Имена собственные которые стали нарицательными. Полные официальные названия партий и движений

В мире огромное количество самых разнообразных явлений. Для каждого из них в языке существует наименование. Если оно называет целую группу предметов, то такое слово является Когда существует необходимость назвать один предмет из ряда однородных, то в языке для этого есть собственные наименования.

имена существительные

Нарицательными называются такие имена существительные, которые обозначают сразу целый класс предметов, объединённых какими-то общими признаками. Например:

  • Каждый водный поток можно назвать одним словом - река.
  • Любое растение со стволом и ветками - это дерево.
  • Все животные серого цвета, большого размера, с хоботом вместо носа называются слонами.
  • Жираф - всякое животное с длинной шеей, маленькими рожками и высокого роста.

Собственные наименования - имена существительные, выделяющие один предмет из всего класса ему подобных явлений. Например:

  • Собаку зовут Дружок.
  • Кличка моей кошки - Мурка.
  • Эта река - Волга.
  • Самое глубокое озеро - Байкал.

Когда нам известно, что такое собственное наименование, можно выполнить следующее задание.

Практическое задание №1

Какие из существительных являются менами собственными?

Москва; город; Земля; планета; Жучка; собака; Влад; мальчик; радиостанция; «Маяк».

Большая буква в именах собственных

Как видно из первого задания, имена собственные, в отличие от нарицательных, пишутся с большой буквы. Иногда бывает так, что одно и то же слово пишется то с маленькой буквы, то с большой:

  • птица орёл, город Орёл, корабль "Орёл";
  • сильная любовь, девушка Любовь;
  • ранняя весна, лосьон "Весна";
  • приречная ива, ресторан "Ива".

Если знать, что такое собственное наименование, то понять причину этого явления просто: с большой буквы пишут слова, обозначающие единичные предметы, чтобы отделить их от других таких же.

Кавычки при собственных наименованиях

Чтобы знать, как правильно употреблять кавычки в собственных наименованиях, надо усвоить следующее: имена собственные, обозначающие явления в мире, созданные руками человека, обособляются. Знакам обособления в этом случае выступают кавычки:

  • газета «Новый мир»;
  • журнал «Сделай сам»;
  • фабрика «Амта»;
  • гостиница «Астория»;
  • корабль «Стремительный».

Переход слов из нарицательных в собственные и наоборот

Нельзя сказать, что разграничение между разрядами имён собственных и нарицательных незыблемо. Иногда нарицательные имена становятся собственными. О правилах их написания мы говорили выше. Какие можно назвать собственные наименования? Примеры перехода из разряда нарицательных существительных:

  • крем «Весна»;
  • духи «Жасмин»;
  • кинотеатр «Заря»;
  • журнал «Работница».

Имена собственные также легко становятся обобщёнными названиями однородных явлений. Ниже представлены собственные наименования, которые уже можно назвать нарицательными:

  • Эти уж мне молодые донжуаны!
  • Метим в Ньютоны, а сами формул не знаем;
  • Все вы Пушкины, пока диктант не пишете.

Практическое задание № 2

В каких предложениях присутствуют собственные имена существительные?

1. Мы решили встретиться у «Океана».

2. Летом я купалась в настоящем океане.

3. Антон решил подарить своей любимой духи «Роза».

4. Розу срезали утром.

5. Все мы Сократы у себя на кухне.

6. Эта мысль впервые выдвинул Сократ.

Классификация имён собственных

Казалось бы, легко усвоить, что такое собственное наименование, но нужно всё же повторить главное - имена собственные присваиваются одному предмету из целого ряда. Целесообразно классифицировать такие ряды явлений:

Ряд явлений

Собственные наименования, примеры

Имена людей, фамилии, отчества

Иван, Ваня, Илюшка, Татьяна, Танечка, Танюха, Иванов, Лысенко, Белых Геннадий Иванович, Александр Невский.

Клички животных

Бобик, Мурка, Зорька, Ряба, Карюха, Серая шейка.

Географические названия

Лена, Саяны, Байкал, Азовское, Чёрное, Новосибирск.

Названия предметов, созданных руками человека

«Красный октябрь», «Рот-фронт», «Аврора», «Здоровье», «Кис-кис», «Шанель№6», «Калашников».

Имена людей, фамилии, отчества, клички животных являются одушевлёнными существительными, а географические названия и обозначения всего, созданного человеком, - неодушевлёнными. Так характеризуются собственные наименования с точки зрения категории одушевленности.

Собственные наименования во множественном числе

Необходимо остановиться на одном моменте, который обусловлен семантикой изучаемых Особенности собственных наименований в том, что они редко употребляются во множественном числе. Можно использовать их для обозначения нескольких предметов, если те имеют одно и то же собственное имя:

Фамилия может быть использована во множ. числе в двух случаях. Во-первых, если обозначает семью, людей, состоящих в родственной связи:

  • У Ивановых было принято собираться к ужину всей семьёй.
  • Супруги Каренины жили в Петербурге.
  • Династия Журбиных имела на всех столетний стаж работы на металлургическом заводе.

Во-вторых, если называют однофамильцев:

  • В реестре можно найти сотни Ивановых.
  • Они мои полные тёзки: Григорьевы Александры.

- несогласованные определения

Одно из заданий ЕГЭ по русскому языку требует знания о том, что такое собственное наименование. От выпускников требуется установить соответствия между предложениями и допущенными в них Одна из таких - нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. Дело в том, что собственное наименование, являющееся несогласованным приложением, не изменяется по падежам при главном слове. Примеры таких предложений с грамматическими ошибками приведены ниже:

  • Лермонтов не был в восторге от своей поэмы «Демона» (поэмы «Демон»).
  • Достоевский описал духовный кризис своего времени в романе «Братьях Карамазовых» (в романе «Братья Карамазовы»).
  • О кинофильме «Тарасе Бульбе» говорят и пишут очень многое (О кинофильме «Тарас Бульба»).

