Энциклопедия сказочных героев: "Репка". В чем смысл сказки «Репка»? Социологическая сказка репка

ВОСПИТАНИЕ РУССКОЙ СКАЗКОЙ

Русские народные сказки можно читать детям любого возраста. Обычно, русские сказки о животных больше нравятся малышам. До пяти лет дети легко идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. К тому же, в раннем возрасте обязательно нужны сказки с повторяющимися действиями («Репка «, «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса»). Часто дети просят читать одну и ту же сказку помногу раз. Зачастую, они точно помнят детали и не дают родителям отступить от текста ни на шаг. Это естественная особенность психического развития крохи. Поэтому русские сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.

Подросткам будут интересны бытовые русские сказки («Хорошо, да худо», «Каша из топора», «Неумелая жена»). Они рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам.

Нет сомнения, что чтение русских народных сказок доставит детям и взрослым много счастливых минут. Сказки мудры и учат людей высокой нравственности незаметно, ненавязчиво. Как на крыльях они уносят нас в воображаемый мир, заставляя дивиться богатству народной выдумки. В народном творчестве сказка — вероятно, и есть самое большое чудо.

Репка .
Русская народная сказка.

Посадил дед репку и говорит:
- Расти, расти, репка , сладкá! Расти, расти, репка , крепкá!
Выросла репка сладкá, крепкá, большая-пребольшая.
Выросла репка огромная.
Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может.Позвал дед бабку.
Бабка за дедку,
Дедка за репку -
Позвала бабка внучку.
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку -
Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала внучка Жучку.
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку -
Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала Жучка кошку.
Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку -
Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала кошка мышку.
Мышка за кошку,
Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку -
Тянут-потянут - и вытянули репку.

Забытая суть русских сказок.

Одним из примеров искажений является «Сказка о репке», известная всем с самого раннего детства. В изначальном славянском варианте данная сказка указывает на взаимоотношение поколений, а также указывает на взаимодействие временных структур, форм жизни и форм существования.

В современном варианте этой сказки не хватает еще двух элементов, существовавших изначально – Отца и Матери, без которых получается семь элементов, т.к. у христиан семеричная система восприятия, в отличии от девятиричной славянской системы.
В изначальной сказке было девять элементов, в каждом из которых был свой скрытый образ:
Репка – достояние и мудрость Рода, его корни. Она как бы объединяет земное, подземное и надземное;
Дед – Древняя Мудрость;
Бабка – традиции дома, хозяйственность;
Отец – защита и опора;
Мать – любовь и забота;
Внучка – дети, внуки;
Жучка – достаток в Роду, есть что охранять;
Кошка – благостная обстановка в Роду, т.к. коты являются гармонизаторами энергии человека;
Мышка – благосостояние семьи, где нечего есть – и мыши не водятся.
Но христиане убрали Отца и Мать, и заменили их образы на защиту и опору от церкви, а заботу и любовь – на Христа.
Изначально смысл заключался в следующем: иметь связь с Родом и Родовой Памятью, жить в гармонии с родными и иметь Счастье в семье. Может отсюда и пошло выражение – «Дать по репе – чтобы наступило просветление».

