Основы изобразительной грамоты: статика и динамика в композиции. Мастер-класс для детей

Фрагментарное или непрерывное восприятие времени.

Статики:

ИЛЭ, ЛИИ, ЛСИ, СЛЭ, СЭЭ, ЭСИ, ЭИИ, ИЭЭ

Динамики:

СЭИ, ЭСЭ, ЭИЭ, ИЭИ, ИЛИ, ЛИЭ, ЛСЭ, СЛИ

Что легче, что сложнее

  • Статикам легче, динамикам сложнее: Зафиксировать внимание на моменте времени, его возможностях и расположении объектов. Кратко выразить суть момента.
  • Динамикам легче, статикам сложнее: Физически чувствовать изменения ситуации в реальном времени. Делать прогнозы — как ситуация развивается и куда приведет. Описывать непрерывный ход событий и своих мыслей.

Смысл признака

Статики и динамики воспринимают время по-разному . У статиков восприятие времени фрагментарное, у динамиков — непрерывное .

Деление людей на статиков и динамиков — самое важное, что упустил из виду Юнг. Соцониками, начиная от А. Аугустинавичюте, этот пробел отчасти был восстановлен, но недооценка признака как наиболее заметного осталась. Его легко выявить в любом фрагменте устной и письменной речи достаточного объема, независимо от языка и содержания сказанного.

Хотите узнать больше? Оставьте Email и получите PDF «Соционика 2.0. Вы и ваш тип»!

Имя: Email:

Речь динамиков плавная. Речь статиков состоит из коротких фрагментов, отделенных друг от друга заметными барьерами. Иногда эти барьеры соответствуют знакам препинания, иногда нет.

Почти все проблемы соционической диагностики кажущиеся. Их можно выявить простым навыком анализа речи. Задача №1 при определении типа: есть ли в речи человека барьеры, или их нет?

Простое упражнение . По умолчанию считаем всех динамиками и плавно, от одной строки к другой, почти не вдаваясь в смысл, не обращая внимания на знаки препинания, вычитываем фрагмент речи. Если спустя 2-3 абзаца все читается плавно и никаких заметных препятствий не возникло, перед вами речь динамика. Если они есть — перед вами речь статика.

Изучение соционики стоит начинать с изучения разницы между статиками и динамиками . Общество отказывается изучать явления, которые лежат на поверхности. Даже опытные соционики либо недооценивают его вместе с остальными неюнговскими признаками, либо делают вопиющие ошибки — от простой невнимательности.

Какова природа этой разницы? Согласно принятой в современной соционике гипотезе, это связано с особенностями появления человека на свет . У статиков отложились в сознании средние фазы родов (2 и 3), на них плод ощущает схватки материнской утробы. У динамиков в сознании отложились крайние фазы родов (1 и 4), на них схватки утробы отстутствуют. В результате, время у статиков на всю жизнь оказывается фрагментированным, у динамиков — непрерывным .

Не стоит считать, что статики не воспринимают изменений и видят набор статичных картинок. В сознании статика время поделено на короткие видеофрагменты в несколько секунд . В письменной речи многие фрагменты спрессованы в статичные фразы без глаголов: «Поле ровное, мяч круглый». Но встречаются и фрагменты речи статиков, в которых глаголов немало, но плавного перетекания одного в другое нет. Часто меняются ракурсы, подлежащее в одном предложении одно, в следующем — уже другое.

Одни люди говорят быстрее, другие медленнее, но даже если статик говорит быстро, паузы найдутся. Лучший пример — видеовыступления Александра Невзорова (ИЛЭ). Его часто типируют в динамики, но это следствие быстрого темпа речи. Сравните с видеоблогом Сергея Доренко (ЛСЭ) — вот динамик, который говорит степенно и неторопливо, растягивая слова. В длинных радиоэфирах Доренко говорит в естественном ритме, — и здесь плавность речи налицо.