Если же имя собственное выступает в роли дополнения, то есть в отсутствии определяемого слова, то оно может изменять свою форму:

  • Лермонтов не был в восторге от своего «Демона».
  • Достоевский описал духовный кризис своего времени в «Братьях Карамазовых».
  • О «Тарасе Бульбе» говорят и пишут очень многое.

Практическое задание № 3

В каких предложениях есть ошибки?

1. Мы подолгу стояли у картины «Бурлаков на Волге».

2. В «Герое своего времени» Лермонтов стремился раскрыть проблемы своей эпохи.

3. В «Журнале Печорина» раскрываются пороки светского человека.

4). В повести «Максим Максимыч» раскрывается образ прекрасного человека.

5. В своей опере «Снегурочке» Римский-Корсаков воспел любовь как самый высший идеал человечества.

Таким образом, способность имен собственных превращаться в нарицательные – способность «историческая». Впрочем, «историчность» такого перехода весьма относительна, ибо история совершается порой на наших глазах. Популярность имени молниеносно делает его символичным. Бывает, что и Яшин мячи пропускает; Чего идешь, как Олег Попов на арене цирка, – такие украинские поговорки записала фразеолог из Киева Л. Г. Скрипник. Русские футболист и клоун стали некогда частью украинской фразеологической истории.

Еще молниеноснее превращают имя собственное в нарицательное писатели-пародисты. Вот, например, пародия Б. Кежуна, в которой на читателя обрушивается поток новых русских глаголов:

Ты можешь так или совсем иначе

Свои стихотворения копать -

Мартынить, евтушенить, пастерначить,

Молчанить, рудерманить, слуцковать!

Я все, мой сын, могу тебе позволить!

Ты можешь, если кратко говорить,

Рылеить, безыменить, антоколить,

Хелемить, винокурить, инберить!..

«Мой буланый Пегас»

Любители поэзии легко узнают в этих глаголах имена советских поэтов. Новые слова, рожденные шуткой, нам понятны именно потому, что принцип перехода имени собственного в нарицательное здесь тот же: прежде чем образовать от фамилий глаголы, поэт сделал их обобщенным символом поэтического почерка, манеры писать стихи, пристрастия к определенным темам. История имени нарицательного здесь намного короче, чем та, которая обычно происходит в языке, но все же это история.

Проходя по кругу имя нарицательное имя собственное имя нарицательное и т. д., существительные вступают в различные связи с другими словами. Чем устойчивее эти связи, тем ближе сочетание к образному обороту.

Это можно рассмотреть на примере всем знакомым с детства Кощея Бессмертного и Бабы Яги. Кощей живет в своем подземном царстве, во дворце, выстроенном из «карбункула-камня», и не боится смерти. Не случайно постоянным его эпитетом является слово бессмертный: ведь душа его запрятана в утином яйце, добыть которое может лишь сказочный богатырь. Скупость Кощея вошла в поговорку так же, как и его бессмертие: Михаил Зотыч был скуп, как Кощей, - пишет Мамин-Сибиряк, - и держал солдата впроголодь («Хлеб»). Это имя в составе фразеологизма может символизировать, таким образом, сразу два отрицательных качества. Третьей характеристикой Кощея, не отраженной во фразеологии, является его худоба: Называют они своего хозяина кощеем за его худобу, сутулость и неуживчивость (Ф. Гладков. Клятва). Для Ф. Гладкова кощей, как видим, уже не имя собственное, а имя нарицательное.

Худоба и сутулость кажутся нам самыми естественными чертами Кощея: ведь его имя так похоже на слова кость, костлявый и т. п. На эту связь указывают и все русские этимологические словари. Выходит, первичное значение этого имени "костлявый старик".

Несколько своеобразно связывал имя Кощея с костью этнограф Л. В. Лошевский, видевший в этом имени целый комплекс мифических символов. «Роль похитителей или пленителей солнца в наших сказках, - писал он, - играют тучи, олицетворенные в виде Кощея; как тучи затемняют солнце и таким образом, как бы похищают его, так Кощей уносит в свои владения красную девицу - солнце и разлучает ее с возлюбленным - землей, с которым она вступила в плодотворный союз. Основываясь уже и на том, что самое имя Кощей должно происходить от слова кость, откуда производится глагол костенеть, т. е. замерзать, сделать твердым, как кость... следует принять, что Кощей - похититель красной девицы-солнца олицетворяет собою зимние тучи, которые в это время года, как бы окопанные холодом, не дают дождей и заслоняют собой солнце, вследствие чего цепенеет и самая земля в тоске от разлуки со своей возлюбленной...»

И такое «поэтическое» и прозаическое сопоставление Кощея или Кощея с костью вызывает сомнение. Кажется странным, что в имени такого неприятного существа не заложено отрицательной характеристики; ведь древние имена обычно были «говорящими».

Уже это сомнение заставляет вернуться к нетрадиционной этимологии имени Кощея , предложенной академиком А. А. Соболевским, связывающим его с глаголом костить "бранить" (ср. костерить ). Характерно, что именно это сопоставление помогает объединить два русских слова - кощей и кощун . Последнее имеет значение "насмешник, ругатель" и образует другие слова: кощунство , кощунствовать и т. п. Этимолога разъединяют эти два слова, связывая лишь кощун с костить "ругать". Значение слов костить и кастить в славянских языках и диалектах, однако, более широкое: они означают, как показал академик В. В. Виноградов, не только "хулить, поносить", но и "портить, наносить вред". Ср. польское kazic "портить", чешское kazit с тем же значением, русское проказа и др. Это значение еще сохранилось и в литературном языке: слово пакость - "причиненный кому-либо умышленный вред". Связь с этим древним корнем лучше проясняет внутреннюю сущность Кощея, чем сопоставление с костью: ведь во всех сказках этот старый скряга только и делает, что «костит» - творит пакости положительным героям. Бабу Ягу роднит с Кощеем не только народный эпитет «костяная нога», который вызывает прямую ассоциацию со смертью. Характер этой безобразной старухи, любящей ночные прогулки в ступе и заметающей свои следы помелом, под стать характеру пакостника Кощея. Баба Яга , Яга Бура , Яга Бова , Ога Бова , Ягая баба - так называют ее жители русских деревень. Имя это общеславянское: словаки называют свою Бабу Ягу Яга-баба и Лежи-баба , чехи - Ежи-баба и Езинка , поляки - Ендза , Ендзина . Корень этого имени означает "злой, мерзкий. Он известен не только славянским языкам, но и латышскому, литовскому, готскому, древнеиндийскому... Вот как древен корень зла, веками хранимого в этом имени, и как созвучен он внутреннему смыслу слова Кощей.

