами различные уголки планеты и содержа в родном городе салон «Казанский романс». «Русская планета» побеседовала с певицей о том, какие изменения претерпел жанр за последние несколько веков, и что он может дать современному человеку.

- Юлия, как на протяжении своей истории изменялся русский романс?

Романс пришел в Россию в конце XVIII века из Испании, где уличные музыканты начали петь не на латыни и не о любви к Богу, а на своем родном романском языке и о любви к женщине. В нашей стране романс лег на благодатную почву, общество испытывало необходимость в сентиментальных личных переживаниях. Романсы попали в надежные руки великих поэтов и композиторов Золотого века - это Пушкин, Глинка, Лермонтов, Даргомыжский. Следующий всплеск - рубеж XIX-XX веков, тогда рождается салонный бытовой романс. Интересно, что в этот период романсы, за некоторым исключением, пишутся на стихи полупрофессиональных поэтов. Высокая поэзия Серебряного века опередила свое время, она подчас была непонятна обывателю. А романс - это жанр человечный, земной во всех смыслах этого слова. На стихи Серебряного века романсы начали писать в конце XX века. И важную роль в истории романса этого времени сыграл кинематограф. В 1920-х годах правительством было решено, что романс - жанр чуждый, буржуазный, исполнять его и писать было опасно для жизни. И в массы он вернулся лишь вместе с поэзией Серебряного века через такие фильмы, как «Ирония судьбы», «Жестокий романс».

- А что стало с романсом с точки зрения сюжетов, диапазона выражаемых им чувств?

Музыкально, интонационно, конечно, что-то меняется. Развивается человеческое мышление, расширяется словарный запас. Мы стали думать сложнее, хотя это не всегда надо. Романсы сегодня часто исполняют под оркестры, раньше в основном гитара, рояль. Диапазон чувств в романсе - от категорической ненависти до глубокой любви. Причем, речь идет о любви земной во всех ее нюансах - ожидание любви, любовь как воспоминание, яркое или печальное, любовь в процессе.

- Каким же чувственным опытом и какой техникой должен обладать исполнитель романса?

Все жанры требуют труда и работы от исполнителя. Но я уверена, что романс - самый сложный жанр при своей видимой простоте. До сих пор существует мнение, что романс - это побрякушка, которая легка в исполнении. Многие драматические, оперные артисты и джазисты думают, что петь романс очень просто: «Если я оперу пою, неужели романс не спою?» А вот не споешь! Настоящих романсовых певцов катастрофически мало.

Поясню. Опера, на мой взгляд, это вокал. Джаз - это свобода. Авторская песня - это текст. Фольклор - это состояние. Рок-музыка - это ритм. Поп-музыка - это шоу и экстерьер. А вот романс - это чувство меры. А с этим чувством, как известно, самая большая напряженка не только в музыке. В романсе тоже необходим вокал, причем грамотный, поставленный, однако, если его слишком много, то, как правило, пропадает текст. Когда вокала мало - это тоже плохо, потому что романс - все-таки вокальный жанр, без вокала получается самодеятельность. Текста тоже должно быть в меру: мало нельзя:романс - это драматическое произведение, и много нельзя - есть опасность уйти в авторскую песню.
Состояние - обязательно, но ровно настолько, чтобы за три, а то и за два куплета успеть погрузиться в произведение самому, погрузить слушателя, и выйти оттуда вместе - впечатленными, одухотворенными. Шоу и экстерьер - необходимы. Концертный костюм, да не простой, а соответствующий - неотъемлемая часть романсовой программы. Шоу, а лучше сказать - минитеатр - основа романсового концерта, только опять-таки в меру, чтобы зрелище не затмило сам романс; ведь романс - жанр хрупкий, легко ранимый, а «интерьер» в нем не менее важен, чем экстерьер.

Русский романс - это бренд, он уникален, считает Юлия Зиганшина. Фото: из личного архива

Что касается личного опыта, он как раз не обязателен. Певец должен быть наблюдательным и обладать воображением, уметь возбудить чувства - из своей прошлой, настоящей и воображаемой жизни, из памяти предков и так далее. Это называется память сердца.

