Сцена из кукольного театра теней. Домашний кукольный театр для детей

Однажды в далекие времена в Китае жил один император. У этого китайского мператора была любимая жена. Случилось так, что она заболела и умерла. Император был безутешен. Он удалился ото всех дел, ушел в свои покои, завесил окна тяжелыми занавесками, закрыл все двери и перестал разговаривать. Его придворные не знали, что делать. Дела империи стали приходить в упадок, а император находился в тоске по умершей жене.
Однажды главный дворцовый придворный позвал императора в покои его жены и когда император зашел, то он увидел за занавеской силуэт своей умершей жены. Та встала и пошла, ее прекрасный профиль выресовывался за занавеской на фоне солнца. Император был потрясен. Так главный придворный, показал императору чудеса Теневого театр и вылечил его от тоски. Император стал просить придворного каждый вечер показывать ему представления с куклой, которая была копией его жены. Стал приглашать на просмотры других придворных. Он смотрел, как тень его жены за занавеской движется: ходит, играет на музыкальных инструментах, садится у окна. Она так похожа на его любимую жену, только она - за тончайшей тканью. И императору вдруг стало понятно, что эта ткань - не вечная преграда между ними, и его любимая продолжает жить где-то, только не здесь, и он и его жена когда-то снова встретятся. Просто нужно время. С тех пор он повеселел и стал заниматься государственными делами.

С этой прекрасной легендой связывают начало появления Теневого театра - искусства, пришедшее к нам в 200 году до нашей эры, в эпоху императора Хань-Ву-ци. Далее Театр теней начал свое триумфальное шествие по земле, он появился в Индии, Турции, прошел по всей Азии, с войсками Чингиз-Хана добрался до Европы, покорил ее, дошел до России, покорил весь Питербург, потом Москву.

Спектакли Теневого театра в древности, как правило, проходили ночью, прямо на улице при свете маслянной лампы и куклы одного спектакля могли насчитывать до 1000 фигур, не считая декораций.


Куклы для таких спектаклей делались из шкур, шкуру выделывали до прозрачной тонкости, а потом вырезали из нее фигурку куклы, вырезали на ней узоры и раскрашивали. Чаще всего кукол делали из ослиной кожи. И потому в народе театр теней еще называют - "театр кукол из ослиной кожи".

Высота куклы для Теневого театра чаще всего делалась высотой 30 сантиметров. Фигурки делались подвижные, они состояли из соединенных между собой частей. Находящейся за экраном человек управлял куклой с помощью специальных длинных прутьев,
(бамбуковых, стальных, деревянных), а зрители видели только тени кукол, которые проецировались на освещенном экране, видели движение, захватывающий сюжет, слышли музыку, пение, но не видели самого кукловода, так как свет сзади экрана, направлялся к тому под углом, что делало кукловода незаметным.

Самый известный Театр теней сейчас - Яванский, Вайанг-Кули: куклы которого до сих пор делаются из шкуры буйвола, шкура утончается так, что она становится тонкой и прозрачной, как бумага. Эти куклы так и называют бумажные куклы Вайанг-Кули. Такие куклы очень прочные. Например, куклы, что хранятся в немецком музее, до сих пор не потеряли свой цвет. Хотя им уже 1200 лет!
На западе театр теней считается одним из самых изящных и элитарных искусств, в Европе даже проводятся специальные фестивали.

Куклы, которые выглядывают из-за ширмы, говорят маминым или папиным голосом, это ли не чудесное зрелище для ребенка? Дети с удовольствием смотрят представления, а потом сами устраивают свои спектакли для родителей.

Кукол для театра можно купить, можно использовать обычные игрушки, а можно сделать их своими руками, вместе с ребенком.

Куклы для кукольных театров:

■ Марионетки — это куклы на ниточках.

■ Тростевые — куклы, внутри которых вставлен стержень «гапит». К рукам кукол прикрепляются трости — палочки, которыми двигает кукловод.

