Система образов в войне и мире. Сочинение на тему Система образов романа «Война и мир» Л

Оксана Вениаминовна СМИРНОВА - учитель русского языка и литературы «Традиционной гимназии» (Москва).

Система образов романа Л.Н. Толстого «Война и мир»

Перед вами два урока на одну тему, присланные нам из Москвы и Ижевска. Они поступили на конкурс «Первый урок». Первый урок - самый важный, в нём задается вся логика движения внутрь произведения. Особенно это важно, если произведение объёмное. Или даже очень объёмное - такое, как «Война и мир».

Словесники Наталья Ванюшева (наш давний автор) и Оксана Смирнова (наш дебютант) справляются со своей задачей виртуозно. Лучший показатель успешности присланного материала: когда читаешь, хочется немедленно провести урок самому, в своём классе. Я испытал это чувство дважды, при чтении каждой разработки (и теперь, кстати, не знаю, как же мне в этом году начать «Войну и мир» - по-ижевски? По-московски? Или придумать что-то третье?). Думаю, что и читателей этого номера по-настоящему захватит ход мысли, предложенный для первого урока по великому роману такими разными и при этом такими близкими друг другу (и нам!) авторами.

Напоминаем, что подведение итогов конкурса произойдёт в конце учебного года. Однако отдельные материалы будут появляться на страницах газеты и ранее этого срока.

С.В.

Место урока в теме * . Урок открывает изучение романа-эпопеи «Война и мир»; он первый после очерка жизни и творчества Л.Н. Толстого. На предыдущем уроке было рассказано, как формировался замысел романа и каким образом произведение связано с эпохой великих реформ (60-е годы ХIХ века).

Примечание редакции

* Наши читатели знают, что обычно мы не печатаем формально-парадную часть конспекта урока - цели, задачи, оборудование… Как правило, она состоит из набора унылых штампов. Сегодня делаем исключение: О.Смирнова показывает, как можно, оставаясь в рамках жанра, тем не менее говорить понятными человеческими словами.

Цели урока . 1. Ввести учащихся в круг этических проблем, затронутых Л.Н. Толстым в романе. 2. Показать, что проблемы, поднятые в романе, близки любому человеку, в том числе и современному школьнику. 3. Снять психологический барьер, возникающий у многих учащихся в начале работы с большим и сложным классическим текстом; вызвать интерес к дальнейшему изучению произведения.

Задачи урока . 1. Ввести понятие “роман-эпопея”. 2. Выявить и осмыслить основной композиционный принцип, на котором строится «Война и мир» (антитеза). 3. Определить критерии, по которым Л.Н. Толстой даёт нравственную оценку своим героям. 4. Составить общее представление о системе образов романа как о чёткой структуре, связанной с проблематикой романа. 5. Создать атмосферу свободного обмена мнениями по жизненным проблемам, поднятым Л.Н. Толстым в романе.

Ход урока

Своеобразие жанра

Слово учителя. «Война и мир» - роман необычный. Ничего похожего по замыслу в русской литературе до него не появлялось. Попробуем определить, в чём же его отличие от других романов, уже знакомых русской публике к 60-м годам ХIХ века. Возьмём для сравнения роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».

На доске и в тетрадях составляется таблица-сопоставление .

Если первые две строки говорят в основном о количественных различиях, то последняя - о качественном отличии эпоса от романа: герой эпоса - народ, герой романа - индивидуальная личность (Бахтин М. Эпос и роман). Обратим внимание на этот пункт. «Война и мир» не эпос и не роман в чистом виде, это роман-эпопея. Здесь судьбы героев тесно связаны с судьбой всего народа. (Краткая запись в тетради .)

Вопрос на проверку понимания:

- Какие ещё романы-эпопеи вам известны?

Школьники называют «Тихий Дон» М.А. Шолохова, некоторые - «Властелин колец» Д.Р.Р. Толкиена. Иногда называются и другие тексты: в последние годы жанр стал часто использоваться в фэнтези.

Прежде чем перейти к следующей части урока, вызываем одного ученика, который переносит на доску сделанную дома работу - деление героев на лагери.

Своеобразие «Войны и мира» как романа

Слово учителя. Итак, «Война и мир» сочетает в себе черты эпоса и черты романа. Существует множество разновидностей романа. Какие из них вам известны? Черты каких вы видите в романе Л.Н. Толстого?