- Каков сегодня поклонник романса?

Это человек, как раз обладающий жизненным опытом. Конечно, в основном это люди, которым за... За сколько? Сложно сказать. Я пела романсы на детскую аудиторию, и дети с интересом слушали. Кто не влюблялся в первом классе, не испытывал чувства в седьмом? Опыт, неподвластный годам, который можно обрести и в 7, и в 25, и в 70. Есть человек, который всю жизнь прожил и ничего не понял. Слушатели принадлежат к разным социальным слоям. На концертах бывает больше женщин: я думаю, потому что они не боятся проявлять свои чувства, у мужчин принято быть сдержанными.

- Что дает современному человеку романс?

Возможность почувствовать себя человеком, вспомнить о своих чувствах. Многие люди говорят, что романс лечит их душу. Что это за лечение? Снимается напряжение, приходят в гармонию чувства и мысли, очищается сердце.

- Как встречают русский романс в мире?

Я часто выступаю за границей - причем не только для русского зрителя, но и для иностранцев. Например, недавно вернулась из Италии, был концерт в Парме для итальянской аудитории, там мы работали с переводчицами русской литературы: перед каждым романсом я немного рассказывала о самом романсе, передавала его краткое содержание, чтобы зрителям было понятно, куда направить свои чувства. И это работает.

Русский романс - это бренд. Он уникален. Аналогии такому жанра нигде не найти. Все, что поется под гитару за границей, больше похоже на авторскую песню, нежели на романс. Жанра бытового салонного романса ни в какой другой стране не встретишь. Однако, как у нас часто бывает, к своему родному относимся скверно.

- В романсе важна преемственность?

Сейчас есть целый ряд певцов, которые взяли манеру исполнителей начала XX века и радостно на ней сидят. Я считаю, что это недопустимо. Когда мне говорят, что это один в один Вертинский или Пиаф, то я отвечаю, что лучше послушаю оригинал. Певцы, которые копируют, достигают определенного успеха, у них есть поклонники, но им надо не свежих переживаний, а прошлого, воспоминаний, антиквариата.

Есть обратная сторона вопроса - полное отрицание того, что было сделано до тебя. Как говорится, ничего святого. И опять-таки, зрителя можно привлечь подобным «новаторством», но, увы, ненадолго, потому что это говорит скорее о глупости артиста, нежели об оригинальности: не беря во внимание накопленный веками опыт, он выказывает либо необразованность, либо лень. Тут вновь возникает вопрос о великом чувстве меры - где та грань, чтобы не впасть в копирование, но и не уйти от источника? И тут важно найти ориентиры.

- Почему вы в своей жизни остановили выбор именно на романсе?

Профессионально все началось, когда я стала лауреатом конкурса «Романсиада» 1998 года. Но мне задолго до этого был интересен этот жанр, в ранней молодости я пыталась петь романсы, но никак не могла выучить слова наизусть - я в них не видела смысла. Меня привлекали романсы мелодикой, какой-то томной тоской, которая, конечно, была мне знакома, но понять - о чем они - я не могла. И вдруг - фильм «Жестокий романс»! Точное попадание в меня невероятным сочетанием слов, мелодии, гитар, тональностей, соответствия моему состоянию, современности звучания при общем антураже XIX века! И главное - голос! Голос, где на первом плане стоял текст и переживание. Даже нельзя сказать, что поразил меня именно голос: у настоящих романсовых певцов не бывает голоса в чистом виде - это всегда сочетание звука, слова, смысла и чувства. Потом была куплена виниловая пластинка, заслушанная до спотыканий и царапин. И странное дело - через какое-то время через современные романсы, которые звучали в фильме, пришло понимание и осознание того, что делается и в старинных романсах - они приобрели смысл, нашлись в них и логика, и развитие, и идея!

