Практическая работа "Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворенного вещества в растворе". Практическая работа "приготовление раствора соли с определенной массовой долей растворенного вещества"

Практическая работа №1

«Приготовление раствора соли с определенной массовой долей растворенного вещества»

Цель: научиться готовить раствор соли с определенной массовой долей растворенного вещества, усовершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.

Реактивы: кристаллические соли, калий хлорид, натрий нитрат, натрий хлорид, дистиллированная вода.

Оборудование: технохимические весы с гирьками, химический стакан, стеклянная палочка, шпатель.

Правила техники безопасности во время выполнения практической работы

Для насыпания твердых веществ следует пользоваться шпателем. Брать реактивы не защищенными руками брать нельзя. Перемешивать жидкость в стеклянном стакане следует перемешивать стеклянной палочкой. Во время работы со стеклом необходимо быть осторожными, особенно необходимо беречь глаза.

Порядок выполнения работы

1. Вычислить массы соли и воды, которые необходимо взять для приготовления определенного раствора. Массовая доля w – это отношение массы растворенного вещества к массе раствора. Выражается в процентах.

Определяем массу растворенного вещества (соли), которая необходима для приготовления раствора по формуле:

m (рас. в-ва)= w

Находим массу воды. Посколько масса раствора состоит из массы растворенного вещества и массы воды, то масса воды равна разницы между массой растворенного вещества и массой раствора.

Вычисляем объем воды, так как взвешивать воду на весах нельзя. Плотность воды при температуре +25°С равна 1 г/см 3 .

V =;

После вычисления массы соли и объема воды необходимо взвесить на весах необходимую массу соли. Для этого используют технохимические весы, которые дают результаты с точностью до 0,01 г.

2. Отмеряем с помощью мерного цилиндра необходимый объем дистиллированной воды. Наливаем в мерный цилиндр дистиллированную воду так, чтобы нижний уровень вещества касался выбранной отметки. Во время измерения цилиндр должен находиться в вертикальном положении, а глаза наблюдающего и значение объема на одном расстоянии.

3. Вливаем отмеренный объем воды в химический стакан с солью. Аккуратно перемешиваем содержимое стеклянной палочкой до полного растворения соли.

Составляем отчет в такой форме:

    Вычисляем массу соли и объем воды, необходимый для приготовления раствора.

    Взвешиваем на весах соль определенной массы и высыпаем ее в химический стакан.

    Отмеряем с помощью мерного цилиндра воду необходимого объема и выливаем ее в химический стакан.

    Перемешиваем содержимое химического стакана стеклянной палочкой для полного растворения.

Задания

А) приготовить 20 г раствора с массовой долей калий хлорида 0,05;

Б) приготовить 25 г раствора с массовой долей натрий нитрата 4%;

В) приготовить 10 г раствора с массовой долей натрий хлорида 10%;

Наблюдения: соль растворилась.

Выводы: взята соль с растворенным веществом. В данном растворе соль является растворенным веществом, вода – растворитель.

Общий вывод работы: во время выполнения практической работы научились готовить раствор соли с определенной массовой долей растворенного вещества, усовершенствовали навыки работы с лабораторным оборудованием.

Сильванович Марина Сергеевна

Учитель химии

КГУ «Бастомарская средняя школа»

Цель урока: сформировать умение приготавливать раствор заданной концентрации.

— закрепление теоретических знаний о растворах и способах выражения их концентрации;

— совершенствование навыков работы с лабораторным оборудованием и умений решать расчетные задачи на определение концентрации раствора;

— воспитание аккуратности, наблюдательности и культуры безопасного поведения в химическом кабинете.

Оборудование: весы учебные с разновесами, колба коническая, колба мерная цилиндр измерительный, стеклянная палочка, лист бумаги, кристаллическая поваренная соль.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

На прошлых уроках мы с вами говорили, что растворы являются неотъемлемой частью нашей жизни.

