Нимёллер Мартин - биография. Значение нимеллер, мартин в энциклопедии третьего рейха Споры о знаменитой поэме

Мартин Фридрих Густав Эмиль Нимёллер (нем. Martin Friedrich Gustav Emil Niemoller) (14 января 1892, Липштадт, Германия — 6 марта 1984, Висбаден, Западная Германия) — протестантский теолог, пастор протестантской евангелической церкви, один из самых известных в Германии противников нацизма, президент Всемирного совета церквей, лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1967).

Во время Первой мировой войны Нимёллер был командиром подводной лодки, получил медаль «За заслуги».

После войны посвятил себя изучению богословия и в 1924 году был посвящён в духовный сан. В 1931 году назначен пастором в богатый приход в берлинском районе Далем.

Нимёллер придерживался твёрдых националистических и антикоммунистических убеждений, поэтому поддержал приход к власти Гитлера.

Однако, к 1937 году стало очевидно, что Гитлер не собирается терпеть «засилие религии», и на протестантскую церковь начались серьёзные гонения. Не избежал их и Нимёллер.

Тогда он меняет своё отношение к Гитлеру и открыто — в отличие от большинства церковнослужителей — выступает с критикой фюрера. «Больше мы не можем хранить молчание, повеленное человеком, когда Господь велит нам говорить. Мы должны повиноваться Господу, а не человеку!», — заявляет он на проповеди 27 июня 1937 в Берлине, ставшей для него последней.

Нимёллер оказался в заключении. 3 марта 1938 чрезвычайный суд по государственным преступлениям обвинил Нимёллера в «скрытых нападках» на государство и приговорил его к 7 месяцам заключения в специальной тюрьме для должностных лиц и штрафу в 2000 марок за «злоупотребление проповеднической деятельностью и сбор прихожан в церкви».

Однако на свободу Нимёллер так и не вышел. Отсидев вместо семи месяцев восемь, он, почти сразу после выхода из тюрьмы, подвергся «превентивному аресту» гестапо.

До конца войны Нимёллер заключён в лагеря, сначала в Заксенхаузен, а затем в Дахау. В 1945 году был освобождён войсками союзников.

Нимёллер неоднократно заявлял о признании вины за преступления нацистов, глубоко раскаивался в своих первоначальных убеждениях. Широко известно стихотворение Мартина Нимёллера «Когда они пришли…», переведённое на десятки языков:

«В Германии они сначала пришли за коммунистами, но я не сказал ничего, потому что не был коммунистом. Потом они пришли за евреями, но я промолчал, так как не был евреем…
Потом они пришли за членами профсоюза, но я не был членом профсоюза и не сказал ничего. Потом пришли за католиками, но я, будучи протестантом, не сказал ничего. А когда они пришли за мной — за меня уже некому было заступиться».

Точный текст этих слов был подтвержден женой Нимёллера.

В послевоенные годы Нимёллер известен не только как деятель протестантской церкви, но и как борец за мир и разоружение. В 1952 году он побывал в Москве.

НИМЕЛЛЕР, МАРТИН

(Niemoeller), протестантский теолог, пастор протестантской евангелической церкви, один из самых известных в Германии противников нацизма. Родился 14 января 1892 в Липштадте, Вестфалия. Во время 1-й мировой войны командир подводной лодки (лейтенант ВМФ), награжден медалью "За заслуги". После войны изучал богословие, в 1924 посвящен в духовный сан. В 1931-37 был пастором богатой берлинской церкви в Далеме. Убежденный националист и ярый антикоммунист, Нимеллер, как и многие пасторы-протестанты, вначале приветствовал приход Гитлера к власти и вступил в нацистскую партию. Но его разочарование в нацизме наступило, когда Гитлер стал утверждать главенство государства над церковью. Возглавлявший Конфессиональную церковь Нимеллер противился вмешательству нацистов в дела церкви и основал при поддержке многих пасторов Германии т. н. Пфарренбунд (см. Пасторский союз).