Современная художественная культура отражает жизнь современного человека. Создание ее, структура преломляется под действием новых взглядов, новых ритмов, "новых методов", под влиянием политических режимов и исторических закономерностей. Во многом, современное искусство подчинено идее воздействия и даже давления на человеческий мозг и сигнальные системы. Агрессивные формы художественной культуры, естественно развившиеся или искусственно внедренные, влияют на психику с помощью ярких контрастов, диссонансов, демонстрации ничтожности человека. Зачем же может быть нужен человеку, живущему в другом, очень быстром ритме, не претендующему на звание идеалиста, уже не оспаривающему собственную жестокость и прагматичность, романс? Какое место занимает романс среди многообразия современной музыки?

Место романса в любую эпоху - сфера человеческих чувств, так как он направлен на то, чтобы проникнуть во внутренний мир человека. Текст романса строится так, чтобы вызвать у слушателя ассоциации с его собственными переживаниями. За бесхитростными словами человек слышит свою историю или отождествляет себя с героем предложенной романсом ситуации. Вызванная в памяти история создает импульс, человек представляет себе события неожиданно яркими, возможно, не такими, какими они были на самом деле. И романс становится иллюстрацией его внутренней жизни. За то время, что звучит романс, слушатель успевает воскресить в памяти ситуацию, прожить ее заново, но наделяет себя чертами, которые не были ему присущи в тех обстоятельствах, на том этапе развития. Значит, романс дает возможность прожить заново ситуацию человеку в новом качестве, с другим отношением. И возникает не чувство унылой ностальгии, а умиротворение, сознание гармонии жизни; пока человек ошибается, совершает глупые поступки, он остается человеком. "что пройдет, то будет мило". Романс - не уход в идеальный мир, где все благополучно; нет, это существование как бы в двух мирах одновременно: в том, который в памяти, и тот, который есть в настоящем времени ("Мне бесконечно жаль…", "Ах, я уже давно не та").

Механизм действия романса на человеческую психику таков: В стихах романса ситуация обычно определяется несколькими символами. Сама по себе ситуация не конкретна, но слушатель, восприняв интонацию, доверяет интонации романса и как бы дополняет картину эпизодами из собственной жизни. Основа восприятия любого романса - личный опыт слушателя. Восприятие музыки носит ярко-выраженный эстетический характер, в нем переплетаются эмоциональные переживания и художественно-образное мышление. В его процессе возникают ассоциации, основанные на прежнем слуховом опыте, из которых проистекает эстетическое отношение индивида к музыке. Структура художественного произведения, особенно музыкального, сама по себе вызывает у человека определенное настроение, эмоциональные реакции. Музыка не просто информирует слушателя о выражаемом чувстве, но и погружает его в соответствующее эмоциональное состояние. Но эмоции эти, по утверждению Л. Выготского, умные и разрешаются преимущественно в образах фантазии.

Удовольствие, получаемое от художественного произведения, неуловимо и вряд ли поддается анализу. Невозможно отследить все возникающие ассоциации, мысли, чувства. Функция романса, как и искусства в целом, - внешнее воздействие на внутреннее, эмоциональное пространство человека.

Можно говорить о том, что, романс - сознание возможности, что часто значит гораздо больше, нежели возможность осуществленная. Свершившееся вызывает сожаление из-за того, что свершилось, а ему, возможно лучше было бы оставаться в области нереализованного, области мечты, желания. Желание - это процесс. Современный ритм жизни значительно сокращает этот процесс, человек стремиться достичь цели, не получая удовольствия от процесса. Романс дает возможность прожить ситуацию, как процесс желания, и не убить мечту, не получить разочарования при достижении результата. Этим объясняется тот факт, что современную аудиторию романса составляют в основном люди старше 30 лет: молодые люди стараются как можно быстрее достичь желаемого, а желаемому уделяют мало времени и внимания; в подобном стремлении есть нечто болезненное, так как целью является устранение дискомфорта, а не мечта.