Имя собственное, входя во фразеологический оборот, делает решительный шаг в сторону имени нарицательного. Конкретные, индивидуальные черты имени отступают на задний план. Оно приобретает способность обобщать.

Имя татарского хана Мамая известно каждому русскому. Разгромом его орды войсками Дмитрия Донского в 1380 г. кончилось на Руси татаро-монгольское иго. Однако, употребляя выражение Мамай воевал , беломорская сказительница Таисия Ивановна Махилева явно не имеет в виду это историческое событие: В избу зашла, дак батюшки, там Мамай воевал: всякого места накладена - квашня и бук, и все вдруг. Здесь оно значит "большой беспорядок". В таком же значении употребляет устойчивое сравнение с этим именем одна из героинь пьесы Горького «Дети солнца»: Как Мамай прошел по дому..., нате-ка, поглядите. Разбросано все, растворено... Близко к нарицательному имя Мамай и в русской пословице И Мамай правды не съел .

Если попытаться обобщить тот комплекс нарицательных ассоциаций, который вызывает имя Мамая в этих фразеологизмах, то получится нечто вроде "грубый и нахрапистый человек, чинящий беспорядок". Любопытно, что это «русское» значение весьма близко к его татарской нарицательной трактовке: слово мамай в тюркских языках значит "чудовище, которым пугают детей".

Не менее «лестную» характеристику получил другой татарский «герой» русского фольклора - Калин-царь. Былинные сказители постоянно прибавляют к его имени серию нелестных эпитетов:

Подымался вор-собака да злодей Калин-царь

Да на наш на хорош да на столпе Киев-град

Он по три года, собака, да по три месяца,

Не доехал он до города до Киева.

Это начало былины «Камское побоище». Ни в одной из былин вы не встретите этого имени без эпитета собака. Поэтому можно говорить об устойчивом фольклорном штампе - собака Калин-царь. Если же расшифровать татарское имя, то это тройное прозвище станет еще обиднее: ведь в тюркских языках слово калин означает "жирный, толстый, глупый"... Ну и царь - жирная и глупая собака!

А не расшифровать ли нам заодно и нарицательное существительное царь, раз уж мы взялись за древних правителей? Теперь вы уже не удивитесь, узнав, что на поверку оно оказалось собственным именем.

«Ну уж если это имя, то наверняка какого-нибудь русского царя», - скажете вы. Ведь даже французы, англичане и немцы заимствовали это слово из нашего языка: tsar, tsar, Zar. Да и само понятие "царь" как-то трудно оторвать от царской России.

Тем не менее за именной основой этого слова придется отправляться в Римскую империю. Слово царь связано с именем Гая Юлия Цезаря (100-44 гг. до н. э.) - могущественнейшего полководца и диктатора Древнего Рима. Ему принадлежат и многие крылатые слова, передаваемые из одного языка в другой. Это он воскликнул «Жребий брошен!» при переходе реки Рубикон, что послужило началом гражданской войны, завершившейся провозглашением диктатуры Цезаря. Не случайно выражения Жребий брошен и Рубикон перейден до сих пор означают, что окончательное решение принято, пути назад нет. Юлий Цезарь - автор афоризма Пришел, увидел, победил. Эти слова, по рассказам историков, были написаны на доске, которую несли во время триумфального возвращения диктатора в Рим после победы над понтийским царем Фарнаком. Лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе - изречение, также принадлежащее Цезарю.

Цезарь жаждал славы, и он ее получил. Но вряд ли подозревал он, что его славное имя, превратившись в символ царского могущества, будет так исковеркано в языках варваров. Первоначально оно звучало как «кэсар» (Caesar). В церковно-славянском афоризме Воздадите кесарево кесарю, а Божие Богу мы найдем слово, близкое к этой латинской первооснове. Уже здесь слово кесарь употреблено как нарицательное: эта евангельская фраза - ответ Иисуса посланникам фарисеев, которые спрашивали его, следует ли платить налоги кесарю, т. с. римскому императору.

Века и закономерности языков, в которые попадало имя Цезаря, меняли его, придавая национальное звучание: немецкое кайзер и чешское цисарж, верхнелужицкое кейжор и турецкое часар "австрийский император", латышское къейцар и венгерское цасар. Русское царь - одна из таких фонетических метаморфоз. Церковно-славянское кесарь превратилось в древнерусское цьсарь и далее - в царь.

Форма слона менялась, по нарицательный смысл имени римского диктатора оставался таким же, как и две тысячи лет назад-Подобные истории происходили и с именами других древних властителей. Так, имя легендарного правителя острова Крит Миноса стало титулом критомикенских царей - миносов, а имя Карла Великого (латинского Carolus), короля Франкской империи и римского императора, стало синонимом слова царь у славян: русское король, чешское kral, польское krol.


Похожая информация.


Слова любого языка неоднородны, неоднородны и именуемые ими объекты. Специфика предмета накладывает отпечаток на характер используемого для его обозначения имени нарицательного и собственного. Имена разных типов, служащие обозначениями для разнообразных предметов, образуют широкую шкалу незаметно переходящих друг в друга образцов. При всей схожести смежных лексических групп одно характерное деление может быть прослежено достаточно отчетливо - деление на имена нарицательные и собственные.

