Художественные галереи как субъект художественного рынка. Этапы становления художественного рынка в культуре россии бадинова татьяна владимировна Общее состояние рынка современного искусства

(англ. art market, нем. Kunstmarkt). Арт-рынок - система культурных и экономических отношений, определяющих конкретную денежную стоимость произведений искусства; сфера товарного обмена.
В художественно-экономическом отношении художественный рынок подразумевает сферу предложения и спроса на произведения искусства и специфические виды услуг, связанные с обслуживанием этого рынка (например, экспертиза).
Xудожественный рынок можно рассматривать в мировом масштабе (мировой художественный рынок), в масштабе страны (национальный художественный рынок) и ее отдельных регионов. Cвои особенности ценообразования присущи местным художественным рынкам, скажем, московскому, петербургскому, парижскому. Существуют особые центры, где происходят регулярные продажи (Лондон, Токио, Киев).
Xудожественный рынок не существует независимо от мировой экономики. Его тенденции, взлеты и падения определяются динамикой региональной и мировой экономики. Подъем производства способствует подъему художественного рынка и наоборот.
Ориентирами при ценообразовании на художественном рынке являются прецеденты продаж произведений конкретных авторов, цены, устанавливаемые, как правило, на аукционах или других публичных продажах. Мировые цены имеют универсальное значение только на произведения художников, признанных классиками мирового искусства и высоко ценимых повсеместно (например, Леонардо да Винчи, Винсент ван Гог, К. С. Малевич, М. 3. Шагал). Во всех случаях цены на те или иные произведения определяются модой и конъюнктурой региональных рынков. Так, популярность и высокие цены в России на картины В. М. Васнецова или В. И. Сурикова лишь косвенно могут влиять на стоимость этих картин в Западной Европе.
По объемам продаж ведущими международными рынками искусства считаются лондонский и нью-йоркский. Различаются художественные рынки современного и несовременного искусства (т. е. антиквариата и старого искусства), «белый» и «черный» рынки (т. е. торговля произведениями искусства официально, через галереи и магазины с оформлением сделки, и неофициально, путем совершения сделки частным образом, без соответствующей регистрации).
Существуют рынки искусства, интересующего преимущественно музеи или ориентированного на частных собирателей. Организационная структура художественного рынка определяется специализированными фирмами по торговле, рекламе, пропаганде и экспертизе произведений искусства (аукционы, галереи, салоны, магазины, ярмарки, дилерские агентства и пр.).

Случайные ссылки:
Лисели - дополнительные паруса в форме...
Маврский - 1) Свойственный мавру, харак...
Акриловые краски - синтетические краски...

Художественный рынок – социально-экономический и культурно-исторический феномен и механизм, представляющий собой систему товарного обращения произведений искусства, способ распространения и перераспределения культурных ценностей в обществе. Художественный рынок выполняет информационные, посреднические, ценообразующие, стимулирующие и регулирующие, а также художественно-эстетические функции.Социально-культурными предпосылками возникновения художественного рынка послужили различные факторы: политические, экономические и в том числе просветительские. Художественный рынок, являясь мощным, многофункциональным явлением, прошел несколько крупных этапов становления, среди которых стоит выделить самые существенные.

Одним из первых этапов стоит отметить буржуазную революцию, которая способствовала формированию рыночной экономики. Важную роль сыграла и протестантская этика раннего капитализма. С появлением рынка искусства статус художника стал во многом определялся торгами, то есть показателем, состоящим из цены на работу и количества проданных работ. Стали быстро развиваться национальные художественные рынки в Голландии, Германии и США.Точная дата возникновения художественного рынка – 21 июня 1693 года, когда в Банкетном доме в поместье Уайтхолл Лордом Мелфордом был организован большой аукцион по продаже произведений искусства. В первой половине XVIII века такие аукционы стали одним из развлечений британской аристократии.

В середине XIX века формируется матрица художественного рынка (создается структура: дилеры, торговцы произведениями искусства, выставки и галереи, распродажи и аукционы, издание каталогов и специальных журналов, реклама); появляются коллекционеры, художественные критики, музейные специалисты.

Расширение художественного рынка начинается со второй половины XIX века, происходит разделение художественного рынка на две сферы – сферу продаж мастеров прошлого и сферу продаж современных авторов. Изменился класс потребителей дорогостоящего искусства (аристократия и богатые представители буржуазии). Новая волна подъема художественного рынка начинается на рубеже ХХ – ХХI веков: это виртуализация рынка, появление новых видов искусства, виртуальные аукционные системы, определяются центры мирового художественного рынка – Лондон, Нью-Йорк, Токио.

Различают следующие виды художественных рынков:

· мировой,

· национальный,

· региональный.

Каждому из видов художественного рынка присущи свои особенности ценообразования, процедуры покупки и продажи произведений искусства и актуальности данного товара на конкретном рынке. Художественный рынок не существует отдельно от мирового финансового рынка. Все волнения и изменения мировой и локальной экономики так же откликаются и на художественном рынке. Каждый из художественных рынков, будь то мировой или региональный, имеет свою инфраструктуру. В условиях современного художественного рынка инфраструктура играет роль связующего звена между двумя главными элементами рынка– между художником, производителем художественных ценностей, и покупателем.

Мировой художественный рынок на сегодняшний день является наиболее привлекательной отраслью для инвестиции, тем самым он выступает как выгодная область для предпринимательства. Художественный рынок более стабилен, чем тот же рынок ценных бумаг, который постоянно колеблется при различных социальных и экономических потрясениях. Всё больше богатых людей начинают инвестировать именно в произведения искусства.

Художественный рынок – сложное многоуровневое явление, в нем интегрируются большое количество субъектов, которые осуществляют все процессы его актуализации. Основными субъектами художественного рынка являются производители (художники) и потребители (публика). Между главными субъектами в разное культурно-историческое время существовала группа посредников, которые к сегодняшнему дню максимально дифференцировались. Важнейшим условием успешного функционирования художественного рынка является формирование и развитие его инфраструктуры, обеспечивающей непрерывное продвижение художественных продуктов от художника к публике. Не сегодняшний день в мире сложилась сложная и многоуровневая инфраструктура художественного рынка. Ключевыми фигурами художественного рынка являются производители художественного продукта и его потребители. Между двумя этими главными группами инфраструктуры располагается ряд посредников. Современный рынок отличается от рынка начала капиталистических отношений тем, что значительным образом разрослась его вспомогательно-сопутствующая и организационно-посредническая часть, которая включает:

§ информационные организации;

§ организации юридическо-правового сопровождения;

§ коммерчески-посреднические организации;

§ консалтингово-посреднические организации;

§ финансовые структуры.