■ Планшетные, или паркетные, куклы — куклы, которые с помощью умелого кукловода ходят по полу, по настилу сцены, который и называется планшет. Отсюда и пошло их название.

■ Куклы перчаточные или ручные — надевающиеся на руку, как перчатка. На Руси таких кукол еще называли «петрушки».

■ Пальчиковые куклы. — название говорит само за себя, это маленькие куколки, которые одеваются на пальцы рук.

■ Теневые куклы — плоские куклы, которые обычно делаются из картона, кожи, специальной цветной пленки. Их помещают между источником света и экраном или накладывают на экран с обратной стороны, тогда тени становятся очень яркими. Теневыми куклами могут стать и руки актера, если правильно сложить пальцы и ладони. С помощью рук можно получить живые, сказочные, быстро меняющиеся тени.

Теневой театр дома

Вечером, когда ребенок ложится спать, он просит вас рассказать на ночь сказку. Он уже устал, но ему очень хочется, чтобы вы еще хоть немного побыли рядом с ним. Это на самом деле прекрасное время и для вас, и для ребенка. Вы можете это время, в буквальном смысле, превратить в сказку.

Театр теней рук. Найдите в комнате ребенка стену, где достаточно свободного места. Установите на табурет или столик чуть позади себя источник света, это может быть настольная лампа или фонарик. Теперь, используя руки и предметы, вы можете показывать свой спектакль.

Рассчитывайте время так, чтобы после вашего представления осталось немного времени до того момента, как вы обычно гасите свет в комнате ребенка. Потому что ваш ребенок обязательно захочет показать вам, как летит бабочка, прыгает заяц или распускается волшебный цветок.

Театр теней кукол. Если вы хотите подойти к своему представлению более подготовлено, организованно и готовы потратить время на подготовку, то спектакль можно сделать еще более интересным.

Используйте для этого полупрозрачный экран, за которым установите источник света. Теперь вам понадобятся фигурки, вырезанные из картона, по сюжету вашей сказки. Куклы прикладываются с обратной стороны к экрану и освещаются сзади. Ребенок видит на экране тени, как они двигаются, как сменяют друг друга. Если же предмет приблизить к экрану, то он уменьшится в размерах и станет более отчетливым. Если отодвинуть, то предмет станет больше. Зная это, можно создать изображения-великаны: большие деревья, дома и горы.

Пальчики оживают. Пальчиковые куклы.

Что значит для ребенка игра? Игра — это работа ребенка, а игрушки — орудия его ремесла. Игра нужна ему для того, чтобы ребенок мог расширять понимание окружающего его мира. И если мы хотим научить ребенка или объяснить ему, что-то важное, нет ничего лучше, чем сделать это в игровой форме.

Конечно, проще всего пойти в магазин и купить маленькие игрушки на пальчики. Сейчас их очень много в ассортименте, они из разных материалов и разных тем. Но пальчиковые куклы вполне можно сделать своими руками. Причем времени на их изготовление уйдет немного.

Куклы на пальчики своими руками

«Наперсток»

Вам потребуется: наперсток, пластилин, нитки мулине.

Этапы работы:

■ Из ниток сделайте волосы и прикрепите их при помощи пластилина к наперстку.

■ Также из пластилина сделайте глазки и ротик. Если надо, то и ушки или хвостик. Все зависит от вашего персонажа. Если это слон, то у него должен быть длинный хобот и большие уши, а если поросенок — то нос пятачком и маленький хвостик сзади.

Этот способ хорош тем, что куклу-наперсток можно каждый раз переделывать, перевоплощая ее в новых персонажей для ваших историй.

Конечно, если вы хотите изготовить куклу так, чтобы ее можно было использовать много раз и вы не планируете переделывать ее, тогда лучше взять клей, чтобы приклеить волосы, а глазки и ротик нарисовать лаком для ногтей или акриловыми красками.

