Исследование-проект на тему «Космическая тематика в русской (мировой) литературе» (6 класс). Доклад: "Отражение темы космоса в музыке" Литературные произведения на тему космос

В своём изначальном понимании греческий термин «космос» имел философскую основу, определяя гипотетический замкнутый вакуум вокруг Земли - центра Вселенной. Чёткой границы - где начинается космос - не существует, атмосфера разряжается постепенно по мере удаления от земной поверхности, и до сих пор нет единого мнения, что считать фактором начала космоса.

Часто космос вдохновляет художников на создание эпических внеземных картин. Сегодня мы их и посмотрим.

1. Глизе 667 Cc - экзопланета в обитаемой зоне, вторая экзопланета у звезды Gliese 667 C в тройной системе Gliese 667. Планета удалена от Земли на ~ 22,7 световых лет. Так, по мнению художников, может выглядеть там закат. (Фото L. Calcada | Reuters | ESO):


2. На апрель 2011 года планетная система звезды OGLE-2005-BLG-390L являлась самой удалённой от Солнца из всех известных планетных систем (21500 ±3300 св. лет). Планета представляет собой сверхземлю, которая обращается на среднем расстоянии 2,6 а. е. от своей звезды. Масса планеты - 5,5 масс Земли. Температура поверхности планеты оценивается всего в 50 K, так как материнская звезда - тусклый красный карлик.


3. Планета Kepler-16b с двумя звездами. Холодная планета размером с Сатурн с газовой поверхностью, считается непригодной для зарождения жизни. (Фото R. Hurt | Reuters | NASA):


4. Астрономы обнаружили более 1284 планет за пределами нашей Солнечной системы, 9 из них, возможно, пригодны для жизни. (Фото Courtesy W. Stenzel | Reuters | NASA):



За 52 года, прошедшие с момента первого полета человека за пределы Земли, космические путешествия и Космос как таковой много раз оказывались в зоне внимания художников. А потому сегодняшний наш обзор коснется самых лучших и интересных примеров влияния космической темы на современное искусство .



Картина Винсента Ванг Гога «Звездная ночь» является одной из самых популярных для всевозможных переделок-пародий. Одну из необычных ее копий создал астрофизик Алекса Харрисона Паркера (Alex Harrison Parker), «нарисовавший» реплику этого известного произведения из космических снимков.




Одним из самых известных деятелей современного уличного искусства является Space Invader, который расклеивает мозаичные изображения персонажей одноименной видеоигры по всему миру в весьма заметных местах. Одна из его работ, кстати, отправилась даже на Международную Космическую Станцию.




В 1960-х годах на волне всемирного восторга от успехов в освоении Космоса со стороны СССР и США, школьный учитель из Замбии набрал отряд из одиннадцати своих соотечественников, чтобы подготовить их к будущим полетам на орбиту. Он одевал афронавтов в специально созданные для этого костюмы, чем-то напоминающие скафандры, гонял по горам и заставлял жить в невыносимых условиях, готовя смельчаков к трудностям. Спустя пятьдесят лет фотохудожница Кристина де Миддел (Christina de Middel) решила восстановить эту ситуацию и создала серию удивительных фотографий, реконструирующих события тех лет.




Согласно одной из теорий, Элвис Пресли не умер, а улетел в Космос, туда, откуда он пришел на Землю. Эта идея и была обыграна в картине, представленной на выставке «Космическая Одиссея 2011» в музее Мыстецкий Арсенал в Киеве. А, вместе с Элвисом, астронавтом стал и комик Эдди Мерфи.






Два года назад Президент США Барак Обама объявил о существенном сокращении финансирования американский космических исследований, что привело к увольнению многих узкоспециализированных специалистов, в том числе, и астронавтов. Вот о реакции последних на эту новость и посвящена серия фотографий Astronaut Suicides, созданная Нилом Дакостой (Neil Dacosta).




Скандальный художник Олег Кулик известен не только своими необычными выходками, граничащими с приступами сумасшествия, но и гиперреалистичными скульптурами, одна из которых показывает летающего в открытом Космосе советского космонавта с надписью СССР на шлеме.