Статики не могут следить за объектом без периодических переключений кадра в их сознании. Если вы статик, понаблюдайте за собой и уловите это. Динамики способны непрерывно наблюдать объекты и явления, пространно описывать, что с ними происходит.

Иногда cтатику и динамику в обход речи пытаются определить визуально, по движениям человека. Это путь к ошибкам — наблюдать надо за речью, а не за телом.

Применение в диагностике

Определение статики или динамики — самая важная часть любого претендующего на достоверность типирования, технологический стандарт . Либо этот признак надежно определен, либо не стоит заниматься диагностикой.

Стандарты на основе модели А, которых придерживается большинство социоников, игнорируют эту разницу. При этом 8 аспектов, входящих в модель А, содержат этот признак — если вы нашли динамику, ваш дальнейший выбор — между белой интуицией и белой сенсорикой и черной логикой и черной этикой. Остальное исключено и встречается только у статиков. Такой метод намного надежнее, чем пытаться по аспектному словарю определить логику или этику, интуицию или сенсорику.

Примеры речи статиков

Время — это конечный срок. | Можно распределять время, это да. | Ускорять это наверно заняться чем то интересным. | Сжимать я понимаю как замедлять наверно, | заниматься чем то неинтересным. — СЭЭ

Время — это то, что никому не подвластно! | Оно стремительно летит вперед как луч в космическом пространстве. | Непосредственно самому временем управлять трудно, надо создать вокруг себя такую обстановку, чтобы замедлить ход времени, | т.е можно воздействовать опосредованно. — ЭИИ

Влюбляюсь я обычно так же стремительно и с тем же результатом, с каким потерявший управление танк въезжает в бетонную стену. | Грохот, пыль, стоны. | Крики «как ты могла?!» из-под обломков. | Покалечены все в радиусе десяти метров от эпицентра. | А я, невредимая, сижу в танковой башне и страстно предаюсь самоуничижению. — СЛЭ

Примеры речи динамиков

Дайте определение понятию «время» (как Вы это понимаете). Можно ли управлять временем — сжимать, ускорять?

Время для меня неразрывно связанно с движением, поэтому и воспринимается оно порой по разному, либо тянется либо ускоряется — СЛИ

Время расстояние поделенное на скорость. Время можно чувствовать, и поэтому ускорять или замедлять свои действия в промежутке времени — ИЛИ

Слушателей было немало, человек 15. В начале встречи мы по кругу передавали куклу Машеньку и придумывали ей способности и жизненный путь, в ходе которого она их развивала и реализовывала. Сказочка получилась грустной, т.к. большинство присутствующих были женщинами, и девочка Маша оказалась образованной, успешной, обеспеченной, независимой и страшно одинокой. Сконцентрировавшись на развитии своих способностей, она как-то незаметно задвинула на второй план детей, мужа, любовника (про родителей там вообще речи не шло)... — ЭИЭ

Что не следует принимать за статику

Наличие в тексте точек и других знаков препинания . Некоторые динамики ставят их, потому что их положено ставить с точки зрения языка, при этом текст словно проглатывается насквозь, не взирая на них.

Медленный, прерывистый темп речи . Если динамик говорит медленно, наблюдателю сложнее уловить плавность повествования, но, если расшифровать сказанное и прочитать в виде текста, она будет наглядно выявлена.

Речевые фрагменты, в которых мало смысловых глаголов . Обычно статики используют меньше смысловых глаголов, чем динамики, но и последним не всегда требуется использовать их все время. При этом плавная, динамичная манера сохраняется.

Что не следует принимать за динамику

Описание разворачивающегося во времени процесса . И статикам, и динамикам приходится описывать их доступными средствами; при этом статик описывает одно и то же событие через набор коротких фрагментов; динамик — путем сплошного повествования.

Длинные сложные предложения. Статики-деклатимы (ЛСИ, СЛЭ, ЭИИ, ИЭЭ) склонны использовать таковые, но внутри этих предложений можно усмотреть барьеры и границы между фрагментами.