— Ребята, вспомним, что такое раствор? (Однородная система, состоящая из частиц растворителя и частиц растворённого вещества.)

— Вспомните, какое значение имеют растворы? (Ответы учащихся: почти все лекарственные вещества действуют на организм в растворенном состоянии, усвоение пищи связано с переводом питательных веществ в раствор; растворами являются важнейшие физиологические жидкости – кровь, лимфа, клеточный сок растений и т.д.;получение удобрений, металлов и их сплавов, бумаги, парфюмерной продукции протекают в растворах).

Сегодня на уроке мы с вами проведем практическую работу по приготовлению раствора с определённой массовой долей растворённого вещества.

— Какова цель нашего урока? (ребята самостоятельно формулируют цель практической работы).

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с растворами: при приготовлении солений, компотов, при употреблении лекарственных препаратов. Многие профессии связаны с растворами: фармацевт, медсестра, кондитер, учитель химии, лаборант.

Сегодня на уроке мы на практике научимся готовить раствор нужной концентрации.

1. Из каких компонентов состоят растворы? (растворитель, растворимое вещество)

2. Из чего складывается масса раствора? (Масса растворителя и масса растворенного вещества)

3. Что показывает массовая доля растворенного вещества?

4. В 150 г воды растворили 50 г сухого молока. Массовая доля растворенного вещества в растворе равна.

5. Для приготовления 500 г 2 % молочного напитка необходимо взять воды массой.

3. Выполнение практической работы.

— Химик-органик Н.Н. Семенов писал: «Химия – это наука экспериментальная, а не волшебная, и лучше в этой науке быть в безопасности, чем потом сожалеть».

Правила техники безопасности.

При проведении любой практической работы мы с вами должны соблюдать правила техники безопасности.

(Ученики по очереди объясняют всему классу правила ТБ при проведении практической работы).

Помни каждый ученик, Знай, любая кроха, Безопасность – хорошо, А халатность – плохо!

Не спеши хватать пробирку, А инструкцию читай, Убедись, что ты все понял, Вот тогда и начинай!

Чтобы опыт получился, Пользуйся посудой чистой!

Пусть в пробирке пахнет воблой, В колбе будто мармелад, Вещества на вкус не пробуй! Сладко пахнет даже яд!

Практическая работа № 4:

Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества

Цель работы: приготовить раствор с заданной массовой долей растворённого вещества

Оборудование. Технические весы с разновесами, химический стакан, мерный цилиндр, ложечка для сыпучих веществ, стеклянная палочка.

Реактивы: поваренная соль — NaCl, дистиллированная (кипяченая) вода – Н2О.

Ход работы:

1. Расчет массы необходимых веществ для приготовления раствора.

* Из предложенных условий выберете один и рассчитайте массы воды и соли.

ВАРИАНТ 1.

Приготовить 25 г 4 %-ного раствора поваренной соли.

ВАРИАНТ 2.

Приготовить 20 г 5 %-ного раствора поваренной соли.

ВАРИАНТ 3.

Приготовить 25 г 2 %-ного раствора поваренной соли.

2. Измерение массы соли и объема воды

* Уравновесить весы с помощью листа бумаги.

* На правую чашку весов установить гирьку, на левую насыпать соль до уравновешивания.

* Высыпать соль в коническую колбу.

* Измерить необходимое количество воды с помощью мерного цилиндра (mH2O=VH2O)

* Перелить воду в коническую колбу.

3. Приготовление раствора

* Перемешайте соль и воду в конической колбе с помощью стеклянной палочки до полного растворения соли.

* Перелейте полученный раствор в мерный цилиндр и измерите объем раствора.

* Приготовленный раствор сдайте учителю.

4. Оформление работы

4. Итог урока, выставление оценок.

5. Домашнее задание.

Практическая работа №1

«Приготовление раствора соли с определенной массовой долей растворенного вещества»

Цель: научиться готовить раствор соли с определенной массовой долей растворенного вещества, усовершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.