Contact 1 – город космической эпохи из LEGO от Майка Дойла (Mike Doyle)
Скульптор Майк Дойл (Mike Doyle) занимается созданием огромных работ из элементов конструктора LEGO. Новое его произведение, названное автором Contact 1, представляет собой фантастический космический город, будто бы содранный с иллюстраций научной фантастики 60-70-х годов двадцатого века.

МБОУ «СОШ им.М.М.Рудченко с.Перелюб

Перелюбский муниципальный район Саратовская область»

Социальный проект «Искусство о космосе»

Тема проекта:

Руководитель : Маковийчук Т.А., учитель ИЗО

МОУ «СОШ им.М.М.Рудченко с.Перелюб»

Представление команды

Команда «СССР»

Наша команда "СССР-Союз Самых Современных Ребят".

Творческий замысел и воплощение: Лазукина Романа

Мы - ученики 11 «А» класса МОУ «СОШ им.М.М.Рудченко с.Перелюб»». Все мы очень разные, а объединяет нас школа, чаще — общие интересы. Мы скоро окончим школу и все разбежимся в разные стороны, будем редко встречаться, наши взгляды на жизнь поменяются, будут новые проблемы, друзья и недруги, но школьные товарищи останутся в памяти навсегда.

Сейчас нас объединяет общее дело. У нас команда. Мы стремимся поддержать друг друга в любой ситуации. Мы любим погружаться в будущее, обсуждать его, рассматривать наши стремления к выбранным профессиям. И никто, ни на минуту не подумал, что мы расстанемся... Мы полагаем, что можно и нужно творить! Хотим быть открытыми всему новому, но сохранить традиции, для создания ДОБРА, ЛЮБВИ и КРАСОТЫ.

Вместе и только вместе!!!

Во всем всегда стремиться к совершенству!

Везде найти свой идеал!

В пути к успеху выбрать средство,

Чтоб реализовать потенциал!

Наш девиз

Да, мы талантливы во всем:

В науках, в музыке и танцах

И к цели мы своей придем,

И нам придется постараться

Нам будет трудно!

Ну и что? Чего тебя так испугало?

Ну не получится... Не дрейфь!

Начнем все заново, сначала!

Мы вместе все преодолеем

Все сможем и везде успеем

Средь нас певцы и музыканты!

И прочие еще таланты:

Мы вам покажем экстра-класс

Среди всех школ и всех команд

Лазукин Роман - По своей натуре волк, и наверное поэтому, яаляется лидером и техническим деятелем нашей команды. Он очень интересный человек, любит находиться в просторах всемирной паутины. Порой его светлую голову посещают удивительные идеи, которые, воплощаются в реальность.

Лысенко Никита, Гнётова Валентина, Пашацкий Виталий, Соломко Светлана - Арт-дизайнеры нашего коллектива. Благодаря им были оформлены все статьи и страницы. Это интересные и открытые люди, к котором можно обратится за помощью и на которых всегда можно положиться.

Аристова Виктория, Минченко Вячеслав, Никифорова Олеся, Чекунова Светлана, Пурьева Надежда - "светлые головы" и "двигатели" нашей команды. Всегда веселые, полные сил ребята. Заряжающие нас позитивом и хорошим настроением каждый день, что позволяет нам творить с новыми силами.

Антонян Лилит, Жданова Кристина, Мильнова Виктория и Прохоренко Юлия - наши тихие мышки, которые своим трудом перелопатили весь библиотечный фонд. Они очень усидчивые, целеустремленны, умеют добиваться результата.

Мотивы участия в проекте:

Наверное, главным мотивом для нас стало наше любопытство. Ведь проекты для того и создают, чтобы расширять кругозор участников, повышать уровень знаний, объединять коллективы. Так оно и получилось. За период создания проекта мы испробовали себя в новой для нас области (так как данный проект является для нас первым опытом в работе с проектами по искусству), также мы многое узнали друг о друге. Хотя мы вместе уже много лет, некоторые вещи для нас стали неким открытием. Как говорится, человек познается в трудностях. Так оно и вышло. Конечно, еще одной причиной нашего участия стал наш азарт, и если честно, конечно, хочется победить. А кому же не хочется? Вполне понятное желание. Но нельзя забывать и о том, что главное - это приобретения знаний и опыта, а уже потом получение наград.

