«музыкальные образы осени в различных видах искусства. Web-портфолио Ахметзяновой Н

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4

Интегрированный урок

Тема: «Образ осени в музыке, поэзии, живописи».

Цели:

Образовательная : создать условия для целостного восприятия образа осени средствами музыки, поэзии и живописи. Создать условия для совершенствования музыкальных навыков Создать условия дляразвития речевых навыков учащихся. Закрепления знаний о средствах выразительности(эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения).

Развивающая: создать условия для развития творческого мышления учащихся, воображения, фантазии.

Эстетическая : создать условия для умения видеть в музыке, поэзии, живописи самое главное - красоту и богатство, уметьвыражать свои эмоции и настроение.

Воспитательная: создать условия для развития интереса к образной системе родной природы.

Эпиграф:

Боже! Воистину мир твой чудесен!

Молча собрав полевую росу,

Сердце свое, сердце полное песен,

Не расплескав до Тебя донесу.

В.Набоков

Учитель музыки: В этих строках Набокова, поэта ХХ в., восхищение красотой и совершенством мира,и прежде всего восхищение природой, ощущение себя частью природы, приобретение богатства от общения с ней, т.е.чистоты и благоговения, доброты и любви ко всему, что нас окружает.

Эти мысли мы находим в стихотворениях о родной природе в поэзии Х I Х в., Полонского, Тютчева, Фета, Толстого и в музыке русских и зарубежных композиторов: Петра Ильича Чайковского, Сергея Васильевича Рахманинова, Антонио Вивальди.

Учитель музыки: Природа - это зеркало души человека. Тот, кто умеет видеть и наблюдать природу, не может не любить ее, для него она всегда останется его родиной, частью его самого.

Учитель музыки:

Василиса Борцова

Я на лесной палитре смешаю чудо-краски,
Душистый запах хвои и солнца теплый свет
И напишу вам сказку про Осень-Златовласку,
Багрянцем, позолотой создам ее портрет.

Ей из опавших листьев сплету венок пастушки
И ягодным узором украшу сарафан,
Ее лицо согреют веселые веснушки,
Плащом на плечи ляжет заботливый туман.

Рябины ей наденут рубиновые бусы,
Гранаты ей нанижут из зернышек браслет,
Пшеничные колосья косой совьются русой,
Блеснет в ее улыбке безоблачный рассвет.

Ей мягкий мох обует пушистые сапожки
И аромат подарит сосновая смола,
Ее наряд дополнят из желудей сережки
И кроткий лик запомнят озера-зеркала.

Целеполагание

Учитель музыки: Итак, друзья, сегодня у нас необычный урок. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Дети -Об осени

Учитель музыки: Очень хорошо.Мы рассматриваем образ осени. Как вы думаете, какие виды искусства нам помогут рассказать об осени?

Дети -Живопись, музыка, поэзия, кино.

Учитель музыки: Сформулируйте тему урока

Дети - Образ осени в живописи, поэзии, музыке.

Учитель музыки: Ребята, чем мы будем сегодня заниматься на нашем необычном уроке?

Дети -Слушать музыку, читать стихи, рассматривать полотна художников,(будем говорить, как удается поэту, живописцу, музыканту показать образ осени.)

Учитель русского языкаи литературы:

Мы не всегда умеем увидеть и услышать красоту родной природы. И часто художники помогают нам в этом, учат нас всматриваться и вслушиваться в окружающий мир. Причем, они не только передают собственное настроение, чувства в произведении искусства, но и доносят до зрителя или слушателя звуки, краски, ароматы, красоту и гармонию.

Как говорил философ Гельвеций

Задача искусства - волновать сердца .

Учитель музыки : Все виды искусства волнуют сердца людей, пробуждают в них самые лучшие чувства. И каждый вид искусства делает это своим языком. Живопись рисует образ линией и красками, музыка - звуком, литература - словом. Изображение природы в искусстве никогда не было простым ее копированием. Как бы не прекрасны были леса и луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы не очаровывала душу лунная ночь-все эти образы, будучи запечатленнымина холсте, в стихах, в музыке, вызывали сложные чувства переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена, она печальна или радостна, задумчива или величава; она такова,какой ее видит человек.

Учитель музыки: Осень... Этому времени года посвящено очень много стихотворений, картин, музыкальных произведений. Она является предметом восхищения, размышления, описания, изображения.

Давайте мы с вами вспомним композитора, который в своем творчестве обращался к временам года.

Дети - Петр Ильич Чайковский

Учитель музыки: Правильно, Петр Ильич Чайковский. Велик вклад П.И.Чайковского в сокровищницу русской и мировой музыкальной культуры. Его перу принадлежат оперы, балеты, симфонии, романсы, фортепианные пьесы.

А как называется произведение П.И.Чайковского, в котором он обращался к временам года?

Дети - Цикл “Времена года”

Учитель русского языкаи литературы:

Цикл -(от гр. круг) произведение, которое состоит из нескольких частей, которые объединены единым замыслом, одной идеей.

Подберём однокоренные слова.Цикличный, циклограмма.

Расскажите историю создания этого произведения.

Ответы детей

Издатель популярного Петербургского журнала «Нувеллист» Н.М.Бернард обратился к Чайковскому с просьбой написать двенадцать пьес - по числу месяцев в году - специально для ежемесячного опубликования их в этом журнале в течении 1876 года. Чайковский дал своё согласие.

Учитель музыки:

П.И.Чайковский жил и творил в эпоху XIX века. А именно этой эпохе свойственно обращение к внутреннему миру человека. Каждый художник стремился чисто субъективно отразить в своем творчестве восприятие окружающей действительности. У П.И.Чайковского восприятие природы глубоко личностно, природа в пьесах выступает как толчок для определенного направления мыслей и настроения. То есть главное место в музыке занимают те эмоции, мысли, воспоминания, которые природа побудила. И каждая часть этого произведения - небольшая миниатюра настроения, навеянная картиной природы.

