Произведения леонардо да винчи в эрмитаже. Картины «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» кисти Леонардо да Винчи покинули свои привычные места в Эрмитаже

Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа Бенуа Александр Николаевич

Леонардо да Винчи (Его Ученики И Подражатели)

Вполне зрелым представляется искусство лишь одного величайшего художника, принадлежащего, как мы уже указали, XV веку, - Леонардо да Винчи. Еще ни одно из упомянутых событии не наступило, еще все шло своим ровным течением, последовательно и равномерно, когда родился и развился этот гениальный человек, познавший новые формулы красоты, отвечающие назревавшим душевным переживаниям.

Самый пленительный момент Возрождения для нас, живущих в эпоху какого-то старчества, тот, когда “дерево культуры” покрылось зеленеющими почками, когда воцарилось в истории человечества радостное настроение весны. Но затем почки начали распускаться, дерево покрылось густой одеждой листвы, и в этом виде, в этой пышной картине оказывается трудным узнать прежнюю очаровательную прозрачность, тонкость и хрупкость. Именно в творчестве Леонардо произошла эта полная метаморфоза Возрождения. Кажется, точно нет связей между ним и его предшественниками. Напрасно, впрочем, было бы искать в нем и воскресение древности. Леонардо ни в чем (кроме только архитектуры) не возобновил античных традиций (вроде того, как сделали Мантенья и Донателло). Он оказался вполне “новым”, он все нарушил и все снова воздвиг, открыл такие пути, которые не пройдены еще и в настоящее время, с простотой ясновидца указал на идеалы, в которые мы до сих пор не поверили вполне, ибо “духу не хватает”, чтобы поверить.

Здесь, впрочем, нас интересует одна только формальная сторона, вернее, чисто пластическая сторона его творчества. С нее началось дальнейшее развитие европейской пластики. Леонардо, легко и просто, нашел такие формулы, которые как по волшебству вывели искусство из оцепенения, дали ему радость и полноту. То, над чем бились Липпо Липпи, Поллайоло, Верроккьо и более молодые: Боттичелли, Перуджино и Гирландайо, для него предстало готовым, совершенным, как Паллада, вышедшая во всеоружии из головы Зевса. Однако как обозначить словами это новое? Что это такое - эта круглота линий, равновесие частей, эта мягкость выразительных движений и мягкость светотени? Шаг ли дальше на пути завоеваний реализма или новый “декоративный прием”? Разумеется, это нечто большее, но совершенно невыразимое. Сам Леонардо пытался в словах выяснить свои открытия в сфере пластической красоты, но и его слова кажутся наивными и неубедительными рядом с наглядными, им же созданными примерами.

Произведений самого Леонардо Эрмитаж не содержит, но дух Леонардо разлит на всем художественном творчестве Италии, явившемся вслед за ним. Надо, впрочем, оговориться, Леонардо был этим первым и самым драгоценным источником нового “художественного стиля”, но идеи, воплотившиеся в нем, вообще уже “носились в воздухе”. Возможно, что аналогичные явления вне Флоренции и вне Милана следует считать и самобытными.

Наконец, нельзя таких гениев, как соотечественника Леонардо Микель Анджело или как урбината Рафаэля считать какими-то последователями Винчи. Надо только помнить для уразумения их положения в истории, что основные формулы, которыми они воспользовались, которые они довели до высшей степени зрелости и совершенства, были уже найдены в момент сложения их художественных личностей. Одни года рождения говорят за себя. Леонардо родился в 1452, Микель Анджело в 1475, Рафаэль в 1483 году.

К непосредственным отражениям искусства Леонардо относятся в Эрмитаже 5 картин, в разные времена носившие имя самого мастера. Это не произведения самостоятельных, лишь отчасти зараженных чужим творчеством художников, а работы подражателей и учеников, во всем покорно следовавших за мастером и учителем.

“Мадонна Литта” (названная так потому, что она до своего поступления в Эрмитаж, в 1865 году, принадлежала графам Литта в Милане) одна из жемчужин нашего музея.

