Кто такие готы в истории. Кто такие готы и чем они занимаются

Внешний вид – одежда и обувь, атрибутика, прически и макияж – являются одним из важнейших составляющих субкультуры. Как уже было сказано, законодателями готической моды были музыканты, на чей внешний вид ориентировались их поклонники, а так как готическая субкультура зародилась на основе панк-движения, то на начальном этапе ее существования характерное значение придавалось отдельным элементам имиджа панков – пирсингу, ирокезам и прическам в виде «шипов». Таким образом, готическая мода 80-х была более эпатажна, нежели сейчас. Большую часть вещей представители субкультуры шили себе сами, или переделывали уже купленную одежду (перекраивали, разрывали, перекрашивали, украшали нашивками, шипами, булавками), украшения также изготавливали из подручных материалов.Основными элементами и атрибутикой готического имиджа являются: черный цвет – преобладающий в одежде, характерный макияж, аксессуары: анх – древнеегипетский символ бессмертия, кресты, магические или оккультные знаки.Также внешний вид зависит от конкретного стилевого направления, к которому принадлежит гот.

Одежда гота может быть облегающей – тесной, свободной. Женщины часто носят корсеты (бархат, парча, кожа, латекс). Мужчины – преимущественно брюки и рубашки. Обувь – часто кожаные сапоги, на высокой платформе или на каблуках (у женщин – на тонкой шпильке) с высоким голенищем, или ботинки армейского типа.

Макияж используется и мужчинами и женщинами, как правило, его наносят перед посещением концертов, клубов, тематических вечеринок. Основные элементы макияжа: белая пудра, темная подводка для глаз, черная или красная губная помада. Иногда используются контактные линзы – красные, ярко-зеленые, желтые. К аксессуарам также относится пирсинг и накладные клыки, в редких случаях представители субкультуры «украшают» себя татуировками. У современных готов прически не претерпели особого изменения, представители субкультуры носят длинные волосы или волосы средней длинны, выкрашенные в черный или ярко-белый цвета, прямые или торчащие в разные стороны, в виде шипов или ирокезы – когда волосы по бокам выбривают или подстригают очень коротко, а сверху поднимают и фиксируют в виде шипов или спутывают в комок. Также некоторые представители субкультуры предпочитают одежду, стилизованную под моду XVIII-XIX веков («викторианские готы» или «романтические готы»). Женщины носят длинные платья, корсеты, вуали из кружева, перчатки, декоративные зонты. Мужчины – фраки, цилиндры, блузы, иногда трости. Иногда можно увидеть готов «вампирской» внешности, по стилю одежды они похожи на викторианских. Среди некоторых готов популярен стиль вестерн – ковбойские шляпы, кожаные жилеты, штаны с бахромой, ковбойские сапоги. Этот стиль вошел в моду благодаря группам Fields of the Nephilim и The Cult, которые использовали данный имидж, чтобы создать образ романтиков-одиночек. К данному стилю также примыкают поклонники готабилли, чей стиль одежды – ретро. Готическая мода близка по стилю к таким направлениям как, например, риветхедов или поклонников металл-музыки. Выражается это в виде аксессуаров, которые нередко носят готы – цепи, ошейники, вещи фетиш-культур. В 1990-х внутри субкультуры готов выделилось такое направление, как кибер-готы, их мода представляет собой нечто среднее между готической и индустриальной модой. Представители этого стиля носят одежду и аксксуары ярких – «кислотных» цветов, из ненатуральных тканей. В настоящее время готы не могут позволить себе постоянно поддерживать выбранный стиль в повседневной жизни, поэтому они стараются сохранять в своём облике хотя бы его отдельные элементы. Интересно отметить, что на современном этапе готический стиль используют в своих проектах кутурье различных домов высокой моды: Джон Гальяно, Александр Маккуин, Жан-Поль Готье, Ёдзи Ямамото.

Готическое мировоззрение является комплексным понятием, которое достаточно сложно описать. В целом, его можно характеризовать, как склонность к «темному» восприятию мира, некий романтико-депрессивный взгляд на жизнь, отражающийся в поведении (замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость), восприятии реальности (мизантропия, утонченное чувство прекрасного, пристрастие к сверхъестественному), отношениях с обществом (не приятие стереотипов, стандартов поведения и внешнего вида, антагонизм с обществом, изолированность от него).

Также характерной чертой большинства готов является особое, полуромантическое восприятие смерти. Также характерными чертами готов являются «артистичность» и стремление к самовыражению (проявляющаяся в работе над собственным внешним видом, создание поэзии, живописи, других видов творчества).

Важно, однако, иметь в виду, что все вышеперечисленное относится далеко не ко всем готам. Более того, можно даже сказать, что такие проявления готического мировоззрения, как состояние постоянной депрессии и тотальная замкнутость, встречающиеся довольно редко. Такое положение вещей породило условное разделение готов на два типа. Часть готов (как правило, меньшая), часто называемая на западе «Mopey Goths», характеризуются подчёркнуто серьёзным отношением к «готическому мировоззрению», однако большая часть (так называемые «Perky Goths») относятся к субкультуре менее «серьёзно». Их привлекает эстетическая сторона субкультуры, возможности самовыражения, определённые аспекты готического мировоззрения, однако они не ставят его «во главу угла». Между данными взглядами на готическую субкультуру существует определённое противоборство, которое, впрочем, не приводит к каким-либо существенным изменениям структуры готической субкультуры.

Среди этой субкультуры часто можно найти общее с культурой БДСМ , хотя причастие к одной совершенно не означает какое-либо участие в другой.

Образ го́тов

Кибер-готесса в одежде, стиль которой навеян монашеским одеянием

Готы имеют свой, узнаваемый имидж, который за последнее время претерпел значительные изменения. Как бы ни развивалась готика, остаются два неизменных основных элемента: преобладающий черный цвет одежды (иногда с элементами других цветов), а также исключительно серебряные украшения - золото принципиально не используется, поскольку расценивается, как символ обычных, избитых ценностей, а также цвет солнца (серебро - цвет луны).

В плане имиджа, ранние готы отличались от панков лишь доминирующим чёрным цветом одежды и волос (с вставками белого, красного, синего или пурпурного) и серебряными украшениями. Они носили рваную одежду и даже ирокезы, хотя у готов ирокез был обычно чёрным и намного шире, чем у панков (выбрит только по сторонам, на висках). Многие их называли Dark Punks (Темные Панки) за внешнюю схожесть и в тоже время мрачное отличие. Также готы часто использовали в одежде сетку (как правило, рукава у мужчин) и имели оригинальный стиль мэйк-апа: очень белое лицо с большим количеством чёрной подводки для глаз (и мужчины, и женщины).

Первоначально у мужчин были короткие и начёсанные волосы, но ближе к концу 80-х длинные чёрные волосы стали предпочтительнее, и теперь сбритые по сторонам и торчащие кверху волосы у готов можно встретить значительно реже, чем длинные ниспадающие. Мэйк-ап остался частью имиджа, а одежда стала более разнообразной: теперь некоторые носят одежду с влиянием XVIII - начала XIX века, другие предпочитают винил, кожу и сетку. Некоторые носят и то и другое, хотя редко одновременно. Черный и белый остаются доминирующими цветами, хотя иногда еще появляются красный, синий, пурпурный или, изредка, зеленый (чаще у кибер-готов). Наиболее используемыми материалами остаются шелк, мятый бархат, кожа, винил и сетка.

Хотя вся готическая одежда характеризуется преобладанием мрачных цветов, в своих проявлениях она весьма разнообразна: начиная от обыкновенной кожаной юбки для девушки и заканчивая шутовским нарядом арлекина для юноши. Общий контекст объединяет множество стилей и фасонов одежды, хотя кожа остаётся наиболее распространенным и универсальным материалом. Общая стилистика одежды, как правило, броская, но вместе с тем строгая, часто - с определённой эротизацией (в образе готов могут появляться также элементы фетиш-одежды). Нередко в готическом образе фигурируют те или иные романтические элементы прошлых столетий - такие, как кружева, жабо , бархат, корсеты и т. п. К примеру, девушки-готессы часто носят корсеты и длинные платья. По работам фотографа Вионы Йелегемс хорошо видны различные направления в этом стиле.

Причёска также играет весьма важную роль в имидже готов обоих полов. Это могут быть просто прямые длинные волосы, или же их поднимают гелем или собирают в большие пучки. Изредка встречаются ирокезы. Часто волосы красят в чёрный, красный, фиолетовый и белый цвета, возможно также окрашивание с прядами одного цвета на фоне другого (к примеру, красные пряди на фоне чёрных волос), однако предпочтительнее волосы естественных цветов. Мейк-ап остаётся одним из главных признаков принадлежности к субкультуре: плотный слой белой пудры на лице, чёрная подводка глаз и губ.

У девушек-готесс большое распространение получил яркий и импозантный стиль «Вамп» - плотная черная косметика, подводки, спектр цветов помады и ногтей - от ярко-красного (кровавого) до черного. У готов, работающих в среде, где нельзя себе позволить экстремальный или индивидуальный подход к имиджу, выработался стиль «корпоративный гот» (англ. Corporate Slave Goth ): чёрная деловая одежда, неброские украшения, сдержанный мейк-ап.

Атрибутика го́тов

Готическая эстетика крайне эклектична по набору часто используемых символов, здесь можно встретить и египетскую, и христианскую, и кельтскую символику. Основным символом готической субкультуры традиционно является крест анкх , египетский символ вечной жизни. Анкх вошёл в субкультуру после выхода на экраны фильма «Голод» (с Дэвидом Боуи). Также часто используются и другие египетские символы - такие как «Глаз Ра ». Эти элементы носятся и как традиционные украшения, и как нашивки на одежду или в макияже.