Космизм как направление в искусстве

Введение.

Едва ли можно спорить с утверждением, что художник отражает в своем творчестве ту реальность, которую он видит. Но что такое «реальность»? Только ли яблоки в вазе или сцены на улице? Духовный поиск - это реальность? Течение времени - это реальность? Тайны мироздания - это реальность? Мысль - это реальность? Могут ли зримые образы передать полет мысли?

Художники, которых принято называть космистами, отвечают на этот вопрос своими произведениями. Отвечают - утвердительно. Своим творчеством они предвосхищают раскрытие тех процессов космической эволюции, которые разворачиваются в настоящее время, но пока не могут быть описаны средствами традиционного научного познания. В своих живописных произведениях они доносят до зрителей идеи нового космического мышления об одухотворенном Космосе, о Беспредельности, о взаимосвязи человека и Вселенной, о мирах иных измерений и иных состояний материи - взаимопроникающих друг в друга и существующих как единая реальность, о красоте этих нездешних миров.

Дыхание Космоса

Не прибой, не отлив, но золотое течение

Космоса влечет ладью.

Космические Сферы и человеческие сферы

принадлежат закону дыхания Космоса

(Из книг Учения Живой Этики)

Сегодня в России сформировался ряд художников с новым взглядом на взаимоотношения творческой личности и Космоса: все более ярким становится понимание его как живой среды, как единства человека и природы во всеобщем духовном пространстве. В наши дни мы все яснее осознаем, что Космос с его энергетикой отвечает нашим представлениям о прекрасном, об искусстве. Его бесконечные духовные миры воспринимаются нами как цельное и гармоничное начало.

Беспредельность Вселенной как прекрасное явление стала источником вдохновения для художников-космистов XX-XXI веков.

Космос в произведениях Олега Высоцкого

Среди них особое место занимает творчество Олега Высоцкого. Для него космическое искусство - это поэма, где видимое подчиняется незримому, образы рождаются на зыбкой грани яви, мечты и фантазии, где в вечном движении тонкой материи, облеченной в поэтическую форму, приоткрываются невидимые миры Вселенной с ее дыханием, звуками, красками.

Олег Николаевич Высоцкий - художник, педагог, мечтатель, творец, чье имя уже обрело твердое признание в современном изобразительном искусстве. Это художник, который с глубоким пониманием относится к классическому искусству, обращается к культурной памяти Серебряного века. Он вникает в эстетические концепции прошлого и настоящего, Востока и Запада, вслушивается в идеи русских философов и западных мыслителей XX века. Творчество О.Н. Высоцкого во многом вдохновляется как животворящими идеями Учения Живой Этики, так и тайнописью восточных пейзажистов.

На наш взгляд, творчество Олега Высоцкого актуализирует идею Учения Живой Этики о необходимости сопоставления космических явлений с жизнью земной: «Космос живет, и проявления его жизни будут отражаться и среди земных чувствований».

Только талантливый художник способен придать невидимому зримость. Олег Высоцкий является тем художником, в сериях картин которого проявился этот редкий дар: узреть - невидимое, рассмотреть в малом - великое, в случайном - закономерное… Строки Уильяма Блейка: «В одном мгновенье видеть вечность, огромный мир - в зерне песка, в единой горсти - бесконечность, и небо - в чашечке цветка» для него - своеобразный девиз, поэтическое выражение личного творческого кредо.

Художник - всегда некий медиум, мифотворец, посредник между силами и энергиями мира. Но здесь важно не раствориться, остаться самим собой, культурным художником, вобрать в себя все достижения человечества, его находки, искания. Решение этой высокой задачи возможно лишь на безостановочном пути самообразования, в условиях высоких и жестких требований к самому себе.

