Отдание праздника преполовения пятидесятницы. Справка «Простое Евангельское слово»

10 июня с. г., в субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице, в приходе Сретения Господня г. Алена была совершена Божественная литургия.

На этот день приходится отдание праздника Пятидесятницы, т. е. последний день попразднства, отличающийся большей торжественностью богослужения, имея в службе песнопения и молитвы самого праздника. Литургия в этот день более торжественна, чем в дни попразднства, но менее, чем в сам праздник. Молящиеся, еще раз переживая евангельские события Пятидесятницы, словно прощаются с праздником до следующего года.

Под именем Пятидесятницы разумеется 50-й день по Пасхе, празднуемый в воспоминание события сошествия Святаго Духа на апостолов. Это один из величайших христианских праздников от времен апостольских.

Сошествие Святаго Духа. Из книги протоиерея Григория Дьяченко
«Простое Евангельское слово»

Иисус Христос избрал учеников Своих из бедных и неученых людей; некоторые были рыбаками и жили своим промыслом. Господь повелел им проповедовать Слово Его по всему миру. Они должны были обращать иудеев и язычников, говорить с учеными и мудрыми, с сильными и знатными людьми. Порученное им дело было трудно. Его нельзя было совершить без помощи Божией. И эта помощь была им обещана Иисусом Христом, Который повелел им не отлучаться из Иерусалима, пока не облекутся силою свыше. Он обещал им дар чудотворения, знание языков, обещал им Свое постоянное присутствие с верующими.

Дана Мне всякая власть на небе и на земле, сказал Он им. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28:18-20).

После этих слов Господь вознесся на небо. Ученики же возвратились в Иерусалим, где и пребывали в горнице на горе Сион в постоянной молитве, с радостью и упованием ожидая обещанного им Утешителя, Духа Святаго. С ними была Матерь Иисуса, некоторые жены, уверовавшие в Господа, и другие верующие.

Наступал день Пятидесятницы. Этот праздник совершался торжественно в Иерусалиме в пятидесятый день после Пасхи. Им воспоминалось дарование Закона Моисею на горе Синай. Дома и синагоги украшались древесными ветвями; множество народа приходило в Иерусалим из всех стран мира.

В Евангелии повествуется, что апостолы молились единодушно в горнице на горе Сион, как вдруг, в третьем часу дня, что соответствует девятому часу утра по нашему времени, сделался великий шум с неба как бы от сильного ветра, и Дух Святый, в виде огненных языков, низшел на каждого из молящихся; все они исполнились Божественною силою и мудростью; все вдруг получили великий дар свыше – знание языков, что должно было облегчить им благовествование всем народам.

Услышав шум, множество людей окружили дом, в котором находились апостолы, – здесь было много иноземцев и много иудеев, живших по чужим землям и приехавших в Иерусалим на праздник. Апостолы вышли к ним и стали говорить с каждым на его родном языке, проповедуя о великих делах Божиих. Все изумлялись этому. Тогда Петр стал объяснять пророчества, в которых предсказано было о пришествии Иисуса Христа, и объявил, что все эти пророчества теперь исполнились, что Христос родился, был распят и потом воскрес, что Он ныне излил на апостолов Своих Духа Святаго. Слышавшие это умилились сердцем и говорили: «Что же нам делать?» Петр отвечал им: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа, чтобы получить прощение грехов; и получите дар Святаго Духа. Обещание это дано вам и всем, кого призовет Господь. Спасайтесь от сего развращенного рода» (ср.: Деян. 2:37-40). В этот день около трех тысяч человек обратились ко Христу и приняли крещение. Они стали жить вместе с апостолами и имели все общее; постоянно пребывали в молитве и преломлении хлеба, т. е. совершали установленное Господом Таинство Евхаристии.

Святая Церковь совершает торжественно память о Сошествии Святаго Духа. Этот праздник называется днем Пятидесятницы, а также днем Святой Троицы. Церкви и дома украшаются древесными ветвями и цветами в память того, что под сенью зеленых кущей праздновали и евреи дарование им Закона. В прославление же новой благодати, излиянной на апостолов, Церковь воспевает: «Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбце, слава Тебе». По-русски: «Благословен Христос Бог наш, Который явил премудрых ловцов, ниспослав им Святаго Духа, и чрез них уловил вселенную. Человеколюбец, слава Тебе!»

