Сальвадор Дали: самые известные картины. Дали: творчество

С 25 мая в Эрарте открывается выставка бронзовых скульптур самого известного сюрреалиста Сальвадора Дали. Галерея привезла коллекцию Беньямино Леви, приятеля и покровителя Дали. Именно он предложил художнику отлить в бронзе фантазийные образы с его картин. Рассказываем, что смотреть в экспозиции и как понимать работы художника.

«Адам и Ева»

Одна из наиболее ранних (среди представленных) работ. На бумаге оригинал гуашью был сделан в 1968-м, а отлили скульптуру в 1984 году. Дали изображает самый драматичный момент в Эдеме: Ева предлагает Адаму вкусить запретный плод. Он, еще не зная, чем для человечества обернется его грехопадение, в изумлении и нерешительности поднимает руку. Знающий о грядущем изгнании из рая змей пытается утешить обреченных (и в скором времени смертных) людей и сворачивается в форму сердца, напоминая Адаму и Еве о том, что у них все еще есть любовь. И она нечто целое, которое всегда больше суммы отдельных частей.


«Благородство времени»

Один из самых растиражированных образов, придуманных Дали: часы перекинуты через ветку мертвого дерева. Время у сюррелиста не линейно – оно сливается с космосом. Мягкость часов также намекает на психологическое восприятие времени: когда нам скучно или некомфортно, оно идет медленнее. Безвольные часы больше не показывают время, не измеряют его течение. Значит, скорость нашего времени зависит только от нас.

Часы ниспадают на мертвое дерево, ветви которого уже породили новую жизнь, а корни овили камень. Ствол дерева одновременно служит часам опорой. Термин «корона часов» в английском языке также означает механическое устройство, позволяющее установить стрелки и завести часы. Но по часам Дали оно неизменно – его невозможно установить. Без движения «корона» становится королевской, которая украшает часы и указывает на то, что время не служит людям, а властвует над ними. Его сопровождают два повторяющихся фантастических символа: созерцающий ангел и женщина, укутанная в шаль. Время царствует как над искусством, так и над реальностью.


«Алиса в Стране чудес»

Как и героиня Кэрролла, Дали, вооруженный творческим воображением, путешествовал по трудной и длинной дороге в стране снов. Художника притягивал невероятный сюжет и экстравагантные персонажи сказки. Алиса - вечный ребенок, способный постичь абсурдную логику и Страны чудес, и Зазрекалья. В скульптуре ее скакалка превратилась в плетеный шнур, символизирующий повседневную жизнь. На ее руках и в волосах расцвели розы, олицетворяющими женскую красоту и вечную молодость. А платье-пеплум напоминает об античных образцах совершенства формы.


«Дань моде»

Отношения Дали с высокой модой завязались в 1930-е годы благодаря работе с Коко Шанель, Эльзой Скиапарелли и журналом Vogue и продолжались всю его жизнь. Голову Венеры, застывшей в позе супермодели, украшают розы - символ невинности. Ее лицо лишено черт, что позволяет поклоннику воображать такое лицо, какое он пожелает. Он «денди» и стоит перед ней на одном колене.


«Поклонение Терпсихоре»

Муза танца в интерпретации Дали создает два зеркальных образа: мягкая фигура противопоставляется твердой и застывшей. Отсутствие черт лица подчеркивает символическое звучание композиции. Танцовщица с плавными классическими формами представляет Грацию и бессознательное, в то время как угловатая, кубистская вторая фигура говорит о постоянно растущем и хаотичном ритме жизни.


«Улитка и ангел»

Скульптура отсылает ко встрече художника с Зигмундом Фрейдом, которого он считал своим духовным отцом. Психоаналитические идеи, повлиявшие на Дали на ранних этапах развития сюрреализма, нашли отражение во многих произведениях. Улитка, примостившаяся на сидении велосипеда, стоявшего недалеко от дома Фрейда, поразила воображение Дали. Он увидел в ней человеческую голову - самого основателя психоанализа.

Дали был одержим образом улитки, поскольку в ней заключено парадоксальное сочетание мягкости (тело животного) с твердостью (его панцирь). Поэтому общепринятый символ праздного времяпрепровождения получает у него крылья и легко движется по волнам. А посланник богов, способный развить безграничную скорость, на короткий миг присел на спину улитки, наделив ее даром движения.


«Видение ангела»

Сальвадор Дали осмысляет классическое религиозное изображение. Большой палец, из которого возникает жизнь (ветки дерева), символизирует силу и господство Абсолюта. По правую сторону от божества находится человечество: мужчина в расцвете жизненных сил. По левую сторону - ангел, символизирующий дух созерцательности; его крылья покоятся на костыле. Несмотря на то что человек соединен с Богом, божественное знание превосходит его собственное.

11 мая 1904 года в семье состоятельного нотариуса-каталонца Сальвадора Дали-и-Куси появляется на свет сын. Супружеская пара к тому времени уже пережила потерю любимого первенца Сальвадора, который умер в двухлетнем возрасте от воспаления мозга, поэтому было принято решение второму ребенку дать такое же имя. В переводе с испанского оно означает «Спаситель».