Христианская символика используется реже, и по большей части - в виде обычных распятий , только в более «стильном» исполнении. В частности, популярен крест св. Якова (крест-нож). Широко используются кельтские кресты и различные кельтские орнаменты (трикветр и т. п.). Достаточно обширно представлена оккультная символика - используются пентаграммы (как обычные, так и перевёрнутые), перевернутые кресты, восьмиконечные звёзды (оккультистские символы хаоса).

Также используется множество различных символов смерти - украшения с гробиками, черепами, и тому подобные. К чисто готическим символам можно отнести летучих мышей, - множество различных их изображений (связь с вампирами и с готами очевидна) помещены на сотнях связанных с готами страниц в интернете или же служат украшением самим готам.

Однако, каких-то универсальных, используемых всеми готами знаков или символов не существует - определяющими являются эстетические предпочтения конкретного гота. Украшения в подавляющем большинстве серебряные, реже - из других белых металлов (мельхиор, цинк). Жёлтый металл традиционно не используется. Форма и вид украшений весьма разнообразны, наиболее распространены кулоны, броши, кольца и перстни.

Готическая музыка

См. подробнее: Пост-панк , Готик-рок , Готабилли , Дарквэйв , Готик-метал

Влияние на готическую субкультуру началось еще очень давно, со времен Bowie, Doors и Velvet Underground, но расцвет панка в середине/конце 70х сделал существенную основу для готов, и в музыке и в имидже.

Вслед за панком в конце 70х и ранних 80х начало возникать огромное число новых и переосмысленных музыкальных стилей, и около 1978/79 стал появляться стиль, который пресса в конце 1979 стала называть «готикой».

Создателями этого музыкального стиля (которые вдохновлялись такими исполнителями как Velvet Underground и Bowie) в основном были Joy Division , Siouxsie and the Banshees , UK Decay.

Первый альбом Banshees («The Scream», Ноябрь 1978) и первый альбом Joy Division («Unknown Pleasures», Июнь 1979) во многом стали образцом для готов, с заметным отсутствием громких панковских гитар и акцентом на ритм секцию вместо этого, вместе с резким пустым звучанием.

Однако первая группа, которая может быть названа готической, была Bauhaus, которая выпустила свой первый сингл «Bela Lugosi’s Dead»в сентябре 1979. The Banshees может быть сочтена за панк, The Cure за New Wave, Joy Division за post-punk, но Bauhaus была явно готической в музыке, имидже, лирике, арте и стиле с самого первого их сингла. Во многом они были прообразом готической группы. Примерно в то же время, когда образовались Bauhaus, UK Decay отказались от своих панковских корней и стали разрабатывать свое независимое «готическое» звучание. Хотя они небыли столь популярны как Bauhaus, Joy Division или The Banshees, UK Decay были намного ближе «второй волне» готических групп и оказали заметное влияние на них.

В 1980/81 стала появляться новая волна готических групп - Danse Society, Play Dead, The Sisters of Mercy - а Cure отказались от своего New Wave звучания и создали свой уникальный «готический» саунд. В феврале 1981 Abbo из UK Decay обозначил новое музыкальное движение «готика», но прошёл ещё один год или около того, перед тем как движение действительно образовалось.

Важный период развития готического движения в полностью сформировавшуюся субкультуру был с середины 1982 до середины 1983, в котором следует особо отметить октябрь 1982, когда новое движение внезапно получило большое внимание со стороны средств массовой информации.

Дальнейшее развитие готической музыки - развитие гот рока, так как тот же дэт рок остался более консервативен. В конце 90-ых, на пике популярности готики, стали появлятся музыкальные коллективы, которые пытались подделываться под гот музыку. Начиная от пост индустриальщиков, которые становились более попсовыми, мелодичными и романтичными, и до металистов, которые так же уделяли больше мелодике. Данная музыка стала чем-то новым, что, естесвенно, привлекало к ней меломанов, однако к готик музыке и субкульутре это уже не имело никакого отношения.

В начале 90-х годов 20 столетия группа Paradise Lost своим альбомом Gothic задала новую ветвь готики - готик-метал, который моментально был подхвачен множеством других групп, таких как Tiamat, Tristania, The Sins of Thy Beloved, Theatre of Tragedy и др.

Ежегодно около 25000 следователей субкультуры съезжаются в Лейпциг на самый большой готический фестиваль Wave Gotik Treffen - WGT . Другим значительным фестивалем является M"era Luna . На територии России, Украины и Беларуси крупнейшим готическим фестивалем являеться Дети ночи .

Готические события

Готические фильмы

Сразу следует подчеркнуть, что такого понятия, как «готический фильм» в кинематографе официально не существует. Фильмы, представленные в списке ниже, в большинстве своем, относятся к жанру Ужасов.

  • «Ворон » (The Crow )
  • «Интервью с вампиром » (Interview With The Vampire )
  • «Королева проклятых » (Queen Of The Damned )
  • «Ребенок Розмари » (Rosemary’s Baby , Роман Полански)
  • «Кошмар перед Рождеством » (The Nightmare Before Chrismas , Тим Бёртон)
  • «Эдвард Руки Ножницы » (Edward Scissors Hands , Тим Бёртон)
  • «Труп невесты » (Tim Burton’s Corpse Bride , Тим Бёртон)
  • «Дракула » (Экранизации 1931 года «Дракула с Бела Лугоши», 1958 года, 1992 года «Дракула Френсиса Форда Копполы», и др.)
  • «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит » (Sweeney Todd: The Demon Barber of Fleet Street , реж. Тим Бёртон)

Готические журналы

Существует целый ряд журналов о готической музыке и субкультуре. Сделаные специально для готов и раскрывающие все разнообразие этого движения.

  • «Orkus» (Немецкий готический журнал. В основном содержит материалы о музыке)
  • «Zillo » (Немецкий музыкальный журнал «темной» направленности)
  • «Gothica » (Украинский готический журнал. Содержит статьи о музыке, кино, литературе, моде и эстетике)
  • «R.I.P. » (Российский готический журнал. Дарк-культура во всех её проявлениях)
  • «Dark Wave» (Российский готический и металл-журнал)
  • «Dark City» (Российский журнал)

Примечания

Ссылки

Статьи

  • История готической субкультуры. Кто первым употребил термин «готика» по отношению к музыке и к субкультуре.
  • Классическая готика и готическая субкультура: доверие Богу и эскапизм обществу. Канд. философских наук В. Т. Жежерун, Н. В. Замятина
  • Готиковедение: Молодёжная субкультура в частном и общем - подборка статей о субкультуре

WikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 65 человек(а).

Количество источников, использованных в этой статье: . Вы найдете их список внизу страницы.

Какое-то время вы считали себя готом, но затем вам попался форум, группа или статья в интернете, которая наталкивает вас на мысль о том, что культура готов не такая, какой вы ее считали. Теперь вы сомневаетесь в том, действительно ли вас можно отнести к готам. Каким бы стереотипам и штампам вы ни соответствовали, на самом ли деле вы часть этой практически полувековой субкультуры? Можно пройти тесты в интернете, поговорить с кучей людей или рассматривать себя в зеркале часами, но поможет ли вам это найти ответ на вопрос? Если вы серьезно намерены узнать, что является стереотипами, а что фактами, эта статья для вас.

Шаги

    Подумайте, склонны ли вы к позерству. Возможно, вы привыкли стараться чего-то достичь, но попробуйте дать честный ответ на следующий вопрос: Пытаюсь ли я стать кем-то, кем не являюсь? Если вы хотите стать частью определенного сообщества людей, впечатлить людей либо привлечь к себе внимание, вы обманываете себя. Из-за этого вы рискуете потерять себя. Можно любить одежду в готическом стиле и не быть готом. Можно слушать готическую музыку и не быть готом. Если вы заставляете себя вести себя определенным образом либо изо всех сил пытаетесь стать тем, кем вы не являетесь, лучше прекратите эти попытки, потому что вы врете себе, и это очевидно окружающим. Если вам просто нравятся отдельные элементы готической субкультуры, попытайтесь найти способ сочетать их со своим собственным стилем.

    Откажитесь от стереотипов. Готической культуре уже почти 50 лет, и все это время ее окружают многочисленные стереотипы, неверные представления и неточные слухи, что находит свое отражение в популярных источниках массовой информации. Существуют шутки и стереотипы о том, что готы пьют черный кофе, курят ароматизированные сигареты и любят абсент, а также стереотипы, которые негативно характеризуют готов, и им верят люди, которые не знакомы с этой культурой. К самым распространенным неверным слухам относятся следующие:

    • Все готы все время носят черное. Классические готы на самом деле изначально носили все черное, однако по мере развития субкультуры появились такие направления, как романтическая готика, дэт-рок (deathrock), дэт-рок ревайвл, и в одежде добавились новые цвета. Романтическая готика предполагает красные и бордовые оттенки, а дэт-рок ревайвл - белый, сиреневый, а также яркие цвета (розовый, желтый).
    • Все готы депрессивны и думают о суициде. Пожалуй, это самый неверный стереотип из всех. В разных культурах черный цвет ассоциируется с разными вещами, включая выражение депрессии, но он ей не ограничивается. Мрачная атмосфера готики возникла как реакция протеста первых готов на яркую культуру диско 70-х.
    • Готы увлечены наркотиками, алкоголем и беспорядочными сексуальными связями. Это также в корне неверно. Хотя, безусловно, среди готов порой встречаются безбашенные люди, все зависит от личности человека, а не от того, является он готом или нет. Готы так же разумны, как и другие люди.
    • Готы поклоняются сатане и злым духам. Это одна из причин, почему люди ошибочно считают готов чудаками. В большинстве случаев это не так. Среди готов есть атеисты, христиане, евреи, мусульмане, виккане (которые не верят в сатану)... Будьте собой и верьте (либо не верьте) во все, что захотите.
  1. Проанализируйте свои вкусы в музыке . Прежде всего готика - это музыка, поэтому, если вы хотите считаться готом, готическая музыка должна вам нравиться. В каждой субкультуре есть много различных нюансов, традицией и характеристик, которые делают ее собой и объединяют единомышленников. Как и метал-культура, готическая культура строится на музыке.