Производители художественного продукта – главные персоны художественного рынка, так как результаты их деятельности и являются предметом купли-продажи. В изобразительном искусстве творец персонифицирован, но и здесь могут появляться коллективные исполнители, творческие объединения. В качестве потребителя художественного продукта могут выступать отдельные представители общественности: почитатели и знатоки искусства, инвесторы, коллекционеры, представители государства, общественных объединений, бизнес-структур, музеи, организации и предприятия. К коммерчески-посредническим организациям относятся галереи, ярмарки, аукционные дома, дилеры. Консалтингово-посреднические услуги в рамках художественного рынка оказывают организации, занимающиеся экспертизой художественных произведений, их регистрацией, оценкой, страхованием, охраной, логистикой, аудитом. Блок юридических услуг оказывают организации, занимающиеся правовым сопровождением купли-продажи предметов искусства, формированием договорных отношений, оказывающих услуги по судебному представительству и адвокатуре, вопросам наследования и различных других правовых аспектов, возникающих в ходе оборота художественных ценностей. Финансовые организации, в частности банки, оказывают профильные услуги и сопутствуют развитию и функционированию художественного рынка.

Важную роль призваны исполнять и контролирующие организации: различные ассоциации, союзы, фонды, следящие за неправомерными действиями субъектов художественного рынка, налоговые и таможенные органы и прочие организации. Цивилизованный художественный рынок не может осуществлять свою деятельность вне информационных организаций, самых различных СМИ, которые способствуют прозрачности и открытости данного рынка. Это профильные и непрофильные печатные и электронные издания, в которых обнародуются мнения экспертного сообщества – критиков и искусствоведов; это деятельность отделов по связям с общественностью различных организаций, которые делают достоянием общественного мнения информацию, характеризующую деятельность практически всех субъектов инфраструктуры художественного рынка.

Чтобы раскрыть сущность художественного рынка необходимо рассмотреть его основные функции.

Информационная функция художественного рынка . В широком смысле – это информирование общества о творчестве художника, это – информационное поле, которое складывается вокруг художника, а именно: совокупность упоминаний о художнике в художественной критике, биографических текстах и жизнеописаниях, церковных, исторических документах. В современных условиях особую роль занимают профессиональные печатные и электронные СМИ. Расширению информационного поля способствуют наличие каталогов, монографий о творчестве художника, которые являются традиционными формами оповещения заинтересованных лиц. Информационная функция – это одна из самых древних его функций.

Посредническая функция художественного рынка .Посредничество – содействие заключению сделок между сторонами. В художественном бизнесе посредничество – это содействие заключению сделок между художником или владельцем художественного произведения и покупателем (первичный и вторичный рынок). Это может осуществляться в «открытую», то есть на основе договорных отношений или неофициально, по частной договоренности.

В качестве посредника может выступать как частное лицо, так и специально созданная для этого фирма. В мире бизнеса традиционными посредниками являются дилеры, галереи, аукционы, художественные салоны. Посредник может сводить покупателя с продавцом напрямую или совершать сделку по поручению одной или обеих сторон, соблюдая при этом и свои коммерческие интересы. В качестве оплаты своего труда посредник получает комиссионное вознаграждение, т. е. определенный процент от суммы, которую выплачивает либо одна из сторон, либо обе. Художественный рынок призван свести на одной площадке художественный продукт и его потребителя, способствуя удовлетворению потребностей обеих сторон: художника и публики.

Ценообразующая функция художественного рынка .Проблема ценообразования в искусстве одна из самых сложных. Здесь работают как общие законы ценообразования, так и частные, вырабатываемые именно в пространстве художественного рынка. В силу доминирования в искусстве эстетических ценностей непрагматического характера часто возникают споры о том, что искусство не должно рассматриваться как товар. Поэтому одни считают, что искусство и деньги не совместимы, а другие придерживаются позиции, что искусству присущи как непрагматические, так и прагматические ценности, которые в силу объективных причин вынуждены сосуществовать друг с другом.

Художественное произведение – это результат таланта и творческих способностей художника, овеществленные в уникальной материальной форме. В этом заключается не только его духовная, но и материальная ценность. В данной связи рождается особая отрасль художественного предпринимательства, с точки зрения которого художественные произведения рассматриваются не только как духовные, но и как коммерческие ценности. Возникает вопрос материальной оценки произведения искусства. Факторы, влияющие на ценообразование:

§ возраст произведения;

§ жанр, в котором выполнена работа;

§ наличие работ мастера в ведущих музейных коллекциях и галереях;

§ общепризнанный класс мастера;

§ оценка критиков;

§ принадлежность художника к определенной эпохе;

§ провенанс картины (от англ. provenance - происхождение, источник).

§ размер картины;

§ техника, в которой выполнена работа;

§ уровень новаторства, так как новизна – главный и основной критерий творчества;

§ участие в международных проектах;

§ частота проведения персональных выставок;

Таким образом, на ценообразование в изобразительном искусстве воздействует совокупность объективных и субъективных факторов. К сказанному следует добавить, что существуют механизмы, которые способны значительно увеличить стоимость художественного произведения с помощью ряда маркетинговых технологий, связанных, например, с технологией брендинга, когда первоначальная цена работы может увеличиваться во много раз.

Регулирующая функция художественного рынка .Рынок должен регулировать спрос и предложение. Известно, что доля людей, постоянно интересующихся искусством достаточно мала. Потребности, которые искусство удовлетворяет, не являются витальными и экзистенциальными, человек может прожить и без них. Круг людей, которые формируют спрос на искусство, достаточно узок. Но искусство, выполняя свои социальные задачи, часто выступает в роли фиксатора и транслятора различных актуальных состояний общества, следовательно, спрос на произведения искусства может существенно варьироваться в зависимости от состояния самого искусства.

Регулирующая функция художественного рынка также подразумевает законодательство разных стран. В странах, где законодательство и налогообложение в области искусства неблагоприятны для коллекционеров, импорт и экспорт произведений искусства будут существенно отличаться от тех стран, в которых налоговая система этому способствует.

Стимулирующая функция художественного рынка . Рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль. Здесь важным элементом является конкуренция, соперничество участников данного процесса за рынок сбыта. Это подразумевает соперничество художников за внимание и признание у публики. Следствием признания является увеличение числа заказов, рост продаж произведений искусства. Тем не менее, экономические свободы содействуют прогрессивному развитию общества, но они в большей степени стимулируют коммерческую конкуренцию, а не художественную. Коммерческая ценность искусства на рынке преобладает над его духовной ценностью. Качество искусства в результате такого рода конкуренции в целом страдает. Рынок всегда стремится к получению выгоды, следовательно, ориентируется на большинство, что неизбежно ведет к снижению качества художественного продукта, его омассовлению. Тем не менее, именно рыночные механизмы должны использоваться для нахождения компромисса в пользу поддержки истинного искусства.