СКАЗКА РЕПКА — массаж- гимнастика для ребенка 3-5 месяцев

1. «Посадил дед репку» (сгибаем в коленках обе ножки)
2. «Выросла репка большая-пребольшая» (берем в руки ладошки малыша и прямыми ручками рисуем в воздухе большой круг: «Вот такая!»)
3. «Стал дед репку тянуть» (сгибаем-разгибаем обе ножки в коленках 3 раза и оставляем согнутыми: «Тянет-потянет, тянет-потянет, тянет-потянет, а вытянуть не может!»)
4. «Позвал дед на помощь бабку. Бабка идет, с ноги на ногу переваливается, топ-топ» (поднимаем прямые ножки вверх поочередно 3-4 раза)
5. «Стали они вместе репку тянуть. Тянут-потянут, а вытянуть не могут!» (см. пункт 3)
6. «Позвали они тогда на помощь внучку. Внучка легкой походочкой идет, топ-топ-топ» (сгибаем ножки в коленках поочередно 3-4 раза)
7. См. пункт 5.
8. «Позвала внучка тогда на помощь Жучку. Жучка на помощь вприпрыжку бежит, прыг-скок» (делаем «велосипедик», 3-4 раза)
9. См. пункт 5.
10. «Позвала Жучка на помощь Кошку. Кошка лапками мягко ступает и мурлычет, мур-мур» (берем ножки малыша, сгибаем в коленках и делаем круговые движения поочередно вправо и влево, 4 раза)
11. См. пункт 5.
12. «Что же делать? Как нам быть? Как же репку нам добыть?» (берем ручки малыша, разводим их в разные стороны и поочередно сгибаем к грудке)
13. «Решила Кошка поймать им в подмогу мышку, хоп-хоп-хоп!» (сводим прямые ручки малыша перед грудью и опять разводим в стороны 3 раза)
14. «Но мышка была маленькая, проворная и убежала. Тогда кошка решила ловить по-другому. Ловила-ловила, ловила-ловила, и поймала!» (разводим прямые ручки в стороны и сводим вместе, поворачивая малыша на бочок, поочередно, то направо, то налево, по 2-3 раза в каждую сторону. При этом, когда поворачиваемся последний раз, можно попробовать перевернуться на животик)
15. «А Мышка была очень сильная мышка и сказала: «Так и быть, помогу вам, давайте вместе тянуть вашу репку!» (сгибаем-разгибаем в локтях разведенные в стороны прямые ручки 3-4 раза)
16. «Стали они тянуть репку все вместе. Тянут-потянут, тянут-потянут, тянут-потянут – вот и вытянули репку!» (поднимаем-опускаем прямые ручки поочередно вверх-вниз, а в конце, на словах «вытянули репку!», подтягиваем малыша за обе ручки, переходя в положение сидя. Для деток постарше можно «вытянуть репку» несколько раз)

Народная игра: «Репка »

В забавную игру «репка » играли когда-то в Вятке. Тот, кому довелось быть репкой, крепко цеплялся за столб или дерево. Сзади за талию его обхватывал другой игрок, того - третий и так далее. Один или двое водящих старались «выдернуть репку», начиная тянуть последнего в цепи. Если это удавалось, то почти все, как правило, оказывались на земле - равновесие сохранить было очень трудно, лишь самые ловкие могли удержаться на ногах. Но часто цепь разрывалась посредине. «Лыч! Лыч!» - кричали устоявшие и потешались над теми, кто свалился, не отведав репки…

А вот и «редька». У туляков эта игра, по свидетельству Е.А. Покровского, велась таким образом: играющие садятся вереницей, один сзади другого. Каждый по талии крепко обхватывает сидящего впереди его. Задний из сидящих называется «маткой» или «бабкой», остальные «редьки». Один по жребию или по взаимному соглашению водит и называется Ивашка Попов. Он, подходит к «бабке» и ведет с ней, такой разговор:
- «Тук-тук!»
- «Кто тут?»
- «Ивашка Попов»,
- «Зачем пришёл?»
- «За редькой».
- «Не поспела, приходи завтра», Ивашка Попов отходит в сторону, но скоро возвращается и снова ведет тот же разговор:
- «Тук-тук»
- «Кто тут?»
- «Ивашка Попов».
- «Зачем пришёл»
- «За редькой».
- «Дёргай сам, какую хочешь». Ивашка Попов подходит к передней «редьке» и дёргает её, то есть старается вытащить из объятий второй «редьки». Выдернув одну, вместе с выдернутой «редькой» принимается за другую, потом втроём за третью и так далее, пока не выдернет всех.
(П. Шевырев. Журнал «Семья и Школа»)

Для самых маленьких детей эта сказка хорошо подойдет в качестве одной из первых - довольно простой сюжет, а действия героев довольно понятны.

С репой связано немало фольклорных мотивов, например, загадок и поговорок, ведь она когда-то была одним из основных продуктов крестьянского рациона. Известно, например, выражение «проще пареной репы».

Однако сказка проста лишь на первый взгляд - в ней скрыто немало очень важных и ценных идей. По мере взросления их можно обсудить с ребенком, а может быть, малыш и самостоятельно для себя их откроет.

Вместе - лучше!

Во-первых, в «Репке» наглядно показано, как усилия и деда, и бабки не могут принести результата - отчаявшись, они зовут на помощь и , и Жучку, и кошку, но так и не могут вытащить огромный корнеплод. Но вместо того, чтобы отчаиваться и расстраиваться, они принимают верное решение - позвать еще и мышку. И усилия самого маленького животного оказываются тем самым недостающим звеном в цепи - репка благополучно извлекается из земли!