Мать младенца Фелипе Доменеч сразу начала опекать и баловать сына, тогда как отец оставался строг к своему отпрыску. Мальчик рос капризным и очень своенравным ребенком. Узнав в 5 лет правду о своем старшем брате, он стал тяготиться этим фактом, что еще больше повлияло на его неокрепшую психику.

В 1908 году в семье Дали появилась дочь Ана Мария Дали, которая в дальнейшем стала близкой подругой своего брата. Мальчик с раннего детства увлекся рисованием, и это у него неплохо получалось. В подсобном помещении Сальвадору соорудили мастерскую, где он часами уединялся для творчества.

Творчество

Несмотря на то, что в школе он вел себя вызывающе и плохо учился, отец отдал его на уроки живописи к местному художнику Рамону Пичоту. В 1918 году в родном Фигерасе состоялась первая выставка работ юноши. На ней были представлены пейзажи, на создание которых Дали вдохновили живописные окрестности города. До последних лет Сальвадор останется большим патриотом Каталонии.


Уже в первых работах молодого художника видно, что он с особой старательностью осваивает техники письма импрессионистов, кубистов и пуантилистов. Под руководством профессора художественных искусств Нуньенса Дали создает картины «Тетушка Анна за шитьем в Кадакесе», «Сумеречный старик» и другие. В это время молодой художник увлекается европейским авангардом, он читает труды , . Сальвадор пишет и иллюстрирует небольшие рассказы для местного журнала. В Фигерасе он приобретает определенную известность.


Когда юноше исполняется 17 лет, его семья переживает большую утрату: от рака груди на 47 году жизни умирает мать. Отец Дали до конца жизни не снимет траур по своей супруге, а характер самого Сальвадора станет и вовсе несносным. Едва поступив в этом же году в Мадридскую Академию художеств, он тут же начнет вести себя вызывающе по отношению к педагогам и студентам. Выходки заносчивого франта вызывали возмущение среди профессуры Академии, и Дали два раза выгоняют из учебного заведения. Однако пребывание в столице Испании позволило молодому Дали завести нужные знакомства.


Его друзьями становятся Федерико Гарсиа Лорка, и Луис Бунюэль, они существенно повлияли на художественный рост Сальвадора. Но не только творчество связывало молодых людей. Известно, что Гарсиа Лорка не стеснялся своей нетрадиционной ориентации, и современники даже утверждали о его связях с Дали. Но Сальвадор так и не стал гомосексуалистом, даже несмотря на свои странности в сексуальном поведении.


Скандальное поведение и отсутствие академического художественного образования не помешали Сальвадору Дали уже спустя несколько лет получить мировую известность. Его работами этого периода стали: «Порт-Альгер», «Молодая женщина, увиденная со спины», «Женская фигура у окна», «Автопортрет», «Портрет отца». А произведение «Корзинка с хлебом» даже попадает на международную выставку в США. Основной моделью, которая постоянно позировала художнику для создания женских образов в это время, становится его родная сестра Ана Мария.

Лучшие картины

Первой знаменитой работой художника считается полотно «Постоянство памяти», на котором изображены стекающие со стола жидкие часы на фоне песочного пляжа. Сейчас картина находится в США в Музее современного искусства и считается самой известной работой мастера. При содействии возлюбленной Галы начинают проходить экспозиции Дали в различных городах Испании, а также в Лондоне и Нью-Йорке.


Гения замечает меценат Виконт Шарль де Ноэйль, который по высокой цене скупает его картины. На эти деньги возлюбленные приобретают себе приличный дом рядом с городком Порт-Льигата, что находится на берегу моря.

В этом же году Сальвадор Дали делает еще один решительный шаг навстречу будущему успеху: он присоединяется к обществу сюрреалистов. Но и здесь эксцентричный каталонец не вписывается в рамки. Даже среди бунтарей и возмутителей традиционного искусства, таких как Бретон, Арп, де Кирико, Эрнст, Миро, Дали выглядит белой вороной. Он входит в конфликт со всеми участниками движения и в итоге провозглашает свое кредо - «Сюрреализм - это я!».


После прихода к власти в Германии у Дали начинаются недвусмысленные сексуальные фантазии по поводу политика, что находит свое выражение в художественном творчестве, и это тоже возмущает его коллег. В итоге, накануне Второй мировой войны Сальвадор Дали разрывает свои отношения с группой французских художников и уезжает в Америку.


За это время он успел поучаствовать в создании сюрреалистического фильма Луиса Бонюэля «Андалузский пес», который имел большой успех у публики, а также приложил свою руку ко второй картине своего друга «Золотой век». Самой знаменитой работой молодого автора этого периода стала «Загадка Вильгельма Телля», в которой он изобразил советского лидера компартии с большой обнаженной ягодичной мышцей.

Среди нескольких десятков полотен этого времени, которые выставлялись на персональных выставках в Великобритании, США, Испании и Париже, можно выделить «Мягкую конструкцию с вареными бобами, или Предчувствие гражданской войны». Картина появилась буквально перед началом гражданской войны в Испании наряду с «Возбуждающим пиджаком» и «Телефоном-омаром».

