Следствие ведут антропологи. Станислав Дробышевский – детектив от мира антропологии

Большекараганские люди - аркаимцы.

Благодаря археологам мы многое узнали о жителях Аркаима и Страны городов. Но в прошлом году ученые-антропологи подарили нам настоящую сенсацию. Они восстановили облик конкретных людей, погребенных здесь четыре тысячи лет назад. До сих пор мы могли лишь гадать, как выглядели аркаимцы. Известные антропологи Алексей Нечвалода из Уфы и Александр Хохлов из Самары сделали научную реконструкцию четырех наших древних земляков по методике знаменитого ученого М.М. Герасимова.

«Принцесса» из Кизильского

Первый женский портрет сделан на основании останков, найденных на территории нынешнего Кизильского района. Челябинские археологи ведут здесь раскопки с 2008 года. По времени Кизильский могильник предшествует Аркаиму. Но уникален он тем, что является одним из самых ранних курганных могильников Урала.

Группу археологов возглавляла здесь доцент кафедры археологии ЧелГУ, кандидат исторических наук Татьяна Малютина . Она рассказывает:

До этого над могилами курганов не сооружали. Движение племен ямной культуры считается самым древней миграцией индоевропейцев на территории степей Европы вплоть до Алтая и Енисея. Теперь же для погребения одного человека сооружался курган…

В одном из здешних курганов и был обнаружен скелет женщины. Ученые спорят о ее социальном статусе, но про себя называют ее «принцессой».

Принцесса.

Могила принцессы

Дело в том, что курган большой - 22 метра диаметром. Вокруг него - глубокий ров шириной три-четыре метра. По сути - маленькая крепость. Сделать такое сооружение было непростым делом. Какого-либо «инвентаря» в могиле «принцессы» археологи не нашли. Впрочем, в ту пору еще не сложилась традиция закладки предметов вместе с умершим. Тело было лишь посыпано охрой, видимо, существовал какой-то обряд, связанный с воскрешением - охра символизировала кровь, а значит, жизнь.

«Принцессе» на момент смерти было около 25 лет. От чего она умерла - сказать трудно. Татьяна Малютина говорит, что в то время человек мог умереть даже от простуды. Поэтому и жили мало - немногие доживали до 32 лет.

С клыком на груди

Александровский мужчина

А вот на груди второго человека, облик которого восстановили ученые, был обнаружен медвежий клык. А. Нечвалода изобразил его как амулет на шее, но это допущение ученого, а не факт. Клык мог быть положен уже в могилу. Мужчине тоже не больше 25 лет. Его останки были найдены группой археологов под руководством кандидата исторических наук Дмитрия Здановича уже поблизости от Аркаима, в могильнике Александровский-4. Здесь под расплывшимися уже курганами на большой глубине были найдены погребения с прекрасно сохранившимися скелетами.

Здесь мы также находим охру. В свете новых раскопок было представлено, что захоронения тоже оставлены ямными племенами, - говорит Татьяна Малютина. - Все погребения около Аркаима я условно называю погребениями патриархов Аркаима. Когда они были похоронены, самого Аркаима еще не было. Люди только освоили эту территорию, поняли ее смысл и задумали строительство крепости.

Молодые «граждане»

Две последние реконструкции - это уже собственно аркаимские жители. Эти люди младше первых двух примерно на 200-300 лет. Но возраст мужчины - предположительно 23 года.

Женщина - немногим старше. Она высокая - около 180 сантиметров, притом, что средний рост жителей Аркаима был около 170 сантиметров. Их останки были найдены в Большекараганском могильнике, одном из самых ярких курганов. Здесь много предметов: наконечники стрел, топор-тесло, булава, крюк. Бывало, в могилы вместе с умершим человеком клали жертвенных животных, в отдельных случаях до 20 туш, что говорит о некоем достатке. Но доктор исторических наук Геннадий Зданович уверен, что жесткого имущественного расслоения в Аркаиме все же не было. Социальная дифференциация зависела от авторитета, таланта, пола и возраста. Было ли такое «бесклассовое» общество следствием разумной общественной организации или его нужно объяснить более приземленными причинами, сказать сложно. Но профессор Зданович всегда настаивает: Аркаим способен дать нам важные уроки.

Такие же, как мы

Впрочем, обо всем этом много уже сказано и написано. А вот восстановленный облик жителей Страны Городов дает нам другую важную информацию. Как видим, аркаимцы, попади они сейчас в наше время, легко бы растворились в толпе. Они и впрямь очень похожи на нас.

Алексей Нечвалода и Александр Хохлов относят аркаимское население к древнейшим европеоидам, уточняя, что здесь смешаны две европеоидные ветви - среднеевропейская и средиземноморская. Присутствуют также и уралоидные признаки.

Что подтверждает ранее известное мнение ученых о том, что самое древнее население на Урале было финно-угорского происхождения (уралоиды). Оно существовало и развивалось здесь в единственном числе вплоть до энеолита (эпоха перехода от каменного века к бронзовому) и бронзового века. Только в бронзовом веке появляется здесь европеоидное население - «ямники». Они начинают смешиваться с уралоидным населением. Причем женщины несут большую степень уралоидности (антропологи говорят, что это даже заметно на реконструкциях), а мужчины более европеоидны.

Антропологи говорят, что при нынешних возможностях науки (и при достаточных средствах, разумеется) можно было бы легко получить даже геном жителей Аркаима.

