В чем особенность авторского отношения к ленскому. Отношение пушкина к ленскому

В романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин" представлен еще один тип молодого человека 20-х гг. XIX в. - юный поэт-романтик Владимир Ленский.
В Ленском Пушкин изобразил характер, совершенно противоположный характеру Онегина, отвлеченный и совершенно чуждый действительности. Это было, по мнению В. Г. Белинского, совершенно новое явление.
Ленский молод, ему всего восемнадцать лет. Он талантливый поэт, лирик, убеждения его самые передовые: благородные мечты о свободе народа. Но, несмотря на свое довольно солидное по тому времени образование (он обучался в университете в Германии, в Геттингене), Ленский, как настоящий романтик, не только совсем не знает жизни, но и не стремится узнать ее.
Изучение действительности ему заменяет безотчетная, но непоколебимая вера в его романтические идеалы: высокую дружбу, вечную, идеальную любовь. Когда он в жизни встречает противоречия своим идеалам, то приходит в уныние, в отчаяние и изливает свои чувства в элегических стихах или же, как человек необыкновенно горячий и решительный, сразу пускается на самые необдуманные действия. Так, под впечатлением своих предположений, далеких от действительности, "кипя враждой нетерпеливой" к своему вчерашнему другу, Ленский становится под пулю холодного и равнодушного Онегина.
Мне жаль этого наивного, пылкого и безрассудного юношу, ведь это благородный, душевно чистый человек, полный "вольнолюбивых надежд", жажды труда, знаний. Ленский, к тому же, талантливый поэт.
Но дальнейшая его жизнь, останься он в живых, мне неясна. Он мог в равной мере стать известным писателем или же мало-помалу превратиться в обывателя, ленивого барина, разочарованного циника. Довольно резкую характеристику Ленскому дает В. Г. Белинский. "Люди, подобные Ленскому, - пишет критик, - при всех их неоспоримых достоинствах, нехороши тем, что они или перерождаются в совершенных филистеров, или, если сохранят навсегда свой первоначальный тип, делаются этими устарелыми мистиками и мечтателями, которые так же неприятны, как и старые идеальные девы, и которые больше враги всякого прогресса, нежели люди просто, без претензий, пошлые. Словом, это теперь самые несносные, пустые и пошлые люди".
Прочитав роман, невольно думаешь: "Ну почему люди благородные, с высокими требованиями к жизни, тонко и сильно чувствующие, всегда несчастны?" Они или гибнут, как Ленский, или продолжают жить с опустошенной душой, без надежды на счастье, как Онегин и Татьяна.
Находить удовлетворение в борьбе ради высокой цели они не могут по своему воспитанию и положению, а устроить личную жизнь им мешают ошибки, которые они осознают слишком поздно, чтобы исправить. Сам поэт участливо показывает, что в роковых ошибках виноваты не столько сами герои, сколько среда, сформировавшая их характеры. Это грустное удержание в ненормальности всего жизненного уклада, невозможности настоящего счастья в существующем обществе, изображенном в романе, неизбежно приводит читателя к мысли о необходимости борьбы с крепостническим самодержавным строем.
Эту борьбу вели декабристы, сам Пушкин, а позже - революционеры-демократы. И роман "Евгений Онегин" помогал и помогает этой издавна ведущейся борьбе лучших людей за счастье всего человечества.