Нарицательное имя соотносит именуемый предмет или группу предметов с классом, имеет основную коннотацию (связь с понятием) и может иметь добавочные коннотации. Именуемый нарицательным именем объект неопределен и неограничен.

Собственное имя связывается не с классом, а с индивидуальным предметом (который может состоять из некоторого множества частей, но все они в целом воспринимаются как единство) или даже с несколькими одноименными объектами, каждый из которых воспринимается индивидуально. Собственное имя не связано с понятием (не имеет основной коннотации), но может иметь побочные дополнительные коннотации), но может иметь побочные дополнительные коннотации (в которых именуемый объект достаточно хорошо известен). Если какая-либо из побочных коннотаций перерастает в главную, имя собственное превращается в нарицательное. Объект, именуемый собственным именем, всегда определен и конкретен .

Если конкретность именуемого объекта становится неочевидной, наблюдается тенденция перехода собственного имени в карму.

Собственные имена - неисчерпаемый резерв для терминов и номенклатурных слов, так как с их помощью достигается конкретизация и уточнение более общих понятий и положений: теорема Пифагора, закон Ньютона, таблетки по Бехтереву, лондонские капли, венское питье, бертолетова соль, евстахиева труба и т.п.

Хотя все перечисленные случаи служат для определения разновидностей научных закономерностей; соединений различных веществ, в I группе примеров соотнесенность с личностью исследователя или изобретателя несравненно сильнее, о чем свидетельствует и прописная буква. В последующих группах эта отнесенность значительно слабее. Минимальная отнесенность наблюдается в случаях типа кулон, ампер, вольт, ньютон, ангстрен, когда имя исследователя и термин превращаются в омонимы, разошедшиеся по разным полям, когда лицам, употребляющим один омоним, второй может быть неизвестен.

Возможность универбизации: таблетки по Бехтереву - бехтеревка, бертолетова соль - бертолетка способствует отрыву номенклатурного слова (или термина) от имени-эпонима.

Возможен полный переход собственных имен в нарицательные: ампер - единица силы тока, бойкот - метод борьбы, когда оминимическое существительное полностью отрывается от породившего его собственного (Ампер, Бойкот) и становится его омонимом, - и ситуативный переход: Он современный Шекспир. Здесь собственное имя привлекается в порядке сравнения.

Поскольку глаголы, прилагательные и наречия всегда понятийны, образование этих частей речи от имен собственных свидетельствует о полной апеллятивации именных основ. Такие слова как толстолствовать, маяковить, есенинский, тургеневский, по-гоголевски. Содержат некоторый комплекс энциклопедических сведений, связанных с образом жизни или творческой манерой той личности, от имени которой образованы слова, потому что только после того, как те или иные типичные свойства будут абстрагированы, они могут образовать понятия.

Коннотация, создание образа и потенции перехода в нарицательные возникают у собственных имен в тех случаях, когда:

Денотат имени приобретает достаточную известность у всех членов в опрашиваемом языковом коллективе, получивших некоторый общий минимум воспитания и образования;

Имя перестает связываться с одним сколько-нибудь определенным денотатом и делается типичным для многих похожих друг на друга людей, поселений, рек и т.п. Типичность проявляется как в лексическом содержании омонимических основ, так и в моделях имен: у Чехова: Анны, Навры, Пелани воспринимаются как русские крестьянки; Фрицы, Гансы - коннотировались во время ВОВ как немецкие солдаты; Мими, Зизи - типичные имена русских дворянок в дореволюционное время.

При переходе собственного имени в нарицательное оно наполняется новым значением, которое теперь соотносится с типичной деятельностью именуемого, с типичной продукцией, изготовленной данным лицом в данной местности.

При переходе происходит расширение области применения: меценат «щедрый покровитель искусств». Объем применения расширяется до чрезвычайности в случаях перенесения имен лиц на названия некоторых животных, птиц, растений: мартын (птица), иван-да-марья (цветок).

Ситуативный переход может не приводить к созданию общего ясного понятия. В то же время при любом переходе имени собственного в нарицательное теряется определенность объекта, им становится не конкретный индивид, а некоторое множество объектов, выделяемых и объединенных по тем или иным общим свойствам.

Потенциально переход в нарицательные свойственен всем именам с широкой известностью: «Ведь они-то, новоселы, обычно и отдуваются за грехи сладкоречивых фаустов из некоторых строительных организаций и робких гретхен из архитектурно-контрольных органов».

Строчная буква в именах фаустов и гретхен свидетельствует об отношении к ним как к вполне нарицательным именам.

Названия городов и других географических объектов, превращаясь в нарицательные, обычно обретают самое общее значение: «большой город», «провинциальный город», «большая река» и т.д.

«По скату экватора/ Из Чикаг/ сквозь Тамбовы/ катятся рубли (Маяковский В.В. «Человек»).

Основное для имени собственного - это индивидуальность акта номинации и закрепленность имени за объектом, что не исключает возможности называть разные объекты одинаковыми именами (две реки Оки: в Европейской части России в Сибири, а с другой стороны - именовать одинаковые объекты по-разному (близнецы зовутся разными именами, несмотря на то, что похожи друг на друга; построенные по одному типу поселки, кафе, театры получают разные названия). Это в свою очередь допускает употребление собственных имен во множественном числе, когда реальных носителей имени больше, чем один (в нашей группе 5 Юль).

Теоретик ономастики Гардинер относит употребленные во множественном числе фамилии и родовые династические имена к нарицательным, и считает их фактом речи, а не языка. Нарицательными для него оказываются Джоны, Марии. «Хотя Романовы во множественном числе привычнее, чем в единственном», он и этот случай относит к common proper names - нарицательным собственным именам.

Л.В. Щерба писал следующее: «Имена собственные, как правило, не употребляются во множественном числе. Ивановы, Крестовские и т.д. являются названиями родов и представляют из себя своего рода pluralia tantum».