    • К готическим жанрам в музыке относится постпанк готик-рок, вторая волна готик-рока, дарквэйв, дэт-рок, колдвэйв, этереал-вэйв.
    • Существуют также жанры, которые нравятся многим готам, но не являются готическими. К ним относится EBM (electronic body music), индастриал (в англоязычном контексте есть особое слово для обозначения поклонников этого стиля - rivetheads) и некоторые жанры метала.
    • Некоторые считают, что готы могут слушать только готическую музыку, но это не так. Если вам нравится готическая музыка, вы можете относить себя к готам, но это не значит, что вы обязаны ограничиваться ей.
  2. Изучите различные готические жанры и определитесь со своим любимым звучанием.

    • К постпанк готик-року относятся такие группы, как Bauhaus, Sex Gang Children, Southern Death Cult, Siouxsie and the Banshees, а также другие группы, которые находятся на стыке постпанка и более мрачного готик-рока. Эти исполнители считаются классическими основателями готического направления в музыке. Чаще всего эти названия упоминаются в описаниях жанра и приводятся в качестве рекомендаций.
    • Вторая волна готик-рока началась с появлением The Sisters of Mercy. Они заменили минималистический гитарный звук постпанка на почти хардроковое звучание. Ко второй волне относятся такие группы, как The Merry Thoughts, Dreamtime, Star Industry, The Mission, Nosferatu, Fields of the Nephilim и прочие.
    • Дарквэйв - это жанр, который был синонимичен готик-року до тех пор, пока группы не начали использовать в своей музыке драм-машины и несколько синтезаторов. Представителями этого жанра считаются Xymox, Switchblade Symphony, Black Tape For a Blue Girl, Diva Destruction и другие.
    • Дэт-рок, зародившийся на западном побережьи США, является более атмосферной и гнетущей версией панка. Когда дэт-рок-коллективы стали более популярными и начали ездить в туры, они оказали влияние на британскую готическую сцену. К этому жанру относятся 45 Grave, Christian Death, Bloody Dead and Sexy, Alien Sex Fiend, Kommunity FK и другие.
    • Колдвэйв зародился во Франции и Бельгии в 70-х годах. В 1977 году Siouxsie and the Banshees описали свою музыку как «холодную, машинную и страстную одновременно». К представителям этого направления можно отнести Marquis de Sade, Asylum Party, Twilight Ritual.
    • Этереал-вэйв вырос из дарквэйва. Чаще всего это направление описывается словами «потустороннее» и «готическое». Ярче всего звучание этого жанра выражено в творчестве UK 4AD. В этом стиле также работали ранние Dead Can Dance с большим количеством гитары, Cocteau Twins и This Mortal Coil.
  3. Подумайте о своих предпочтениях в одежде. Мода всегда была частью любой субкультуры, однако она второстепенна, поскольку на первом месте находится музыка. Вопреки распространенному мнению, готическая мода берет истоки из стиля первых готических музыкантов, а не из викторианской или эдвардианской эпохи. Готическая мода определялась и популяризировалась такими личностями, как Питер Мерфи, Дейв Вэниан, Сьюзи Сью, Патриция Моррисон, Джонни Мелтон (группа Specimen) и Роберт Смит. К классическим готическим аксессуарам относятся:

    Уделите внимание волосам. Волосы готов выглядят особым образом. Есть несколько вариантов причесок, которые могут вам подойти.

    Займитесь макияжем. Как и мода, готический макияж основывается на том, какой макияж делали первые готы. Например:

    Познакомьтесь с единомышленниками и начните посещать готические фестивали, ночные клубы и концерты. Безусловно, если у вас такая возможность. Разговаривайте с людьми и спрашивайте у старших единомышленников, какой субкультура была раньше. Регулярно проводится фестиваль Wave-Gotik-Treffen в Лейпциге (Германия) и Whitby Goth Weekend в Уитби (Великобритания). На фестивалях можно погрузиться в субкультуру и без страха носить готическую одежду, а также рассказывать о себе.

  4. Сходите в магазин секонд-хенд и соберите свой наряд. Когда субкультура готов только зарождалась, у людей не было магазинов с нужной им одеждой. Они проявляли изобретательность и собирали наряды из того, что могли найти в магазинах подержанных вещей, поэтому единого стиля в те времена не было (хотя в итоге все стали выглядеть похоже). Поскольку панк-культура предполагает изготовление одежды своими руками, готы тоже этим занимаются и будут продолжать заниматься. Начните экспериментировать с одеждой. Используйте недорогие вещи, чтобы их не было жалко испортить. На YouTube и в различных блогах есть пошаговые инструкции, которые помогут вам сделать вещи. Ниже мы приводим несколько простых идей:

    • Купите нашивки с названиями любимых групп или сделайте их самостоятельно и пришейте к одежде.
    • Купите или изготовьте значки с названиями любимых групп.
    • Научитесь делать украшения. Их можно даже продавать и зарабатывать деньги.
    • Разрежьте старую одежду на куски и пришейте заплатки на свои вещи. Кусочки ткани с клеткой или леопардовым рисунком будут хорошо смотреться на черной куртке.
    • Купите булавки и придумайте с ними что-нибудь. Застегивайте одежду на булавки или делайте из них рисунки на одежде.
    • Обесцвечивайте вещи в отбеливателе, чтобы получились интересные рисунки.
    • Оставайтесь верны себе. Вы не обязаны никому ничего доказывать.
    • Не заставляйте себя носить готическую одежду постоянно. Даже первые готы носили такие вещи только по особым случаям, а не каждый день.
    • Помните, что готический стиль в музыке и в других сферах - это разные вещи. Готика в архитектуре появилась в 12 веке во Франции, в литературе - в 18 веке. Готика в музыке описывает современную пост-панк культуру.
    • Не переживайте, если у вас нет возможности посещать готические концерты, клубы или фестивали. Вы можете поддерживать эту субкультуру, покупая музыку и рассказывая о ней другим.
    • Такие направления, как викторианская готика, пастельная готика, киберготика и прочие, являются отдельными субкультурами и течениями. Они не являются продолжением классической готики, а скорее просто используют слово «готика». Но это не значит, что вам нельзя носить вещи соответствующего стиля. Просто знайте, что если вы носите вещи в стиле пастельной готики, это значит, что вы носите вещи в стиле пастельной готики, но это не делает вас готом.
    • Готическая субкультура включает в себя музыку и иногда моду, однако вы можете быть не только готом. Занимайтесь теми хобби, которые вас привлекают, включая спорт. Каждый человек - это сложная личность, а не одномерный персонаж.
    • Помните, что такие группы, как Marilyn Manson, Slipknot, Asking Alexandria, не считаются готическими. Они относятся к металу, но это не должно вам как готу мешать слушать их.
    • Постарайтесь оценивать группы, не пытаясь привязать их к тому жанру, в котором вам хотелось бы их видеть. Жанры определяются звучанием, а не текстами (если только группа не говорит об обратном). Готика в музыке - это определенный жанр со своим звуком. Это же касается дарквэйва и этереал-вэйва.

    Предупреждения

    • Если вы совсем юны или еще ребенок, окружающие люди могут обвинить вас в позерстве, в том числе и другие готы. Не обращайте на это внимания и верьте в себя. Готы просто устали, что другие пытаются всеми силами походить на них и относятся к этой субкультуре с неуважением и предвзято. Но если вы знаете, кто вы на самом деле, мнение других людей не будет иметь значения.
    • Если вы не похожи на других, возможно, вы столкнетесь с травлей. Но помните, что в этом нет вашей вины. То, что вы гот, никак не вредит другим людям, и вы не можете отвечать за действия других людей. Не бойтесь обратиться за помощью к юристу, если вы столкнулись с дискриминацией. Также не бойтесь обратиться в полицию, если вы стали жертвой преступления.
    • Если вам нравится готический стиль, это не делает вас настоящим готом, особенно если вы предпочитаете движение молл-готов из 90-х или слушаете музыку, которую все считают готикой, хотя на самом деле это метал (некоторые жанры иногда относят к готике, включая нью-метал, симфоник-метал, блэк-метал, дэт-метал, металкор и прочие).

После передачи на АРИ-ТВ по теме «Политический миф норманизма» с моим участием, от зрителей поступили вопросы, и первый из них о готах: кто такие готы и откуда они взялись? Но я начну мой ответ с разъяснения – откуда они взяться не могли, и не могли они «взяться» как раз с юга Швеции. Так считают сейчас шведские медиевисты. И основания у них для этого очень серьезные, поскольку этот миф был долгое время частью их истории, на нем воспитывалось национальное самосознание шведов в течение нескольких веков, когда они жили горячей верой в то, какое у них было великое готское прошлое.

