С каких слов начинаются сказки. Зачины и концовки как основные структурные элементы сказок I

Вопрос «С каких слов начинаются ?», он, скорее всего, назовет фразу «Жили-были…». Действительно, это наиболее частый зачин русских народных . Кто-нибудь обязательно еще вспомнит: «В некотором царстве, в некотором государстве…» или «В тридесятом царстве, в тридесятом государстве…» - и тоже будет прав.

Некоторые сказки начинаются с обычного слова «однажды». А в иных, как, например, в «Три царства – медное, серебряное и золотое» время описывается как будто конкретнее, но все же очень расплывчато, по-сказочному: «В то давнее время, когда мир наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки…»

Русские народные бытовые сказки, больше похожие на анекдоты, обходятся без традиционных зачинов. Например, «У одного мужика была жена сварливая…» или «В одном селе жили два брата».

Подобные зачины можно встретить не только в русских народных сказках, но и в сказках других народов.

О чем же говорят все эти присказки? Все очень просто. Слушатель или читатель сразу вводится в действие, узнает, с кем, где и в какое время будут происходить сказочные события. И ждет продолжения. Важно и то, что эти фразы ритмично построены таким образом, чтобы создать определенную напевность.

Зачины авторских сказок

У А.С. Пушкина в «Сказке о золотом петушке» собраны воедино сразу два сказочных зачина:
«Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон».

Многие сказки начинаются отнюдь не с традиционных фраз. Например, первая строчка в сказке Андерсена «Огниво» такая: «Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два!»

Или вот для примера зачины сказочных повестей Астрид Линдгрен: «В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живёт самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон». («Малыш и Карлсон») «В ту ночь, когда Рони должна была появиться на свет, грохотал гром». («Рони – дочь разбойника»)

Но и здесь можно проследить, что сказки начинаются либо с представления героя, либо с обозначения места действия, либо говорят о времени.

Очень редко можно встретить сказки, начало которых посвящено пространным описаниям. Обычно зачины достаточно динамичны.

Например, один из любимейших российских детских поэтов Корней Иванович Чуковский без предисловий, сразу, будто на бегу вводит читателя в гущу сказочных событий. «Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня». («Мойдодыр») «Скачет сито по полям, а корыто по лугам». («Федорино горе»)

Хороший зачин в сказке важен. От него зависит настрой, с которым слушатель или читатель погрузится в повествование.

Подготовьте сказывание отрывка из сказки, используя особенности одного из сказителей (на выбор). Используйте зачины, присказки, концовки, повторы.

Ответ

Используем для сказывания отрывок из красивой сказки Анны Барышниковой «Как барин собакой брехал».

Жил да был злой барин в деревне, и наказал он одного мужика через суд тем, что должен был тот брехать у него собакой, вместо убитой.

Брешет мужик год, брешет второй, надоело ему брехать и решил подговорить друзей обокрасть барина.

Те воруют, мужик брешет, барин его хвалит. У на утро хвать — обокрали, снова потащил барин мужика в суд. А судья в отказ — мужик свое дело исполнял, брехал и брехал.

Повез барин мужика в столицу, а ехали лесом. Ну мужик и напугал барина медведем, да сказал, что те собачьего лая бояться.

Стал тут барин брехать как собака, аж глаза на выкате. А медведя не было, сосна только стояла.

Стал барин просить, чтобы мужик никому не рассказывал как он опозорился, а мужик не согласен.

Барин с позору удавился, а мужик вольным стал и живет добро наживает.

У волшебных сказок строгая и стройная композиция. Она в основном держится на единстве идеи, пронизывающей весь рассказ. При этом сюжет может становиться очень сложным, включать множество побочных ходов, но все действия в сказке основаны на стремлении главного героя к цели. Очень часто, когда герой оказывается близок к цели, повествование вдруг делает поворот к неудаче, начинается новый цикл приключений и поисков. Сказка неизменно разрешается благоприятным исходом для положительного героя.

Лучшие волшебные сказки характеризуются традиционными формулами присказки, зачина, повествования и концовки. Иногда сказка начинается с присказки, которая не связана с фабулой сказки. Цель присказки – показать мастерство сказочника, подготовить аудиторию к слушанию сказки. Присказка – необязательная часть волшебной сказки, она может быть короткой: «Дело было на море, на окияне, на острове Буяне, среди воды, где деревья росли», или развернутой: «Начинается сказка от Сивки, от Бурки, от вещей каурки. На море, на океане, на острове Буяне стоит бычок печеный, возле него лук толченый; шли три молодца, зашли да позавтракали, а дальше идут – похваляются, сами собой забавляются. Это присказка, сказка будет впереди!».