В ответах могут прозвучать самые разные определения: рыцарский, детективный, фантастический роман и т.д. Из ответов нужно выделить (или подсказать) следующие жанровые определения:

- исторический роман (обратим внимание: эпическая дистанция - разница между временем дейст­вия и временем написания произведения - для «Войны и мир» пятьдесят лет; школьники часто не осознают, что для Л.Н. Толстого 1812 год - уже историческое прошлое, как для них самих Великая Отечественная война);

- семейный роман (в итоге - история возникновения семьи Безуховых–Ростовых);

- философский роман , переходящий местами в чисто философское сочинение.

Некоторые ученики могут вспомнить классификацию, делящую все романы на два типа: “экстенсивный” (рыцарский, плутовской, бытописательный роман, где эпизоды могут нанизываться на условный сюжет до бесконечности) и “интенсивный” (роман, в центре которого судьба героя, его становление и выбор жизненных ценностей). Эта классификация рассматривалась нами в связи с «Мёртвыми душами» Н.В. Гоголя.

Обратим внимание на то, что «Война и мир» - несомненно “интенсивный” роман.

- А есть ли в «Войне и мире» какой-то главный герой?

Мнения могут разделиться. Чаще всего главным героем «Войны и мира» называют Пьера Безухова. Он причастен ко всем важнейшим событиям романа, присутствует в нём от начала до конца. Л.Н. Толстой сумел ввести Пьера даже в такие эпизоды, где тот, казалось бы, никак не мог появиться - например, в описание Бородинского сражения.

Система образов романа «Войны и мир»

Слово учителя. Итак, мы будем иметь дело с романом-эпопеей, в котором присутствует огромное количество героев. Мы даже затруднялись выделить среди них главного. Однако, читая роман, мы легко ориентируемся в этом множестве лиц. Отчасти это происходит благодаря дару Л.Н. Толстого, который создаёт очень яркие образы даже эпизодических героев. Отчасти - благодаря той ясной, убедительной системе, в которую он выстроил все образы своей эпопеи. Обратимся к домашнему заданию: вы должны были проверить гипотезу о том, что почти все герои «Войны и мира» легко делятся на два лагеря.

Примечание . При объяснении задания учитель избегал “подсказок”. Когда ученики спрашивали, как делить героев (по полу, возрасту, роду занятий, “историчности”), им было предложено не пользоваться заранее выбранным критерием, а довериться интуиции. Расчертить лист тетради на три вертикальных столбца. Выбрав любого из героев (произвольно), вписать его имя в первый столбец; о каждом следующем спросить себя, будет ли он в одном “лагере” с первым. Если “да” - вписать его имя в тот же столбец, если “нет” - во второй; если однозначного ответа нет - в третий.

Таблица , вынесенная учеником на доску, достаточно предсказуема, а если это не так, класс бурно выражает своё несогласие в процессе обсуждения.

Примерный вид таблицы (заголовки появятся в конце работы).

Список “спорных” героев варьируется, но всегда присутствует. Спор о них (обычно очень жаркий) нужно остановить после первого обмена репликами.

Может быть, нам легче будет договориться, если мы, имея перед глазами два “бесспорных” столбца, сумеем понять, по каким критериям сформированы эти “лагери”? Запишите в тетрадях ваш вариант этих критериев. Время ограничено: 2–3 минуты.

Ученики обычно предлагают разные критерии. В процессе обсуждения нужно обратить их внимание на то, что некоторые этические “штампы” к системе Л.Н. Толстого неприменимы. Так, и самые его любимые герои могут быть эгоистами, страстно желать своего личного счастья (и не думать всегда только о других), поступать жестоко и несправедливо по отношению к близким людям (конкретные примеры приведут сами ученики ). Толстой вовсе не пытается изобразить “идеальных” героев - он хочет сделать их как можно более живыми и правдоподобными. Абстрактное деление на “положительных” и “отрицательных” в духе классицизма вообще неприменимо к вершинному реалистическому роману. Из всего, что скажут ученики, необходимо вычленить (или помочь наводящими вопросами) следующие критерии (их нужно кратко записать в тетрадь прямо по ходу обсуждения).