Шведский историк Нордстрём так передавал эйфорическое чувство, вызванное в шведском обществе историозодчеством готицизма: «Ни один из народов Европы, помимо классических народов, не мог предъявить прошлое, полное столь дивных испытаний в мужестве, как мы – потомки готов. Это придало нашему патриотизму новый элемент мужества, как раз в преддверии державного периода XVII в., когда, так казалось его современникам, возродились заново героические силы готов. Но до этого только из исторической памяти черпали шведское национальное чувство и историческая фантазия подлинную пищу. Благодаря трудам историков, благодаря популярным рассказам об исторических судьбах отечества, благодаря небольшим сочинениям для простонародья, благодаря красноречию политиков и учёных, благодаря поэзии, театру – великое множество форм использовалось для того, чтобы запечатлеть в шведском народном сознании представление об истории отечества с блистательной героическая сагой о «древних готах», в которой отразилось совершенное проявление силы и способности нашего народа… С такой историей мы чувствовали себя аристократией Европы, которой предопределено владычествовать над миром » (выделено мной – Л.Г. ).

Здесь необходимо подчеркнуть, что всё это говорилось об истории миражной, об истории или великом прошлом, которого никогда не было в действительности. Вернее, сами по себе исторические события, связанные с готами, происходили, конечно, но они не имели никакого отношения к шведам, поскольку происходили в истории других народов.

Современная шведская медиевистика не рассматривает более юг Швеции как прародину древних готов, откуда они якобы переселялись на европейский континент. Пересмотр готицистских концепций начался, собственно, давно. Итог первого этапа был подведён в конце 1980-х гг. шведским историком Ларсом Гарном: «Поскольку у нас нет чётких данных о существовании готского королевства (götarike), то приходилось обращаться к географическим наименованиям и строить выводы на их основе… Поскольку источников мало, и они скудны, то и исследовательские работы были невелики числом и скромны по результатам… Общепринятым и распространённым было только предположение о том, что Вэстергётланд была древней областью поселения гётов, и что гёты издревле проживали и в Вэстрегётланд, и в Эстергётланд. Однако никакого подтверждения в источниках этому не находилось». 1

И здесь речь идёт только лишь о картине расселения гётов на юге Скандинавии в первом тысячелетии н.э., то есть в исторически обозримое время, и то его не удаётся определить более или менее чётко. Что касается древних времен, то современные шведские учёные пришли постепенно к мысли о том, что не юг Скандинавии являлся той прародиной готов, откуда они расселялись по свету.

Шведские историки Томас Линдквист и Мария Шёберг пишут о том, что даже имя шведских гётов сложно анализировать: «Схожесть его с именем готов породила в XV в. убеждение в том, что готы были выходцами из Гёталандии. Это представление сыграло важную роль в становлении национального самосознания. Однако сам вопрос о происхождении готов из Скандинавии всегда оставался дискуссионным и вызывал сильные сомнения у учёных». 2

Линдквист и Шёберг – одни из ведущих шведских медиевистов, сотрудники Гётеборгского университета. Книга, из которой я привела цитату, – учебник для шведских студентов – будущих историков. И приведенные мысли не новы – также учили и меня, когда я, переехав в Швецию более двадцати лет тому назад, решила пройти курс шведской истории по шведской программе. Уже тогда на лекциях по шведской истории говорили: прежнее отождествление готов и шведских гётов сейчас отвергается наукой. Т.е. уже как минимум более двадцати лет тому назад мысль о том, что готы не выходили с юга Швеции , сделалась хрестоматийной в шведских программах по истории.

Теперь откуда же они выходили? Вернемся с этим вопросом к шведским медиевистам. Вот совершенно определённое высказывание по этому вопросу другого ведущего шведского медиевиста, известного историка Дика Харрисона, одного из редакторов и авторов последнего издания «Истории Швеции»: «Как письменные источники, так и археологический материал дают основание полагать, что древние предки готов – или вернее говоря, те, кто ранее других стал именовать себя готами – в период до Рождества Христова проживали на территории современной Польши. Разумеется, у них были контакты с другими народами в районе Балтийского моря, но определить, какие этнические группы населяли в это время Скандинавию, решительно невозможно (выделено мной – Л.Г.)». 3 По этому же поводу австрийский медиевист, известный исследователь в области готской тематики, Х. Вольфрам заметил: «…И Австрия, как считали в позднем Средневековье, называлась когда-то Готией (Gothia)». Он же напомнил, что идея северной прародины готов, конкретно отождествляемая со Швецией, закрепившаяся под влиянием готицизма в западноевропейской науке шла вразрез с данными античных источников. Согласно античным авторам «первая Gutthia-Гоτθια античной этнографии, в любом случае, находится на Чёрном море, будь то в Крыму, на Керченском полуострове или, что наиболее вероятно, в сегодняшней Румынии». 4

От себя хочу добавить, что поскольку топонимика хранит следы присутствия той или иной этнической группы, то, по всей видимости, шведские гёты были или северной периферией континентальных готов, или одной из групп континентальных готов, отселившихся в Скандинавию с европейского континента в какой-то период. Надо учитывать также, что физическая география Балтийского региона имела другой вид в первые века эпохи в сравнении с концом первого тысячелетия.

А закрепление таких названий как Скандинавия, Скандинавский полуостров за полуостровом, где расположены современные Норвегия и Швеция – дела не так давно минувших дней, и политические мифы готицизма сыграли здесь свою роль.

Не вдаваясь во все детали истории появления названия Скандинавия, стоит напомнить, что названия Scandia, Scandinavia, сейчас использующиеся как синонимы, хоть и в разных контекстах, изначально имели каждый свою пеструю историю, уходящую к античным авторам. Название Scandia было придумано греками, и в «Илиаде» относилось к древнему городу на острове Кифера (один из кандидатов на родину Афродиты), а также к ряду островов на Средиземноморье.

Впервые как название островов на Севере Европы оно было использовано Плинием Старшим (23-79 гг.), который назвал Скандией остров/группу к северу от Римской Британии. Этот же автор говорит о Скандинавии (Scatinavia) как об острове рядом с кимврами, и явно речь идет о каком-то другом острове/островах. Птолемей под именем Scandia описывал остров в группе островов (Scandiae islands) к востоку от полуострова кимвров, т.е. примерно там же, где Плиний размещал остров Scatinavia. Несколько позднее, в послептолемеевское время, Scandia стала синонимом для Terra Scania, т.е. для нынешнего полуострова Сконе (Skåne), что и закрепилось в средневековье.

Данный рассказ можно было бы насытить большим количеством подробностей, но все это, в принципе, известный материал. Хотелось бы, однако, заметить, что разнобой в сведениях и смешение названий может быть объяснен не только недостатком сведений о Северной Европе. Имеется немало данных античных авторов, из которых видно, что север Европы был освоен древним миром через Восточную Европу, издавна были изучены водные пути, известны были гидрографические изменения, связанные, как сейчас понятно, с трансгрессиями и регрессиями уровня водоемов, происходившими в различные периоды.

Например, Диодор Сицилийский (вторая половина I в. до н.э.) в рассказах о Скифии и Кавказе привёл следующие известия, восходящие к мифам об аргонавтах: «Не малое число как древних, так и позднейших писателей (между ними и Тимэй) рассказывают, что когда Аргонавты после похищения руна узнали, что Эит своим кораблями занял устье Понта, то совершили удивительный и достопамятный подвиг: проплывши вверх по реке Танаиду до его истоков и перетащивши в одном месте корабль по суше, они уже по другой реке, впадающей в Океан, спустились к морю и проплыли от севера к западу, имея сушу по левую руку; очутившись недалеко от Гадир, они вступили в наше море…». 5

Эти известия повторяются в рассказе Антония Диогена (вероятно, I в. н.э.): «В рассказ вводится некто по имени Диний, из любознательности отправившийся путешествовать из отечества вместе с сыном своим Димохаром. Через Понт и затем от Каспийского и Ирканского моря они прибыли к так называемым Рипэйским горам и устью реки Танаида, затем вследствие сильной стужи повернули к Скифскому океану, достигли даже Восточного океана и очутились у восхода солнца, а оттуда объехали кругом внешнее море в течение долгого времени и среди разнообразных приключений… Они прибыли и на остров Фулу и здесь на время остановились в своих странствиях». 6

Путешествия с юга на север через Восточную Европу осуществлялись с древности, но менялась геофизика, поэтому те группы островов, которые описывали древние и античные авторы, могли либо исчезнуть, погрузившись на дно Арктического шельфа, либо их рельефы сильно изменились. А названия сохранялись в «базе данных», и в другие времена им находилось иное применение.

Названия Скандия и Скандинавия пережили «третью молодость» благодаря труду Иордана, в VI в. написавшего свой знаменитый труд об острове Скандза, который он с отсылкой к Птолемею разместил на «просторах Северного океана» и прославил как остров, откуда вышли готы. Произведение Иордана достигло пика своей популярности во время распространения готицизма, т.е. в XV-XVI вв., и особенно прославился после публикации труда шведского писателя Иоанна Магнуса «История всех королей свеев и готов». Труд этот был опубликован братом писателя Олаусом Магнусом, автором известной книги по географии и этнографии народов Северной Европы. Олаус Магнус создал в приложение к этому труду не менее знаменитую карту Carta Marina (1539), где впервые поместил название Scandia на месте современной Швеции, которую его брат прославил как прародину готов. По крайней мере, на карте немецкого картографа Николауса Германуса (1420-1490), приложенной им к «Космографии» Птолемея, опубликованной в 1467 г., это название не обнаруживается применительно к той территории, где можно предположить нынешний Скандинавский полуостров. Закрепление названия Скандза, Скандинавия, такое привычное нам сегодня, происходило, судя по всему, как раз в десятилетия, когда стал набирать силу шведский и немецкий готицизм.