Но здесь заложена не только о том, что совместными усилиями можно добиться большего результата и успеха. Маленькая из русской народной сказки служит хорошим примером, что в «командной игре» важен каждый - как дед (глава семьи), так и внучка (подрастающее поколение, которое должно помогать старшим), и даже самый маленький зверек, традиционно считающийся вредителем.

Во-вторых, вернее, уже в-третьих, интересно, что все герои не только действуют сообща, но и с готовностью приходят на помощь. Объединенная и сплоченная семья - еще один важный вывод, который можно сделать, обсуждая с ребенком прочитанную сказку. Если представить, что бабка или внучка, занятые своими делами, или просто не желающие помочь деду, отказались бы прийти на зов, семья могла бы остаться . В этом и заключается еще один смысл - на благо семьи с удовольствием работает каждый из членов, включая самых маленьких.

Мышка за кошку, кошка за Жучку...

«Как кошка с собакой» - довольно распространенное выражение, которое используют, например, чтобы описать все время ссорящихся супругов. И кошки с мышами известны своей взаимной, мягко говоря, неприязнью - этому посвящено множество как сказок, так и современных мультфильмов, стоит вспомнить одного только «Тома и Джери». Однако в простой и мудрой сказке нет ни тени вражды - ни между Жучкой и кошкой, ни между кошкой и мышкой - ведь их общие усилия объединяет не только готовность помочь деду, но позаботиться о своей семье.

По мнению специалистов, детям раннего возраста довольно часто представляется, что вся эта дружная команда - одна семья. Да и в настоящее время кошки и собаки, живущие в квартире или доме, очень часто являются настоящими членами семьи.

Нередко дети повзрослее задают вопросы типа: «а где же мама и папа внучки?». Отвечая на этот вопрос, у родителей есть прекрасная возможность дать своему ребенку представление о том, кто такие крестьяне, где, как и когда они жили, пробудив таким образом, тягу к изучению отечественной истории. Это может оказаться очень полезным некоторое время спустя, когда ребенок пойдет в школу.

Вспомним основной вопрос Теневого Анализа сказок: «Что не названо в сказке, но, скорее всего, там есть?»

Так что не названо в сказке «Репка»? Важнейший, но не прописанный открыто момент сказки – семейные отношения бабки, деда и внучки.

Кажется, о них там ни слова ни полслова... А вот и не так! Давайте-ка поиграем с вами в примитивную игру: «Продолжите логическую цепочку». 1_4_7_10_13_16_?

Очевидно, что следующее число (пропускаем два – даём третье) – 19! Всем ясна закономерность такого выстроенного логиком ряда.

Точно такую же строгую закономерность (орнамент, рисунок, ритм) являет собой и выстроенный ряд персонажей «Репки».

Апеллирует узор Репки не к очевидности и не к рассудку, а к Интуиции и к Бессознательному!

Поэтому-то и требуется нам Теневой Анализ сказки.

Он требуется ещё и потому, что та правда, которую впрямую не договаривает сказка, не очень-то … удобная!

Итак, начнём с хвоста, с конца, а не так, как повествует сказка. Пойдём от мышки, а не от репки.

Вот матрица-шаблон, который будет потом повторяться, как узор, по всей длине цепочки:

Последней в ряду стоит мышка. Прямо перед ней, но повёрнутая к ней спиной, стоит её естественный враг и притеснитель – кошка.

Следующая в ряду кошка. Прямо перед ней, отвёрнутый от кошки спиной, естественный враг и притеснитель кошек – собака Жучка.

Жучка. Перед ней естественный враг и притеснитель собак – ребёнок-внучка. Так же отвёрнутая от своей жертвы.

Внучка. Прямо перед ней естественный враг и притеснитель всех внучек – Бабка!

Бабка. Прямо перед ней, повёрнутый к ней спиной, естественный враг и притеснитель всех бабок – Дедка!..

И, наконец, Дедка. Прямо перед ним естественный враг и притеснитель всех дедок – Тяжёлая Крестьянская Работа – хлеб, добываемый в поте лица. Большая-пребольшая Репка...

Вот это семейка...

Оказывается, что из каждого умильного персонажа этой сказочки так и льётся … агрессия.

Дед устаёт пахать.