Глазки

Из двух маленьких меховых помпонов можно сделать симпатичные глазки (см. рис.).

Вам потребуется: два маленьких меховых помпона, шнурок 5 см, цветная бумага для глазок, ножницы, клей. Можно взять уже готовые глазки для кукол. Этапы работы:

■ С двух сторон шнурка пришейте по помпону.

■ Глазки сделайте из цветной бумаги и приклейте к меху.

Теперь один помпон проденьте между мизинцем и безымянным пальцем, нитку пропустите с тыльной стороны ладони и просуньте второй помпон между указательным и средним пальцем.

Чтобы получился забавный персонаж, держите пальцы вместе, глазки поверните в сторону кончиков пальцев.

Вторая жизнь старым перчаткам

Из обычной старой детской вязаной перчатки или женской кожаной перчатки, можно создать различных персонажей.

Для этого нужно срезать с перчатки пальчики и подшить их по низу, чтобы вязаные пальчики-тельца не распустились. Вот из этих заготовок можно сделать все что угодно: пчелку, бабочку, птичку или милое и симпатичное создание.

Для создания маленькой куклы можно использовать нитки, бисер, разные тесемочки, объемные глазки для игрушек, перья, проволоку и т. д. Детали игрушки можно приклеить или пришить к тельцу.

Придумывайте и творите вместе с детьми. Ведь игрушка, которую ребенок сделает сам, своими руками, будет для него дорога и относиться к ней ребенок будет бережно и аккуратно.

Пальчиковые куклы из бумаги

Очень легко и быстро, можно создать куклу на пальчик из бумаги.

Вам потребуется: цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры, нитки мулине.

Способ первый.

■ Вырежьте прямоугольник со сторонами 5 и 6 см из нужного цвета бумаги.

■ Сверните в трубочку и склейте концы. Заготовка для куклы готова.

■ Теперь вырежьте из бумаги глазки, ушки, носик, юбочку и т. д. и наклейте их на заготовку или нарисуйте все фломастерами.

■ Для волос используйте нитки мулине.

Способ второй.

■ Из цветной бумаги вырежьте сектор, угол у которого должен быть прямым, со сторонами 6 см.

■ Склеив стороны, вы получите конус — основу для вашей куклы.

■ Если вам нужны волосы, сделайте пучок из ниток мулине и приклейте его внутри вершины конуса, словно волосы растут из макушки.

Можно изготовить пальчиковые куклы из застывающего пластилина или соленого теста.

Сказка за ширмой

Самый родной, самый привычный для нас кукольный театр — это театр, где кукловоды скрыты за ширмой, а куклы выглядывают из-за нее. Это, как правило, тростевые или перчаточные куклы.

Перчаточные куклы можно сшить или связать, такие куклы станут любимцами ваших детей. Ведь это мягкая, пушистая, живая игрушка, которую можно обнять, прижать к себе и взять с собою в кровать, чтобы не было страшно.

Тростевую куклу можно изготовить своими руками, однако на создание такой куклы уходит достаточно много времени. Дети 12-15 лет, которые увлекаются кукольным театром, с удовольствием сделают их сами. Тростевые куклы делаются из папье-маше и тканей.

Конечно, всегда найдется и более простой вариант для домашнего театра — куклы, которые можно создать из вещей, находящихся у вас дома, из подручных материалов. Такие куклы будут радовать и веселить детей своим необычным внешним видом.

Делаем, куклу из щетки для уборки пыли

У кого из вас дети не просили щетку для уборки пыли, чтобы поиграть с ней? А что будет, если сделать из нее куклу для театра...? Пусть хотя бы всего на один день. Времени на изготовление такой куклы у вас уйдет не больше пяти минут.

Вам потребуется: лохматая щетка, платок, цветная бумага, клей.

Этапы работы:

■ Сделайте из цветной бумаги любым способом два глаза.

■ Повяжите платок на щетку так, чтобы стало понятно — это голова, а остальное туловище.