Онегин, добрый мой приятель... А. С. Пушкин Уже первые читатели романа «Евгений Онегин» обращали внимание на одну осо­бенность: активную роль автора, его непосредственное присутствие в произведении. Он выступает не просто очевидцем всего, что происходит в романе, личность автора несет на себе двойную нагрузку. Во-первых, он - творец произведения, ускоряющий или замедляющий развитие действия. При этом он - поэт Пушкин, во всем своеобра­зии своего творческого облика, со своими взглядами на жизнь и искусство, со своей биографией. Во-вторых, он - один из персонажей романа, вступающий в различные контакты с героями и оценивающий их поступки. Автор говорит здесь о себе часто и много, прямо обращаясь к читателю: В те дни, когда в садах Лицея Я безмятежно расцветал, Читал охотно Апулея, А Цицерона не читал. Природа пушкинской поэзии с особенной яркостью проявилась именно в «романе в стихах», где лирический поток, идущий от автора, образует как бы центр, вокруг которого располагаются люди и события. Эта лирика, проходящая через все произве­дение, придает происходящему определенное освещение, раскрывает точку зрения ав­тора. Если убрать из «Евгения Онегина» лирические отступления, он потеряет поло­вину своего обаяния. Авторский голос постоянно меняется, вибрирует. Между первой и последней главами - значительная разница в манере изложения. В первой главе преобладает шаловливо-иронический тон: Высокой страсти не имея Для звуков жизни не щадить, Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить... От главы к главе авторский голос начинает звучать все серьезнее, принимая в фи­нальных строфах последней главы глубокий элегический характер: Блажен, кто праздник жизни рано Оставил, не допив до дна Бокала, полного вина, Кто не дочел ее романа И вдруг умел расстаться с ним, Как я с Онегиным моим. Как и в пушкинских стихотворениях, в романе совершается определенный лири­ческий путь. Автор является одновременно и лирическим героем своего романа. Повествование в романе течет, как непринужденная беседа рассказчика с читате­лем. Иногда автор приостанавливает повествование (например, заканчивает третью главу, не дав Татьяне и Евгению объясниться). Иногда он забегает вперед: сразу пос­ле описания дуэли рассказывает о памятнике на могиле Ленского. В повествовании о путешествии Онегина, начав описывать Одессу, Пушкин отвлекается, а потом возвра­щается к прерванной мысли: «А где, бишь, мой рассказ бессвязный?» Но кажущиеся отрывочность, бессвязность - это прием, свобода мастера, в совершенстве овладевше­го свободой изложения. Автор с симпатией относится к своим героям: сочувствует влюбленной Татьяне, жалеет безвременно погибшего Ленского. Но в качестве персонажа романа он вступа­ет в общение только с Онегиным. Они встречаются в Одессе и Петербурге; это - не просто современники, а люди одного круга, близкого идеям декабристов. Эпическое и лирическое начало в романе связывает именно образ Онегина, чей мир наиболее бли­зок духовному миру автора. Пушкин говорит о своей дружбе с Онегиным: Мне нравились его черты, Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлажденный ум. Я был озлоблен, он угрюм; Страстей игру мы знали оба... Онегин часто бывает рупором авторских идей. Но он - не двойник Пушкина, ро­ман - не автобиография. И не только потому, что Онегин - не писатель, не творче­ский человек. Их мнения совпадают не по всем вопросам. Самое главное различие - отношение к русской природе, деревне, вообще ко всему русскому, народному. Вос­питанный гувернерами Онегин, в отличие от Пушкина, не мог чувствовать притяга­тельной силы национального характера. Пушкин иногда спорит с Онегиным, иногда соглашается с ним и далеко не всегда одобряет его поступки (например, осуждает за убийство Ленского). Но когда уставший и изменившийся Онегин вновь появляется перед глазами читателей, автор неожиданно пылко берет его под защиту: Зачем же так неблагосклонно Вы отзываетесь о нем? За то ль, что мы неугомонно Хлопочем, судим обо всем, Что пылких душ неосторожность Самолюбивую ничтожность Иль оскорбляет, иль смешит, Что ум, любя простор, теснит, Что слишком часто разговоры Принять мы рады за дела, Что глупость ветрена и зла, Что важным людям важны вздоры, И что посредственность одна Нам по плечу и не странна? Пушкин признает, что Онегин - человек незаурядный, думающий, страдающий от несовершенства окружающей действительности. Его «охлажденные чувства», из- за которых Онегин проглядел любовь Татьяны, вызывают сочувствие автора. Пуш­кин ввел в литературный обиход нового героя - не демоническую личность, а совре­менника, презирающего свет, но не могущего с ним порвать. Онегин - один из многих, недовольный жизнью, но не умеющий ее изменить. И его неудачная личная жизнь, и общественная неприкаянность показаны Пушкиным как типичные для первой по­ловины XIX века.