  • Цели . Чего герой хочет добиться в жизни? Важнейшая мысль Толстого: есть цели истинные (семья, любовь, спасение своей страны и т.п.); их достижение приносит человеку чувство удовлетворения и делает его счастливым. Есть цели ложные: карьера, власть, богатство, любовные “победы” и т.п. Их достижение не может насытить душу человека, а потому те, кто за ними гонится, воистину “ненасытны”. (Напомним слова Толстого: тот, кто съест два обеда, возможно, получит удовольствие, но не достигнет своей главной цели: он не насытится, а только испортит себе желудок.)
  • Средства для достижения целей. Второй важнейший критерий. Герои первого “лагеря” хотят быть счастливы, но не “за счёт” других. И если им случается добиться исполнения своих желаний, причинив боль ближним (как старый Болкон­ский - княжне Марье, а князь Андрей - Лизе; возможны другие примеры), они тоже от этого страдают. Герои второго лагеря всех окружающих рассматривают исключительно как средство для достижения соб­ственных (к тому же и ложных) целей. Так, князь Василий пытается получить наследство графа Безухова, а потом ловко женит Пьера на Элен, чтобы это богатство не ушло из рук его семейства. Счастье Пьера его нисколько не интересует, равно как счастье княжны Марьи - её он сватает за Анатоля. Сам Анатоль хочет увезти Наташу буквально как вещь, которая может удовлетворить его минутную прихоть. О том, чем это обернётся для девушки, он не задумывается ни на минуту.
  • Совесть . То страдание, которое испытывают герои первого лагеря, причинив боль или вред другим людям, совершив нечто бесчестное. Герои второго лагеря этого чувства совершенно лишены.
  • Естественность . Любимая мысль Толстого: ложные (постыдные) цели и бессовестные средства их достижения герои второй группы вынуждены скрывать под маской внешнего приличия. Они постоянно играют роль, изображая из себя то, чем на самом деле не являются (умных, добрых, честных людей, истинных патриотов и т.д.). И наоборот: люди по-настоящему добрые, честные, совестливые ведут себя в романе, как правило, естественно: им нечего скрывать и нет нужды притворяться. К тому же и цели, которые они ставят пред собой, по мысли Толстого, естественны для человеческой природы (на вступительных уроках шла речь о влиянии Ж.Ж. Руссо и его педагогической теории на формирование толстовских взглядов).
  • Народность . Способность разделять мировоззрение простого русского народа, чувствовать так же, как простые люди. С точки зрения Толстого, именно простой народ является носителем и хранителем истинных нравственных ценностей (подробнее об этом речь пойдёт на следующих уроках).

Ученики могут назвать ещё несколько важных критериев, не являющихся, однако, универсальными. Например, часто называется (в том числе и в специальной литературе) способность героев к развитию. Действительно, герои второго “лагеря” статичны. Однако статичны и такие совершенные, с точки зрения Толстого, герои, как Кутузов и Платон Каратаев: они показаны в романе уже достигшими вершины, их путь остался “за кадром”. И наоборот: среди героев “спорных” есть как минимум один, кто сильно изменяется по ходу действия - но не в лучшую, а в худшую сторону. Это Борис Друбецкой.

Сформулировав основные критерии, по которым строится система образов романа, обратимся к тем самым “спорным” героям.

Борис Друбецкой попадёт во второй “лагерь”: в романе он на наших глазах выбирает свою цель в жизни (богатство и карьера) и отказывается от всякой надежды на настоящее счастье (вместо Наташи - Жюли Карагина).

Старый Болконский не меняет убеждения на карьеру (живёт в опале) и хочет видеть своих детей счастливыми и достойными людьми. Он бывает жесток и несправедлив, но сам от этого страдает, а перед смертью просит у дочери прощения. Это герой первого “лагеря”.

Лиза Болконская должна бы относиться к первому лагерю почти по всем критериям: она хочет любви и семейного счастья, она никому не делает и не желает зла. И на фоне светского кружка маленькая княгиня выглядит на редкость естественной (и князь Андрей её когда-то полюбил за лучшие её черты, не за одну лишь красоту). Однако Лизу растили для света, а потому её взгляды и понятия искажены (она не понимает, почему князь Андрей хочет сам участвовать в войне и добиваться славы подвигами, когда она прекрасно может через свои связи устроить ему какую угодно карьеру). И естественность её на фоне настоящих, действительно естественных отношений пропадает. Лиза ведёт себя, как заводная кукла, повторяя по пять раз одну и ту же фразу. Оставим её в “спорном” столбце: она принадлежит второму лагерю, но она его жертва.