Дед колотит и ругает бабку. (Заставляет её блюсти чистоту в хате, ставить вовремя горячие щи на чистый стол).

Бабка тоже не ангел Божий. Пока дед пашет, она дома колотит и ругает внучку. (Заставляет её рано вставать, чистить и мыть дом, носить воду, помогать готовить обед, прясть, и не разрешает смотреть бесцельно в окна и гулять допоздна с девками).

Ну а внучка что? Тоже девочка не подарок! Внучка «отрывается» на собаке Жучке. Дрессирует эту прожорливую скотину, учит охранять дом и слушаться хозяйку.

Ну а уж собака, известно, «за шиворот треплет кота», который, как известно, «гоняет синицу», то есть – в нашем случае – мышку, но тоже воровку пшена из амбара, вместе со своим обширным мышиным семейством...

Не гоняй собака кота, он бы слизал все пеночки со сливок в погребе, да горшки побил. Не гоняй кот мышей, не регулируй их поголовье – чума была бы на оба ваши дома, включая деревню, что за рекой...

Что есть «насилие в семье»? Как классические сказки лечат современные мифы

Когда Читатель узнаёт о таких притеснениях между животными, он радуется за то, что в мире есть порядок. Но когда Читатель вспоминает, что такие же точно отношения между собой демонстрируют в сказке внучка, бабушка и старик-дед, Читатель начинает негодовать.

«Правильно, – говорит Читатель, – Что собака гоняет кота, а кот – мышей. Но неправильно, что дед «даёт чертей» бабке, а та – внучке. К женщинам и к детям нужно быть погуманней».

Сейчас Читатель убедится в том, насколько он не прав, и насколько современные мифы о «гуманизме» разрушают гармонию и миропорядок.

Бабка-притеснитель внучки, дед-притеснитель бабки, тяжёлая работа-притеснитель деда – это так же «нужно» и «справедливо», как и кот-притеснитель, разносящих чумную бациллу мышей и собака, не пускающая кота шкодить по столам и погребу.

Если бы бабка не притесняла внучку...

Не заставляла бы вставать рано, осваивать домашние ремёсла, пускала бы гулять и дозволяла проводить время в безделье?

Выросла бы ни к чему не приспособленная неумеха, страдающая от обжорства, скуки, уныния и апатии, или же, наоборот – егоза, не находящая себе покоя от блудного возбешения (смотря по темпераменту).

Если бы дед не притеснял бабку, случилось бы с женской половиной дома точь-в-точь – всё то же самое.

Если бы Внучка не притесняла Жучку?

Если бы у этой девочки-подростка не было бы «своего» животного, лучше всего – собаки, коровы (раз нет ни лошади ни ловчего сокола) – за кого бы она несла ответственность, о ком бы училась заботиться, кого бы «воспитывала»?

Так и не выучилась бы она навыку зачаточного лидерства. Любимой жалобой стала бы у неё фраза: «Меня никто не слушается! Я говорю, а они не делают!» Такой матери даже её годовалый ребёнок сядет на шею и будет ею вовсю помыкать!

Теперь вы понимаете, что даже сказка «Репка» учит родителей: «У ребёнка, чтобы он гармонично развивался и воспитывал в себе качества лидера, должна быть собака». (Только не вешайте эту же собаку вместе с ребёнком на свою родительскую шею в качестве ещё одной дополнительной обузы!)

Ну а если бы работа не притесняла дедку – это уж очевидно. Было бы нечего есть. И чем больше репка (чем сложнее работа), тем больше еды в доме, но тем и сложнее управиться с этой самой работой!

Так чему же здесь учит нас «Репка»? Чтобы мужчина управился со своей тяжёлой работой, управляться приходится всем вместе (по силам каждого), слагая общие усилия.

И вот теперь мы переходим ко второму уроку сказки «Репка»

«Притеснение» конструктивное и... совсем неконструктивное

То, что в этой милой семье все друг друга притесняют вовсе не означает, что там творится «дурдом и кошмар» или что все «едят друг друга поедом». Нужны доказательства? Да они же в самой сказке!

В момент, когда это стало необходимо, все «враги» сумели перестать друг друга притеснять и объединились. Зачем? Чтобы спасти деда, чтобы помочь ему справиться с его тяжёлой и, между прочим, срочной работой!