По мере развития художественного рынка все более значительную роль в его деятельности начинают играть такие формы финансирования искусства предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, как спонсорство, меценатство, благотворительность, патронаж, пожертвования. Как правило, меценат является бескорыстным покровителем и финансирует культурные начинания, спонсор выступает как инвестор проектов, получая часть имиджевой рекламы, либо доходы от прибыли после реализации культурных проектов.

Тема 8


Похожая информация.


УНИК

Институт истории культур

Дипломная работа

"Художественные галереи в структуре современного художественного рынка".

по специальности 031401-Культурология

МОСКВА, 2009

Введение……………………………………………………………..…………3

Глава первая :

1.1. Специфика, идеи и типы галерей современного искусства…………..6

1.2. Художественный рынок в России. Особенности становления и развития………………………………………………………………………………15

1.3. Истоки возникновения частных галерей……………..............................26

1.4. Основные галереи современного искусства, работающие в Москве...30

Глава вторая: Деятельность галерей современного искусства

и механизмы их функционирования

2.1. Цели галерей и процесс, направленный на создание имиджа…..

2.2. Технология работы художественных галерей………………...……….48

2.3. Экономика московских галерей в сравнении с Западом.………..……55

Глава третья: Появление коммерчески успешных галерей в России

на примере галереи "Айдан"……………………………………………….61

Заключение…………………………………………………………………...71

Список использованной литературы……………………………………..7 4

Введение

Данная работа называется "Художественные галереи в структуре современного художественного рынка". Выбор темы продиктован, во-первых, тем, что сегодня невозможно игнорировать проблемы, связанные с современным отечественным искусством и формами его репрезентации. Частные галереи современного искусства, возникшие, например, в Москве, − совершенно новое художественное образование, существующее чуть больше десяти лет. Во-вторых, для понимания социо-культурной картины в искусстве, недостаточно работ, посвященных анализу современного художественного рынка, как в отечественной, так и в зарубежной культурологической и искусствоведческой литературе.

Объектом настоящего исследования является отечественный художественный рынок.

Предмет исследования – деятельность московских галерей как структурного элемента российского рынка современного искусства.

Цель настоящего исследования – проанализировать деятельность московских галерей современного искусства как культурных и рыночных институций и показать их значение как структурного элемента российского рынка современного искусства.

§ определить миссию галереи современного искусства как художественной институции;

§ проанализировать современную ситуацию на художественном рынке России и выявить его особенности;

§ раскрыть понятие галереи как структурообразующего элемента художественного рынка;

§ изучить технологию и экономические аспекты деятельности московских галерей;

§ изучить мнение галеристов, кураторов и художников о перспективах развития отечественного художественного рынка.

История современного искусства создается сегодня, наряду с другими институтами культуры, при активном участии галерей. Существует мнение, что демонстрация новейших тенденций в искусстве происходит именно в галерейном пространстве. Так или иначе, но галереи принимают участие в отечественных и зарубежных выставках-ярмарках, прошедшие через них работы попадают в частные и публичные коллекции , о проектах художников пишут в газетах и журналах. Назрела необходимость изучения феномена московских галерей.

В рамках данной работы сделан анализ галерейной практики на примере галереи "Айдан" и описаны способы взаимодействия этой организации с другими субъектами столичного художественного сообщества. Первая часть работы посвящена рассмотрению ситуации внутри отечественного искусства, предшествовавшей появлению галерейных образований, и изучению предпосылок их возникновения.

Сейчас, когда произведение искусства больше не является исключительно предметом эстетического наслаждения, оно обретает статус товара в рамках установившихся связей внутри масштабного культурного поля. И галереи современного искусства − неотъемлемые звенья этой цепи. Таким образом, проблемы галерей современного искусства напрямую связаны с художественно - рыночными отношениями, которые требуют не просто анализа, но анализа-прогноза.

Степень разработанности данной проблемы имеет наличие ряда сложностей и неясных моментов в оценке, а также и в описании такого явления, как "галереи современного искусства", все попытки изучения этой темы выглядят эпизодическими, а подчас и бессистемными. Среди печатных текстов существуют материалы о рыночных отношениях, рассмотренных сквозь призму "экономики искусства". Весьма полезной для исследования заявленной темы оказалась работа Пьера Бурдье "Рынок символической продукции". При рассмотрении рыночных функций внутри искусства была использована статья Дмитрия Барабанова "Феномен московских галерей. Из опыта галерей М. Гельмана и XL - галереи". Не мало важную роль оказало обращение к системно-теоретическим концепциям Абрама Моля, описываемый в его книге "Социодинамика культуры". Что касается рыночных функций в отношении искусства, были взяты статьи из разных массовых источников. Список работ предоставлен в списке литературы данной работы. Для понятия тонкостей институционализма было взято теоретические положения Джорджа Дики из работы "Определяя искусство". Также взятые материалы из номеров "Художественного журнала", и журнала "Арт Хроника". Данные о современных галереях были взяты из изложенных в интернете и журналах сообщений. В принципе эти работы трудно назвать теоретическими, но в некоторых работах присутствуют аналитические высказывания авторов. Все последующие материалы для данной работы, были представлены кураторами выставок, начинающими художниками, непосредственно галеристами и частными владельцами

Материалы о зарубежном художественном рынке были взяты из работы Д. Гэмбрелл "Как это делается в Америке", Галины Онуфриенко "Художник в мире западного арт-бизнеса".

Актуальность этой работы заключается в установление закономерностей процветания галерей в России, проведении исследования их действий и направленностей. Выводы сделанные в конце работы, позволят не только понять всю специфику работы галерей, но и взглянуть на дальнейшие перспективы развития современного художественного рынка, а также галерей.

Глава 1. Художественная галерея как явление в современном художественном рынке России .