Реактивы: кристаллические соли, калий хлорид, натрий нитрат, натрий хлорид, дистиллированная вода.

Оборудование: технохимические весы с гирьками, химический стакан, стеклянная палочка, шпатель.

Правила техники безопасности во время выполнения практической работы

Для насыпания твердых веществ следует пользоваться шпателем. Брать реактивы не защищенными руками брать нельзя. Перемешивать жидкость в стеклянном стакане следует перемешивать стеклянной палочкой. Во время работы со стеклом необходимо быть осторожными, особенно необходимо беречь глаза.

Порядок выполнения работы

1. Вычислить массы соли и воды, которые необходимо взять для приготовления определенного раствора. Массовая доля w – это отношение массы растворенного вещества к массе раствора. Выражается в процентах.

Определяем массу растворенного вещества (соли), которая необходима для приготовления раствора по формуле:

m (рас. в-ва)= w

Находим массу воды. Посколько масса раствора состоит из массы растворенного вещества и массы воды, то масса воды равна разницы между массой растворенного вещества и массой раствора.

Вычисляем объем воды, так как взвешивать воду на весах нельзя. Плотность воды при температуре +25°С равна 1 г/см 3 .

V =;

После вычисления массы соли и объема воды необходимо взвесить на весах необходимую массу соли. Для этого используют технохимические весы, которые дают результаты с точностью до 0,01 г.

2. Отмеряем с помощью мерного цилиндра необходимый объем дистиллированной воды. Наливаем в мерный цилиндр дистиллированную воду так, чтобы нижний уровень вещества касался выбранной отметки. Во время измерения цилиндр должен находиться в вертикальном положении, а глаза наблюдающего и значение объема на одном расстоянии.

3. Вливаем отмеренный объем воды в химический стакан с солью. Аккуратно перемешиваем содержимое стеклянной палочкой до полного растворения соли.

Составляем отчет в такой форме:

    Вычисляем массу соли и объем воды, необходимый для приготовления раствора.

    Взвешиваем на весах соль определенной массы и высыпаем ее в химический стакан.

    Отмеряем с помощью мерного цилиндра воду необходимого объема и выливаем ее в химический стакан.

    Перемешиваем содержимое химического стакана стеклянной палочкой для полного растворения.

Задания

А) приготовить 20 г раствора с массовой долей калий хлорида 0,05;

Б) приготовить 25 г раствора с массовой долей натрий нитрата 4%;

В) приготовить 10 г раствора с массовой долей натрий хлорида 10%;

Наблюдения: соль растворилась.

Выводы: взята соль с растворенным веществом. В данном растворе соль является растворенным веществом, вода – растворитель.

Общий вывод работы: во время выполнения практической работы научились готовить раствор соли с определенной массовой долей растворенного вещества, усовершенствовали навыки работы с лабораторным оборудованием.

Цель : приготовление раствора с заданной массовой долей путем растворения рассчитанной массы твердого вещества в определенном объеме воды.

Реактивы и оборудование: растворяемое вещество (поваренная соль, сахар, лимонная кислота, натриевая селитра), вода; весы с разновесами, стакан, мерный цилиндр, стеклянная палочка, фильтрованная бумага.

Задания 1. Прочитайте инструкцию в практической работе №3 на с.77 учебного пособия.

Задание 2. Приготовьте раствор в соответствии с указанным вариантом.

1. Рассчитайте массу растворенного вещества и объем воды, необходимые для приготовления раствора.

Вариант №1.

2. Взвесьте растворяемое вещество в соответствии с рассчитанной массой.

3. Отмерьте вычисленный вами объем воды.

Воду в мерный цилиндр наливают так, чтобы нижний край мениска находился на уровне необходимого деления цилиндра. Соблюдайте правильное положение цилиндра относительно глаз (рис.12) при наполнении его жидкстью!

4. Пересыпьте вещество в химический стакан, добавьте отмеренный объем воды. Перемешивая содержимое стакана стеклянной палочкой, добейтесь полного растворения вещества в воде.