После посещения Италии в 1936 году Дали начал буквально бредить искусством итальянского Возрождения. В его творчестве появились черты академизма, что стало еще одним из противоречий с сюрреалистами. Он пишет «Метаморфозы Нарцисса», «Портрет Фрейда», «Гала - Сальвадор Дали», «Осенний каннибализм», «Испания».


Последней работой в стиле сюрреализма считается его «Сон Венеры», который появился уже в Нью-Йорке. В США художник не только занимается живописью, он создает рекламные плакаты, оформляет магазины, работает с и , помогая им с художественным оформлением фильмов. В это же время он пишет свою знаменитую автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим», которая моментально раскупается.

Последние годы

В 1948 году Сальвадор Дали возвращается в Испанию, в Порт-Льигат, и создает холст «Слоны», олицетворяющий послевоенную боль и опустошенность. Помимо этого, после в творчестве гения появляются новые мотивы, которые обращают взор зрителя к жизни молекул и атомов, что проявляется в картинах «Атомная Леда», «Расщепление атома». Критики отнесли эти полотна к стилю мистического символизма.


С этого периода Дали начинает писать также полотна на религиозные сюжеты, такие как «Мадонна Порт-Льигата», «Тайная вечеря», «Распятие или гиперкубическое тело», некоторые из них даже получили одобрение Ватикана. В конце 50-х он по предложению своего друга бизнесмена Энрике Берната разрабатывает логотип знаменитого леденца на палочке «Чупа-Чупса», которым стало изображение ромашки. В обновленном виде оно до сих пор используется дизайнерами производства.


Художник очень плодовит на идеи, что приносит ему постоянный немалый доход. Сальвадор и Гала знакомятся с законодательницей мод и дружат с ней до конца ее жизни. Особый имидж Дали с его неизменно закрученными усами, которые он носил уже в молодости, становится приметой своего времени. В обществе создается культ художника.

Гений постоянно эпатирует публику своими выходками. Неоднократно он фотографируется с необычными животными, а однажды даже отправляется на прогулку по городу с муравьедом, чему подтверждением стали многочисленные фото в популярных изданиях того времени.


Закат творческой биографии художника начался в 70-х годы в связи с ухудшением его состояния здоровья. Но по-прежнему Дали продолжает генерировать новые идеи. В эти годы он обращается к стереоскопической технике письма и создает картины «Полигидрас», «Рыбак-подводник», «Оле, Оле, Веласкес! Габор!». Испанский гений начинает строить большой дом-музей в Фигерасе, который получил название «Дворец Ветров». В нем художник запланировал разместить большую часть своих картин.


В начале 80-х годов Сальвадор Дали получает множество премий и наград от правительства Испании, его делают почетным профессором академии искусств Парижа. В своем завещании, которое было обнародовано после смерти Дали, эксцентричный художник указал, что все его состояние в 10 млн долларов он передает Испании.

Личная жизнь

1929 год принес перемены в личную жизнь Сальвадора Дали и его родственников. Он встретил единственную любовь всей жизни - Елену Ивановну Дьяконову, эмигрантку из России, которая на тот момент была женой поэта Поля Элюара. Она называла себя Гала Элюар и была старше художника на 10 лет.

После первой же встречи Дали и Гала никогда больше не расставались, а его отец и сестра пришли от этого союза в ужас. Сальвадор-старший лишил своего сына всех финансовых дотаций со своей стороны, а Ана Мария разорвала с ним творческие отношения. Новоиспеченные любовники поселяются на песчаном берегу в Кадакесе в небольшой лачуге без удобств, где Сальвадор начинает создавать свои бессмертные творения.

Через три года они официально расписываются, а в 1958 году состоялось их венчание. Долгое время пара жила счастливо, пока в начале 60-х годов не начался разлад в их отношениях. Пожилая Гала жаждала плотских утех с молоденькими мальчиками, а Дали стал находить утешение в кругу юных фавориток. Для своей жены он покупает замок в Пуболе, куда может приезжать только с согласия Галы.

Около 8 лет его музой была британская модель Аманда Лир, с которой Сальвадора связывали лишь платонические отношения, ему достаточно было часами наблюдать за своей пассией и наслаждаться ее красотой. Карьера Аманды разрушила их отношения, и Дали без сожаления расстался с ней.

Смерть

В 70- е годы у Сальвадора начинается обострение его психической болезни. Он крайне истощен галлюцинациями, а также страдает от избытка психотропных медикаментов, которые ему прописывают врачи. Медики не без основания считали, что Дали страдает шизофренией, которая получила осложнение в виде болезни Паркинсона.


Постепенно старческое расстройство стало отнимать у Дали способность держать кисть в руке и писать картины. Смерть любимой жены в 1982 году окончательно скосила художника, и в течение некоторого времени он лежит в больнице с воспалением легких. Через 7 лет сердце старого гения не выдерживает, и он умирает от недостаточности миокарда 23 февраля 1989 года. Так закончилась история любви художника Дали и его музы Галы.