Своему-самому перспективному кормильцу – деду – они не совали палки в колёса, не встречали его на пороге криками: «Посмотри, что у дочери делается в дневнике!» или «Когда ты починишь кран в туалете!»

Ему (деду) как-то, знаете, сейчас не до этого. У него квартальный отчёт и ревизия. Простите, – созрела репка...

Если глава семьи – муж – решился написать и защитить докторскую диссертацию, здравомыслящая семья обычно начинает ходить на цыпочках мимо выделенной ему под кабинет самой светлой комнаты и даже готовить отдельную диетическую еду – для утомлённого папы.

Никто не пишет докторскую диссертацию по ночам, на краешке неубранного липкого кухонного стола.

Потому что семья, которая живёт по здоровому архетипу дружной «Репки», понимает: когда папа станет академиком (а он станет, если вы не помешаете), всем будет жить гораздо сытней и гламурнее.

Таким образом, русская сказка «Репка» – есть отпечатанный в сознании каждого архетип и модель правильных семейных отношений.

Они не идеальны и не должны быть таковыми!!!

Требовательность деда к бабке и бабки к внучке не пересекается с полем термина «Семейное насилие». Это о другом...

Это та Иерархия, то соподчинение, которое помогает Семье выжить, да ещё и существенно преуспеть.

(Помните, что репка «большая-пребольшая»?)

Третий урок великой русской сказки «Репка»

«Где мамка с тятькой?»

Третий Теневой Аспект анализа сказки связан с инициацией и отрывом от родительского гнезда, полной «удушающей» опеки.

Неважно, как девочка потеряла своих родителей. Умерли они? Пошли работать «в люди»? Нанялись подёнщиками... Полная ли она сирота от рождения?

Чужие «дед и бабка» (а не матушка и батюшка) – это приёмные родители, это – тот же архетип «мачехи», один из его изводов, более мягкий.

«Репка» – это сказка о сиротке. О девочке, с малых лет отданной «в люди», в выучку к хозяевам, на воспитание к дальней родне...

Практически в каждой русской сказке родные мать и отец (пока живы) холят и балуют родное дитятко. Не нагружают работой, дарят нарядами, тихо любуются на красоту своего чада.

Но такая ситуация не бывает вечной, и обычно она просто предшествует испытаниям.

К этому и подготавливает ребёнка заранее сказка «Репка».

Лучше уж пройти побыстрее суровую выучку у «гавкучей бабки» и научиться у неё ставить квашню и мести хату, чем столкнуться с вызовом стать самостоятельной умелой взрослой женщиной слишком поздно.

Когда отсутствие у тебя простых навыков выживания вызовет у людей только смех, раздражение и осуждение.

По сути, сказка «Репка» – это и «Школа для матерей».

Сбалансированная, гармоничная мать – это та мать, которая умеет играть одновременно роль и сказочной «матушки родной», что только любуется своим дитятком, и «старухи», которой отдают девочек в суровую науку.

Сумеет ли Внучка, героиня сказки, принести пользу в «командной работе» и помочь дедушке вытянуть важную для всех репку? Скорее всего – да.

Ведь внучку, к счастью, так качественно «притесняет» её учительница – её бабка!

Известны версии «Репки» в сборниках Ончукова («Северные сказки», 1908 – записана в Лижме Петразаводского уезда Олонецкой губернии), Бессонова («Детские песни», 1868).

Многие писатели, среди них В. И. Даль, К. Д. Ушинский, А.Н. Толстой, переработали инвариантный сюжет и написали свои версии сказки.

Явный смысл сказки о репке

Взаимопомощь – это первое что приходит на ум, когда пытаешься раскрыть смысл сказки. Наталкивает на это цепочное построение сказки: когда герои друг за другом, просят помощи у последующего и в итоге вместе вытягивают репку.

В сказках, построенных также по цепочному принципу у других народов, добавлены дополнительные элементы, которые раскрывают другие качества: трудолюбие и смекалистость.

В русском варианте поучительный смысл в том, что любую работу, которая кажется непосильной, можно сделать, собравшись вместе. Нужно только попросить помощи (позвал дед бабку, позвала бабка внучку и т.д).

Почему «бабка за дедку дедка за репку» и т.д?

В сказке показана иерархическая модель взаимодействия, которую важно усвоить ребенку для выстраивания отношений в коллективе и семье.