Привожу в подтверждение отрывок из работы немецкого картографа XVI в. Якоба Циглера «Скондия» (Schondia), опубликованную в 1532 г., c описанием севера Европы: «Относительно Гёталанд, Свеяланд и Финляндии, а также Лапландии, которая простирается до Северного полюса, кроме того – Гренландии, Херсонеса (Chersonesus) и острова Туле я получил разъяснения от достойнейших готских епископов Иоанна Магнуса Упсальского и Петера Вэстеросского, с которыми я сдружился во время моего пребывания в Риме и провел с ними много времени. Упсальский епископ еще до моего приезда начал писать свои комментарии относительно Скандинавии и давал мне их для прочтения».

Но со времени создания карты Олауса Магнуса и до окончательного закрепления названия Скандинавия за нынешним полуостровом прошло еще какое-то время. По крайней мере, в XVII в. на месте названия Скандия на шведских самодельных эскизах к картам можно было увидеть и название Гиперборея. Следовательно, у нас нет четких географических данных о том, какой остров имелся в виду Иорданом, а также какие острова имелись в виду античными авторами под названиями Скандия или под Scatinavia. Что касается Terra Scania или Сконе, то она точно не подходит как место исхода готов, поскольку в раннее средневековье была населена данами, а не шведскими гётами .

Таким образом, ответ на вопрос о том, откуда выходили готы, в соответствии с выводами западноевропейской медиевистики, включая и скандинавскую, таков: те, кто ранее других стал именоваться готами, проживали на территории современной Польши или несколько южнее. Как выглядел ландшафт Центральной Европы в раннее средневековье, следует изучить отдельно .

Теперь рассмотрим вопрос о том, кто такие готы. И для начала ознакомимся с тем, какую реакцию миф о шведо-готах вызывал у современников, т.е. у западноевропейских историков XV-XVI вв. В своих публикациях (например, и ) я рассказывала о том, что образ Швеции, как прародины готов, разрабатывался целым рядом представителей шведского готицизма, самой крупной фигурой среди которых был вышеупомянутый Иоанн Магнус. Большую часть своей жизни И. Магнус провел за пределами Швеции, в европейских центрах гуманизма, где ревностно стремился отстаивать идею древности Швеции и её особую миссию. Магнус с юности посвятил себя духовной карьере и в 1517 г. как полномочный шведский легат был направлен в Рим, где сразу же оказался вовлечённым в водоворот идейного противоборства, царившего в Италии и окрашенного «антиготской» пропагандой итальянских гуманистов. 7

И. Магнус никогда больше не возвращался на родину, поскольку отрицательно отнесся к реформаторской политике шведского короля Густава Вазы и не пожелал отказаться от католицизма и признать лютеранство, что поставило его в оппозицию к королю. Здесь же в Риме он взялся за перо и начал писать свою историческую феерию о готах – древних предках шведских королей. Над этим произведением И. Магнус работал до самой смерти в 1544 г., хотя первый вариант был завершён уже в 1540 году. Опубликовано оно было братом И. Магнуса, Олафом Магнусом под названием «Historia de omnibus Gothorum Sveonumque regibus» в 1554 г. в Риме. Это произведение принесло И. Магнусу посмертную славу среди западноевропейской образованной публики, а в будущем оно сыграло злосчастную роль для русской истории, сделавшись одной из изложниц норманизма.

Что побудило И. Магнуса стать песнопевцем и глашатаем шведского готицизма? В первую очередь, конечно, объективный ход развития западноевропейской идейно-политической жизни XV-XVI вв., тон которой задавали итальянские гуманисты и их информационная война против немецкоязычного населения Священной Римской империи, которая велась в форме так называемой антиготской пропаганды, т.е. в форме осмеяния истории и культуры североевропейских стран. Почему эта пропаганда велась в форме предъявления абсурдных исторических счетов немецкоязычному населению как «готам»?

Так ведь на войне как на войне! Пропаганда должна быть простой и доходчивой. Тем более что в среде населения немецких городов постоянно присутствовал раздражавший римско-католическую церковь фон протеста против «папской тирании». А если к этому прибавить зажиточность и яркую культуру немецких городов, то все оно приходилось под стать и образовывало достойную мишень для пропагандистского обстрела. Бренд «гото-германские варвары» стал лепиться итальянскими гуманистами из известных еще с античных времен названий готов (готонов, гутов) и германцев как общего названия для североевропейских варваров. Это было тем более удобно, что оба имени имели смутное происхождение и запутанную историю, о чем будет сказано ниже.

Много сделал для внедрения этого бренда в общественное сознание такой итальянский гуманист как Флавио Бьондо (1392-1463). Он был секретарем папской канцелярии и, естественно, человеком, искушенным в словесной казуистике. Как все итальянские государственные и церковные деятели эпохи Возрождения, он уделял много внимания воссозданию «светлого прошлого» итальянцев, написал несколько трудов по римской истории, в которых неуклонно проводил мысль о том, что причиной крушения Римской империи было готское завоевание или нашествие германских варваров. 8

Короче, о терминах договариваются, и итальянские гуманисты стали дружно и споро использовать термин «гото-германские варвары» в стремлении доказать историческую «вину» немецкоязычного населения Священной Римской империи в разрушении великой античной культуры. Именно эта информационная война вывела из круга забвения и поставила на всеобщее обозрение труд Иордана «Getica».

Обнаруженная Э. Пиколломини в 1450 г. рукопись труда Иордана в 1515 г. была впервые опубликована немецким гуманистом Конрадом Певтингером. Но еще в рукописи она быстро стала вводиться в научный оборот немецкими и шведскими историками. Немецкий теолог и историк Кранц (ум.1517 г.) создал свою «Датскую, шведскую и норвежскую хронику», где значительная часть была посвящена истории готов, взятой из рукописи Иордана. В 1470 г. шведский историк Эрик Олай написал латиноязычную историю готских правителей – выходцев из Скандии/Швеции. В 1455 г. была обнаружена рукопись сочинения Тацита «Германия», и в 1519 г. труд Тацита был издан эльзасским историком Беатусом Ренанусом. Все это раскручивало маховик ревностного изучения источников, которые могли бы ослабить или полностью опровергнуть обвинения итальянских гуманистов. Но это была новая тенденция, вызванная к жизни политикой. Однако в то время оставалась и научная традиция, которая встретила эту «новоготскую» историографию с насмешкой.

В 1517 г. вышел труд польского историка М.Меховского «Трактат о двух Сарматиях», где автор, согласно с античной традицией, упоминал и готов, как народ, живший у Чёрного моря и в Малой Азии, откуда они и начали завоевания и миграции. И. Магнус сразу же отреагировал письмом протеста Меховскому, поскольку усмотрел в его работе посягновение на идею происхождения готов из Швеции. Интересно привести несколько фрагментов из письма Магнуса:

Нет новости, более захватывающей и пленительной для меня, гота, или если это более отвечает Вашему пониманию, – шведа, чем та, которая знакомит с новым исследованием, затрагивающим происхождение готов, и от которого мы вправе ожидать достоверности и основательности в стремлении достичь ясности в данном вопросе. Я всегда испытывал глубокий интерес к чтению работ исторических писателей и космографов… прежде всего с особым рвением стремился я получить полное знание о том, откуда ворвались в жизнь так называемые готы – этот варварский, несущий гибель и разложение, безбожный народ.

О всеведающий господь! Мы видим, что известнейшие историки и географы античности, упоминая готов, со всей определённостью говорили, что они вышли из королевства Швеции – моей родины.

Если кто-то может опровергнуть свидетельства о том, что эти готы были шведы, то мне бы хотелось, чтобы были приведены истинные или хотя бы надуманные основания.

Не раз доводилось мне вступать в дискуссии и споры с чужестранцами о том, какими качествами обладают разные народы. Но как только они узнавали, что я – готский человек, то говорили, что готов надо опасаться, что варварам следует молчать, а славянам – исчезнуть на веки вечные; с выражениями омерзения и проклятиями в адрес отродья этого безбожного народа сообщали они со всей непререкаемостью, что его потомков надо избегать, как змеиное семя…

Явно из этих соображений, которые должно понимать, как добродетель, мои вышеназванные предки – готы, когда они приобщились к святым обычаям христианской религии, то, оставляя свои языческие заблуждения и привычки, захотели поменять и своё языческое имя – готы на шведов и решили, что области, которые были известны под именем Готии, с этих времён получили имя Швеции… 9

Как видим, ход мысли Магнуса прост: мы всегда знали, что мы – готы, но стали скрывать древнее имя под названием Швеция, боясь людских проклятий. Стоит обратить также внимание на то, что несколько десятилетий раскручивания идеи о Швеции как прародине готов привели к тому, что И. Магнус уверовал в наличие древних источников, подтверждавших эти идеи, в то время как таких источников не имелось.

На это и указал Меховский, опубликовав письмо Магнуса вместе со своим язвительным ответом на него, где написал, что для него очевидно, что его молодой друг начитался россказней старинных писателей о громадном густонаселённом острове Скандия, где проживало множество народов. Но что говорят ему его собственные впечатления? По дороге в Рим он мог собственными глазами убедиться, насколько мала и бедна его Скандинавия. Да, знающие историки сообщали об исходе готов из Готии, но никто не писал, что это была Швеция или Финляндия! Как же он или другие представители готицизма смогут когда-нибудь доказать, что вестготы и остготы вышли из тех его двух областей, которые носят созвучные названия, хотя нет ни одного датского, шведского или готского источника того периода? Не можете вы предъявить шведского источника от тех времен, ибо их нет, и что было в прошлом Швеции, предано забвению. «Счастья Вам! Найдете что-нибудь стоящее, то напишите». 10

Уничижительный ответ Меховского, предполагает Юханнессон, послужил, возможно, тем импульсом, под воздействием которого И. Магнус обратился к написанию шведской истории или истории о конунгах готов и свеев в духе готицизма. Главными «источниками» для него стали его шведский предшественник Эрик Олай, который отождествлял Швецию с островом Скандия или прародиной готов, завоевавших Рим, и немецкий историк Кранц, также популяризировавший сведения из труда Иордана, т.е. немецкий и шведский готицизм. Вот и все «источники».