За присказкой следует сказочный зачин, который своей неопределенностью снимает вопрос о достоверности событий. Зачин указывает фантастическое место («В некотором царстве, в некотором государстве»), фантастическое время («При царе Горохе») и называет героев («Жил-был царь и было у него три сына»). После зачина следует основная повествовательная часть сказки. Повествование ведется при помощи многочисленных художественных приемов, один из них – сказочные формулы или общие места: «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «утро вечера мудренее», «такая краса, что не в сказке сказать, ни пером описать» и др. Структура сказки подчинена созданию драматически напряженных ситуаций, что подчеркивает повтор событий. Чаще всего событие повторяется три раза – троичность действия, возможно троекратное повторение эпизода с наращением эффекта, этот прием придает сказке характерную эпичность, замедленность в развитии действия. В сказке встречаются и многократные повторы.

Волшебные сказки иногда очень большие по объему, чему способствует использование приема «нагромождение однородных действий». В сказке «Марья Моревна» этот прием используется неоднократно, в ней как бы соединены несколько сюжетов. Идейная направленность сказки обусловила и контрастную обрисовку достоинств героя и пороков его врагов, поэтому контрастность – один из основных художественных приемов в сказке. Психологические характеристики элементарны, одни всегда положительные, другие – отрицательные. Действующих лиц немного, только те, которые принимают активное участие в действии. Характеры героев не изменяются, проявляются не в рассуждениях, а в действии, в поступках. Волшебная сказка не останавливается перед прямой идеализацией героя и героини.

Для сказочного сюжета характерен прием «отраженного действия», основанный на том, что если герой в начале сказки великодушно оказывает кому-то помощь, то впоследствии ему платят добром («Волшебное кольцо», «По щучьему велению»). В волшебных сказках встречается и прием «ступенчатое сужение образа» (например, описание места, где спрятана смерть Кощея – от описания острова, где растет дуб... до кончика иглы). В драматически напряженных местах сказка прибегает к повторности описания, к рифмованному параллелизму («конь бежит, земля дрожит», «пестом погоняет, помелом ему подметает»). В сказке широко используется ретардация, замедление в развитии действия, чему способствует использование повторов, троичность действия, а также драматический и живой диалог, который повторяется без изменений на протяжении повествования.

Сказка обычно заканчивается концовкой, которая, как и присказка, часто шутлива, ритмична, рифмована: «и я там был, мед-вино пил, по губам текло, в рот не попало», «вот сказка, а мне бубликов связка». Назначение концовки – вернуть слушателя из сказочного мира в реальный. Присказки, зачины и концовки имеют довольно устойчивый текст и представляют собой своего рода формулы.

Язык волшебной сказки приближен к разговорной речи, в ней используются, как и во всех фольклорных произведениях, постоянные эпитеты (море синее, лес дремучий), тавтологические сочетания (диво-дивное, чудо-чудное), сросшиеся синонимы (путь-дороженька, грусть-тоска). Текст сказки насыщен пословицами, поговорками, загадками.

«В гостях у сказки» - Могу всё. “Спасите, нас съел серый волк” “ Очень расстроена. “Телеграмма”. Унесли братишку птицы. Отворили дверь козлята И пропали все куда-то. Женюсь на лягушке”. Заигралась сестрица. Сказки о животных, бытовые сказки. Сказочные заклинания. «По щучьему веленью, По моему хотенью». Описательного типа.

«Секреты сказок» - Лес. Ребята. Сочинители сказок. Формирование способности к восприятию нового знания. Мастера-сказочники. Секреты сказки. Корабльhttp. Виды сказок. Волшебная сказка. Творческая работа. Сказки-воспитатели.

«Сказки для 5 класса» - Моя любимая русская народная сказка. Элементы сказок. Примеры. Иван Андреевич Крылов. Самые известные басни. Виды сказок. Род литературы. Иван - крестьянский сын и чудо – юдо. Михайло Васильевич Ломоносов. Сказка.

«Волшебный мир сказок» - Загадочный мир сказок. Долго она бегала по полям, по лесам. Посели сказку в нужное жилище. Узнай сказку. Собери отрывок из сказки. Какие бывают сказки. Инсценировка сказок. В какое творчество входят сказки. Не поверили Иванушке братья, посмеялись над ним вволю. Солдат топор вымыл, опустил в котел, налил воды и поставил на огонь.

«Сказка как вид народной прозы» - Сказка. Теплота. Эпиграф. Занимательный рассказ. Полное сердце любви. Сказка как вид народной прозы. Экспертиза. Каша из топора. Интерес. Сценическое искусство.

«Волшебные сказки» - Гипербола – Котору лошадь по крестцу ударит, так и с ног долой упадёт. Волк побежал стрелой. Герои уходят из дома, чтобы всё исправить. «Сказка – складка (вымысел), а песня – быль…От слова «складывать». В тридесятом царстве, небывалом государстве… Сюжет волшебных сказок. Постель -пуховая. А вниз идёт – сказки сказывает.