Ко всем своим героям Пушкин относится снисходительно. Он проницательно обращает внимание на их ошибки и нелице­приятные поступки, но указывает и на проявленное ими благо­родство. К Ольге он более равнодушен, чем к прочим, и меньше внимания уделяет ей ввиду типичности её характера. Ленского он любит, хоть и слегка подтрунивает над ним. Онегин, занимаю­щий основное авторское внимание, подвергается пристальному рассмотрению в своих различных проявлениях. То же можно ска­зать и о Татьяне. Наверное, наиболее трепетно авторское отно­шение именно к Татьяне, которая предстала самой целостной и развивающейся натурой.

Глоссарий:

  • отношение автора к онегину
  • отношение автора к онегину и ленскому
  • отношение автора к евгению онегину
  • отношение пушкина к онегину
  • отношение автора к ленскому

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Повесть Карамзина “Бедная Лиза” – одно из первых сентиментальных произведений русской литературы. Автор поставил особый акцент на чувства и переживания героев. Произведение стало во многом...
  2. Мнение Герцена о том, что Владимир Ленский представил собой отрадное явление, но был убит за дело, а иначе не смог бы остаться благородным, прекрасным явлением,...
  3. Роман “Евгений Онегин” до сих пор не имеет себе равных не только в русской, но и во всей мировой литературе. Это действительно “магический кристалл”, отразивший...
  4. Героиня романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина “Евгений Онегин” Татьяна Ларина – один из самых обаятель­ных женских образов русской литературы. Сам автор относится к ней...

>Дружба Онегина и Ленского произошла, по словам самого Пушкина, «от делать нечего». Действительно, они были совершенно противоположны по характерам, с различным жизненным опытом, с различными устремлениями. Но их объединило положение в сельской глуши. Оба они тяготились навязываемым общением со стороны их соседей, оба были достаточно умны (в отношении Ленского правильнее сказать, что он был образован). Вне зависимости от убеждений каждый человек стремится к общению с себе подобными. Только психически ненормальный может принципиально бежать не из какой-то определённой социальной группы, а от людей вообще. Может уединяться святой отшельник, но он общается со всем миром, молясь за него. Уединение Онегина было ему тягостно, и он был рад, что нашёлся по крайней мере хоть один человек, с которым ему не противно общаться.

Тем более такое общение необходимо было Владимиру Ленскому. Онегин был идеальным слушателем. Он преимущественно молчал, не прерывая поэта, а если возражал, то обоснованно, и был заинтересован в предмете разговора. Ленский был влюблён, а как всякий влюблённый, он нуждался в человеке, которому бы мог излить свою любовь, тем более если при этом писались стихи, их надо было кому-то читать.

Таким образом, понятно, что в иных условиях Онегин и Ленский вряд ли бы стали общаться так тесно, но тем и особенны человеческие взаимоотношения, что различные ситуации сводят и разводят людей иногда совершенно парадоксальным образом.

Различие Ленского и Онегина было не столь фундаментально, нежели их различие с соседскими помещиками, которые считали Ленского полурусским, а Онегина - опасным чудаком и фармазоном. Говоря предельно обобщённо, Онегин и Ленский были противоположностями внутри одной системы, а их соседи вообще выходили за рамки системы. Именно поэтому Владимир и Евгений инстинктивно нашли друг друга и объединились.

То, что их дружба была поверхностной и во многом формальной, доказывает их дуэль. Какой друг будет стреляться с другом, да ещё вдобавок безо всяких объяснений?! Реально их связывало очень немногое, и порвать это немногое было достаточно легко.