Таким образом, мы видим, что идея о Швеции как прародине готов была запущена в жизнь силою политических интересов, а историческая наука сразу же стала смеяться над этой идеей . М. Меховский, помимо основательного знания античных и западноевропейских авторов эпохи Возрождения, опирался и на сильную польскую историографию. Следует напомнить, что одним из наиболее авторитетных польских летописцев, повлиявших на последующие поколения историков, являлся Ян Длугош (1414-1480), крупнейший знаток исторических источников, прекрасно знавший и историю Восточной Европы.

Поэтому, начиная выяснять вопрос о том, кто же такие готы, надо четко представлять себе обрисованную диспозицию: вопрос о готах в XV-XVI вв. оказался разделенным между двумя сферами – сферой научных исследований и сферой политических интересов, где научные сведения не отвечали политическим запросам. Политика, естественно, перетянула, а наука была на долгое время предана забвению. Как это произошло, иллюстрируется следующей историей, из которой видно, какое значение шведская корона придавала успешному развитию политического мифа о Швеции как прародине готов.

Среди ученых людей, с издевкой воспринимавших версию о шведо-готах, был шведский историк и прославленный реформатор шведской церкви Олаф Петри (1493-1552). Причем за эту критику он чуть было не поплатился жизнью. Петри был правой рукой шведского короля Густава Ваза в деле утверждения лютеранства в Швеции. Но король был кровно заинтересован и в создании солидного исторического труда, который показал бы генетическую связь шведской истории с историей древних готов. Попытки приписать историю древнего народа готов как пролог к шведской истории предпринимались ещё при предшественниках Густава Вазы и уже тогда использовались в обоснование особых политических амбиций шведских правителей, которые для их осуществления нуждались в исторической доктрине, обосновывавшей превосходство Швеции среди других скандинавских стран. Героическое прошлое готов как прямых предков королей Швеции в качестве преамбулы к панораме шведской истории, было созвучно этим целям.

Когда король Густав Ваза осознал потребность в использовании идеи «светлого прошлого», хотя бы и выдуманного, для разработки консолидирующей общество идеологии, то понятно, что в роли такого политтехнолога виделся Олаф Петри. Это ему, а не диссиденту и невозвращенцу Иоанну Магнусу приуготовлялась самой судьбой стать первым лицом на ниве взращивания официальной шведской истории, имея в виду его положение как одного из наиболее авторитетных шведских проповедников лютеранства и благодаря этому – его близости к королю Густаву Вазе. Король, естественно, ожидал, что «мастер Олуф», так верно послуживший ему в деле введения в Швеции лютеранства, выступит и создателем политически корректного труда, который закрепил бы за Швецией сиятельный венец прародины готов и дал бы молодой династии Ваза древние корни. О. Петри взялся за работу, и в течение 1530 – 1540-х годов создал труд «Шведская хроника», который и преподнес королю. 11

Но «Шведская хроника» Петри вызвала гнев короля, поскольку в этой работе, по словам шведского исследователя Йорана Сальгрена, Петри обнаружил полное отсутствие национального тщеславия, а в XVI в., пронизанном шовинизмом, его поиски истины не могли быть поняты. Что здесь имелось в виду, какую истину искал О. Петри? Все очень просто: «мастер Олуф» написал очерк реальной истории Швеции в древности, такой, какой он ее знал (как и Меховский). Вот несколько выдержек из нее:

Следует знать, что в наших шведских хрониках довольно мало достоверных сведений о том, что было у нас в действительности во времена, предшествовавшие христианству. В жизни наших предков мало было событий, о которых стоило написать, а в некоторые времена и вообще писать было не о чем. То немногое, что было, записывалось при помощи единственного письма, имевшегося в нашей стране в прежние времена и которое сейчас называется руническими буквами.

Только руническим письмом могли быть сделаны какие-то немногие записи, ибо латинское письмо, которым мы пользуемся сейчас, пришло к нам вместе с христианскими миссионерами. И когда был принят латинский шрифт, то прежнее письмо оказалось забытым, а вместе с ним забытым оказалось почти всё, что было на нём написано… У нас нет надежных сведений о том, писали ли наши предки что-либо значительное руническим письмом или нет, поскольку до нас дошло очень мало достоверного от дохристианского периода. Одна датская хроника (скорее всего, имеется в виду Саксон Грамматик – Л.Г.) много рассказывает о том, что было в прежние времена в трёх наших королевствах, и рассказ уводит в глубокую древность. Но вряд ли у ее автора есть для этого основания, ибо и в Дании совершают ту же ошибку, что и у нас, стараясь в древности истории отыскать величие как награду потомкам. Но ужасно думать, что при этом истина ускользает от нас, а этого писатели хроник должны опасаться пуще всего…

Весьма сомнительно, чтобы у нас в прежние времена были какие-либо письменные источники. Однако хорошо известно, что у наших предков, как у греков и латинов, имелись в обиходе поэтические вирши и сказки, которые слагались в честь выдающихся мужей, отличившихся подвигами и великими деяниям… рассказы расцвечивались фантазиями и словесами, героям приписывались почести и регалии… Первые составители датских и шведских хроник положили в их основу многое из старых россказней, песен и других вымышленных сочинений, оставшихся от прежних времён и изложили всё это письменно, хотя неизвестно, что было на самом деле, а что нет… И поскольку у нас, шведов, нет ни одного старинного исторического сочинения, как у некоторых других народов, то нет у нас и достоверных сведений ни о происхождении нашего шведского народа, ни о том, какой Швеция была в древности.

В общеизвестных исторических трудах рассказывается о Готском королевстве и о времени его возникновения. Но разве можно хоть сколько-нибудь серьёзно думать, что эти рассказы касаются гётов, которые сейчас живут в Швеции? Те старинные готы (хотя такие ли уж и они старинные, как некоторые полагают?) или тот народ, который первым стал называться готами, никак не мог быть тем самым народом, который жил у нас в Швеции. Этот народ проживал на месте нынешней Венгрии или несколько южнее. Страна готов находилась там ещё с древности, со времени после Потопа, и об этом есть много письменных свидетельств. Вряд ли они переселились туда из нашей страны. Более правдоподобно, что часть их некогда переселилась оттуда к нам и осталась здесь. Но всё это точно неизвестно, гадательно, нам не определить, что было достоверным в те далёкие времена, поэтому лучше этим не заниматься совсем, чем брести наугад…

Эх, и разъярился же Густав Ваза, прочитав простодушные откровения «мастера Олуфа». Ведь «Шведская хроника» Петри даже не ставила под сомнение основополагающую для готицизма идею отождествления Швеции с прародиной готов, она просто-напросто уничтожала ее, не оставляя от мифа камня на камне! И ради чего?! Истина ему, видите ли, нужна?! Правдоискатель, интеллигент! В тюрьму, поганца, на плаху! А королю что делать?!

Ведь совсем недавно – в 1523 году – Густав Ваза принял в своё управление страну, разорённую и залитую кровью в бесчисленных сражениях и битвах между представителями шведской знати и королями Кальмарской унии – выходцами из Дании, Поморско-Мекленбургского дома или Баварии. Первый период его правления был отмечен рядом крупных восстаний в разных областях Швеции, что было реакцией на ужесточённую налоговую политику, а также на религиозную реформу и введение лютеранства вместо католичества. Для объединения растерзанной страны в функционирующий организм Густаву Вазе как воздух нужна была соответствующая идеология, или, как сказали бы сейчас, национальная идея. Мысль о том, что объединяющая национальная идея – это детище национальной истории, представленной картинами славного прошлого народа, уже более полутораста лет осваивалась западноевропейским гуманизмом. Именно такой труд – блистательную героическую сагу о «древних готах» ожидали от Олафа Петри.

А Петри стал в позицию блаженного правдоискателя и пустился в рассуждения о том, что, дескать, кто ж его знает, что было в древности в Швеции: культуры у нас не было, письменных источников тоже, рифмоплётство одно да руническая письменность, так на ней не очень разбежишься сочинять, а если что и было, так всё это к нам с континента пришло, а не наоборот, от нас – туда. Неумение понять запросы момента обошлось «мастеру Олуфу» дорого: он был обвинён в том, что в своей хронике пытался навеять в умы подданных короля «яд измены» («förgiftigh otrooheet»), и приговорён к смертной казни.

Приговор, правда, не был приведён в исполнение, король помиловал Петри (все-таки почти «основоположник» лютеранства в Швеции), приговорив уплатить большой штраф, и тот даже продолжил свою карьеру религиозного деятеля и писателя. Но властителем исторических дум шведского общества «мастер Олуф» так и не стал. Густав Ваза запретил печатать его «Шведскую хронику», расценив ей как вредное произведение. После смерти Петри король наложил арест на его архив, подозревая, что там могут находиться другие «тайные» хроники неблагонадёжного содержания, которые следует взять под контроль для того, чтобы «этот М. Олуф (как если бы он был величайшим врагом Швеции) не мог бы более выставлять Швецию на осмеяние, оплёвывание и поругание, как он уже сделал, написав эту свою хронику (т.е. «Шведскую хронику» – Л.Г. )». 12

Таким образом, правдивая, основанная на источниках концепция истории Швеции, представленная Олафом Петри, была объявлена поруганием шведского прошлого, а сам автор – врагом народа. В качестве официальной истории Швеции была утверждена выдуманная история И. Магнуса о готах – прямых предках шведских королей, и на ней стали воспитываться поколения шведов, вызывая то эйфорическое чувство, о котором говорится в цитате Нордстрёма в начале статьи.