Именования семейств - это особая категория групповых антропонимов, служащая для обозначения мельчайших социальных ячеек, из которых складывается человеческое общество. Именно социальная направленность этих наименований приводит к тому, что, обращаясь в нарицательные, они становятся обозначениями определенных слоев общества; «Дело Артамоновых», «Дни Турбиных», где Артамоновы, Турбины обозначают общественно-собирательное: «русское купечество», «русское дореволюционное офицерство».

В языке происходит постоянный обмен, почти взаимодействие между именами нарицательными и собственными. Это способствует обогащению словарного состава языка. Н.В. Юшманов наметил несколько линий, по которым развиваются нарицательные значения имен собственных:

а) лицо - лицо: геркулес в значении «силач»

б) лицо - вещь: макинтош в значении «плащ»

в) место - вещь: бордо в значении «вино»

г) лицо - действие: бойкот в значении «прекращение отношений»

д) местность - действие: панаша в значении «обман»

е) лицо - единица измерения: ампер, кулон, ангстрем

ж) местность - место: камчатка в значении «отдаленное место»

з) лицо - место: пенаты в значении «родной дом».

Немецкое мужское имя;

Презрительное название солдата фашистской армии. Когда подойдут наши войска, гансу непоздоровится.

Имя французского короля (династия Бурбонов)

Грубый человек. Он оказался сущим Бурбоном.

Курорт (собст.) - Приезжайте в Боржоми!

Целебная вода. «Боржоми» исцелит вас от многих болезней.

Название города. Вы бывали в Берлине?

Крытая коляска. Экипаж берлина состоял из шести человек.

Имя изобретателя Баббита.

Металлический сплав слова с мелью.

Река. Амуру грозит загрязнение.

Рыба семейства карповых, водящаяся в Амуре. Жареный амур понравится любому гурману.

Имя изобретателя.

Бритва особого устройства (по имени изобретателя). «Жилет» - лучше для мужчины нет!

Л.В. Леваева

ПРОЦЕСС ПЕРЕХОДА ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В ИМЕНА НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ L. V. Levayeva

TRANSITION OF PROPER NAMES INTO COMMON ONES

Ключевые слова: имена собственные, имена нарицательные, ономастический материал, дифференциальные признаки, ситуативные окказиональные имена нарицательные, метафорический перенос, метонимическое переосмысление, апеллятивное содержание.

Key words: proper names, common names, onamastic resources, differential features, situational occasionalisms, metaphoric transfer, metonymic transfer, appellative content.

Аннотация

В статье рассматривается процесс перехода имен собственных в имена нарицательные. Автор указывает на то, что изучение связей и различий между именами собственными и нарицательными является важным моментом в раскрытии природы имени собственного.

The article treats transition of proper names into common ones. The emphasis is made on the fact that study of connections as well as differences between proper and common names is of great importance in revealing the nature of the proper name.

Имена собственные и нарицательные образуют, как известно, универсальную оппозицию в системе имен существительных любого языка.

Нарицательные имена - имена существительные, обозначающие название (общее имя) целого класса предметов и явления, обладающих определённым общим набором признаков, и называющие предметы или явления по их принадлежности к такому классу.

Собственные имена - имена существительные, обозначающие слово или словосочетание, предназначенное для называния конкретного, вполне определённого предмета или явления, выделяющее этот предмет или явление из ряда однотипных предметов или явлений.

Имена собственные относятся к тем языковым средствам, которые дают возможность в чрезвычайно лаконичной форме передать большое смысловое и эмоциональное содержание. Свойство имен собственных вызывать цепи связанных с ними признаков, представлений, ассоциаций обусловлено особенностями лингвистической природы имен собственных.

Исследования ономастического материала показывают, что имена собственные обладают по сравнению с именами нарицательными своеобразной структурой значения. Дифференциальные признаки значения имен собственных следующие:

1. В области содержания денотативного значения имена собственные "коннотируют" наибольшее количество признаков, их значение будет более специальным, чем значение имен нарицательных. Причем число признаков растет по мере роста нашего знания о субъекте, носящем данное имя.

2. Объем денотативного значения, напротив, у имен собственных всегда меньше, чем у имен нарицательных, - реально он равен единице или стремится к ней. В целом содержание и объем денотативных значений имен собственных и имен нарицательных

находятся в обратных отношениях, и в этом - объективное различие их функционирования в языке и речи.

Граница между именами нарицательными и собственными не всегда может быть проведена совершенно четко, так как нередко происходит переход слов из одной группы в другую.

Имена собственные способны выполнять обобщающую роль в речи, когда они употребляются в функции имен нарицательных.

Свойство приобретать обобщённый смысл в первую очередь присуще именам собственным, соотносимым с известными денотатами. Оно основано на чётких и прочных связях между именем и известным лицом и, соответственно, всеми постоянными ассоциациями, вызываемыми отличительными признаками этого лица. Устойчивость ассоциаций, связанных с неким лицом, позволяет переносить его имя для обозначения людей, обладающих чертами, сходными с первоначальным носителем данного имени. Например: донкихот, донжуан.

Рассмотрим процесс перехода имен собственных в имена нарицательные. Имя собственное становится нарицательным, если им обозначается целый класс однородных явлений (например, именами ученых, открывших тот или иной закон, названы единицы измерения: ампер, ом, вольт, рентген). Если с именем собственным (обычно с именем литературного героя, иногда с именем исторического деятеля) связываются какие-то типические черты, свойственные целому кругу лиц, такое имя собственное употребляется как экспрессивное название носителя этих характерных черт. Некоторые из таких имен окончательно перешли в разряд нарицательных: меценат - богатый покровитель искусства, ментор - наставник и т.п.

Сближение имени собственного с именем нарицательным идёт по линии включения в его содержательную структуру характеристик, основанных на наиболее устойчивых и ярких ассоциативных связях имени. Например: «Мы все глядим в Наполеоны».