Спор о Соне на этом уроке лучше не начинать. Учитель обещает, что у всех желающих будет возможность высказаться об этой героине письменно, в сочинении. То же и Долохов . Если не найдётся ученика, который сразу даст исчерпывающую нравственную оценку этому герою, вопрос о нём стоит оставить для самостоятельной творческой работы.

Оценка императора Александра I в романе однозначна, но для учеников она иногда бывает неприемлемой в силу их монархических пристрастий. Иногда кто-нибудь оспаривает и толстовскую оценку Наполеона (реже - Кутузова ). Говоря об этих героях, нужно подчеркнуть, что они такие же персонажи романа, как и вымышленные герои. Ни в коем случае нельзя отождествлять их с реальными историческими лицами. Толстой хочет романом доказать свой взгляд на ход истории и роль отдельных личностей в этом процессе. И он, в пылу полемики с историками своего времени, бывает и несправедлив.

- Подумайте, как соотносится получившаяся система образов с названием романа?

Ученики могут задать вопрос: а в каком смысле употреблено в названии слово “мир”? Ведь это очень многозначное понятие. Даже если вопрос не задан, нужно обратить внимание на то, что в старой орфографии “мир” в заглавии читался как отсутствие войны, однако в тексте романа обыгрывались и другие значения: мир - единство, гармония отношений, некая общность и любовь между людьми (подробнее о них речь пойдёт позже).

Ответ на вопрос не всегда очевиден для школьников. Некоторые с удивлением отмечают, что в обоих лагерях много людей военных и много таких, кто никакого отношения к армии не имеет. Тогда необходимы дополнительные вопросы:

- А все ли военные одинаково относятся к войне? И нет ли у понятия “война” каких-то дополнительных смыслов - как и у слова “мир”?

В первом лагере (“лагере мира”) офицеры воюют так, чтобы по возможности сохранить жизнь солдатам; они - как и автор - предпочли бы не воевать совсем, хотя им не откажешь в храбрости и полководческих талантах. Солдаты не испытывают ненависти к своим противникам, видят в них людей. Где бы ни подвизались “герои мира”, они стремятся создать вокруг себя мир в широком смысле слова - некое гармоничное единство (“Да здравствует весь мир!” - как радостно кричит Николенька Ростов).

Во втором лагере войну ценят как верный способ достичь цели: извлечь из неё выгоду и сделать с её помощью карьеру. Одни ищут простого повышения по службе, другие - как Наполеон - хотят встать над всем миром. Жизнь других людей в их глазах ничего не стоит: другие - только средство, сколько бы их ни было, единицы или сотни тысяч. Точно так же относятся к людям и те герои этого “лагеря”, которые, казалось бы, не имеют отношения к войне: князь Василий и Элен Курагины, к примеру. И точно так же, как Наполеон, Элен сеет вокруг себя раздоры, разрушения, несчастья. Война есть только крайнее выражение определённой жизненной позиции - мы уже поняли, какой.

- Ко всякой ли войне Л.Н. Толстой относится так плохо?

Этот вопрос иногда задают сами ученики. Или просто говорят о противоречии: Толстой называет войну делом, противным совести и человеческой природе, но в его романе война 1812 года оказывается событием спасительным, не давшим злу восторжествовать на свете.

Современные школьники совсем незнакомы с диалектикой, потому вряд ли удастся объяснить им в конце урока суть этого диалектического противоречия. Достаточно понять, что война 1812 года дей­ствительно стала войной против войны. Это наглядно видно даже при беглом сопоставлении двух полководцев: Наполеон воюет ради войны, Кутузов - ради того, чтобы с войной было покончено. В определённом смысле эти герои являются своего рода “предводителями” - каждый своего “лагеря”. А отношение к войне - ещё одним (но тоже не универсальным) критерием, по которому разделены герои романа.

Оговорим специально: раз это критерий не универсальный и даже не основной, мы не сможем употреблять наше рабочее название двух групп в серьёзных сочинениях и ответах (особенно экзаменационных). Такая терминология не является общепринятой, но суть разделения она передаёт достаточно точно. Эти лагери отчётливо противопо­ставлены друг другу - как в названии романа противопоставлены война и мир.

- Как называется резкое противопоставление образов или понятий?

Это антитеза . И мы можем записать, что антитеза - это главный композиционный принцип романа «Война и мир».

4. Домашнее задание. Сравнить два “приёма”, показанных в начале романа: вечер у Анны Павловны Шерер и именины у Ростовых.