«Уловил вселенную» значит: привлек весь мир к истинной вере. Слово «уловил» употребляется тут потому, что апостолам, которые были рыбаками, ловцами рыбы, Господь сказал: «Я сделаю вас ловцами человеков».

Литургия в этот праздник отличается тем, что за ней следует немедленно Великая вечерня с тремя коленопреклоненными молитвами. Следующий за днем Пятидесятницы день называется днем Сошествия Святаго Духа и есть продолжение того же праздника.

День Отдания праздника Троицы-Пятидесятницы - это ещё один повод вернуться к событиям торжества, переосмыслить его...
ЧТО ТАКОЕ «ОТДАНИЕ ПРАЗДНИКА»?

Отданием называется последний день попразднства двунадесятых и великих праздников, длящих много дней (у великих недвунадесятых праздников попразднства и отдания нет). В ортодоксальной литургике онсопровождается не меньшими торжествами, чем сам день праздника. Какой же сакральный смысл несет в себе это церковное действо, иное название которого — апо́досис — переводится с греческого языка как «возвращение»?

Традиция праздновать самые известные и важные события христианской жизни несколько дней пришла в новозаветное богослужение с Ветхого Завета — в Пятикнижии Моисеевом Господь говорит Израилю: «…в течение семи дней приносите жертву Господу; в восьмой день священное собрание да будет у вас, и приносите жертву Господу: это отдание праздника, никакой работы не работайте» (Лев. 23:36). Эта же заповедь народу Божиему повторяется и Книге Чисел: «В восьмой день пусть будет у вас отдание праздника; никакой работы не работайте; и приносите всесожжение…» (Чис. 29:35-39).
Отдание является не чем иным, как возвращением верующего сердца к переосмыслению праздника спустя определенное время. В раннехристианские времена это практиковалось строго на 8‑й день. Обычай посвящать 8-й день попразднества "ушедшему" великому событию сохраняется в литургике и неправославных церквей на протяжении многих веков — 8-дневный период, начинающийся в день самого праздника и заканчивающийся отданием, сегодня именуется в них октавой.
Сложно сказать, было ли празднование отдания распространено в поместных неиудейских христианских общинах с самых первых, апостольских, времен. Но история доносит до нас верные сведения о том, что уже при императоре Константине І проходили 8-дневные празднования в честь освящения храмов-базилик городов Иерусалима и Тира. Позже такая традиция распространилась на двунадесятые ежегодные праздники, и в IV веке начало повсеместно служиться отдание Пасхи и Пятидесятницы, а на Востоке — еще и Богоявления и, позже, Рождества Христова. Примерно в XVII веке появляется традиция празновать отдания дней памяти угодников Божиих — в частности, святых первоверховных апостолов Петра и Павла, святого Лаврентия, римского мученика-архидиакона, святой мученицы Агнессы.

Во время богослужения, приуроченного к отданию праздника, по литургической традиции, поются и читаются все песнопения и молитвы этого дня. При отдании двунадесятых праздников совершается утреня с великим славословием, а во время литургии читаются Апостол и Евангелие дня. Особым по значению временем попразнства наделено Фомино воскресенье, или Неделя Антипасхи. Во время этой недели и самого дня отдания праздника воспоминается история уверения Фомы неверующего, принято читать кондак, причастен и прокимен Антипасхи и святого апостола.
В Православной Церкви существуют праздники, отдание которых в силу различных исторических причин не служится. К таковым в наши дни относятся, например, Покров Пресвятой Богородицы, Рождество и Усекновение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Обрезание Господне и день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Традиции христианского богослужения, как видим, меняются (и это закономерно, так как Церковь — живой богочеловеческий организм, без перемен она существовать не может), но суть остается прежней.
Говоря об отдании церковного праздника, митрополит Вениамин (Федченков) пишет, что Господь иногда дает Благодать, связанную с тем или иным событием, именно в этот последний день попразднства. Почему? Наверное, по той же причине, по которой Христос, сначала скрывшийся от глаз узнавших его Луки и Клеопы, потом является вновь своим ученикам. Человек не может в полной мере осознать ценность того, что от него не отдаляется хотя бы на время. Чтобы усвоить сакральное понятие и умом, и душой, нужно проникнуться им на протяжении нескольких дней, а затем отпустить во время отдания, с нетерпением ожидая его возвращения. Субботство, то есть празднование Ветхого и Нового Завета вряд ли можно намертво привязать к какому-либо календарному дню — это, скорее, особое состояние.