Сальвадор Дали (1904 - 1989) был испанским художником, который наиболее известен своими работами в сюрреализме, влиятельным движением 20-го века, прежде всего в искусстве и литературе. Художник-сюрреалист отверг рациональное в искусстве; и вместо этого нацелился на бессознательное, чтобы разблокировать силу воображения. Дали использовал обширную символику в своей работе. Повторяющиеся изображения в его картинах показывают слонов с хрупкими ногами; муравьёв, которые считались символом распада и смерти; и таяние часов, возможно, символическое для нелинейного человеческого восприятия времени. Вклад Дали в сюрреализм включает в себя параноидально-критический метод. Дали стал самым влиятельным художником-сюрреалистом; и, возможно, самым известным художником двадцатого века после Пабло Пикассо.

В этой статье мы готовы представить вам самые знаменитые картины Сальвадора Дали с их описанием и фото.

Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения

Сальвадор Дали сказал, что это произведение должно было «впервые выразить в изображениях открытия Фрейдом типичного сна с длинным рассказом, последствием мгновенной случайности, которая заставляет спящего человека проснуться». Это показывает спящая фигура жены художника Гала Дали, плывущая над скалой. Рядом с ее обнаженным телом две капли воды, гранат и пчела также переносятся в воздухе. Мечта Галы вызвана жужжанием пчелы и изображается в верхней половине полотна. В последовательности изображений, гранаты открываются, чтобы выпустить гигантскую красную рыбу, из уст которой появляются два свирепых тигра вместе со штыком, который вскоре разбудит Галу из ее спокойного сна. Слон, позднее повторяющийся образ в работах Дали, представляет собой искаженную версию «Слон и обелиск», скульптуру известного итальянского художника Джан Лоренцо Бернини.

Жираф в огне

Работу «Жираф в огне» рассматривают как выражение личной борьбы Сальвадора Дали с гражданской войной, происходящей в его родной стране. На полотне написаны две женские фигуры с неопределенными фаллическими формами, выступающими из их спины. Руки, предплечья и лицо ближайшей фигуры урезаются до мышечной ткани под кожей. Напротив, открываются выдвижные ящики, выступающие из левой ноги и сундука фигурки. Сальвадор Дали был большим поклонником знаменитого невролога Зигмунда Фрейда, и некоторые картины Дали были под влиянием фрейдистских теорий. Эти открытые ящики могут быть отнесены к психоаналитическому методу Фрейда и относятся к внутреннему, подсознательному внутри человека. Живое изображение жирафа на заднем плане было описано Дали как «мужским космическим апокалиптическим монстром». Он считал это предчувствием войны.

Параноидально-критический метод - это техника в сюрреализме, разработанная Сальвадором Дали в начале 1930-х годов. Он использовался художником, чтобы использовать его подсознание посредством систематической иррациональной мысли и самоиндуцированного параноидального состояния. Считая одно из главных достижений сюрреализма, Дали использовал его в нескольких своих картинах, особенно тех, которые связаны с оптическими иллюзиями и другими множественными изображениями. Согласно греческой мифологии, Нарцисс, известный своей красотой, влюбился в свое отражение в воде. Дали интерпретирует греческий миф, эта картина показывает, что Нарцисс сидит в бассейне и смотрит вниз. Картина «Метаморфозы Нарцисса» была создана Дали во время его параноидально-критического периода и является одним из его самых известных произведений.

Лебеди, отражающиеся в слонах

Двойные изображения были важной частью параноидально-критического метода Дали. Как и полотно «Метаморфоза Нарцисса», это произведение использует отражение в озере, чтобы создать двойное изображение. Три лебедя перед деревьями отражаются в озере, так что их шеи становятся слонами слонов, а деревья становятся ногами слонов. Пейзаж контрастирует с тишиной озера, поскольку Дали писал вихреподобные изображения, чтобы изобразить фоновые скалы и небеса. Лебеди, отражающие слонов, считаются знаковой живописью в сюрреализме, поскольку она повышает популярность стиля двойного изображения. Это самый известный двойной образ, созданный Сальвадором Дали; его величайший шедевр с использованием параноидально-критического метода; и одна из самых известных работ в сюрреализме.

Кстати, говоря об озёрах, напомним, что на нашем сайте сайт есть очень интересная статья с фотографиями про удивительный комплекс .

Эта картина была создана Сальвадором Дали в конце его знаменитой карьеры и считается его последним великим шедевром. Он провел два лета, чтобы создать художественные работы, в которых помимо сюрреализма он использовал такие стили как: рисование действий, поп-арт, пуантилизм, геометрическую абстракцию и психоделическое искусство. В том числе изображения древнегреческой скульптуры в современном кинематографе, картина «Ловля тунца» изображает жестокую борьбу между мужчинами и крупными рыбами, как олицетворение ограниченной вселенной. Картина посвящена Жан-Луи Эрнесту Мейссонье, французскому художнику XIX века, известному своими изображениями боевых сцен. По мнению Дали, произведение «Ловля тунца» является его самой важной работой.

В 1929 году Сальвадор Дали встретил свою музу, которая позже стала его женой. Это полотно было создано в том же году и, как полагают, отражает эротическую трансформацию, которую художник претерпел благодаря ее приходу в его жизнь. Главная желтая область на картине представляет собой сон художника. Из его головы появляется видение, вероятно, представляющее эротическую фантазию, обнаженной женской фигуры, напоминающей его музу, притянутой к гениталиям человека, по-видимому, художнику. Как и многие другие работы автора, странный автопортрет также страдает от добавок, таких как крючок с рыбой, кровоточащие порезы, муравьи, ползающие по его лицу, и кузнечик, который привязан к его лицу. Данное произведение представляет собой прославлением чего-то, что обычно высмеивается и относится к самым противоречивым картинам Дали.

После атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки Сальвадор Дали был воодушевлен ядерной физикой и теориями распада атома. Это было также время, когда он возобновил интерес к католицизму. Приведённый к его периоду «Ядерный мистицизм», в котором его произведения часто использовали идеи современной науки как средство рационализации христианской религии. Понимая, что материя состоит из атомов, Дали заставил свои работы распасться на несколько атомов. Эта картина - портрет Гала Дали, его жены и музы. Ее лицо состоит из густонаселенных сфер, представляющих атомные частицы, которые придают изумительный трехмерный эффект холсту. Галатея в названии относится к морской нимфе в классической мифологии по имени Галатея, которая славилась своей добродетелью. Галатея со сферами - одна из самых известных картин периода ядерного мистицизма Дали.

Христос Святого Иоанна Креста

Эта картина известна как Христос Святого Иоанна Креста, потому что ее дизайн основан на рисунке испанского монаха 16-го века Иоанна Креста. Композиция состоит из треугольника, который образован руками Христа и горизонтали креста; и круг, который образован главой Христа. Треугольник можно рассматривать как ссылку на Святую Троицу, в то время как круг может представлять единство, то есть все вещи существуют в трех. Хотя картина является изображением распятия, она лишена гвоздей и крови. По словам Дали, вдохновение картины пришло к нему через космический сон, в котором он был убежден, что изображение гвоздей и крови портит его образ Христа. Христос Святого Иоанна Креста был избран любимой живописью Шотландии в 2006 году, и многие считают, что это величайшая религиозная живопись двадцатого века.

Сальвадор Дали написал этот шедевр за полгода до начала Гражданской войны в Испании. Он утверждал, что знал о войне из-за «пророческой силы своего подсознания». Картина отражает его беспокойство в то время и предсказывает ужас и насилие на войне. Он изображает два тела, одно более темное, чем другое, в ужасном бою, где ни один из них не является победителем. Чудовищное существо саморазрушительно, как и Гражданская война. Дали удостоверился, что картина выглядела очень реалистично, несмотря на фантастическое существо, которое она изображает. Вареные бобы на картине, которые также упоминаются в названии, являются, возможно, интерпретацией тушеного мяса, которое было съедено бедными гражданами, проживающими в трудное время в Испании. «Мягкая конструкция с вареными бобами» считается одним из величайших шедевров Дали и славится бесподобным использованием сюрреализма, изображающим ужасы войны.

В произведении «Сон» Дали воссоздал вид большой, мягкой головы и практически отсутствующего тела. Однако, в этом случае, лицо, не является автопортретом. Сон и мечты - это превосходство в сфере бессознательного. Костыли всегда были торговой маркой Дали, намекая на хрупкость поддерживающих сторон, которые поддерживают «реальность», но здесь ничто, даже собака, не кажется по своей сути стабильным, так как подперто. Все, что изображено на полотне, кроме головы, купается в бледно-голубоватом свете, дополняя чувство отчуждения от мира дневного света и рациональности. В произведении «Сон» Сальвадор Дали вернулся к классическому сюрреалистическому мотиву. Сны - это сущность многих фрейдовских теорий из-за их доступа в бессознательное, до-профессиональная тема для сюрреалистов, в том числе Дали.

Постоянство памяти

Эта знаковая и многократно воспроизведенная картина изображает сцену с часами, медленно таящими на скалах и ветвью дерева, с океаном, как задняя капля. Дали использовал концепцию жесткой и мягкой в этой картине. Эта концепция может быть проиллюстрирована несколькими способами, такими как человеческий разум, движущийся от мягкости сна к твердости реальности. В своем шедевре Дали использует тающие часы и камни, чтобы представлять мягкие и жесткие аспекты мира соответственно. На протяжении многих лет упорство памяти много анализировалось, поскольку Дали никогда не объяснял его работу. Тающие часы считаются бессознательным символом относительности пространства и времени; как символ смертности с муравьями, окружающими часы, представляющие распад; и как иррациональность сновидений. Произведение «Постоянство памяти» считается одним из величайших шедевров искусства двадцатого века. Эта работа не только входит в список «Самые известные картины Дали», но и является самым знаменитым произведением в сюрреализме.

А какие работы великого мастера сюрреализма нравятся вам? Пишите об этом в комментариях.

11 мая 1904 в 8 часов 45 минут в Испании в Каталонии (северо-восток Испании), Фигуэресе появился на свет маленький Дали. Полное имя Сальвадор Фелипе Хасинто Дали-и-Доменеч. Родители его дон Сальвадор Дали-и-Куси и донья Фелипа Доменеч. Сальвадор по-испански означает "Спаситель". Назвали Сальвадора в честь его умершего брата. Он умер от менингита за год до рождения Дали в 1903г. Так же у Дали была младшая сестра Анна-Мария, которая в будущем будет образом многих его картин. Воспитывали родители маленького Дали по разному. Поскольку уже с детства он выделялся импульсивным и эксцентричным характером, отец буквально приходил в бешенство от его выходок. Мама же напротив, разрешала ему абсолютно все.