Учитель русского языкаи литературы:

Миниатюра - (красные краскиприменявшиеся в оформлении рукописных книг) - произведения малых форм.

Каждой пьесе Чайковский предпослал небольшой поэтический эпиграф, заимствованный из стихотворений русских поэтов Эпиграфом к осеннему времени года, к месяцу Октябрь стали строки Алексея Толстого «Осенняя песнь».

«Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят.....»

Таким образом, замысел композитора раскрывается не только средствами музыки, о нем также говорит название и эпиграф - то есть литературное предисловие. Такая музыка называется программной.

Учитель музыки:

Ребята, а вы любите путешествовать? Давайте закроем глаза и отправимся в путешествие в осенний лес

Слушаем: П.И. Чайковский «Времена года» Октябрь .

Что вы представили себе? Какую картину природы? - Что вы почувствовали? Какое настроение передает музыка? (ответы детей)

Какими музыкальными средствами передает образ осени композитор? Ответы детей.

А сейчас посмотрите на ноты,что лежат навашем столе.

(Работа с нотным материалом)

Учитель русского языкаи литературы: -Всем хорошо знакомы чувства, которые пробуждает осень. Ребята, а какие деревья осенью?

Дети: Деревья скидывают свои желтоватые листья, блистающие золотом, которые подхватывает и кружит в своем танце легкий ветерок.

Учитель музыки: А как преображается земля?

Дети: Земля покрыта красочным, разноцветным ковром. Цветы, трава - все уже пожухло.

Учитель русского языкаи литературы: А какое небо осенью?

Дети: Солнечных дней становится меньше, серое небо и низкие облака навевают нам грусть.

Учитель музыки: А как ведут себя звери и птицы осенью?

Дети: Звери и природа готовятся к зимней спячке. Но, несмотря на это, мы радуемся этому прекрасному времени года.

Учитель русского языкаи литературы: Именно осенью мы восторгаемся хрустящим шуршанием листьев под ногами и красочным листопадом. Тем, как пробиваются тонкие лучики солнца через почти оголевшие ветви деревьев. Щебетанье птиц поутихло, они уже готовы с нами проститься на долгие зимние месяцы. Переходное состояние природы не оставляло равнодушными ни писателей, ни поэтов. Немало стихов посвящено этому красивому времени года. Давайте их вспомним

Дети читают стихотворения наизусть об осени

Очень хорошо. А какоё русский поэт очень любил осень Почему любил именно осень. (Александр Сергеевич Пушкин)

Давайте прочитаем отрывок из стихотворения «Осень». У вас на столах есть тексты.

Скажите, каким настроением проникнуто это стихотворение? Почему автор говорит «очей очарованье»? Найдите строчки в которых тожечувствуется отношение автора к осени? Какие краски использует автор для создания палитры?

Возьмите цветные карандаши и подчеркните эти слова соответствующим цветом. Попробуем найти красочные прилагательные, с помощью которых создаётся образ осеннего пейзажа.

Учитель русского языка и литературы: А как бы художник выразил эти чувства? Посмотрите, на репродукциюкартины, какое настроение возникает, когда смотришь на полотно Автор

Ребята посмотрите внимательно на эти картины

Учитель музыки:

Музыкальный язык Чайковского напоминает нам скромную, неяркую по краскам русскую природу, тоже очень «немногословную».А если мы обратимся к музыканту другой страны и совсем другого времени? Перед нами итальянский композитор А.Вивальди.

Что мы знаем об этом удивительном музыканте?

Дети : Итальянский композитор, блистательный скрипач, в юношестве принял сан священника (рыжий монах). Руководил церковным оркестром, преподавал в академии музыки в Венеции.

Учитель музыки:

А. Вивальди писал в основном светскую музыку и исполняя ее в храме заслужил огромную популярность среди прихожан. Его музыка была очень понятна и близка людям. Благодаря его музыкеогромное количествогородских жителей, далеких от религии потянулись в храм, не на скучные проповеди,а на великолепные концерты блистательного Вивальди.

Антонио Вивальди обожал скрипку, сам виртуозно ей владел,и большинство произведений написал для этого инструмента.

Ребята, а чем отличаются «Времена года» у Вивальди от цикла Чайковского?

Дети : « Времена года» у Вивальди это 4 самостоятельныхконцерта для скрипки с оркестром.

Учитель русского языкаи литературы:

Концерт-(состязаюсь) 1)публичное исполнение муз произведения по заранее составленной программе 2) музыкальное произведение сложной формы

И это единственные в его творчестве программные произведения.

Учитель музыки:

А теперь вновь закроем глаза и послушаем какая осень у Вивальди?

Звучит: Времена года концерт для скрипки с оркестром «Осень» часть 1.

Можем ли мы увидеть эту музыку?

Чем отличается музыкальный язык Чайковскогои Вивальди?

Ответы детей.

Учитель русского языкаи литературы:

Мы сегодня говорили о музыке, поэзии, живописи, а теперь представим себя в мастерской художника. Перед нами есть шаблоны, которые вы раскрасите так как чувствуете осень сегодня.

Учитель музыки : А поможет нам в этом еще одно музыкальное произведение А.Вивальди «Осень» часть 2

Дети рисуют и составляют пейзаж на доске.

Анализ урока:

Что мы сегодня нового узнали? С каким настроением уходим с урока?

Достигли ли мы поставленной цели?

Д/З: написать сказку об осени

/* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа.

Природные явления, музыкальные зарисовки растительного и животного мира предстают в инструментальных и фортепианных произведениях, вокальных и хоровых сочинениях, а иногда даже в виде программных циклов.

«Времена года» А. Вивальди

Антонио Вивальди

Четыре трёхчастных скрипичных концерта Вивальди, посвящённые временам года, – без сомнения, самые известные музыкальные произведения о природе эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны, как считается, самим композитором и выражают музыкальный смысл каждой части.

Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи. Многие ремарки композитора в партитуре прямо указывают на то или иное явление природы, которое должно быть изображено.

Вивальди “Времена года” – “Зима”

«Времена года» Й. Гайдна

Йозеф Гайдн

Монументальная оратория «Времена года» явилась своеобразным итогом творческой деятельности композитора и стала подлинным шедевром классицизма в музыке.

Четыре сезона последовательно предстают перед слушателем в 44-х картинах. Герои оратории – сельские жители (крестьяне, охотники). Они умеют и работать, и веселиться, им некогда предаваться унынию. Люди здесь – часть природы, они вовлечены в её годичный цикл.

Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора.

У Гайдна музыкальные произведения о природе связываются с жизнью людей – они почти всегда присутствуют на его «картинах». Так, например, в финале 103-ей симфонии мы словно находимся в лесу и слышим сигналы охотников, для изображения которых композитор прибегает к известному средству – . Послушайте:

Гайдн Симфония № 103 – финал

************************************************************************

«Времена года» П. И. Чайковского

Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра.

Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.

Чайковский “Времена года” – Март – “Песнь жаворонка”

************************************************************************

«Карнавал животных» К. Сен-Санса

Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля. Несерьёзность замысла определила судьбу произведения: «Карнавал», партитуру которого Сен-Санс даже запретил публиковать при жизни, полностью исполнялся только в кругу друзей композитора.

Оригинален инструментальный состав: помимо струнных и нескольких духовых сюда входят два фортепиано, челеста и такой редкий в наше время инструмент, как стеклянная гармоника.

В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в цельное произведение. Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разыгрывающих гаммы.

Комичность «Карнавала» подчёркивают многочисленные музыкальные аллюзии и цитаты. Например, «Черепахи» исполняют оффенбаховский канкан, только в несколько раз замедленный, а контрабас в «Слоне» развивает тему берлиозовского «Балета сильфов».

Сен-Санс “Карнавал животных” – Лебедь

************************************************************************

Морская стихия Н. А. Римского-Корсакова

Русский композитор знал о море не понаслышке. Гардемарином, а потом мичманом на клипере «Алмаз» он проделал далёкий путь к североамериканскому побережью. Любимые им морские образы возникают во многих его творениях.

Такова, например, тема «океана-моря синего» в опере «Садко». Буквально в нескольких звуках автор передаёт скрытую мощь океана, и этот мотив пронизывает всю оперу.

Море царствует и в симфонической музыкальной картине «Садко», и в первой части сюиты «Шехеразада» – «Море и Синдбадов корабль», в которой штиль сменяется бурей.

Римский-Корсаков “Садко” – вступение “Океан-море синее”

************************************************************************

«Румяной зарёю покрылся восток…»

Ещё одна любимая тема музыкальных произведений о природе – восход солнца. Тут сразу приходят на ум две самые известные утренние темы, чем-то перекликающиеся между собой. Каждая по-своему точно передаёт пробуждение природы. Это романтическое «Утро» Э. Грига и торжественный «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского.

У Грига имитация пастушьего рожка подхватывается струнными инструментами, а затем и всем оркестром: солнце восходит над суровыми фьордами, и явственно слышится в музыке журчание ручья и пение птиц.

Рассвет Мусоргского тоже начинается с пастушьей мелодии, в крепнущее оркестровое звучание словно вплетается звон колоколов, и над рекой всё выше поднимается солнце, покрывая воду золотой рябью.

Мусоргский – “Хованщина” – вступление “Рассвет на Москве-реке”

************************************************************************

Перечислить все , в которых развивается тема природы, практически невозможно – слишком длинным получится этот список. Сюда можно включить концерты Вивальди («Соловей», «Кукушка», «Ночь»), «птичье трио» из шестой симфонии Бетховена, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, «Золотых рыбок» Дебюсси, «Весну и осень» и «Зимнюю дорогу» Свиридова и многие другие музыкальные картины природы.

Урок музыки

“Осенний пейзаж в творчестве композиторов, художников, поэтов”

с углубленным изучением английского языка

Смирнова Елена Юрьевна

Цель урока: осознание взаимосвязи различных видов искусств через знакомство с лучшими произведениями музыкального, художественного, поэтического искусства.

  • Образовательные цели - познакомить с музыкальными произведениями:

П.И. Чайковский “Осенняя песня”, В. Калинников “Осень”, ПетерисВаскс “Осень”

Картинами: И.И. Левитана, А.И. Куинджи, В.Д. Поленова, С. Новикова, С. Федорова

Осенней лирикой Светланы Магнитской

Учить, проводить ассоциации между произведениями, анализировать средства выразительности

  • Развивающие – развивать потребность учеников высказывать свои мысли, эмоционально откликаться на услышанное и увиденное произведение, продолжать работу над развитием вокально-хоровых навыков.
  • Воспитательные - воспитывать любовь к музыке, природе, родному краю, культивировать ощущение прекрасного в жизни, в том числе, и в музыке

Подготовка к уроку

Оборудование: компьютер, проектор, экран , фортепьяно , музыкальный центр

Методические пособия: репродукции картин русских художников , видеоряд “Золотая осень” , видеоряд на музыку П. Васкса “Осень” , кроссворд

Работа с детьми: подбор стихотворных текстов, индивидуальная работа с учащимися по подготовке к выразительному чтению на уроке, создание монтажа и подготовка его к демонстрации на уроке, постановка и подготовка танцевального выступления,

творческое домашнее задание учащимся - подготовить осенние пейзажи, оформление выставки домашних творческих работ.