Дед – глава семьи и хозяйства позвал жену – бабку.

Внучка, как младшая в семье, обязана помогать взрослым, её позвали следующей.

Заметим, бабка позвала внучку как первую помощницу по дому, а уже потом Жучку.

Почему внучка, а не сын или дочь?

Роль дедки и бабки в сказке следующая. Кроме того, что они символизируют старшинство в семье, они заменяют неподходящих по смыслу сказки родителей внучки. Если бы в сказке вместо деда репку тянул отец внучки, т. е. человек в расцвете сил, то образ мужчины как мужа и отца был бы подорван тем, что он не смог справится с такой простой задачей – вытягивание репки. Деду не вытянуть репку незазорно – он старый и немощный.

Внучка воспитывается у дедки с бабкой – это нормальное явление того времени. Вариант, в котором вместо дедки и бабки репку тянули отец и мать внучки не подходит для модели сказки, т. к. добавляет необходимость в описании второстепенных ненужных деталей.

Если в сказке говорится о дедке и бабке, то их взрослые дети наверняка живут отдельно. Просить помощи от них – это отвлекать тех от работы и признаться в собственном бессилии. Поэтому вокруг репки сплачивается все те люди и животные, которые выражают один коллектив. На примере вытягивания репки раскрыта тема взаимовыручки, которая должна присутствовать в любом коллективе.

Почему Жучка и кошка?

Первой помощницей человека заслуженно считается собака: она и охранник дома, и пастух, и верный друг. Как писал Дж. Биллингс: «Собака - это единственное существо на земле, которое любит тебя больше, чем себя». Поэтому внучка крикнула первой собаку. В первоначальной версии сказки у Афанасьева внучке помогает собака (в дальнейших интерпретациях она получила кличку Жучка), а той помогают «пять ног». Что это за «пять ног» – местечковое понятие, аллегория или шутка – непонятно. В литературе закрепилась версия, в которой собаке помогает кошка и мышка.

Но почему собака позвала ненавистную ей кошку?

В сказке умалчивается, но совершенно точно проглядывается тема примирения собаки и кошки: заклятых врагов между собой, но одинаково необходимых человеку. Было бы сложно на фоне других животных донести важность мира и согласия в коллективе. Примирение во имя благой цели – еще один важный смысл сказки.

Ребенок, услышавший сказку должен понять важность примирения: необходимость прощать и самому уметь просить прощения.

Кроме того, в сказке нет других домашних животных, что подчеркивает бедность старика и старухи. Поэтому от того, вытянут они репку или нет зависит что будет на обеденном столе. Репа для крестьянина – второй хлеб.

Что символизирует репка?

Репка – это центральный предмет сказки. Все связано с ней. Тема взаимопомощи и примирения закручена вокруг неё. Репка символизирует главную цель для человека, настолько главную, что вокруг неё сплотились и люди и звери.

Надежда Малькина
Чтение сказки Д. Родари «Большая морковка». Сопоставительный анализ с русской народной сказкой «Репка»

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №46»

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие»

«Чтение художественной литературы»

Тема : Чтение сказки Д . Родари «Большая морковка » . Сопоставительный анализ с русской народной сказкой «Репка »

Составила :

Воспитатель :

Малькина Н. А.

Г. о. Саранск 2017г.

Задачи :

Учить чувствовать и понимать сходство и различие в построении сюжетов, идеях двух сказок ;

Помогать детям замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте;

Продумывать разные варианты концовок.

Материалы и оборудование :

Игрушки : Маша и Медведь, разрезные картинки к сказке «Репка » , сказка Д . Родари «Большая морковка » , портрет писателя.

Ход занятия.

Воспитатель загадывает загадку про морковь :

Румяная красавица сидит в темнице, а коса на улице.

Что это? (Морковь )

Воспитатель : Ребята, я не просто так загадала вам эту загадку. Это значит, сегодня мы что-то узнаем интересное, новое, где главным героем будет морковка .

(Раздаются звуки, шум)

В.: Что это такое? Кто это может быть?

(Выходит в раздевалку, приносит игрушки «Маши» и «Медведя» )

Проходите, проходите, друзья. Сейчас все разрешим. Дети Вам помогут!

Ребята, Мишка обижается, что Маша вечно перепутывает все сказки , и никогда не рассказывает правильно . Вот и сейчас, она начала рассказывать сказку «Про морковку » , а Мишка уверяет, что такой сказки нет .