Олег Высоцкий работает в оригинальной смешанной технике, многократно нанося на бумагу тонкие слои масла, акварели, темперы, акрила с помощью аэрографа. Распыленные микроскопические капельки ложатся под разным углом, и изображение становится изменчивым не только в зависимости от освещения, но и от состояния сознания и образа мысли зрителя. Так художник передает сложные нюансы цвета, придает реальность и подвижность сложной форме, заставляет ее жить, дышать, пульсировать, создает ощущение движения самой Вселенной.

Темы серий и названия отдельных произведений, такие как «Благоухания», «Берега», «Моря», «Миры», «Проявления природы», погружают нас в трепетный мир красоты природы. Потоки света, одновременно движущиеся в разных направлениях, объединяют ближнее и дальнее, здешнее и запредельное в единство гармонии, то лирическое, то напряженное, почти космического звучания. А в серии «Метаморфозы» гармонические составляющие свето-цветового и линеарного решений приведены к ясности и простоте математической формулы.

Многие его картины не имеют названия. Ведь название картины - не просто слово. Это молния, озарение, плод духовной работы и духовного сосредоточения. Художник, стремящийся к подлинности, держит ответ перед Высшими силами, а потому название картины - это особая ответственность. Работы О.Н. Высоцкого -это свидетельство духовной энергии и совершенной полноты мира. Они соответствуют высоте лирического строя поэзии русского Серебряного века. Рядом с картинами О.Н. Высоцкого хочется вспоминать стихи наших любимых поэтов…

Художник умеет общаться с природой, слушать ее таинственные голоса, переливать их в аккорды красочных созвучий и форм. В работах «Проявления природы», «Двойная радуга» игра цветовых пятен, своеобразных ритмических узоров, то сферических, то появляющихся из недр земли, вьющихся линий, переплетающихся спиралей передает внутреннюю экспрессию и пульсацию форм в живом пространстве реальности.

Бывают такие упоительно прекрасные минуты в жизни природы, когда мир, словно преисполненный благодати, утопает в безмолвии, в тишине, как особом откровении. Словно упала пелена, отделяющая от нас дальние миры, и их свет нежным касанием преисполнил особым загадочным смыслом все знакомое и до боли близкое. Только в безмолвии вибрация света, струящийся космический туман становится героем европейских сказок - бегущим, а иногда взмывающим в поднебесье белым Единорогом («Бег», «Единорог»), только в безмолвии можно услышать музыку сфер, первозвук Вселенной («Аум»), зов Учителя («Зов»), увидеть «Луч надежды», почувствовать воспетые в Ригведе (гимн «Насадия») великие воды первотворения («Дельфин»)… Завораживающая природа, дышащая космической неизбежностью, освещенная неведомыми светилами, напоминает то «Солярис» А. Тарковского («Пейзаж»), то легендарное поле Последней Битвы, поле Курукшетры, где сам великий Кришна показывает Арджуне таинство рождения множественности миров («Учитель и ученик»).

Безмолвие, тишина Вселенной - свидетельство ее затаенной энергетики, ее вечного движения, борьбы и взаимодополнения начал, бесконечного формообразования: сплетенные линии, шары, сферы. Скопления звезд, мерцающие пространства. Что это - звездные россыпи или разбросанные драгоценности? Жемчуг нарождающихся миров («Инь - Ян»)? В картинах Олега Высоцкого появляется изображение символов: древо жизни («Древо», «Древо мировое»), космическое яйцо («Космическое яйцо»), храмы, уходящие в бесконечное пространство (серия «Храм»).

Два самых знаменитых стихотворения из русской поэзии с тем же названием «Silentium» принадлежат Ф.И. Тютчеву и О.Э. Мандельштаму. Тютчев отсылает нас к потаенной глубине человеческих чувств, к полноте душевно-духовного мира:

Лишь жить в себе самом умей -

Есть целый мир в душе твоей

Таинственноволшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи, -

Внимай их пенью - и молчи!..