5. Приготовленный раствор покажите учителю и затем перелейте его в склянку с соответствующей этикеткой.

Задание 3. Ответьте на вопросы.

1. Объясните, что означает фраза: отпределите массовую долю вещества в растворе.

Найти отношение массы растворенного вещества к массе всего раствора.

2. В плодах томатов содержится 94% воды. Рассчитайте, сколько воды поступит в организм, есть съесть один помидор. (Масса одного среднего по величине помидора равна 150 г.)

Приготовление растворов солей
с определенной массовой долей
растворенного вещества

Практическая работа (1 ч) 8 класс

Практическая работа выполняется по инструкции и содержит несколько вариантов. Каждый ученик выбирает один из пяти предложенных вариантов задач. Задания, обозначенные звездочкой (*), предназначены для учащихся, успешно выполнивших предыдущие задания.

Цели . Уметь готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества, используя следующие операции: взвешивание, отмеривание определенного объема жидкости, растворение; производить необходимые расчеты; знать расчетную формулу для определения массовой доли растворенного вещества, правила пользования химической посудой и реактивами.
Оборудование . Технические весы с разновесами, химический стакан, мерный цилиндр, ложечка для сыпучих веществ, стеклянная палочка, склянка под приготовленный раствор.
Реактивы . NaCl, Н 3 ВO 3 , СuSO 4 , NaHCO 3 – все кристаллические, 30%-й раствор NaOH, дистиллированная (кипяченая) вода.

Подготовить для приготовляемых растворов склянки с этикетками, на которых формула изображена в цвете: для кислот – красным, для солей – черным, для щелочей – синим.

Правила техники безопасности

Осторожно обращайтесь с химическим оборудованием!
Пользуйтесь чистой и пригодной для работы посудой.

Предварительно учащиеся получают домашнее задание, связанное с изучением содержания предстоящей работы по инструкции, используя материал учебников 8-го класса авторов О.С.Габриеляна (§ 34) или Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана (§ 30).

ХОД УРОКА

В письменном отчете записываются название темы, цели, оборудование, реактивы (4–5 мин).
Предлагается несколько вариантов расчетных задач для приготовления растворов и пример решения задачи.

Вариант № 1

Определите массы воды и борной кислоты, необходимые для приготовления 50 г раствора с массовой долей кислоты 0,02. Где применяют данный раствор?

Вариант № 2

Какие массы гидрокарбоната натрия и воды надо взять, чтобы приготовить раствор массой 50 г с массовой долей соли 10%? Где используют данный раствор?

Вариант № 3

В 45 г воды растворено 5 г NaCl. Вычислите массовую долю растворенного вещества в растворе. Для чего необходим этот раствор в быту и лаборатории?

Вариант № 4*

Рассчитайте массы воды и безводного сульфата меди, необходимые для приготовления 100 мл раствора, содержащего 8% соли. плотность раствора – 1,084 г/мл. Где применяют полученный раствор?

Вариант № 5*

Какую массу воды нужно добавить к 100 мл 30%-го раствора гидроксида натрия ( = 1,33 г/мл) для получения 10%-го раствора щелочи, используемого в лаборатории?

Пример решения задачи

Вычислите массы соли и воды, которые потребуются для приготовления 50 г раствора хлорида натрия, содержащего 0,1 массовой доли соли.

Этапы выполнения работы

1 . После произведенных расчетов по одному из вариантов оформите их в тетради (6–7 мин).
2 . Отвесьте рассчитанное количество вещества и поместите его в стакан объемом 100 мл или колбу на 200 мл.
Помните! К соли приливают воду! Кислоту добавляют в воду при постоянном перемешивании!