■ Приклейте клеем для бумаги глазки к щетке.

Кукла готова!

Такую куклу удобно держать за ручку, при движении руки ворсинки на щетке шевелятся, что придает кукле забавный и живой вид.

Кукол можно сделать из пластмассовых ложек и вилок, наклеив на них глазки, волосы из ниток и повязав им юбочки из платочков. Или изготовить из носка — если нашить глазки-пуговки. Можно взять игрушку ребенка и аккуратно привязать ее к палке так, чтобы было удобно держать.

Ширма

К созданию ширмы для спектакля можно подойти основательно и сделать ее из ДВП, выпилив детали с внутренним окошком и обшив ее материалом. В окошке сделать шторки-занавес. Это будет походить на домик из сказки, где в окошке происходят разные чудеса.

Ширму можно сделать и из старого картонного ящика, обклеив его цветной бумагой. Можно перевернуть набок стол или поставить стулья со спинкой, только на них нужно будет накинуть непрозрачную ткань, чтобы актеров не было видно. Можно использовать спортивные маты, если поставить их на ребро.

Вам только стоит начать, показав ребенку, как создается кукольный театр, а ребенок подхватит идею и сам будет придумывать сюжеты, реплики и героев.

Сюжет спектакля

Для маленького ребенка трех-четырех лет спектакль должен строиться на простом сюжете и быть коротким по времени. Хорошо подходят для этого возраста известные всем русские сказки для малышей: «Колобок», «Репка», «Снегурочка», «Лиса да заяц». Для детей постарше, пяти-шести лет, будут интересны сказки: «Гуси-лебеди», «Петушок-золотой гребешок», «Три поросенка» и т.д.

Конечно, сказку можно придумать и самим, а можно во время представления спрашивать ребенка, какое продолжение должно быть у вашей сказки, и тогда соавтором станет сам ребенок. Тут же, придумывая новые приключения вашим героям, он с интересом будет смотреть спектакль.

Теневой театр в детском саду своими руками

Театр теней своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото

Мастер-класс. Изготовление методического пособия своими руками

Тема занятия : Мастер-класс. Теневой театр
Автор : Суховецкая Оксана Александровна, воспитатель логопедической группы Центра развития ребенка – детский сад № 300 «Рябинушка», г. Новосибирск.

Описание материала : В этом мастер-классе вы познакомитесь с тем, как сделать теневой театр. Теневой театр – поможет детям в увлекательной форме познакомиться с театром, проявить свою фантазию, развивать речевую активность. Данное методическое пособие будет полезно для детей младшего и старшего дошкольного возраста, а так же для детей школьного возраста, педагогов и родителей. Пособие можно использовать как в индивидуальной работе, так и в групповой. А мастер-класс поможет это пособие подготовить.

Материал : для создания театра нам потребуется:
- ширма готовая (либо ее можно изготовить самостоятельно, подробно на этом останавливаться не буду);
- ткань: белая (можно использовать кальку), цветная на кулисы;
- нитки в тон ткани;
- лента вилькро (липа)
- трубочки для коктейля;
- палочки для барбекю (большие);
- хольнитены (заклепки);
- крепления для электропроводов;
- крючки швейные.

Инструменты для работы
:
- молоток;
- гвозди;
- канцелярский нож (резак);
- дырокол для ремня;
- ножницы;
- пресс для люверсов;
- шило;
- клей-пистолет;
- линейка;
- карандаш/ручка;
- супер-клей «Момент»;
- швейная машина.
Результат мастер-класса помогает :
Стимулировать детей и их инициативу в театрализованной деятельности.
Развивать фантазию, творческие способности развивать артикуляционный аппарат. Формировать у детей стойкий интерес к театрализованной деятельности, желание участвовать в общем действии, побуждать детей к активному взаимодействию, общению, учит уметь общаться со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях, развивать речь и умение активно строить диалог. Развивать игровое поведение, эстетические чувства, способность творчески относиться к любому делу.

«Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравтсвенности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира
детей…»
(Б.М.Теплов)


«Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А.С.Пушкин. Чувства великого поэта разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшиеся с этим удивительным видом искусства.

Особая роль принадлежит театру в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка-дошкольника. Через театрально-игровое творчество мы можем развивать в детях эмоциональную отзывчивость, интеллектуальность, развиваем коммуникативные навыки детей, артистизм, речевую активность.

В повседневной жизни детского сада, педагоги используют различные виды театров: бибабо, пальчиковые, настольные, плоскостные (фланелеграф или магнитная доска), марионеточный, книжка-театр, театр масок и др.

Я же хочу рассказать и показать, как сделать сложный и в то же время очень интересный теневой театр.

Театр теней – древний театр. С незапамятных времен показывают теневые картины в Индии, Китае, на Яве и в Турции на улице ночью при света масляной лампы.

Реквизит , который требуется для этого театра: источник света (например, налобный фонарик, настольная лампа, фильмоскоп), ширма с белым экраном, куклы-силуэты на палочках.

На первом этапе работы для изготовления силуэтов нам необходимо следующее: канцелярский нож (резак), ножницы, дырокол для ремня, пресс для люверсов, хольнитены (заклепки)


Силуэты можно подготовить на компьютере или нарисовать самим. Я идеи силуэтов нашла в Интернете, распечатала на принтере на обычных листах А4



Затем распечатанные силуэты наклеиваем на бумагу черного цвета. Я сразу подготовила силуэты персонажей и декораций.


Теперь эти силуэты нужно вырезать. Мелкие внутренние детали вырезаем с помощью канцелярского ножа, сами силуэты вырезаем ножницами.


Чтобы силуэты не гнулись, я их заламинировала. Если такой возможности нет, можно использовать плотный картон для жесткости фигур.


Следующий шаг – уже заламинированные двусторонние силуэты вырезать.


Поскольку мне очень хотелось, чтобы персонажи (силуэты) имели подвижные элементы(например, могли идти) я сделала для силуэтов отдельные элементы: руки, лапы, ноги.
Чтобы привести их в движение, детали необходимо скрепить определенным образом. Для скрепления подойдет и проволока, и нитки с узелками на кончиках. Но мне хотелось некоторого изящества, что ли. Поэтому я соединяла детали с помощью ременного дырокола и хольнитенов (заклепок).


Дыроколом для ремня я пробила ровные дырки в местах скрепления, подобрав диаметр такой, чтобы заклепки не вылетали и имели свободный ход. Предварительно, в местах скрепления шилом намечала точки, выравнивая лапы, чтобы в дальнейшем они не перекашивались. Затем прессом для люверсов соединяла заклепки (данный пресс подошел по размеру к заклепкам).



Теперь нужно закрепить на фигурках палочки, за которые их будут держать кукловоды. Мне важно, чтобы театр был компактный. Поэтому, палочки у меня будут съемные. Палочки, за которые будут водить силуэты – это палочки для барбекю. Деревянные, округлой формы.. Подбираем к этим палочкам по размеру трубочки для коктейля с гофрой. Очень важно, чтобы палочки в трубочках не болтались, а сидели очень плотно. И нужен нам для закрепления =- клей-пистолет.


Ножницами отрезаем у трубочки часть с гофрой (гармошкой), оставляя негофрированные кончики по 1,5 см


С помощью клеющего пистолета закреплю трубочки на силуэтах. Есть два варианта крепления: горизонтальное (с гофрой) см.на волке; вертикальное (просто кусочек трубочки 2 см) см. на поросенке.


Чтобы понять в дальнейшем, какие крепления будут вам удобны, вставьте палочки в трубочки.


Попробуйте силуэты поводить, поиграйте ими. Мне в принципе, оба крепления понравились. При этом я поняла, для каких силуэтов я буду использовать только вертикальное крепление, а для каких использую горизонтальное.