Труд Магнуса получил общеевропейскую популярность. Он издавался в Базеле в 1558 г., в Кёльне в 1567 г. и стал постепенно одним из наиболее популярных сочинений. Современник Магнуса, датский профессор Ханс Мюнстер с неудовольствием писал в 1559 г. из Лондона, что история о королях готов и свеев раскупается в Лондоне нарасхват, и вместе с этим распространяются среди доверчивых иностранцев беспочвенные вымыслы «великого Гота» (т.е. И. Магнуса), и что датскому королю тоже следует найти автора, способного создать подобный труд о Дании.

Этими общеевропейскими путями как часть шведского политического мифа Магнусова история о готах из Швеции пришла и в Россию в XVIII в. Но если в Швеции в последние десятилетия историческая мысль отказалась от фантазий И. Магнуса и признала, фактически, правильность взгляда О. Петри на древнюю историю Швеции, то в России за них держатся с упорством, достойным лучшего применения, и именно российские археологи – последний приют Магнусовых фантазий.

Напомню слова Д. Харрисона о том, что как письменные источники, так и современный археологический материал опровергают исход готов или тех, кто впервые стал называть себя готами (очень важная оговорка!) из Швеции. Бросим и мы беглый взгляд на известные источники, чтобы увидеть, в каком контексте и в каком обществе встречается там имя готов и благодаря этому определить, кто называл себя готами – необходимое уточнение вопроса «кто такие готы?» И как их имя соединилось с именем германцев?

У византийского историка VI в. Прокопия Кесарийского мы встречаем, например, упоминание имени готов и в качестве отдельного этнонима, и в качестве собирательного названия для многих народов: «В прежние времена готских племён было много, и много их и теперь, но самыми большими и значительными из них были готы, вандалы, визиготы и гепиды». 13

А вот германцы у Прокопия Кесарийского не отождествляются с готами: «Вандалы прежде жили у Меотиды. Страдая от голода, они направились к германцам, называемым теперь франками, и к реке Рейну, присоединив к себе готское племя аланов». 14

Итак, мы видим, что в V-VI вв. многие народы могли выступать под общим именем готов: вандалы, аланы, но не германцы. О германцах и готах в этот период говорили как о разных народах или разных группах народов, составлявших разные этнополитические общности. Кроме того, в то время была известна традиция связывать происхождение готов с савроматами и меланхленами: «В прежнее время, правда, они (готы – Л.Г.) назывались савроматами и меланхленами». 15

О восточноевропейском происхождении готов напоминал М.Ю. Брайчевский, отмечая, что причерноморских готов нельзя рассматривать как «чистых» германцев и что для позднеантичных авторов готы были аборигенами причерноморских степей, а их этноним в источниках выступал синонимом названия «скифы». 16 У готского историка Иордана (середина VI в.) готы – преемники фракийских гетов, у византийского же историка Феофилакта Симокатты (начало VII в.) геты отождествлялись со склавинами.

Вот ещё пример из Прокопия Кесарийского: «Вандалов и аланов Гизерих (король вандалов в 428-477 гг. – Л.Г.) разделил на отряды… Говорят, однако, что число вандалов и аланов в прежние времена не превышало пятидесяти тысяч… Затем лишь благодаря рождению у них детей и присоединению к ним других варваров они дошли до такого многолюдия… Но имена аланов и других варваров, кроме маврусиев, были поглощены именем вандалов». 17

Известный австрийский медиевист и исследователь истории варваров Х. Вольфрам отмечал, что с первого упоминания имени «готы» античными источниками между 16 и 18 гг. н.э., в течении нескольких столетий это имя охватывало самые различные народы. Были периоды, когда имя готов исчезало. Например, между временем Птолемея и 60-ми гг. III в. оно перестало встречаться в источниках, а потом появилось опять как этноним, сменивший название «скифы». Однако, просуществовав ещё какое-то время, оно снова кануло в Лету, так нигде и не образовав средневековой народности и достаточно рано превратившись в миф, доступный каждому.

Пёстрая история имени готов (включая многочисленные формы его проявления, в частности, как Gutones, Guten, Gothicus в титуле императора Клавдия II, Gutans, Gauthigoth , дакийский топоним Gothia и пр.) подводит к выводу, что носители этого имени жили в симбиозе со многими народами, растворяясь в других народах, и как отметил Вольфрам, так и не образовали собственной народности, зато сделались рассадником исторических мифов. Большей частью народы, носившие имя готов, могли локализоваться в Восточной Европе или в Центральной и Южной Европе, т.е. повторяя слова Брайчевского, готы никогда не являлись «чистыми» германцами, поскольку носители этого последнего имени были исходно связаны с севером Европы. Но и имя «германцы» в раннее средневековье также время от времени исчезало, растворяясь в других именах и народах, чтобы через какое-то время появиться опять, вызванное политической волей.

В приведённом выше отрывке из Прокопия Кесарийского мы видим, что имя германцев к VI в. растворилось в имени франков. За полтысячи лет до Прокопия Кесарийского мы встречаем описание германцев у Тацита в его знаменитом сочинении «Германия». 18

Согласно сведениям Тацита, имя германцев было известно в двух значениях. Во-первых, оно упоминается античным историком как древнее родоплеменное название одной из этнических групп, жившей на восточном берегу Рейна и прославившейся тем, что её члены первыми потеснили галлов, перейдя на западный берег Рейна. Во-вторых, оно стало известно как совокупное название всего населения в силу военных успехов носителей имени германцев («название племени возобладало и распространилось на весь народ», – читаем в «Германии» Тацита). История обычная и легко проецируемая на истории многих стран и времён: несколько этнических групп в качестве общего совокупного названия получают или принимают имя одного из членов данной общности.

Немецкий историк Х. Шульце охарактеризовал германцев на рубеже эпох как «варваров с ужасного туманного Севера, которые спасались бегством от немилости природы… стремясь поселиться в пределах Римской империи, и которые участвовали в её защите. В Риме этих северных варваров называли германцами, именем, которое Цезарь перенял от галлов. Те, в свою очередь, именовали так дикие народы, пытавшиеся вторгнуться в Галлию из-за Рейна, а Цезарь от их названия произвёл обозначение области по ту сторону Рейна и Дуная, назвав её Германией (Germania). Слово «германец» было не более чем указанием на выходцев из малоизвестных мест к востоку от Рейна. Учёные спорят и поныне об этнической и языковой однородности германцев». 19

Идея этнической и языковой однородности Германии Тацита – конструкция представителей немецкого готицизма XVI века. Именно тогда, отмечает Вольфрам, понятие «Germanus» было приравнено к понятию «Deutsch». Эту «однородность» и сконструировали представители немецкого готицизма – историки Иреник, Пиркхеймер и другие, использовав бренд итальянских гуманистов о гото-германцах, к которым немецкие готицисты подсоединили и шведов. Это была искусственная конструкция, но благодаря ей готицизм обретал свою легенду, свой концептуальный костяк.

Это, что касается письменных источников. По поводу современного археологического материала хочется напомнить, что такое изобретение как парус появился в странах Скандинавского полуострова только на рубеже VII-VIII вв., и этот факт следует учитывать при реконструкции событий начала нашей эпохи, связанных с выходцами из скандинавских стран вкупе с морскими экспедициями. Относительно же истории народов, населявших территорию современной Швеции, то тут особо следует учесть, что , только суда, пригодные для прибрежного плавания. Кроме того, если судоходство так или иначе связывается с королями свеев, то о гётах, «зажатых» между данами и свеями, один из крупнейших шведских историков Курт Вейбуль высказался, как о народе сухопутном: «Все, что известно о шведских гётах, не дает оснований считать их морским народом». 20

О чем это говорит? Это говорит о том, что все прежние утверждения о морских экспедициях выходцев из скандинавских стран, относящихся к древним временам, требуют дополнительного и дополнительного исследования .

К какому выводу подводит рассмотренный материал? Достаточно очевидно, что имя готов связано с историей варваров так называемой эпохи Великого переселения народов, где основная сцена – Центральная Европа и юг Восточной и Западной Европы, а не Скандинавский полуостров. Общности, которые возникали и исчезали в то сумбурное время, основывались не на биологической общности, а на авторитете удачливого военного предводителя. История этих общностей, по словам Вольфрама, уравнивает «понятия «народ» и «войско», оставаясь тем самым на почве исторической действительности… источники подтверждают принципиальную полиэтничность gentes. Они не являются «целыми» народами; они никогда не охватывают всех возможных членов одного рода, а всегда являются смешанными; их возникновение – вопрос не кровного родства, а внутреннего устройства. Поначалу это означает не больше, чем объединение и поддержание единства разнородных групп, составляющих варварское войско. Вожди и представители «известных», то есть тех семей, которые вели свою родословную от богов и могут соответствующими успехами доказать свою харизму, образуют «традиционные центры притяжения», вокруг которых возникают новые племена: благодаря им этнические общности дробятся и изменяют свой состав. Кто относил себя к этой традиции, по рождению или в результате испытаний, тот был частью gens, то есть членом общности, имеющей общее происхождение не по крови, а по преданию». 21

Следовательно, история носителей имени готов – это история тех непрочных полиэтнических образований, которые жили как «войско», а не как «народ». В бурливом водовороте событий имя переходило от родоплеменного названия к группе народов, а народ, рождённый в древности с одним именем, мог менять его и продолжать жить под другим. Только наиболее сильные этнополитические организации пережили это «смутное время» и, переплавив в своих горнилах неустойчивые общности, стали к концу названной эпохи образовывать народы и государства. Готов среди таких сильных этнополитических не оказалось.