Быстрый темп речи. Если статик говорит быстро, наблюдателю сложнее разбить его речь на смысловые фрагменты, но, если расшифровать ее и прочитать в виде текста, разрывы между ними будут выявлены.

На основе книги

Визуальное искусство строится на понятии "композиция". Она обеспечивает осмысленность и целостность произведения. Решая художественную задачу, творец подбирает выразительные средства, продумывает форму воплощения идеи и выстраивает композицию. Для представления замысла художнику необходимы разнообразные средства, одними из которых являются динамика и статика в композиции. Расскажем о специфике статической и динамической композиции.

Понятие композиции

В является ведущей характеристикой художественной формы. Она обеспечивает единство и взаимосвязь всех элементов и частей произведения. В понятие "композиция" исследователи вкладывают такие значения, как умелое сочетание выразительных средств, воплощение замысла автора в материале, и развитие темы в пространстве и времени. Именно при ее помощи автор преподносит главное и второстепенное, оформляет смысловой и изобразительный центры. Она присутствует в любом виде искусства, но динамика и статика в композиции наиболее ощутимы и значимы в Композиция - это своего рода инструмент, упорядочивающий все экспрессивные средства, и позволяющий художнику достигать наивысшей выразительности формы. В композиции соединяются форма и содержание, они объединяются эстетической идеей и художественным замыслом автора.

Принципы композиции

Несмотря на то, что главным объединяющим началом композиции является уникальная идея художника, существуют единые закономерности построения композиционной формы. Основные принципы или законы композиции сложились в художественной практике, они не были искусственно придуманы, а родились в ходе многовекового творческого процесса множества художников. Цельность - первый и важнейший закон композиции. Согласно ему, произведение должно иметь тщательно выверенную форму, в которой ничего нельзя убавить или добавить, не нарушив замысла.

Примат идеи над формой - еще один закон композиции. Все средства всегда подчинены идее художника, сначала рождается замысел, а только потом появляется материальное воплощение в цвете, фактуре, звуке и т. д. Любая композиция строится на основе контрастов, и это еще один закон. Противоположность цветов, размеров, фактур позволяет привлечь внимание зрителя к определенным элементам формы, выделить композиционный центр и придать идее особую выразительность. Еще один непреложный закон создания композиции - это новизна. Каждое художественное произведение - это уникальный авторский взгляд на явление или ситуацию. Именно в нахождении нового ракурса и новых средств воплощения идеи, возможно вечной и привычной, и кроется главная ценность творения.

Средства композиции

Каждый наработал собственный ассортимент выразительных композиционных средств. В изобразительном искусстве к таковым относятся линии, штрихи, цвет, светотень, пропорции и золотое сечение, форма. Но есть и более общие средства, характерные для многих художественных форм. К ним относятся ритм, симметрия и асимметрия, выделение композиционного центра. Динамика и статика в композиции являются универсальными средствами выражения эстетической идеи. Они тесно связаны с существованием композиции в пространстве и времени. Уникальное соотношение разных средств позволяют художникам создавать индивидуальные и оригинальные произведения. Именно в аранжировке данного выразительного арсенала и проявляется авторский стиль творца.

Виды композиции

Несмотря на всю индивидуальность художественных произведений, существует достаточно ограниченный перечень композиционных форм. Существует несколько классификаций, которые по разным основаниям выделяют виды композиций. По особенностям представления объекта выделяют фронтальный, объемный и глубинно-пространственный типы. Они различаются по распределению объектов в пространстве. Так, фронтальная представляет только одну плоскость объекта, объемная - несколько, глубинно-пространственная - показывает несколько перспективных планов и размещение предметов в трех измерениях.

Также существует традиция выделять замкнутую и открытую композиции, в которых автор распределяет предметы либо относительно центра, либо по отношению к внешнему контуру. Исследователи делят композиционные формы на симметричные и асимметричные, по доминирующему расположению объектов в пространстве с определенным ритмом. Кроме того, динамика и статика в композиции также являются основанием для выделения типов формы произведения. Они различаются по наличию или отсутствию движения в произведении.