27 июня 1937 в Берлине при огромном стечении прихожан состоялась последняя проповедь Нимеллера в Третьем рейхе: "Больше мы не можем хранить молчание, повеленное человеком, когда Господь велит нам говорить. Мы должны повиноваться Господу, а не человеку!". Гитлер пришел в ярость, когда ему сообщили о проповеди Нимеллера. Он многие годы ненавидел пастора, воспринимая его проповеди как политическую агитацию, в то время как верующие, и католики, и протестанты, считали Нимеллера национальным героем. 1 июля 1937 Нимеллер был арестован и заточен в Моабитскую тюрьму в Берлине. Чтобы разделаться с Нимеллером, Гитлер решил использовать вместо гестапо обычную юридическую систему. Суд (т. н. зондергерихт - чрезвычайный суд, ведающий делами о преступлениях против государства) начался после неоднократных отсрочек 3 марта 1938. Обвиняя Нимеллера в "скрытых нападках" на государство, суд приговорил его к 7 месяцам крепости (привилегированная тюрьма для должностных лиц) и штрафу в 2 тыс. марок за "злоупотребление проповеднической деятельностью и сбор прихожан в церкви". Взбешенный мягкостью приговора, Гитлер заявил, что Нимеллеру "следует сидеть до тех пор, пока он не посинеет", а всему составу суда пригрозил наказанием. Отсидев 8 месяцев, т. е. на месяц больше срока, Нимеллер был отпущен, чтобы вновь быть арестованным, на этот раз уже гестапо, "в превентивном порядке". До конца 2-й мировой войны Нимеллер содержался в концентрационных лагерях, сначала в Заксенхаузене, а затем в Дахау, где он находился вместе с бывшим австрийским канцлером Шушнигом, банкирами Тиссеном и Шахтом, а также с членами королевских домов Филиппом Гессенским и Фридрихом Прусским. В 1945 Нимеллер был освобожден союзными войсками. Выступая в 1946 в Женеве, Нимеллер признал вину Германии за военные преступления. В 1947-64 он был епископом реформированной евангелической церкви Гессе-Нассау, последовательно выступая за мир и ядерное разоружение. В 1952 он посетил Москву, а в 1967 Сев. Вьетнам.

Энциклопедия третьего рейха. 2012

Фридрих Густав Эмиль Мартин Нимеллер родился 14 января 1892 года в немецком городе Липштадте. Он был известным немецким пастором, который придерживался религиозных взглядов протестантизма. Кроме того, он активно пропагандировал антифашистские идеи в период Второй мировой войны и выступал за мир во время Холодной войны.

Начало религиозной деятельности

Мартин Нимеллер получил образование морского офицера и во время Первой мировой войны командовал подводной лодкой. После войны он командовал батальоном в Рурской области. Теологию Мартин начинает изучать в период с 1919 по 1923 год.

В начале своей религиозной деятельности он поддерживал антисемитскую и антикоммунистическую политику националистов. Однако уже в 1933 году пастор Мартин Нимеллер выступает против идей националистов, что связано с приходом Гитлера к власти и его тоталитарной политикой гомогенизации, согласно которой необходимо было исключить из всех протестантских церквей служащих, имеющих еврейские корни. Из-за навязывания этого "арийского параграфа" Мартин вместе со своим другом Дитрихом Бонхеффером создает религиозное движение, которое резким образом выступало против национализации немецких церквей.

Арест и концентрационный лагерь

За свое противодействие контролю нацистов над религиозными учреждениями Германии Мартин Нимеллер был арестован 1 июля 1937 года. Состоявшийся 2 марта 1938 года трибунал осудил его за антигосударственные действия и приговорил к 7 месяцам тюрьмы и штрафу в 2000 немецких марок.

Поскольку Мартина задержали на 8 месяцев, что превышало срок его осуждения, то он сразу же после суда был освобожден. Тем не менее как только пастор покинул зал суда, то сразу же был арестован снова организацией Гестапо, подчинявшейся Генриху Гиммлеру. Связан этот новый арест был, вероятнее всего, с тем, что посчитал наказание для Мартина слишком благосклонным. В результате Мартин Нимеллер с 1938 по 1945 год находился в заключении в и Дахау.