Удовольствие от романса не постоянно и вовсе не обязательно приходит. Невозможно угадать какой романс, в какой момент произведет впечатление. Любой из нас может подтвердить, что удовольствие от текста переменчиво: нет никакой гарантии, что тот же самый текст сможет доставить нам удовольствие во второй раз; удовольствие мимолетно, зависит от настроения, от привычек, от обстоятельств. Неожиданно романс, слышанный много раз без особого психологического эффекта, "попадает" под настроение, окажется созвучным внутреннему тону слушателя. И наоборот, романс, ранее звучавший как "крик души", произведет менее яркое, даже формальное впечатление. Все дело в том, что человек никогда до конца не знает истинных причин своих настроений. Сознание человеческое пытается построить картину мира, используя всю поступающую в мозг информацию, но руководствуясь все-таки сложившимися представлениями об идеальном устройстве мира: об истине, добре, красоте и других абстрактных вещах, которые невозможно познать с помощью логики. Романс находится на грани реального и идеального миров, в этом секрет его действия на человеческую психику.

Слушание романса дает человеку возможность раскрыться и обнаружить богатство своего эмоционального мира при условии, что слушатель внутренне готов к этому. Человек, не позволяющий себе расслабиться, анализировать свои поступки, взаимодействовать с внешними явлениями, с поступающими сигналами, не сможет получить удовольствие от романса. Удовольствие это - от происходящей в душе человека работы, от осознанного и неосознанного преодоления границ, стереотипов понимания человеческой натуры.

Современному слушателю, на первый взгляд, предложен богатый выбор всевозможных жанров и исполнителей. Но отыскать в этом море что-то способное затронуть человеческую душу непросто и требует работы от самого слушателя. Воспитанию вкуса публики уделяется сегодня мало внимания. Популярная музыка направлена на то, чтобы удовлетворять невзыскательный вкус, нетребовательность массовой публики соответствует нетребовательности исполнителей к своему творчеству. В основном эта музыка носит развлекательный характер. Романс, во многом, к сожалению, жертва невнимательного исполнения. Недостатки интерпретации зачастую вызывают у слушателей неверное представление о романсе вообще и даже отвращение к нему.

Итак, я выделила некоторые характерные черты современных интерпретаций романсов. XX век во многом отличается пренебрежительным отношением к романсу. Слова "чувствительность", "сентиментальность" часто произносятся с ироническим, и даже издевательским подтекстом, как будто стыдно испытывать глубокие, искренние чувства. Поэты прячутся за ерничеством, высмеиванием тонких чувств; говорить о них считается слабостью. Но слабость - как раз-таки в боязни выразить свои подлинные чувства и естественные эмоции. Не те короткие эмоции, которые вызываются агрессивными методами в искусстве (что, кстати, весьма распространено в XX веке), не рефлекс, а эмоции с последующим анализом, обдумыванием своих действий и реакций. Читатели резко делятся на два лагеря: на бегущих от лирики и проклинающих ее - и на заколдованных лирикой. Постепенно люди приходят к тому, что в искренности их сила. Свидетельство этому - то, что "ернические", пародийные романсы-песни приживаются в народе гораздо хуже, чем сентиментальные. Их не услышишь в отличной от авторско-исполнительской интерпретации (пример: песни А. Вертинского в исполнении Б. Гребенщикова).

Обнаженность человеческих чувств в исполнении романса в наши дни вызывает кроме уважения некое эмоциональное потрясение: оказывается, человек не выглядит беспомощным и отвратительным, наоборот, он доказывает величие человеческого духа, к чему стремились в античные времена, в эпоху Возрождения, в первую половину XIX века. Важно, чтобы в исполнении романса личная неустроенность не подменяла искренности и величия всего человечества.

Долгое время исполнение романса, отличное от общепринятого не воспринималось слушателями как имеющее право на существование. Конец же XX века характеризуется свободой исполнительских интерпретаций, причем каждая из них находит отклик у соответствующей аудитории, будь то любители академического исполнения романса, актерского варианта, либо эстрадного. Исполнение романса без личного отношения не имеет смысла, но, к сожалению, часто практикуется. И восприятие, и исполнение романса должно носить субъективистский характер. В противном случае романс мертв. Пространство его останется пустым, ничем не заполненным.