Именно поэтому субботами в ветхозаветных Писаниях называются и день недели, и календарные даты, и даже годы. Отдание праздника — это также «суббота Господу Богу твоему». Храня в себе ощущение попразднства 8 дней, христианин учится чувствовать часть Божией Благодати постоянно — и это самый верный шаг к достижению того, о чем говорит Священное Писание: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:21).
В день отдания праздника, как и в сам праздник, положено по возможности избегать любой работы и творить дела милосердия во славу Божию. А еще это прекрасное время для того, чтобы критически посмотреть на собственную веру, найти те слабые места в ней, которые нуждаются в Помощи и Врачевании Божиих. Каждый может и, пожалуй, должен спросить себя: пойду ли я на это празднование отдания, как на саму службу в «красный» день церковного календаря? Осознаю ли, в какой чистоте и святости следует держать мои мысли в честь дня, когда явилась особая Господня Благодать? Могу ли я в отдание праздника принести положенную жертву Богу, которая в новозаветное время выражается не в крови тельцов и козлов, а в том самом, описанном святым царем и пророком Давидом, «духе сокрушенном»?
И вообще — знаю ли я, насколько важен этот завершальный цикл воспоминания Церкви о Божием празднике? Только понимание всего этого поможет определить, насколько настоящая или, наоборот, формальна собственная вера. Понять это следует не для того, чтобы укорять и уничижать себя без конца, но чтобы, поняв и приняв то состояние своей души, которое есть, неустанно двигаться к лучшему. К достойному отданию земной жизни и воссоединению со Спасителем.
Конечно, сейчас уже не апостольские времена, и далеко не каждый работающий человек может позволить себе в завершение попразднства пойти на службу и причаститься, как полагается. Но отдание, как и память о празднике, следует хранить в сердце. Это — прежде всего…
Виктория Матвеева
Источник:


Еще о нас печалуется Троица,
Еще не все мы веру потеряли,
Еще Россия на Земле устроится
И люди утолят свои печали.

И сердцу сокровенное откроется:
В грядущее струится свет былого.
Тьму победила Сергиева Троица -
И просияла «Троица» Рублева.

И сердце верующее настроится
На дивное творение Шмелева -
На «Богомолье»… Да святится Троица
В конце тысячелетия второго.
(В.Спринчан)

Троицу празднуем всю седмицу,которая так и именуется - Троицкая седмица!
"Попразднственный вернии, и конечный праздник празднуим светло, сей есть Пятдесятница, обещания исполнение и предложения: в сей бо огнь Утешителев сниде на землю, яко в виде язык, и ученики просвети, и сия неботаинники показа. Свет прииде Утешителя, и мир просвети."
Отдание Праздника - в субботу накануне дня Всех Святых,поэтому Троицкая седмица иначе прозывается Всехсвятской.

Наш фотоальбом ТРОИЦА СВЯТАЯ, СЛАВА ТЕБЕ! https://www.facebook.com/ media/set/ ?set=a.473437289466287.1073 742266.100004000613160&typ e=1&l=201347c3e5

"Как у нас в году три праздника: Первый праздник Семик честной, Другой праздник Тройцын день, А третий праздник Купальница" Семик - это четверг на последней неделе перед Троицей-Пятидесятницей.