Статья Льва Стейна

Лев Стейн, компаньон Мартина Нимеллера в тюрьме, который был освобожден из лагеря Заксенхаузен и иммигрировал в Америку, написал статью о своем сокамернике в 1942 году. В статье автор излагает цитаты Мартина, которые последовали на его вопрос о том, почему он изначально поддержал партию нацистов. Что сказал Мартин Нимеллер на этот вопрос? Он ответил, что сам часто задает его себе и каждый раз, когда это делает, сожалеет о своем поступке.

Также он говорит о предательстве Гитлера. Дело в том, что у Мартина была аудиенция с Гитлером в 1932 году, где пастор выступал официальным представителем от Протестантской Церкви. Гитлер поклялся ему защищать права церкви и не издавать антицерковные законы. Кроме того, народный вождь пообещал не допустить погромов против евреев на территории Германии, а лишь ввести ограничения на права этого народа, например отнять места в правительстве Германии и так далее.

Также в статье говорится о том, что Мартин Нимеллер был недоволен популяризацией атеистских взглядов в довоенное время, которые поддерживали партии социал-демократов и коммунистов. Именно поэтому Нимеллер возлагал большие надежды на те обещания, которые ему дал Гитлер.

Деятельность после Второй мировой войны и заслуги

После своего освобождения в 1945 году Мартин Нимеллер вступил в ряды движения за мир, в числе членов которого оставался до конца своих дней. В 1961 году он был назначен президентом Всемирного Совета Церквей. Во время войны во Вьетнаме Мартин сыграл важную роль, выступая за ее прекращение.

Мартин способствовал утверждению Штутгартской декларации вины, которая была подписана немецкими протестантскими лидерами. В этой декларации признается, что церковь не сделала все возможное, чтобы ликвидировать угрозу нацизма еще на начальных стадиях его формирования.

Холодная война между СССР и США во второй половине XX века держала весь мир в напряжении и страхе. В это время Мартин Нимеллер отличился своей активностью за поддержание мира в Европе.

После ядерной атаки Японии в 1945 году Мартин назвал президента США Гарри Трумэна "худшим мировым убийцей после Гитлера". Сильное негодование в США также вызвала встреча Мартина с президентом Северного Вьетнама Хо Ши Мином в городе Ханой в самый разгар войны в этой стране.

В 1982 году, когда религиозному деятелю исполнилось 90 лет, он сказал, что начинал свою карьеру политика в качестве жесткого консерватора и теперь он активный революционист, а затем добавил, что если он доживет до 100 лет, то, возможно, станет анархистом.

Споры о знаменитой поэме

Начиная с 1980-х годов, Мартин Нимеллер стал хорошо известен как автор поэмы "Когда нацисты пришли за коммунистами". Поэма повествует о последствиях тирании, которой никто не противостоял в момент ее формирования. Особенностью этой поэмы является оспаривание многих ее точных слов и фраз, поскольку она по большей своей части была записана из речи Мартина. Сам же ее автор говорит, что ни о какой поэме речь не идет, это всего лишь проповедь, которая была произнесена во время Святой Недели в 1946 году в городе Кайзерслаутерне.

Считается, что мысль о написании своей поэмы пришла к Мартину после того, как он посетил концлагерь Дахау уже после войны. Поэма впервые вышла в свет в печатном виде в 1955 году. Отметим, что автором этой поэмы по ошибке часто называют немецкого поэта Бертольта Брехта, а не Мартина Нимеллера.

"Когда они пришли..."

Приведем ниже максимально точный перевод с немецкого языка поэмы "Когда нацисты пришли за коммунистами".

Когда нацисты пришли, чтобы забрать коммунистов, я молчал, потому что я не был коммунистом.

Когда посадили в тюрьму социал-демократов, я молчал, потому что я не был социал-демократом.