Академическое исполнение отличается весьма серьезным отношением к форме и даже слегка отстраненным к содержанию и настроению романса. Здесь основное внимание уделено форме, сделан упор на вокал, на уважение к композиторам-классикам, мешающее непосредственному восприятию и проживанию романса. Редко, когда слушателю удастся уловить человеческое, свое родное в бесконечном преклонении исполнителя перед формой. Эмоциональная наполненность романса в таком случае ограничивается переживаниями певца по поводу звучания собственного голоса и последующей ноты, а также мучительными стараниями придать своему лицу соответствующее содержанию романса выражение. Оперные певцы, берущиеся исполнять романс, как будто забывают о том, что это вокальное произведение в отличие от оперы не оснащено серьезным инструментальным оформлением, пышными декорациями, масштабностью постановки. Романс, лишенный всего этого, скромен, но арсенала оперных масок при исполнении не достаточно. Более того, маски эти не соответствуют образам, воплощаемым в романсе. Определенность эмоций, заданных формой и масками академического исполнения, ограничивает пространство романса. Редко когда академическая интерпретация становится средством высказывания, происходит это только при вложении силы личности, способности донести эмоциональную информацию до слушателя и, разумеется, при безупречном владении техникой.

Современные эстрадные исполнители ставят своей целью покорить как можно больше слушателей, возможно, желание донести свою мысль до народа подавляется коммерческим интересом. В лучшем случае исполнитель, используя свое обаяние, убеждает аудиторию в том, что ей нравится романс, хотя на самом деле "забирает" слушателей именно сила личности. Современные эстрадные исполнители интерпретируют романс по сложившимся стереотипам. Недостаток вложения компенсируется элементами шоу, популяризацией романса, а также осознанием своей причастности к "высокому искусству", возрождению русских культурных традиций.

Сегодня предложить неожиданную интерпретацию романса может актерское исполнение. Находясь в вечном поиске новых форм выражения, актеры видят в романсе драматическую миниатюру и подают его как спектакль, не используя при этом вспомогательные технические средства и спецэффекты. (Е. Камбурова, А. Хочинский, О. Погудин, Е. Дятлов и др.). Эти интерпретации могут быть спорными, но заслуживают внимания в силу неожиданности неформального подхода к широко известным музыкальным произведениям и глубокого личного отношения к ним.

Непреходящий интерес исполнителей к романсу еще одно доказательство актуальности этого жанра и в XXI веке. В течение жизни люди время от времени обращаются к лирическим произведениям как способу выражения и анализа своих чувств и мыслей. Общение с художественным текстом учит смотреть на мир с самых разных точек зрения. Романс - это неожиданное познание себя, а чем менее ожидаемо сообщение, тем более оно содержит информации. Вот этим и определяется ценность и неповторимость русского романса для современного человека.

В музыке существует множество жанров, форм и разновидностей вокальных и инструментальных пьес. Знать особенности каждого музыкального элемента обязан только профессионал в данной области, однако понимать, что из себя представляют самые распространенные из них, желательно каждому. Поэтому в данной статье мы рассмотрим, что такое романс, как давно он появился на свет и в какой области творчества его можно найти.

Происхождение термина

Само слово «романс» имеет испанские корни и означает песню, которую исполняет голос в сопровождении одного или нескольких инструментов. В этой стране в былые века данный жанр больше походил на серенады, которые влюбленные мужчины распевали под окнами своих возлюбленных. В Средневековье, когда романс только обосновался в мире искусства как самостоятельный жанр, он имел ярко выраженный Текст был протяжным, смысл его касался исключительно любовной тематики. Характерным также являлось то, что пьесы такого содержания исполнялись только под национальный испанский инструмент - гитару.