Инстанцией обобщенного употребления имени собственного является полный переход имени собственного в нарицательное и образование омонима исходного имени. При этом имена собственные проходят несколько стадий изменений. «Переходным мостиком» между именем собственным и именем нарицательным служат ситуативные окказиональные имена нарицательные, появившиеся в стилистических целях. Например, в группу переходных имен попадают антропонимы, используемые в качестве аллюзий.

Употребление аллюзивного антропонима обычно представляет собой метафорический перенос имени знаменитого персонажа, героя, исторического лица на другие лица на основании общности их сигнификативной специфики. Метафорическому переносу, происходящему уже в тексте самого художественного произведения, предшествует социально - культурная процедура метонимического переосмысления имени собственного в контексте сущностных признаков лица, для обозначения которого служит данное имя собственное.

Однако и метафорическое и предварительное метонимическое переосмысление имени собственного, определяющее его образное употребление, не превращают окончательно имя собственное в имя нарицательное. Причины, препятствующие узуальному переходу, заключаются в чётком осознании единства имени известного лица с представлением о нём. Таким образом, в большинстве случаев имена собственные оставляют за собой назывной характер. Несмотря на развивающуюся предметно -логическую связь между двумя сопоставляемыми лицами или событиями, смысл этой связи определяется контекстом.

Данное положение можно проиллюстрировать следующим примером: разговор, где герой не может доказать правоту своего тезиса, заканчивается предложением: “I’m not equal to Thomas Aquinas and the fifty five reasons he has made to prop it” (J. Joyce, “Ulysses”)

В предложении используется аллюзия на философа Фому Аквинского. Переосмысление этого имени проходит в два этапа. Первый имеет место в контексте сущностных характеристик самого имени. Из всего комплекса связанных с именем ассоциаций выбирается свойственное этому философу умение побеждать в споре. Таким образом, создаются устойчивые метонимические отношения типа «человек - его характеристика». Выделяемая характеристика, в свою очередь, служит основанием для проведения аналогии между двумя сближаемыми лицами в конкретном контексте. Этот признак составляет семантическое содержание имени собственного в данном контексте, практически трансформируя имя собственное в предикативную характеристику. Однако наполнение имени собственного апеллятивным содержанием не приводит к переходу его в нарицательное, поскольку упоминаемое лицо обладает рядом иных, не менее известных характеристик. Это имя функционально неопределенно, т.е. не имеет явно выраженного нарицательного значения, отличаемого от единичного значения исходного имени собственного.

Для превращения обобщенного употребления имени собственного в устойчивое необходимо частое и целенаправленное использование имени собственного в одной и той же стилистической функции, полное абстрагирование его значения от представлений о лице, которое этим именем обозначается.

Так, в следующем отрывке представляется пример употребления в качестве аллюзий имен, представляющих крайний случай постепенного перехода имени собственного в имя нарицательное:

“All right!” he said angrily. “Women like to fancy themselves Napoleons! Yet, there’s a Waterloo in all their histories.” (D. H. Lawrence “The White Peacock”)

Имя Наполеон в данном примере реализует обобщённое нарицательное значение, основанное на абсолютизации ведущей характеристики исторического лица: выдающийся полководец, стратег. Формальным признаком в имени нарицательном служит употребление имени собственного в форме множественного числа.

Сигналами перехода имен собственных в класс имен нарицательных могут служить артикли или категория числа.

Функция артиклей заключается в ограничении объема понятия, содержащегося в слове. Неопределенный артикль указывает на родовую принадлежность, т.е. нестрогое соответствие двух референтов. Определенный же артикль, напротив, приравнивает два референта, как обладающие идентичным набором признаков, устанавливая тем самым их строгое соответствие друг другу. Неопределенный артикль указывает на общность рода; определенный артикль - на общность вида. Проследим на примере влияние неопределенного артикля на семантику имени собственного:

"I don"t pretend to be a great painter," he said. "I"m not a Michael Angelo, no, but I have something".

Герой романа У.С. Моэма Дёрк Стрёв, будучи художником и человеком широкой эрудиции в области искусства, обладал редким даром - умением отличить истинно талантливую картину от заурядной. Однако когда речь шла о его собственных картинах, он не мог разглядеть их вульгарности и отсутствия какой-либо художественной ценности. Хотя Дёрк и не преувеличивал своей значимости в мире искусства, он считал себя в некотором смысле оригинальным. Высказывание "I"m not a Michael Angelo" может трактоваться как "я не великий художник", где имя собственное "a Michael Angelo", модифицированное неопределенным артиклем, указывает на наивысший уровень обобщения образа великого деятеля эпохи Ренессанса, а именно, его величие и выдающийся талант.

Во всех языках с течением времени под влиянием определённых условий имена собственные выступали и выступают в функции имен нарицательных или полностью превращались и превращаются в таковые. Подобное явление возможно, так как в жизни языка все время происходит подобный обмен. Таким образом, мы можем сделать вывод о

том, что граница между именами собственными и нарицательными непостоянна и подвижна. Имена собственные часто используются для обобщённого обозначения однородных предметов и становятся при этом нарицательными.

Библиографический список

1. Виноградов В.В. Русский язык - М., 1947. - С. 18.