1.1. Специфика, идеи и типы галерей современного искусства

Прежде всего чтобы начать разговор об специфики галерейной деятельности в Москве, нужно ознакомиться с некоторыми аспектами, без которых анализ был бы не полным. Самое главное, что тема данной работы может рассматриваться не только как с эстетической как и с социологической точки зрения обособленной в социально-политических преобразованиях. За последние 10-15 лет главным фактором преобразования стали не только массовые информационные сообщения , но и отношения между деятелями искусства и обычными людьми в кругу модифицированной системе культуры. Исследоваемый материал данной проблемы мог бы быть принят к рассмотрению с разных точек зрения, в этом случи следует обозначить некоторые контуры стратегий, примененных к предмету описания. Первое, ходе исследования, галереи (современного искусства ) будут рассмотрены как некий обьект действующий в определенное время и период. Второе, анализу подвергнется деятельность художников представленных в работе галереях, их работ и проектов. Третье, следует отметить, что в свете новых социокультурных теорий, общественная функция искусства теперь выглядит несколько иначе, нежели прежде. Более замеченным продвижением фактором является деятельность галерей в период перестройки и после. В моем исследование пойдет речь и об этом. Если взять ситуацию конца 20 века, то нам придется изучать совсем другие факторы в сфере изобразительного искусства, нежели в начале и середине столетия. Здесь важно отметить те отличия, что касаются общественной функции искусства тогда и теперь.

Значительной эволюции подверглась не только ситуация на интеллектуальном и художественном рынках, но и само понятие искусство .

Так что же отличает произведение искусства от любого другого продукта потребления? Прежде всего - это его уникальность (нетиражируемость) и исключительность (эксклюзивность). Этим оно принципиально отличается от других товаров массового производства. Произведение искусства живет по своим законам и не может быть рассмотрено как "просто товар". Таким образом, если воспользоваться концепцией Пьера Бурдье (всемирно известный социолог, заведующий кафедрой социологии в Коллеж де Франс, директор Центра Европейской социологии.) (о так называемом рынке символической продукции ), то можно сказать, что мы имеем дело с символическим продуктом и символическим обменом. По словам П. Бурдье: "Степень автономии поля ограниченного производства определяется его способностью производить и навязывать нормы своего производства и критерии оценки собственной продукции, т. е. способностью переводить и реинтерпретировать все внешние определения в соответствии со своими принципами". Важно отметить, что, говоря о произведении искусства, всегда следует помнить и о том поле, в рамках которого оно существует. Речь здесь идет об особой системе искусства. Если попытаться осмыслить ее структуру, то, пожалуй, лучше всего обратиться к положениям институциональной теории Джорджа Дики (профессор Иллинойского университета в Чикаго, теоретик институциональной теории искусства). Согласно этой концепции отличительные особенности искусства нужно искать в специфике того или иного контекста, в котором оно функционирует. Согласно положениям институционализма: "...искусство - это то, что в мире искусства считается искусством, а произведением искусства является то, что миром искусства за такое произведение признано". При этом под миром искусства подразумевается целая система художественных институтов, которая имеет свою строгую иерархию.

Тут имеются в виду, не только галереи и музеи, но и ряд персон, тесно связанных с существованием искусства: художники, критики, издатели, галеристы и другие сотрудники художественных объединений, а также теоретики искусства, зрители и коллекционеры и др. Помимо этого, по мнению Дики, "существует целый ряд конвенций, касающихся создания представления и потребления художественного произведения, обязательных в рамках всего искусства или только в его отдельных областях...".

Таким образом, система искусства - это четко организованная совокупность социальных объединений, особым образом функционирующая и связанная целым рядом договорных аспектов и взаимозависимостей. Разумеется, и московские галереи, представляющие произведения искусства, находятся в неразрывной связи с целым рядом местных художественных институций "мира искусства". Однако, прежде чем касаться этой темы, необходимо найти некую дефиницию понятию "галерея" , поскольку феномен именно этой институции будет подвергнут аналитическому рассмотрению.

Существует довольно много определений применимых к слову галерея:

Галерея (франц. galerie, от итал. galleria):

1) длинное крытое светлое помещение, в котором одну из продольных стен заменяют колонны, столбы или балюстрада; длинный балкон

2) удлиненный зал со сплошным рядом больших окон в одной из продольных стен

3) подземный ход в военных сооружениях (воен.). Минная галерея. То же - в рудниках, при горных работах.

4) верхний ярус в театре с дешевыми местами; то же, что галёрка (устар.)

5) перен., чего. Длинный ряд, собрание, вереница . Галерея литературных типов. Галерея уродов.

6) картинная галерея - специально устроенное помещение, в котором развешаны картины для обозрения.

Галерея - государственное, общественное или частное предприятие, постоянно занимающееся экспонированием, хранением, изучением и пропагандой искусства. В зависимости от статуса и поставленных задач галерея может вести коммерческую деятельность.

Французский ученый А. Моль (директор Института социальной психологии Страсбургского университета) определил художественную галерею как: "финансовый организм, который на основе художественных ценностей создает ценности экономические. Функционально художественная галерея играет роль издателя для художников и биржевого маклера для клиентов. Галерея скупает, хранит, выставляет, продает и публикует произведения художника в среде публики".

Моментом появления понятия художественной галереи в России, по праву можно считать, создание частного собрание, которому сейчас принадлежит статус крупнейшего музея России с мировой славой. Но с культурологической точки зрения, феномен государственных художественных галерей и музеев вообще, дело не раз подвергавшееся глубоким аналитическим изысканиям и рассмотрены почти со всех сторон, в отличие от частных галерей современно-актуального искусства, которые являются явлением относительно новым, и на российской почве так вообще почти новейшим. Тем не менее, говоря о современном искусстве, необходимо, сказать несколько слов о Третьяковской галерее, так как в ней с недавнего времени представлен раздел современного искусства, и она практически единственный музей такого масштаба в Москве который занимается закупками актуального искусства. И что немаловажным фактом, является то, что Третьяковская галерея, несмотря на свой статус, не игнорирует создание совместных проектов с частными галереями современного искусства.

Анализируя историю создания Третьяковской галереи, можно заметить, что базовый принцип, заложенным Третьяковым, таков: Третьяковская галерея – это музей, собирающий в первую очередь современное демократическое искусство. В этом смысле присутствие в галерее Отдела новейших течений – наиболее последовательное выражение концепции Третьякова. Во времена создателя музея авангардом искусства были передвижники. Если говорить о реальной эволюции ГТГ, то она сегодня в большей мере стала музеем истории русского искусства. Собрание Третьяковской галереи посвящено исключительно национальному русскому искусству, тем художникам, которые внесли свой вклад в историю русского искусства или которые были тесно связаны с ней.

Но необходимо заметить что, с полноценными рыночными отношениями музей совершенно не связан, его деятельность финансируется государством, и он может выступать только в роли покупателя (тоже почти всегда на деньги государства), поскольку диаксация в нашей стране явление незаконное, да и подвергающееся исключительно негативной критике, хотя возможно это тоже временное явление.

Занимаясь же анализом галерей современного искусства, для начала нужно сориентироваться, что же такое это современное - актуальное искусство.