Фигуры-силуэты готовы. Теперь займемся декорациями. Мы основу уже подготовили, когда наклеили силуэты декораций на черную бумагу, вырезали, заламинировали и еще раз вырезали. Теперь нам необходимо укрепить силуэты и заодно сделать систему крепления к ширме. К силуэтам приклеиваем палочки для барбекю на клей-пистолет заостренным концом книзу.



Чтоы полноценно воспользоваться нашими подготовленными силуэтами, приведем в готовность ширму. К моему счастью, у нас на группе оказалась такая ширма.


Основные конструктивные изменения мы внесем внутри ширмы


Нам потребуются несложные инструменты:


На нижней планке окна разметим места для пластиковых креплений.


Закрепим гвоздями пластиковые крепления (эти крепления обычно используют в электрики, для фиксации проводов к стенам), заодно примерим, как будут входить палочки от декораций. Крепления должны быть зафиксированы жестко, не болтаться, иначе все наши декорации не будут располагаться правильно.


На верхнюю планку окна с помощью супер-клея «Момент» закрепим швейные крючки. Они нам нужны для размещения на них таких декораций, как облака, солнце, месяц, птицы. Под крючками крепим ленту вилькро (липу). Лучше закрепить на мебельный стиплер, чтобы не оторвалась.


На нижнюю планку над креплениями для декораций, так же зафиксируем ленту вилькро.


С внешней стороны все это даже смотрится интересно. Универсальность проведенных манипуляций в том, что все эти крепления можно использовать не только для теневого театра, но и для разыгрывания любого другого кукольного спектакля.



На ленту вилькро мы будем крепить белый экран. Экран сделаем из отреза бязи белого цвета. С помощью сантиметровой ленты отмерим ширину и высоту окна. (вместо ткани можно использовать кальку, к сожалению, она менее надежна)


Выкроим кусок прямоугольной формы, аккуратно обработаем края. На верх и низ пришьем ленту вилькро – вторую ее половину.


Теперь экран можно поместить на ширму. Он будет держаться на ленте вилькро в натянутом состоянии.



Мне внешне ширма показалась теперь скучной. Поэтому решила ее преобразить. Занавес-шторки украсят наш театр.


Сошьем ламбрекен из узкой прямоугольной полоски ткани. Ламбрекен закроет верхнюю перекладину окна.



Из прямоугольников с обработанными краями получится занавес из двух частей. Обе части по бокам можно собрать. Можно сделать съемную фибулу, чтобы занавес мог полностью закрывать окно или быть открытым беспрепятственно.
Самоклеющейся пленкой в тон нашему занавесу, я обклеила нижнюю часть ширмы.


Для сравнения: что было и что стало

И зачем идти на Shadow fest?

Shadow fest – это первый международный фестиваль театров теней, которому нет аналогов в России. Как признаются организаторы, идея его провести витала в воздухе уже давно. Но то ремонт, то другие обстоятельства не позволяли реализовать ее раньше. Для зрителей это, прежде всего, хорошая возможность ближе познакомиться с жанром не только на примере российских театров, но и зарубежных гостей. Но для начала давайте разберемся, что же такое театр теней, где он родился, как развивался и во что превратился?

Для человека тень – это олицетворение чего-то мистического и потустороннего. В то же время именно теневой театр можно считать первым и самым простым в истории человечества. Ведь обычный жест при помощи костра, отбрасываемый на стену, уже нес за собой множество образов, рождавшихся в умах первобытного человека.

Этот древний вид искусства родился больше двух тысяч лет назад, но точное его происхождение неизвестно. Одни считают, что он из Китая, другие – из Индии, а кто-то упоминает Египет. Но театр теней – это немного искаженное название, потому что мы имеем дело не просто с тенями, а скорее с силуэтами изображений. В мире различают несколько видов теней; деление это очень условное, но среди них выделяют три главные: китайская, русская и испанская.