2. Дронова Е.М. Семантические характеристики аллюзивных имен собственных. -Язык, коммуникация и социальная среда, Воронеж, 2006 № 4, С.184-189

3. Суперанская А.В. Общая теория имени собственного. - М.: Наука, 2007. С. 7-36.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Имена, ставшие словами переход имён собственных в нарицательные Работа выполнена ученицей 6 класса «Б» Константиновой Софией http://ku4mina.ucoz.ru/

2 слайд

Описание слайда:

Актуальность моей работы: узнавая этимологию имён, мы глубже изучаем историю и культуру нашего народа и народов других стран. Новизна работы: исследование перехода собственных имён существительных в нарицательные в кулинарии, в одежде и некоторых других областях. Цель работы: исследование путей перехода собственных имён существительных в разряд нарицательных. Предмет исследования: собственные и нарицательные существительные http://ku4mina.ucoz.ru/

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Мы не часто задумываемся о том, как слова, которые мы используем, возникли, и как их значение могло измениться со временем. Между тем слова - это вполне себе живые существа. Новые слова появляются буквально каждый день. Одни не задерживаются в языке, а другие остаются. У слов, как и у людей, есть своя история, своя судьба. Слово может рассказать нам о своей национальности, о своих родителях, о своём происхождении. Изучением истории происхождения слов занимается интереснейшая наука - этимология (от греч. «etymon» - истинное значение слова и «logos» - учение) . А вот изучением имён собственных занимается уже другая наука – ономастика (от греч. «ὀνομαστική» - искусство давать имена] . http://ku4mina.ucoz.ru/

5 слайд

Описание слайда:

В своей работе я расскажу вам о судьбе некоторых собственных существительных, которые в силу ряда причин стали нарицательными. А точнее, я расскажу вам о нескольких удивительных эпонимах (греч. «дающий имя»). Итак, начнём.. http://ku4mina.ucoz.ru/

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

САЛАТ «ОЛИВЬЕ» Это популярный в России салат, считающийся праздничным и традиционно новогодним. Своё название этот салат получил в честь своего создателя, француза шеф-повара Люсьена Оливье, державшего в начале 60-х годов 19 века ресторан парижской кухни «Эрмитаж» на Трубной площади почти в центре Москвы. Главной достопримечательностью кухни этого ресторана как раз и был изобретённый хозяином салат необычайно тонкого вкуса, который так и называли - «Салат Оливье», способ приготовления которого он держал в тайне. Многие повара пытались приготовить этот салат, но ни у кого блюдо не получалось. Прошли годы, повар-француз Оливье давно умер, а его имя по-прежнему живёт. Правда, сейчас мы пишем название салата с маленькой буквы. http://ku4mina.ucoz.ru/

8 слайд

Описание слайда:

ШАРЛОТКА Откуда появилось это название, сейчас сказать трудно. Существует несколько версий. По одной – название «шарлотка» произошло от испорченного французами староанглийского слова charlyt, что означает «блюдо со сладким кремом». Наверное, так оно было названо потому, что в его основе лежит крем наподобие того, который используется в крем-брюле, только с фруктовыми добавками. Согласно второй, этот рецепт был предложен королевой Шарлоттой, женой короля Великобритании Георга III. Третья версия – самая романическая. Она рассказывает о любви одного повара к бедной девушке Шарлотте. В её честь он и назвал так это кушанье. Но наиболее вероятна вторая версия, что название этого блюда дано в честь королевы Шарлотты, которая была большой любительницей яблок. http://ku4mina.ucoz.ru/

9 слайд

Описание слайда:

ПЛОМБИР Название этого сорта всеми любимого мороженого, существовавшего ещё в эпоху Наполеона III, имеет «географические» корни: оно произошло от названия французского города Пломбьер-ле-Бьен. ГЕРКУЛЕС Геркулесом у нас называют овсяную крупу. Почему именно овсянку? Ответ прост. Издавна, к овсу в России сложилось отношение, как к пище, дающей много силы, так как он служил основным кормом для лошадей, которые были главным средством передвижения. Поэтому каша, сваренная из овса, считалась источником силы также и для людей. Название для каши «Геркулес» возникло в Советскую эпоху по сходству с именем древнегреческого героя Геракла (в Риме – Геркулеса). Он тоже был силачом, сильным и здоровым человеком. http://ku4mina.ucoz.ru/

10 слайд

Описание слайда:

БЕФСТРОГАНОВ В названии этого блюда «ужились» два слова. Первое – английское beef (говядина). Вторая же часть является известной русской фамилией – Строганов. Буквально получается говядина по-строгановски. Дело в том, что шеф-повар, который изобрёл данный рецепт, работал у русского дипломата, графа П.А.Строганова, представителя одного из самых великих и благородных семейств России. Легенда гласит, что у графа недоставало зубов и ему очень сложно было пережёвывать мясо. Тогда повар, чтобы облегчить господину приём пищи, порезал мясо на мелкие кусочки. Рецепт этого блюда повар впоследствии представил на кулинарном конкурсе в 1890 г. в Санкт-Петербурге и завоевал призовое место. С тех пор и пошла слава мяса по-строгановски или бефстроганов. http://ku4mina.ucoz.ru/

11 слайд

Описание слайда:

СЭНДВИЧ Слово «сэндвич» впервые прозвучало в 1762 г. в одном английском кафе: два джентльмена обсуждали свой недавний ужин в мужском клубе, где им и подали эту незатейливую холодную закуску с мясом. Почему именно «сэндвич»? Кому обязано блюдо таким названием? Популярный сейчас бутерброд был придуман Джоном Монтегю, четвёртым графом Сэндвич, министром иностранных дел Великобритании и большим любителем карточных игр. Однажды, играя в бридж, Сэндвич почувствовал, что хочет есть, но прерывать партию из-за голода он совсем не хотел. Граф подозвал слугу и велел принести немного холодной говядины и хлеба, а затем положил говядину между двумя кусками хлеба (чтобы не пачкать жиром руки). Его друзьям-игрокам очень понравился такой способ еды без отрыва от игры, и они тоже заказали хлеб «по-сэндвичски». http://ku4mina.ucoz.ru/

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

ТАТЬЯНКА И по сей день юбка-татьянка не теряет своей популярности. Но откуда произошло название "татьянка", вряд ли кому известно. Возможно, что когда-то очень давно эту модель разработала женщина по имени Татьяна, которая и внесла в мир моды новое направление, на протяжении многих веков не сходящее с модных пьедесталов. Такие юбки носили и придворные дамы, и простые крестьянки. Ещё в пушкинские годы все модницы блистали на балах в шикарных нарядах, юбки которых были сильно собраны на поясе. Для того чтобы они казались ещё пышней, под них придворные красавицы одевали сразу несколько таких же юбок. Все юбки имели пышные оборки, с помощью которых наряд приобретал форму колокола. http://ku4mina.ucoz.ru/