Мы празднуем Семик честной,как исстари было принято на Святой Руси:лицом к лицу с природой,хотя и стиснутой каменными городскими стенами!В Семик мы идем на свидание с березками.Ведь совсем скоро,на Троицу,мы принесем березку в свой дом!
Наш фотоальбом СЕМИК ЧЕСТНОЙ! https://www.facebook.com/ media/set/ ?set=a.287145788095439.1073 741937.100004000613160&typ e=1&l=68cf5925d6

Дожидаются березки белоснежные,
На коре,застыв,росятся слезы нежные...
Срежем ветви и в пучки завяжем тесные.
Пахнет горечью прохладною,древесною.
Уберем весь дом наш листьями душистыми,

На траве,в цветах и с веткою зеленою,
Встретим Троицу пред ветхою иконою...
(Автор не известен)
Наш фотальбом БЛАГОСЛОВИ НАМ,ТРОИЦА СВЯТАЯ,В ЛЕС ПОЙТИ... https://www.facebook.com/ media/set/ ?set=a.287796061363745.1073 741943.100004000613160&typ e=1&l=146f3d5a64

Убираем дом наш ветками душистыми,
И травою,и цветами золотистыми.
На траве,в цветах и с ветками зелеными
Встретим Троицу пред древними иконами!
Наш фотоальбом ТРОИЦА! УКРАШАЕМ ДОМ! https://www.facebook.com/ media/set/ ?set=a.289700867839931.1073 741948.100004000613160&typ e=1&l=20e76c49f2

Наш фотоальбом ТРОИЦКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА. https://www.facebook.com/ media/set/ ?set=a.289603461183005.1073 741946.100004000613160&typ e=1&l=8fe892b80d

Завьем,завьем
На Троицу веночки!
Завьем веночки,
Завьем зеленые!
Стой,мой веночек,
Всю недельку зелен,
А я,молодешенька,
Весь год веселешенька!
Наш фотоальбом ТРОИЦКИЙ ВЕНОК https://www.facebook.com/ media/set/ ?set=a.289820184494666.1073 741949.100004000613160&typ e=1&l=4690e110c1

Церковь на пригорке солнечно светла,
Как скороговорки,звон в колокола.
Светел звон веселый -день сегодня свят:
Золотые пчелы тяжело гудят.
В окна церкви тесной пение летит,
И "Царю Небесный" в воздухе дрожит.
Все цветы,былинки тихо шелестят,
Кое-где росинки - огоньки горят.
Это Богу свечки цветики зажгли,
Облака-овечки тянутся вдали...
(автор не известенъ)

Наш фотоальбом ТРОИЦА ПРИШЛА! https://www.facebook.com/ media/set/ ?set=a.289882464488438.1073 741950.100004000613160&typ e=1&l=27373482ef

На Троицын день есть обычай прекрасный
С цветами во храм приходить...
Как много в нем силы и кроткой, и властной
Застывшее сердце смягчить!
Весеннее утро:и блеск и прохлада,
И песни веселые птиц,
Вся в зелени церковь,
Вся в блеске наряда,
И радостью веет от лиц.
И молятся люди молитвой прилежной
Творцу мировой красоты;
И дышут в руках у них свежестью нежной
И льют ароматы цветы.
И с их ароматом к небесному своду
Несутся молитвы сердец;
И верится сладко, что внемлет народу,
Как детям любимым, Отец!
Прекрасный обычай...
Как стройно сближенье весны и молитвы святой!
Как трогает душу,как будит моленье
Природа своей красотой!
(автор не известен)

Наш фотоальбом ТРОИЦЫН ДЕНЬ https://www.facebook.com/ media/set/ ?set=a.289589777851040.1073 741945.100004000613160&typ e=1&l=8fcc0ede00

Помните у Сергея Есенина:
"Троицыно утро, утренний канон,
В роще по берёзкам белый перезвон..."
Как отрадно идти в Троицын день по городу от березы к березе и слушать этот перезвон...
Наш фотоальбом ТРОИЦА:БЕЛЫЙ ПЕРЕЗВОН https://www.facebook.com/ media/set/ ?set=a.290030761140275.1073 741951.100004000613160&typ e=1&l=bf89607f81