Современное искусство (англ. contemporary art ), - искусство, созданное в недавнем прошлом и в настоящее время. Термин «актуальное искусство», во многом схож, но не тождественен по смыслу термину «современное искусство». Под актуальным искусством участники художественного процесса в России подразумевают новаторское современное искусство (в плане идей и/или технических средств). Актуальное искусство быстро устаревает, становясь частью истории современного искусства 20-го или 21-го столетия. Во многом участники художественного процесса в России наделяют определение «актуальное искусство» смыслом, которое в свое время

приписывалось авангардизму (новаторство, радикальность, использование новых техник и приемов). С течением времени современное когда-то искусство становится достоянием истории. На данный момент времени современным искусством считают произведения, созданные в период с 1970-х годов и по нынешний день.

Можно считать 1970 год поворотным пунктом в истории искусства по двум причинам. Во-первых- это год возникновения терминов «постмодерн» и «постмодернизм». Во-вторых, 1970 год - последняя веха , до которой художественные движения было относительно легко классифицировать. Сравнивая художественные направления до 1970 года и после, можно легко заметить, что во времена модернизма их было значительно больше. И это не смотря на то, что художников, работающих в данное время больше, а арсенал средств и технических возможностей шире. Еще одной особенностью искусства последних 30-ти лет является его социальная ориентированность, гораздо более ярко выраженная, чем во все предыдущие эпохи. В нем широко представлены такие темы как феминизм, глобализация , СПИД, генная инженерия и т. п.

В период с начала XX века по 70-е годы в западном искусстве произошли невиданные за всю его историю и невероятно стремительные перемены. В развитии модернизма можно отметить три основных этапа:

1. От кризиса в отображении реальности: (Сезанн; кубизм; дадаизм и сюрреализм)

2. К представлению непредставимого (абстракция): (Супрематизм; конструктивизм; абстрактный экспрессионизм и минимализм)

3. И наконец – к не отображению (отказу от самого эстетического процесса): концептуализм

Можно считать все эти направления уже изученными и не раз проанализированными, но концептуализм в рамках данной работы необходимо рассматривать конкретизированней, так как именно это направление сейчас пользуется наибольшей популярностью у галеристов, и во многом определяет характер экспозиций и выставок.

Концептуальное искусство (от лат. conceptus - мысль, представление), «концептуализм» - литературно-художественное направление постмодернизма, оформившееся в конце 60-х - начале 70-х годов ХХ века в Америке и Европе. В концептуализме концепция произведения важнее его физического выражения, цель искусства - в передаче идеи. Концептуальные объекты могут существовать в виде фраз, текстов, схем, графиков, чертежей, фотографий, аудио - и видео- материалов. Объектом искусства может стать любой предмет, явление, процесс, поскольку концептуальное искусство представляет собой чистый художественный жест.

На сколько актуально концептуальное искусство для России вопрос остается глубоко спорным. Так как с эстетической точки зрения широким массам населения и приверженцам строгой академической живописи оно кажется бессовестной профанацией, цены на него, тем не менее, почему-то растут. Как показывает опыт, частные галереи наиболее заинтересованы в продвижении художников работающих именно в этом направлении, так что, для рынка то это уж точно актуально.

Проанализировав неоднородную структуру галерейного пространства, можно определить несколько различных типов галерей, занимающихся в одном контексте художественного рынка различной деятельностью, и в последующем понять механизмы, по которым они работают.

Итак, по предназначению можно выделить следующие типы галерей:

- "галерея-магазин" , или так называемый "салон", где продаются наиболее покупаемые направления искусства, как то: дешевый реализм, фигуративная и полуфигуративная живопись, графика, реже скульптура, понятные среднему зрителю.

Для галерей такого типа обязательно наличие помещения, постоянной экспозиции. Организацией и проведением выставок такая галерея, в общем, не занимается;

- "галерея - выставочный зал" . В галерее такого типа практически не бывает постоянной экспозиции. Наличие помещения, как правило, не обязательно. Галерея занимается организацией выставок, реализацией проектов, участием в ярмарках, салонах и т. д. "Галерея - выставочный зал" продвигает своих художников на художественный рынок, обычно имеет свою коллекцию, занимается созданием и поддержанием определенного имиджа. Может представлять как совершенно различные направления искусства, так и какое-либо определенное.

- "галерея-клуб". Наименее распространенный тип галереи в России. Он только начинает формироваться, поэтому его очень сложно оценивать. В качестве иллюстрации можно привести такие галереи, как «Айдан», "Кино", "Якут", галерея Марата Гельмана, для которых характерно тяготение к зрелищным видам искусства (видеоарт, компьютерное искусство, инсталляция, перформанс). Членам этого клуба - клиентам - особое внимание. Круг покупателей невелик и избирателен. Конечно, реально галерея может сочетать в себе черты нескольких из описанных выше типов.

Галереи можно также классифицировать по "способу существования": 1.муниципальная галерея - галерея, существующая в помещении, предоставленном городской администрацией. Муниципалитет оплачивает коммунальные услуги и выделяет небольшие зарплаты сотрудникам. Продажа искусства осуществляется нелегально или не осуществляется вообще (например, "На Каширке", "Феникс");

2. галерея, существующая на спонсорские деньги (например, "Крокин галерея ", "Московский центр искусств");

3. галерея, существующая за счет продаж (к этому типу относятся все "галереи-магазины" (салоны), а также такие крупные галереи, как "Пан-Дан", "Марс","STELLA ART GALLERY");

4. галерея, существующая за счет дополнительного источника средств существования (например, галерея-клуб "Якут").

Из всего вышесказанного можно сделать вывод что галереи существующие в границах современного художественного рынка различаются не только по и тематике выставляемого но и собственно по своему предназначения. Это определяет и статус галереи, и аудиторию на которую она рассчитана и даже условия которые могут влиять или не влиять на существование данной галереи. То есть если какие-то галереи явление временное, то существуют и такие которые могут считаться прочно укрепившими свои позиции со стороны художественного рынка, и создающие векторы для современного искусства.

1.2. Художественный рынок в России. Особенности становления и развития.

Художественный рынок - важный элемент становления цивилизованного общества. По мнению специалистов, его можно назвать зеркалом социально-культурных процессов, происходящих в обществе.
Художественный или арт рынок - это система культурных и экономических отношений, определяющих:
- сферу предложения и спроса на произведения искусства;
- денежную стоимость произведений искусства; а также
- определенные аспекты услуг, непосредственно связываемые с функционирование этого рынка.

Различают: мировой, национальные и региональные художественные рынки, каждому из которых присущи свои особенности и ценообразования .