Ход урока

Видеоклип “Золотая осень” с музыкальным оформлением “Осенняя песня” П.И. Чайковского (вторая часть)

Беседа учителя с учащимися с целью выявления восприятия музыкального произведения

Что мы увидели на экране? (картины осенней природы)

Это были фотографии или картины художников? (картины А.И. Куинджи, И.И. Левитана, В.В. Поленова и д.р.)

Что такое пейзаж? (картины природы)

Подберите эпитеты. чтобы описать,. какую осень вы увидели? (яркую, красочную, пеструю, величественную)

Какая палитра красок выбрана художниками? (разнообразная, яркая)

Что мы чувствуем, когда видим эти картины? (восхищение)

Что вы слышали, когда шел видеоряд? (“Осенняя песня” П.И. Чайковский. вторая часть из альбома “времена года”)

Расскажите о музыке, она была созвучна картинам? (средства музыкальной выразительности)

Что ощущали? (спокойствие, равновесие, наслаждение красотой, великолепием, торжеством природы)

В чьем исполнении звучала пьеса?(В исполнении фортепиано)

На экране репродукции картин русских художников с изображением осенних пейзажей.

Учитель:

Каждое время года интересно и красиво по своему, но осень поражает нас своим великолепием, роскошью красок, преобразивших природу. Не случайно, именно эта пора вдохновляет композиторов, художников и поэтов на создание потрясающих произведений искусства.

Что такое искусство? (средство общения между людьми)

Выступление учащегося:

... Казалось мне, что в старом парке
Среди вечерней тишины
Звучали мягкими шелками
Прекрасной Осени шаги...

И сладкий воздух словно дивно

Напомнил аромат духов,

Что исчезал вослед незримо

Её таинственных шагов
И в золотой небесной выси
Кружился с ветром и взлетал
Прозрачный шелк осенних листьев...
И Осень шла... и парк молчал...

Светлана Магнитская

Учитель беседует с учащимися по содержанию стихотворного текста и его восприятию.

О чем эти стихи? (об осени)

Можно ли назвать их музыкальными? (да)

Какие слова особенно музыкальны? (шелка, шаги,)

Что ощущали? (поступь, созерцание, любование природой, наслаждение, всплеск и покой)

По эмоциональному состоянию близка этому стихотворению музыка? (да)

Выразительно было прочитано стихотворение? (да)

Что делает поэтическую речь выразительной? (правильная интонация, паузы, акценты)

Какой репродукции,расположенной на экране,созвучно это стихотворение?

Звучит музыкальное произведение “Октябрь” Виктора Калинникова в исполнении учителя.

Беседа с учащимися после прослушивания произведения.

Музыку написал Виктор Калинников, это хоровое произведение. Осень была самым любимым временем года Пушкина, поэтому его осенняя лирика такая яркая.

От начала и до конца вы чувствовали одно эмоционально состояние? (нет)

Разбираем каждый эпизод и средства музыкальной выразительности

“октябрь уж наступил…”(последние вздохи осени, уныние. покой)

“но пруд уже застыл…” (оцепенение)

“сосед мой выступает…” (можно попросить ученика проиллюстрировать движение охотника, чтобы почувствовать характер)

“и будет лай собак…” (изобразительные черты в музыке)

“унылая пора…” (контраст, ощущение тоски сменяется восторгом, наслаждением созерцания великолепных осенних пейзажей)

Какие музыкальные средства выразительности делали музыку такой яркой? (мелодия, штрих, динамика, темп, тембр, диапазон…)

Я пела без сопровождения, значит…(а, capella)

Проведите параллель между эпизодами музыкального произведения и репродукциями.

Когда в одном произведении соединяется два вида искусства, оно становиться ярче выразительнее? Почему? (музыка и поэзия находится в синтезе, тесном слиянии, дополняя и обогащая друг друга, еще больше средств выразительности, которые воздействуют на нас, заставляют наше сердце откликнуться)

Выступление учащегося:

Как был прекрасен день осенний!
Звенела красками листва
И акварелью настроений
Взлетали птицы в небеса,

Святая солнечная церковь
На позолоченном холме
Звучала праздничною песнью,
И колокольный звон извне

Наполнил сердце созерцаньем
И благовестием Любви –
Чудесным солнечным посланьем
Единства Бога и души.

Светлана Магнитская

В какой из картин мы ощущаем такое же настроение?

Звучит музыкальное произведение Петериса Васкса “Осень”.

Обсуждение после прослушивания.

Что чувствуем, когда слушаем эту музыку? (дрожь, трепет, холод, озноб, прощание)

Что представляем? (лист, дрожащий на ветру. Последний, как последняя надежда)

На каком инструменте исполнялось произведение? (на рояле)

Как двигались руки пианиста? (Как осенние листья на ветру)

Танцевальная композиция «Танец с листьями» под музыку Петериса Васкса «Осень» в исполнении учащейся

Беседа с детьми после танцевального номера

Помог ли танец лучше почувствовать музыку? (да)

Расскажите о мелодии? (секундовые соотношения, интонация плача, вздох, стон, прерванность мелодии, недосказанность, паузы, нет сил петь мелодию, природа засыпает)

Эта музыка изобразительна? (да)

Какими бы красками нарисовали? (темными, мрачными)

В музыке и в танце были использованы разные средства выразительности, но они успешно дополняли друг друга. Находились в синтезе.

Выступление учащихся (монтаж)

Я смотрела в окно моей памяти...
Дождь осенний скользил за стеклом

Там, где мой неслучившийся дом…
Прикасалась ладонями осени,
Словно вновь возвращала себя
В чувства яркие солнечной россыпи,
В светлый мир отраженья Добра...
Отчего же скользят так беспомощно
Мои пальцы за тонким стеклом
Там, где розы остались усталые,
Там, где мой неслучившийся дом...

Светлана Магнитская

Беседа с учениками

Попробуйте проанализировать ваше прочтение стихов? Удалось ли вам передать настроение, характер стихотворения? Созвучен ли он, Осени, Васкса? (самоанализ учеников)

Проведите параллель с картиной.