В следующий за Пятидесятницей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.
Наш фотоальбом ДУХОВ ДЕНЬ! https://www.facebook.com/ media/set/ ?set=a.290536961089655.1073 741954.100004000613160&typ e=1&l=7dc6dbe4a7

"Во всякое время с ними Дух Свят пребываше,
В сердцах почиваше,в очах цветом цветяше;
На всяком месте в них всегда сияше
Рыбарями огненные словеса испущаше...
Спас Избавитель и Дух Утешитель,
Отец Безначальный Творец Бог и Сын Единородный,
Божеством сим равный,
И Дух сопрестольный,существом купно полный,
Святый Боже,от Премудрости Твоей, Творче,
Святый Крепкий-Сильный,во всех языках дивный!
Святый Бессмертный Царю,всегда аз благодарю!
Приими от нас,рабов Твоих,пение днесь сию хвалу,
Поюще Тебе на веки,преклоняем свою главу!"
(Народный стих "На Сошествие",поемый каликами перехожими в Духов день на Святой Руси)Наш фотоальбом ДУХОВ ДЕНЬ:ПРАЗДНУЕМ С ДУХОМ СВЯТЫМ!

Мы слышим проповедь Господа в Храме. «В половине праздника вошел Иисус в храм и учил» . Он учит в Храме, чтобы посрамить Своих гонителей. Он показывает, что не боится их. Их обязанностью было учить народ в Храме. Но они учили его учениям и заповедям человеческим, и потому Господь входит в Храм и учит народ.

«Как Он знает Писания, не учившись?» Наш Господь не учился в пророческих школах или у ног раввинов. Он не мерою принял Духа. И не имел нужды в поучении человеками и через человека. Разумеется, служители Христовы должны трудиться, чтобы обретать знания обычным путем. Но при этом помнить, что без просвещения свыше их слово может оказаться медью звенящей или кимвалом бряцающим.

Как узнать, истинно ли учение Христово? Кто исполнился решимости жить по заповедям Христовым, «тот узнает о сем учении, от Бога ли оно» . Другого способа войти в свет Божественной благодати не существует.

Христос - Божественный Учитель - не от Себя говорит. «Чем отличается человек совершенный от всех прочих людей?» - спрашивает преподобный Силуан Афонский. И отвечает: «Тем, что он ничего не говорит от себя». Кто от Бога говорит, говорит ради Бога, ради славы Божией . Лжеучители ищут славы себе, их ложь и их неправедность проявляется по отношению к Богу, имя Которого Они употребляют во зло, и - по отношению к человеческим душам, которые они обманывают.

И мы видим вопиющее лицемерие и злобу тех, кто славился постоянным нарушением Закона, когда они обвиняют Господа в преступлении исцеления в субботу. Они хвалятся Законом, изображают ревность по нему, но никто из них не исполняет Закона. И при этом они ищут убить Христа, якобы за нарушение Закона.

Народ, слушая это, заступается за своих правителей и поносит Христа: «Не бес ли в Тебе? Кто ищет убить Тебя?» После этого мы не должны удивляться, когда достойнейших людей поносит толпа. И те, кто Христовы, должны учиться у Господа не мщению, а кротости и терпению .

«Не судите по наружности , - говорит Господь, - но судите судом праведным ». Те, кто являет себя праведными перед людьми, могут оказаться не таковыми в очах Божиих. Не по положению и не по званию должны мы судить человека, а по верности его правде Божией, по дарам благодати Божией, действующей в нём .

И мы видим, как переменчива толпа. Народ знает, сколь враждебно настроены иудейские власти против Христа. И теперь недоумевает, почему Ему позволено явно учить в Храме. Может быть, Он, действительно, Мессия? И начальники удостоверились, что Он подлинно Христос? «Но мы знаем, откуда Он пришел, - рассуждают они, - Его дом - в Назарете, все знают Его родителей и родных. Нет ничего таинственного в Его родословной. А Мессия должен появиться внезапно и таинственно, и никто не будет знать, откуда Он». Людям свойственно искать Бога только в том, что чудесно и необычно. Они ни за что не хотят поверить, что Бог может присутствовать в обыденном. А в христианстве всё обстоит иначе. Если бы Бог был только в необычном, Он редко бы был с нами. В то время как, пребывая в обыденном, Он - с нами всегда .

«Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете. Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня» .

Ответ Господа не может не потрясти народ и его духовных вождей. Правда, что они знают, кто Он и откуда. Но также правда, что Он пришел от Бога.

И Господь говорит им, что они не знают Бога, а Он знает Его. Он - Единственный, Кто знает Бога. Только у Него одного - единственные отношения с Богом. И эти слова Спасителя оказываются решающими в Его жизни. До сих пор иудейские власти смотрели на Него как на дерзкого нарушителя субботы, а теперь они могут обвинить Его в самом высшем грехе - в богохульстве. Они видят, что Он говорит об Израиле и о Боге, как никто из людей не имеет права говорить.

Самое поразительное во всём этом - то, что каждый из нас поставлен именно перед таким выбором. Если ложь то, что Христос говорит о Себе, Он виновен в богохульстве, на какое не осмеливался никто и никогда. Но если это истина, Он есть никто иной как Сам Бог. Жизнь дается каждому человеку только для того, чтобы он мог сделать этот выбор .

Протоиерей Александр Шаргунов

В среду 4-й седмицы (недели) после Пасхи в православной Церкви празднуется Преполовение Пятидесятницы , то есть половина времени от Пасхи до Пятидесятницы. В 2010 году этот день выпадает на 5 мая (22 апреля по старому стилю).

Предпразднства этот праздник не имеет. Преполовение празднуется 8 дней ; начиная от среды 4-й и кончая (не исключая и воскресенья) средой 5-й седмицы, когда празднуется Отдание (последний день попразднства, окончание) праздника Преполовения.

В богослужении этого праздника все время говорится о воде: "Преполовившуся празднику жаждущую душу мою благочестия напой водами...".

Церковное предание связывает этот ветхозаветный праздник с проповедью Христа в храме, о которой говорится в Евангелии от Иоанна.
Спаситель вошел в Иерусалимский храм и произнес проповедь, в которой говорил о Себе как о Мессии , в день, когда евреи отмечали Преполовение ветхозаветного праздника Кущей. Праздник Кущей был одним из трех великих всенародных еврейских праздников, установленный в память сорокалетнего странствования евреев по пустыне (народ во время этого праздника поселялся в кущах, шалашах из древесных ветвей). Праздник Кущей тоже имел преполовение, т.е. как бы половину пути от Пасхи до праздника Кущей.

Он продолжался восемь дней, из которых первый и последний были особенно святы. Последний, восьмой день ветхозаветного праздника Кущей сопровождался следующим обрядом: при многочисленном стечении народа первосвященник выходил из храма Соломонова к источнику Силоамскому, у подошвы Сиона; золотою чашею черпал светлую и чистую воду; при звуке труб возвращался в храм, смешивал воду с вином и возливал на жертвенник. Народ во время этого обряда не умолкая пел великое аллилуия, шесть псалмов. Этим обрядом вспоминалось чудесное напоение евреев в пустыне водою, добытую Моисеем из скалы.

Указывая на этот обряд как на преобразование, Иисус Христос объявил Себя источником истинной воды жизни. Христос в своей проповеди учил, что верующий в Него, наполнившись от Него истинною водою жизни, сам сделается благодатным сосудом, из которого в изобилии изойдут потоки различных даров Духа Божия. "Кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой" - сказал Иисус в своей проповеди. На этом евангельском тексте основано все богослужение новозаветного праздника Преполовения.

В песнопениях Преполовения то прославляются Воскресение Христово, то напоминается о приближении праздника Пятидесятницы, когда Воскресший Господь ниспослал Своим ученикам Святаго Духа.

На день Преполовения совершается Великая вечерня с ветхозаветными чтениями.