Статическая композиция

Стабильность и статика имеют особые ассоциации у человека. Весь мир вокруг стремится к движению и поэтому что-то постоянное, неизменное, неподвижное воспринимается как некая ценность. Рассматривая законы композиции, исследователи обнаружили, что статика присутствует практически во всех видах искусства. Художники с древности видели особое искусство и сложную задачу в том, чтобы уловить красоту какого-то предмета или объекта. Статичные композиции воспринимаются как эмоции покоя, гармонии, равновесия. Поиск такого баланса - настоящий вызов художнику. Для решения этой задачи художник использует разнообразные средства.

Статические средства композиции

И статика, и динамика в композиции, простые фигуры в которых являются основным выразительным средством, используют разный набор форм. Статику превосходно передают такие геометрические фигуры как прямоугольник и квадрат. Для статических композиций характерно отсутствие ярких контрастов, цвета и фактуры применяются близкие друг к другу. Предметы в композициях не сильно отличаются по размеру. Такие композиции строятся на нюансах, игре оттенков.

Динамическая композиция

Динамика и статика в композиции, определение которых мы представляем, решаются при помощи традиционных выразительных средств: линий, цветов, размерности. Динамика в искусстве - это стремление отразить быстротечность жизни. Как и статика, передача движения является серьезной художественной задачей. Так как оно имеет многообразные характеристики, то у этой задачи, в отличие от статики, существует гораздо больше решений. Динамика вызывает разнообразную гамму эмоций, она связана с движением мысли и сопереживанием.

Средства создания динамики

Для передачи ощущения движения используется большая гамма выразительных средств. Это вертикальные и распределение предметов в пространстве, контраст. Но главным средством является ритм, т. е. чередование предметов с определенным интервалом. Движение, статика, всегда взаимосвязаны. В каждом произведении можно обнаружить элементы каждого из этих начал. Но для динамики ритм является основополагающим принципом.

Примеры статики и динамики в композиции

Любой вид искусства может предоставить образцы статичных и динамичных композиций. Но в изобразительном искусстве их обнаружить гораздо легче, так как эти принципы являются базовыми для визуальной формы. Статика и динамика в композиции, примеры которых мы хотим представить, всегда использовались художниками. Образцами статичных композиций являются натюрморты, которые изначально строились именно как пойманный момент остановки движения. Также статичны многие классические портреты, например, Тропинина, Боровиковского. Воплощением статики является картина К. Малевича «Черный квадрат». Динамичными композициями являются многие жанровые, пейзажные и батальные произведения. Например, «Тройка» В. Перова, «Боярыня Морозова» В. Сурикова, «Танец» А. Матисса.

Мастер класс по монотипии с фото для детей от 7 лет

Основы изобразительной грамоты: статика и динамика в композиции

Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская область.
Описание: работу можно выполнить с детьми от 7 лет. Материал может быть полезен педагогам общеобразовательных учреждений, дополнительного и дошкольного образования.
Назначение: оформление творческих выставок и интерьера помещений.
Цель: создание декоративной композиции в нетрадиционной технике рисования монотипия.
Задачи:
-продолжать знакомство детей с основами изобразительной грамоты: изобразительные средства(точка, линия, пятно), правила построения композиции(композиционный центр, цветовое равновесие);
-познакомить с понятием статики и динамики в композиции;
-совершенствовать навыки работы в технике монотипия, гуашь;
-упражнять в работе разными кистями в соответствии с поставленной задачей, упражнять в умении работать всем ворсом кисти и её кончиком;
-воспитывать творческую инициативу, воображение.

Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы вновь возвращаемся к изучению основ композиции, что же это такое? Композиция означает составление, соединение, сочетание различных частей и предметов в единое целое в соответствии с какой-либо идеей, замыслом. Это продуманное построение изображения, нахождение соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое целое - завершенное и законченное по линейному, световому и тональному строю изображение.