Что такое романс с точки зрения музыки

Считается, что данный вокально-инструментальный жанр является наиболее гармоничным среди всех своих аналогов. Это связано с тем, что в романсе каждое слово, каждый пропетый слог подчеркивается соответствующей ему нотой. Именно поэтому профессиональный музыкант сразу может отличить, звучит ли простая напевка или же Слова, как правило, размещаются над нотным текстом, и в результате их можно пропеть или проиграть на каком-то инструменте, а потом совместить оба процесса.

Что такое романс в широком понимании слова

Свою широкую популярность эти произведения получили во второй половине 18 века, а к 19 столетию уже сформировались целые школы романсов. Случилось так потому, что, во-первых, как раз конец 18 века - это Золотой период в русской литературе, и не менее значимый отрезок времени в истории развития европейского искусства. В те годы свои шедевры написали такие авторы, как Лермонтов, Пушкин, Гете, Фет и многие другие. Их стихи были настолько мелодичны, что они стали текстом для музыкальных произведений.

Во-вторых, романс постепенно перестал считаться исключительно испанской песней о любви и приобрел более широкое, светское значение. Появились русские романсы, написанные такими композиторами, как Свиридов, Мусоргский, Варламов и так далее. Наряду с ними возникли немецкие, французские, итальянские вокально-инструментальные пьесы, которые исполнялись на светских раутах и приемах.

Современные романсы

В наши дни редко можно услышать на каком-либо мероприятии подобную мелодию, да еще и в исполнении талантливого певца (или певицы). Однако о том, что такое романс, прекрасно знает каждый ребенок, который учится в музыкальной школе. Дети, которые одарены от природы красивым голосом и могут выступать перед публикой, всегда исполняют подобные произведения. Как правило, выбирать приходится из классики, поэтому ученики поют композиции, написанные Прокофьевым, Глинкой, Римским-Корсаковым, Чайковским, на стихи не менее известных гениев пера.

Цель: знакомство с современным развитием жанра романса.

образовательная: научить применять имеющиеся знания к современной музыке; познакомить с образцами современного романса;

развивающая: развитие самостоятельной мыслительной и творческой деятельности учащихся;

воспитательная: воспитание эстетического вкуса и познавательного интереса.

Оборудование: музыкальный центр, СД, компьютер, рояль.

Структура урока:

Оргмомент;

Повторение;

Новый материал;

Презентация;

Собеседование;

Слушание музыки;

Аналитическая работа;

Слушание музыки;

Микрообобщение;

Проблемно-поисковая ситуация;

Релаксация;

Рефлексия;

Исполнение песни.

Виды деятельности: мыслительная, собеседование, аналитическая, творческая, слушательская, вокально-хоровая.

Методы обучения: метод ретроспективы, эмоциональной драматургии, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, метод обобщения.

Технологии: сотрудничества, формирования слушательской и исполнительской культуры, здоровьесбережения.

УУД: личностные, познавательные, регулятивные.

На доске: тема урока.

Ход урока

Оргмомент: музыкальное приветствие, объявление темы урока.

У: Одним из жанров музыки, относящихся к романтизму, является романс. Вспомните, что такое романс?

Ответы учащихся. Просмотр презентации.

У: История этого жанра такова: романс – термин испанский. Эпоху возникновения испанского Р. определить трудно. Старейшие из известных нам поэм восходят к XV, редко к XIV вв. Первоначально термин Р. обозначал светскую песню на романском, то есть на испанском, языке.

В Россию этот термин пришел из Франции и первоначально обозначал произведения именно на французский текст. Такие романсы, следуя моде, во множестве сочиняли русские композиторы конца ХVIII и начала XIX века. Произведения же, написанные на русский текст, назывались российскими песнями. С течением времени значение слова романс расширилось и термин этот стал обозначать произведение для голоса с сопровождением, написанное в более сложной, чем песня, форме.

Начало расцвета романса --- первая половина XIX века, период, для которого вообще характерен особый интерес к лирическому искусству, выражающему внутренний мир человеческой личности. В это время создавали свои произведения Глинка, Даргомыжский, Алябьев, Варламов. Во второй половине XIX столетия и в начале XX к именам первых классиков романса прибавились имена Чайковского, Мусоргского, Бородина, Римского - Корсакова, Рахманинова. Созданные ими романсы и сейчас постоянно звучат в концертных программах, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.