Именно поэтому так вреден телевизор: он дает огромную пищу для мечтаний, он завладевает умом, причем так властно, что каждый, кто когда-нибудь смотрел телевизор, знает, как трудно от него оторваться - он как магнитом тянет. Хотя потом ощущаешь в душе пустоту, готов сам себя проклясть: опять время потерял, опять голова болит, время убито, а что приобрел? Говорят: вот, надо узнать новости. Ну, узнал. Что это знание тебе дало? Ничего. Какая завтра погода? На градусник посмотри и увидишь. Тем более, всем известно, что пятьдесят процентов угадают, а пятьдесят - соврут. Ну выгляни в окно, сам подумай и угадай. Может быть, еще точнее получится. Так что нам надо стараться от этих привычек отстраняться, особенно постом. Может быть, за это время мы вообще от них отвыкнем - а если нет, впереди Успенский пост, еще будем отвыкать. Пост - время, когда мы откладываем всякие развлечения и живем монашеской жизнью. Это для нас очень полезно.

«Псалмопение с сокрушением». Мы живем в конце христианской эпохи, и за всю историю Церкви скопилось очень много замечательных молитв, из которых составлен наш молитвослов. У древних же отцов - а эти слова сказаны в третьем веке, то есть тысячу семьсот лет тому назад, - не было молитвослова. Тогда у монахов была одна только книга - Псалтирь. Они молились, нараспев читая псалмы, и это называлось псалмопением. Почему псалмопение с сокрушением? Многие из нас, когда молятся, начинают мечтать, уноситься умом далеко, по разным стихиям мира, что-то о себе мнить. Этот образ молитвы неправильный. Молиться надо всегда с сокрушением, с покаянием, всегда осознавая, кто мы и кто Тот, Кому мы молимся. Молиться надо так, чтобы никогда собой не любоваться, не думать, как выглядишь со стороны, не радоваться, что много прочел. У молитвы должен быть единственный плод - сокрушение сердца. Часто мы откладываем молитвослов или Псалтирь с таким чувством, что хорошо помолились. Это значит, мы помолились плохо. Потому что когда человек оценивает себя и начинает похваливать, это не есть результат доброй молитвы. Добрая молитва - та, которая кончается слезами, когда человек сокрушает свое сердце, когда чувствует, что он такой грешник, что не достоин быть половой тряпкой в бане или у входа в метро, о которую все ноги вытирают. Вот когда в результате молитвы человек приблизится к этому чувству, значит, молитва была истинная.

Очень важно иметь молчание «и ни о чем другом не думать, как только о чаянии Господа». «Чаяние» - значит «ожидание». Господь нам повелел, чтобы мы всегда были готовы встретить Небесного Жениха: «Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет». То есть мы всегда должны быть готовы к встрече Господа, ждать, когда Господь Святый Дух нас посетит. Должны все время бдеть над своим сердцем. Нам все время надо только об этом думать: как бы так угодить Богу, чтобы Господь к нам пришел и всегда был с нами, чтобы ничем Его не оскорбить, чтобы Он никогда не отходил от нас. Вот мы сейчас трудимся, храм восстанавливаем и иногда так увлекаемся работой, общением с людьми - ведь все хорошие люди собираются, симпатичные, милые, добрые, - что это нас уводит от самого главного. А надо всегда помнить: кому мы это делаем? Самому Господу Богу. Все надо делать перед Ним, ради Него, Ему надо посвящать каждый свой жест, каждое свое дело. Апостол Павел говорил: «Едите ли, пьете ли... все делайте во славу Божию». Чтобы любое дело, нами сделанное, было ради Бога: вот, Господи, смотри, это для Тебя я тружусь. Никогда не забывать о главной цели нашего существования: зачем мы живем? Чтобы Бога прославлять и делом, и словом, и мыслью, и всей свой жизнью. Конечно, мы люди грешные, немощные, все время отвлекаемся, забываем, с кем-то поругаемся иногда, осудим - но тут же спохватись, покайся и начинай сначала, опять для Господа трудись. И так все меньше, меньше и меньше будем на мирскую суету отвлекаться и все больше Богу служить.