В предыдущей работе мы выяснили, что композиция-это способ расположения предметов на листе бумаги. Что нужно располагать рисунок так, чтобы не оставалось много пустого места на листе. Для этого этого мы изучали расположение сторон листа. Учились располагать изображение посередине, чтобы всё задуманное уместилось на листочке целиком, чтобы сверху, снизу и по бокам осталось совсем немного пустого места. Познакомились с новой наукой-основы изобразительной грамоты, с правилом равновесия в композиции.
Равновесие в композиции.


Правил построения композиции существует очень много, сегодня мы познакомимся с новыми понятиями-статика и динамика. Сложные на первый взгляд названия означают состояние покоя(статика) и движения(динамика) в живописи.
В статичной композиции нет никого действия. Устойчивые, неподвижные, часто симметрично уравновешенные композиции спокойны, молчаливы. Помимо статичности(состояние покоя) самой фигуры, большое значение играет расположение этих фигур в композиции, так, чем ниже к краю листа расположена вся композиция, тем статичнее она выглядит. Чем симметричнее тем статичнее.

Но любую статичную форму можно превратить в динамичную: квадрат можно расположить в углу, параллелепипед расположить вертикально, наклонить пирамиду и так далее. Кроме того, их можно расположить таким образом, что зрителю будет казаться, что всё это вот-вот упадёт. К динамичным относятся: треугольник и параллелограмм, стоящие на короткой стороне, эллипс, шар, пирамида, параллелепипед, стоящий на своей узкой грани и так далее. Следовательно композиция, которая стремится к изменению своих элементов, является динамичной, то есть находится в движении.


Итак, динамика(от греч. dynamis-«сила»)-это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. В динамичных композициях, элементы располагаются по диагональным осям или свободно располагаются на плоскости картины. В них ярче подчёркивается ощущение движения, более разнообразное расположение предметов, присутствует смелое нарушение симметрии. Можно наблюдать смещение контуров по отношению цветовых пятен. Цветовое решение в динамических произведениях может быть ярко выраженным и более эмоциональным.



Сегодня мы рассмотрим динамику и статику в композиции на примере цветового пятна. Создание любой композиции-это обязательно работа с формой. Конечная же ее цель-достижение художественной выразительности формы. В целом ход такой работы представляет собой сложный и неразрывный процесс формообразования, созданию которого помогают различные выразительные средства-точка, линия и пятно.
Точка-несмотря на свои относительно малые размеры, обладает весьма широкими возможностями в построении композиции. Очень часто именно она является центром всего ее строя, точка может фокусировать на себе внимание зрителя. Даже одна-единственная точка на листе уже может о чем-то сказать, например, о неуравновешенности, неустойчивости в композиции. Взаимодействуя же с другими точками, она расскажет уже гораздо больше, создаст целостный сюжет. Но все зависит от выявленных в композиции ее свойств: расположения на плоскости, относительного размера, силуэта, плотности заполнения, яркости. В этом смысле она вплотную смыкается с другими графическими средствами построения композиции, их художественными свойствами.


Точка включается в ряд других изобразительных средств, составляя равнозначную часть обшей композиции. Так художественные свойства точки прямо связываются со свойствами линии, пятна и цвета, образуя в целом гармонично организованную, графическую плоскость.
Уже самой отдельно взятой линии, а не только линии как элементу структуры конкретной композиции, можно дать эмоциональную характеристику. Так, линии можно назвать: сильная, неуверенная, лёгкая, мятущаяся, стремительная.
Пятно имеет определенную характеристику тона (темнее-светлее) и, в связи с этим, явственно связано с ощущением "массы". Конечно, у пятна огромные выразительные возможности, и конечно, они усиливаются во взаимодействии с другими графическими и цветовыми средствами композиции. В отличие от точки и линии пятно, как правило, заполняет большую часть рисунка, заполняет рисунок содержанием, придаёт эмоциональный фон(грусть, радость), различные состояния природы и многое другое.