Образная система романа «Война и мир» Толстого

Первичными для характеристики образов Толстого считаются два критерия:

Отношения к Родине и родному народу.

Моральное состояние героев, т.е. духовная жизнь или духовная смерть.

Роман начинается изображением светского общества – салона Анны Павловны Шерер, в котором царят ложь и лицемерие. Завсегдатаи салона описаны сатирически. Кругом их интересов являются придворные сплетни, интриги, разговоры о деньгах и карьере. Эгоистическая жизнь аристократов, воплощена в образах Курагиных. Василий Курагин пытается стать наследником графа Безухова, а когда становиться ясно, что это невозможно, он всеми правдами и неправдами пытается выдать замуж за Пьера Безухова свою дочь Элен, красивую, но бездушную кокетку. Но и этого Василию мало и он решает женить сына Анатоля, «беспутного дурака», на богатой княжне Болконской. Курагины не способны действовать напрямую, поэтому добиваются своих целей обходными путями.

Иронически Лев Толстой изобразил князя Бориса Друбецкого, который, по мнению многих, человек больших возможностей. Он умный, волевой, активный, но постепенно автор раскрывает его холодное корыстолюбие. Это ярко проявляется, когда он достигает своей цели – богатства, женившись на некрасивой Жюли Карагиной.

Иронические мотивы имеют место и в изображении Берга, зятя Ростовых, полковника «с Владимиром и Анною на шее». Отсиживаясь в штабе, он нахватался немало наград, а приехав в Москву, рассказывает графу Ростову о доблести российских войск. Однако обеспокоен он никак не судьбой войска и страны, а только личными корыстными интересами.

Автор также развенчивает и государственную администрацию, сатирически изображая Ростопчина, далекого от народа, и Аракчаева, который проявляет свою преданность императору Александру, используя жестокость и насилие.

Иначе изображено провинциальное дворянство, близкое к народу. Автор ценит в Ростовых простоту, гостеприимство, жизнерадостность, любовь и уважение, а также хорошее отношение к крестьянам. Николай Ростов, женившись на Марии Болконской, стал внимательным к жизни простых людей хозяином. Однако Толстой не приукрашивает жестокости крепостного хозяйства помещиков.

С глубокой симпатией автор изображает гордую и независимую семью Болконских. Старший Болконский – упертый, властный, ни перед кем не преклоняется, образованный и честный, но в тоже время человек с тяжелой судьбой. Он воспитал достойных детей – сына Андрея, который пытается найти смысл жизни, и дочь, нежную княжну Марию, её призвание – любовь и самопожертвование. Лев Николаевич Толстой считает, что провинциальное дворянство имеет народную основу, поэтому в романе Ростовы, Болконские и Пьер Безухов противопоставляются столичной аристократии и хозяйской бюрократии.

Кроме анализа образной системы «Войны и мира» также доступно:

  • Образ Марьи Болконской в романе «Война и мир», сочинение
  • Образ Наполеона в романе «Война и мир»
  • Образ Кутузова в романе «Война и мир»
  • Сравнительная характеристика Ростовых и Болконских - сочинение
  • Жизненные искания Наташи Ростовой - сочинение