Леонардо да Винчи. Мадонна с Младенцем (Мадонна Литта). Ок. 1490 - 1491. Холст, темпера, переведена с дерева. 42х33. Инв. 249. Из собр. Герцога А. Литта, Милан, 1865

“Орнаментальная” сторона картины, линии, композиция, отношение частей вполне достойны Леонардо; возможно даже, что в основе картины лежит рисунок самого мастера. Леонардо же следует отдать замысел как ликов Богородицы и Младенца, так и всей чисто музыкальной, невыразимой словами нежности, с которой передано чувство материнства и милая, несколько неловкая поза Младенца. Но “удача” картины не леонардовская. Резкий свет, доходящий местами до грубости, подбор красок (лишь частью пострадавших от времени и реставрации); промахи и недовершения в лепке (например, руки Мадонны или складки ее тюника у разреза на груди) - все это говорит за то, что перед нами работа ученика - превосходного, впрочем, художника и человека, вполне усвоившего задачи учителя. Кто этот ученик? Круг лиц, стоявших близко к Леонардо, был настолько подавлен величием мастера, эти добросовестные и серьезные, тяжелые и неуклюжие ломбардцы так строго следовали его заветам, что их индивидуальные особенности как-то смешались и их легче узнавать по недочетам и ошибкам, свойственным каждому из них, нежели по достоинствам, унаследованным ими от мастера... Вот почему и эту картину крестили самыми разнообразными именами, начиная от такого совершенного техника, как Бельтраффио, кончая таким неловким художником, как Бернардино де Конти. Вопрос остается открытым, и потому благоразумнее называть Мадонну Литту просто “работой ученика Леонардо”.

Из книги 100 великих картин автора Ионина Надежда

ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ Леонардо да Винчи В одном из тихих уголков Милана, затерявшихся в кружеве узеньких улиц, стоит церковь Санта Мария делла Грацие. Рядом с ней, в неприметном здании трапезной, вот уже более 500 лет живет и поражает людей шедевр шедевров - фреска «Тайная вечеря»

Из книги Чудо-остров. Как живут современные тайваньцы автора Баскина Ада

ДЖОКОНДА Леонардо да Винчи 22 августа 1911 года из Квадратного зала Лувра пропала всемирно известная картина Леонардо да Винчи «Джоконда». В 13 часов дня, когда музей открыли для посетителей, ее на месте не оказалось. Среди работников Лувра началось смятение. Посетителям

Из книги История диджеев автора Брюстер Билл

Из книги Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих автора Вазари Джорджо

Ученики диджея Фрэнсиса В 1970 году Стив Д’Аквисто (Steve D’Acquisto), только что выучившийся на бальзамировщика, водил в ночную смену такси, дожидаясь начала действия лицензии на проведение похоронных обрядов. Однажды он высадил пассажира на Шеридан-сквер, 1 у клуба Haven. «Я

Из книги Книга лидера в афоризмах автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа автора Бенуа Александр Николаевич

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ Леонардо да Винчи (1452–1519) – один из титанов итальянского Возрождения: живописец, скульптор, архитектор, музыкант, инженер и изобретатель. Кто хочет разбогатеть за день, будет повешен не позже чем через год. Мудрость – дочь опыта. Тот, кто редко думает,

Из книги Опыты по эстетике классических эпох. [Статьи и эссе] автора Киле Петр

Из книги Тайны богов и религий автора Мизун Юрий Гаврилович

Ученики Остаде Бега, Корнелис Дюсарт, Корнелис Оуденрогге Из этих учеников в Эрмитаже представлен младший брат Адриана - Исаак, о котором мы будем говорить дальше, при разборе голландского пейзажа, Корнелис Бега (1620 - 1666), Иог. Оуденрогге (1625 - 1657) и Дюсарт (1660 - 1704). Из них

Из книги 1000 мудрых мыслей на каждый день автора Колесник Андрей Александрович

Леонардо да Винчи «Небесным произволением на человеческие существа воочию проливаются величайшие дары, зачастую естественным порядком, а порой и сверхъестественным; тогда в одном существе дивно соединяются красота, изящество и дарование, так что к чему бы ни обратился

Из книги История борделей с древнейших времен автора Кинси Зигмунд

Из книги Тибет: сияние пустоты автора Молодцова Елена Николаевна

Леонардо да Винчи (1452–1519) скульптор, художник, изобретатель... Вино мстит пьянице. ... В природе все мудро продумано и устроено, каждый должен заниматься своим делом, и в этой мудрости – высшая справедливость жизни. ... Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода

Из книги Код да Винчи расшифрован автора Ланн Мартин

III. Рим: ученики превзошли учителей На известной всем статуе волчица вскармливает на горе Палатин близнецов Ромула и Рема, будущих основателей Рима.Однако в Риме слово «волчица» (лат. lupa) означает «самка волка», но и «проститутка»; лупанарий – или lupanarium – публичный дом;

Из книги автора

Леонардо да Винчи Леонардо да Винчи (1452–1519) – один из титанов итальянского Возрождения: живописец, скульптор, архитектор, музыкант, инженер и изобретатель. Кто хочет разбогатеть за день, будет повешен не позже чем через год. Мудрость – дочь опыта. Тот, кто редко

Да Винчи, Рубенс, Тициан, Рафаэль, Рембрандт, Джорджоне, Эль Греко, Караваджо, Веласкес, Гойя, Гейнсборо, Пуссен - в собрана богатейшая коллекция шедевров мирового искусства. Мимо каких произведений точно не стоит проходить?

Две «Мадонны» да Винчи (зал № 214)

Несравненный Леонардо да Винчи представлен в Эрмитаже (и вообще в России!) всего двумя произведениями - «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта». «Мадонну Бенуа» художник написал приблизительно в 26 лет, и эта картина считается одной из первых его работ как самостоятельного живописца. «Мадонна Литта» вызывает у специалистов немало споров из-за образа младенца, который решён в нетипичной для мастера манере. Возможно, Христа изобразил один из учеников да Винчи.

Часы «Павлин» (зал № 204)

Часы «Павлин», которые очень сложно застать без возбуждённой толпы вокруг, были изготовлены в мастерской знаменитого лондонского ювелира Джеймса Кокса. Перед нами - механическая композиция, в которой каждая деталь продумана с фантастической точностью. Каждую среду в 20:00 часы заводят, и фигуры павлина, петуха и совы приходят в движение. Напоминаем, что по средам Эрмитаж работает до 21:00.

«Даная», «Кающаяся Мария Магдалина» и «Святой Себастьян» Тициана (зал № 221)

В эрмитажное собрание входят несколько картин одного из титанов эпохи Возрождения, среди которых - «Даная», «Кающаяся Мария Магдалина» и «Святой Себастьян», выполненные в узнаваемой тициановской манере. Все три являются одними из главных произведений художника и гордостью музея.

«Скорчившийся мальчик» Микеланджело Буонарроти (зал № 230)

Чтобы увидеть все произведения из коллекции Эрмитажа и провести хотя бы по одной минуте возле каждого, нужно около семи лет

Эта скульптура - единственная работа Микеланджело Буонарроти в России. Мраморное изваяние предназначалось для капеллы Медичи в церкви Сан-Лоренцо (Флоренция). Считается, что фигура мальчика олицетворяет угнетённость флорентийцев в годы, когда город потерял независимость.

«Амур и Психея» Антонио Кановы (зал № 241)

Венецианский скульптор Антонио Канова неоднократно обращался к мифу об Амуре и Психее, описанном Апулеем в «Метаморфозах». Застывшая в мраморе история любви бога Амура и смертной девушки Психеи - одно из самых известных произведений мастера. В Эрмитаже хранится авторское повторение композиции, оригинал же представлен в Лувре.

«Даная» и «Возвращение блудного сына» Рембрандта (зал № 254)

Творчество выдающегося мастера светотени и одного из ключевых художников Золотого века голландской живописи представлено в Эрмитаже 13 произведениями, среди которых - «Возвращение блудного сына» и «Даная». Последнее в 1985 году подверглось акту вандализма: на холст была вылита серная кислота. К счастью, шедевр удалось восстановить.

«Персей и Андромеда» Питера Пауля Рубенса (зал № 247)

Рубенса в Эрмитаже много - 22 картины и 19 эскизов. В числе самых ярких работ - картина «Персей и Андромеда», в основу которой лёг знаменитый античный миф. Каждая деталь полотна воспевает красоту, силу и здоровье, провозглашает торжество светлого над тёмным.

Древнеримская скульптура (залы № 107, 109 и 114)

На первом этаже Нового Эрмитажа можно познакомиться с великолепной коллекцией древнеримской скульптуры. Произведения, являющиеся повторением древнегреческих шедевров, демонстрируются в залах Диониса, Юпитера и Геракла. Одно из самых известных изваяний - величественная статуя Юпитера.