Экскурс по выставке домашних творческих работ. Сопоставление работ художников и детских рисунков.

Классу было дано домашнее задание: нарисовать осенние пейзажи. На экране - репродукции картин Новикова, Федорова и Левитана.

1- фейерверк осенних красок

2- спокойствие, созерцание

3- поздняя осень

Детям предлагается распределиться по группам в соответствии с настроением их осенних пейзажей. Несколько учеников доказывают правильность своего выбора.Далее на экран выводится изображение кроссворда и дети, соревнуясь по группам, решают его. Победившей команде вручается приз.

Слово учителя:

Победа заслуженная, но ведь главное – совместное творчество, командный дух и музыка, которая всех объединяет.

Кроссворд

По вертикали:

  1. Автор музыкального произведения «Осень»
  2. Эмоциональное состояние, отраженное в произведении искусства
  3. Композитор – Петерис…
  4. Музыкальный знак

По горизонтали:

  1. Автор музыкального произведения «Осенняя песня»
  2. Художественное полотно
  3. Профессия человека, создающего художественные полотна
  4. Картина природы
  5. Время года
  6. Окраска звука
  7. Художественное средство выразительности

Обобщающее слово учителя

Сегодня на уроке мы вами разобрали три музыкальных произведения, решили занимательный кроссворд, насладились изображением осенних пейзажей, послушали стихи,

Провели параллели между ними, почувствовали эмоциональную связь музыки и картин.

Мы убедились, что такие виды искусства, как музыка, живопись и литература взаимосвязаны, находятся в синтезе, но отражают окружающий мир своими разнообразными средствами выразительности.

Распевание

Пение

“Все еще впереди” Евгения Зарицкая, “Осенний блюз” Александр Ермолов.

Заключительный этап урока

Учитель благодарит учащихся за активность, творчество, сотрудничество.

Объявляет оценки учащихся за работу на уроке.


Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

города Миасса Челябинской области

Конспект классного часа

« »

подготовила

классный руководитель 9 а класса

Дубровина Ырымгуль Жолдыбековна

Тема: Осень в произведениях русских композиторов, художников и поэтов

Цель: Воспитывать любовь к родной природе, развивать эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений искусства.

Ход классного часа

Учитель.

Осень. “Что в ней хорошего?” - спрашивают обычно. Она кажется многим скучной, тусклой, унылой…

Но нам кажется, что осень очень разнообразна и многогранна.

Сегодня мы попробуем выяснить, что же такое осень посредством произведений живописи, музыки и поэзии.

Угадайте, какое слово (признак осени) спряталось в пустых клетках (листопад). (Слайды 1,2)

У нас сегодня импровизированный листопад, листопад настроения, листопад эмоций, листопад открытий, листопад знаний.

Рефлексия.

Выберите осенние листья в зависимости от настроения, красные – вы любите осень, жёлтые - не любите. Напишите на листочке, что значит осень для вас.

Звучит песня ДДТ «Осень». (Слайд 3)

Учитель.

Осень, с её неповторимыми красками, благоприятнейшая пора для творчества и всегда вдохновляла и вдохновляет художников, композиторов, поэтов, писателей создавать прекрасные произведения.

Осень в произведениях русских поэтов, композиторов и художников многолика и многоцветна.

Богатством своих красок осень привлекала к себе внимание великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876г. написал музыкальный альбом «Времена года». В певучей мелодии Чайковского расставание с уходящим летом, сожаление об увядающей природе. (Слайд 4).

Осень – время года, которое не оставляет никого равнодушным. Поэтому такие замечательные строки посвящали осени поэты и писатели.

Чтение стихотворений об осени детьми.

А.С. Пушкин.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!....

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось...

Звучит романс «Отговорила роща золотая…».

Учитель. Одним из самых известных художников, который так любил писать осень является Исаак Ильич Левитан (1860-1900 г.г).
Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни картин.

Репродукции картин. (Слайды 8-19)

Картина «Золотая осень» - одно из лучший творений художника, яркие краски, торжественный покой создают ощущение величия природы. Глядя на картины, так и хочется воскликнуть: «Унылая пора! Очей очарованье!», «Пышное природы увяданье», «В багрец и в золото одетые леса». Как точно и метко Пушкин описывал своё любимое время года в знаменитых стихах, а художник изобразил осень, вложив в картины шквал чувств, переживаний.

Иван Иванович Шишкин написал много картин осеннего леса, которые являются шедеврами и не перестают радовать нас. (слайды 20-26)

Картины русских художников «Золотая осень» (слайды 27-39).

Звучит отрывок из композиции П. И. Чайковского «Времена года» «Осенняя песня».

Как вы думаете, почему так много картин с названием «Золотая осень»?

Учитель.

У каждого времени года есть свои приметы и особенности, и у осени тоже. Давайте вспомним их. У вас на столах лежат листочки с осенними приметами, пословицами и поговорками, вы должны собрать их и прочитать. Заключительное слово учителя. Стихи, живопись и музыка нам помогают открывать красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Мир искусства - великое чудо. Но откроется оно, как и чудо, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному. Постарайтесь же стать такими!

Рефлексия. Выберите осенние листья в зависимости от настроения после увиденного и услышанного, красные – вы любите осень, жёлтые - не любите. Напишите на листочке, что значит осень для вас.

(Ребят крепят листья на ватман «Осеннее настроение»).

Литературно -музыкальная композиция

« »

Цел ь : систематизировать и расширить представления детей об удивительном времени года – осени на основе произведений поэтов, художников, композиторов.

Задачи: 1. П оказать взаимо связь поэзии, музыки, живописи как составных частей искусства.

2. Р азвить умение видеть в осени прекрасное время года, чувственное восприятие,

творческую фантазию и воображение.

3. В оспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.