Школа реконструкции Герасимова

В России вот уже 60 лет существует целая научная школа антропологической реконструкции облика человека по его черепу. Ее основателем является выдающийся ученый Михаил Герасимов. Его методика признана во всем мире и по сей день считается уникальной, а реконструкция - весьма точной. Михаил Михайлович воссоздал портреты безымянных древних людей, а также известных исторических персонажей. В их числе - Ярослав Мудрый и Иван Грозный, а больше всего сам ученый гордился тем, что воссоздал облик Тамерлана.

Результаты работ М.М. Герасимова хранятся во многих музеях мира, включая знаменитый Музей человека в Париже.

Метод Герасимова используют в своей работе и современные криминалисты, о чем хорошо знают любители детективов. Работа начинается с анализа черепа. Затем наступает черед графической реконструкции лица. Следующий этап - скульптурное воспроизведение схемы головы. На подлинном черепе с помощью пластилина или воска восстанавливаются основные мускулы, наносятся гребни толстот. Герасимов разработал таблицу толщины мягких тканей.

Самое сложное - восстановить глаза, нос, рот и особенно уши. Но и здесь есть специальная методика. Например, хрящевую часть носа можно восстановить на основании формы краев носового отверстия черепа. Высота крыльев носа определяется по высоте расположения так называемого раковинного гребня, находящегося у самого края носового отверстия. Даже для восстановления формы и ушей и их оттопыренности существуют свои методики.

Завершается работа созданием скульптурного бюста с учетом исторических данных (если таковые существуют) - одежда, прическа, украшения. Надо отметить, что специалист, занимающийся реконструкцией, должен не только в тонкостях знать анатомию, но быть еще в значительной мере художником.

Алексей Нечвалода :

Череп человека индивидуален настолько, насколько неповторимо его лицо. Именно своеобразие черепа обеспечивает портретное воспроизведение внешнего облика человека. Каждая новая реконструкция, работаешь ли ты над восстановлением образа безымянного человека эпохи бронзы, железного века или же над восстановлением облика известной исторической личности, - это еще одна возможность как можно глубже научиться «читать» череп, то есть изучить его настолько, чтобы максимально «снять» с него всю информацию об индивидуальных особенностях лица.

Справка:

Алексей Иванович НЕЧВАЛОДА - антрополог, специалист по палеоантропологии и реконструкции лица по черепу, художник, завотделом антропологии Музея естественной истории Уфы. Автор многих печатных работ и серии графических и скульптурных реконструкций древнего населения Приуралья, Казахстана, Средней Азии, Египта и других регионов.

Александр Александрович ХОХЛОВ - кандидат исторических наук, доцент, заведующий Палеоантропологической лабораторией естественно-географического факультета Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.

Российские ученые впервые в истории провели неслыханное исследование русского генофонда – и были шокированы его результатами. В том числе это исследование полностью подтвердило высказанную в наших статьях «Страна Моксель» (№14) и «Нерусский русский язык» (№12) мысль о том, что русские русские – это не славяне, а только русскоговорящие финны...

«Российские ученые завершили и готовят к публикации первое масштабное исследование генофонда русского народа. Обнародование результатов может иметь непредсказуемые последствия для России и мирового порядка» – так сенсационно начинается публикация на эту тему в российском издании «Власть». А сенсация действительно получилась невероятная – оказались ложными многие мифы о русской национальности. В том числе выяснилось, что генетически русские – вовсе не «восточные славяне», а финны...

Русские оказались финнами

Антропологи сумели за несколько десятков лет напряженных исследований выявить облик типичного русского человека.Это среднего телосложения и среднего роста светлые шатены со светлыми глазами – серыми или голубыми. Кстати, в ходе исследований также был получен и словесный портрет типичного украинца. Отличается эталонный украинец от русского цветом кожи, волос и глаз – он смуглый брюнет с правильными чертами лица и карими глазами. Впрочем, антропологические измерения пропорций человеческого тела – даже не прошлый, а позапрошлый век науки, уже давно получившей в свое распоряжение самые точные методы молекулярной биологии, которые позволяют прочесть все человеческие гены. А самыми передовыми методами ДНК-анализа сегодня считаются секвенирование (прочтение по буквам генетического кода) митохондриальной ДНК и ДНК Y-хромосомы человека. Митохондриальная ДНК передается по женской линии из поколения в поколение практически неизменной с тех времен, когда прародительница человечества Ева слезла с дерева в Восточной Африке. А Y-хромосома имеется только у мужчин и поэтому тоже практически без изменений передается мужскому потомству, тогда как все остальные хромосомы при передаче от отца и матери их детям тасуются природой, как колода карт перед раздачей. Таким образом, в отличие от косвенных признаков (внешний вид, пропорции тела), секвенирование митохондриальной ДНК и ДНК Y-хромосомы бесспорно и прямо свидетельствуют о степени родства людей, пишет журнал “Власть”.

На Западе популяционные генетики человека уже два десятилетия с успехом пользуются этими методами. В России они были применены лишь однажды, в середине 1990-х, – при идентификации царских останков. Перелом в ситуации с применением самых современных методов для изучения титульной нации России произошел только в 2000 году. Российский фонд фундаментальных исследований выделил грант ученым из лаборатории популяционной генетики человека Медико-генетического центра Российской академии медицинских наук. Ученые впервые в истории России смогли на несколько лет полностью сосредоточиться на изучении генофонда русского народа. Они дополнили свои молекулярно-генетические исследования анализом частотного распределения русских фамилий в стране. Такой метод был очень дешевым, но его информативность превзошла все ожидания: сравнение географии фамилий с географией генетических ДНК-маркеров показало практически полное их совпадение.