Самые роскошные залы Эрмитажа

Как и в любом музее, располагающемся в бывшей монаршей резиденции, в Эрмитаже интересны не только экспонаты, но и интерьеры. Над оформлением залов Зимнего дворца трудились ведущие зодчие эпохи - Огюст Монферран, Василий Стасов, Джакомо Кваренги, Андрей Штакеншнейдер и другие.

Петровский (Малый тронный) зал (№ 194)

Невероятной красоты зал, созданный по проекту Огюста Монферрана, предназначался для малых приёмов. В отделке интерьера - много золотого и красного цветов, двуглавые орлы, короны, императорский вензель. Центральное место отводится трону Петра Великого.

Гербовый зал (№ 195)

Гербовый зал, выполненный по проекту Василия Стасова, служил для торжественных мероприятий. В оформлении доминирует золотой цвет, помещение освещают массивные люстры, на которых, если присмотреться, можно заметить гербы российских городов.

Общая длина залов Эрмитажа - порядка 25 километров

Георгиевский (Большой тронный) зал (№ 198)

Главный зал Зимнего дворца, где проходили большие официальные церемонии, был спроектирован Джакомо Кваренги, а после пожара 1837 года восстановлен Василием Стасовым. Над троном располагается мраморный барельеф, изображающий Георгия Победоносца. В интерьере образ двуглавого орла встречается десятки раз.

Павильонный зал (№ 204)

Одно из великолепнейших помещений дворца - Павильонный зал - детище Андрея Штакеншнейдера. Изысканный и гармоничный, он соединяет в себе античные, мавританские и ренессансные мотивы. Светом и воздухом его насыщают большие окна, арки, белый мрамор, хрустальные люстры. Дополняют интерьер белоснежные статуи, сложные мозаики, фонтаны-раковины. Кстати, именно здесь находятся часы «Павлин».

Лоджии Рафаэля (зал № 227)

Лоджии Рафаэля в Ватикане пленили Екатерину II, и она захотела создать их точную копию в Зимнем дворце. Художники мастерской под руководством Христофора Унтерпергера работали над созданием галереи росписей 11 лет. Результатом стали 52 сюжета из Ветхого и Нового завета. Не забыли и об изящных настенных орнаментах.

Просветы Нового Эрмитажа (залы № 237, 238 и 239)

Крупнейшие залы Нового Эрмитажа имеют стеклянные перекрытия, и потому называются просветами. Всего их три - Малый испанский просвет, Большой итальянский просвет и Малый итальянский просвет. Помещения украшены рельефами, торшерами из родонита и порфира, а также огромными вазами - шедеврами камнерезного искусства.

Александровский зал (№ 282)

Зал был создан Александром Брюлловым в память об Александре I и Отечественной войне 1812 года. Решённый в бело-голубых тонах, благодаря тонким колоннам и полуциркульным аркам он напоминает храм. Интерьер декорирован 24 медальонами, которые рассказывают о ключевых событиях войны с французами.

Личная гостиная Марии Александровны (зал № 304)

Ещё один роскошный зал - личная гостиная супруги Александра II Марии Александровны, интерьер которой проектировал Александр Брюллов. По его задумке, убранство помещения должно было напоминать царские палаты Московского Кремля. Стены сияют всеми оттенками золотого, а низкие сводчатые потолки с орнаментами создают ощущение нахождения в старинных хоромах.

Будуар Марии Александровны (зал № 306)

Небольшая комнатка, спроектированная Гаральдом Боссе, напоминает чудо-табакерку в стиле рококо. Золотой цвет здесь сочетается с гранатовым, стены украшают причудливые орнаменты и живописные вставки. Множество зеркал создают коридоры отражений.

Малахитовая гостиная (зал № 189)

Малахитовая гостиная была создана Александром Брюлловым после пожара 1837 года на месте Яшмовой. В интерьере - изящные колонны из малахита, мраморные стены, позолоченный потолок. Зал выглядит одновременно строгим и торжественным. Гостиная входила в жилую половину Александры Фёдоровны.

Маршрут по музею

То, о чём мы рассказали выше - лишь верхушка культурного айсберга, которым является Эрмитаж. Но, поверьте, знакомство с перечисленными шедеврами и великолепными залами подарит вам не только эстетическое наслаждение, но и желание углублять свои знания, вновь и вновь приходить в музей, открывать новые экспонаты и уголки и с наслаждением возвращаться к уже знакомым.