Строки Мандельштама наполнены ощущением космического первопорядка, глаголомсвященнодействием, творящим мир:

Да обретут мои уста

Первоначальную немоту,

Как кристаллическую ноту,

Что от рождения чиста!

В творчестве Олега Высоцкого большое место занимает серия «Благоухания», посвященная таинственному, нездешне манящему миру цветов. Казалось бы, чем тут можно удивить зрителя? Цветы - излюбленный образ поэтов и художников всех времен и народов, наиболее часто употребляемая метафора красоты, жизни, любви... Его цветы не спутаешь ни с какими другими. В этой серии художник проявился как проницательный психолог, чувствующий безмолвный язык природы, постигающий ее самые сокровенные тайны и символы.

В картине, рожденной художником, выявляется вечная жизнь цветка. Перед нами не просто соцветие на тонкой ножке, а оркестр большого мира.

Серия «Водопады» возникает в творчестве художника почти одновременно с цветами… Горы и воды - вечные неизменные символы культуры. Водопады заполняют большие пространства Земли, полей, дорог. В «Водопадах» главным героем картин становится свет, струящийся ниоткуда, свет, бывший прежде солнца (вспомним космическую мифологию мира). Пространство оказывается неисчерпаемым в вечном движении красоты плотной и тонкой материи.

Мир образов художника динамичен, находится в процессе вечного движения. Пейзажи его реальны и нереальны, они создают впечатление зыбкой грани яви, мечты и фантазии и одновременно многообразны по своим художественным решениям.

В таких его работах, как «Дыхание Космоса», «Преображение Мира», особую роль играют композиции с шарами как с подвижными и зарождающимися космическими организмами. Они вызывают ассоциации со светоносными, живыми и полными энергии мирами среди других миров бесконечной Вселенной.

В картинах Олега Высоцкого мы чувствуем загадочные проявления жизни Вселенной, в них живет само дыхание Космоса. «Terra Indigo» (2001): поток световой энергии водного потока окаймлен синими неподвижно замерзшими грядами скал. Художественный смысл работы задан пульсирующей динамикой двух начал: воды и камня, она сообщает уверенность в вечном творческом начале мироздания.

На картине «Встреча в иных мирах» (2001) появляется образ светоносной спирали - символ движения и вечного восхождения. Из глубины, из разрыва Вселенной порождается что-то необычное, что-то живое наплывает, рождается в сложности, ищет соприкосновения с направленными струями энергии света.

…С ранних серий в работах Олега Высоцкого появляется изображение арок храма. Они возвышаются и над полевыми цветами, и над пространством, залитым лунным светом, и над таинственным пейзажем. Художник объясняет этот символ так: «Это не конкретное изображение, а как божественный знак, знак Бога, чье присутствие ощущается во всем Космосе, как в большом, так и в малом. Кроме того, знак арки - это граница между мирами: попробуйте войти в нее и увидеть картину с другой стороны. Помните прекрасную китайскую легенду о великом художнике, написавшем картину по заказу императора - чудесный пейзаж? Долго любовался им император, а затем спросил художника: «А куда ведет эта тропинка?» - «Не знаю. Пойду посмотрю», - ответил художник и исчез за деревьями».

Заключение

С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. Необычный колорит. Незнакомая воздушная перспектива. Странные ракурсы…

Вид звездного неба - эта бриллиантовая россыпь множества звезд всегда привлекал, завораживал человека. Когда-то очень давно один философ сказал, что если бы звездное небо было видно только в каком-нибудь одном месте Земли, то к этому месту непрерывно двигались бы толпы людей, чтобы полюбоваться великолепным зрелищем. Для нас, живущих в 21 веке, зрелище звездного неба особенно величественно, потому что мы знаем природу звезд; ведь каждая из них - это солнце, т.е. гигантский раскаленный газовый шар. Звездное небо - великая книга Природы. Кто сумеет ее прочесть, тому раскроются несметные сокровища окружающего нас космоса.

Открылась бездна звезд полна,

Звездам числа нет, бездне дна…

(Ломоносов М.В.)