Ольга и Татьяна Ларины: сходство и различие

Говоря о сходстве и различии сестёр Лариных, мы фактически можем говорить только о различиях. У них была одна фамилия, и только. Живая, весёлая, поверхностная, недалёкая Ольга - и глубокая, мечтательная, томная и меланхоличная Татьяна. Одна скоренько забывает о смерти жениха и выскакивает замуж за какого-то улана, пленённая «любовной лестью», другая любит избранника беззаветно, несмотря на отказ, изо всех сил пытается понять его. Татьяна стала в результате светской королевой, а Ольга... Ольга канула в безвестность.

Ко всем своим героям Пушкин относится снисходительно. Он проницательно обращает внимание на их ошибки и нелицеприятные поступки, но указывает и на проявленное ими благородство. К Ольге он более равнодушен, чем к прочим, и меньше внимания уделяет ей ввиду типичности её характера. Ленского он любит, хоть и слегка подтрунивает над ним. Онегин, занимающий основное авторское внимание, подвергается пристальному рассмотрению в своих различных проявлениях. То же можно сказать и о Татьяне. Наверное, наиболее трепетно авторское отношение именно к Татьяне, которая предстала самой целостной и развивающейся натурой.

Отношение Герцена к Ленскому

Мнение Герцена о том, что Владимир Ленский представил собой отрадное явление, но был убит за дело, а иначе не смог бы остаться благородным, прекрасным явлением, достаточно глубока. Сам поэт, пытаясь обрисовать возможную будущую судьбу Ленского, указывает возможный вариант его развития - превращение в доброго патриархального хозяина с доброй же, гостеприимной и глупой женой (Ольгой). Ленский был слишком оторван от жизни и слишком плохо понимал людей, чтобы быть действительным талантом, все его кипучие эмоции слабо согласовывались с тем, что происходило вокруг. Поэтому в словах Герцена есть большой резон.

1 год назад

Дворянский быт и заимствованная западная культура определили романтический, далекий от реальной русской жизни настрой мыслей и чувств Ленского. «Полурусский сосед» Онегина, «поклонник Канта 1 и поэт» не имеет сколько-нибудь ясного представления о реальной жизни. В своих стихах

    Он пел разлуку и печаль,
    И нечто, и туманну даль,
    И романтические розы...

По шутливому замечанию Пушкина, «его стихи/ Полны любовной чепухи». Ленский молод. Ему «без малого... осьмнадцать лет». Как бы сложилась его жизнь в дальнейшем, в пору возмужания? Верный правде жизни, Пушкин не дает прямого ответа на этот вопрос. Ленский мог сохранить жар сердца, но мог превратиться и в заурядного помещика, который, подобно Дмитрию Ларину, «носил бы стеганый халат» и завершил бы свою жизнь весьма обыкновенно:

    Пил, ел, скучал, толстел, хирел
    И наконец в своей постеле
    Скончался б посреди детей,
    Плаксивых баб и лекарей.

Отношение Пушкина к Ленскому двойственно: сочувствие просматривается сквозь откровенную иронию, а ирония проступает сквозь сочувствие.

Ленскому в романе 18 лет. Он на 8 лет моложе Онегина. Ленский отчасти юный Онегин, еще не созревший, не успевший испытать наслаждения и не изведавший коварства, но уже наслышанный о свете:

    Я модный свет ваш ненавижу,
    Милее мне домашний круг.

На это Онегин, чувствующий заимствованные суждения Ленского, нетерпеливо обрывает:

    Опять эклога!
    Да полно, милый, ради Бога.

Основная художественная роль Ленского - оттенить характер Онегина. Они взаимно объясняют друг друга. Ленский - приятель, достойный Онегина. Он, как и Онегин, один из лучших людей тогдашней России. Поэт, энтузиаст, он полон детской веры в людей, в романтическую дружбу до гроба и в вечную любовь. Ленский благороден, образован, его чувства и мысли чисты, его восторженность искренна. Он любит жизнь. Многие из этих качеств выгодно отличают Ленского от Онегина. Ленский верит в идеалы, Онегин безыдеален. Душа Ленского наполнена чувствами, мыслями, стихами, творческим огнем. Как и Онегин, Ленский встречает неприязнь соседей-помещиков и подвергается «строгому разбору». И ему не нравились пиры господ соседственных селений:

    Бежал он их беседы шумной.