Как в любом другом рынке, в художественном рынке основным критерием деятельности являются взаимовыгодные отношения между продавцом и покупателем. Для данного исследования, не мало важным фактором будет установить роль определенный его участников, покупатель - потребитель, зритель – посетитель, а также хозяин галереи и её работники. Надо заметить, что нечеткость поставленных владельцем галереи определенных целей, создает не благоприятные отношения между перечисленными выше обьектами. Проведя исследование данной области, можно отметить список организаций включенных в процесс экономического циркулирования предметов искусств.

Продавцами в системе художественно-рыночных отношений являются следующие элементы:

· частные продажи без посредников, являются самым малым сектором

· арт-студии , например московская «Кентавр»

· дизайн-центры , например «ARTPLAY» и «кАРТина» в ЦДХ

4) Специализированные издательства ("Искусство", "Советский художник", "Изобразительное искусство") которые занимались изданием книг, альбомов, каталогов, постеров, открыток и буклетов .

Художественный фонд, являлся передаточным звеном между заказчиком и художником, а так же финансовой базой СХ. Членам Союза Художников, автоматически становящихся членами Художественного фонда был обеспечен гарантированный заработок. Член СХ получали гарантированный аванс , который надо было "отрабатывать", то есть создавать произведения, которые бы по своему денежному эквиваленту покрывали аванс, выданный просто под членство в СХ. Заказы распределяло непосредственно руководство ХФ.

На другом рынке, где покупателями были иностранцы, господствовали иные правила и установки, также весьма далекие от реального рынка, которые можно обозначить как символический обмен. Процесс происходил следующим образом: покупатель, движимый самыми лучшими чувствами, покупал за смехотворную сумму – или же просто выменивал на продукты потребления товар и тайно вывозил его из СССР. Естественно, что товар, производимый и дистрибутируемый в таких условиях, имел весьма расплывчатую рыночную ценность. Внутри страны рынок неофициального искусства имел вид почти исключительного дарения.

Можно классифицировать "типы" художников, существовавших при социализме примерно так: особую самую почетную часть занимали "элитные" художники, которые обязательно были членами Академии художеств, и имели не только преимущества при распределении заказов и при попадании на престижные выставки, но и наивысшие гонорары. Вторую группу можно обозначить как "группу социального (и связанного с ней коммерческого) успеха". В третью группу входили художники, не сумевшие по тем или иным причинам наладить необходимые отношения с руководством СХ и Художественного фонда. В четвертую категорию входили "халтурщики", которые были более интегрированы в систему Художественного фонда, нежели в систему СХ. "Халтурщики" сами добывали себе заказы, приносили их в ХФ, официально оформляли трудовое соглашение. ХФ имел процент, а "халтурщики" - доход. Не исключено, что "халтурщики" зарабатывали не меньше элиты. И, наконец, пятая группа - это классическая богема. Заработки тут были разные - некоторые зарабатывали графикой, оформительской работой клубах. Кое-кто продавал свои работы частным покупателям, в том числе иностранцам...

С конца 1950-х годов уже начинала формироваться художественная оппозиция, не принимавшая предписаний официального искусства и создававшая произведения, не адекватные принятым в СССР критериям художественного отбора. Здесь можно отметить и то, что инакомыслящие художники выпадали (как правило не полностью ) из рыночных и других конвенциональных отношений в структуре мира советского искусства. Тем не менее, эти авторы все-таки существовали в пространстве своих собственных институций. Художники этого круга были знакомы с произведениями зарубежного актуального искусства, они участвовали в квартирных, зарубежных и изредка разрешенных властями выставках. Так, еще до знаменитой "Бульдозерной выставки ", в 1970 году во дворе особняка американского журналиста Э. Стивенса состоялась выставка "На открытом воздухе ". После международного резонанса, вызванного разгоном "Бульдозерной выставки " (15 сентября 1974 года), выставки художников- нонконформистов прошли в павильонах "Пчеловодство" и "Дом культуры" на ВДНХ, а ленинградских авторов - в ДК "Невский" (все 1975 г.). А в 1977 году на Венецианской биеннале-77 были представлены работы И. Кабакова, О. Рабина, Вл. Янкилевского, В. Немухина, Е. Рухина, Л. Нусберга и других художников, имеющих сейчас мировую известность и давно эмигрирующих из России.

Таким образом, можно заключить, что неофициальные структуры также автономно функционировали в рамках своей собственной системы. И это касалось не только "производства" и последующей репрезентации, но и дистрибуции художественных произведений, собственных искусствоведов и критиков. По словам критика В. Тупицина "Вообще - продажа работ иностранцам, стала в 60-х годах экономическим фактором, игравшим все более и более важную роль в инфраструктуре "коммунального модернизма". Но поскольку все это считалось нелегальным, то дипломаты и журналисты, аккредитованные в Москве, в основном приобретали работы небольшого размера - с тем, чтобы потом вывезти их в чемодане. Отсюда пошло название "чемоданный стиль", закрепленное за искусством, предназначенным для вывоза за границу".

Следовательно, можно констатировать наличие достаточно своеобразных, но, тем не менее, рыночных отношений. При этом, как ни странно, между официальными и неофициальными структурами порой бывали случаи взаимопонимания . Так, в 1976 году "собрание, насчитывающее более 500 работ, по предложению Министерства культуры СССР было поставлено на учет как "Памятник культуры всесоюзного значения". Любопытно, что почти все неофициальные художники были членами СХ и имели государственные заказы . Разуметься существовали какие-то подпольные проекты, но таковых было немного, и существовали они за счет почти нелегального взаимодействия с иностранцами.

Художественный рынок - это система социокультурных и экономических отношениях, связанных с товарооборотом произведений искусства и услуг по исполнению художественных работ. Он является важным компонентом культуры - формирует материальную основу для развития искусства, существенно и разносторонне влияет на создание, распространение и бытование художественных произведений, .

Понятие художественный рынок часто применяют в широком смысле, относя его к товарообороту любых художественных произведений, включая зрелищные искусства, музыку и литературу. Наряду с этим допустимо и более узкое применение этого понятия - в отношении только сферы изобразительного искусства.

По мнению Д.Я. Северюхина художественный рынок включает в себя две области, каждая из которых имеет собственную историю развития, свою специфику и внутренние механизмы. Первую из них он называет «первичным художественным рынком»; её особенность состоит в том, что художник как «производитель товара» является непосредственным участником («субъектом») рыночных отношений. Вторую он назвал «вторичным художественным рынком»; её особенность заключается в том, что произведения искусства как «товар» отчуждается от своего создателя и бытует на рынке независимо от него. Вторичный рынок охватывает не только антикварную торговлю, как это по традиции трактуется многими исследователями, но и вообще любые торговые сделки в отношении произведений искусства, совершаемые без участия их автора и без учёта его интересов, .