Романс, как и песня, по самой своей природе связан с поэзией.

Хорошие стихи как будто сами “просятся на музыку”. В русском романсе, по существу, отражена вся история русской поэзии, от Пушкина и даже от его предшественников до наших дней.

В XX веке, до революции, романс в значительной степени уступил место так наз. “блатным” песням; последние широко бытуют в мещанской среде, а через нее проникают и в деревню, конкурируя с частушками, родственными им по тематике (“страдания”).

В послереволюционный период романс и “блатная” песня отчасти еще сохраняются в городской и деревенской среде в качестве своеобразного фольклора улицы (“Мурка”, песни беспризорников и др.). Нередко на тематику их оказывает влияние низкопробная эстрадная продукция (“Гоп со смыком”, “Черные глаза”, “У самовара я и моя Маша”).

В послеоктябрьскую эпоху романс постепенно внедряется в быт не только разночинной интеллигенции, но и рабочего класса. “Лицо” романса, его содержание и насыщенность изменяются, становясь более соответствующими нашей эпохе.

У: Как вы думаете, создаются ли романсы нашими современными поэтами и композиторами?

Ответы учащихся (как правило, разнонаправленные).

У: Попытайтесь в опоре на определение понятия романса найти и привести примеры современного романса.

Ответы учащихся.

У: Тогда давайте послушаем запись.

Звучит один из романсов М.Таривердиева из кинофильма “Ирония судьбы”.

У: Знакомое произведение, не правда ли? Знаете ли вы, кто авторы и кто исполняет этот романс?

Ответы. Резюме учителя.

У: Послушаем еще один фрагмент из того же кинофильма. Узнайте исполнителя, вы хорошо знаете, кто это. (А.Пугачева)

У: В этом фильме звучат романсы на стихи М.Цветаевой, Б.Ахмадуллиной – известнейших поэтесс 20 века. А вот еще один романс. Вспомните ли вы его и откуда он? (Звучит романс “А напоследок я скажу” из кинофильма “Бесприданница”).

Собеседование.

Микрообобщение: жанр романса бытует и наше время, интегрировавшись с искусством кино.

У: было бы неверным, считать, что в наше время только к кинофильмам пишутся романсы. Современные романсы звучат и в концертах. В репертуаре многих известных исполнителей есть романсы, написанные в наше время. Преположите, кто из известных певцов исполняет новый, современный романс?

Проблемно-поисковая ситуация. (А.Малинин, В.Цыганова, Ж.Бичевская, Г.Беседина, Е.Отрадная… Звучат фрагменты романсов “Напрасные слова”, “Вы мне гадали по руке”).

У: Романс, по характеру, бывает разным, в зависимости от текста. Помните бурный характер романса “Весенние воды” С.Рахманинова и его же спокойный “Островок”? Сейчас я предлагаю вам релаксацию под звучание спокойного романса в исполнении Жени Отрадной. Сделайте 3 глубоких вдоха через нос и выдоха через рот (дыхательная гимнастика, упражнение “Цветок”). Сядьте поудобнее и погрузитесь в музыку…

Слушание “Романса” в исп. Е.Отрадной.

Вывод: современный романс существует и востребован; он сохранил основы классического романса. Исполняют его известные современные певцы.

Рефлексия:

Что нового узнали на уроке?

Что понравилось?

Что не понравилось?

У: Романсы исполняют, как правило, соло. Надеюсь, дома вы поете соло. А здесь мы все вместе исполним современную бардовскую песню “Весеннее танго”. Лирика и гитара – вот две объединяющие жанров романса и бардовской песни.

Исполнение песни.

Домашнее задание: создать презентацию “Современный романс”.

Выход из класса под звучание романса “Я спросил у ясеня” в исполнении С.Никитина.



Просмотров