Китайская тень получается при использовании тростевой куклы . Для работы с ней нужен экран и источник света. Фигуру плотно прикладывают к поверхности экрана и управляют ей при помощи тростей, которых обычно не больше трех. Куклы делали из кожи, и выделка была настолько тонкая, что напоминала больше пергамент, – после чего уже красили. Индонезийские куклы – разновидность китайской – изготавливались из плотной кожи, поэтому они более статичные. Ее размер при этом зависел от статуса героя: демонические могли быть большими, а простолюдины, наоборот, маленькими.


В Европе работали в основном с китайскими куклами, а русскую знали мало. До сих пор она популярна только в нашей стране. У нее нет тростей, вместо этого – сложная система рычагов. Артист манипулирует куклой только при помощи коромысел, которые находятся на центральной палочке. Сама кукла находится все время на весу. При этом ее необязательно прикладывать к экрану, а, наоборот, в зависимости от того, насколько она близко или далеко расположена от полотна, может меняться для зрителя и ее размер. Также русская кукла, в отличие от восточных, может двигаться в разных направлениях.

Но самое главное изобретение в теневом театре – экран, который ни при каких обстоятельствах не должен прогибаться. В 70-е годы проводились постоянные эксперименты с материалом, чтобы достичь приемлемого результата, ведь кукла должна идеально скользить по полотну.

Еще одна особенность теневого театра – это применение разного света: китайского и русского. Китайские куклы обычно плотно прижаты к экрану и освещаются рассеянным светом. При работе с русскими куклами свет должен быть всегда жесткий и направленный – он дает совершенно четкую картину, на каком бы расстоянии кукла ни находилась.

Русскую теневую куклу мы можем видеть в Московском детском театре теней , где и была доработана окончательная конструкция с коромыслами и креплениями.

Театру теней , расположенному на Измайловском бульваре, в следующем году исполнится 79 лет. Это единственный театр, который работает со всеми видами кукол. При этом происходящее на сцене завораживает не только детей. В середине 70-х их сатирические спектакли были очень популярны среди взрослых. С тех пор репертуар изменился, но подобрать для себя спектакль можно и сейчас.

Например, спектакль “Шерлок. Продолжение” – энциклопедия театра теней и кукол. Там можно увидеть все виды кукольного и теневого театра: перчаточные, тростевые, а также большую ростовую куклу. Но помимо теневых кукол там присутствует и живой план – Шерлока и Ватсона играют два артиста.

На артиста театра теней нигде не учат. Работать приходят артисты, получившие диплом по специальности кукольного театра, а новая профессия приобретается уже на месте.

Обычно новому актеру дают партитуру хвоста. В спектакле куклой управляют сразу несколько артистов. Голову и передние лапы исполняет тот, кто озвучивает персонаж, середину – другой актер, а вот начинающему дают только вилять хвостом. При этом кукла должна работать как единый организм, чтобы никто не догадался, что происходит за экраном.

Иногда в театр приходят и драматические артисты, которые никогда до этого не играли в театре теней. Но и им приходится приобретать новые навыки – нужно четко держать профиль.


Тень человека (испанская) – это третий вид теневого театра, когда артисты находятся за экраном. Во времена инквизиции театр был под запретом, и актеры шли на любые ухищрения, чтобы продолжить выступать перед зрителями. Они стали играть за полотном, где видны были только силуэты.

Обычному зрителю попасть за экран практически невозможно. Еще в Индии туда пускали только мужчин, а женщины смотрели представление, как все зрители сейчас. Но для особо любознательных Театр теней приготовил отдельный спектакль “Где живут тени”. Именно там всем разрешают вскакивать с мест и смотреть, что происходит по ту сторону полотна, и наблюдать за работой артистов. При этом одним из них можете стать и вы – всем желающим можно попробовать управлять куклой, а в конце сделать и свою собственную из бумаги. После чего на все спектакли театра вы уже будете приходить осознанно. Зная, что же такое теневой театр.