Я пи сался в постель чуть ли не до восьми лет - только ради своего удовольствия. В доме я царил и повелевал. Для меня не было ничего невозможного. Отец и мать разве что не молились на меня (Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим)

Желание к творчеству у Дали проявлялось с раннего детства. Лет с 4х он уже начина с усердием, не бывалым для ребенка, рисовать. В шестилетнем возрасте Дали привлек образ Наполеона и отождествляя себя с ним, он почувствовал потребность во власти. Одев на себя маскарадный костюм короля, он получал огромное удовольствие от своего вида. Ну а первую картину он нарисовал, когда ему было 10 лет.Это был небольшой пейзаж в импрессионистском стиле, нарисованный масляными красками на деревянной дощечке. Затем Сальвадор стал брать уроки рисования у профессора Жуана Нуньеса. Таким образом, в 14 лет можно было с уверенностью видеть талант Сальвадора Дали в воплощении.

Когда ему почти исполнилось 15 лет, Дали выгнали из монашеской школы за плохое поведение. Но для него это крахом не было, он отлично сдал экзамены и поступил в институт. В Испании институтами назывались школы среднего образования. А в 1921 году он закончил институт с отличными оценками.
После он поступил в Мадридскую Художественную академию. Когда Дали было 16 лет, он начал увлекаться наравне с живописью и литературой, стал писать. Публикует свои очерки в самодельном издании "Студиум". И вообще ведет достаточно активную жизнь. Успел отсидеть сутки в тюрьме за участие в студенческих волнениях.

Сальвадор Дали мечтал создать собственный стиль в живописи. В начале 20х годов он восхищался работами футуристов. В это же время он заводит знакомства со знаменитыми поэтами того времени (Гарсиа Лорка, Луис Бонюэль). Отношения между Дали и Лоркой были очень близкими. В 1926 году было опубликовано стихотворение Лорки "Ода Сальвадору Дали", а в 1927 году Дали разработал декорации и костюмы для постановки "Марианы Пи-неды" Лорки.
В 1921 году умирает мать Дали. Отец позже жениться на другой женщине. Для Дали это выглядет как предательство. Позже в своих работах он отображает образ отца, желающего уничтожить своего сына. На творчество художника это событие положила свой отпечаток.

В 1923 году Дали очень заинтересовался работами Пабло Пикассо . Одновременно начались проблемы в академии. Его отстранили от занятий на год за нарушения дисциплины.

В 1925 году у Дали проходит первая его персональная выставка в галерее Далмау. Он представил 27 картин и 5 рисунков.

В 1926 году Дали совсем перестал прилагать усилия для учебы, т.к. разочаровался в школе. А выгнали его после инцидента. Он не соголасился с решением учителей относительно одного из преподавателей живописи, потом встал и удалился из зала. Сразу началась потасовка в зале. Конечно, Дали посчитали виноватым, хотя он даже не знал о случившемся, в итоге он оказывается в тюрьме, правда не долго. Но вскоре он вернулся в академию. В конце концов, поведение его привело к исключению из академии за свой отказ сдавать устный экзамен. Как только он узнает, что последний его вопрос - вопрос о Рафаэле, Дали заявил: "...я не знаю меньше трех профессоров, вместе взятых, и отказываюсь им отвечать, потому что лучше осведомлен в данном вопросе. "

В 1927 году Дали едет в Италию, чтобы ознакомиться с живописью Возрождения. Пока он еще не был в группе сюрреалистов, которую возглавлял Андре Бретон и Макс Эрнст, но позже он влился к ним в 1929 г. Бретон глубоко изучал работы Фрейда. Он говорил о том, что обнаружив скрытые на подсознании невыраженные мысли и желания, сюрреализм мог создать новый образ жизни и способ ее восприятия.

В 1928 году он уезжает в Париж, на поиски себя.

В начале 1929 года Дали попробовал себя в качестве режиссера. Вышел первый фильм по его сценарию Луиса Бонюэля. Фильм назывался "Андалузский пес". Что удивительно, сценарий фильма был написан за 6 дней! Премьера была нашумевший, так как фильм сам по себе был очень экстравагантным. Считается классикой сюрреализма. Состоял из набора кадров и сцен. Это был небольшой короткий фильм, задуманный чтобы задеть за живое буржуазию и высмеять принципы авангарда.

В личной жизни у Дали до 1929 года не было ничего яркого и знаменательного. Конечно, он гулял, были многочисленные связи с девушками, но они далеко никогда не заходили. И вот как раз в 1929 году Дали по-настоящему влюбился. ЕЕ звали Елена Дьяконова или Гала. Русская по происхождению, была старше его на 10 лет. Она была замужем за писателя Поля Элюара, но их отношения уже шли к распаду. Ее мимолетные движения, жесты, ее выразительность - это все равно что вторая Новая Симфония: выдает архитектонические контуры совершенной души, кристаллизующиеся в благодати самого тела, в аромате кожи, в сверкающей морской пене ее жизни. Выражая изысканное дыхание чувств, пластика и выразительность материализуются в безукоризненной архитектуре из плоти и крови . (Тайная жизнь Сальвадора Дали)

Познакомились они, когда Дали вернулся в Кадакес для работы над выставкой своих картин. Среди гостей выставки был Поль Элюар со свой тогда еще женой Галой.Гала стала вдохновителем Дали во многих его работах. Он рисовал ее всевозможные портрет, а так же на основании их отношений и страсти различне образы."Первый поцелуй, - писал Дали позже, - когда столкнулись наши зубы и переплелись наши языки, был лишь началом того голода, который заставил нас кусать и грызть друг друга до самой сути нашего бытия" . Такие образы часто появлялись в последующих работах Дали: отбивные котлеты на теле человека, жареные яйца, каннибализм - все эти образы напоминают о неистовом сексуальном освобождении молодого человека.