И если бы не особое стечение политических обстоятельств, возможно, имя готов тоже осталось бы одним из многих варварских имен, знания о котором не выходили бы за орбиту академической образованности.

Правда, есть одно обстоятельство, над которым стоить поразмыслить. Готские правители уделяли большое внимание переложению событий своей жизни и деятельности в форму историописания. Возможно, такими же были и другие правители варваров, возможно, мы просто знаем о готах больше, чем о других. Но тем не менее. Осталось, например, свидетельство о том, что король вестготов Эврих высказывал заинтересованность в написании истории готов Аполлинарием Сидонием (430-486 гг.), прославленным галло-римским писателем и поэтом, дипломатом, епископом Клермонта. Сидоний отклонил предложение. Вольфрам выразил сожаление по этому поводу, поскольку, по его сведениям, Сидоний обладал серьезными и точными познаниями относительно истории королей вестготов и мы могли бы избавиться от многих «возможно» при изучении истории готов. Но именно точные познания и стали причиной того, что Сидоний отклонил предложение Эвриха, а также того, что Эврих принял этот отказ. История королей вестготов была написана более чем через сто лет архиепископом Исидором Севильским.

Но мы пользуемся, как известно, историей Иордана, пересказавшего труд Кассиодора, служившего при дворе Теодориха Великого и писавшего в 538-539 гг. Ни одного фрагмента труда Кассиодора до нас не дошло, а дошла только его характеристика своего произведения, как попытка связать историю готов и римлян, для чего он использовал полузабытые варварские легенды. Эти «легенды» пересказал Иордан, упомянув от себя о неких «древних песнях» готов, на которые он опирался. Такое описание истории возникновения основного труда о готах очень напоминает возникновение Магнусова труда о готах, которых он в свою очередь пытается «связать» со шведскими королями.

Потому в современной медиевистике наблюдается не только критический пересмотр мифа о готах как выходцах из Скандинавии, но и добротность источника, из которого этот миф вырос, а именно «Гетики» Иордана. Об этом можно прочитать в статье Д.С. Конькова – «Гетика» Иордана – готское историческое предание или конъюнктура эпохи: современное состояние изучения проблемы .

И совсем напоследок: коль скоро история готов разными нитями привязана к древнерусской истории, то российским медиевистам пора критически переосмыслить то, что сейчас известно о готах и четко отделить историческую субстанцию от призрака истории, созданного фразами.

Лидия Грот,
кандидат исторических наук

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями!

54 комментария: Кто такие готы и откуда они взялись?

    Vlad-rzn говорит:

    • Евгений Нефёдов говорит:

      • Евгений Нефёдов говорит:

        СергейС говорит:

        • Евгений Нефёдов говорит:

          • Владимир. говорит:

            • Евгений Нефёдов говорит:

              • Владимир. говорит:

                • Евгений Нефёдов говорит:

                  • Владимир. говорит:

                    • Евгений Нефёдов говорит:

                      Владимир говорит:

                      • Евгений Нефёдов говорит:

                        СергейС говорит:

                        • Евгений Нефёдов говорит:

                          Павел Николаевич Аристархов говорит:

                          • Евгений Нефёдов говорит:

                            • Владимир. говорит:

                              • Евгений Нефёдов говорит:

Усилившийся натиск германских племён на границы Римской империи со времени Маркоманской войны был неслучаен. Их самих вытесняло со старых территорий ог-ромное племя готов, пришедшее из Скандинавии. О своей родине готы вспоминали в легенде, сохранённой их историком Иорданом. Под предводительством конунга Берига готы высадились на трёх кораблях в устье нынешней Вислы. Один из кораблей был менее поворотлив, и от готского слова gepanta - ленивый происходит название отде-лившегося от готов племени гепидов. Потомки бравых мореходов, прибывших на бы-строходных кораблях, разделились позже на остготов и вестготов. По легенде, в прав-ление пятого конунга после Берига, когда численность племени значительно возросла, готы решили двинуться в южную Скифию. Дойдя до широкой реки, они построили мост, и половина пришельцев перешла на другой берег. После чего мост рухнул, а по-чинить его не смогли. Часть племени (вестготы) ушла на запад. Остальные (остготы) обосновались на восточном берегу.

Идея рухнувшего моста так понравилась историку Г. В. Вернадскому, что он конкре-тизировал: переправа готов через Днепр произошла возле будущего города Киева. Его немецкие коллеги склонны считать, что в легенде упоминается не Днепр, а Днестр или Прут. Вряд ли теперь удастся установить истину. Из более достове рных данных из-вестно, что вестготы разгромили в 251 г. на Дунае легионеров римского императора Деция. А остготский конунг Эрманарих, которого называют “готским Александром Македонским”, подчинил себе почти всю Восточную Европу: земли мордвы и мери, верховья Волги, степи до Крыма и сам Крым”.

В середине III века, достигнув разными маршрутами Черного моря, готы стали стро-ить корабли и совершать набеги на южных соседей. Они проходили проливами в Сре-диземное море, грабили Грецию и Малую Азию. В Эфесе они сожгли прекрасный храм Артемиды, одно из семи греческих “чудес света”. А причину того, что вестготы и ост-готы так и не объединились, Л. Н. Гумилев усматривает не в рухнувшем мосте, а в со-перничестве рода Амалов - “благородных” – предводителей остготов с Балтами “смелыми” – предводителями вестготов.

Восхваляя верховного германского бога Вотана (Одина), готы поначалу не мешали поверженным ими народам поклоняться собственным богам. Не обратили они внима-ния и на христианство, постепенно вытеснявшее другие религии в Римской империи. При Константине Великом, перенесшем свою столицу из Рима в Константинополь, христианство было объявлено государственной религией. А в 325 г. на Никейском со-боре римскому императору пришлось стать верховным судьёй в споре приверженцев двух христианских проповедников: Афанасия и Ария. Афанасий настаивал на равенст-ве Бога-отца и Бога-сына. Арий же утверждал, что рождённый от Бога Христос всё же чуть ниже в священной иерархии. Этот “процессуальный” вопрос несколько веков оп-ределял судьбу многих германских племён.

Арианские проповедники первыми оказались среди готов, подошедших к римским границам. Им активно помогали местные священники, особенно из среды греческих пленных, захваченных германцами. Среди них самым знаменитым стал Вульфила, отец которого был готом, а мать - греческой христианкой. Он получил готское имя (Wulfila – волчонок), с детства свободно владел тремя языками: готским, греческим, латинским и служил лектором (низшая должность священника) в одной из немногочисленных у го-тов христианских церквей. Он переводил Библию с греческого на готский, для чего пришлось заметно расширить язык старинных германских рун. Именно тогда появи-лись в немецком заимствованные из греческого Kirche, Biskoff, Pfaffe и немало других слов.

Отправленный с одним из вестготских посольств в Константинополь, Вульфила был замечен Евсевием, в ту пору духовным лидером ариан и одним из самых могуществен-ных людей империи. Он по достоинству оценил труд переводчика и, минуя промежу-точные должности, сразу произвел тридцатилетнего пресвитера в епископы. Вернув-шись в 341 г. в родное племя, Вульфила продолжал проповедовать христианство. Его Библия способствовала утверждению среди многих германцев арианской веры, что привело к длительной вражде германских “еретиков” с жителями империи, в которой вскоре победила римская церковь приверженцев Афанасия.

Вульфиле пришлось бороться за свою веру сразу на двух фронтах. Римская церковь стала преследовать “арианскую ересь”, а вестготские поклонники Вотана даже вынуди-ли епископа увести своих единоверцев на земли Римской империи. Император Кон-станций - сын Константина Великого выделил общине земли в провинции Мёзия, и там её застал через два века Иордан, писавший историю готов. Он назвал Вульфилу в своём труде “Моисеем готов”. До наших дней не дожила ни одна из книг этой первой герман-ской Библии. Самым древним считают экземпляр, переписанный в Равенне в 520 г., который хранится в университете города Упсала в Швеции. Часть букв там написана серебряной краской, и манускрипт поэтому называют “Серебряной Библией”.

Арианская “ересь” продолжала проникать в германские племена, и вскоре к дунай-ской границе ушла ещё немалая часть вестготов. Они просили римлян разрешить им жить в империи, которая к концу IV века разделилась на Западную и Восточную. Полу-чив разрешение, Фридигерн, вождь отделившихся вестготов-ариан, перешёл с 200 ты-сячами единоверцев на “римский” берег Дуная. Здесь римские чиновники стали оби-рать переселенцев и создали им столь невыносимые условия жизни, что вестготы взбунтовались. Их предводителей убили во время “мирных переговоров”. Спасшийся Фридигерн поклялся отомстить римлянам за коварство. Он начал опустошать Фракию, и на его усмирение отправился лично император Валент. При Адрианополе в 378 г. произошло сражение основных сил римлян с восставшими. Вестготы одержали победу, почти полностью уничтожив римское войско. Погиб и сам Валент.

А с востока планомерно надвигались огромные орды гуннов. Кочевники разрушили восточную “империю готов” - Gotenreich, и старый конунг Эрманарих в 375 г. покончил с собой. Этот год принято считать началом “Великого переселения народов” Европы.



Просмотров