Молекулярно-генетические результаты первого в России исследования генофонда титульной национальности сейчас готовятся к публикации в виде монографии “Русский генофонд”, которая выйдет в конце года в издательстве “Луч”. Журнал «Власть» приводит некоторые данные исследований. Так, оказалось, что русские – это никакие не «восточные славяне», а финны. Кстати, эти исследования в пух и прах разгромили пресловутый миф о «восточных славянах» – о том, что якобы белорусы, украинцы и русские «составляют группу восточных славян». Единственными славянами из этих трех народов оказались только белорусы, но при этом выяснилось, что белорусы – это вовсе не «восточные славяне», а западные – ибо они генетически практически не отличаются от поляков. Так что миф о «родственной крови белорусов и русских» оказался полностью разрушен: белорусы оказались фактически идентичны полякам, белорусы генетически очень далеки от русских, но зато очень близки чехам и словакам. А вот финны Финляндии оказались для русских куда генетически ближе, чем белорусы. Так, по Y-хромосоме генетическое расстояние между русскими и финнами Финляндии составляет всего 30 условных единиц (близкое родство). А генетическое расстояние между русским человеком и так называемыми финно-угорскими народностями (марийцами, вепсами, мордвой и пр.), проживающими на территории РФ, равно 2-3 единицам. Проще говоря, генетически они ИДЕНТИЧНЫ. В этой связи журнал «Власть» замечает: «И жесткое заявление министра иностранных дел Эстонии 1 сентября на Совете ЕС в Брюсселе (после денонсации российской стороной договора о государственной границе с Эстонией) о дискриминации якобы родственных финнам финно-угорских народов в РФ теряет содержательный смысл. Но из-за моратория западных ученых российский МИД не смог аргументировано обвинить Эстонию во вмешательстве в наши внутренние, можно даже сказать близкородственные, дела». Эта филиппика – лишь одна грань массы возникших противоречий. Раз ближайшей родней для русских являются финно-угры и эстонцы (фактически это тот же самый народ, ибо различие в 2-3 единицы присуще только одному народу), то странны анекдоты русских о «заторможенных эстонцах», когда русские сами этими эстонцами и являются. Огромная проблема возникает для России и в самоидентификации себя как якобы «славян», ибо генетически русский народ к славянам никакого отношения не имеет. В мифе о «славянских корнях русских» учеными России поставлена жирная точка: ничего от славян в русских нет. Есть только околославянский русский язык, но и в нем 60-70% неславянской лексики, поэтому русский человек не способен понимать языки славян, хотя настоящий славянин понимает из-за схожести славянский языков – любой (кроме русского). Результаты анализа митохондриальной ДНК показали, что еще одна ближайшая родня русских, кроме финнов Финляндии, – это татары: русские от татар находятся на том же генетическом расстоянии в 30 условных единиц, которые отделяют их от финнов. Не менее сенсационным оказались и данные по Украине. Оказалось, что генетически население Восточной Украины – это финно-угры: восточные украинцы практически ничем не отличаются от русских, коми, мордвы, марийцев. Это один финский народ, некогда имевший и свой общий финский язык. А вот с украинцами Западной Украины все оказалось еще неожиданнее. Это вовсе не славяне, как и не «руссофинны» России и Восточной Украины, а совершенно иной этнос: между украинцами из Львова и татарами генетическое расстояние составляет всего 10 единиц.

Такое ближайшее родство западных украинцев с татарами, возможно, объясняется сарматскими корнями древних жителей Киевской Руси. Конечно, определенная славянская составная в крови западных украинцев есть (они более генетически близки славянам, чем русские), но это все равно не славяне, а сарматы. Антропологически им присущи широкие скулы, темные волосы и карие глаза, темные (а не розовые, как у европеоидов) соски. Журнал пишет: «Можно как угодно реагировать на эти строго научные факты, показывающие природную сущность эталонных электоратов Виктора Ющенко и Виктора Януковича. Но обвинить российских ученых в фальсификации этих данных не удастся: тогда обвинение автоматически распространится и на их западных коллег, которые уже больше года медлят с публикацией этих результатов, каждый раз продлевая срок моратория». Журнал прав: эти данные ясно объясняют глубокий и постоянный раскол в украинском обществе, где под названием «украинцы» живут на самом деле два совершенно разных этноса. Причем, российский империализм возьмет эти научные данные себе на вооружение – как еще один (уже весомый и научный) довод «прирастить» территорию России Восточной Украиной. Но как быть при этом с мифом про «славян-русских»?

Признавая эти данные и пытаясь их использовать, российские стратеги тут встречаются с тем, что в народе называют «палкой о двух концах»: в таком случае придется пересматривать всю национальную самоидентификацию русского народа как «славянского» и отказаться от концепции «родства» с белорусами и всем Славянским Миром – уже не на уровне научных исследований, а на политическом уровне. Журнал также публикует карту с указанием ареала, на котором еще сохраняются «истинно русские гены» (то есть финские). Географически эта территория «совпадает с Русью времен Иоанна Грозного» и «со всей очевидностью показывает условность некоторых государственных границ», так пишет журнал. А именно: население Брянска, Курска и Смоленска является вовсе не русским населением (то есть финским), а белорусско-польским – идентично генам белорусов и поляков. Интересен сам факт того, что в средние века граница между ВКЛ и Московией – была именно этнической границей между славянами и финнами (по ней, кстати, тогда и проходила восточная граница Европы). Дальнейший империализм Московии-России, присоединявший соседние территории, выходил за рамки этнических московитов и захватывал уже чужие этносы.