Многообразный мир художествен­ного произведения не только труд­но, но даже и невозможно “втиснуть” в какие-то оп­ределенные рамки, “разложить по полочкам”, разъяс­нить с помощью логических формул, понятий, гра­фиков или схем. Богатство художественного содер­жания такому анализу активно сопротивляется. Но попытаться обнаружить какую-то систему все же можно, при том необходимом условии, разумеется, что она не будет противоречить авторскому замыслу.
Что было важнее всего для Толстого при со­здании “Войны и мира”? Откроем начало третьей части второго тома: “Жизнь между тем, настоящая жизнь людей со своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, со своими инте­ресами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, друж­бы, ненависти, страстей, шла, как и всегда, неза­висимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте, и вне всех возможных пре­образований.
Как видите, самое главное для писателя – это настоящая жизнь, понимаемая как мощная и не­укротимая стихия, противостоящая любым явлени­ям, событиям, установленным законам, если они не совпадают с интересами простых, обыкновенных лю­дей. На этом и строится система образов в “Войне и мире”.
Есть люди, которые живут нормальной, естествен­ной жизнью. Это один мир. Есть другой, построен­ный на иных, неестественных интересах (карьера, власть, богатство, самолюбие и т. д.). Это мир обре­ченный, лишенный движения и развития, мир, подчи­ненный заранее установленным правилам, обрядам, регламентам, всякого рода условностям, абстракт­ным теориям, мир, который в основе своей мертв.
Толстой принципиально не принимает любую тео­ретическую схоластику, отъединяющуюся от реаль­ной, простой, нормальной жизни. Так, о генерале Пфуле в романе сказано, что он из любви к теории “ненавидел всякую практику и знать ее не хотел”. Именно по этой причине князю Андрею не нравится Сперанский с его “непоколебимой верой в силу ума”. И даже Соня оказывается в конце концов “пустышкой”, потому что в ее добродетельности есть элемент рассудочности, расчета. Любая искусствен­ность, роль, которую пытается вольно или невольно играть человек, запрограммированность (как сказали бы мы сегодня) отвергаются Толстым и его люби­мыми героями. Наташа Ростова говорит о Долохове: “У него все назначено, а я этого не люблю”.Возникает представление о двух началах в жиз­ни: война и мир, зло и добро, смерть и жизнь. И все действующие лица так или иначе тяготеют к одному из этих полюсов. Одни выбирают цель жиз­ни сразу и не испытывают никаких колебаний – Курагины, Берг. Другие проходят через долгий путь мучительных колебаний, ошибок, поисков, но в конечном счете “прибиваются” к одному из двух берегов. Не так-то просто было, например, Борису Друбецкому преодолеть себя, свои нормальные чело­веческие чувства, прежде чем он решился сделать предложение богатой Жюли, которую он не только не любит, но, кажется, вообще терпеть не может.
Система образов в романе основана на достаточно четкой и последовательной антитезе (противопоставлении) народности и анти­народности (или псевдонародности), естественного и искусственного, человечного и бесчеловечного, нако­нец, “кутузовского” и “наполеоновского”.
Кутузов и Наполеон образуют в романе два свое­образных нравственных полюса, к которым тяготеют или от которых отталкиваются различные действую­щие лица. Что касается любимых толстовских геро­ев, то они как раз показаны в процессе постоянного изменения, преодоления замкнутости и эгоистической односторонности. Они в дороге, в пути, и уже одно это делает их дорогими и близкими автору.

Сочинение по литературе на тему: Система образов в романе “Война и мир” Л. Н. Толстого

Другие сочинения:

  1. Система образов романа основана на четкой и последовательной антитезе народности и антинародности, нравственного и безнравственного, человечного и бесчеловечного, условно говоря, “кутузовского” и “наполеоновского”. Кутузов и Наполеон образуют в романе два своеобразных нравственных полюса, к которым тяготеют или от которых отталкиваются Read More ......
  2. “Каждый исторический факт надо объяснять человечески”, – писал Толстой. По жанровой форме “Война и мир” не исторический роман, а… семейная хроника, точно так же, как “Капитанская дочка” – не история пугачевского бунта, а непритязательный рассказ о том, как “Петруша Гринев Read More ......
  3. “Война и мир” – русская национальная эпопея, в которой нашел свое отражение характер великого народа в тот момент, когда решались его исторические судьбы. Толстой, стремясь охватить все, что он знал и чувствовал в это время, дал в романе свод быта, Read More ......
  4. Образы в романе это Обыкновенные люди и особенный человек. Новаторство Чернышевского-писателя проявилось прежде всего в создании образов представителей революционно-демократического лагеря. К их числу относятся Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна. Это, по характеристике автора, новые люди – “добрые и сильные, знающие и Read More ......
  5. “Петр” – первый в нашей литературе настоящий исторический роман, “книга надолго”,- писал Алексею Толстому М. Горький. Такой “великолепной вещью” и стало в целом историческое повествование писателя о Петре Первом. Передавая сложность и драматическое величие развернувшихся событий, Толстой стремится объединить их Read More ......
  6. Глазами бродящего по Петербургу Родиона Романовича Раскольникова читатель видит грязные улицы и темные переулки, убогие жилища и трущобные гостиницы, дома терпимости и трактиры, где воочию предстают пьянство, проституция и другие пороки общества. Все действие романа сосредоточено вокруг главного героя. Появляющиеся Read More ......
  7. С победой молодой Советской республики новая жизнь стихийно ворвалась в искусство. Тема отшумевшей войны казалась главной в творчестве советских писателей. Писать о Гражданской войне значило писать о революции, о новой жизни, о новой эпохе, о новом человеке. “Разгром” был задуман Read More ......
Система образов в романе “Война и мир” Л. Н. Толстого

Роман-эпопея Л. Н. Толстого отличается сложной структурой и большим количеством персонажей. В основе системы образов «Война и мир» лежит четкое противопоставление двух начал: добра и зла, жизни и смерти, мира и войны.