Используемая литература

2. Высоцкий Олег Дыхание Космоса: Живопись (альбом) Авт.предисл. О.Ф.Петрова, Е.А. Трофимова. - М.: Международный Центр Рерихов, Группа "Струна", 2009.- 96 с.: ил.

3. Культура и время: Общественно-научный и художественный журнал 2(32)-2009

4. http://www.artstudio.ee/index.php?aid=444 -личный сайт художника

5. http://www.artlib.ru/index.php?id=11&idp=0&fp=2&uid=1389&iid=28045&idg=0&user_serie=0 авторские галереи

Картины О. Высоцкого

Дыхание космоса

Древо Мировое

серия Дыхание Космоса

серия "Миры" Год создания: 2003Техника: смешанная

Terra Indigo

Встреча в иных мирах

"Зов"

Душа Мира

Инь Янь

серия Храм

Космическое Яйцо

В иных мирах

Ссудный день

Там...

Харон

Дельфин

Из серии Структуры


3. Философия космизма .
4. Космизм в архитектуре
5. Космос в литературе и поэзии
6. Космизм в живописи
7. Космическая музыка. Терменвокс
8. "Соприковновение" произведений искусства с космосом
9. Миссия "Вояджера"

Работа
Ученицы 11-б класса ХСШ №133 "Иицей искусств"
Красниковой Александры

г.Харьков, 2013 г.

Вступление:

В переводе с греческого слово "космос" означает "порядок" (в отличие от хаоса). Сейчас это слово употребляют как синоним слова "Вселенная". Это говорит о том, что человечество всё больше убеждается в том, что наш мир гармоничен; существует, подчиняясь строгим и неизменным законам. Мы пытаемся познать эти законы, используя для этого достижения математики, физики, философии… И, надо отметить, уже многого достигли в этой области. Хотя некоторые вещи всё же остаются для нас загадкой…
Но человек - существо любознательное. Во все времена нас очаровывал тот небольшой "кусочек" Космоса, который мы видим с Земли - звёздное небо… Ещё древние люди слагали о космосе мифы, песни; изображали его на рисунках, запечатляли в скульптурах… Кстати, многие древние мифы довольно точно отображают ту информацию об устройстве мира, которой владеют современные учёные (этот факт положен в теорию палеоконтакта Эрика фон Деникена, но об этом позже).
С появлением телескопов люди смогли заглянуть "дальше вглубь". Звёзды, туманности, галактики… Невероятно красивое зрелище…
Как и раньше, человечество отображает свои "косимческие" мысли, чувства и ощущения в произведениях искусства.
" Звезды
ни с кем не помолвлены.
Ни с кем!
А такие красивые!" - писал Гарсиа Лорка.
Наверное, не очень сложно догадаться, какое чувство очарованности, завороженности я испытываю ко всему, что касается Космоса - этого таинственного внеземного мира…
И мне очень хочется отобразить это чувство в своей работе. Хочется донести до читателя всю красоту и гармонию той Вселенной, в которой нам посчастливилось жить. Те знания, которыми я обладаю на данный момент не позволяют мне сделать это, пользуясь математикой и физикой. Поэтому я решила "обратится за помощью" к искусству…
Надеюсь, что смогу достичь поставленной цели.

Ранним утром 17 февраля 1600 года на римской площади Кампо ди Фиори (Площадь Цветов) по решению папской инквизиции был сожжен на костре Джордано Бруно. Католическая церковь, которая тысячи лет душила любое проявление вольнодумства и человеческого ума, праздновала очередную победу, расправившись с человеком, который осмелился бросить вызов догматам веры.

Джордано уничтожили физически. Но ни гонение церковников, ни хмурая тюрьма, где он страдал длинных семь лет, не смогли убить его могущественный дух. Он не отрекся от своих взглядов и, выслушав приговор папского суда, презрительно бросил в лицо инквизиторам: "Наверное, вы с большей боязнью читаете приговор, чем я его слушаю!"