Что есть Русь?

Эти новые открытия ученых России позволяют по-новому взглянуть и на всю политику средневековой Московии, в том числе на ее концепцию «Руси». Оказывается, что «перетягивание русского одеяла на себя» Москвой объясняется чисто этнически, генетически. Так называемая «Святая Русь» в концепции РПЦ Москвы и российских историков сложилась по факту возвышения Москвы в Орде, и, как писал, например, Лев Гумилев в книге «От Руси до России», по этому же факту украинцы и белорусы перестали быть русинами, перестали быть Русью. Ясно, что было две совершенно разные Руси. Одна, Западная, жила своей жизнью славян, объединилась в Великое княжество Литовское и Русское. Другая Русь – Восточная Русь (точнее Московия – ибо ее тогда и Русью не считали) – вошла на 300 лет в этнически близкую ей Орду, в которой затем захватила власть и сделала ее «Россией» еще до завоевания в Орду-Россию Новгорода и Пскова. Вот эту вторую Русь – Русь финского этноса – и называют РПЦ Москвы и российские историки «Святой Русью», лишая при этом права Западной Руси на что-то «русское» (заставив даже весь народ Киевской Руси называть себя не русинами, а «окраинцами»). Смысл понятен: сие финское русское – мало чего общего имело с исконным славянским русским.

Само многовековое противоборство ВКЛ и Московии (имевших вроде бы нечто общее в Руси Рюриковичей и в Киевской вере, а князья ВКЛ Витовт-Юрий и Ягайло-Яков с рождения были православными, были Рюриковичами и Великими князьями Русскими, никакого другого языка, кроме русского, не знали) – это противоборство стран разных этносов: ВКЛ собрало славян, а Московия – финнов. В итоге многие века друг другу противостояли две Руси – славянская ВКЛ и финская Московии. Это объясняет и тот вопиющий факт, что Московия НИКОГДА за время пребывания в Орде не изъявила желания вернуться в Русь, обрести свободу от татар, войти в состав ВКЛ. А ее захват Новгорода был вызван именно переговорами Новгорода о вхождении в состав ВКЛ. Эта русофобия Москвы и ее «мазохизм» («ордынское иго лучше ВКЛ») могут объясняться только этническими различиями с исконной Русью и этнической близостью к народам Орды. Именно этой генетической разницей со славянами объясняется неприятие Московией европейского образа жизни, ненависть к ВКЛ и полякам (то есть вообще к славянам), огромная любовь к Востоку и азиатским традициям. анные исследования российских ученых обязательно должны отразиться и в пересмотре историками своих концепций. В том числе давно нужно внести в историческую науку тот факт, что была не одна Русь, а две совершенно разных: Русь славянская – и Русь финская. Это уточнение позволяет понять и объяснить многие процессы нашей средневековой истории, которые в нынешней трактовке пока кажутся лишенными какого-либо смысла.

Русские фамилии

Попытки российских ученых исследовать статистику русских фамилий поначалу столкнулись с массой трудностей. Центризбирком и избирательные комиссии на местах наотрез отказались сотрудничать с учеными, мотивируя это тем, что только при условии секретности списков избирателей они могут гарантировать объективность и честность выборов в федеральные и местные органы власти. Критерий для включения в список фамилии был очень мягким: она включалась, если в течение трех поколений в регионе жили не менее пяти носителей этой фамилии. Сначала были составлены списки по пяти условным регионам – Северному, Центральному, Центрально-Западному, Центрально-Восточному и Южному. В сумме по всем регионам России набралось около 15 тыс. русских фамилий, большинство из которых встречались только в одном из регионов и отсутствовали в других.