Традиционными механизмами художественного рынка являются продажи произведений искусства при посредничестве комиссионеров, через лавки и магазины, галереи и салоны, посредством аукционов и лотерей.

Зарождение художественного рынка в Санкт-Петербурге относится к началу XVIII века - времени основания Петром I новой российской столицы. В эти годы благодаря петровским реформам русское искусство вступило на европейский путь и стало приобретать светский характер; к этому же времени относится зарождение рыночных отношений в художественной сфере. Пройдя ряд исторических этапов, художественный рынок достиг наивысшего развития в первые десятилетия XX века, когда столичная культурная жизнь характеризовалась невиданным прежде динамизмом, подогреваемым возрастающим общественным интересом к изобразительному искусству.

Арт-рынок является сложным и специфическим социокультурным явлением, возникшим в связи с переходом художественной сферы к рыночной экономике и формированием новых условий существования искусства. Эти изменения обусловлены взаимодействием значительной части культурных явлений с экономическими процессами: начала формироваться новая модель художественного сознания общества, основанная на совмещении бизнеса и культуры, активизировавшая коммерциализацию искусства. Товарное обращение произведений искусства стало восприниматься объективной реальностью, оказывающей существенное влияние как на развитие современного искусства, так и на личность художника-производителя.

История становления рыночных отношений неотделима от процессов становления художественной сферы и развития самого искусства. Поэтому возникновение арт-рынка связано с потребностями общества в искусстве и основано на формировании специфических механизмов, выработанных обществом для продвижения искусства к потребителю. Система этих механизмов под названием «арт-рынок» начала самоформирование в условиях новых отношений между государством и художественной средой, обществом и художником, .

Существует несколько подходов к пониманию арт-рынка как явления: культурологический, экономический, социологический.

Согласно культурологическому пониманию, арт-рынок существует как «художественно-культурный и социально-экономический опыт поколений в контексте истории искусства и культуры, включая способы и технологии, виды и формы рыночной деятельности в сфере искусства», . В основе этого подхода заложена констатация того факта, что на определенной ступени исторического развития появились товарно-денежные отношения. Предметы материальной культуры в первую очередь стали обмениваться на другие, исходя из специфики их производства отдельными социальными группами и наличием потребности в них других общностей и индивидов. Возникла потребительская и меновая стоимость, анализ которых был сделан в классической работе К. Маркса «Капитал».

Исходя из теории К. Маркса, потребительная стоимость товара определяется уровнем потребности в нем тех, кто выступает в качестве потенциальных потребителей. Сами потребности, исходя из теории А. Маслоу, возникают как под воздействием природных факторов, так и социокультурных. Человек как биосоциальное существо имеет совокупность так называемых физиологических потребностей. Они определяют желание приобрести те предметы материального производства, которые обеспечивают существование человеческого организма. Речь идет о предметах питания, одежде, жилище и пр. Различия в потребностях, обеспечивающих жизнь отдельных индивидов, определяются климатическими условиями, наличием в конкретной местности тех растений, животных, которые могут использоваться в пищу, и т.п. Практически в течение многих веков потребительская стоимость этих предметов может не меняться, в то время как меновая подвержена большим колебаниям, так как определяется во многом дефицитом конкретных предметов материальной жизни.

На определенной стадии исторического развития рынка предметом обмена стали произведения духовного производства, в частности, произведения искусства. Возникла принципиально новая ситуация, связанная с формированием и реализацией потребительской стоимости. Она стала определяться не утилитарными свойствами товара, а теми, которые характеризуют качественно иную ступень в развитии человека как родового существа. Люди стали ценить то, что вызывает восхищение, восторг, создает переживание прекрасного, возвышенного. Возникла и стала утверждаться система ценностей, связанная со значимостью сильных чувственно-эмоциональных переживаний, возникающих не при восприятии явлений природы, а при общении с тем, что создано наделенными особыми способностями людьми.

Способности к таким эстетическим переживаниям, видимо, возникли у человека еще до появления товарного обмена. Однако именно рынок сформировал у отдельных индивидов и групп потребность иметь в личном пользовании то, что вызывает возвышенные переживания. Они были готовы вступить с создателем произведения искусства в определение меновой стоимости предмета творческой самореализации. При этом важнейшим условием была уникальность, неповторимость приобретаемого произведения и его способность вызывать сильные эмоции и чувства у многих людей. Наличие в личном пользовании такого предмета указывало на статус человека, возвышая его над другими людьми. Тем самым арт-рынок с культурологической точки зрения выработал систему оценки различных произведений искусства, возможность бережного отношения к ним, передачи культурных ценностей прошлого последующим поколениям.

Арт-рынок предстает как система мероприятий по организации художественной и экономической культуры общества, опирающихся на эстетические критерии искусства и прагматику рынка. Кроме того, арт-рынок исследуется как пространство, содержащее художественные предметы в качестве знаковых сообщений, наделенных символической ценностью. Подобный подход, интерпретирующий искусство как символы реальных художественных произведений, позволяет рассматривать художественную сферу как «рынок символической продукции» Таким образом, культурологическое понимание арт-рынка предполагает его рассмотрение как сложной системы, вырабатывающей этические и эстетические нормы и критерии, позволяющие регулировать и осуществлять художественно-экономическую практику, .

Свой взгляд на феномен арт-рынка предложен культурологом и философом В.Бычковым в работе «Лексикон нонклассики»: «арт-рынок представляет систему механизмов воздействия по формированию различных вкусов». Автор рассматривает арт-рыночную деятельность как фактор, обеспечивающий влияние создателей и распространителей произведений искусства на потребителя. Подчеркивается одна важная особенность арт-рынка, заключающаяся в том, что он обеспечивает, во-первых, формирование представлений о том, что считать ценным в искусстве у тех людей, которые еще не выработали свои критерии понимания прекрасного. Люди, как известно, имеют индивидуальную специфику восприятия различных явлений природного и социального мира. Поэтому, как утверждает народная мудрость, «на цвет и вкус товарищей нет», .

Сейчас в искусстве сочетаются и дополняют друг друга взаимоисключающие компоненты, вырабатываются новые приёмы художественного синтеза, включающего в том числе и развивающиеся современные технологии, должны появиться критерии нового поколения. Тем более, что художественный рынок по природе своей требует постоянного обновления оценочного подхода, что связано не только с движением вкуса, но и с появлением новых творческих тенденций и обновлением материалов искусства. В наше время сфера интересов художественной деятельности выходит за пределы хорошо обжитой реальной среды. Искусство всё чаще захватывает трансцендентную область, в которой пытается найти подлинные источники жизни и творчества, причём каждый автор в соответствии с направленностью собственного взора проясняет для себя, что есть сущность художественной деятельности. Творцов начинают интересовать виртуальные возможности компьютерных технологий, смысловые пространства, созданные технической или научной мыслью, .