Материалы и инструменты:
-лист А3
-глянцевая бумага меньшего размера(подойдёт любая поверхность не впитывающая быстро влагу-пакет, термаклеёнка, ватман)
-кисти
-баночка и тряпочка
-ножницы(они нужны чтобы нарезать бумагу для создания отпечатков)

Ход мастер-класса:

Наша сегодняшняя работа основана на создании различных отпечатков цветовых пятен, иначе говоря-это нетрадиционная техника рисования монотипия. Слово «монотипия» состоит из двух греческих. «Monos»-один, «typos» -отпечаток. Мы попытаемся найти образ в случайном отпечатке, создать динамичную или статичную композицию.
Начинаем работу с нанесения цветовых пятен любого цвета на отрезок глянцевой бумаги. Краску необходимо наносить на бумагу густо, так чтоб получились хорошие отпечатки.


Теперь создадим отпечаток, приведём цветовое пятно в движение. Нужно перевернуть листик с краской и приложить и чистому листу, затем создать траекторию движения. Одной рукой держим большой лист, а другой скользим отрезком с краской по большому листу.


Краска на листочке куда её наносили первоначально сдвинулась, превратившись с единое плавно текущее пятно. Остановимся пока на этом изображение и пофантазируем. Пятно очень похоже на красивую тропическую рыбку, нам остаётся наполнить всю площадь бумаги содержанием.


Добавляем фон, и вот рыбка остановилась и с любопытством смотрит на подводный голубой риф, она находится в состояние покоя.
Затем добавим в рисунок пузырьки воздуха и у нас создаётся впечатление плавного подводного течения, композиция стала динамичной.


Теперь рассмотрим отпечаток который у нас получился на большом листе. Повернём лист в разные стороны и посмотрим на что похоже цветовое пятно.


Рассмотрим вертикальный вариант-похоже на оленёнка, выделим линиями контуры ушей, головы, туловища.


Композицию можно дополнить пейзажем на заднем плане.


Второй вариант проработки отпечатка-диковинная птица страус, она смотрит в небо, там в высоте летают птицы под самыми облаками.


Ещё раз перевернём отпечаток, он очень напоминает птицу лебедь, или кого то из отряда гусиных и уткообразных. Принимаемся за работу над фоном, будем использовать голубую гуашь. Сначала нарисуем водную гладь. Первым делом обводится силуэт фигуры птицы, а затем в горизонтальном направлении закрашивается фон.


По мокрому фону рисуем волнообразные линии синего и белого цвета в хаотичном порядке и горизонтальном направлении-волны.


Создаётся впечатления ряби на воде, значит дует ветерок.


Теперь небо, оно должно быть светлее цвета воды. Используем белую и голубую гуашь, сначала обводим контур птицы.


Затем наносим на бумагу плавные горизонтальные мазки, и вводим в фон коричневый цвет. Создаём плавные переходы от цвета в цвет.


Красной гуашью рисуем клюв, добавляем немного белых оттенков.


Затем вход вступают белые линии, декорируем(украшаем) птицу.


Представим что ветер задул сильнее, волны становятся больше и на них появляется пена-рисуем её белой гуашью.


С помощью примакивания кисти к листу рисуем белым цветом облака. Обратите внимание, что и волны и облака плывут в одном направлении.
Затем коричневым с небольшим добавлением зелёного рисуем полосу земли на линии горизонта(где вода встречается с небом). И так как у нас дует ветер, то и стволы деревьев слегка изогнём, рисуем их тоненькой кистью.


Желтым рисуем кроны деревьев-примакивание кистью.


Рисуем один глаз птицы, так как её голова повёрнута к нам боком. Затем добавим красные листья в кроны деревьев, и работа закончена.



Вот что получилось у моих деток-тропические птицы.


Стая морских черепах.


Морская рыба выпрыгивающая из воды.


Гордые птицы из отряда орлиные.


Кощей и кикимора.