При наложении региональных списков друг на друга ученые выделили всего 257 так называемых “общерусских фамилий”. Журнал пишет: «Интересно, что на заключительном этапе исследования они решили добавить в список Южного региона фамилии жителей Краснодарского края, ожидая, что преобладание украинских фамилий потомков запорожских казаков, выселенных сюда Екатериной II, ощутимо сократит общерусский список. Но это дополнительное ограничение сократило список общерусских фамилий всего на 7 единиц – до 250. Из чего вытекал очевидный и не для всех приятный вывод, что Кубань населена в основном русскими людьми. А куда делись и были ли вообще здесь украинцы – большой вопрос». И далее: «Анализ русских фамилий вообще дает пищу для размышлений. Даже самое простое действие – поиск в нем фамилий всех руководителей страны – дало неожиданный результат. Лишь один из них вошел в список носителей 250 топовых общерусских фамилий – Михаил Горбачев (158-е место). Фамилия Брежнев занимает 3767-е место в общем списке (встречается только в Белгородской области Южного региона). Фамилия Хрущев – на 4248-м месте (встречается только в Северном регионе, Архангельская область). Черненко занял 4749-е место (только Южный регион). У Андропова – 8939-е место (только Южный регион). Путин занял 14 250-е место (только Южный регион). А Ельцин вообще не попал в общий список. Фамилия Сталина – Джугашвили – по понятным причинам не рассматривалась. Но зато псевдоним Ленин попал в региональные списки под 1421-м номером, уступив лишь первому президенту СССР Михаилу Горбачеву». Журнал пишет, что результат изумил даже самих ученых, которые считали, что основное отличие носителей южнорусских фамилий заключается не в способности руководить огромной державой, а в повышенной чувствительности кожи их пальцев и ладоней. Научный анализ дерматоглифики (папиллярных узоров на коже ладоней и пальцев) русских людей показал, что сложность узора (от простых дуг до петелек) и сопутствующая им чувствительность кожи возрастает от севера к югу. “Человек с простыми узорами на коже рук может без боли держать в руках стакан с горячим чаем,- наглядно пояснила суть различий доктор Балановская.- А если петелек много, то из таких людей выходили непревзойденные воры-карманники”. Ученые публикуют список 250 самых массовых русских фамилий. Неожиданным был факт, что самой массовой русской фамилией является не Иванов, а Смирнов. Весь это список приводить, неверно, не стоит, вот только 20 самых массовых русских фамилий: 1. Смирнов; 2. Иванов; 3. Кузнецов; 4. Попов; 5. Соколов; 6. Лебедев; 7. Козлов; 8. Новиков; 9. Морозов; 10. Петров; 11. Волков; 12. Соловьев; 13. Васильев; 14. Зайцев; 15. Павлов; 16. Семенов; 17. Голубев; 18. Виноградов; 19. Богданов; 20. Воробьев. Все топовые общерусские фамилии имеют болгарские окончания на -ов (-ев), плюс несколько фамилий на –ин (Ильин, Кузьмин и др.). И нет в числе 250 топовых ни одной фамилии «восточных славян» (белорусов и украинцев) на –ий, -ич, -ко. Хотя в Беларуси самыми распространенными являются фамилии на –ий и –ич, а в Украине – на –ко. Это тоже показывает глубокие различия между «восточными славянами», ибо белорусские фамилии на –ий и –ич равно самые распространенные в Польше – а вовсе не в России. Болгарские окончания 250 самых массовых русских фамилий указывают на то, что фамилии давались священниками Киевской Руси, распространявшими в Московии православие среди ее финнов, потому эти фамилии болгарские, от святых книг, а не от живого славянского языка, которого у финнов Московии как раз и не было. В противном случае невозможно понять, почему у русских фамилии вовсе не живущих рядом белорусов (на –ий и –ич), а болгарские фамилии – хотя болгары вовсе не пограничны Москве, а живут за тысячи от нее километров. Массовость фамилий с именами животных объясняется Львом Успенским в книге «Загадки топонимики» (М., 1973) тем, что в средние века люди имели два имени – от родителей, и от крещения, а «от родителей» тогда «было модно» давать имена зверей. Как он пишет, тогда в семье дети имели имена Заяц, Волк, Медведь и т.д. Эта языческая традиция и воплотилась в массовости «звериных» фамилий.

О белорусах

Особая тема в этом исследовании – это генетическая идентичность белорусов и поляков. Это не стало предметом внимания российских ученых, ибо вне России. Но зато очень интересно для нас. Сам факт генетической идентичности поляков и белорусов – не является неожиданным. Сама история наших стран есть ему подтверждение – главной частью этноса белорусов и поляков являются не славяне, а славянизированные западные балты, но их генетический «паспорт» настолько близок славянскому, что в генах практически трудно было бы найти отличия между славянами и пруссами, мазурами, дайнова, ятвягами и др. Именно это объединяет поляков и белорусов, потомков славянизированных западных балтов. Эта этническая общность объясняет и создание Союзного государства Речи Посполитой. Знаменитый белорусский историк В.У. Ластовский в «Краткой истории Беларуси» (Вильно, 1910) пишет, что десять раз начинались переговоры о создании Союзного государства белорусов и поляков: в 1401, 1413, 1438, 1451, 1499, 1501, 1563, 1564, 1566, 1567 гг. – и завершились на одиннадцатый раз созданием Союза в 1569 году. Откуда же такая настойчивость? Очевидно – только из осознания этнической общности, ибо этнос поляков и белорусов был создан на растворении в себе западных балтов. А вот чехи и словаки, тоже входившие в состав первого в истории Славянского Союза народов Речи Посполитой, уже не ощущали этой степени близости, ибо «балтийской составной» в себе не имели. А еще больше отчуждения было у украинцев, которые видели в этом мало этнического родства и со временем вошли в полную конфронтацию с поляками. Исследования российских генетиков позволяют вообще иначе взглянуть на всю нашу историю, ибо многие политические события и политические предпочтения народов Европы во многом объясняются именно генетикой их этноса – что до сих пор оставалось сокрытым от историков. Именно генетика и генетическое родство этносов были важнейшими силами в политических процессах средневековой Европы. Генетическая карта народов, созданная российскими учеными, позволяет совершенно под другим углом взглянуть на войны и союзы средневековья.