Оборудование:

    Мультимедийный проектор, экран;

    Презентации «Поэты об осени», «Осень глазами художников»,

3. Презентации песен «Осень постучалась к нам», «Про осень», «Песня про осень»;

4. Презентации произведений композиторов: музыкальный альбом П.И. Чайковского

«Времена года» «Сентябрь», «Осенняя песня», «Октябрь», А. Вивальди «Осень»,

«Времена года» «Осень», Бетховен «Аллегретто», Шуберт «Осень».

5. С тихи русских поэтов: Ф.Тютчева, С.Есенина, А.Н.Плещеева, А.Пушкина, И.Бунина и

других.

Форма проведения: литературно - музыкальная композиция.

Ход занятия:

Слайд 1.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас в этом зале. О чем пойдет речь, вы узнаете когда отгадаете загадку:

Вот художник так художник!
Все леса позолотил!
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим
Кто художник этот….???

Ответ: Осень:

Слайд 2.

Ведущий:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

М. Ходякова

Слайд 3.

Ведущий: Осень чудесная пора! Сегодня мы узнаем, как в произведениях поэтов, художников и композиторов представлено прекрасное время года – осень.

Наступила осень. Пора увядания природы, короткого солнца, пора прощальная, грустная. Но ведь в каждом времени года есть своя прелесть и неповторимое очарование.

Песня «Осень постучалась к нам». (И.Смирнова, Т.Прописнова)

Слайд 4.

Ведущий: Удивительное время года – осень! Е сть три поры осени: первая пора – это «Осень красок» . В это удивительную пору, которая наступает в сентябре, осень смешивает разные краски: листья деревьев становятся желтыми, зелеными, багряными, коричневыми. В эту пору осень дарит бабье лето, это время когда в природе наступают последние дни тепла.

Слайд 5.

Первую – золотую, любят за щедрость, с какой она отдает богатства своих полей и садов, за ясные дни, за красоту лесов расписанных золотой и багряной красками. Вся эта пестрая масса вместе с остатками зелени несется вихрем и будто кружится в танце.

Слайд 6.

Вторая пора осени: «Осень ветров». Она старается сорвать пышное убранство лесов, растрепать траву и подхватить на своих крыльях птиц, улетающих в теплые края. Когда в тишину осени врывается ветер, все приходит в движение: Эти ветры несут уже не прохладу, а резкую колкость холода.

Слайд 7.

Третья пора осени: «Осень дождей». Но ведь не всегда осенние дни полны нежным золотом последнего тепла, не всегда они ласковы и кротки», - скажете вы. Конечно, вместе с осенью приходят дожди. И вот, когда увяли последние цветы, становится по-настоящему грустно. Осень дождей пригнала столько туч, что дожди, кажется, затопят всю землю.

Песенка про осень.

Слайд 8.

Ведущий: Ходит художница осень с ведерком, а в ведерке у нее разноцветные краски. В руках осени кисточка, из паутины сплетенная. Макнет осень кисточку в ведерко и красит кусты и деревья. Елки, глупые не хотят золотиться, колют нежные руки осени, рвут её платье, из тучки сшитое. Вот почему обходит их осень, и стоят ели зелеными всю зиму.

Слайд 9.

Ведущий: Осень - знаменитый художник. Она смешивает разные краски: желтые, зеленые, багряные, коричневые. Прошла рыжая хозяйка, брызнула охрой на березу – загорелась она золотым огнем. А вот желто-красные листья кленов, багровые листочки - монетки осин, зеленовато - желтые лодочки ивы. Она превращает самые обычные предметы и явления в сказочные картины: листья становятся похожими на порхающих мотыльков, земля - на богато украшенный ковер, дождь - на тонкую паутинку.

Слайд 10.

Осень располагает к творчеству. Яркая, окрашенная многоцветьем листвы и легкой грустью природа наполнена лирикой и романтическими настроениями. Сколько стихов и музыки рождено в эти благодатные дни! Поэты и писатели рисуют картины осенней природы словами. Осень навевает самые различные оттенки настроения. Много стихов написано об этом прекрасном времени года.

Слайд 11.

Всем знакомы неповторимые пушкинские строки об осени, его любимом времени года. Сколько в них светлой печали и философской глубины! Поэт наделяет пору «очей очарованья» свойствами живого существа, которое может грустить, дышать. Осени поэт посвятил большую часть своего творчества, открыв нам, читателям, необыкновенную поэтичность этого времени года.

Слайд 12.

Чтец:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

А.С. Пушкин

Слайд 13.

Ведущий: Александр Сергеевич Пушкин не только радуется осенью, он любит и грустить. А сейчас мы послушаем следующее стихотворение Пушкина.

Чтец:

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

А.С. Пушкин

Слайд 14.

Ведущий: Осень пропитана нежностью, утонченностью и в каком-то смысле мудростью. Это время года русские поэты восхваляли, видели в нем некую изюминку. Изображение природы у Тютчева заслуживает самого пристального внимания. Невозможно представить себе жизнь человека, в которой нет места восхищению красотой окружающего мира. Восхищение красотой природы - одно из отличающих черт поэзии Тютчева. Именно поэтому каждое стихотворение, восхваляющее родную природу, заслуживает самого пристального внимания. Яркий пример – стихотворение Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Послушайте с какой нежностью Ф.И. Тютчев описывает осеннюю пору.

Слайд 15.

Чтец:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

Ф. Тютчев

Слайд 16.

Ведущий: . Великие русские поэты искренне восхищались осенью, придумывали ей различные образы, стремились выделить ее на фоне других времен года. Природа осенью, прежде всего, передает общее настроение человека и окружающей среды: чаще всего это грусть, некие воспоминания, осмысление сущности. Но нельзя однозначно сказать, что осень в русской поэзии – это только грустная пора, отнюдь. Послушайте стихотворение Б. Пастернака.

Слайд 17.