Однако беда Ленского заключалась в том, что «Он сердцем милый был невежда...», не знал ни света, ни людей. Все в нем: и свободолюбие германского образца, и стихи, и мысли, и чувства, и поступки - было наивным, простодушным, заимствованным:

    Он верил, что душа родная
    Соединиться с ним должна,
    Что, безотрадно изнывая,
    Его вседневно ждет она;
    Он верил, что друзья готовы
    За честь его принять оковы...

Представления Ленского смещены в сторону идеала. Он смотрит на мир сквозь призму возраста и литературы. Отсюда его стихи - набор общих элегических формул, за которыми нет никакого живого, ясного содержания. Смешно, когда юноша в осьмнадцать лет поет «поблекший жизни цвет», оставаясь полным здоровья. Когда же Ленский накануне дуэли пишет элегию «Куда, куда вы удалились...», то эти элегические строки производят пародийное впечатление. В самом деле, откуда взялась «стрела» («Паду ли я, стрелой пронзенный...»), если стреляться решили на пистолетах? Это условно-книжная речь, условно-романтическая поза, условно-романтические жесты. Ленский вздумал спасать Ольгу (и опять мыслит в стихах перифразами 2 , поэтическими штампами, где Онегин - «развратник» и в то же время «червь», а Ольга - «двухутренний цветок»). Театральная риторика, пустая декламация, выраженная красивым иносказанием, содержит простой и ясный смысл:

    Все это значило, друзья:
    С приятелем стреляюсь я.

При этом Ленский совершенно не понимает душевных движений Ольги: она не требует от него жертвы. Речи, поступки Ленского вызывают иронию, не предусмотренную, конечно, героем. Пушкин описывает Ольгу глазами Ленского:

    Всегда скромна, всегда послушна,
    Всегда как утро весела,
    Как жизнь поэта простодушна,
    Как поцелуй любви мила...

Но это «идеальный портрет» Ольги, истинный же - иной. Онегин посмотрел на нее другими, трезвыми гла- зами:

    В чертах у Ольги жизни нет.
    Точь-в-точь в Вандиковой Мадонне:
    Кругла, красна лицом она,
    Как эта глупая луна
    На этом глупом небосклоне.

Беда Ленского в том, что он еще не созрел как человек и что между ним и миром стоит чужая книжнопоэтическая призма, искажающая предметы в духе идеала и мешающая видеть их в натуральную величину. Для опытных Онегина и автора это смешно. Но не примешивается ли к этому смеху грусть? Не свидетельствует ли неискушенность героя о чистоте души? И так ли уж безупречен трезвый взгляд, лишенный юношеского энтузиазма, веры в идеал, в торжество общечеловеческих ценностей? Пушкин на это отвечает так:

    Но грустно думать, что напрасно
    Была нам молодость дана,
    Что изменяли ей всечасно,
    Что обманула нас она;
    Что наши лучшие желанья,
    Что наши свежие мечтанья
    Истлели быстрой чередой,
    Как листья осенью гнилой.

Печальна и неблагополучна действительность, если в людях, даже зрелых, не сохраняется ни доли наивности, ни простодушия, если в обществе господствует сомнение, безверие, безыдеальность. Пушкин жалеет рано погибшего поэта и ценит в нем «жаркое волненье», «благородное стремленье», «бурное желанье любви», «жажду знаний», «страх порока и стыда», «заветные мечтанья» и «сны поэзии святой».

1 Кант Иммануил (1724-1804) - немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии.
2 Перифраз, перифраза - стилистический прием, состоящий в замене слова или словосочетания описательным оборотом речи, в котором указаны признаки не названного прямо предмета (например, вместо выражения наступило утро писатель предпочитает употребить иное - когда первые лучи восходящего солнца озлатили края восточного неба).



Просмотров