14 слайд

Описание слайда:

ПАНТАЛОНЫ Сегодня панталонами называют длинные мужские штаны (в прежнее время они, кстати, всегда были белыми) или, напротив, изящные женские нижние штанишки. Если поинтересоваться, откуда слово пришло в русский язык, мы непременно узнаем, что из французского, где оно выглядело следующим образом – pantalon, что переводится как «шут, паяц». А во Францию это слово пришло из Италии. Там эта одежда была известна с 40-х гг. XVII века по имени комического персонажа итальянского театра масок Pantaleone, носившего узкие штаны с кружевами. ГАЛИФЕ Свое название брюки галифе получили по фамилии знаменитого французского генерала Гастона Галифе (1830 - 1909), который собственно их и изобрёл специально для кавалеристов. http://ku4mina.ucoz.ru/

15 слайд

Описание слайда:

МАКИНТОШ Сегодня мало кто знает, что такое макинтош. А это плащ из непромокаемой прорезиненной ткани, а также летнее (обычно габардиновое) мужское пальто (сделанное по типу такого плаща), бывшее в моде в 40-50-х гг. XX века. Плащ получил своё название по имени шотландского химика Чарлза Макинтоша, который в 1823 году изобрёл способ, как делать ткань непромокаемой, пропитывая её раствором резины. ХЕМИНГУЭЙКА Совсем недавно многим нравилась мужская вязаная фуфайка, похожая на ту, какую носил известный писатель Эрнест Хемингуэй. Эту фуфайку в честь великого писателя назвали хемингуэйкой. http://ku4mina.ucoz.ru/

16 слайд

Описание слайда:

ТОЛСТОВКА Посмотрите на любой портрет Льва Толстого: на нём широкая длинная рубаха с длинными рукавами и поясом. Обыкновенная одежда русского крестьянина. На современную толстовку совсем не похожая. В конце XIX века революционеры-народники одевались в такие рубахи, подражая не крестьянам, а именно графу Льву Николаевичу Толстому. Поэтому и появилось у рубах второе название – толстовка. И носили их толстовцы. Было и такое слово. ФРЕНЧ Френч – это военная куртка в талию, с четырьмя большими накладными карманами и хлястиком сзади. Такую куртку носил английский фельдмаршал Джон Френч. В его честь она и получила это название. http://ku4mina.ucoz.ru/

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

НАРЦИСС Согласно мифологии, жил некогда молодой человек, который любил только себя, и в наказание за это боги заставили полюбить его своё отражение в воде. Он не мог налюбоваться им, перестал есть, спать и от таких мучений умер, а тело превратилось в прекрасный цветок-нарцисс. Сегодня самовлюблёнными нарциссами мы называем эгоистов, людей, которые любят лишь себя. МЮНХГАУЗЕН Анекдотические истории о немецком бароне Мюнхгаузене и его невероятных приключениях были известны давно. Их собрал и в 1785 году издал Р.Э. Распе под названием «Рассказы барона Мюнхгаузена». Сегодня мюнхгаузеном мы называем человека, беззастенчиво лгущего и хвастающего, подобно своему литературному «родителю» Мюнхгаузену. http://ku4mina.ucoz.ru/

19 слайд

Описание слайда:

БОЙКОТ Работал как-то в стране Ирландии некий угрюмый капитан по имени Чарльз Каннигхэм Бойкот. Работал он наёмным управляющим. В его обязанность входил сбор денег с жильцов, арендовавших дома его хозяина. Управляющим этот господин был строгим и безжалостным, поэтому никогда не интересовался, могут ли жильцы расплатиться с хозяином, есть ли у них деньги. И вот в один сентябрьский день 1880 г. группе жильцов г-н Бойкот категорически отказался предоставить отсрочку в платежах и с шумом и треском выгнал несчастных из домов. Оказавшись на улице, бедняки принялись мстить своему обидчику за жестокое обращение с ними и применили к управляющему новый способ борьбы, назвав его в часть обидчика – бойкотом. http://ku4mina.ucoz.ru/

20 слайд

Описание слайда:

ХУЛИГАН Слово хулиган у всех ассоциируется с плохим поведением не в меру расшалившихся детей или подростков. Однако оно не всегда имело такое значение. В XVIII или XIX вв., точно не установлено, в городке Саусворк, что близ Лондона, жила семья Хулиганов (Hooligan), имевшая прескверную репутацию. Эта «весёлая» семейка держала постоялый двор, но своё богатство получала от грабежей и убийств постояльцев. Все домочадцы во главе с Патриком Хулиганом дебоширили и участвовали в погромах. Даже сами лондонцы нередко страдали от набегов семьи из Саусворка. Дурная слава о Хулиганах разлетелась по всей Англии. Вскоре фамилия разбойников вошла в лексикон лондонцев и стала нарицательной: хулиганами англичане стали называть всех городских озорников и всех тех, кто бунтовал против устоявшихся порядков. http://ku4mina.ucoz.ru/

21 слайд

Описание слайда:

Источники poiskslov.com/word/нарцисс www.megaslov.ru/html/n/narciss.html slovoborg.su/definition/ mirfactov.com/ otvet.mail.ru/question/40081292 4stor.ru/.../11843-proishozhdenie-slova-huligan.html www.megaslov.ru/html/b/boykot.html www.bolshoyvopros.ru www.adme.ru/russkij.../imena-stavshie-slovami-466605/ www.e-reading.co.uk/book.php?book=129623 plombaural.ru/stat_i/istoriya_slova www.apreleva.ru/nazvania-blud.htm www.rg.ru/2013/10/24/koroleva.htm otvet.mail.ru/question/15203263 www.vokrugsveta.ru/quiz/375/ http://ku4mina.ucoz.ru/



Просмотров