А Вы знаете такую сказку ? (Ответы детей)

В.: А я такую сказку , друзья, знаю и сейчас вам ее прочитаю. Написал эту сказку итальянский писатель Джанни Родари (Выставляет портрет писателя) . Называется сказка «Большая морковка »

(Воспитатель читает сказку без концовки ) .

В.: Ребята, на какую русскую народную сказку похожа эта сказку по содержанию (Репка )

Что общего в этих сказках ?

(Сажали, никак не вытянут, зовут на помощь)

Чем они отличаются?

(В итальянской сказке сажают морковку , а в русской - репку )

В.: Я приглашаю вас поиграть в игру «Репка »

Репка , репонька, – идут по кругу

Очень крепонька. – стоят, руки на поясе

Ты на месте покружись, - кружатся

А потом остановись. – стоят

Раз, два – не зевай – хлопают в ладоши

Танец – пляску начинай – под музыку выполняют танцевальные движения

(Дети садятся на стульчики)

В.: Давайте вспомним начало сказки «Репка »

(Посадил дед репку , выросла репка большая , пребольшая )

В.: А как начинается итальянская сказка ?

(Как раз посадил крестьянин в своем огороде морковь и стал ухаживать за ней)

В.: Вспомните, а как заканчивается русская сказка ?

(Мышка за кошку, кошку за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – и вытянули репку )

В.: А вот в итальянской сказке конца вы так и не услышали. Джанни Родари придумал целых 3 окончания к ней. Он очень хотел, чтобы вы сами выбрали, какой вам больше понравится , но можете придумать и свое если захотите.

(Воспитатель зачитывает последовательно все три окончания сказки ).

В.: Какой конец сказки вам понравился больше ? Почему?

(Спрашивает 2-3 ребенка)

В.: Скажите, а какое окончание сказки самое веселое .

В.: Вы молодцы, ребята! Каждый высказал свое мнение .

В.: Ну что же, друзья. Вот и услышали вы итальянскую сказку «Большая морковка » . Кто помнит имя автора этой сказки ? (По необходимости говорит сам, спрашивает одного-двух детей.)

В.: (Обращаясь к медведю) Так что ты, Миша, Машу строго не суди. Она конечно фантазерка, но сегодня Маша была права, такая сказка есть . И мы ее тоже узнали.

В.: (Обращаясь к детям) Вам понравилась сказка ?

Как называется?

С какой сказкой очень похожа ?

А кому бы вы хотели ее рассказать сегодня вечером дома?

Молодцы! Занятие закончилось.

Приложение :