Реальными создателями сказок были, конечно же, их исполнители - многие и многие безымянные сказочники. Вспомним, что народная сказка в отличие от литературной всегда рассказывалась, а не читалась...

Талантливые сказочники - это прежде всего знатоки сказок: от каждого из них собиратели, как правило, записывали большое количество сказок - иногда более ста! Сказочники в то же время и настоящие актёры.

Неспешно ведёт сказочник повествование о волшебных приключениях Ивана-царевича и серого волка; жесты скупы, голос ровный, речь течет неторопливо - кажется, ничто не волнует его, а мы взволнованны. Но вот сказочник начал сказку о животных, и манера исполнения изменилась. Голос его как бы исчез, но вместо его голоса появилось несколько новых и очень запоминающихся: «толстый» - это говорит медведь, хозяин лесов; слащавый, с хитринкой - это лиса, Лиса Патрикеевна, лисица - масляна погубица, кумушка лиса. Тоненьким голосочком ведёт разговоры зайчик - заюшка-побегаюшка.

Много талантливых сказочников! К сожалению, не обо всех мы располагаем данными, раскрывающими их творческий облик и жизненный путь. Однако о некоторых у нас есть сведения, хотя порой и скудные. Искусной сказочницей была няня А. С. Пушкина Арина Родионовна: её исполнение очаровывало великого поэта. С теплотой вспоминал свою няню Евгению М. Горький.

Сказочники были окружены вниманием, уважением, любовью. Часто их освобождали от тяжёлой физической работы, только бы они рассказывали. Известный сибирский сказочник И. Е. Сороковиков-Магай в 1930-е годы вспоминал: «Приезжаешь на мельницу - даже принимают мешки мне-ка помогать. „Он сёдне будет рассказывать сказки!" И пускали через очередь: „Смелем тебе, только говори сказки нам!" Но и на промыслу (на охоте) с товарищами приходилось говорить много. Ночь длинная, осеновская. Делать нечего. Начинаешь сказки говорить, и у них настроение повышается».

По Ю. Г. Круглову

Известный учёный, исследователь русского фольклора Марк Константинович Азадовский оставил интересные характеристики наиболее талантливых сказочников.

Замечательный сказочник Д. С. Асламов каждый раз готовился к сеансу, повторяя про себя сказки, и потом тщательно заботился, чтобы «всё было на месте и к месту».

Енисейский сказочник Ф. И. Зыков утверждает, что самое трудное в сказке - «разговор» (то есть диалог). «Тут одно слово неладно - и ничего не получится. Тут надо всё быстро делать».

А. К. Новопольцев вносит в волшебную сказку разнообразные «потешные элементы», рифмовку.

Форма особого балагурного стиля представлена и сказительницей А. К. Барышниковой. Она использует в сказках зачины, концовки, повторы, подробности, вводит ритм, рифму. Каждый раз она творит сказку.

Н. О. Винокурова сопровождает свои сказывания сказок жестами, мимикой героев, вводит в текст песни, пейзаж.

Известны и другие сказочники. Прочитайте книгу «Фольклор и литература» (М., 1996). Подготовьте к сказыванию для вечера сказок любимую сказку, подумайте, какие «краски» будете использовать при этом.

Обогащаем свою речь

  1. Как вы думаете, почему ровная, неторопливая, даже немного торжественная манера оказывания волшебных сказок не годится для исполнения сказок о животных?
  2. Каковы особенности сказывания сказок у разных сказителей?
  3. Какими приёмами сказителей вы бы воспользовались при подготовке пересказа сказки?
  4. Подготовьте сказывание отрывка из сказки, используя особенности одного из сказителей (на выбор). Используйте зачины, присказки, концовки, повторы.
  5. Рассмотрите несколько слов-синонимов. Есть ли среди них сленг, разговорные слова?
    • Ругать - бранить - обзывать;
    • талантливый - знаток - классный.

Литература и изобразительное искусство

  1. Каких художников - иллюстраторов народных сказок вы знаете и какие сказки они иллюстрировали?
  2. Кто из художников украшает иллюстрации орнаментами?
  3. Рассмотрите иллюстрации И. Билибина, репродукцию картины В. Васнецова. Составьте пересказы эпизодов сказок, опираясь на иллюстрации художников («Пир», «Встреча Ивана-царевича с царевной-лягушкой», «Встреча со старым старичком», «Иван-царевич и щука»).

Проверьте себя

Кто из сказочников пользовался следующими приёмами:

  1. вносил «потешные элементы», рифмовку;
  2. вводил в текст песни, пейзаж;
  3. использовал зачины, концовки, повторы;
  4. считал, что самое трудное в сказке - «разговор»;
  5. заботился о том, чтобы «всё было на месте и к месту»?


Просмотров