Когда они пришли и стали искать профсоюзных активистов, я не протестовал, потому что я не был профсоюзным активистом.

Когда они пришли, чтобы забрать евреев, я не протестовал, поскольку я не был евреем.

Когда они пришли за мной, уже не было никого, кто мог бы протестовать.

Слова поэмы ясно отражают настроения, которые царили в умах многих людей в период становления фашистского режима в Германии.

(Niemoeller), протестантский теолог, пастор протестантской евангелической церкви, один из самых известных в Германии противников нацизма. Родился 14 января 1892 в Липштадте, Вестфалия. Во время 1-й мировой войны командир подводной лодки (лейтенант ВМФ), награжден медалью "За заслуги". После войны изучал богословие, в 1924 посвящен в духовный сан. В 1931-37 был пастором богатой берлинской церкви в Далеме. Убежденный националист и ярый антикоммунист, Нимеллер, как и многие пасторы-протестанты, вначале приветствовал приход Гитлера к власти и вступил в нацистскую партию. Но его разочарование в нацизме наступило, когда Гитлер стал утверждать главенство государства над церковью. Возглавлявший Конфессиональную церковь Нимеллер противился вмешательству нацистов в дела церкви и основал при поддержке многих пасторов Германии т. н. Пфарренбунд (см. Пасторский союз).

27 июня 1937 в Берлине при огромном стечении прихожан состоялась последняя проповедь Нимеллера в Третьем рейхе: "Больше мы не можем хранить молчание, повеленное человеком, когда Господь велит нам говорить. Мы должны повиноваться Господу, а не человеку!". Гитлер пришел в ярость, когда ему сообщили о проповеди Нимеллера. Он многие годы ненавидел пастора, воспринимая его проповеди как политическую агитацию, в то время как верующие, и католики, и протестанты, считали Нимеллера национальным героем. 1 июля 1937 Нимеллер был арестован и заточен в Моабитскую тюрьму в Берлине.

Чтобы разделаться с Нимеллером, Гитлер решил использовать вместо гестапо обычную юридическую систему. Суд (т. н. зондергерихт - чрезвычайный суд, ведающий делами о преступлениях против государства) начался после неоднократных отсрочек 3 марта 1938. Обвиняя Нимеллера в "скрытых нападках" на государство, суд приговорил его к 7 месяцам крепости (привилегированная тюрьма для должностных лиц) и штрафу в 2 тыс. марок за "злоупотребление проповеднической деятельностью и сбор прихожан в церкви".

Взбешенный мягкостью приговора, Гитлер заявил, что Нимеллеру "следует сидеть до тех пор, пока он не посинеет", а всему составу суда пригрозил наказанием. Отсидев 8 месяцев, т. е. на месяц больше срока, Нимеллер был отпущен, чтобы вновь быть арестованным, на этот раз уже гестапо, "в превентивном порядке". До конца 2-й мировой войны Нимеллер содержался в концентрационных лагерях, сначала в Заксенхаузене, а затем в Дахау, где он находился вместе с бывшим австрийским канцлером Шушнигом, банкирами Тиссеном и Шахтом, а также с членами королевских домов Филиппом Гессенским и Фридрихом Прусским. В 1945 Нимеллер был освобожден союзными войсками.

Выступая в 1946 в Женеве, Нимеллер признал вину Германии за военные преступления. В 1947-64 он был епископом реформированной евангелической церкви Гессе-Нассау, последовательно выступая за мир и ядерное разоружение. В 1952 он посетил Москву, а в 1967 Сев. Вьетнам.