Все действующие лица романа, так или иначе, имеют склонность к одному из этих начал. При этом кто-то из них сразу и без малейших колебаний намечает цель своей жизни, а кто-то проходит долгий, мучительный путь ошибок, терзаний, духовного поиска.

Особое место в романе занимает группа исторических образов, центральными из которых являются Наполеон и Кутузов. Они представляют собой два своеобразных нравственных полюса, которые притягивают или отталкивают главных и второстепенных героев произведения.

Большое значение в романе Толстого имеет группа образов русского дворянства. Она также разделена на два лагеря: высший свет в Петербурге и поместное дворянство. Эгоистичность и лживость первого противопоставлена писателем патриотизму и высоким духовным качествам второго.

И, конечно же, немалую роль в произведении играет группа народных образов. При помощи ярких персонажей Толстой изображает два основных народных типажа - деятельного, сильного, выносливого мужика и мужика-философа, спокойно принимающего жизнь во всех ее проявлениях.

Многообразный мир художествен­ного произведения не только труд­но, но даже и невозможно “втиснуть” в какие-то оп­ределенные рамки, “разложить по полочкам”, разъяс­нить с помощью логических формул, понятий, гра­фиков или схем. Богатство художественного содер­жания такому анализу активно сопротивляется. Но попытаться обнаружить какую-то систему все же можно, при том необходимом условии, разумеется, что она не будет противоречить авторскому замыслу.
Что было важнее всего для Толстого при со­здании “Войны и мира”? Откроем

Начало третьей части второго тома: “Жизнь между тем, настоящая жизнь людей со своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, со своими инте­ресами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, друж­бы, ненависти, страстей, шла, как и всегда, неза­висимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте, и вне всех возможных пре­образований.
Как видите, самое главное для писателя – это настоящая жизнь, понимаемая как мощная и не­укротимая стихия, противостоящая любым явлени­ям, событиям, установленным законам, если они не совпадают с интересами простых, обыкновенных лю­дей. На этом и строится система образов в “Войне и мире”.
Есть люди, которые живут нормальной, естествен­ной жизнью. Это один мир. Есть другой, построен­ный на иных, неестественных интересах (карьера, власть, богатство, самолюбие и т. д.). Это мир обре­ченный, лишенный движения и развития, мир, подчи­ненный заранее установленным правилам, обрядам, регламентам, всякого рода условностям, абстракт­ным теориям, мир, который в основе своей мертв.
Толстой принципиально не принимает любую тео­ретическую схоластику, отъединяющуюся от реаль­ной, простой, нормальной жизни. Так, о генерале Пфуле в романе сказано, что он из любви к теории “ненавидел всякую практику и знать ее не хотел”. Именно по этой причине князю Андрею не нравится Сперанский с его “непоколебимой верой в силу ума”. И даже Соня оказывается в конце концов “пустышкой”, потому что в ее добродетельности есть элемент рассудочности, расчета. Любая искусствен­ность, роль, которую пытается вольно или невольно играть человек, запрограммированность (как сказали бы мы сегодня) отвергаются Толстым и его люби­мыми героями. Наташа Ростова говорит о Долохове: “У него все назначено, а я этого не люблю”.Возникает представление о двух началах в жиз­ни: война и мир, зло и добро, смерть и жизнь. И все действующие лица так или иначе тяготеют к одному из этих полюсов. Одни выбирают цель жиз­ни сразу и не испытывают никаких колебаний – Курагины, Берг. Другие проходят через долгий путь мучительных колебаний, ошибок, поисков, но в конечном счете “прибиваются” к одному из двух берегов. Не так-то просто было, например, Борису Друбецкому преодолеть себя, свои нормальные чело­веческие чувства, прежде чем он решился сделать предложение богатой Жюли, которую он не только не любит, но, кажется, вообще терпеть не может.
Система образов в романе основана на достаточно четкой и последовательной антитезе (противопоставлении) народности и анти­народности (или псевдонародности), естественного и искусственного, человечного и бесчеловечного, нако­нец, “кутузовского” и “наполеоновского”.
Кутузов и Наполеон образуют в романе два свое­образных нравственных полюса, к которым тяготеют или от которых отталкиваются различные действую­щие лица. Что касается любимых толстовских геро­ев, то они как раз показаны в процессе постоянного изменения, преодоления замкнутости и эгоистической односторонности. Они в дороге, в пути, и уже одно это делает их дорогими и близкими автору.