Бруно осудили и казнили за то, что он отстаивал мысль о бесконечности миров, о движении Земли, о сохранении материи. В книге "О бесконечности Вселенной" ученый писал: "Существуют бесчисленные солнца, бесчисленные земли, которые кружат вокруг своих солнц подобно к тому, как наши семь планет кружат вокруг нашего Солнца. На тех мирах есть живые существа".
В своих книгах и антирелигиозных памфлетах Бруно отстаивал идею, что Вселенную объединяют внутренние причинные связи и он не требует творца (бога). Официальная средневековая мысль считала Вселенную конечной, а бесконечность приписывала божеству. Для Бруно же Вселенная была бесконечной, а Земля - такая же планета, как и другие во Вселенной.
Гениальные предвидения Джордано Бруно были подтверждены наукой через три столетия. Сегодня на Кампо ди Фиори в Риме стоит памятник непокоренному Бруно с надписью: "От столетия, которое он предусмотрел, на том месте, где был зажжен костер".

Но был ли Джордано первым в истории человечества, кто высказывал мысли о бесконечности космоса, о других солнцах и землях?

(продолжение в оглавлении выше)

Тема космоса - его покорения и освоения, космических полетов и возможной встречи с другим, инопланетным разумом, иными цивилизациями не новая. Тема космических перелетов, казалось бы, абсолютно научная, тема узкопрофессиональная, с различной периодичностью и степени популярности поднимается в литературе и кинематографии.

Космос, идея освоения человеком Вселенной, тема покорения человеком иных, отличных от мира Земли, знакомства с иными цивилизациями не могла обойти стороной изобразительное искусство. Говоря о космической теме в живописи, хотелось бы выделить несколько направлений в теме «Космос и художник». Такими темами являются космический реализм, описывающий будни покорителей космоса, реалии сегодняшнего дня и, более популярная тема – научно-фантастическая.

Сама идея космической темы в живописи, имеет свои этапы развития, проходя свой путь – в зависимости, от понимания в обществе самой идеи космических полетов – от иллюстраций к произведениям Герберта Уэллса, Эдгара Берроуза и Константина Циолковского до полотен и выставок, посвященным будням космонавтов и астронавтов, видению технологий завтрашнего дня.

И с развитием науки, ростом технических знаний в начале ХХ века, меняется творческий подход писателей, которые от абсолютно фантастических идей покорения космоса и путешествий сквозь время силой разума (подобно героям романов Берроуза) к идее покорения космоса подходят более прагматично. И с переходом от «фэнтези» к научной фантастике в литературе, соответственно, меняются работы художников-иллюстраторов. Создание первых, нельзя сказать научных, но фантастических фильмов о полетах в космос и покорении Марса, также давало тему для размышлений и реализации в иллюстративных работах.

После публикаций Константина Циолковского книг различного направления, от научных трудов до научно-фантастических произведений, покорение космоса перестает быть фантастикой. Пусть в качестве иллюстраций к различным фантастическим рассказам, но идея была жива. Глядя на картины художников посвящающих теме космоса, путешествий по дорогам Вселенной, не видно и тени примитивизма, отсутствие понимания темы. Даже в иллюстрациях к работам К. Циолковского, где космонавт облачен в жесткий скафандр, явно прослеживается понимание опасности нахождения в безвоздушном пространстве. И ведь действительно, космонавт Алексей Леонов чуть не погиб во время своего первого выхода в открытый космос. Причина – мягкий скафандр, по вине которого он едва смог вернуться на корабль.

И все же стоить отметить, что приоритетным направлением оставался реализм. Задачей художника считалось показать героев своей эпохи. Летчиков, рабочих и колхозников – в довоенный период, героев фронта и тыла – военный период и народ- победитель в послевоенный.

Не занимая лидирующих позиций в изобразительном искусстве, тема «космических дорог» оставалась достаточно популярной в качестве иллюстраций к научно-фантастическим романам – как советских, так и зарубежных писателей. Одним из «гуру» такого направления, можно назвать Юрия Павловича Швеца, известного как по эскизам к фантастическим фильмам, так и своими отдельными работами на подобные темы.