В последнее время среди евреев стали очень популярны слова Мартина Нимёллера:
"В Германии они сначала пришли за коммунистами, но я не сказал ничего, потому что не был коммунистом.
Потом они пришли за евреями, но я промолчал, так как не был евреем.
Потом они пришли за членами профсоюза, но я не был членом профсоюза и не сказал ничего. Потом пришли за католиками, но я, будучи протестантом, не сказал ничего. А когда они пришли за мной - за меня уже некому было заступиться." (точный текст подтвержден женой М.Нимёллера)
Диапазон задетых струн в еврейской душе простирается от еврейских поселенцев Эрец Исраэль до охочих к поучениям популяризаторов всяческих знаний. Но этого мало: искаженные на еврейский лад слова пастора- антифашиста печатают в виде поэмы и даже на стене Яд ва-Шем !
В статье "Катастрофа," помещенной в одной американской русскоязычной газете написано следующее: "Ну а те, что не были палачами, что стояли в стороне и молча наблюдали за происходящим, понимали ли они, что являются, по меньшей мере, соучастниками? Пастор Немоллер (sic!) понимал: "Вначале пришли за евреями и я ничего не сказал"...
[В той же статье: "400 тысяч немцев состояли в смешанных браках с евреями." К 31 декабря 1942г. смешанных браков было: в Старом рейхе 16 760, в Австрии 4 803, в протекторате 6 211, всего - 27 774. Report by SS-Statistician Korherr, April 19, 1943 NO-55193, R. Hilberg. The destruction of the European Jews]

Кем же был добрый пастор?

"Мы говорим о "вечном жиде" и в нашем воображении всплывает образ беспокойного страника, не имеющего дома... Мы видим высокоодаренный народ, вырабатывающий идеи для блага всего мира, но все это отравлено и приносит ему только презрение и ненависть, потому что время от времени мир замечает обман и по своему мстит за это." Это сказал в 1937г. с амвона церкви один из самых прославленных противников нацизма протестанский пастор Нимёллер. Тут же, не называя их, он клеймит нацистов, сравнивая их... с евреями: евреи отвественны не только "за кровь Исуса и кровь его посланников," но и "за кровь всех погубленных праведников, подтвердивших святую волю Б-га против тиранической воли человека."
Выходит, евреи хуже нацистов: они, носители вечного зла, в союзе с дьяволом погубили мириады. Зато после войны пастор сказал слова, которые вместе с привелигированной отсидкой в "der Bunker der Prominente" в Дахау и Заксенхаузене, завоевали ему место в вымышленном пантеоне немецких борцов с нацизмом, и даже звание защитника евреев.
Капитан подводной лодки в годы Первой мировой войны, потом пастор, он
поддерживает Гитлера, но не желая отрекаться от христанской религии, которую нацисты хотели заменить языческим мифами, становится его противником. Из лагеря пастор-патриот пишет Гитлеру, просясь на фронт. Освобожденный американцами, он принимает участие в написании "Stuttgarter Schuldbekkentnis," поднимающей вопрос коллективной вины немцев. Как говорится, - птичку жалко... После этого - становится пацифистом и президентом Всемирного совета церквей, сотрудничавшего с СССР (1961-68). Ратует за примирение с Восточной Европой, едет в Москву в 1952г. и Северный Вьетнам в 1967г. Лауреат Ленинской премии мира 1967г.
Выступая в марте 1946г. в Цюрихе, Нимёллер сказал: "На христианстве лежит большая ответственность перед Б-гом, чем на нацистах, СС и гестапо. Мы должны были распознать Иисуса в страдающем и преследуемом брате, несмотря на то, что он был коммунистом или евреем..."
Лестно читать это "несмотря"!