Чтец:

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой -
Как венец на новобрачной.
Лик березы - под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.

Б. Пастернак

Слайд 18.

Ведущий: Осень - особое время года, от которого веет нежной грустью и печалью. Осенью замирает все, деревья и цветы, улетают в теплые края птицы, а низкое и пасмурное небо оплакивает прошедшее лето слезами холодных дождей.

Слайд 19.

Чтец:

Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.

Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.

Алексей Плещеев

Слайд 20.

«Осень снимала с лесов, с полей, о всей природы густые цвета, омывала дождями зелень, рощи делались сквозными. Теплые краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Изменялся не только цвет земли, но и воздух. Он делался чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом.

К. Паустовский

Чтец:

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

Алексей Плещеев

Слайд 21.

Ведущий : Осенний пейзаж нашел свое отражение в поэзии С. Есенина. Сергей Есенин восхищался осенью, называя ее золотой звездой. Стихи Есенина простые, искренние и легко понимаемые. Какое множество разных чувств помещено в душе поэта.

Слайд 22.

Чтец:

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось...

Слайд 23.

Ведущий: Осень – это удивительно прозрачный воздух, солнечный свет, иногда ярче летного, но мягкий, ласкающий, не греющий; летающие, блестящие нити паутины, листопад, краснеющие гроздья рябины, стаи птиц, улетающих к югу…

Слайд 24.

«Осень»

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Константин Бальмонт

Слайд 25.

Ведущий: Осень. Разноцветная, разнообразная. Сначала она пышная, золотая и солнечная, а затем грустная, дождливая, холодная. Осенью красиво. Листва деревьев постоянно меняет цвет, а потом и вовсе опадает на землю. Листья, опадая, создавали мягкий, пушистый ковер. Хорошо идти по такому ковру, шурша листьями, вдыхая пряный воздух, вглядываясь в прозрачный дали.

Слайд 26.

Чтец:

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!

Нет мне здесь прежних утех!
Лес с себя тайну совлек:
Сорван последний орех,
Свянул последний цветок;

Мох не приподнят, не взрыт
Грудой кудрявых груздей;
Около пня не висит
Пурпур брусничных кистей;

Долго на листьях лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес...

Листья шумят под ногой;
Смерть стелет жатву свою...
Только я весел душой
И, как безумный, пою!

Знаю, недаром средь мхов
Ранний подснежник я рвал;
Вплоть до осенних цветов
Каждый цветок я встречал.

Что им сказала душа,
Что ей сказали они -
Вспомню я, счастьем дыша,
В зимние ночи и дни!

Листья шумят под ногой...
Смерть стелет жатву свою!
Только я весел душой -
И, как безумный, пою!

Аполлон Майков

Слайд 27.

Ведущий: Как-то тревожно от этой последней красоты леса: черные стволы – и яркая, золотая, розовая листва, бурая трава – и ясное голубое небо. Оно так смело глядит сквозь поредевшую листву. Осенью земля уже не в силах удержать весь жар золотого лета, земля отдает тепло листьям, на них будто задержалось солнце.

Чтец:

Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
"Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!"

Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.

Аполлон Майков

Слайд 28.

Ведущий: Особенно красив и печален русский лес в осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна раскрашенных кленов, осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берез пожелтевшие легкие листья. От дерева к дереву протянуты тонкие серебристые нити липкой паутины. Тихо в осеннем лесу

Слайд 29.

Чтец:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбо

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани блестят,

Как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылек,

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом...

Слайд 30.

Ведущий: Осенью замирает все, деревья и цветы, улетают в теплые края птицы, а низкое и пасмурное небо оплакивает прошедшее лето слезами холодных дождей. Осень – такое время года, которое не оставляет никого равнодушным. А. Фет изображает природу как живое существо, которое живет и изменяется. Поэт показывает, насколько тесно связана природа с жизнью человека. Действительно, окружающий мир оказывает на человека огромное влияние. Вот какие строки посвятил осени поэт А. Фет.

Чтец:

Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.

С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.

Выйдешь - поневоле
Тяжело - хоть плачь!
Смотришь - через поле
Перекати-поле
Прыгает, как мяч.

Слайд 31.

Ведущий: Обычно осень - время увядания природы, это вызывает чувство печали и тоски. Потихоньку осень начинает передавать свою палитру зиме. Та уж поменяет там все краски. По утрам становится все холоднее и холоднее. Иногда на деревьях появляются серебряные одежки. Это уже зима рассыпает иней, давая понять, что скоро ее пора наступит. Солнышко со всеми силами пытается доказать, что еще может быть тепло, но с каждым днем все меньше и меньше ощущается его присутствие. Понемножку оно опускает руки, а дыхание зимы уже обжигает нас морозом. Всего за одну ночь вместо дождя из туч начали высыпаться белые пушинки снега. Под утро уже все города и села укутались в снежные одеяла. Вроде и радостно смотреть на эту красоту, но все же немножечко грустно, ведь становится ясно, что до весны морозы уже не отступят. Но поэт Николай Некрасов не печалится приходу поздней осени.

Чтец:

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Н.А. Некрасов

Слайд 32.

Ведущий: Каждый осенний пейзаж - живописный, поэтический или музыкальный - это, прежде всего, душа человека, его восприятие окружающего мира. Художник раскрывает свои ощущения и впечатления от осенней природы. Но, благодаря своему таланту, он умеет найти созвучие своим чувствам в сердцах зрителей. И обычная осень становится для нас явлением художественным.

Слайд 33.