Дали писал в абсолютно неповторимом стиле. Вроде бы он рисовал образы, известные каждому: животных, предметы. Но компоновал он их и соединял совершенно немыслимым образом. Мог соединить туловище женщины с носорогом, например, или расплавленные часы. Дали сам назовет это "параноидально-критическим методом".

1929 год у Дали первая персональная выставка в Париже в галерее Гемана, после которой он начал свой путь к вершине славы.

В 1930 году картины Дали начали приносить ему известность. На творчество его повлияли работы Фрейда. В своих картинах он отражал сексуальные переживания человек, а так же разрушение, смерть. Созданы такие его шедевры как и "Постоянство памяти" . Так же Дали создает многочисленные макеты из различных предметов.

В 1932 году проходит премьера второго фильма по сценарию Дали "Золотой век" в Лондоне.

В Гала разводится с мужем в 1934 году и выходит замуж за Дали. Это женщина была на протяжении всей жизни Дали его музой, божеством.

Между 1936 и 1937 годом Дали работает над одной из самых знаменитых своих картин "Метамарфозы Нарцисса" , тут же появляется одноименная книга.
В 1939г Дали серьезно ссориться с отцом. Отец был недоволен связью сына с Галой и запретил Дали появляться в доме.

После оккупации в 1940 году из Франции Дали переезжает в США в Калифорнию. Там он открывает свою мастерскую. Там же пишет свою саму знаменитую книгу "Тайная жизнь Сальвадора Дали". После женитьбы с Галой Дали уходит из группы сюрреалистов, т.к. взгляды его и группы начинают расходиться. "Мне совершенно наплевать на сплетни, которые может распускать на мой счет Андре Бретон, он просто не хочет простить мне того, что я остаюсь последним и единственным сюрреалистом, но надо же все-таки, чтобы в один прекрасный день весь мир, прочитав эти строки, узнал, как все происходила на самом деле. " ("Дневник одного гения").

В 1948 году Дали возвращается на родину. Начинает увлекаться религиозно-фантастической тематикой.

В 1953 году в Риме проходи большая по своим размахам выставка. Он выставляет 24 картины, 27 рисунков, 102 акварели.

В 1956 году у Дали начался период, когда вдохновителями в его вторчесвте была идея Ангела. Бог для него есть понятие неуловимое и не поддающееся никакой конкретизации. Бог для него не является и понятием космическим, ведь это накладывало бы на него определенные ограничения. Дали видит Бога в совокупности противоречивых мыслей, которые невозможно свести ни к какой структурированной идее. Но Дали действительно верил в существование ангелов. Об этом он говорил так: "Какие бы ни выпадали на мою долю грезы, они способны доставить мне удовольствие лишь в том случае, если обладают полной достоверность. Следовательно, если уж я испытываю такое наслаждение при приближении ангельских образов, то у меня есть все основания верить, что ангелы существуют на самом деле. "

Тем временем, в 1959 году, посокльку отец больше не хотел пускать Дали,он с Галой устроились жить в Порт-Льигате. Картины Дали уже пользовались огромной популярностью, продавались за большие деньги, а сам он был знаменит. Он часто общается с Вльгельмом Теллем. Под впечатлениями он создает такие работы как "Загадка Вильгельма Телля" и "Вильгельм Телль".

В основном Дали работал по нескольким тематикам: параноидально-критический метод, фрейдистско-сексуальная тема, теория современно физики и иногда религиознае мотивы.

В 60х годах отношения между Галой и Дали дали трещину. Гала попросила купить другой дом, дабы съехать. После этого их отношения уже были лишь остатками прошлой яркой жизни, но образ Галы никогда не покидал Дали и продолжал оставаться вдохновитетем.
В 1973 году В Фигуэрасе открывается "Музей Дали" невероятный по своему содержанию. До сих пор он поражается зрителей своим сюрреалистичным видом.
В 1980 году у Дали начались проблемы со здоровьем. Смерть Франко, главы государства Испании, потрясла и испугала Дали. Врачи подозревают у него болезнь Паркинсона. Отец Дали умер от этой болезни.

В 1982 году 10 июня умерла Гала. Для Дали это был страшнейший удар.В похоронах он не участвовал. Говорят, Дали вошел в склеп только через несколько часов. "Посмотри, я не плачу", - все что он сказал. Смерть Галы для Дали стала огромным ударом в его жизни. То что потерял художник с уходом Галы, было известно только ему. Он ходил в одиночестве по комнатам их дома, говорил что-то о счастье и о красоте Галы. Он перестал рисовать, часами сидел в столовой, где были закрыты все ставни.
Последняя работа "Ласточкин хвост" была закончена в 1983 году.