Подводя черту подо всем вышесказанным, предлагаем вам маршрут по музею, в который вошли самые известные произведения Эрмитажа и невероятной красоты залы.

Итак, вы в музее. Возьмите бесплатную карту на входе, поднимитесь по роскошной Иорданской лестнице и пройдите в Петровский зал (№ 194). Из него - в Гербовый зал (№ 195), а после - через Военную галерею 1812 года (зал № 197) в Георгиевский зал (зал № 198). Двигайтесь прямо до упора, поверните налево и вновь идите до упора: вы окажетесь в Павильонном зале (№ 204). Здесь вас поджидают часы «Павлин». Перейдите в следующий по нумерации зал и двигайтесь до зала № 214: здесь экспонируются «Мадонны» да Винчи. Следом по курсу - Тициан, которого можно увидеть совсем рядом - в зале № 221.

Переместитесь в следующий по нумерации зал, пройдите немного вперёд, сверните направо, и перед вами предстанут великолепные Лоджии Рафаэля (зал № 227). Из них вам нужно пройти в зал № 230, где представлен «Скорчившийся мальчик». Двигайтесь через итальянское и испанское искусство до зала № 240. Следующие три зала (№ 239, 238 и 237) - те самые просветы. Прямо из них перейдите в зал № 241, где находятся «Амур и Психея». Вновь пройдите через зал № 239, оттуда переместитесь в зал № 251 и дойдите до зала № 254, где можно увидеть Рембрандта. Развернитесь и идите до упора (зал № 248), поверните налево и вы окажетесь окружёнными холстами Питера Пауля Рубенса (зал № 247).

Теперь будет переход подлиннее: развернитесь, пройдите в зал № 256, оттуда - в зал № 272. Поверните налево и идите вперёд до упора. Теперь - направо и вперёд до Александровского зала (№ 282). Перейдите в зал № 290 и двигайтесь прямо (так, чтобы Дворцовая площадь была слева). Когда дойдёте до зала № 298, поверите налево, а затем направо. Снова идите прямо вплоть до личной гостиной Марии Александровны (зал № 304). Из неё проследуйте в будуар супруги Александра II (зал № 306). Пройдите в зал № 307, поверните налево и идите до упора (зал № 179). Здесь поверните направо, затем налево и пройдите вперёд до Малахитовой гостиной (зал № 189). Это и есть последний пункт нашего маршрута, по крайней мере на втором этаже.

Пройдите к Иорданской лестнице через залы № 190-192 и спуститесь на первый этаж. Если остались силы, загляните в залы античного мира, которые располагаются с левой стороны, если стоять спиной к лестнице. Если же сил нет, не расстраивайтесь и приходите в следующий раз! Вас будут ждать и Дионис, и Юпитер, и тысячи других обитателей Эрмитажа.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵

Сложно переоценить значение многогранного функционера, всеобъемлющего гения эпохи Возрождения - художника, мыслителя, научного работника, изобретателя. В лице Леонардо да Винчи воплотились отважные и заветные желания его современников, людей Возрождения - эпохи самого большого современного переворота. Настойчиво и неутомимо рвется Леонардо освоить и абсолютно точно взять в толк настоящий, земной мир - великолепный мир, находящийся вокруг человека; настигнуть закономерность в жизни природы, уловить оттенки света и цвета вещей и воздуха; усвоить механику перемещения и существования человеческого тела - прекраснейшего создания природы; в конце концов, заглянуть в душу, во внутренний мир человека и взять в толк этот внутренний мир в неразрывной связи с материальной жизнью, подметить жесты и взоры, раскрывающие душевные перемещения человека.

Картин Леонардо да Винчи дошло настоящего времени очень мало, и из них, хранящиеся в Эрмитаже составляют значительную долю е художественного наследия.