А теперь я расскажу вам историю про самую большую на свете морковку . Вы, конечно, уже не раз слышали про нее, но, по-моему, все же дело было так. Как-то раз посадил крестьянин в своем огороде морковь и стал ухаживать за ней : поливал, выпалывал сорняки – словом, делал все как полагается. Когда пришло время, принялся собирать урожай – выдергивать морковь из земли . И вдруг ему попалась какая-то особенно большая морковка . Тянет он ее, тянет, а вытянуть не может. Пробует и так, и этак, да не может! Наконец не выдержал, позвал жену : – Джузеппина! – Что случилось, Оресте? – Иди-ка сюда! Такая морковь попалась… Ни за что не хочет вылезать из земли! Иди, взгляни-ка… – Ив самом деле, большущая какая ! – Давай сделаем так : я потяну морковь , а ты тяни меня за куртку. Ну готова? Взяли! Еще, еще! Тяни! – Лучше я потяну тебя за руку, а то куртка порвется. – Давай за руку. Ну сильней! Нет, никак не вытяну! Позови-ка сына, а то я уже весь выдохся… – Ромео! Ромео! – зовет Джузеппина. – Что случилось, мама? – Иди-ка сюда! Да побыстрей! – Но я делаю уроки. – Сделаешь потом, а сейчас помоги! Смотри, вот эта морковка никак не хочет вылезать из земли. Я потяну отца за одну руку, а ты за другую, а сам он потянет морковку . Может, так и вытянем… Оресте поплевал себе на ладони, потер руки, собрался с силами. – Ну готовы? Раз-два! Взяли! Тяните! Ну еще! Еще! Нет, ничего не получается… – Это, должно быть, самая большая морковка на свете , – решила Джузеппина. – Надо дедушку позвать на подмогу! – предложил Ромео. – А ну позови! – согласился отец. – Мне одному не вытянуть. – Дедушка! Дедушка! Иди-ка сюда! Да поспеши! – Спешу, родной, спешу… Да только нелегко мне… В твои годы я тоже быстро бегал, а теперь… Что стряслось? Дедушка прибежал запыхавшийся и уже усталый. – Тут у нас выросла самая большая на свете морковка , – объяснил Ромео. – Втроем не можем вытянуть. Поможешь? – Как не помочь, родной! – Сделаем так, – сказал Ромео . – Ты тяни меня, мы с мамой потянем папу, а он морковку … Если и на этот раз не вытянем… – Ладно, – согласился дедушка, – погоди только… – А что? – Да вот положу трубку в сторонку. Нельзя же делать сразу два дела. Надо или курить или работать, не так ли? – Ну начали! – сказал Оресте . – Все готовы? Раз-два! Взяли! Еще раз! Еще раз! Взяли! – Ой, помогите! – Что случилось, дедушка? – Не видишь разве – упал! Поскользнулся и упал. Да к тому же прямо на трубку… Бедный старик даже штаны себе прожег. – Нет, так ничего не выйдет, – решил Оресте. – Ромео, а ну-ка сбегай к Андреа да позови его на помощь. – Пусть уж тогда придет с женой и сыном – всей семьей, – предложил Ромео. – И то верно, – согласился отец. – Надо же, какая морковища … Про такую можно и в газету сообщить. – Может, телевидение позовем? – предложила Джузеппина. Но ее никто не поддержал. – Телевидение… – проворчал Оресте. – Лучше позовем соседей и вытащим ее сначала… Короче говоря, пришел Андреа, пришла его жена, пришел их сын, правда, еще совсем маленький – пятилетний мальчик, так что силенок у него было немного… Л тем временем уже все село прослышало про большую морковку . Шутя и переговариваясь, люди потянулись к огороду. – Да это вовсе и не морковка , – сказал кто-то , – тут у вас кит сидит! – Киты в море плавают! – Не все! Я видел одного на ярмарке… – А я видела в книжке… Люди подзадоривал» друг друга : – Ну-ка, попробуй и ты, Джироламо, – ты же у нас силач! – Я не люблю морковь ! Предпочитаю картошку. – А я – фрикадельки! С шутками да прибаутками тянут-потянут, а вытянуть не могут. Уже и солнце к закату клонится… Первый конец А морковку так и не вытащить ! Все село пришло помогать, а не вытащить! Собрался народ из соседних сел – ни в какую! Пришли люди из дальних сел, а морковка ни с места . В конце концов обнаружили, что большая морковка проросла через весь земной шар, а на противоположной стороне Земли ее тянет другой крестьянин, и ему тоже помогает вся деревня. Так что получилось как бы перетягивание каната, и конца ему, видно, никогда не будет. Второй конец Уже и солнце к закату клонится, а они все тянут и тянут. Наконец вытянули! Только и не морковку вовсе , а тыкву. А в ней сидят семь гномиков-сапожников и шьют башмачки. – Что же это такое? – рассердились гномики. – С какой стати вы отнимаете у нас наш дом и нашу мастерскую! Ну-ка, суньте тыкву обратно в землю! Люди испугались и убежали. Все убежали, кроме дедушки. Он и спросил у гномиков : – Нет ли у вас спичек? У меня трубка потухла. Подружился дедушка с гномиками. – Я бы с удовольствием, – сказал дедушка , – перебрался жить к вам в вашу тыкву. Не найдется ли там места и для меня? Услышал это Ромео и закричал издали : – Если ты пойдешь туда, дедушка, то и я хочу! И Джузеппина закричала : – Ромео, сыночек, я за тобой! И Оресте закричал : – Джузеппина, а как же я без тебя! Гномики рассердились и скрылись под землей вместе со своей тыквой. Третий конец Тянут они тянут… Народу собралось много – значит, и силушки немало. И вот морковка вылезает – медленно , сантиметр за сантиметром, но вылезает из земли. И такая она большая оказалась ! Чтобы отвезти ее на рынок, понадобилось двадцать семь грузовиков и один трехколесный велосипед. Нет такого дела, которое было бы не под силу людям, если они берутся за него все вместе и работают дружно и весело.



Просмотров