Еще старец сказал: «Будем заботиться о кротости». А Господь сказал: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем». Кроткий человек - значит незлобивый, необидчивый, не лезущий вперед, спокойный, рассудительный. Надо стремиться к кротости, чтобы мы не были спорливые, раздражительные, настаивающие на своем, нахальные, как мирские люди. У нас так не должно быть. Мы все время должны заботиться о том, чтобы быть кроткими. Разгорячился - сразу подумай: кротость от меня ушла, это плохо, значит, я уже не Христов ученик.

«Заботиться о злострадании». Надо заботиться о том, чтобы поскорбеть за Христа. Всегда радоваться всякой скорби. Поболеть, пострадать, потрудиться, спину свою погнуть, ножки потомить, коленочки немножко к полу прижать, понудить себя. Самому стараться - не ждать, пока болезнь какая придет, а понуждать себя немножко, чуть-чуть всегда делать через силу. Немного, потому что если много будешь делать через силу, то совсем завалишься, это неразумно. Чуть-чуть нудить, прибавлять себе этого злострадания, все время ради Бога побольше делать: помолился, устал - ну еще чуть-чуть. И так во всем.

«Заботиться о долготерпении». Некоторые говорят: я молюсь уже два месяца - и ничего. Надо долго молиться - десять, двадцать лет. Надо приучать себя к терпению. Чтобы достичь христианской жизни, надо научиться терпеть долго.

«Заботиться о любви». Всякая злоба, ненависть, раздражение друг против друга, обиды - упаси Бог, это должно быть совершенно выброшено от нас. Все время надо думать: поступаю ли я с любовью? Что для меня дороже: какое-то дело или сам человек? Мы часто ради дела готовы на человека напасть, обидеть, отругать. Но все-таки человек дороже дела. И всегда надо помнить, что наше главное дело на земле - стяжать любовь, и заботиться: по любви ли я поступаю? Бывает, от других людей по отношению к нам исходит рознь, злоба. Но это Бог с ними, лишь бы от нас ничего не было. В этом состоит христианская жизнь.

И еще старец сказал: «Назначение христианина - подражать Христу». А как подражать Христу, если мы Его не знаем? Поэтому Евангелие, как я уже тысячу раз говорил и еще тысячу раз буду говорить, нам нужно знать наизусть. Не зная Евангелия, невозможно вообще жить. Оно должно быть основной нашей пищей. Мы должны читать Евангелие каждый день, хотя бы по одной главе, читать сосредоточенно, со вниманием, размышлять. Некоторые говорят: мне некогда. Главу прочесть - это сорок секунд при определенном навыке, кто медленно читает - полторы - три минуты. Уж полторы минуты из двадцати четырех часов для Господа и для спасения своей души найти можно! Как бы ни устал, как бы трудно ни было - а ты почитай, поразмысли. И вот так раз прочтешь, два, сто, тысячу раз прочтешь Евангелие - и постепенно ум твой усвоит. Конечно, кто поздно начал, тому трудней. А никто не виноват, надо было с детства в церковь ходить. Но Господь всегда поможет, если мы перед чтением Евангелия будем молиться: «Господи, помоги мне, вразуми».

И, познав Евангелие, мы узнаем жизнь Христову, узнаем Его чувства, Его слова, Его поступки. И тогда у нас всегда будет пример перед глазами. Вот какая-то ситуация - а ты не знаешь, как поступить. Задай себе вопрос: будь на моем месте Господь наш Иисус Христос, как бы Он поступил? И сразу тебе будет ответ: вот так ты должен поступить. Потому что Человек Иисус Христос, живя на земле, не совершил ни одного греха. Вот у нас какой образ. Любые самые святые люди имели какие-то изъяны, это неизбежно, все люди грешны по сравнению с Богом. Амвросий Оптинский в детстве был непослушным мальчиком. Сергий Радонежский в детстве плохо учился. У каждого какие-то были недостатки, но потом благодать Божия все восполнила. Вот так и мы должны, подражая Христу, восполнять свои немощи, приближаться к Царствию Небесному. А Петровский пост нам будет в этом помогать. Спаси, Господи.



Просмотров