В 214 -м зале Эрмитажа выставлены дв небольшие картины. Это произведен Леонардо да Винчи (1452- 1519) Мадонна Бенуа и Мадонна Литта. Обе написаны на один и тот же сюжет: мадонна с младенцем. Больше карти Леонардо на эту тему не сохранилось сохранилос

«Мадонна с цветком» - одна из первых работ молодого Леонардо. Это не слишком большая картина непрезентабельного камерного проекта. Дизайнер берет тему, немало разрабатывавшуюся его предшественниками и современниками. Уже они в образе мадонны видели не олицетворение небесных сил, а поэтическое воплощение женственности и материнства. Хотя дизайнеры XV в. еще чегото недоговаривали в собственных произведениях, их мадонны казались скованными в перемещениях и чувствах, хранили в собственном виде остатки условности. Картина была написана на доске, а позднее, поступив в Эрмитаж, переведена на холст.

В работе над «Мадонной Бенуа» Леонардо использовал технику масляной живописи, которую до того во Флоренции практически никто не знал. И хотя краски за пять столетий неизбежно изменились, став менее яркими, всё же отчётливо заметно, что молодой Леонардо отказался от традиционной для Флоренции пестроты красок. Вместо этого он широко использует возможности масляных красок, чтобы точнее передать фактуру материалов и нюансы светотени. Голубовато-зелёная гамма вытеснила с картины красный свет, в который обычно облачали Мадонну. В то же время для рукавов и плаща был выбран охристый цвет, гармонизирующий соотношение холодных и тёплых оттенков.

Вторая картина Леонардо да Винчи, хранящаяся в Эрмитаже, - «Мадонна Литта» - завершена несколькими годами позднее. На этот раз дизайнер избрал наиболее жесткий вид лица Мадонны, выдержал картину в иной красочной гамме, в том числе и обратился вновь к технике темперы, внеся в нее, однако, ряд свежих способов (Леонардо неустанно проводил различные эксперименты) Хотя главный содержание, идейное содержание произведения то же, что и ранее: такая же человечность, такая же любовь к настоящим, живым чувствам людей пронизывает все произведение.

Некоторые искусствоведы обращают внимание на необычные для авторской манеры Леонардо элементы картины, в частности, на неестественную позу младенца. Предполагается, что по крайней мере фигура младенца принадлежит кисти одного из учеников Леонардо, скорее всего, Больтраффио.

Работа была написана для правителей Милана, потом перешла к семье Литта, и несколько столетий находилась в их частной коллекции. Первоначальное название картины - «Мадонна с младенцем» . Современное название картины происходит от имени её владельца - графа Литта, владельца фамильной картинной галереи в Милане. В 1864 году он обратился в Эрмитаж с предложением купить её вместе с несколькими другими картинами. В 1865 году вместе с другими тремя картинами. Мадонна Литта была приобретена Эрмитажем за 100 тысяч франков.

Интересные факты: - эскиз головы Мадонны, выполненный Леонардо при подготовке картины, сейчас хранится в Лувре; - Павел Коган и Сергей Соловьёв в 1966 году сняли скрытой камерой документальный фильм «Взгляните на лицо» - о посетителях Эрмитажа, рассматривающих Мадонну Литта; - картина присутствует в одном из кадров фильма 2006 года «Код да Винчи» ; - картина была использована в оформлении альбома «Существо» музыканта Дельфина.

На обоих картинах Да Винчи помещает Мадонну с Младенцем в полутёмной комнате, где единственным источником света является расположенное в глубине двойное окно. Его зеленоватый свет не может рассеять полумрак, но в то же самое время является достаточным, чтобы высветить фигуру Мадонны и юного Христа. Основную «работу» совершает свет, льющийся слева сверху. Благодаря ему мастеру удаётся оживить картину игрой светотени и вылепить объём двух фигур.

Вполне вероятно, что обе картины были первыми работами Леонардо как самостоятельного живописца. На тот момент ему было всего 26 лет и уже шесть лет, как он покинул мастерскую своего учителя Андреа Верроккьо. У него уже был собственный стиль, но, разумеется, он в большой степени опирался на опыт флорентийцев XV века. Также не подлежит сомнению тот факт, что Леонардо знал о картине «Мадонна с младенцем» , исполненной его учителем в 1466 -1470 годах. Как следствие, для обеих картин общими чертами являются как трёхчетвертной поворот тел, так схожесть образов: юность обеих Мадонн и крупные головы Младенцев.

Входит в «высшую лигу» мировых музейных сокровищниц. В его коллекции - три миллиона экспонатов, а великолепное собрание, начатое еще Екатериной Великой, пополняется по сей день. Предлагаем короткий тур по Эрмитажу - и 10 картин, которые обязательно нужно посмотреть.