Результаты исследований российских ученых о генофонде русского народа еще долго будут усваиваться в обществе, ибо они полностью опровергают все существующие у нас представления, сводя их к уровню ненаучных мифов. Эти новые знания надо не столько понять, сколько к ним надо привыкнуть. Теперь абсолютно ненаучной стала концепция о «восточных славянах», ненаучными являются съезды славян в Минске, где собираются вовсе не славяне из России, а русскоязычные финны из России, которые генетически славянами не являются и к славянам никакого отношения не имеют. Сам статус этих «съездов славян» полностью дискредитирован российскими учеными. Русский народ назван по результатам этих исследований учеными России не славянами, а финнами. Финнами названо и население Восточной Украины, а население Западной Украины генетически сарматы. То есть, украинский народ – тоже не славяне. Единственными славянами из «восточных славян» генетически названы белорусы, но они генетически идентичны полякам – а значит, являются вовсе не «восточными славянами», а генетически западными славянами. Фактически это означает геополитический крах Славянского Треугольника «восточных славян», ибо белорусы оказались генетически поляками, русские – финнами, а украинцы – финнами и сарматами. Конечно, пропаганда будет пытаться и дальше этот факт утаивать от населения, но шила в мешке не утаишь. Как и не закрыть рот ученым, не спрятать их новейшие генетические исследования. Научный прогресс остановить невозможно. Поэтому открытия российских ученых – это не просто научная сенсация, а БОМБА, способная подорвать все ныне существующие устои в представлениях народов. Вот почему российский журнал «Власть» и дал этому факту крайне обеспокоенную оценку: «Российские ученые завершили и готовят к публикации первое масштабное исследование генофонда русского народа. Обнародование результатов может иметь непредсказуемые последствия для России и мирового порядка» Журнал не преувеличил.

Вадим Ростов, «Аналитическая газета «Секретные исследования»

Интересна статья?

15 сентября Тольятти посетил известный российский антрополог, кандидат биологических наук, научный редактор портала «Антропогенез.ру» Станислав Дробышевский. В культурно-досуговом центре «Буревестник» учёный выступил с лекцией «Жизнь простеца и хитреца: быт прошлого и его биологические последствия». Как выглядели и чем занимались люди былых времён, как условия обитания влияли на их здоровье – об этом и о многом другом можно было узнать на лекции.

Визит антрополога состоялся благодаря инициативе международного общественного движения «Сообщество молодых учёных». Именно эта организация приглашает ведущих деятелей науки в наш город. К примеру, в прошлом году в Тольятти Максим Лебедев – известный археолог и специалист по египетским пирамидам. Теперь же к нам с лекцией приехал эксперт по эволюции и происхождению человека.

Перед началом выступления в холле «Буревестника» проходил историко-развлекательный квест. На интерактивных станциях гостям предлагали смастерить факел из бумаги, отгадать древнерусскую загадку, построить башню из маленьких дощечек, а также поучаствовать в лотерее, где можно было выиграть различные сладости или книги учёных-антропологов.

Станислав Дробышевский – популяризатор науки, доцент кафедры биологических наук МГУ им. М.В. Ломоносова, лектор форума «Учёные против мифов». В 2018 году он стал лауреатом премии IV всероссийской премии «За верность науке» Министерства образования и науки Российской Федерации. С 1997 года регулярно принимал участие в археологических экспедициях: в раскопках древнегреческого некрополя Артезиан, палеолитический стоянки в Денисовой пещере (Алтай), в Московском Кремле, Ставропольском крае, Великом Новгороде и далее. Станислав Владимирович – автор многочисленных научных монографий, учебных пособий для студентов, популярного двухтомника «Достающее звено». Недавняя работа учёного – книга «Байки из грота. 50 историй из жизни древних людей». Произведение является сборником рассказов, в которых автор пытается реконструировать быт древних людей из разных частей света – от Европы до Австралии. Как выразился глава наблюдательно-попечительского совета общественного движения «Сообщество молодых учёных» и организатор лекции Игорь Власенко , который и представил аудитории спикера, «к нам приехала рок-звезда от мира науки!».

«Научный рок-концерт» был посвящён жизни древних людей. Как утверждает Станислав Дробышевский, многие зачастую ошибочно представляют, что в прошлом люди были такими же, как сейчас. Конечно, жизнь людей прошлого во многом была похожа на нашу, но и многим разительно отличалась. Пища, жилище, социальный статус, профессия, болезни и привычки – всё это частично отразилось на их организме, а именно – на костях. Исследуя останки предков, учёные-антропологи теперь могут определить, чем при жизни занимались люди прошлого, не затрагивая при этом письменные источники или объекты архитектуры.

– Когда мы [учёные] находим какие-то археологические остатки – горшки, посуду, разбитые дома – не всегда очевидно, как по ним можно изучать быт людей, – рассказывает Станислав Дробышевский. – А как, например, узнать, хорошо ли людям жилось в прошлом? На самом деле, качество жизни отражается на самих людях. Об этом можно узнать даже спустя много лет по скелету.

По словам учёного, на костях находятся так называемые маркёры неспецифического стресса. Это значит, что у ребёнка прошлого случались жизненные проблемы, которые способствовали неправильному росту костей в организме. Дефекты формируются в младенческом возрасте и многие из них сохраняются на всю жизнь. Стресс может быть вызван чем угодно: голодом, холодом, войной, переселением на другое место обитания, эпидемией. Когда стресс происходит регулярно и длительно продолжается (иначе это на скелете никак не отразится), учёные могут заметить вызванные им дефекты. Когда бы ни умер человек, антрополог способен подсчитать, в каком возрасте и сколько раз у него были проблемы, повлиявшие на состояние здоровья. Один из самых распространённых маркёров стресса – это гипоплазия – недостаточное развитие эмали молочных или постоянных зубов.