Взвешивание
(6–7 мин)

· Отрегулируйте арретиром весы.
· Взвешиваемое вещество кладите на левую чашку весов, разновесы на правую. (Для левшей – на правую чашку кладут вещество, на левую – разновесы.)
· Разновесы брать только пинцетом и при снятии с весов класть сразу в те гнезда футляра, из которых они были взяты.
· После взвешивания чашка весов должна оставаться чистой.
· По окончании работы проверьте разновесы. Весы арретировать (привести в нерабочее состояние).

Жидкости на весах не взвешивают !

3 . Отмерьте мерным цилиндром рассчитанный объем жидкости и вылейте в стакан с солью или водой (1–2 мин).
4 . Перемешайте стеклянной палочкой смесь до полного растворения вещества. Раствор готов!
5 . В отчете опишите последовательность ваших действий. Сделайте рисунок сосуда, в котором вы приготовили раствор (10 мин).
Склянку с раствором сдайте учителю или лаборанту.

Пример . 0,9%-й раствор NaCl называется физиологическим. Применяется для инъекций.

6 . Сделайте письменный вывод о проделанной работе (5–6 мин).
7 . Приведите рабочее место в порядок (1–2 мин).
Сдайте тетради на проверку.

Домашнее задание

Задача . Определите массу воды, которую нужно добавить к 50 г раствора с массовой долей соли 5%, чтобы получить раствор с массовой долей соли 2%.

Учитель следит за выполнением работы учащимися и отмечает свои наблюдения в карточке учета умений.

Карточка учета умений

Операции практической работы Фамилии учащихся
А Б В Г Я
Приготовление склянки для раствора
Знание правил техники безопасности
Взвешивание вещества
Работа с мерным цилиндром
Приготовление раствора
Kультура выполнения опыта
Оформление отчета

Образцы отчета о проделанной
практической работе

Вариант № 1

Взвешиваю 1 г борной кислоты, помещаю его в стакан и добавляю к веществу воды до метки 50 мл. Вещество растворяется в воде. Для его лучшего растворения перемешиваю раствор стеклянной палочкой. Переливаю раствор в приготовленную склянку с этикеткой.
Раствор борной кислоты используют в медицине как дезинфицирующее средство.
В лаборатории он хранится в аптечке для промывания глаз в случае попадания в них щелочи.

Вариант № 2

Взвешиваю 5 г гидрокарбоната натрия и помещаю в химический стакан вместимостью 50 мл (или 100 мл). Добавляю воды до метки 50 мл. Вещество растворяется. для его полного растворения перемешиваю раствор стеклянной палочкой. Получила 10%-й раствор NaHCO 3 . Переливаю раствор в склянку с этикеткой.
Полученный раствор используют для обработки кожного покрова в случае попадания на него кислоты.

Вариант № 3

Взвешиваю на весах 5 г хлорида натрия и помещаю соль в химический стакан. Мерным цилиндром отмериваю 45 мл воды и добавляю к соли. Для лучшего растворения соли перемешиваю раствор стеклянной палочкой. Переливаю раствор в приготовленную склянку.
Раствор используют в быту для засолки огурцов и квашения капусты. В лаборатории раствор NaCl используют как реактив для проведения химическиx реакций.

Вариант № 4*

Взвешиваю на весах 8,7 г соли CuSO 4 . Отмериваю мерным цилиндром 100 мл воды и переливаю в стакан с солью. Перемешиваю раствор стеклянной палочкой. Приготовленный раствор переношу в склянку с этикеткой.
Раствор используют для борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур.

Вариант № 5*

Добавим к выданному 30%-му раствору щелочи 266 мл воды. Получили 10%-й раствор NаОН.
Внимание ! Если для приготовления растворов берут щелочь в кристаллическом виде, тогда щелочь добавляют в воду.
Раствор используют в химической лаборатории для проведения химических реакций.
Вывод. Рассчитав массу вещества и объем воды, приготовили раствор с заданной концентрацией растворенного вещества, используя операции: взвешивание, отмеривание объема жидкости, растворение. Растворы широко применяются в быту и народном хозяйстве.

Домашнее задание



Просмотров