Леонардо да Винчи. Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа)

Италия, 1478–1480 годы

Второе название происходит по фамилии владельцев картины. При каких обстоятельствах произведение великого Леонардо попало в Россию, до сих пор неизвестно. Существует легенда, что семейство Бенуа купило ее у бродячего цирка. Шедевр достался Марии Сапожниковой (после замужества - Бенуа) в наследство от отца. В 1914 году Эрмитаж приобрел у нее эту картину. Правда, после революции, в тяжелые 1920–30-е годы, правительство СССР чуть не продало ее министру финансов США, страстному коллекционеру Эндрю Меллону. Искусствоведам, выступавшим против этой продажи, повезло: сделка сорвалась.

Рафаэль. Мадонна с Младенцем (Мадонна Конестабиле)

Италия, около 1504 года

«Мадонна с Младенцем» - одно из ранних произведений Рафаэля. Александр II приобрел эту картину в Италии у графа Конестабиле для любимой жены Марии Александровны. В 1870 году этот подарок обошелся императору в 310 тысяч франков. Продажа работы Рафаэля возмутила местную общественность, однако у итальянского правительства не было средств, чтобы выкупить картину у владельца. Собственность императрицы сразу же была выставлена в здании Эрмитажа.

Тициан. Даная

Италия, около 1554 года

Полотно Тициана Екатерина II приобрела в 1772 году. Картина написана по мотивам мифа, в котором царю Акрисию предсказали, что он умрет от руки собственного внука, и чтобы избежать этого, он заточил свою дочь Данаю в темницу. Однако находчивый бог Зевс все же проник к ней в виде золотистого проливного дождя, после чего Даная родила сына Персея.

Екатерина II была просвещенным монархом, обладала прекрасным вкусом и отлично понимала, что именно надо приобретать для своей коллекции. В Эрмитаже есть еще несколько картин с подобным сюжетом. Например, «Даная» Фервилта и «Даная» Рембрандта.

Эль Греко (Доменикос Теотокопулос). Апостолы Петр и Павел

Испания, между 1587–1592 годом

Картину подарил музею в 1911 году Петр Дурново. За несколько лет до этого Дурново показывал ее на выставке императорского общества поощрения художеств. Тогда об Эль Греко, которого считали весьма посредственным художником, заговорили как о гении. В этом полотне живописец, который всегда был далек от европейского академизма, оказался особенно близок византийской иконописной традиции. Он постарался передать духовный мир и характеры апостолов. Павел (в красном) напорист, решителен и уверен в себе, а Петр, напротив, - сомневающийся и колеблющийся… Считается, что в образе Павла Эль Греко запечатлел самого себя. Но исследователи об этом до сих пор спорят.

Караваджо. Юноша с лютней

Италия, 1595–1596 годы

Караваджо - известный мастер барокко, перевернувший своим «погребным» светом сознание нескольких поколений европейских художников. В России хранится лишь одна его работа, которую художник написал еще в юные годы. Для картин Караваджо характерна некая драма, есть она и в «Лютнисте». В нотной тетради, изображенной на столе, записана популярная в то время мелодия мадригала Якова Аркадельта «Вы знаете, что я вас люблю». А треснувшая лютня в руках юноши - символ несчастной любви. Полотно приобрел Александр I в 1808 году.

Питер Пауль Рубенс. Портрет камеристки инфанты Изабеллы

Фландрия, середина 1620-х годов

Несмотря на название, считается, что это портрет дочери художника - Клары Серены, умершей в 12 лет. Картина создана уже после смерти девушки. Художник тонко выписал и пушистые волосы, и нежную кожу лица, и задумчивый взор, от которого невозможно отвести глаза. Перед зрителем возникает одухотворенный и поэтический образ.

Картину в коллекцию Эрмитажа приобрела Екатерина II в 1772 году.

Рембрандт ван Рейн. Возвращение блудного сына

Голландия, около 1668 года

Одну из самых известных и узнаваемых картин Рембрандта Екатерина II купила в 1766 году. Евангельская притча о блудном сыне волновала художника на протяжении всей его жизни: первые рисунки и офорты на этот сюжет он создал еще в 1630–40-е годы, а за написание картины взялся в 1660-е. Полотно Рембрандта стало вдохновением и для других творческих личностей. Композитор-авангардист Бенджамин Бриттен под впечатлением от этой работы написал оперу. А режиссер Андрей Тарковский процитировал «Возвращение блудного сына» в одной из заключительных сцен «Соляриса» .