Ведущий: Многие художники создавали картины об осени. Художники – искатели красоты. Они умеют увидеть прекрасное в том, к чему мы обычно равнодушны. Они помогают нам понять прелесть осени, используя краски. Обычно осень - время увядания природы, вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок устанавливается теплая и сухая погода, и лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение. Ярким примером передачи настроения, красоты осеннего пейзажа с помощью цвета являются картины великих художников: Исаака Ильича Левитана, Василия Дмитриевича Поленова, Ильи Семеновича Остроухова, Станислава Юлиановича Жуковского, Ивана Ивановича Шишкина, Аполлинария Михайловича Васнецова, Игоря Юрьевича Михайлова, Клода Моне, Архипа Ивановича Куинджи и других. Осень на картинах этих художников - это скромная, неброская красота равнин, небольших рощ, парков. Наверное, это делает полотна еще более ценными, потому что увидеть красоту в привычном дано не всякому. Живая красота осени дала повод для творчества и великому русскому композитору-лирику – Чайковскому. Пётр Ильич Чайковский в своем произведении « Октябрь» передал тишину осени, задумчивость природы. Это не ранняя, пышно убранная и нарядная осень, а другая – с опадающей листвой, унылая, грустная с тихим плачем осеннего дождя. Давайте насладимся творением художников и композитора П. И. Чайковского.

Презентация «Осень глазами художников».

Слайд 34.

Ведущий: Что объединяет эти картины? (Они изображают осеннюю природу и названия почти у всех одинаковые).
А похожи ли они одна на другую? (Нет).
Верно, все картины разные, и чувства художники передали каждый по-своему. Художники очень тонко передавали разнообразие состояния природы, давали почувствовать всю прелесть окружающего мира. И мы, всматриваясь в картины, как бы вместе с художником переживаем ту безмерную красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров пейзажной живописи.

Слайд 35.

Ведущий:

Листья, как ноты, роняет кудесница – осень.
А музыка у осени проста...
Мелодия воздушна и легка.
В ней шорохи опавшего листа.

Слайд 36.

Ведущий: Свою любовь к природе композиторы выражают с помощью музыкальных звуков. Многие композиторы изображали настроение осени в своих произведениях: Чайковский и Антонио Вивальди в музыкальных циклах «Времена года», Шопен, Бетховен и другие.

Слайд 37.

Ведущий: Богатством своих красок осень привлекала к себе внимание композитора Бетховена. Человек и природа, чарующая красота разноцветного леса, шум опадающих листьев и скорое неизбежное наступление холодов после сезона бабьего лета. Послушайте, как представил себе осень Бетховен.

Презентация «Бетховен «Аллегретто».

Слайд 38.

Ведущий: Чайковский - великий русский композитор. Очень любил родную природу. Он мог часами гулять по полям и лесам, и любоваться всем, что видел вокруг себя. В каждом времени года он находил свою прелесть. В певучей мелодии Чайковского расставание с уходящим летом, сожаление об увядающей природе. Осенью природа словно затихает, готовится к зимнему сну, поэтому нам кажется усталой, утомленной. Листья скидывают с себя листву, птицы улетают в теплые края. Становится немного грустно, когда смотришь на увядающую осеннюю природу. Первые дни осени приносят с собой возможность предаваться любимой забаве – охоте.

Презентация «П. И. Чайковский «Сентябрь. Охота».

Ведущий: Чайковский очень любил осень, когда подолгу моросил мелкий дождик. Одним из самых популярных произведений Чайковского является музыкальный цикл «Времена года». Его «Осенняя песня» из цикла «Времена года» полна очаровательной грусти и нежности. Медленно падающие звуки мелодии напоминают об осенних листьях, кружащихся над аллеями. А минорные аккорды передают печаль от созерцания засыпающей природы. Гармония звуков как нельзя лучше передает настроение осени – грустный листопад, ветер и кружащиеся листья деревьев, падающие на холодный тротуар. Осень, как период увядания, вводит нас в вечную пору обновления, погружает в мир грез и сновидений. И сейчас послушаем произведение из этого цикла «Осенняя песня».

Презентация «П.И. Чайковский «Осенняя песня».

Слайд 39.

Ведущий: Цикл « Времена года» есть и у итальянского композитора Антонио Вивальди. Музыка Вивальди узнается почти мгновенно. Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи. Сейчас вы услышите, как свои осенние впечатления выразил в своём произведении «Осень» Антонио Вив альди.

Презентация «А. Вивальди «Времена года. Осень».

Ведущий: Осень. Разноцветье кленов, стыдливый румянец дрожащих осин, нежная желтизна берез, коралловые слёзы рябин, угрюмая стойкость дубов. Какая она, осень? Что прячется за буйством её красок? Печаль, тоска, смятение или трепетное ожидание чуда преображения, перерождения.

Презентация «А. Вивальди «Осень».

Слайд 40.

Ведущий: Осень в произведениях поэтов, композиторов и художников многолика и многоцветна. Изображение природы в искусстве никогда не было простым её копированием. Как бы ни прекрасны были леса и луга, как бы ни очаровывала душу лунная ночь - все эти образы, будучи запечатлёнными на холсте, в стихах или звуках, вызывали сложные чувства, переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена, она печальна или радостна, задумчива или величава; она такова, какой видит её человек.

Музыкальные произведения, картины, стихи были написаны в разное время, но каждый из поэтов, художников и композиторов по-своему увидел и описал осеннюю природу. Стихи, живопись и музыка нам помогают открывать красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Мир искусства - великое чудо. Но откроется оно, как и чудо, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному. Постарайтесь же стать такими!

Этой грустной, лирической, музыкальной нотой мы завершаем нашу литературно-музыкальную композицию «Образ осени в творчестве поэтов, художников, композиторов ».

Рефлексия.

Оставьте свои впечатления в виде волшебного дерева. Прикрепите на дерево кленовые листочки. Оранжевый листок – прекрасное настроение, желтый лист - хорошее, зеленый лист - мне немного грустно.

Посмотрите, ребята, наше волшебное дерево оделось в осеннюю палитру.

Песня «Про осень».

Ведущий: Ребята, большое спасибо вам за участие. Вы – молодцы!

Слайд 41.



Просмотров