Морской хищник.



Ритм Ритмическое чередование цветовых пятен, линий, штрихов создают иллюзию движения, особенно если идет постепенное нарастание или убывание ритма. Ритмическое чередование цветовых пятен, линий, штрихов создают иллюзию движения, особенно если идет постепенное нарастание или убывание ритма.








Асимметрия, смещение композиционного центра Если в картине левая и правая часть не уравновешены, асимметричны, то также создается впечатление движения. Если в картине левая и правая часть не уравновешены, асимметричны, то также создается впечатление движения.


Безусловно важную роль играет и анатомически верная передача движения людей и животных, а также изображение склоненных от ветра растений, клубы пыли и т.д. Безусловно важную роль играет и анатомически верная передача движения людей и животных, а также изображение склоненных от ветра растений, клубы пыли и т.д.




Статика Статика Если художник изображает объекты в состоянии покоя, то он использует симметричные, уравновешенные композиции, где главный объект расположен в центре полотна. Если художник изображает объекты в состоянии покоя, то он использует симметричные, уравновешенные композиции, где главный объект расположен в центре полотна.





МАОУ Гимназия №13 г. Томск

Основы композиции

Статика и динамика

Составил учитель ИЗО

Лукина И.Н.


  • Композиция - важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени, пятен цвета.

Каждое из этих средств имеет самостоятельное значение; все они необходимы для передачи художественной выразительности картины

Средства композиции .


Передача ритма, движения и покоя Ритм всегда подразумевает движение. Ритм в жизни и в искусстве – это не одно и то же. В искусстве возможны перебои ритма, ритмические акценты, его неравномерность, не математическая точность, как в технике, а живое разнообразие, находящее соответствующее пластическое решение. В произведениях изобразительного искусства, как и в музыке, можно различать активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный, замедленный.


Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. В живописи, графике, скульптуре, декоративном искусстве ритм присутствует как одно из важнейших выразительных средств композиции, участвуя не только в построении изображения, но и зачастую придавая содержанию определенную эмоциональность

Древнегреческая живопись. Геракл и Тритон, окруженные танцующими нереидами


Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции, например фигур людей, их рук или ног. В результате ритм может строиться на контрастах объемов.

А. РЫЛОВ. В голубом просторе


Произведения искусства, в которых присутствует движение, характеризуют как динамичные. Почему же ритм передает движение? Это связано с особенностью нашего зрения. Взгляд, переходя от одного изобразительного элемента к другому, ему подобному, сам как бы участвует в движении. Например, когда мы смотрим на волны, переводя взгляд от одной волны к другой, создается иллюзия их движения.

а – мячик спокойно лежит на книге,

б – медленное движение мячика,

в – быстрое движение мячика,

г – мячик укатился


Правило передачи движения: – если на картине используются одна или несколько диагональных линий, то изображение будет казаться более динамичным; – эффект движения можно создать, если оставить свободное пространство перед движущимся объектом; – для передачи движения следует выбирать определенный его момент, который наиболее ярко отражает характер движения, является его кульминацией.

Н. РЕРИХ. Заморские гости

В. СЕРОВ. Похищение Европы


кажется, что конь остановился на полном ходу. Край листа не дает ему возможность продолжить движение

А. БЕНУА. Иллюстрация к поэме А. Пушкина «Медный всадник». Тушь, акварель


  • Ощущение движения можно достигнуть, если использовать размытый фон, неясные, нечеткие контуры объектов на заднем плане

Особенность нашего зрения состоит в том, что мы читаем текст слева направо, и легче воспринимается движение слева направо, оно кажется быстрее.

Правило передачи покоя:

– если на картине отсутствуют диагональные направления;

– если перед движущимся объектом нет свободного пространства

– если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия – если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник), то она считается статичной


Сравните рисунки и объясните, в каком из них вы ощущаете больше движения и почему.

Задание: Выполнить на альбомном листе 2 композиции – статика и динамика



Просмотров