Эдгар Дега. Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия)

Франция, 1875 год

Картина «Площадь Согласия» была перевезена в Россию после Второй мировой войны из Берлина - там она хранилась в частном собрании. Полотно интересно тем, что, с одной стороны, это портрет, а с другой - типичная для импрессионистов жанровая зарисовка из жизни города. Дега изобразил своего близкого друга, аристократа Людовика Лепика, вместе с двумя дочерьми. Многофигурный портрет до сих пор хранит в себе немало загадок. Неизвестно, когда и при каких обстоятельствах картина была создана. Искусствоведы предполагают, что работа была написана в 1876 году и не на заказ. Другой подобной картины ни до, ни после художник не писал. Нуждаясь в деньгах, он продал все же полотно графу Лепику, и до конца XIX века о нем не знали. После падения Берлина в 1945 году шедевр в числе других «трофейных» произведений был отправлен в Советский Союз и оказался в Эрмитаже.

Анри Матисс. Танец

Франция, 1909–1910 годы

Картина была создана по заказу Сергея Щукина, известного русского коллекционера французской живописи XIX - начала XX века. Композиция написана на тему золотого века человечества, и потому на ней изображены не конкретные люди, а символические образы. Матисс вдохновлялся народными плясками , которые, как известно, хранят в себе ритуальность языческого действа. Неистовство древних вакханалий Матисс воплотил в сочетании чистых цветов - красного, синего и зеленого. Как символов Человека, Неба и Земли. Картина была передана в Эрмитаж из московского собрания Государственного музея нового западного искусства в 1948 году.

Василий Кандинский. Композиция VI

Германия, 1913 год

В Эрмитаже есть целый зал, посвященный творчеству Василия Кандинского . «Композиция VI» была создана в Мюнхене в мае 1913 года - за год до начала Первой мировой войны. Динамичная яркая картина написана свободными и размашистыми мазками. Первоначально Кандинский хотел назвать ее «Потоп»: в основу абстрактного полотна лег библейский сюжет. Однако позже художник отказался от этой идеи, чтобы название работы не мешало зрительскому восприятию. Полотно поступило в музей из Государственного музея нового западного искусства в 1948 году.

В материале использованы иллюстрации с официального сайта

Леонардо да Винчи подарил миру множество шедевров в области науки, медицины, инженерии. Не менее высоко ценится и его вклад в искусство.

Живопись да Винчи считается мировой классикой, каждое полотно которой – символ эпохи Возрождения.

Произведениями можно насладиться в Эрмитаже, Лувре, Уффици, а также в других заведениях разных стран.

Названия и краткое описание картин

Современный Эрмитаж, находящийся в Санкт-Петербурге, хранит в своих стенах две картины Леонардо:

  • «Мадонна Бенуа»;
  • «Мадонна Литта».

Обе работы помещены в зале №214 Большого (Старого) Эрмитажа.

«Мадонна Бенуа» - фото

«Мадонна Бенуа» или как часто её называют «Мадонна с цветком» была выполнена приблизительно в 1478 году, когда молодой да Винчи находился во Флоренции. Уже тогда гений иначе смотрел на мир, поэтому создал Мадонне простое, юное и не особо красивое лицо. Другие художники рисовали её взрослой и подчеркнуто прекрасной.

Также мастер вышел за рамки портрета, создав жанровую сцену. Младенец Иисус не просто сидит на коленях матери, он играет с цветком, протянутым ею. Это кажется молодой девушке очаровательным, на её губах застывает нежная улыбка, а в глазах ясно читается душевное тепло.

«Мадонна Литта» - фото

«Мадонну Литту» мастер создал в 1490 году. Изображенные на ней персонажи – Мадонна и младенец Иисус кардинально отличаются от тех, которые помещены на картину «Мадонна Бенуа». Теперь девушка выглядит старше, строже. В её глазах, как и раньше, читается любовь и нежность, но от улыбки остался только намёк, а наивность во взгляде уступила место задумчивости. У ребёнка кудри на голове, в то время как Иисус «Мадонны Бенуа» лысый. Художник добавил на новую картину пейзаж за окнами, погружающий в атмосферу спокойствия.



Просмотров