– Когда мы [учёные] находим одного индивида с гипоплазией, это ни о чём особо не говорит. Может, у него одного были проблемы в жизни. А если есть могильник и частота гипопластических полосок большая, это значит, что конкретно с этой группой стабильно было что-то не так, – подчеркнул лектор.

Станислав Владимирович отметил, что есть масса синдромов и комплексов, образующихся в результате конкретного вида деятельности. Например, когда человек регулярно катается на лошади, по привычке он спрыгивает с неё на одну сторону и с размаху приземляется на ногу. При каждом спрыгивании с лошади происходят маленькие микроповреждения, и в колене человека нарастает костная ткань. Если такой дефект был обнаружен у человека прошлого, то можно предположить, что он был всадником. Следовательно, благодаря костям учёные способны выявлять род деятельности древнего человека.

Проблемы случались и с русскими князьями. Так, скелет Ярослава Мудрого говорит, что при жизни у него были боевые травмы, а также патология колена, из-за чего князь хромал на одну ногу. В летописи подробно рассказано о том, как убивали Андрея Боголюбского. Зверскому убийству находят подтверждение и археологи – на его скелете обнаружено множество следов от ранений. А у останков Ивана Грозного учёные выявили запредельную концентрацию ртути. Вещество входило во многие лекарства того времени, значит, его лечили от серьёзной болезни.

– Лекари Древней Руси не проводили параллелей: лечим ртутью – ему стало хуже – мы лечим царя неправильно. Они думали по-другому: ему плохо – значит, надо давать ему больше тех же самых лекарств, – заключил Станислав Дробышевский.

Лектор сделал утешительный для слушателей вывод: «Нам надо радоваться, что мы живём в двадцать первом веке – и живём не так, как люди былых времён. Никто нам по головам не стучит, саблями не рубит. Мы не работаем как лошади, а меняющийся климат для нас не преграда, поэтому свой скелет мы с дикой силой не изнашиваем».

После лекции слушатели спрашивали об одежде древних людей, о захоронениях монахов, о том, каковы шансы учёных найти замёрзшего человека или животного. Но самый лучший вопрос, по мнению лектора, задала девушка-альтистка: «Можно ли определить музыканта по костям?». Станислав Дробышевский шуточно ответил: «Чтобы выявить музыканта, нужно сначала понять, какие деформации происходят у музыканта в течение жизни. Со временем вы можете пожертвовать себя науке. А лучше организуйте для нас [учёных] толпу альтистов, чтобы просчитать все варианты дефектов. Тогда будем искать и музыкантов». Автор вопроса получил в подарок от организаторов книгу С.В. Гордеева «Магическая история мира».

В Лондонском музее естественной истории (London"s Natural History Museum), Великобритания, выставлены копии останков австралопитека Australopithecus sediba. Посетители музея получили возможность воочию увидеть то, о чем с 2010 года ведут жаркие споры палеоантропологи.


Американский палеохудожник Джон Гурше создал потрет австралопитека седиба

Группа антропологов из университета Йоханнесбурга в ЮАР начала раскопки в 2008 году в пещере Малапа, что на севере страны. Там ими были найдены более 220 костей древних гоминид.

В 2010 году, 2 года спустя, Ли Бергер и его коллеги обнаружили хорошо сохранившиеся останки нового вида австралопитека – австралопитека седиба (Australopithecus sediba), который является промежуточным звеном от австралопитеков к собственно человеку. Вероятно, австралопитеки, чьи скелеты нашли ученые, упали в большую яму, поэтому остались практически нетронутыми. Всего было найдено 2 скелета – молодой самки в возрасте приблизительно 30 лет, и молодой особи в возрасте 10–13 лет.



"Наличие многих "продвинутых" черт в устройстве скелета и черепа, а также уточненный возраст нашей находки позволяет нам предположить, что австралопитек седиба лучше подходит на роль предка рода Homo - нашего рода, по сравнению с "текущим" предтечей людей - человеком умелым (Homo habilis)", - заявил первооткрыватель "переходного звена" Ли Бергер (Lee Berger) из университета Йоханнесбурга в ЮАР.

У австралопитеков есть признаки, характерные как для людей, так и для шимпанзе. С людьми их сближают короткие пальцы, аналогичное нашему устройство черепной коробки и ноги, приспособленные для ходьбы. Однако эти приматы обладали длинными руками, их запястья были приспособлены для лазания по деревьям, а мозг был относительно небольшим при сравнении с первым "прямым" предком людей - человеком умелым (Homo habilis).



Палеонтологи под руководством Робин Пикеринг (Robyn Pickering) из университета Мельбурна, Австралия, вычислили точный возраст окаменелостей, который составил 1,977 млн лет. Результат был получен путем анализа соотношения изотопов урана и свинца в самих останках и в окружающих их горных породах. Таким образом, Australopithecus sediba появились в южной части Африки примерно в то же время, что и человек умелый.

Группа ученых, возглавляемая Кристианом Карлсоном из университета Витватерсранда (ЮАР), изучила устройство черепа австралопитека-подростка, погибшего в возрасте 12-13 лет. Изображение внутренней части черепа, полученное с помощью сканера, показало, что мозг австралопитека седиба был больше похож на мозг современного человека, чем на мозг его ближайших родственников - Australopithecus africanus.

Антропологи считают, что их находка намного ближе к роду Человек, чем к австралопитекам, и должна потеснить человека умелого в качестве первого представителя рода Homo. Однако не ученые с этим согласны.