Несомненно, интерес к космосу, его покорению человеком, возрос после полета Юрия Гагарина в космическое пространство 12 апреля 1961 года. Но собственно, кроме самой идеи говорить было не о чем. Работы художников представлялись в темах подобной: «Покорение космоса советским человеком» или на темы: «Есть ли жизнь на Марсе?», «Климат Венеры – планеты туманов». Это были в основном иллюстрации к научно-популярным изданиям и фантастическим рассказам.

Картины Алексея Леонова, увидевшие свет в 1967 году начинают менять ситуацию. Алексей Архипович Леонов, летчик-космонавт, совершивший свой первый полет в марте 1965 года – как второй пилот корабля «Восток-2». Во время этого полета, был совершен выход в открытый космос. В июле 1979 года, совместно с В. Кубасовым, на корабле «Союз-19» - совершил второй полет. Во время этого полета, была произведена стыковка кораблей «Союз» и «Аполлон».

Космонавт, знающий космос не из сюжетов романов и имеющий собственное представление о дорогах, ведущих во Вселенную, создает как собственные полотна, так и работы в соавторстве с Андреем Соколовым, творчество которого, с 1957 года – выхода первого советского спутника на орбиту Земли, посвящалось теме космоса. Творчество Андрея Константиновича, сыграло заметную роль не только в отечественной живописи, «Фонтаны рая» - книга писателя-фантаста Артура Кларка, написана под впечатлением от его картины «Лифт в космос».

Большую роль в развитие направления космической живописи, сыграл популярный журнал «Техника - молодежи», который не только рассказывал своим читателям о новейших достижениях, таких как ракетоплан или реактивный ранец, но и проводивший с конца 60-х годов конкурсы живописи, связанной с фантастикой, такие как «Мир завтрашнего дня» или «Сибирь завтра».

На территории бывшего СССР, космическая тема особо стала популярна в 70-х годах ХХ столетия. В 1973 году, на больших экранах станы под названием Советский Союз, выходит первая часть научно-фантастического фильма-дилогии «Москва – Кассиопея», в 1984 году – вторая, «Отроки во Вселенной». Эти фильмы, несомненно, лучшие в линейке фантастических фильмов для детей.

На подобных фильмах, в которых изображались космические корабли, показывалось предполагаемое оборудование, популярно доносились идей дальнейшего развития техники (фотонные двигатели, позволяющие развить и превысить скорость света). Фильмы, предназначенные для детей и подростков, доносили будущим художникам картину технологий завтрашнего дня, новых идей и устремлений человечества в понятном для них формате.

В 1977 году, журнал «Техника – молодежи» открывает конкурс «Время – Пространство – Человек». За три года первого этапа конкурса, на него было прислано свыше 1000 картин. 200 присланных работ, были опубликованы на страницах журнала, 500 авторских работ выставлены в галереи живописи связанной с фантастикой и космосом. Конкурс просуществовал до момента распада Советского Союза, впрочем, в тот период, сами исследования космоса и покорения Вселенной были «не на злобе дня».

Тема космоса конца 80-х – начала 90-х годов, это не просто мечты о звездных дорогах, это период, когда ломались стереотипы в политике и живописи, период, когда возможность сотрудничества двух великих держав, СССР и США, взаимопонимания между народами государств, находящихся в состоянии «холодной войны», начинали видеть друг в друге союзников. Это хорошо видно в совместных работах Андрея Соколова и Роберта МакКолла. Города будущего американского художника, космические станции и корабли в его картинах – это фактически, невоплощенная реальность.

Космическая реальность и фантастика, вымысел художника и научные знания. Насколько выдумка близка к действительности? В работах Уолтера Маейрса, американского художника, который увлекается астрономией, мы видим картины далеких планет нашей солнечной системы.

Время, пространство, человек. Тема космоса, покорения Вселенной – это то, что позволят увидеть будущее глазами художника, увидеть далекие миры, космические корабли и города. Фантазия, взгляд сквозь время и пространство – идея, которая была актуальной, и долгое время будет оставаться таковой.



Просмотров