  1. Война и мир это мечта о всеобщем духовном разоружении, после которого наступит некоторое состояние, именуемое миром. О. Мандельштам Если задать кому-нибудь вопрос: Что такое настоящая жизнь? вряд ли кто-нибудь даст...
  2. Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” является, по мнению большинства известных писателей и критиков, величайшим романом в истории человечества. “Война и мир” – это роман-эпопея, повествующий о знаменательных и...
  3. Описание природы традиционно в русской литературе. Вспомним Тургенева – мастера пейзажа, романтическую природу Пушкина, Лермонтова, философский подход к ней у Достоевского, Гончарова. Я думаю, особое отношение к природе у русских...
  4. Лев Николаевич Толстой в романе-эпопее “Война и мир” образно и правдиво изобразил самые трагические и героические события начала XIX века. Отечественная война 1812 года показана Толстым как всенародная героическая эпопея:...
  5. Роман – эпопея “Война и мир” – вершинное произведение Л. Н. Толстого, великого русского прозаика. Оно потрясает читателя реалистичностью, мастерским раскрытием образов главных героев, их характеров, точностью описания исторических событий....
  6. Фамилию Нехлюдов носят также герои повестей “Отрочество” (1854), “Юность” (1857), “Утро помещика” (1856) и рассказа “Из записок князя Д. Нехлюдова (Люцерн)” (1857). М. Горький не без оснований полагал, что тот...
  7. Автобиографическая повесть для детей “Детство Никиты” – одно из самых поэтических произведений А. Н. Толстого. Повесть “Детство Никиты” (в первом издании – “Повесть о многих превосходных вещах”) была написана в...
  8. Одной из самых ярких особенностей романа Л. Н. Толстого “Война и мир” является глубокий психологизм и внимание автора к чувствам и мыслям героев. Сам жизненный процесс становится главной темой его...
  9. С самого начала повествования все помыслы Анны Михайловны и ее сына устремлены к одной цели – устроению своего материального благополучия. Анна Михайловна ради этого не гнушается ни унизительным попрошайничеством, ни...
  10. Наташа Ростова и Андрей Болконский – главные герои Романа-эпопеи Л. Н. Толстого “Война и мир”. Именно на жизненных исканиях Андрея Болконского, а так же Пьера Безухова, построена сюжетная линия этого...
  11. Из эпилога романа мы ничего не можем узнать о будущем Нехлюдова. “Дело его с Катюшей было кончено. Он был не нужен ей, и ему это было и грустно и стыдно....
  12. Антитеза (противопоставление) – один из наиболее часто используемых приемов, применяемых для раскрытия образов в художественном произведении. Сущность антитезы как тропа состоит в сопоставлении противоположностей, антагонистичных друг другу понятий или образов....
  13. В романе Л. Н. Толстого описана жизнь нескольких семей: Ростовых, Болконских, Курагиных, Бергов, а в эпилоге еще и семей Безуховых (Пьера и Наташи) и Ростовых (Николая Ростова и Марьи Болконской)....
  14. Принцип антитезы можно определить как важнейший художественный принцип романа Л. Н. Толстого “Война и мир”. Он является одним из способов воплощения философии истории, описание которой было наиболее значимой задачей для...
  15. Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” является, по мнению известных писателей и критиков, “величайшим романом в мире”. “Война и мир” – это роман-эпопея, повествующий о знаменательных и грандиозных событиях...
  16. Пьер Безухое – один из любимых героев Толстого. Жизнь его – это путь открытий и разочарований, путь кризисный и во многом драматический. Пьер – натура эмоциональная. Его отличают ум, склонный...Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней. Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего отечества, но...
  17. Рассказ Л. Н. Толстого “После бала” развивает тему “срывания всех и всяческих масок” с беззаботной, умытой, праздничной жизни одних, противопоставляя ее бесправию, угнетению других. Но вместе с тем писатель заставляет...


Просмотров