Откуда мы произошли? Этот вопрос человечество задает себе уже на протяжении всей истории своего существования. Наверное, еще с тех времен, когда впервые у человека появились зачатки разума и самосознания. Многие философы и великие умы пытались на него ответить.

Предлагалось множество идей и концепций. Люди спорили друг с другом отстаивая свою точку зрения, находили и приводили все новые доказательства и опровержения. Но за тысячи лет так и не смогли добраться к истине. Другой же вопрос, который вытекал из предыдущего и шел с ним на ровне – как человек развивается в социальном окружении? Как социум и культура влияют на его становление и существование? По каким закономерностям человек живет и способен жить в этом мире?

Все озвученные выше вопросы касаются человека и, чтобы ответить на них, необходимо изучать самого себя – человека. Люди изучали себя на протяжении всей истории своего существования, однако наука о человеке (антропология) появилась гораздо позже в XVIII и главным образом XIX столетии. Большой вклад в формировании этой научной дисциплины внесли философы классической и неклассической школы (И. Кант, Л. Файербах), а также представители французской философской мысли. Сама же антропология в наше время делится на несколько направлений. Так как развитием этой науки изначально занимались философы, то первое направление – это философская антропология. Эта философская школа преимущественно занималась вопросом «что есть человек? ». Ее не интересовали вопросы о происхождении человека.

Их главная цель была в познании многогранности человеческого бытия. Другое направление в антропологии, как ни странно, относится к сфере религии. Религиозная антропология пытается познать сущность человека в контексте религиозного учения. Еще одним крупным направлением в антропологии является культурная антропология. Ученые в данном направлении исследуют и сравнивают человеческие общества, культуру, народы, расы и т. д. Любая культура после себя оставляет следы – материальные изделия, которые и служат объектом изучения.

Изучение культур производится не только в горизонтальном направлении (сравнением уже существующих), но и в вертикальном (изучением культуры на всех этапах развития истории). Наконец еще одним крупным направлением является физическая антропология. Важным вопросом в этом направлении является происхождение и эволюция человека. Когда произносят слово «антрополог», то в первую очередь представляют ученого, занимающегося именно вопросом происхождения человека.

Можно заметить, что антропология находится на стыке пересечения различных областей знаний: от гуманитарного до естественнонаучного. Поэтому в настоящее время антропология рассматривает человека как биологическое существо, изменчивое во времени и в то же время проявления его биологической природы опосредованы социальной средой. Поэтому антропологи, проводя свои исследования всегда учитывают влияние среды на формирование тех или иных биологических признаков.

Так кто такой антрополог и как стать антропологом? Антропологи часто прибывают на раскопках. Чтобы понять, как изменялся человек с течением времени необходимо добывать материал для анализа. Антропологи исследуют внешние сходства и различия популяций, народностей, рас. В поле зрения антропологов попадают и конституциональные особенности человека, влияние среды и генов на формирование конституции. Здесь важно отметить еще одну сферу деятельности антрополога.

Так же предлагаем ознакомиться с профессиями агронома , лингвиста и эколога .

Всем известно, что по найденным останкам, черепам ученые проводят реконструкции – воссоздают возможные прижизненные облики найденных существ. Огромный вклад в развитие метода реконструкции внес советский ученый М. Герасимов, чьи приемы и методы используются и по сей день во всем мире. Данный метод стал популярен не только в среде ученых-антропологов, но и в среде криминалистов.

Используя этот метод удалось раскрыть огромное количество преступлений и опознать множество найденных тел и скелетов.

Плюсы работы антрополога:

Первое – это постоянные поездки по местам раскопок. Антропологу не приходится сидеть на месте. Необходимо постоянно отыскивать новые находки, поиски которых могут осуществляться в различных затерянных уголках мира, куда еще не ступала нога человека.

Второе – это бесконечное разнообразие человеческих лиц. Имея непосредственное дело с человеком антропологу постоянно приходится встречать, наблюдать и изучать представителей разных этносов и народов. То разнообразие, которое он встречает в своей работе, поражает воображение заставляя задуматься о том, какие мы все разные и в то же время какие мы все одинаковые.

Третье – это дружественный коллектив. Знаменитый антрополог С. Дробышевский, рассказывая о том почему он выбрал эту профессию, сказал, что кафедра антропологии его заинтересовала очень дружелюбным персоналом. Ведь, как он говорит, невозможно изучать человека и в то же время его не любить.

Четвертое, – как и всякая научная деятельность в этой сфере есть шанс войти в историю науки сделав невероятное открытие.

Минусы работы антрополога:

Первое – низкая зарплата антрополога. Как и всякая научная деятельность работа антрополога малооплачиваемая. Приходится постоянно вести активную научную, преподавательскую и просветительскую деятельность. За написание научных статей и монографий следует прибавка к зарплате. Написание научно-популярных книг тоже могут приносить доход. Отдельную плату можно получать оказывая помощь криминалистам анализируя костные останки с места преступления.

Второе – высокая конкуренция. Как и в любой другой научной области здесь конкуренция проявляется в стремлении сделать открытие. Также приходится находиться под шквалом критики при выдвижении собственных идей или гипотез.

Третье – трудности совмещения научной и семейной сферы. Конечно в работе антрополога совмещать семью и работу гораздо проще, тем не менее постоянные поездки по местам раскопок могут навредить семейным отношениям. Не стоит также забывать и том, что в науке запоминают имя того, кто первый сделал открытие.

Узнать о профессии больше поможет видео:



Просмотров