В 1983 году самочувствие Дали вроде как поднялось, он стал выходить прогуливаться. Но эти изменения были недолгими.

30 августа 1984г случился в доме Дали пожар. Ожоги на его теле охватили 18% поверхности кожи.
К февралю 1985 года самочувствие Дали снова пошло на поправку и он даже давал интервью в газету.
Но в ноябре 1988 года Дали положили в больницу. Диагноз - сердечная недостаточность. 23 января 1989 года Сальвадора Дали не стало. Ему было 84 года.

По его прошению, тело было забальзамировано и в течении недели находилось в его музее. Похоронили Дали в самом центре его же музея под простой плитой без надписей. Жизнь Сальвадора Дали всегда была яркой и насыщенной, сам по жизни отличался своим неординарным и экстравагантным поведением. Менял необычные костюмы, фасон усов, постоянно восхвалял свой талант в написанных книгах ("Дневник одного гения", "Дали по Дали", "Золотая книга Дали", "Секретная жизнь Сальвадора Дали"). Был такой случай, когда он в 1936г читал лекции в Лондон Групп Румз. Она проводилась в рамках Международной выставки сюрреалистов.Дали появился в костюме водолаза-глубоководника.


В статье — картины Сальвадора Дали с названиями, а также — творчество Сальвадора Дали, его путь как художника и как он пришел к сюрреализму. Внизу ссылки на более полные сборники картин Сальвадора.

Да, я понимаю, абзац сверху выглядит так, чтобы у вас пошла кровь из глаз, но гугл с яндексом имеют несколько специфические вкусы (если вы понимаете о чем я) и им это зашло хорошо, поэтому что-то менять мне страшновато. Не бойтесь, там дальше хоть и не намного, но лучше.

Творчество Сальвадора Дали.

Cуждения, действия, картины Сальвадора Дали , все носило легкий налет безумия. Этот человек был не просто художником сюрреалистом, он сам был воплощением сюрреализма .

» content=»«/>

Тем не менее, Дали пришел к сюрреализму далеко не сразу. Творчество Сальвадора Дали начиналось прежде всего с увлечения импрессионизмом и изучения приемов классической академической живописи. Первыми картинами Дали были пейзажи Фигераса, где еще не было и следов сюрреалистического видения мира.

Увлечение импрессионизмом постепенно сошло на нет и Дали начал пробовать себя в кубизме, черпая вдохновение из полотен Пабло Пикассо. Даже в некоторых сюрреалистических работах мэтра прослеживаются элементы кубизма. На творчество Сальвадора Дали огромное влияние оказала также живопись эпохи Возрождения. Он много раз говорил, что современные художники ничто по сравнению с титанами прошлого (а еще раньше водка была слаще и трава зеленее, знакомая песня).

Научитесь сначала рисовать и писать как старые мастера, а уж потом делайте, что хотите - и вас будут уважать. Сальвадор Дали

Формирование собственно сюррелистического стиля в картинах Сальвадора Дали началось примерно в одно время с исключением из академии и его первой выставке в Барселоне. Лишь на закате своей жизни Дали несколько отойдет от сюрреализма и вернется к более реалистичной живописи.

Несмотря на напряженные отношения Сальвадора Дали и собственно сюрреалистической тусовки того времени его образ стал олицетворением сюрреализма и всего сюрреалистического в сознании масс. Выражение Дали «сюрреализм это я» в современном мире стало правдой в глазах миллионов. Спросите любого человека на улице, кто у него ассоциируется со словом сюрреализм — практически любой ответит, не задумываясь: «Сальвадор Дали». Его имя знакомо даже тем, кто не совсем понимает значение и философию сюрреализма и тем, кто не интересуется живописью. Я бы сказал, что Дали стал своеобразным мейнстримом в живописи, несмотря на то, что философия его творчества многим непонятна.

Секрет успеха Сальвадора Дали

Сальвадор Дали обладал редким умением эпатировать окружающих, он был героем львиной доли светских бесед своей эпохи. О художнике говорили все, от буржуа до пролетариата. Сальвадор был, пожалуй, лучшим актером из художников. Дали смело можно было назвать гением пиара, как черного так и белого. Сальвадор обладал великолепным умением продавать и продвигать себя, как бренд. Картины Сальвадора Дали являлись воплощением экстравагантной личности, странные и сумасбродные, представляющие собой неконтролируемый поток подсознания и обладающие своеобразным узнаваемым стилем.

Кстати, ранние работы Дали очень похожи на картины Ив Танги, я бы не отличил. Кто у кого заимствовал — непонятно, система одна бабка сказала утверждает, что как раз Дали позаимствовал стиль у Танги (но это неточно). Так что — воруй убивай заимствуй с умом и ждет тебя успех. Впрочем, не столь важно кто был первым (а первым был в подобном стиле Макс Эрнст — именно он придумал тщательно выписывать шизоидные образы). Именно Сальвадор, благодаря своему художественному мастерству, развил и полностью воплотил идеи сюрреализма.



Просмотров