Оценка художественных явлений в таких условиях должна осуществляться не просто по факту их соответствия каким-либо традиционным признакам художественной формы или стиля.

Современный художественный бизнес - это не только деятельность по введению в широкий оборот произведений искусства, художественных идей и проектов, художественных технологий, но обеспечение их понимания, интерпретации и привлечения в разные сферы человеческой деятельности, что предполагает необходимость участия в развитии рынка теоретической научной и критической искусствоведческой мысли. И потому умение видеть и оценивать (критическая деятельность), выявлять и исследовать, обобщать и конципировать (научная деятельность), ставить цель и определять результат (проективная деятельность), представлять, показывать и осуществлять собственную позицию (презентативная деятельность) - важнейшие условия профессиональной работы в сфере художественного рынка.

В отличие от музея, галерея, как правило, занимается активной коммерческой деятельностью. Для многих галерей продажа произведений искусства является основным условием существования. Но в то же время полная коммерциализация становится признаком смерти галереи, поскольку при таком условии галерея утрачивает свои основные функции и превращается в обыкновенный салон по продаже сувениров.

Престиж галереи основан не на количестве продаж, а от величины художественно-культурного резонанса, который она приобретает в поле современного искусства, от её авторитета.

Благоприятное развитие галерейной практики находится в прямой зависимости от экономического и политического развития.

Функции галерей изменялись в течение веков: крытая галерея для прогулок, зал для празднеств и представлений. В XIV веке в подобных помещениях начинают выставлять коллекции картин и скульптур. Галереи в особняках XVII и XVIII столетий объединяют в себе залы для приёмов и места для прогулок, но также и для экспозиций различных коллекций.

Исследователь социальных структур искусства А. Моль определяет следующие функции галереи:

  • 1. Галерея объединяет функции производства и продажи, представляя собой цех по сборке частей (создание коллекций из отдельных произведений), изготовленных подрядчиками по контракту (художниками по договору с галеристом);
  • 2. Галерея реализует нематериальные инвестиции (произведения искусства), не имеющие ничего общего с простой рекламой;
  • 3. Продавая произведения искусства, галерея оказывает влияние на узкий, специальный рынок;
  • 4. Галерея должна обеспечивать оборот помещаемых в ней предметов культуры, а также стимулировать их проникновение на рынок, учитывая степень «износа» стиля какого-нибудь художника, банальность, недостаточную новизну создаваемых им продуктов культуры, .

Галерейная деятельность осуществляет активные связи по нескольким каналам распространения информации:

  • 1. С художественными критиками, которые будут тиражировать информацию через художественные журналы и другие СМИ
  • 2. С различными салонами, «где ведутся разговоры» и которые могут оказать влияние на информацию о художниках и галерейных выставках.
  • 3. С привлечёнными рекламой и разговорами в салонах и статьями в журналах любителями искусства, которых исследует отличать от коллекционеров.
  • 4. Случайное распространение произведений искусства среди туристов или случайных покупателей, которыми не нужно пренебрегать.

Направление: 50.04.03 "История искусств"

Где читается: Факультет гуманитарных наук НИУ ВШЭ Москва.

Разрабатывая в 2012 году программу, мы исходили из того, что российский художественный рынок арт-рынок испытывает дефицит в специалистах, обладающих глубокими знаниями, как в области истории искусства, так и арт-рынка. В то же время научно-исследовательские отделы музеев и галерей испытывают потребность в профессионалах не только прекрасно владеющих навыками исследования, но и знающих тонкости управления в сфере искусств и выставочного процесса.

Соединение теории и практики стало основной задачей нашей программы. Поэтому читаются как ведущими профессорами и доцентами НИУ ВШЭ, так и экспертами-практиками из музеев и галерей Москвы. Одной из важнейших составляющих в структуре обучения является учебная практика, которую студенты проходят в отделах музеев, в галереях и в реставрационных мастерских наших партнеров.

Кроме того, адаптационный курс по истории искусства и архитектуре, читаемый в первом семестре позволяет продолжить образование в области истории искусства и арт-рынка не только искусствоведам, но и специалистам, получившим образование в других сферах.

Цикл базовых дисциплин программы обеспечивает фундаментальную подготовку по двум основным направлениям программы:

— история и теория искусства («Теория и история культуры»; «История европейской цивилизации. XVІ - XX века»; научно-исследовательский семинар “Анализ и атрибуция памятников художественной культуры»)

— функционирование художественного рынка («Реставрация и хранения художественных ценностей»,«Выставочная деятельность: музеи, галереи, биеннале», «Основы управления в сфере искусства»).

Вариативный блок дисциплин программы направлен на углублённое изучение различных дисциплин исходя уже из профессиональных интересов студентов магистерской программы. Он включает в себя как историко-теоретические, такие как «Русское искусство в контексте культуры», «Проблемы историографии искусства стран Востока», «Искусство ориентализма», так и курсы, раскрывающие специальные аспекты работы арт-рынка, такие как «Правовые основы художественного рынка», «Экспертиза произведений изобразительного искусства».

Так как для будущего эксперта чрезвычайно важно видеть предметы и произведения искусства своими глазами, научиться “читать” вещь, то многие семинарские занятия проходят не только в аудиториях,

Но наши студенты не только слушают лекции и участвуют в дискуссиях на семинарах, у них есть возможность участвовать в научных и практических проектах, ведущихся под руководством преподавателей НИУ ВШЭ. Приобрести опыт работы и попробовать себя в «полевых условиях» музейной или галерей работы позволяет .

Профессорско-преподавательский состав

Дисциплины программы читают : Н.В. Александрова, А.В. Воеводский, А.В. Гусева, Ю.В. Ерохина, С.Я. Карп, Л.К. Масиель Санчес, О.В. Нефедова, М.Н. Никогосян, С.В. Польской, Н.В. Проказина, О.Е. Русинова, Е.Б. Шарнова, Л.А. Черная.

Кроме того, программа предполагает участие в учебном процессе приглашенных исследователей, хранителей музейных фондов, сотрудников и руководителей художественных галерей и аукционных домов, арт-менеджеров, реставраторов и художественных критиков.

Выпускники

Более подробную информацию о стажировках на факультете можно найти



Просмотров