Благочестивые дела отцов церкви

Единство немецкого народа лучше всего проявлялось в отношении к евреям. Хорошие немцы, приютившие евреев не за деньги и не из желания купить себе жизнь в конце войны, составляют крошечную группу. Немецкий народ вознесся на вершину подлости истинно тевтонского духа, как когда-то предсказывал Ф.Ницше. В убийстве и дележе награбленного учавствовал весь народ, ведомый христианской церковью.
Один из моральных эталонов немецкой нации, епископ Отто Дибелиус, в 1928г. предложил для мирного исчезновения евреев запретить еврейскую иммиграцию, а после объявления бойкота евреям в апреле 1933г., заявил, что всегда "был антисемитом... Нельзя не признать, что во всех разрушающих проявлениях современной цивилизации еврейство играет ведущую роль."
Пастор Г.Грюбер, очень человечный глава бюро помощи крещеным евреям, свидетель на процессе Эйхмана, который был даже арестован в 1940г. за протест против депортации евреев, в 1939г. критиковал датчан за неприятие понятия идеи "безродных евреев," о которой "с радостью говорят в нацистской Германии. С 1919 по 32г.г. евреи управляли финансами, экономикой, политикой, культурой и прессой Германии. Это было действительно еврейское господство."
В одном из главных документов сопротивления нацизму, подготовленного
по инициативе поддержавшего Нюрнбергские законы Дитриха Бонхоффера, (еще одного героя-антифашиста и любимца еврейских невежд), было "Предложение к разрешению еврейской проблемы Германии": "Подтверждаем, что новая Германия будет иметь право на шаги для отражения бедственного влияния этой расы на наш народ." В осуждение геноцида говорится, что в будущем евреев даже могут впустить в Германию: их теперь слишком мало, "чтобы быть опасными."
Члены легендарного сопротивления Гитлеру разделяли его взгляды на евреев: на допросе в гестапо заговорщики 20 июля 1944г. заявили, что в основном согласны с политикой властей. Как сказал брат Клауса фон Штауффенберга, подложившего бомбу Гитлеру: "В сфере внутренней политики мы приветствуем основные принципы нацистов... Концепция расы вполне разумна и внушает надежду."
Даже расстрел 33 771 еврея 29-30 сентября 1941г. в Бабьем Яре, слух о котором широко распространился в Германии, не смягчил церковной ненависти к евреям. В том же месяце лидеры протестантов издали декларацию, объявлявшую "невозможность спасения евреев путем их крещения из-за их особой расовой
конституции" и возлагавшую ответственность за войну на этих
"прирожденных врагов Германии и всего мира...
Поэтому необходимо принять самые суровые меры
против евреев и выбросить их с немецкой земли."

Церковь по своей инициативе поддержала истребление евреев. "Эта прокламация,- санкция на геноцид,- является уникальным документом в истории христианства,"-пишет Д.Й.Голдхаген ("Hitler"s willing executioners")
Епископ А.Мараренс, говоря в августе 1945г. о грехах церкви, заметил, что евреи причинили "огромное бедствие" немецкому народу и заслужили наказания, "но более человечного." Насколько же он и все прочие священослужители пропитаны антисемитизмом: даже после войны он видит нужду в "наказании,"только "более человечном"! Епископ Т.Вурм уверял,
что он не скажет "ни одного слова" против права властей бороться с евреями, как с опасным элементом, который разъедает "религиозную, моральную, литературную, экономическую и политическую сферы."

Не забыть и не простить!
Некоторые немецкие теологи хотели избавиться от евреев мирным способом, другие предпочитали тотальное истребление. Но в главном церковь была согласна с нацистами: евреи распяли и не признали Иисуса и потому должны исчезнуть. К тому же, церковь объявила себя Новым Израилем, который теперь стал любимым сыном Б-га, а подлинный Израиль должен был влиться в христианство или исчезнуть с лица земли.
Нимёллер не стоял в стороне, молча наблюдая за происходящим, а ретиво, с христианским рвением последователя Мартина Лютера, требовавшего жечь евреев, подготавливал эту Катастрофу, разжигая своими проповедями всепожирающий огонь в геенне немецкого духа, настоенном на пиве, музыке Вагнера и теории "арийской расы."
Сегодня слова Нимёллера переделывают на свой лад мусульмане и их левые защитники. "Нимёллер является образцом убежденного противника нацистов, который был таким же убежденным антисемитом,"- заключает Д.Й.Голдхаген. Ссылки на Нимёллера противоречат исторической справедливости и еврейскому достоинству. Они оскорбляют память 6 миллионов кадойшим, завещавших нам: не забыть и не простить.



Просмотров