Начну я с небольшого экскурса в историю.
Кукольный театр существует очень давно. Древние народы верили, что и на небе, и на земле, и под землей, и даже в воде живут разные боги, дьяволы и священные животные. Чтобы молиться этим богам, люди делали их изображения: больших и маленьких кукол из камня, глины, кости или дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, возили на колесницах или на спинах слонов, а иногда устраивали всякие хитрые приспособления и заставляли кукол, изображавших богов, дьяволов или драконов, поднимать руки или лапы, открывать глаза, кивать головами, скалить зубы. Постепенно такие зрелища все больше и больше становились похожими на театральные представления.

На протяжении тысяч лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды о богах, демонах, оборотнях, джинах, а в средние века в европейских странах куклы изображали сотворение мира, Адама и Еву, чертей и ангелов, играли народные сказки и сатирические сценки, высмеивающие человеческие пороки: глупость, жадность, трусость.
Сейчас кукольные театры ставят народные сказки и пьесы, написанные драматургами. Большинство театров кукол играют для детей, но некоторые ставят представления и для взрослых, любящих кукольный театр не меньше, чем дети.
Кукольные театры первыми приобщают ребят к театральному искусству. Они не только приносят радость понимания искусства театра, но и воспитывают художественный вкус, учат пониманию окружающего мира.
А главные герои театра - это конечно куклы.
На первый взгляд все театральные куклы кажутся одинаковыми, а между тем они различны. Главное отличие - в их устройстве.

Бибабо

Простейшими являются перчаточные куклы, или бибабо. С перчаточными куклами многие из вас знакомы. Это известный Петрушка, различные зайчики, мишки, собачки, то есть все те куклы, которые надеваются на руку, как перчатка, только не на пять пальцев, а на три. Один палец вставляется в голову куклы, еще два - в рукава костюма, то есть в руки куклы.

Тростевые куклы

Тростевые куклы управляются специальными проволочками или палочками-тростями, которые можно маскировать в одежде кукол. Голова куклы насажена на специальный стержень - гапит, к нему к нему прикрепляются плечи и руки. По размеру тростевая кукла больше перчаточной. По своим пропорциям она напоминает человека. Тростевая кукла - самая распространенная в кукольном театре.

Марионетки

Наиболее сложная в изготовлении и управлении кукла - марионетка. Она управляется нитками или тонкими проволочками. В руке актера - вага (подвижный крестообразный держатель). На ней собраны нити, идущие к различным частям тела куклы. Актер попеременно дергает за нити, и кукла оживает.

В нашей стране куклы-марионетки не получили большого распространения. Кукольный театр марионеток работает в Тбилиси, в Ленинграде - театр кукол имени Е. С. Деммени, некоторые театры в своем репертуаре имеют один-два спектакля с куклами-марионетками. В Государственном театре кукол БССР с куклами-марионетками поставлен спектакль «Соловей» по сказке Андерсена.

Механические куклы

В кукольном театре используются также механические куклы. Они управляются с помощью различных механизмов: рычагов, резинок. Так делаются скачущие кони, марширующие солдаты, обезьяны, взбирающиеся на деревья.

Мимирующие куклы

Есть куклы из мягких материалов: трикотина, резины. Пальцы актера находятся в голове куклы, сжимаясь или распрямляясь, они придают лицу куклы различные выражения. Это - мимирующие куклы.

Теневые куклы

Теневая кукла - плоское изображение человека или животного, отбрасывающее тень на экран, который, собственно, и является сценой теневого театра. Театр теней широко распространен во многих странах Азии, где он носит пародийный характер.

Вертепные куклы

Для вертепных кукол существует кукольная техника особого рода - это куклы, закрепленные на штыре, выходящем снизу куклы как ручка - они проводятся по щелям в полу сцены. В вертепном ящике исстари играется только одна пьеса: Рождественская мистерия.



Просмотров